14 июля 2022 14.07.22 10 16K

Humankind, или Как я перестал любить и разочаровался в игре

+17

 Блог посвящён тому, как я после недавней катки сгорел от игры. Но вместо того, чтобы в десятый раз снести игру, я решил высказать всё что о ней думаю.

Тут должен был быть блок «первый раз», но лучше накину немного моего бэкграунда. Вроде как люблю 4X стратегии, но играю в них не так много. Подсел на жанр с пятой части Цивилизации, в которую играл много и по-разному, мультиплеер пробовал только с друзьями, но против «бессмертных» ботов и прочее не пробовал. Из игр студии, выпустившей Humankind, не мало играл в Endless Legend, и немного в Endless Space 2 (оказывается 4X в космосе ощущается как другой жанр). Пробовал другие игры жанра (4 и 6 цивы, Stellaris, Old World), не зацепило. Humankind буду много сравнивать с перечисленными играми.

Завязка

С момента первых анонсов сильно хайповал по игре. Информация о ключевых фишках рисовала в моём воображении прекрасные картины. Было понятно, что Humankind станет развитием (спойлер: не совсем) идей Endless Legend, но с уклоном в менее фэнтезийну и более популярную серию Sid Meier’s Civilization, этакий «убийца цивы».

Литературно я
Литературно я

Первые катки не то что не разочаровали, а превзошли все мои лучшие ожидания. За исключением некоторых багов (да, спавн нефти, это я о тебе говорю!) игра казалась идеальной. Искренне не понимал хейта к ней, особенно к главной фишке, смене культур, самый частый аргумент против которой звучит как «Ну капец типо нИлаГИчна, вот я был древним китайцем, развился в римлян, закончил вообще американцами. Игра кал. Не то что моя любимая цива, где я в 19 веке инками уничтожил ядерными бомбами французов». Радовался финансовому успеху студии Amplitude, они к нему долго шли, и получили, то что заслужили.

В своём непонимании ситуации даже зашёл в обзоры Steam. В основном против игры аргументы были слабые, но даже положительные обзоры иногда предупреждали, что оценка поставлена с натяжкой. Толкового из обзоров ничего не вынес, но запомнился один интересный поинт: «генератор мира вообще не похож на Землю, а скорее на Ауригу». Тут вынужден согласится, есть что-то чуждое в форме континентов, даже самые не реалистичные параметры в пятой циве выдают более похожий на Землю ландшафт, чем стандартные в Humankind. Возможно с тех пор я начал подозревать, что с игрой что-то не так. А возможно после того, как начал играть в неё чаще.

На сцену выходят фишки и другие игры

Как и было сказано выше, смена культур стала главным козырем Humankind. Подобного я не припомню ни в одной стратегии. Звучит странно, непонятно, невероятно? Но чувствуется… вполне нормально. Не то что-бы восхитительно, и кардинально что-то меняет, но уместно и достойно.

Игра разбита на эпохи: Неолит, Древность, Античность, Средневековье, Раннее Новое время, Индустриализация, Современность. Начинаешь игру с одним юнитом кочевников, и исследуешь окрестные земли. Очень хорошая находка, не надо рашить первый город, и есть время выбрать его расположение. Чтобы перейти на следующую эпоху, необходимо набрать 8 «звёзд», путём прироста населения, постройки округов, убийством юнитов, изучением технологий и т. д. При переходе выбираешь культуру, получаешь от неё уникальный бонус (больше пищи на реках, сильнее юниты и прочее), округ и юнит. А также «ульту», которая зависит от типа культуры, например, воинственные могут мгновенно призывать юнитов из городов/аванпостов ценой населения.

И вроде можно внезапно сменить вектор развития по ситуации, что бывает полезно. Сами культуры не прямо уникальные, но достаточно разнообразные (не то что большая часть цивилизаций в пятой циве). Однако, в большинстве случаев всё упирается в циферки. Не скажу, что эта часть реализована плохо, очень странные и неординарные штуки сложно придумать в таком реалистичном сеттинге. В Endless Legend и Endless Space из самых уникальных фракция могу выделить: расу големов, которые размножаются и лечатся деньгами (не используют пищу вообще); расу теней, которых не видно на глобальной карте, и которые боятся технологий (не получают очки прогресса, но могут покупать технологии за деньги в древе технологий); расу жуков, которые вечно хотят жрать и вообще являются воплощением фразы «Peace Was Never An Option», ибо такой опции у них нет.

Регионы самой популярной пользовательской карты в редакторе. Кто отгадает что это - тому печенька!
Регионы самой популярной пользовательской карты в редакторе. Кто отгадает что это - тому печенька!

Далее, регионы и города. Мир в Humankind и Endless Space поделён на регионы некоторой площади, на которых могут быть или не быть ресурсы, чудеса природы и прочее. В одном районе только один город. Такой баланс мне нравится гораздо больше, чем расширение по клеткам в циве, где «твои» ресурсы могут отойти ушлому соседу. В Humankind также можно строить аванпосты любым юнитом. Это всё ещё считается твоей территории при занятии, а также можно за влияние купить добычу ресурсов на этой территории, избавляя от необходимости строить город «Верхние Зажопья» только ради добычи урана. Города не состоят из одной клетки, и для эффективной его работы необходимо его достраивать округами: земледельческими, производственными, торговыми, научными. Также, на один район можно строить уникальный округ, который обычно даёт неплохие плюшки, и гавань (да, для того что-бы быть морским городом не нужно быть вплотную к мор, как тебе такое, цива 5?). Города могут состоять из нескольких районов, что окончательно превращает Humankind в градостроительный симулятор. Нет, правда, эта механика мне нравится больше всего, своеобразная игра в игре.

Но что мы всё о хорошем? Поговорим о дипломатии! Ещё одна фишечка Humankind это претензии. Сосед занял соседнюю территорию? Кинь ему претензию, пусть либо отдаёт, либо вы получите бонус к военной поддержки. Последняя используется для объявление «честной» войны, и собственно решает, кто победил. Вот конкретно эти штуки не плохи, за исключением моментов, когда почему-то тебе на одну и туже территорию объявляют претензии несколько раз. Есть ещё претензии разрыва договоров, внезапного нападения, можно угнать территорию с твоей культурой или религией. Но я же обещал о плохом, так ведь?

В целом взаимодействия с другими цивилизациями достаточно ограничены: предъявить претензии, повоевать, заключить мир, пакт о ненападении, открыть/закрыть границы, показать карты, торговать ресурсами, заключить союз. Всё. Взаимодействия в союзе вообще смешные: скидка на торговлю ресурсами, +5% к культуре, +5% к науке и общая логистика. Целых пять процентов, Карл!!! Причём боты зачастую жопятся даже на такие сверхвыгодные предложения. А логистика при войне полезная да. И в Endless Space, и в Endless Legend есть торговля технологиями, городами (планетами), просто золотом, и ещё полоска была с вероятностью принятия. После хорошей дипломатии для 4X жанра получаем такой огрызок, но с парой хороших идей. При том, что ООН или подобного нет вообще ни в одной игре Amplitude, большое упущение. Такими темпами соскучишься по запрету цитрусовых и крабов.

Слышь, сдайся.. пожалуйста
Слышь, сдайся.. пожалуйста

Полотно, вместо третьего акта

Дальше, больше. Поговорим о такой эфемерной вещи как баланс. То что сложность влияет лишь на количественные характеристики ИИ это уже, к сожалению, стандарт индустрии и этим никого не удивишь, особенно в стратегиях. Один раз играл на быстрой скорости и на сложности на одну выше средней. Соседний ИИ чуть ли не в самом начале почти уничтожил меня, спасло лишь то, то он делал только всадников, которые не могли заходить в город. Боюсь представить что творится на последней сложности, проверять я конечно не буду.

Но это даже не главная претензия. Тут будет сложно, и начать придётся с примеров цивы. Вообще при должной сноровке, в пятой части не очень сложно сделать убер-город, который и самый населённый, и строит чудеса за 4 хода, даёт самый ощутимый прирост к науке, культуре, да ещё и золота. Это, конечно, не очень хорошо, но в целом достаточно легко «сесть на два стула» (или больше), например, сделать город или цивилизацию топом в производстве и науке, и клепать навороченных юнитов, но мало, так как не хватит денег на содержание. В Humankind с этим очень странно.

Влияние. Используется для постройки аванпостов (цена прогрессирует с каждым регионом), превращения аванпоста в город, добавление региона к городу, принятия общественных институтов. С этими опциями проблем нет, мне при любых раскладах, даже специально не качаясь в престиж хватает на адекватнее развитие (да, к конце игры остаётся 10 не принятых институтов, но большинство из них мало что дают). Также за влияние можно поглотить город. И вот тут начинается странности. Во-первых, цена за это просто запредельная, даже при выборе культуры «престижной» (от которой на самом деле не такой большой прирост). Во-вторых, цена растёт постоянно, за каждый новый округ, за население, за постройки, причём и за поглощаемый город и за город-поглотитель. Адекватным методом остаётся в двух нужных городах начать производство только юнитов, и ждать примерно одну эпоху, за цену около 10 новых аванпостов, 5 общественных институтов (цены приблизительные). Как итог, опция не нужна из-за своей цены, проще уничтожить ненужный город, разграбив площадь своей армией (да это так делается, никаких кнопок уничтожить город), построить аванпост на том же месте, и поглотить его, выйдет и быстрее и дешевле во всех смыслах.

Но это была претензия к бесполезной опции, рассмотрим деньги. Тратятся на содержание юнитов, покупку ресурсов. И как с престижем, тут проблем нет. Проблема в выкупе зданий/юнитов. Заоблачная цена, которая при этом растёт от текущего хода. И тут уже главные прирост в деньгах дают торговые культуры, и торговля со всеми ресурсами (без них будет сложно поднять бабла). В циве, к примеру, цена на всё была фиксирована, но больше +200 золота за ход было набрать сложно, при этом поднакопив денег, можно с нуля неплохо продвинуть город. В Humankind на выкуп танка может уйти ВВП страны за ходов 10, при этом сам район построится за хода 4. Не то чтобы у вас никогда не будет деньги на выкуп, но необходимо хорошо вкладываться в экономику.

И самое сладенькое, наука. Стандартная ситуация, когда можно перейти в новую эпоху, изучив четверть или треть текущих технологий эпохи. Или половину, если вкладываться в науку (желательно при этом выбирать соответствующую культуру и использовать «ульту», переводя деньги и производство в науку). К последней эре отставание становится очень заметным, и приходится строить кучу, кучу, прям огромное количество научных округов. Для сравнения, в одном городе у меня было 10 научных округов, и всего 2 производственных (да, это были коксовые заводы, которые равны примерно трём ремесленным, но всё же). И такая картина была примерно в каждом городе, что позволило мне изучать технологии в целых 2 раза быстрее!!! При увеличении количества округов раз в 5, и постройки кучи зданий на науку.

И такая ситуация везде. По хорошему, чтобы быть «имбой» в своей области, нужно всё время, каждую эпоху вкладываться в одну сторону, при этом развитие между эпохами толкает скорее к успехом с разных сторон. Странная ситуация. На несколько стульев сесть не просто, причём в других играх студии такого разрыва не чувствовалось, как и в цивилизации. Не знаю, хорошо это или плохо, для меня это выглядит странно и неприятно.

К юнитам тоже есть пара вопросов. Морские юниты, ввиду невозможности самостоятельного захвата городов, да и того, что вдоль побережья мало кто застраивается, становятся не очень полезным. Не то чтоб в циве, если карта не архипелаги или острова была другая ситуация. Авиация. Тоже как по мне, слишком дорогая и бесполезная штука, учитывая, что нужно отдельно строить аэропорты. В циве можно содержать авиацию без оного, и содержания стака бомбардировщиков здорово упрощала осаду и защиту городов.

И ядерное оружие. Для производства, нужно изучить технологию, добыть разнообразные ресурсы, найти большую свободную, но занятую твоим городом территорию, построить хотя бы один, а желательно 3 национальных проекта, построить шахту, и после этого можно смело пускать ракеты. На 18 клеток при постройки Термоядерной Ракеты, со всеми завершёнными проектами. Это среднее расстояние от центра района до центра другого района. В итоге, дорогущая штука, способная моментально стереть всё живое в районе, но при этом радиус позволяет дотянутся максимум к вплотную прилегающему району. Словами не описать как я первый раз разочаровался, построив ракету. Пришлось лезть в интернет, чтоб выяснить причину, почему я не могу её запустить, не сразу понял, что дело в радиусе. И нет, её можно переместить только между ракетными шахтами. В циве радиус тоже небольшой, но и не предполагался запуск ракет из города, а с помощью специальных юнитов. Но при этом город не сносило прям к чертям собачьим, да и не было прикольного мультика при запуске.

Отступление про моды. Хвала создателям, модинг этой игры очень простой. Качаешь архив с модом с сайта, разгружаешь в папку игры и всё, без регистрации и смс так сказать. Есть мод для исправление радиуса ядерного оружия, и мод, на прогрессирующую сложность ИИ.

DLC, ещё один краеугольный камень жанра. Так как поддержка игры ещё идёт, сложно сказать наверняка что будет. На данный момент DLC представляют из себя тематические культурные паки, новых механик не вводящие. Что на самом деле жаль. В циве 5 без некоторых DLC играть сложно, ибо оные добавляют кучу механик. В играх Endless Space и Endless Legend дополнений настолько много, что лучше новичкам играть некоторое время без них. В Легенду, как по мне, вообще невозможно стало играть со всеми дополнениями, да и без них игра смотрится хорошо. Хочется верить, что разработчики добавят новых механик, но не как обычно, а в меру.

Некоторые итоги

Пришло время суммировать всё это полотно в более короткий вид, и добавить ещё кое чего.

Плюсы:

  • Новый подход к выбору фракций. Уникальная механика, которая, надеюсь, повлияет на жанр.
  • Города. Районы. Кварталы. Жилые. Массивы. Тоже очень хорошее решение, докрученное до ума после Endless Legend. Хотелось бы видеть подобное чаще. Лимит городов мягкий, т.е. при его превышении даёт прогрессирующие штрафы. Достаточно сбаланированно.
  • Моды. Для скачивание не нужно даже регистрации, для установки нужно лишь знать папку, в которую распаковывать архив, для активации — нажать кнопку в меню, всё очень просто. Но прямо крупных модов я не заметил, одни переписывания цифорок и добавление своих культур.
  • Карты. Можно делать свои карты, и делиться ими там же, где и модами. К слову, где-то половина «модов» — это карты. Я пробовал только огромную Землю, она очень хороша.
  • Загрязнение. При постройки некоторых зданий и районов, в городе и на планете добавляется загрязнение. Лечится посадкой лесов и постройкой заповедников (они строятся только на особых клетках). Есть несколько этапов загрязнения, в том числе и такой, при котором происходит геймовер. Порог, однако, слишком большой, не пробивал ни один из них.
  • Чудеса. Да, эта игра починила такую сломанную штуку. Никакого раша кто первый построит чудо. Теперь нужно сначала купить за влияние права на это чудо, но после этого его может строить только тот, кто это сделал (или тот, кто захватил город, в котором оно строится, тоже интересная штука). Чудеса и национальные проекты можно строить всей страной, что очень круто.
  • Куча мелочей. Ролики при начале, комментарии рассказчика, ролик запуска ядерного оружия, подведение итогов в конце с самой разнообразной информацией и графиками: самая долгая война, лучший город, количество выигранных битв и побеждённых юнитов, а так же свой график для каждого параметра. Делает игру более тактильной и личной.
Как вам размеры интерфейса?
Как вам размеры интерфейса?

Спорные моменты:

  • Ресурсы. В прошлых играх студии с этим было лучше (есть экстракторы, они добывают n ресурса за ход). Да их можно было тратить на броню для юнитов, здания и всё такое. Теперь же требуется определённое количество ресурсов, но при этом они не тратятся, а просто есть. Ну хоть не как в циве.
  • Дипломатия. Её спасают только претензии, и игра из-за этого ощущается пустоватой.
  • Аватары (aka боты с характерами). У каждого бота есть свои преимущества (например, *0.8 культуры для чуда), и качества (агрессивность, вероломность, доверчивость, склонность ставить колонии далеко и прочее). На самом деле я не ощутил особой разницы между разными аватарами. Да и давать ботам дополнительные плюшки помимо сложности — очень странно. Зато вы можете поиграть против Эдгара По.
  • Баланс. Цифры порой очень большие. Разница между ценами для первой и последней технологии может достигать 600 раз, для всего остального картина примерно та же. И это очень сильно бросается в глаза.
  • Битвы. В целом гораздо лучше, чем в циве или Легенде (где вообще сложно было привыкнуть к тому, что происходит). Ландшафт, положение и прочее сильно влияют, не только боевой мощью выигрываются войны. Однако, они очень затянуты, автобой порой творит дичь, интерфейс не очень понятный, не хватает отрисовки радиуса выстрела и ходьбы. Иногда. И почему-то при перемещении юнита экран битвы сворачивается, и не всегда расчёт перемещение корректно отображает доступные точки.
  • Генератор и настройки карты. Как говорилось, мне не очень нравится результат генерации при любых параметрах. Самих настроек много, особенно влияет Новый Свет (зарезервированный необитаемы континент). Однако нет возможности повлиять на независимые города, или настроить какую-нибудь дичь, вроде сплошного ледника. Но можно поставить мирный режим, и превратить игру в градостроительный симулятор.
  • Независимые города. Они же и варвары, если город агрессивный. В целом не хватает взаимодействий с ними, и их взаимодействий с миром. Их города можно купить, влив влияние или деньги, купить наёмников (но они не всегда доступны), поторговаться или завоевать. Они же, если агрессивные, нападают на всё что движется (если, конечно, не повлиять на них), несмотря на соотношение сил, а также грабят. Друг на друга не нападают, города не захватывают. Если мирные, просто бесцельно бродят по карте.
  • Интерфейс. Да, можно докопаться даже к нему. Он большой. Нет, здоровый. Даже гигантский. Ощущение, что игру готовили на мобильные платформы, хотя даже мой ноут вытягивает только пыхтя.

Несмотря на действительно очень интересные идеи, количество спорных моментов перевешивает их, хотя они и не заметны сразу. Игру нельзя назвать плохой, и несмотря на всё, любителям 4X стоит хотя бы попробовать. Начатую катку сложно не продолжить. Но лично мне не хватает реиграбельности, а ещё темп игры мне кажется медленным (анимации, и тормоза из-за недостатков мощностей). И после одной катки я удаляю игру к чертям, чтобы через несколько месяцев скачать её снова. Всем, кто дочитал: не знаю зачем вы это сделали, как то, зачем я это написал. Вот так вот.


Лучшие комментарии

Упс… я тут новенький, не понял как это нормально делается)

Странно, что вы сравниваете Humankind с 5-ой, а не 6-ой Цивой. 6-ая Цива на релизе, конечно, была довольно сырой (возможно, поэтому вас не зацепила), но после выхода дополнений преобразилась в лучшую сторону. Там тоже есть районы (да, позаимствовали из Endless Legend), поэтому город тоже не обязан находиться на море, довели до ума дипломатию (ввели систему претензий, нет такой ситуации, что у меня была на релизе, когда я помогал Ацтекам в войне с Наполеоном, а потом они же обвинили меня, что я обижаю бедную Францию), тоже есть загрязнение (самую большую роль имеет парниковый эффект, в определенный момент льды на полюсах начнут таить, а прибрежные регионы уходить под воду), у ряда наций более интересные особенности, чем в 5-ой, ИИ звезд с неба не хватает, но, в целом, посопротивляться немного может.

И вот проблема Humankind в том, что за вычетом некоторых вещей он слишком похож на 6-ую Циве, но во многих аспектах её проигрывает (например, культура и религия — механики рудиментарные), особенно в реиграбельности.

Да, претензии и загрязнение — это фишки дополнения Gathering Storm, без него играть почти бессмысленно (это касалось и пятой части — там тоже без дополнений игра куцая). Humankind мне хватило на пару партий, потом скучно. Все эти этносы, по факту, просто циферки. Хочется подняться науку? Берешь один. Хочешь денег? Другую. Какой-то уникальной стратегии в зависимости от выбора нации я не видел. В Циве многие (согласен, не все) нации требуют особого подхода. Да, не настолько особого, как, например, Хор Теней (моя любимая раса) в Endless Space 2, но большего, чем в Humankind. Лично для меня, единственная механики в Человечестве, которая мне однозначно нравится больше, чем в шестой Циве, это боевая система.

Пока игра слишком куцая, некоторых механик из шестой Циве в нем нет, а многим из тех, что есть, не хватает глубины.

Играл близко к релизу и, возможно, из-за багов, но борьба с загрязнениями была нешуточной: чтобы не перевалить очередной порог, приходилось к 1 построенному заводу садить 5-7 лесов, что напрочь убило желание возводить «неэкологичные» постройки. Возможно, это был баг, но в следующих партиях я уже таких строений избегал. Ну и требования количества ресурсов достаточно странные: на часть исследований/построек бывало, что не хватало ресурсов, просто из-за того, что их количество привязано к размеру карты: на самой маленькой может оказаться, что нефть на весь мир всего 1, и живи с этим как хочешь) Но повторюсь, я играл примерно месяц-полтора после релиза, не факт что эти проблемы остались.

Как было сказано в начале, сравнивал с тем, во что хорошо играл. В 6 циву играл где-то год назад, когда её раздавали (или были бесплатные выходные, не помню), и только в базовую версию. По тому, что я видел, не соглашусь, что слишком игры слишком похожи. Да, есть механики общие, но реализованы сильно по-разному. На счёт проигрывает, не знаю, в базовой версии нет ни загрязнений, ни претензий (или я их не понял вообще), районы как по мне даже в Легенде лучше, не говоря про Человечество.

Я тоже не знаю, зачем ты это написал и зачем я это все читал. НО было интересно ))). Спасибо за труд!

Да спавн нефти был поломан (исправили), а про загрязнение не помню. А стратегических ресурсов сильно не хватает да, в двух прохождениях мне хватило на всё. В первый раз был мирный режим, и в конце выбрал торговую культуру, и просто выкупал у технологически отсталых ресы. И во второй раз я просто освоил ВСЮ Америку в одиночку (на огромной реплике Земли). В обычном режиме редко прям на всё хватит.

Регионы самой популярной пользовательской карты в редакторе. Кто отгадает что это — тому печенька!

Что за карта?

На счёт однообразности партий тоже заметил, остаётся только надеется и ждать. Подход к дополнением 2К (или Фераксис, не знаю кого винить) меня задолбал в своё время, поэтому врядли попробую шестёрку. А про текущее положение дел остаётся только надеется и ждать (в основном внезапный анонс Легенд 2, хы)

Читай также