Если вспомнить времена 1990-х и то, как тогда удавалось приобретать игры, то первым дело в голову приходят образы с прилавками, на которых выставлены разнокалиберные ярко оформленные диски с заманчивыми заголовками «200 игр», «Лучшие 50 игр на русском», «1000 и одна игра» и тому подобными. Но наряду с россыпью пираток — которым стоит сказать спасибо за возможность приобщиться ко многим хитам — существовала и небольшая доля лицензий. Оригинальные названия частенько творчески переиначивались на русский язык, а порой даже сами игры менялись — так было, например, с Legal Crime (Чикаго, 1932: Дон Капоне), графику которого в нашей версии основательно перерисовали и выглядеть стратегия стала симпатичнее (как мне кажется).
Ниже речь пойдет о гонках, а точнее их поджанре — top-down racing — Excessive Speed также переведенная силами студии Snowball Interactive и изданная компанией 1C под русским заголовком — Не тормози!
По хрустящему морозу
Поспешим на край земли
И среди сугробов дымных
Затеряемся вдали
Игра вышла в 1998 году, а издана на русском языке была уже в 1999. Это было время активного использования 3dfx железа. Правда данная технология могла делать картинку грубоватой и слабовыразительной, что случилось с Micro Machines V3 (впрочем, у той хватает своих плюсов). Не тормози! — пример максимального использования возможностей двухмерной графики: здесь каждая трасса сочная и детально прорисованная локация с характерными объектами, (такими как пролетающее НЛО на «Станции МИР»). Впрочем, в отличие от Ignition или 3-D Ultra Radio Control Racers, окружение трассы не вовлечено в процесс гонки — нет интерактивности. То есть здесь нет объектов, могущих помешать автомобилям следовать своим маршрутом. Хотя кому помешать? Виртуальные пилоты хорошо знают трассу, весьма грамотно управляют болидами, а вот человек-игрок ещё должен вдоволь насладиться красотами обстановки вокруг и запомнить каверзные повороты. И вот один из своеобразных недостатков проекта — пышность разрисованного окружения иногда налезает на дорогу: наша машинка просвечивает сквозь препятствие, но всё-таки это немного мешает правильно управлять движением.
Специфика top-down гонок в чем-то необычна: здесь не может быть такой симуляции как в гонках с видом от первого или третьего лица. В этом жанре акцент более всего смещен на аркаду вплоть до обилия разбросанных там и сям бонусов, грамотное применение которых помогает игроку достичь победы. Это уже больше роднит подобные игры с головоломками: побеждает не столько мастер руля, сколько знаток «заклятий», умеющий подгадать удачный момент для их применения с максимальной для себя пользой.
В первую очередь бонусы делятся на пассивные и активные. Пассивные — зелёного цвета и срабатывают сразу, как их подобрали. Это и щит, ремонт, невидимость (хотя тут она действует как неуязвимость) и ряд других. Активные — различные символы белого цвета, требуют активации (по умолчанию — клавиша Ctrl). С помощью клавиши Shift подобранный бонус закрепляется и не заменится в случае проезда мимо другого (пассивные бонусы эффект накладывают отдельно, так что их можно спокойно продолжать подбирать). Многие активные бонусы — оружие. Попадание стреляющих бонусов в цель почти всегда сбивает автомобиль с курса, так что вполне можно получить ещё и дополнительный урон от столкновения с бортом трассы или другими автомобилями.
Все трассы небольшой протяженности, что превращает каждый заезд в стремительное и захватывающее состязание. Только начиная играть ещё приходится мириться с постоянными поражениями: совершать повороты следует моментально из-за чего машинки порой сильно заносит, а любое промедление для восстановления прежнего курса снижает шансы выйти в лидеры. К счастью, AI-соперники порой тоже совершают ошибки, но в остальном они чётко держатся дороги и могут срезать дорогу там, где это возможно. Для игрока плюс в том, что AI-соперники не сосредотачивают внимание только на игроке — чем порой грешит ИИ в других играх — и с удовольствием грызутся между собой. Остаётся лишь ловить удобный момент и вырываться под шумок на первое место.
У автомобиля есть здоровье, которое теряется при столкновениях с
бортами трассы или машинками соперников, а также в результате попадания
бонусных атак. В помощь здоровью среди бонусов есть частичный и полный ремонты, а также щит,
После взрыва, автомобиль восстанавливается в течение 2-3 секунд и едет
некоторое время с эффектом неуязвимости как призрак — пропускает сквозь
себя снаряды и сам проезжает насквозь автомобили соперников. А вот
срезать так трассу не выйдет =) Но даже такая малая потеря времени может снизить шанс на победу.
Таким образом для демонстрации хороших результатов нужно запомнить топологию трассы, приноровиться красиво вписываться в повороты, может даже найти пару-другую способов срезать путь (как на трассе «Свалка»).
Каждая трасса предлагает три вида состязания: собственно гонка, заезд на время — соревноваться будем с призрачным автомобильчиком, стремясь побить его рекорд заезда; и заезд на аккуратность, в котором малейшее касание бортика приводит к взрыву машинки, и при этом надо прийти к финишу раньше очередного «призрака». Победы дают звёзды, набрав нужное число которых игрок открывает следующую трассу. Также есть режим гран-при, который недоступен с самого начала. В этом режиме не столь важно приходить первым, сколь важнее набрать большую сумму очков за все заезды. Режим чемпионата — предложит попытать свои силы в прохождении всех 14 трасс одним духом. За победу дают жизнь, чтобы в случае проигрыша было больше попыток реванша. И последнее — коллективная игра, при которой экран монитора дробится и можно играть хоть вчетвером за одним ПК,
Автопарк игры бедноват, зато каждая машинка запоминается.
Каждый автомобиль действительно будет ощущаться при управлении немного иначе. Так как моделей мало, то в гонках частенько участвуют "клоны", но камера всегда держит в центре автомобиль игрока.
В игре также есть свой секрет — мини-игра «мухобойка». По экрану летает муха, а курсором мышки её можно прибить. Каждая прихлопнутая муха даёт очки и пополняет таймер. За прохождение мини-игры открывают суперджип «Чародей». Признаться честно мои старания на этом поприще были всегда тщетны: однажды нет-нет, да и не успеешь прихлопнуть муху, когда уже был близок к заветному потолку очков. (Уже точно не помню, сколько мух потребуется прибить для этого: 100 или 150?.. Дерзайте!).
Это как раз такой случай, когда о проекте почти нечего добавить — одни воспоминания на уровне приятных чувств тех лет. И уж наверняка среди top-down гонок есть примеры ещё более оригинальных и интересных проектов. Хотя бы знаменитый Rock n' Roll Racing! Тем не менее перед нами образчик приятной и типичной игры 90-х. Такие игры как Не тормози! обычно не становятся дорогими брендами, но для всех игроков, заставших их в своё время, они могут навсегда занять особое местечко на полке, чтобы «поиграть, тряхнуть стариной» по настроению и зову сердца прожженного геймера.
Лучшие комментарии
Прошу кататься.
Давно здесь ничего не публиковал, а с тех пор уже и редактор обновили. Для изучения на практике новых возможностей редактора решил накатать небольшой обзор по игре прошлых лет.
Про мух не знал. Спасибо. Набил чуть более 999 и получил джип. Прикольно
Игра детства. Играли в четвером на 486 у друга. Было весело)))