23 мая 2022 23.05.22 3 2364

Разбираем Айсберг «Deus Ex»

 

Понятие так называемых уровней айсберга, а вернее их более ранних аналогов, уходит в самую глубину интернет-веков. Ибо всяческие топы, списки и тир-листы, посвящённые абсолютно разным темам, существовали в сети с незапамятных времён, а в последние годы обрели новую популярность. Особенно это касается всевозможных видеоигровых серий, имеющих богатую историю и обширную базу поклонников. Многие из этих франшиз успели обрасти различными слухами и фанатскими теориями, большим количеством занимательных фактов и даже небылиц, распространяющихся в комьюнити на протяжении многих лет. Конечно, подобные айсберги не имеет смысла воспринимать совсем уж всерьёз, но изучать и разгадывать их наполнение зачастую бывает довольно интересно. Поэтому сегодня мы обратимся к одному из таких смысловых колоссов и разберём айсберг, посвящённый всеми нами любимой серии Deus Ex. Внимательно пройдёмся от его довольно понятной верхушки до глубинных слоёв и самых неоднозначных пунктов. 

УРОВЕНЬ 1

Lockpicking Glitch – Широко известный внутриигровой баг из оригинального Deus Ex, с помощью которого можно сэкономить огромное количество отмычек и мультитулов без прокачивания соответствующих характеристик. Для этого сразу после начала взлома нужно открыть любое всплывающее меню, например инвентарь, и подождать некоторое время, разнящееся в зависимости от сложности замка. В результате при выходе из инвентаря он будет открыт всего одной отмычкой, даже если игрой требовалось куда больше.

0451 – Код 0451 отпирает дверь в будку связи неподалёку от вертолётной площадки рядом со штаб-квартирой UNATCO в первом Deus Ex. Сама же по себе эта легендарная комбинация, уходящая корнями к оригинальному System Shock, является своего рода визитной карточкой почти всех иммерсив симов и многих других игр, разработанных выходцами из студий Looking Glass, Ion Storm и Irrational Games. Более подробно обо всём упомянутом можно узнать в отдельном ролике на канале, посвящённом этому коду и его истории.

Ending 4 – Четвёртая, так называемая секретная концовка Deus Ex, на деле являющаяся забавной пасхалкой. Для её получения в консоли игры нужно активировать режим читов и на экране с финальными титрами ввести команду DANCEPARTY. После чего можно будет лицезреть безудержное веселье и танцевальные таланты различных NPC под бодрую клубную музыку Александра Брендона.

Deus Ex Predicted 9/11 – Довольно противоречивая фанатская легенда, гласящая о том, что Deus Ex, чей релиз состоялся летом двухтысячного, предсказал печально известный теракт с Башнями Близнецами в Нью-Йорке, произошедший 11 сентября 2001 года. Причиной для её возникновения послужило отсутствие силуэтов двух этих небоскрёбов Всемирного торгового центра на линии горизонта города, который можно рассмотреть во время самой первой миссии, разворачивающейся на Острове Свободы. К тому же во внутриигровых записках якобы можно найти упоминания о том, что Башни близнецы стали жертвой очередной атаки террористов на Нью-Йорк задолго до событий первого Deus Ex. И с одной стороны, об этих самых ограничения текстур, о том, как создавался задник локации города и сюжетном объяснении исчезнувшего Торгового Центра дизайнер Харви Смит действительно рассказывал в интервью IGN, датирующимся 2003 годом. Но в то же самое время никаких прямых упоминаний терактов в отношении именно ВТЦ нет ни в самой игре, ни даже в Библии проекта, а сведения об имеющихся в движке ограничениях на размеры текстур скайбоксов попросту не соответствуют правде. Мало того на скриншотах ранних версий Deus Ex можно запросто обнаружить пропавшие здания, как на локации Острова Свободы, так и в качестве плейсхолдера за окнами офиса Версалайф в Гонконге. Да и сама по себе эта текстура из ресурсов игры никуда не девалась даже в релизной версии. В общем, понятно, что ничего непонятно. Но факт отсутствия башен остаётся фактом. К тому же глупо отрицать, что первый Deus Ex во многом предвосхитил накрывшую США после событий 11 сентября истерию вокруг террористической опасности, сопровождавшуюся невиданным доселе закручиванием правительством демократических гаек внутри страны. 

В ранних сборках Deus Ex башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке было просто завались.
В ранних сборках Deus Ex башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке было просто завались.

DXHR TF2 Items – Наверное сейчас мало кто уже вспомнит, но в 2011 году в преддверье выхода в свет Human Revolution в рамках её рекламной кампании проводилась специальная акция. В ходе которой каждый предзаказавший игру в Steam получал уникальный комплект скинов для второго Team Fortress. Состоявший из нескольких аксессуаров для персонажей и набора оружия, среди которого в том числе можно было найти дробовик Widowmaker и револьвер Diamondback.

Deus Ex PS2 – Несмотря на то, что первый Deus Ex частенько попадает в список лучших за всю историю игр для персонального компьютера, на деле он не так уж и долго оставался ПК эксклюзивом. Его консольный порт для второй PlayStation, получивший подзаголовок The Conspiracy, вышел уже весной 2002 года и обладал рядом интересных особенностей. Вроде более качественных моделей NPC, улучшенных визуальных эффектов, освежённого саундтрека, новых CGI-роликов и многого другого. Кстати, в недрах канала уже некоторое время продолжается подготовка обширного видео, посвящённого этой версии игры, поэтому более подробно о «Деус Эксе» на PS2 мы поговорим отдельно, хоть и несколько позже.

Grenade Climbing – Как говорится «не баг, а фича» оригинального Deus Ex, позволяющая взбираться по вертикальным поверхностям на любую высоту без использования лестниц, ящиков или других легальных вспомогательных инструментов. Вместо всего этого применяются гранаты, обладающие в DX возможностью прикрепляться на стены. Запрыгнув на зафиксированную гранату и расположив следующую прямо перед собой, можно в свою очередь вскарабкаться уже на неё, параллельно деактивировав и вернув в инвентарь первую. И так до победного конца. Сам по себе подобный метод карабканья является эталонными примером богатейшей эмерджентности первого Deus Ex. Во многом обусловившей его популярность среди игроков и являвшейся одним из главных постулатов геймдизайна студии Ion Storm.

Quotes – Растаскивать на цитаты речи персонажей из любимых видеоигр уже давно стало доброй традицией. Учитывая же особенности озвучки диалогов в оригинальном Deus Ex, не удивительно, что из него их надёргали огромное множество. Одним из главных генераторов юмора в этом направлении, естественно, явился сам главный герой игры - стоик JC Denton. Не являющийся большим любителем книг, всегда готовый искренне посочувствовать чужому горю и не особо жалующий попрошаек. 

Leo Gold is Bald – Старая, бородатая шутка, посвящённая волосяному покрову на голове лидера террористов из NSF, захвативших груз Амброзии на Острове Свободы. Заключается она в том, что в личном досье указано, что Лео Голд побрит налысо. Когда как на самом деле полковник является коротко стриженным брюнетом с вьющимися волосами. Причина же всей этой неразберихи довольно прозаична и объясняется тем, что после изменения более ранней модельки этого персонажа разработчики попросту забыли поменять описание его внешности в файле.

"Лысый" Лео Голд.
"Лысый" Лео Голд.

Did Deus Ex release on the 17th or 22nd? – Путаница с точной датой выхода первого Deus Ex, впервые всплыла в обсуждениях поклонников серии на фоне двадцатилетнего юбилея игры. Поводом для её возникновения послужили отличающиеся в разных источниках числа, указанные в качестве релизных для проекта. Семнадцатое июня, двадцать второе и даже двадцать третье. Изучив эту тему поподробнее, можно сделать вывод, что скорее всего 17-го числа Deus Ex, как это говорили раньше «ушёл на золото», а 22-го состоялся уже его фактический релиз. Дата в виде 23 июня же и вовсе является ошибочной, хоть она и указана на некоторых страницах игры, включая википедию.

УРОВЕНЬ 2

Superjump Glitch – Второй уровень айсберга встречает нас очередным багом из первой части. Позволяющим с помощью аугментации для ног совершать скачки на невероятную высоту. Для получения этого эффекта нужно установить приращение Speed Enhancement, активировать его и подпрыгнуть. После чего поставить игру на паузу, перейти в настройки и выбрать пункт меню Game Options. По возвращении к геймплею высота прыжков JC значительно увеличится. Мало того баг можно суммировать, и, повторив комбинацию с меню несколько раз, взмывать буквально над всей локацией.

DXMD Dota 2 Items – По аналогии с уже упоминавшимся особым комплектом предметов для Team Fortress 2, посвящённым релизу Human Revolution, летом 2016 года за предзаказ Mankind Divided раздавали тематические наборы комментатора для второй Доты. И не абы какие, а озвученные голосом самого Адама Дженсена в исполнении канадского актёра Элайаса Туфексиса. 

Beta Anna – Оснащённая механическими имплантами агент UNATCO Анна Наварре в более ранних версиях игры имела несколько иной облик модельки. Начиная совершенно другой одеждой и стрижкой под каре a-la, Майор Кусанаги, заканчивая встроенным в аугментацию левой руки модульным блоком с автоматическим карабином калибром 7.62. Что характерно это была не первая смена внешности персонажа Наварре, ибо в ещё более ранних прототипах она и вовсе выглядела абсолютно иначе.

Unreal Revolution – Под названием Unreal Revolution в 2011 году вышел небольшой пародийный мод для оригинального Deus Ex, в саркастичном ключе высмеивающий некоторые геймплейные элементы и особенности Human Revolution. Его жёлтый цветовой фильтр, вспомогательную подсветку интерактивных объектов, систему укрытий, метки заданий и многое другое. Кроме этого, в моде появилась регенерация здоровья, полноценное прицеливание и возможность совершать скрытные устранения в ближнем бою. Довольно забавная, хоть местами и чрезмерно сгущающая краски пародия от олдскульных фанатов серии.

White House Mission – Локация не вошедшей в финальную версию игры обширной миссии, происходившей в Белом Доме, была одной из первых реализованных разработчиками на мощностях движка Unreal. Работа над ней велась ещё в начале девяносто восьмого, а годом спустя связанную с президентом США миссию демонстрировали во время презентации на выставке Е3. В итоге от неё пришлось отказаться из-за технической невозможности воплощения детализированной области такого большого масштаба без дополнительных подзагрузок, да и сюжет игры к концу девяносто девятого претерпел серьёзные изменения. Кстати, именно с Белым Домом связана одна из фанатских баек о том, что деятельностью студии Спектора и использованием её сотрудниками реальных чертежей здания якобы заинтересовалась Секретная Служба США. Так это или нет на самом деле, по-прежнему остаётся загадкой, ибо разработчики отвечают на все связанные с Белым Домом и федеральным агентством вопросы довольно уклончиво.

Резиденция американского президента в игровом редакторе. 
Резиденция американского президента в игровом редакторе. 

Matrix Mode – Режим Матрицы – это одна из многочисленных пасхалок в оригинальном Deus Ex, связанная с читами. Так, если активировать их и на экране титров ввести знаменитую фразу из одноимённого фильма, посвящённую ложке, которой на самом деле нет, все текстуры в игре заменятся на бегущий зелёный код, который пробудивший свои силы избранного Нео впервые увидел в сцене финального поединка с агентом Смитом в первой Матрице.

Deus Ex Bible – Библией Deus Ex в фанатских кругах принято называть постоянно дополнявшийся и дописывавшийся дизайн-документ проекта, на протяжении разработки существовавший в нескольких воплощениях, сменявших одно другое. Также к Библии относят и составленное руками фанатов обширное исследование игры, перекликающееся с интервью разработчиков из студии Ion Storm порталу GameSpy. К слову, обо всём этом и многом другом в подробностях можно узнать из большого и обстоятельного видео на канале. Рассказывающего о Deus Ex Bible, вырезанном контенте и прочих оставшихся за кадром интересных фактах.

Unatco Path – Тема возможности присоединения к UNATCO в качестве альтернативной линии развития основного сюжета в первом Deus Ex, поднимается среди поклонников DX на протяжении уже очень долгого времени. Причиной для появления подобных обсуждений является оставшийся в игре диалог между JC и Полом Дентонами, происходящий во время очередного посещения Нью-Йорка, в ходе которого главный герой отказывается становится на сторону террористов. Для его получения игроку необходимо собственноручно убить Хуана Лебедева, оставить в живых Анну Наварре и получив очередную порцию доказательств довольно спорных действий UNATCO, вместо активации предупреждающего NSF сигнала вернуться обратно к брату. Помимо этого диалога (заканчивающегося, по сути, ничем, ибо единственным шансом продвинуться после него дальше по сюжету в любом случае остаётся лишь стандартный маршрут) о планировавшейся возможности присоединиться к Бобу Пейджу, а следовательно, и UNATCO в одном из интервью упоминал и сценарист Deus Ex Шелдон Пэкотти. Правда речь шла не о полноценной линии истории, а о некой вырезанной за несколько месяцев до релиза катсцене связанной с этим решением. Скорее всего это была одна из ложных концовок, так и не вошедших в финальный вариант игры. Ибо ни в каких из ранних дизайн-документов нигде не фигурировало такого рода развития сюжета, к тому же подобное его ветвление потребовало бы колоссальных затрат человеко-часов на создание альтернативных способов прохождения миссий, дополнительных диалогов и массы другого контента. Учитывая поздние сроки, о которых вёл речь Пэкотти, всё это выглядит крайне маловероятно.

Adam Jensen is a clone in MD – Довольно известная фанатская теория о том, что главный герой Mankind Divided на самом деле является созданным иллюминатами клоном оригинального Адама Дженсена, погибшего после крушения арктического комплекса Панхея. Целью клона, очевидно, является уничтожение коллектива Джаггернаут и его загадочного лидера хакера Януса. Максимально подробный разбор этой теории также можно найти на канале в виде отдельного ролика.

Fire extinguishers in multiplayer – В этом пункте отмечается интересная особенность поведения огнетушителей на картах для мультиплеера из первого Deus Ex. Ведь вместо того, чтобы тушить предметы, они наоборот поджигают их. Именно поэтому в наборе стандартных уровней для сетевой игры огнетушители на локациях полностью отсутствуют.

JC wearing Blade’s outfit – Забавный факт, на который мало кто из проходивших оригинальный DX обращал своё внимание. Присмотревшись к внешнему облику главного героя JC Дентона, можно заметить, что его одежда практически один в один повторяет наряд охотника на вампиров Блейда из первой части одноимённой кинофраншизы.  Разве что перекрашенный из чёрного в тёмно-синие и голубоватые оттенки цветов.

УРОВЕНЬ 3

JC = Jesus Christ – То, что инициалы кодового имени протагониста первого Deus Ex могут быть отсылкой к «Jesus Christ», то есть Иисусу Христу, приходило в голову многим из фанатов серии. Подтверждение же этому удалось получить, лишь в 2017 году во время сессии ответов на вопросы Уоррена Спектора в рамках его выступления на конференции GDC. Как оказалось, «Jesus Christ Denton» возник вовсе не на пустом месте, но стал отсылкой к излишне заботливому знакомому писателю Уоррена по имени Брэдли Дентон. Кстати, в самой игре эту фразу произносит директор FEMA Уолтон Симмонс.

Invisible War was supposed to be better than the first game – Судя по всему в этом пункте речь идёт о предрелизных обещаниях разработчиков, многочисленных интервью и статьях в журналах, видео из ранних версий Invisible War и других источниках информации, при ознакомлении с которыми складывается ощущение, что продолжение оригинального Deus Ex в теории должно было получиться чуть ли не на голову выше первой части. Однако по причине целого комплекса проблем, с которыми столкнулись Ion Storm, в результате вышло то, что вышло. Подробнее об Invisible War, его разработке и финальной версии игры можно узнать в отдельном обзоре, который также есть на канале.

Skipping the Anna Navarre boss fight – Как известно, с одним из боссов первого Deus Ex - Анной Наварре можно вступить в противостояние на разных этапах прохождения, и победить её также имеется возможность сразу несколькими способами. Предварительно заминировав проход в самолёте Хуана Лебедева в миссии на аэродроме. Использовав ключевую фразу для самоуничтожения во время встречи в штаб-квартире UNATCO. Или попросту ввязавшись в бой на любой из этих стадий. Однако, обладая известной сноровкой, агента Наварре можно и вовсе миновать. Одним из нескольких хитрых методов заставив её собственноручно открыть запертую дверь, ведущую наружу из здания.

Moonbase mission – Лунная база является примером ещё одной обширной сюжетной миссии, вырезанной из релизной версии Deus Ex. Предполагалось, что финал игры будет проходить на спутнике Земли, где JC придётся противостоять мощному искусственному интеллекту, вознамерившемуся взять бразды правления над человечеством в роли эдакого заботливого диктатора. Подробности событий на базе нетрудно обнаружить в Библии проекта, о ней ни единожды упоминали разработчики из Ion Storm, а в ресурсах игры можно найти неиспользованные текстуры, относящиеся к этой локации. Миссию пришлось пустить под нож по причине того, что по словам Спектора её выросший из предыдущего дизайн-документа концепт слишком уж сильно напоминал сюжет первого System Shock. Да и в целом она, что стилистически, что с точки зрения геймплея смотрелась совершенно инородно на фоне всей остальной игры. Куда более приземлённой и приближенной к реальности.

Неиспользованные текстуры лунной базы.
Неиспользованные текстуры лунной базы.

Female JC – В наше время только ленивый не знает о том, что согласно первоначальным планам у игрока в Deus Ex должна была иметься возможность выбора пола главного героя JC Дентона. Да и ранние арты его женской версии по-прежнему не так уж и сложно найти в интернете. В итоге реализовать эту задумку разработчикам удалось только в Invisible War, благо стараниями фанатского сообщества не так давно увидел свет мод, довольно качественно интегрирующий женского протагониста и в оригинальную игру.  

Ada AI – Имя Ада носил тот самый искусственный интеллект, с которым главному герою DX предстояло столкнуться во время выполнения вырезанной миссии на Лунной Базе. Сам по себе этот сюжетный ход и противостоявший JC искусственный разум были наследниками ещё более раннего концепта, в котором фигурировала космическая станция, захваченная ИИ по имени Адам.

Project Snowblind – Увидевший свет в начале 2005 года фантастический шутер Project Snowblind изначально разрабатывался в статусе официального спин-оффа серии Deus Ex, а трудившиеся над ним Crystal Dynamics на ранней стадии девелопмента находились в плотном контакте с Ion Storm Austin. Однако по целому ряду причин в итоге от привязки к DX решено было отказаться, и игра вышла в качестве самостоятельного проекта. Тем не менее битком набитого знакомыми для фанатов Deus Ex элементами.

Japanese Deus Ex – Релизная версия оригинального Deus Ex в Японии немного отличалась от привычной всем американской. Различия были связаны с типичным для этого региона упрощением прохождения игры, небольшими вмешательствами в баланс оружия и аугментаций, и некоторыми другими незначительными мелочами, касающимися локализации проекта.

The Grays are monkeys – Предположение о том, что так называемые Серые, которых можно обнаружить в лабораториях Иллюминатов, представляют собой выведенных с помощью генной инженерии безволосых обезьян, высказывает один из техников, работающих в недрах Зоны 51. На самом же деле они являются трансгениками, появившимся в результате экспериментов Majestic 12 по скрещиваю ДНК совершенно разных животных, о чём можно узнать из Библии проекта.

Deus Ex on the Quake II engine – Ни для кого не секрет, что оригинальный Deus Ex, в отличие от своих игр-побратимов, создававшихся на id Tech 2 другими подразделениями Ion Storm, разрабатывался на первом Unreal Engine. Тем не менее одна из ранних реклам проекта ошибочно указывала на то, что он подобно Daikatana и Anachronox якобы тоже базировался на ядре второго «Квейка». 

Реклама Deus Ex на движке второго Quake. 
Реклама Deus Ex на движке второго Quake. 

1.110 Patch – Патч 1.110 возвращает в игру релизные версии карт, а также исправляет некоторые другие ошибки, связанные с освещением, музыкой и прочими мелочами. Всё дело в том, что в результате ошибки архивирования, издания Deus Ex по типу Game of the Year и иже с ними с патчем под номером 1.112fm имеют на борту устаревшие версии карт. Датируемые маем двухтысячного года и несколько переработанные к выходу проекта в свет.

SecurityBot4 – Охранный робот под номером четыре является одним из вырезанных врагов, обладающих схожим с ботом Mark 2 набором характеристик. Причины его исчезновения из финальной версии игры по-прежнему остаются загадкой, однако понаблюдать этого противника в действии можно в отличном моде Give Me Deus Ex.

3D fan made Deus Ex videos – Этот пункт отсылает к многочисленным фанатским машинимам, как снятым на движке самой игры, так и анимационным с 3D стилизацией.  

УРОВЕНЬ 4

Plasma Rifle before GOTY patch – До патча 1.112fm Плазменная винтовка Majestic 12 за один выстрел наносила в пять раз больше урона. После обновления же это оружие стало намного слабее.

DXHRDC on PC is actually the WiiU version – Так называемая режиссёрская версия Deus Ex: Human Revolution изначально разрабатывалась в качестве эксклюзивного переиздания игры для консоли Nintendo Wii U и, помимо всего остального, могла похвастаться связанными с контроллером этой платформы уникальными геймплейными возможностями. Однако на фоне крайне низких продаж Wii U издателем было принято решение портировать переиздание на все актуальные на то время платформы. Интересный факт, о котором помнят немногие.  

Alex Denton hologram – Этот пункт указывает на то, что в отличие от других клонов, которых можно обнаружить в недрах базы в Зоне 51 в конце прохождения первого Deus Ex, тело Алекса Дентона плавающее в резервуаре с раствором является неосязаемым, будто голограмма. Скорее всего это обычная ошибка дизайнеров, но поклонники серии, конечно же, не могли оставить её без внимания и до сих пор пытаются соорудить теорию, объясняющую подобную странность.

Deus Ex trailers – Многочисленные трейлеры оригинального Deus Ex, выходившие до его релиза, в наше время смотрятся довольно забавно. Выполненные в типичном для тех лет стиле, они сопровождаются не имеющей ничего общего с официальным саундтреком музыкой и всплывающими титрами с обещанием доселе невиданного игрового опыта. Кое-где в них также можно заметить ранние варианты некоторых локаций из бета-версии игры.

Area 51 departure song – В файлах первого Deus Ex можно обнаружить неиспользованный в игре трек, очевидно являющийся мелодией отбытия из Зоны 51. Выполненный в едином стиле с аналогичными темами, проигрывающимися при покидании других основных локаций. Учитывая, что в релизной версии проекта сюжет игры заканчивается на этой секретной базе, не удивительно, что трек остался не у дел. Возможно, он имеет отношение к ещё одной ложной концовке, о которой говорил Пэкотти в одном из поздних интервью, катсцена которой запускалась, после гибели JC, как раз таки в Зоне 51. Но точной информации по этому поводу нет.

Deus Ex Frozen Hell – Название Frozen Hell носит незаконченная модификация оригинального Deus Ex и полуторачасовой фанатский фильм. Увидевшие свет в 2012 году и в совокупности, представляющие собой довольно сюрреалистичное творение в лучших традициях «Комнаты» легендарного Томми Вайсо. Крайне специфическое зрелище на большого любителя, тем не менее обретшее изрядную популярность.

GMDX’s code is a mess – По словам некоторых модеров, заглядывавших в код упоминавшегося ранее Give Me Deus Ex, количество ошибок в нём местам попросту зашкаливает. Что отчасти объясняет, почему ранние версии мода сильно критиковались игроками за частые вылеты и возникавшие при прохождении баги.

DXMP – Не смотря на то, что Deus Ex в первую и главную очередь ассоциируется с классическим синглплеерным приключением, он также был не обделен и многопользовательским режимом. Причём довольно интересным, ведь мультиплеер DX во всю эксплуатировал геймплейные особенности основной игры. Что характерно, сетевые баталии в Deus Ex долгое время оставались крайне популярными среди фанатов серии и благодаря их усилиям мультиплеер поддерживается в живых и по сей день.

Special Limited Edition” – Продававшиеся в некоторых магазинах США в 2000 году всего за десять долларов издания первого Deus Ex имели на обложке пометку Special Limited Edition, и на деле являлись странным маркетинговым ходом. Ведь на таком купленном диске игроки, к своему удивлению, обнаруживали всего лишь расширенное демо, но никак не полноценную или улучшенную версию игры. Естественно, это не могло не вызвать недоумения и даже недовольства со стороны обманутых геймеров.

Тот самый "Special Limited Edition".
Тот самый "Special Limited Edition".

Russian Deus Ex – Под русским Deus Ex подразумевается, что первая игра серии в нашей стране выходила как в официальном издании от Нового Диска, так и в пиратском формате с легендарной любительской локализацией от Седьмого Волка.

Billie Adams Shower – Если в самом начале прохождения Invisible War при посещении главным героем его сокурсницы из академии Тарсус Билли Адамс затолкать её в душевую и включить там воду, по какой-то странной причине она начнёт получать урон, и в итоге это процедура попросту убьёт её. В результате чего девушка пропадёт до самого конца игры, но тем не менее будет появляться в сюжетных разговорах по инфолинку. Попытка же посещения мечети в Каире, где при нормальном прохождении происходит диалог Билли и Самана и вовсе повлечёт за собой вылет.

Infowars articles – Специализирующийся на конспирологии и непроверенных новостях скандальный портал InfoWars, а также его основатель и ведущий радио-шоу своего имени Алекс Джонс давно и плотно вошли в фольклор фанатов серии Deus Ex. Экспрессивность речей Джонса, постоянно поднимаемые в обсуждениях темы, связанные с теориями заговора и правительственными тайнами, и в целом тянущийся за InfoWars флёр паранойи, столь присущей DX, не могли оставить поклонников равнодушными. Причём сам Джонс прекрасно осведомлён о существовании этой игровой серии, ибо связанные с выходом её новых частей новости ни единожды появлялись на сайте InfoWars. Кульминации же вся ситуация достигла во времена рекламной кампании Mankind Divided. В ходе которой в одном из трейлеров с живыми актёрами мелькал внешне похожий на Джонса персонаж, выступавший с обличительными речами, пародирующими высказывания радиоведущего, посвящённые запрету на ношение оружия. Естественно, InfoWars также не упустили это из виду и посвятили ролику отдельную новость. Да и в целом параллели между ведущим пиратской радиоволны Лазарем и Джонсом не проводил только ленивый.

System Shock is a sequel to Invisible War – Не слишком понятный пункт, который вероятно намекает на одну из возможных концовок Invisible War. В которой в случае выбора игроком стороны иллюминатов власть во всём мире переходит в их руки. Границы государств стираются, а управлять финансовыми и информационными потоками начинает подконтрольный им искусственный интеллект «Офелия», располагающийся на орбитальной научной станции. Все эти события разворачиваются в 2072 году. В эту же дату согласно хронологии System Shock происходит инцидент на другой космической станции под названием Цитадель, управляемой искусственным разумом по имени Shodan. При этом во вселенной этой франшизы на Земле также уже давно упразднено привычное деление на страны, а власть находится в руках крупнейших корпораций.

Deus Ex Clan Wars – Заголовок Clan Wars на ранних стадиях разработки носил тот самый, в итоге избавившийся от привязки к серии Deus Ex, Project Snowblind, о котором уже упоминалось выше. Согласно первоначальным планам действия спин-оффа должны были развернуться в 2060 году, между событиями первого DX и Invisible War, а игроку предстояло управлять неким Диксоном Дентоном. К сожалению, этот концепт довольно быстро сменился совершенно другой, отдельной историей, и всякая связь с играми от Ion Storm Austin была утрачена.

Предполагаемый главный герой Clan Wars по имени Диксон Дентон.
Предполагаемый главный герой Clan Wars по имени Диксон Дентон.

Deus Ex takes place in one week – Вопрос о времени, в течение которого происходят все события оригинального Deus Ex, также является одной из горячих тем обсуждения среди фанатов. И точек зрения на неё имеется множество. В расчёт берутся расстояния, преодолеваемые чёрным вертолётом Джока, и срок, отпущенный до самоуничтожения аугментаций JC; пребывание главного героя в застенках UNATCO и время суток на локациях, а также многие другие факторы. Но к единому консенсусу в изучаемом вопросе никому прийти так и не удалось. Поэтому вопросительный знак после этого пункта айсберга смотрелся бы точно нелишним.  

Chinese Deus Ex – С изданием Deus Ex на территории Китая также связан один интересный факт. Всё дело в том, что в отличие от материковой части страны, в Гонконге и Тайване игра получила заголовок, который можно перевести, как «Вторжение хакеров». И именно под ним она завоевала свою популярность в этой части света.

УРОВЕНЬ 5

Brawling, communication and stealth skills – Изначально в первом Deus Ex предполагалось наличие большего количества доступных игроку прокачиваемых способностей. Так, например, при просмотре роликов из бета-версии проекта в списке оных можно заметить ближний бой, стелс и даже социальный навык. Подтверждает вырезанную возможность орудовать голыми кулаками и изображение со всеми имеющимися в игре видами оружия, в том числе не дожившими до релиза.

Adobe Flash videos – Любительские и не очень мультфильмы на Flash, имевшие дикую популярность в нулевые годы, конечно же не обошли стороной и серию Deus Ex. Ставшую источником вдохновения для несметного количества юмористических зарисовок. В том числе и от наших соотечественников.

Invisible War beta - Ставшая притчей во языцех бета-версия Invisible War, по-прежнему остаётся одной из главных тем для обсуждения, когда речь заходит о второй части серии. Причиной возникновения этих разговоров являются многочисленные предрелизные скриншоты и видеоролики не самого лучшего качества, содержимое которых значительно отличается от той версии проекта, что отправилась на релиз в декабре 2003 года. Совершенно другой пользовательский интерфейс и модели персонажей, включая главного героя Алекса. Противники и локации, отсутствующие в финальном воплощении Invisible War. Куда более качественные текстуры и динамическое освещение. Возможность перезаряжать оружие и взаимодействовать с окружением. Довольно ощутимые различия, вызывающие стойкое ощущение, что игру сильно порезали на поздних стадиях девелопмента.

Walton Simons is an Adam Jensen clone – Довольно странная и не особо известная теория, гласящая о том, что Уолтон Симмонс из первого Deus Ex на самом деле является главным героем Mankind Divided, выполнившим свою миссию по устранению Януса и присоединившимся к иллюминатам под новыми именем. Базируется она, по сути, на пустом месте, и единственным аргументом в её пользу называют схожие тембры голосов персонажей. Опровержений для этих выдумок можно представить целый ворох, и все они лежат на поверхности.

Oceanlab map is a repurposed moon map – Локация, на которой должна была протекать та самая вырезанная из финальной версии первого Deus Ex миссия на Лунной базе, в переработанном и значительно изменённом виде с большой вероятностью всё же попала в игру. Возможно, именно на её базисе была создана Океаническая лаборатория Majestic 12, посещаемая JC ближе к концу прохождения. Доказательством этого служит её расположение в своеобразном кратере на морском дне, что в случае с Лунной базой помогло бы дизайнерам скрыть ограничения реальных размеров локации на ярко освещённом ландшафте спутника. В дополнение к этому текстура поверхности дна, используемая в Ocean Lab, находится в директории с заголовком Moon. Также косвенным подтверждением можно считать то, что предыдущая миссия в игре происходит на территории военного космодрома Ванденберг, отправка с которого на Луну вполне укладывалась бы в общую структуру сюжета. Да и вписанное в эту канву задание с запуском ракеты на локации с названием Ocean Lab Silo в таком случае тоже имело бы куда больше смысла.

"Лунный кратер" океанической базы в игровом редакторе.
"Лунный кратер" океанической базы в игровом редакторе.

Max Chen on top of a Hong Kong tower – С главой Триады Красной Стрелы Максом Ченом во время выполнения миссии в Гонконге можно встретиться не только в его кабинете в клубе Lucky Money, но и другом совершенно неожиданном месте. Для этого необходимо одним из легальных или не очень способов забраться на крышу здания неподалёку от храма в районе рынка Ван Чай, где и обнаружится одинокий Чен. Находится он там по причине немного костыльной в Deus Ex системы респауна персонажей при переходе игрока с локации на локацию. 

Thomas Dieter – Имя Томас Дитер носит вырезанный из первого Deus Ex персонаж, который в случае гибели Харли Филбена (бессмертного в релизной версии игры) должен был выполнить его роль организатора встречи JC с одним из заинтересованных в сотрудничестве иллюминатов - Стэнтоном Даудом.

Yahtzee’s Deus Ex lyrics part 2 – В своё время среди англоязычных фанатов серии известной популярностью обзавелась посвящённая Deus Ex юмористическая песня, спетая на мотив главной темы игры автором рубрики Zero Punctuation на канале-миллионнике интернет-журнала The Escapist. Обещанного её продолжения поклонники ожидают вот уже почти пятнадцать лет. 

Deus Ex Movie – Слухи об экранизации Deus Ex в том или ином виде ходят далеко не первый год и даже не первое десятилетие, а ведь случиться она могла ещё в начале нулевых. Новости о подписании контракта на съёмки фильма между издателем Eidos и компанией Columbia Pictures начали всплывать в сети ещё в первой половине 2002 года. Но воз и ныне там.

Deep voice in Hong Kong – В этом пункте речь идёт о баге с фразами некоторых NPC в Гонконге, из-за которого их голос становится невероятно низким и звучат они довольно жутко. Происходит это по причине того, что их реплики воспроизводятся в стерео, а не в моно, как у всех остальных персонажей. В результате чего возникает ошибка, связанная с каналами звука.

Unatco Born & Other lost mods – Так и не увидевшая свет модификация для первого Deus Ex UNATCO Born является типичным примером амбициозных фанатских проектов далёкого прошлого, которые, несмотря на массу вложенных в них сил, всё же не смогли добраться до релиза. Множество абсолютно новых и тщательно переработанных старых локаций, переписанный искусственный интеллект противников и виды оружия, не встречавшиеся в оригинале, написанный специально для мода отличный саундтрек и альтернативная линия развития сюжета. Начинающаяся с убийства Хуана Лебедева, подразумевающая продолжение службы в UNATCO и полное подавления сил NSF в разных регионах мира.

PS2 bar music – Как уже отмечалось ранее, саундтрек оригинального Deus Ex в процессе портирования игры на консоль PS2 подвергся обновлению и около-оркестровой обработке. И если основной массе музыки это пошло только на пользу, то вот в треке, звучащем в баре Нью-Йорка, духовая часть просто ужасно фальшивит.

ION Storm mapmaking contest – В 2001 году в честь выхода набора инструментов для создания модификаций студия Ion Storm провела официальный конкурс на лучший пользовательский проект, высокие места в котором заняли такие моды, как The Cassandra Project, Der Zeit Mann и другие.

Paul and Maggie Chow are married – В Библии Deus Ex можно найти подробное описание довольно сильно урезанных в релизной версии гонконгских квестов, связанных с противостоянием местных триад и поисками Трейсера Тонга. Среди прочего становится ясно, что по первоначальной задумке работающая на Majestic 12 Мэгги Чоу должна была выдавать себя за жену Пола Дентона. Делала она это с целью заполучить его тело (живое или мёртвое) для передачи в местные лаборатории корпорации VersaLife. В финальном варианте игры её мнимая связь с Полом была практически полностью вырезана. Хотя при желании, воспользовавшись читами и заглянув за декорации рынка Ван Чай, можно обнаружить оставшегося не у дел NPC, принадлежащего к Триаде Красной Стрелы. При попытке заговорить с ним активируется диалог, в котором как раз и упоминается Чоу в качестве жены старшего Дентона, о которой JC не имеет ни малейшего представления.

Bob Page dying was only the end of act two – Этот пункт отсылает к событиям сюжета из раннего концепта первого Deus Ex, носившего в 1997 году название Shooter: Majestic Revelations. Его история значительно отличалась от финальной версии проекта, а второй акт заканчивался смертью Боба Пейджа от рук агентов зловещего суперкомпьютера.

Terminus Machina – Вдохновлённая классическими киберпанк произведениями фанатская модификация на движке оригинального Deus Ex, помимо всего прочего известная благодаря огромному количеству добавленных в неё нестандартных механик и способностей, вроде крафта, дистанционного взлома, счётчика голода, биохакинга и многого другого.

The Nameless Mode on VICE – Одна из мелодий входящих в саундтрек популярной модификации The Nameless Mod для оригинального Deus Ex с разрешения композитора была использована в ролике крупного документального канала VICE News.

Invisible War beta endings – Под концовками из беты Invisible War подразумеваются немного отличающиеся от версии для ПК финальные заставки игры на первом Xbox. Выполненные несколько в другом цветовом ключе и чуть более детализированные.

УРОВЕНЬ 6

DXMP MMOs – Благодаря усилиям фанатов мультиплеер Deus Ex со временем обзавёлся так называемыми РП серверами, где игроки отыгрывали роли полицейских, бандитов, торговцев и даже обычных горожан. Своего рода самопальная ММОРПГ в любимом сеттинге, поучаствовать в которой мог любой желающий. Некоторые из этих серверов живы и поныне.

E3 Build – Специальный билд бета-версии первого Deus Ex под названием Alpha 2+, собранный для демонстрации на выставке Е3 1999 года. Его сохранившаяся получасовая запись является одним из главных источников сведений о раннем облике некоторых игровых локаций, вырезанном контенте и других интересных деталях, часть из которых упоминалась даже в этом айсберге.

Otchlan – «Отхлань» или в переводе с польского «Бездна» является редким примером фанатской модификации для первого Deus Ex, эксплуатирующей хоррор составляющую. Очень необычный и нетипичный мод, обновляемый автором и по сей день.

Bob Page and Walton Simons had an intimate relationship – Причиной для фанатских шуток об интимных отношениях лидера Majestic 12 и его подручного Симмонса послужила их излишне задушевная беседа в открывающей игру заставке, а также информация о противоречивом сотрудничестве этих персонажей, которую можно обнаружить в Библии проекта. 

Deus Ex 3 & Insurrection – Этот пункт посвящён сразу двум концепциям несостоявшейся третьей части Deus Ex от студии Ion Storm, разрабатывавшейся в период с 2004 по 2005 год. С максимально подробным описанием этих нереализованных вариантов триквела можно ознакомиться в отдельном ролике на канале.

Один из концепт-артов несостоявшегося третьего Deus Ex от Ion Storm.
Один из концепт-артов несостоявшегося третьего Deus Ex от Ion Storm.

The voice in Invisible War’s main theme is singing “Deus Ex Machina” without any consonants – Если внимательно прислушаться к заглавной теме Invisible War звучащей в меню игры, можно понять, что голос пропевает известную латинскую фразу «Deus Ex Machina», используя лишь гласные звуки. Впрочем, вы это уже знаете, если смотрели имеющееся на канале видео с детальным разбором музыки и звука в Deus Ex.

The Desolate Project - Desolate Project должен был стать фанатским продолжением The Nameless Mod – одной из самых известных и популярных модификаций первого Deus Ex. Тем не менее, несмотря на выход бета-версии, его разработка, осуществлявшаяся совсем небольшой командой, в итоге была свёрнута и мод оказался заброшен.

DXHRDC on GOG is spyware – Пару лет назад на форумах GOG велось обсуждение того, что режиссёрская версия Human Revolution из этого магазина постоянно собирает данные пользователя и отправляет их в сеть. Что, как выяснилось, является причиной периодических зависаний и проблем со звуком в игре.

Steve Foxon in Human Revolution – Часто попадающаяся на глаза в Human Revolution бытовая электроника под маркой Foxon является отсылкой и данью уважения композитору Стиву Фокосну. Написавшему саундтреки для нескольких популярных модов на первый Deus Ex. Среди них можно вспомнить Redsun 2020, ZODIAC и всё тот же The Nameless Mod. 

Majestic Revelations – Упоминавшийся выше ранний концепт первого Deus Ex под названием Shooter: Majestic Revelations являл собой картину одновременно и близкую к финальному варианту игры, и в тоже время бесконечно от неё далёкую. Совершенно другая, куда более продолжительная сюжетная линия. Иная расстановка акцентов и персонажей в истории. Механически аугментированный главный герой и зловещий искусственный разум в качестве главного антогониста. Если вы по какой-то странной причине ещё не знакомы с исполинским видео, посвящённым этому дизайн-документу, то рекомендую это исправить в ближайшее время.

Every Copy of Invisible War is personalized – Несмотря на такое конспирологическое название этот пункт скорее можно назвать юмористическим. Высмеивает он техническое состояние и особенности работы релизной версии Invisible War на разных конфигурациях ПК в годы своего выхода. Из-за которых создавалось ощущение, что каждая отдельная копия игры имеет свои собственные баги и ошибки.

Invisible War Revised – Монументальная незаконченная работа по тотальному переосмыслению Invisible War в виде огромного мода, созданного на движке первой части. Используя некоторые из концепций, локаций, персонажей, фракций и сюжетных ходов официального сиквела, разработчик модификации планировал рассказать свою собственную комплексную, интересную историю. К сожалению, дальше двух первых больших миссий в Новом Орлеане и Сиэтле дело так и не зашло, а по форумам модмейкеров же ходит слух, что создателя Invisible War Revised при невыясненных обстоятельствах застрелила полиция.

На этом наш разбор айсберга, посвящённого серии Deus Ex, можно считать оконченным. Надеюсь, вам было интересно вместе со мной разобраться с его многочисленными уровнями и странными пунктами. К тому же никто не мешает дополнить в комментариях весь этот ворох информации какими-то деталями, которые наверняка были упущены из виду.


Лучшие комментарии

По-моему, совершенно нетрудно понять, где фантазии, а где факты. 

огромное спасибо за проделанную колоссальную работу! очень объемно, познавательно и интересно!

с возвращением на SG!

Мне кажется, большая часть этих теорий, это буйная фантазия некоторых фанатов и не более .....

Читай также