18 апреля 2022 18.04.22 32 2629

GTA 4 — важнейшая игра для Rockstar последних 20 лет

+19

Почему именно четвертая GTA является одной из самых важных игр для Rockstar и что делает ее такой особенной? Давайте разбираться и вспоминать — что же такое GTA 4.

Графика и технологии

В 2008 году журналы ставили десятки и называли игрой года, а игроки приносили огромные деньги разработчикам, устанавливая рекордные продажи для всей индустрии. Именно технологический и графический прорывы не оставили равнодушным никого. С этого и начнем.

Реализм и физика — два столпа на которых держится все происходящее. Даже гамма и цветокоррекция выполнены в тусклых тонах, Либерти Сити выглядит приземлённо и обыденно, город словно лишили красок. Несмотря на это — чувствуется живость происходящего.

Графика не уступала сюжетным играм того времени, а то и превосходила. Движок RAGE определил развитие игр студии на долгие годы вперед, благодаря нему — чувствуется огромный прогресс в сравнении с предыдущей частью, особенно в моменты взаимодействия игрока с окружением. Возможно, физика поведения машин далека от реальной, но она такой ощущается, как ощущается и вес железных коней. Детализация повреждений была просто фантастической, хотя подобные повреждения уже были в гоночных играх, но именно в GTA они выглядит даже сегодня — весьма натурально. Технология Euphoria прибавила живости уже игровым персонажам, процедурно генерируя анимации в реальном времени, поэтому люди натурально реагировали на попадания, толчки и удары. НПС в целом стали более разнообразными с визуальной точки зрения. Боевая система стала очень тактильной и современной. Так же было реализовано полноценное глобальное освещение, правда только на консолях, кстати о них.

PS3 версия отличается более мыльной картиной, это связано с различными от Xbox технологиями сглаживания и затенения окружения, а также — PS3 работает в разрешении 640p, Xbox же выдает картинку в 720p. Оптимизация действительно оставляла желать лучшего, так как FPS мог падать до 15 кадров. Что до PC порта, то с ним тоже не все так однозначно. Сейчас играется очень комфортно и на PC идет без проблем, правда так было не всегда. Релиз на PC был так же омрачен оптимизацией, правда она была куда более скверная, чем на консолях. Игра вообще мало у кого работала стабильно. Компьютерная версия имеет более высокое разрешение, более насыщенный трафик и повышенную дальность прорисовки, но некоторые эффекты упрощены в сравнении с консольными версиями, как и глобальное освещение.

Фишки и особенности

Хочется упомянуть некоторые занимательные особенности, появившиеся в 4 части:

· Чек-поинты в заданиях и возможность сразу после смерти перезапустить миссию — отлично экономит время игрока.

· Теперь игра прокладывает маршрут к месту задания, что делает навигацию удобнее, но сам город запоминается хуже.

· Полиция будет искать вас в области преступления, теперь стало куда понятнее как уйти от преследования.

· Интернет, телефон и TV — неотъемлемая часть современной жизни, что как я уже не раз сказал — положительно влияет на реализм происходящего и на общее погружение игрока.

· В игре появился fast travel, что тоже очень удобно для пользователей. Благодаря такси мы можем перемещаться почти из любой точки города до заданий или объектов инфраструктуры.

· Я особо не слушал радио, помимо Владивосток FM, но — в GTA 4 появилась джазовая волна, в радио узнаются популярные песни тех лет, а заглавные темы шикарны. Да-да, именно темы, считаю трек Сереги — второй заглавной темой игры, а возможность услышать в такой игре Сплин или Глюкозу — звучит просто безумно! Наверняка, это было приятной неожиданностью для игроков из стран СНГ. Тем удивительнее, что в игре нет «Полковнику никто не пишет».

· Появился незамысловатый мультиплеер, открывший новые перспективы для Rockstar, что мы и увидели в продолжении.

· К игре вышло два крупных дополнения, которые в сумме занимают часов 10 и представляют игрокам 2 новых героя, которые вплетены в основную историю. ДЛС про байкеров показалась мне скучноватым, но вот баллада о гее Тони оказалась довольно веселой. Наверняка, такой эксперимент с сюжетом показался успешным для Rockstar, что привело нас к трем полноценным героям в GTA 5. Давайте, кстати, поговорим о Нико, Романе и второстепенных героях.

Серьезная история и мораль

При разработке GTA 4 — Rockstar поняли, что могут не только дурачиться в своих главных играх, но и создавать куда менее детские истории, это подарило нам Red Dead Redemption, сотрудничество с Team Bondi и L. A. Noire. Мне кажется, что в истории Нико даже есть мораль, хотя это все может быть мною надуманно, но все же:

Нельзя начать жизнь с чистого листа, если не разорвал все мосты с прошлым — по ходу повествования Нико движет желание заработать и месть. По большей части именно месть заставляет Нико подниматься все выше по криминальной лестнице, пытаясь найти все более влиятельных людей, способных ему помочь. Расправившись с русской мафией, он мог бы оставить убийства в прошлой жизни, но это то, чем у него получается лучше всего зарабатывать. Ограбление банка могло стать тем моментом, когда у него появилась возможность завести легальный бизнес с братом, но как-то не сложилось.

Американская мечта — ложь. Роман рассказывал Нико в переписке, что владеет домом и крутыми тачками, что зависает с красивыми женщинами, но как оказалось — всего этого и близко не было. Роман оказался в Либерти Сити на несколько лет раньше брата, потихоньку-помаленьку смог обзавестись квартиркой и бизнесом. Сам Нико никак не может зажить обычной жизнью, его американская мечта разбилась в первый же день приезда в город.

Зависимость ведет к «безумию» — добрая часть персонажей GTA придурковатые или слегка безумные, зачастую — это следствие их зависимостей. Хотя также понятно, что в таких стереотипах кроется шарм героев. Несмотря на это, Михаил и Элизабета сидят на коксе. Дмитрием, Владом, Рэем и Джимми — движет желание обладать все большей властью. Брюси через чур увлекся стероидами, а Роман проигрывал последнее и влезал в долги из-за азартных игр.

Семья и друзья — это важно. В этом аспекте раскрывается еще одна особенность игры — взаимоотношения с друзьями. По ходу сюжета Нико заводит знакомства ради собственной выгоды, но некоторые становятся его друзьями. В том числе и поэтому Нико выполняет те или иные поручения — он заводит друзей в новом городе и помогает им. После прохождения сюжетных линий некоторых героев, игрок может с ними напиваться или ходить в боулинг. В том числе и с женщинами, с некоторыми можно познакомиться по сюжету, а некоторых получится найти в местном интернете. Неказистый и надоедливый Роман раздражал некоторых, но он часть семьи Нико, поэтому он не может его бросить, поэтому он им дорожит и помогает ему. Отношения — еще одна из особенностей погружения игрока в мир игры.

Учитывая, что в игре не находится применения накопленным деньгам, то может быть Rockstar хотели этим сказать, что наличие денег не имеет смысла, если ты не можешь их с удовольствием потратить, если твой жизненный приоритет зарабатывание денег, то можно в этом увязнуть, забыв про все остальное. Нико постоянно твердит, что нуждается в деньгах, но особо не говорит зачем они ему конкретно, хотя понятно, что для лучшей жизни, но будет ли у Нико жизнь вне гангстерских разборок — вопрос открытый. (Почти наверняка это я уже надумал, но почему-то в игре действительно некуда тратить заработанные доллары).

Основные недостатки

Серьезность пришлась не всем по душе, как и отсутствие качалки и тюнинга авто. В GTA SA, как и в четверке — под сотню миссий. Только в истории Си-Джейя больший хаос и разнообразие игровых ситуаций, а также более очевидное продвижение по сюжету, благодаря смене декораций.

Некоторым не понравлюсь назойливость друзей и ухудшение отношений с ними в случае отказа потусоваться, что в целом не сказывалось на самой игре.

По ходу прохождения не ощущалась прогрессия, игроку не на что было тратить деньги, а в сюжете игрок попросту увязал, что стало для меня главным минусом — провисание сюжета и увлекательности самой игры после первых часов стремительного развития истории. Можно совершенно спокойно убрать несколько второстепенных героев и около 15-20 миссий, где Нико просто отправляется на убийство цели или сопровождает кого-то до места сделки.

Вывод

И так — Почему именно GTA 4 является самой важной игрой для Rockstar последних 20 лет и как она повлияла на другие игры:

· Во-первых — это движок RAGE, определивший развитие игр студии на долгие годы вперед.

· Во-вторых, Rockstar смогли создать серьезную игру и заработать огромные деньги, что подарило нам RDR, даже скорее RDR 2.

· В-третьих, эксперименты по созданию мультиплеера, с последующим развитием в GTA 5.

Пожалуй, это все что хотелось сказать о GTA 4. Если вам было интересно, то можете поддержать меня лайком и комментарием, может быть еще увидимся, пока-пока.


Теги

Лучшие комментарии

Блин, сначала хотел погундеть о том, что самая важная игра Rockstar — GTA III, но у тебя есть читерская приписка про «последние 20 лет»!

Хотя я бы поставил другой вопрос: что важнее — в какой игре появились зачатки чего, что прорастёт дальше, или в какой они были развиты до незачаточного состояния? :hm:

На самом деле, это очень неоднозначная игра. Ей нет равных по части автомобильной физики и симулятивности. Но задания до одури унылые и практически не запоминаются. Я не против мрачного сюжета, но я против того, чтобы гангстерские разборки превращались в рутину. 

Задам встречный вопрос. А что важнее, быть просто самым первым. Или первым, кто 'сделает все правильно'?

Форд Т не был самым первым автомобилем, Айфон не был самым первым смартфоном, NES не была самой первой консолью, DOOM не был самым первым шутером. Но все эти вещи стали историческими, потому что делали вещи правильно.

GTA III была прорывной. Но запомнили бы её так же хорошо, если бы не было Вайс Сити и СА? Не была бы она просто 'той самой старой игрой, которая сделала что-то важное, но играть я в нее конечно не буду'?

вот vice city и san andreas вот это дело, это тот самый гта которые совершили революцию

Бред сивой кобылы.

Vice City — это, по сути, нарративная надстройка над всеми достижениями GTA 3, над всем её по-настоящему революционными концепциями (о которых я битый час распинался в ИК Рокстаров, тут повторяться не буду).

San Andreas — просто технически доведённая до пика Vice City.

GTA III была прорывной. Но запомнили бы её так же хорошо, если бы не было Вайс Сити и СА?

Если бы да кабы бы и вот это всё.

Да, Vice City и San Andreas закрепили успех GTA III, но без её изначального взрывного эффекта — у них не было бы почвы, чтобы пускать туда корни. Глобально — и Вайс, и Андреас ввели в открытый мир GTA III только более стройный нарратив. Игровые механики и прочие штуки они докрутили — да, но не революционизировали. Развили или в сторону удобства или в сторону оптимизации затрачиваемых ресурсов (вон, в San Andreas целый штат из трёх городов засунули на PS2!).

Но базовый (!) подход, все (!) концепции того, как делает Rockstar открытые миры — были заложены в именно GTA III. И работали уже там вполне полноценно, а не просто «зачаточно».

Согласен по поводу трйки (вот и пришлось вводить чит-код), поэтому сиквел статьи будет называться: GTA III — важнейшая игра Rockstar за последний 21 год. ))

Потому что она играется абсолютно аналогично GTA Vice City (за исключением мелких деталей). Потому что там отличный город — мини-Нью-Йорк: атмосферный, отлично спроектированный, разнообразный. Потому что там куча харизматичных персонажей (да, главный герой — марионетка, но вокруг-то сплошь любопытные перцы и перчинки). Потому что есть крутое радио.

Из всего этого устарел только игровой процесс (причём — перестрелочная его часть, равно как и в Vice City, опять же) и молчаливость героя. С позиции «ловить фан в открытом мире» GTA 3 прекрасно работает до сих пор.

Да, и хуже всего, что игра будто бы не понимает чем ей нужно быть — все той же забавной карикатурной аллюзией на современное общество или более серьезной драмой на манер Mafia. Вроде бы, даже концовка наталкивает на мысль " Не потеряв из криминального мира ты не выйдешь", но при этом всю игру ты тврил откровенную дичь.

Ну если бы Томми был многослойным и глубоким персонажем с комплексной мотивацией и т.д., а серия GTA известна и популярна, как крутые сюжетноориентированные игры, а не «те развесёлые проекты, где можно устроить дичайший замес с копами, начитерить танк и устроить биг-бадабум», то я бы согласился.

С мафией хорошее сравнение. Мафия — очень реалистичная игра с серьезным сюжетом. Но я прекрасно помню и миссию в банке, и миссию в отеле, и миссию на корабле, и убийство политика, и разборку на ферме, и ту самую гонку… А в ГТА, которая тоже типа претендует на реализм и серьезность, запомнилась ровно одна миссия, где Нико, переодевшись медбратом, проникает в больницу. И то — только потому, что она была хотя бы минимально оригинальной. Все остальные миссии — приезжаешь на точку, участвуешь в перестрелке. Все.

Это в каком месте на ПК игра играется отлично сейчас? Да, фпс часто выше 60, но периодически он падает, плюс игра часто статтерит. А если поставит дальность видимости выше 70/100, то статтеры просто замучают при каждом движении камеры. ГТА 5 идёт раза в 3 лучше

На 1060 6 Гб все было в полном порядке на фул настройках в 1080p, только в последней миссии не получилось QTE пройти на вертолете, как у человека выше) 

100% 5 часть оптимизирована в разы лучше — факт.

Ну, опять же — не соглашусь на корню.GTA III настолько же «больно» играть, как и GTA Vice City. С точки зрения механики — эти игры практически идентичны, и тут уже вопрос вкуса — нравится тебе дождливый Нью-Йорк или неоновое Майями.

 В вайс сити есть отличный сюжет в отличий от гта 3 где ты по сути пацан на побегушках что выполняет порой безумные миссии а главное у Томми есть личность а клауд это скорее аватар. 

Может сюжет и не настолько крут в вайс сити но  по крайне мере за ним интересно наблюдать ну а в сан андреасе так вообще отличный сюжет с поворотами неожиданными, на фоне где в гта 3 есть только завязка и всё. 

Опять же — ты как заевшая пластинка твердишь про сюжет, сюжет, сюжет. Помимо сюжета в играх серии GTA есть МНОГО всего. Если ты цепляешься только за историю в играх серии GTA, не вижу смысла продолжать этот диалог, потому что это не диалог, а монолог.

Я не думаю, что страх или какие-то другие эмоции применимы к бизнесу. Иными словами, Rockstar, вряд ли, чего-то боятся. Я более чем уверен, что с разработкой 6-й части не торопятся, ибо это убьет GTA 5. Зачем делать конкурента для собственного продукта? 

Самая важная игра Рокстар — GTA5. Шах и мат)

Та я тоже мало что запомнил. Помню полет на вертолете, последнюю перестрелку — ну, где-то в конце игры, вступление и еще пару моментов. Но я играл в сентябре, может, поэтому не забылось. 

В Мафии не было моментов, которые выбивались из общего тона игры, а вот 4-я часть прям сплошь и рядом. У РДР те же проблемы — вроде, драматическая история, тоже с серьезным подтекстом, но за трэшем персонажей и игровых моментов все ощущается как салат, несочитаемых ингридиентов. 

Там прикол в том, что игра заточена под 30  фпс. А в финале на вертолете надо прожать QTE, которое практически нереально прожать при 60 и выше фпс. Я вот финал игры в итоге досматривал на Ютубе.

Читай также