Одинокий и израненный морпех движется по темному коридору огромного завода в удаленной колонии. Он сжимает в руках винтовку, напряженно вслушиваясь в мерное постукивание датчика движения. Вокруг него темнота и смерть. Вдруг, размеренный звук поиска целей на датчике сменяется тревожным пиликанием - кто-то есть рядом. Морпех оборачивается, но в коридоре только он. Точка на датчике быстро приближается к позиции солдата. Морпех вертится как волчок, пытаясь понять, где же противник, но точка исчезает, добежав до центра датчика. На этот раз пронесло.
Если при прочтении вышенаписанного у вас в голове очень отчетливо проигрывалась картинка в стилистике и духе картин Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона, то, вероятно вы фанат вселенной Чужих или, во всяком случае, одной из первых картин о ксеноморфах. В таком случае, вам стоит обратить внимание и на Aliens vs. Predator. А если же первый абзац для вас просто generic описание из очередного НФ-хоррора или триллера, то смело идите мимо - игра с огромной долей вероятности вам просто не зайдет. Но в любом случае, что для тех, что для других, ниже я поделюсь своими впечатлениями от игры Aliens vs. Predator 2010 года выпуска.
Чужая территория
Сразу хочу отвлечься и закрыть один вопрос. Дальше я буду делиться своими эмоциями и впечатлениями об игре, так что это скорее набор личных мыслей, которые зачем-то вылились на бумагу (на экран), но никак не полноценный обзор. Мне просто нравится прохождения игр завершать именно таким странным способом, ставить точку, подводить итог и формулировать его в текстовом виде. Но конечно же, в этом тексте я попытаюсь подумать и о том, кому понравится Aliens vs. Predator, а кому не очень. Ну и еще момент: до этого я публиковал подобные заметки в стиме, в качестве небольших ревью, а в блоги я решил податься от того, что в паровом магазинчике теперь не получается публиковать обзоры, судя по всему из-за происходящих в мире событий. И если в ревьюшках в стиме чисто психологически было проще публиковаться, так как там это просто ни на что не претендующие заметки, то тут все как будто бы сложнее, в силу того что, здесь статьи никуда не теряются и гораздо проще найти с чем сравнивать, про тот же AvP уже написал огромный материал Илья Шарифов, а тягаться с действующими авторами SG в написании текстов про игры идея так себе. Поэтому, мало ли, если вы зашли сюда в поисках каких-то серьезных материалов по чужим против хищника, то лучше сходите почитайте текст Ильи. А если вы здесь что бы почитать мысли любителя и, возможно, оставить после прочтения конструктивную критику, то, так сказать, welcome.
Чужая душа - потемки, сделаю вам чуть-чуть посветлее
Вообще, не могу про себя сказать, что всю жизнь был поклонником серии (или хотя бы одной из них), смотрел в детстве фильмы, играл во дворе в хищника и морпехов и т.д. На самом деле, хоть сколько то близко я познакомился с серией только после выхода как раз той самой игры, про которую сейчас делюсь мыслями. Я был обычным школьником, слегка задротского характера, читал Игроманию и очень хотел играть во все, что попадает в мое поле зрения. А попадало туда в основном то, что обозревал тот славный журнал. Ну и в стиме как раз где-то в районе 10ого года стали принимать рубли. Так что я брал все что было со скидкой и все что было в журнале. Так и попала ко мне AvP. Иии... Как и многие игры, в которые я тогда играл, я пролетел ее залпом и забыл. Помню что было скучно стрелять, интересно отлавливать людишек за чужого и очень круто прыгать в камуфляже с ветки на ветку за хищника. Но, не смотря на то, что игра забылась (не в последнюю очередь из-за того, что в той же Игромании её выставили как какое-то недоразумение, которое не должно было существовать), игра оставила довольно теплый след в душе, и теперь, когда я решил перепройти её, я нажимал на кнопку "Играть" не без удовольствия и предвкушения. Особенно сыграло роль и то, что я посмотрел фильмы о Чужих (Прометея, Чужого Ридли Скотта, Чужих Дэвида Кэмерона, Чужой: Завет) и стал каким-никаким фанатом вселенной Чужих (но не Хищника, тут я по прежнему выступаю как самый простой обыватель со стороны).
Мы больше не чужие
И вот, я стал старше и мудрее, стал фанатом Чужих, стал относиться к играм в целом немного по-другому. Что же поменялось для меня в AvP? Начнем с того, что теперь игра для меня стала гораздо больше работать как НФ-триллер (во всяком случае за десант). Из-за того, что атмосфера теперь для меня знакома, многие вещи стали восприниматься иначе. Для примера можно вернуться к самому первому абзацу этого текста. То, что я там описал - вполне реальная для меня ситуация из игры, непосредственно геймплей. Да, это лишь маленький кусочек, эдакая вспышка атмосферности и хоррорности, и в целом, если брать даже только кампанию десантника таких эпизодов не много. И чем ближе к концу тем их меньше становится. НО. Но. Лично для меня впечатления об игре складываются как раз из таких ярких вспышек, пусть и коротких.
Вот мы, как было описано, крадемся по коридору за морпеха, вот мы за него же сжигаем королеву чужих, вот мы за чужого выслеживаем и убиваем одного за другим всех десантников в колони, а гражданских скармливаем фейсхаггерам, вот мы за хищника скучно и монотонно рубим ножами все наступающих чужих.... Чувствуете, что-то выбивается из ряда?
Чужеродный предмет
Вот тут кроется второе изменение: кампания Хищника теперь превратилось из крутой в самую скучную. Она во всех смыслах просто выбивается из всей игры. То, что в юности казалось очень крутым, а именно прыжки по деревьям и уступам в камуфляже, футуристичные примочки для охоты на крупную дичь, ощущение того что ты огромная злая машина для убийств, все это теперь вызывает сильнейшую скуку. По порядку: прыжки в камуфляже конечно круто, но только не тогда, когда из этого состоит 50% геймплея, а другие 50% из дико неудобного и вязкого кромсания наручными ножами орд чужих и чуть-чуть десантников. Футуристичные примочки для охоты конечно очень круто, но только не тогда, когда заряда энергии, за которую они используются, хватает на 2-3 выстрела, а для перезарядки приходится искать энергоячейки и смотреть каждый раз на безумно долгую (по ощущениям) анимацию поглощения энергии (да после середины кампании появляются еще диск и копье, но все равно, до появления копья совершенно не хочется каждый раз бегать заряжаться, а после появления копья, ты ничем другим уже не захочешь пользоваться).
Быть огромной злой машиной для убийств конечно супер круто, но только не тогда, когда три десантника разносят тебя за секунды на нормальном уровне сложности, махание основным оружием (когтями) вызывает только боль и желание выключить игру, а визоры для обнаружения людей и чужих делают ориентацию в пространстве в разы сложнее. И в итоге из всей кампании за хищника в памяти остаются только вспышки скуки и дискомфорта (в плохом смысле этого слова), а сама кампания ощущается как что-то, что добавили в игру ради галочки и после разработки основной игры. Даже сюжет, который здесь в принципе для галочки, в кампании хищника ощущается на уровень ниже, чем в двух других. Мотивация и фокус внимания скачет как у трехлетнего ребенка - то мы зачем-то прилетаем на планету, потому что брата Хищника убили, то мы вдруг выслеживаем какую-то странную тварь, то мы вдруг узнали про древний микрокомпьютер, который попал к людям, а то мы в целом хоти уничтожить все к чертям, потому что это место осквернили люди. И ладно бы, эти цели были в такой последовательности, но начальство протагониста то вспоминает, то забывает про них самым непредсказуемым образом. Не исключаю, что если бы я испытывал к Хищникам такие же теплые чувства как к Чужим, то я бы и к их кампании относился бы по-другому - атмосфера фильмов, вероятно, сделала бы свое дело. Но, как есть, так есть.
Один среди чужих
Ну, поругался и хватит. Теперь хочу еще немного порассуждать про кампанию десанта. Я уже упоминал, что благодаря изменившемуся восприятию, эта часть сюжета для меня стала работать в разы лучше. Если бы это был обзор, я бы наверняка сделал бы здесь упор на то, что это скучный шутер, никакой хоррор и довольно банальный сюжет. Но я здесь для того, что бы поделиться впечатлениями, поэтому оставлю это за скобками и отмечу лишь то, что стрелять по прежнему скучно. НО. Пресловутая атмосфера фильмов решает для меня все. Когда ты идешь по знакомым коридорам (знакомым скорее по ощущениям и антуражу), а датчик шумит также как в кино, ты хочешь-не хочешь, а погружаешься в атмосферу фильмов. И плевать, что чужие здесь убиваются легко и просто, в конце концов если хочется атмосферы именно первого фильма то есть шикарнейшая Alien: Isolation, здесь же больше про вторую часть, где чужих было сильно больше одного. Соратники мрут как мухи, что конечно не всегда логично, ведь здесь мы не просто рядовой, а совсем зеленый курсант, но зато играет на руку ощущению безысходности.
К тому же, в отличие от двух других кампаний здесь есть очень запоминающиеся уровни, например мне лично запала в душу миссия сопровождения (внезапно), где нужно с пулеметом (опять прямиком из фильма!) пробираться по руинам хищнического храма к разбившемуся челноку. Ощущение, что ты сквозь кровь, пот и орды врагов продираешься к потенциально выжившим союзникам все также для меня работает на погружение и дает плюсов в копилку игре. Под конец зачем-то правда чужих заменяют на андроидов, но там буквально один эпизод, так что ладно. А, ну и еще как минимум один вау-эффект я испытал, когда уже во втором эпизоде тебе предлагают расправиться с королевой чужих. Сначала ты продираешься через улей, так же как в фильме, ища командира отряда, а затем избавляя его от мучений, а после вылетаешь прямо в гнездо к королеве, где безжалостно ее сжигаешь. Лично для меня это как раз из тех ярких вспышек, которые врезаются в память и формируют итоговое впечатление от игры.
Мисс чужая 2010
Но что для меня не поменялось за 10 лет, так это впечатления от кампании за Чужих. Я вообще, гораздо больше фанат первого фильма, где чужой ощущался умным, хитрым зверем, способным истреблять целые корабли, колонии и возможно даже планеты. Эдакий ультимативный хищник (забавно), который способен взять не только силой, но и хитростью. И вот здесь, в кампании за чужого, это ощущение передается просто отлично. Точнее не за чужого, а за чужую - мы играем за самку, Шестую, которую заприметил сам Вейланд.
С самого начала мы ползаем по потолкам коридоров, по вентиляции, по канализации и другим темным и тесным местам. Мы выслеживаем и убиваем любых пригодных в пищу существ, не ради трофеев или сохранения особенно крутых технических примочек, а для того чтобы есть, жить и для того что бы наша Королева нами была довольна. Конечно же, это не внутриигровая мотивация, но ощущения именно такие. И вот именно по ощущения прекрасно все, ты буквально чувствуешь себя в шкуре зверя, внушающего не менее звериный страх людишкам. В отличие от кампании Хищника, за Чужого я испытывал удовольствие от каждого уничтоженного противника, от каждого скормленного лицехвату гражданского. Здесь и фаталити ощущается не каким-то затянутым и необязательным элементом, а чуть ли не искусством, уж очень они сочные.
По описанию все выглядит просто шикарно, на деле же, если отбросить эмоции, то тоже можно ко многому придраться. Например, навигация не слишком удобная, постоянно теряешься в коридорах, особенно когда по близости нет жертв, на чью ауру можно ориентироваться (хотя я для себя это оправдал тем, что подобные звери наверное и правда лучше понимают куда бежать по запаху жертвы и без него теряют ориентир). Или еще можно отметить, что в самом пространстве тоже не так просто перемещаться, верх и низ то и дело меняются местами (хотя лично я довольно быстро привык). Ну и главный минус - эта кампания самая короткая из трех и единственная оставляет чувство, когда тебе хочется чего-то еще.
Не для чужих?
И в итоге, впечатлений игра у меня оставила не мало. И спектр их велик. От отвращения до восхищения. Но, хочу еще раз повторить - это именно впечатления, нечто эфемерное, не всегда базирующееся на чем то объективном. Со мной можно не согласиться и я сам это отлично понимаю, и даже понимаю в каких моментах. Например, кому то кампания Хищника может показаться лучшей из трех, кто-то вспомнит, что многие расхваленные мной вещи были гораздо лучше в старых играх из начала нулевых, кто-то скажет что игра в целом отвратительна и недостойна ни грамма внимания. Но. Я проходя Aliens vs. Predator получил гораздо больше удовольствия, чем негатива, и я определенно готов рекомендовать игру, но не всем. Я уверен, что фанатам первой части фильма про ксеноморфа игра подойдет - ощущения от игры за Чужого оставляют самый сильный след после прохождения. Я подозреваю, что игра зайдет и тем, кто любит вторую часть, от Кэмерона - кампания за морпеха довольно хорошо передает атмосферу фильма. Я не уверен, что игра понравится тем, кто фанатеет только по Хищнику или по вселенной Чужого против Хищника - тут все же и кампания получилась скучноватой, да и в рамках серии игр это далеко не самый выдающийся проект. И я точно считаю, что у тех, кто никак не сталкивался ни с Чужими, ни с Хищниками, данный проект вызовет лишь недоумение, зачем вообще нужно было делать что-то подобное - в отрыве от атмосферы фильмов игра просто на просто сама посредственность. Хотя есть конечно крошечный шанс, что вы, так же как и я, заинтересуетесь вселенной именно после этого проекта. Но шанс крайне мал.
Лучшие комментарии
AVP образца 2010 года неплох, но уступает AVP 2 по атмосфере. Жалко, что его как то все пропустили, или проигнорировали, очень мало кто оценил по достоинству.
Ну да и Isolation лучшее воплощение вселенной чужих, не только в рамках видеоигр, но и в сравнение с кино, лучшее продолжение франшизы. ИМХО
Жаль, что действительно интересных самобытных проектов по франшизе больше не было
За морпеха играть очень страшно и действительно этот писк Чужих добавляет гнетущую атмосферу в этой игре. Ну и датчик движения конечно.)))
Вообще игра с самого начала даёт понять, что морпех жёстко прикурит.