13 апреля 2022 13.04.22 3 2872

История cерии Shin Megami Tensei. Часть 6. Shin Megami Tensei III. Разработка игры и анализ сюжета

+50
Лучший блог недели
1000 ₽
 

В прошлом блоге мы познакомились с историей и миром Shin Megami Tensei 3 Nocturne. По началу все события в игре кажутся бессмысленными и лишёнными какого-либо символизма. Однако это далеко не так, и в игре заложено множество философских идей, поэтому сегодня мы проанализируем каждый аспект истории и каждого персонажа Shin Megami Tensei 3 Nocturne.

Построение мира игры

Давайте начнём с названия — Nocturne. Это многозначный термин, которым обычно описывают музыкальные пьесы. Однако, для нас более важно, что это переходная стадия от ночи к утру. И действительно, всё действие игры происходит в переходной стадии между уничтожением и созданием, в мире под названием Vortex world. Забавно, но на ранних стадиях разработки SMT 3 и вовсе имела подзаголовок «Vortex», что в контексте игры эквивалентно Nocturne. Казума Канэко и вовсе видел в сюжете игры аллегорию на взросление. Момент, когда человек перестаёт быть ребёнком и его наивный мир рушится, зарождая в нём начало зрелости. Также Казума объяснял, что в контексте смысла игры, видит это слово в значении «пролог», как начало нового этапа жизни серии Shin Megami Tensei.

Однако, давайте обратим внимание на то, что создаёт переходную стадию в нашей жизни — разрушение. Дзютай (受胎, Jutai), Conception или же Зачатие является важнейшей частью цикла жизни во вселенной МегаТен. Оно происходит во всех мирах по всей безграничной мультивселенной Megami Tensei, название которой — Вселенная Амалы. Зачатие — это закон, отданный самой Великой Волей. Именно в SMT 3 мы начинаем всё чаще слышать упоминание этой таинственной «Воли», так что это такое?

По сути Великая Воля — это Бог, а Яхве, с которым мы уже знакомы, это всего лишь аватар истинного Бога. Таким же аватаром является Кагуцути, однако Великая Воля дала ему иную роль, а именно создание нового мира. В то время как Яхве получил роль контролировать новый мир. Однако, по сей день мы мало знаем о функциях и сущностях Великой Воли. Мы просто знаем, что она есть, существует во всех вселенных одновременно и следит за порядком вещей.

Однако, в SMT 3 мы можем даже выйти на прямой контакт с Великой Волей. Когда Деми-финд почти доберётся до самого дна Лабиринта Амалы, то он встретиться с Метатроном, почуявший еретика, который пытается помочь Люциферу. В Библии Метатрон был голосом Бога и такую же функцию он выполняет в серии SMT. То есть во время встречи архангела и Деми-финда с Наоки общается истинный Бог — Великая Воля.

Зачатие является порядком, наступающим, когда вся жизненная энергия мира иссякает. После следует полное уничтожение всего живого на земле, а в центре самого Зачатия появляется Кагуцути в форме солнца. Из-за него земля вокруг Божества искажается, принимая форму сферы. И такой вид Vortex World Казума Канэко придумал, вдохновившись конспирологической теорией о полой земле. Нескольким выжившим Кагуцути даёт право сформировать свой Принцип. Но почему люди могут выжить в какой-то больнице? Ну, этот элемент в истории несёт чисто символический смысл. В больницах люди рождаются, страдают и умирают. А Деми-финд и вовсе перерождается в конкретном месте: в морге, так как он, как человек умер, а как демон родился.

Во всех вселенных Megami Tensei земля — это живой организм, который чувствует, живёт, умирает и рождается. Идеальное сосуществование людей и земли в симбиозе и гармонии — когда первые дают земле достаточно Магацухи, жизненной энергии. Однако, как вообще работает передача Магацухи? Во первых неосознанно. Магацухи — это человеческие эмоции, и если люди хотя бы будут просто беспокоится о своей земле, то с ней всё будет хорошо. Однако, где в игре мы видим наибольшие скопления жизненной энергии? Храм Маникинов, Яхиро, но Химороги и Здание Парламента.

Люди лучше будут поклоняться богам в храмах и политикам нежели обращать внимание на истинные проблемы. А Химороги и вовсе означает просто «предмет, которому поклоняются». Также можно вспомнить и Амала Нетворк с храмами Амалы, которые являются олицетворением интернета. Люди начали акцентировать внимание на бессмысленных вещах, никак не помогающих миру. Даже без Хикавы человечество в Nocturne уверено шло к Зачатию.

Разработчики проводят прямую параллель создания мира с рождением ребёнка. Мы и так уже имеем огромное количество символов эмбриона, посмотрите хотя бы на те же Магатамы. Так ещё и Кагуцути нам изначально показывают в форме шара не просто так. Эта форма представляет нам не только солнце, ведь в мифах Кагуцути Бог огня, а также яйцеклетку, куда должно проникнуть семя создания. И да, в игре Принцип иногда так и называют — семя создания.

Более того, история самого Кагуцути крепко связана с рождением. Когда Бога огня рожала Изанами, то Кагуцути во время родов сжёг свою мать заживо. Это идеально перекликается с тем, что Кагуцути появляется в игре, уничтожая старый мир. Более того, если игрок в Лабиринте Амалы повторит сражения со всеми боссами и победит, то на новом прохождении в первой Кальпе Деми-финд встретит Цербера, который приведёт его к Изанаги и Изанами. Именно они создали прошлый мир после прошлого Зачатия. Символизируя то, что Кагуцути уничтожил творение своих родителей, ровно также, как в мифах он убил свою мать. Также за встречу с Изанаги и Изанами Деми-финду дадут дополнительный ход во время сражений.

Анализ персонажей

Перейдём к тем, кто решил вызвать разрушение старого мира: Хикаве и Юко. В этой истории они являются олицетворением Адама и Евы, хоть и крайне искажённым. Они вдвоём, как Изанаги и Изанами, должны были создать новую жизнь, новый мир. Однако из-за того, что они сами по себе искажены, Хикава жестокий эгоист, а Юко слабая лицемерка, их планы рассыпались как карточный домик.

Давайте начнём анализ персонажей, взглянув на само слово Принцип. В оригинале этот термин называется Котовари (理, Kotowari), что означает принцип, теория, логика и разум. Также Котовари на японском произносится точно также, как и «отказ», ведь в игре мы можем и отказаться от того или иного Принципа.

Хикава

Принцип Хикавы называется Сидзима (靜寂, Shijima), что означает «тишина» и «стабильность», что идеально описывает мир, к которому он стремиться. Сам мужчина одет в шикарный смокинг с интересным паттерном, который опять же может намекать на стабильность и полный порядок, где один индивид равен другому. Его причёска создаёт видимость дьявольских рогов, и понятно почему так было сделано, учитывая действия мужчины.

Бог покровитель Хикавы — Ариман пришёл к нам из зороастризма, где он был Богом всего наихудшего: смерти, болезней и так далее. Его часто отождествляют с самим Сатаной. И это интересно, так как мы можем по-другому взглянуть на отношения Хикавы и Юко, ведь мужчина мог просто совратить девушку запретным плодом, а именно обещанием переродить мир, когда на самом деле он хотел использовать её в своих целях. Ровно также как змей или же Сатана, который совратил Еву, чтобы та съела яблоко. А центром Зачатия и вовсе стал Ёёги парк, который символизирует Сад Эдема, откуда выгнали Адама и Еву после того, как они вкусили запретный плод.

Хотя на это можно посмотреть и с совершенно другой стороны. Раз Хикава — это искажённый Адам, который скорее походит на Сатану, то Юко не Ева, а первая жена Адама — Лилит. В мифах девушка сбежала от Адама, так как не желала подчиняться ему. А по некоторым версиям Лилит и вовсе мать Аримана, и в игре именно Юко сыграла ключевую роль в призыве этого божества, хоть и невольно.

По мифам Ариман выглядел, как бык с чешуйчатой бронёй, что изображено в игре в виде рогов и ног, покрытых чешуёй. Однако другие источники изображали его, как классического волосатого черта, чем-то напоминающего обезьяну. От этого образа игровому Ариману досталось телосложение. На ногах у Бога виднеются щупальца, напоминающие паразитов. На кончиках этих тенаклей видно жало, которое скорее всего ядовито. В добавок к этому на голове Аримана находятся трубки, через которые он наверняка может распылять ядовитый газ, а завершают картину типичного вредителя крылья насекомого.

Однако, это вторая форма Аримана, в то время, как в первой он выглядит достаточно аккуратно и спокойно, что пересекается с идеологией Хикавы, однако он таковой лишь до тех пор, пока игрок не покажет, что он достойный соперник Божеству.

Юко Такао

С Юко Такао происходят интересные вещи, ведь она не может создать свой Принцип. Она слаба и имеет в голове только размытое понятие свободы и не может описать его в деталях. Поэтому Богом покровителем Юко становится Арадия, дочь Дианы и Аполлона, которая сражалась за свободу своих поданных. Арадия может лишь ненадолго захватывать тело Юко, и на лице девушки при этом появляются узоры, напоминающие тест Роршаха, ведь из-за несформированной идеи Юко призвала в этот мир несформированного Бога, который никак ей не поможет.

Более того Арадия пришла в Vortex World из Shadow Vortex, Теневой Бури, из мира, где Зачатие не произошло и планета израсходовала все запасы Магацухи, из-за чего мир погрузился в вечную тьму без намёка на жизнь. А в рамках нашего мира Арадия пришла из рассказа, автор которого утверждал, что это религиозный текст и всё написанное там истина. Но ему мало кто поверил, а Арадия стала просто лже-Богиней, как и в SMT 3.

Само прозвище девушки, Дева Творения, отсылается сразу на Еву, чьим основным занятием было рождение детей, а также на Деву Марию мать Иисуса. И неудивительно, что именно Хикава так называет Юко, ведь для него женщина всего лишь инструмент, сосуд для Магацухи, который даст жизнь его Богу, его спасителю.

Тиаки Татибана

Приверженец другого Принципа- Тиаки Татибана, являлась близким другом Наоки. Более того в некоторых дополнительных материалах к игре упоминается, что если бы не апокалипсис, то эти двое начали бы встречаться. Однако, жестокий мир дал девушке шанс стать создателем нового прекрасного общества. Ещё до событий игры, Тиаки была не очень хорошего мнения об Исаму из-за его лени и общалась с ним только потому что Наоки был его другом. А уже в Vortex World она не хотела полагаться на силы Деми-финда, так как считала, что сама должна научиться выживать в таком мире.

Вскоре её крепкая решимость полагаться только на свои силы породила Принцип Ёсуга (縁, Yosuga), что означает «связь» и «тот, на кого полагаются». Имеется ввиду, что в новом мире Тиаки каждый будет уверен в силе другого, а значит взаимопомощь и поддержка в таком мире будет как никогда эффективной. Интересно подметить, что девушка получила силы от Гозу Тенноо, у которого на ранних стадиях разработки тоже был свой Принцип и назывался он Масура, что означает «силу» и «смелось», что схоже с идеологией Ёсуга. Но всё же этот Принцип остался в игре только в виде музыкальной темы Гозу Тенноо, которая так и называется «Масура».

Многие ошибочно описывают Принцип Тиаки, как «путь одиночки», но на самом деле всё наоборот. Девушка только за связи и поддержку — она против того, чтобы слабый полагался на сильного. Поэтому она и отказалась путешествовать вместе с Наоки, так как тогда она считала себя слабой.

Покровитель Тиаки — Бог Баал в некоторых религиях считался истинным, единым Богом или же и вовсе Богом всех богов. Он был ответственен за плодородие, дождь, солнце и войну. Весьма символично, ведь если Тиаки действительно бы стала создателем нового мира, то Баал вернул бы себе звание истинного Бога. Ведь в Библии Баала стали считать ложным Богом, а всех, кто поклонялся ему начали называть мухами, слетевшимися на навоз. И иронично, что в игре Баал может превращать своих противников в мух.

В дизайне также изображено, что когда-то Баал пал, как Бог, ведь у него отсутствует одно крыло и одна рука. Ровно также как у Тиаки, которая пала жертвой собственной слабости, когда Сакахаги отрезал ей руку. По итогу две павшие сущности нашли друг друга и объединились в одно целое, став истиной силой. Из-за чего Принцип Ёсуга, Связь, играет новыми красками. Также в дизайне Баала много кругов, что может отсылать на историю «Цикл Баала», где он ради человечества сражался против Бога смерти Мота. Кстати, один из противников Тиаки, Хикава, имел в своём распоряжении Мота. А чёрные круги могут отсылать на всё то же падение Бога, отображая его раны.

Исаму Нитта

Исаму Нитта представляет кардинально противоположную идеологию — Принцип Мусуби, что означает «окутываться» и «плыть по течению». Также, как и Тиаки, Исаму осознаёт свою слабость, однако свой гнев он направляет не на себя, что бы стать сильнее, а на других. То, что Исаму непримечательный и неинтересный парень не его вина, а вина общества. Ведь он так старается, одеваясь в стильную и дорогую одежду, но обществу всё равно. А в Vortex World и вовсе демоны сделали его заключённым, причём такое повторялось не раз, что довело гнев парня до пика. После этого он окончательно решил, что самый действенный способ перестать страдать из-за общества — исключить общество из своей жизни.

Если в жизнь Исаму никто не будет влезать, то он без каких-либо препятствий станет успешным. Того же он желает и другим людям. Каждый индивид будет жить в изоляции, идя к своей жизненной цели. Исаму неспроста носит ремень, где изображён Азазель — падший ангел, которого отверг рай. Также его называют «Высокомерным Богом», что идеально пересекается с идеологией Исаму, где он хочет жить только ради себя самого. А в библии и вовсе Азазель упоминается, как козёл отпущения, которого сослали в пустынное место в полном одиночестве.

А Богом покровителем Исаму стал Ной, символизирующий спасательный ковчег. Ной похож на новорождённого, а Исаму внутри него находится в позе эмбриона, намекая на незрелость и отсутствие какого-либо развития из-за выбранной самоизоляции. Когда Исаму начал сливаться с Амала Нетворк, на его теле стали видны лица душ старого мира, которые также желают мир полного одиночества. Таким образом само тело Исаму является спасательным ковчегом для этих душ.

В дизайне Ноя также можно разглядеть схожесть с улиткой, когда вовремя сражения у божества отрастают соответствующие рожки, но иронично, что у этой улитки нет раковины, то есть убежища, ковчега. Интересно подметить, что, даже приняв Принцип Исаму, парень всё равно погибнет от рук Тиаки, от рук того человека, который призирал Исаму за лень и бездействие.

Неоднозначность сторон конфликта

Хикава, Тиаки и Исаму представляют собой три разных Принципа в игре, однако среди них не происходит разделения на закон, хаос и нейтралитет, так как в SMT 3 разработчики целенаправленно не хотели включать три эти стороны. В Maniax версии игры приверженцы этих сторон можно найти в Лабиринте Амалы, в аду, где они уже ничего не могут сделать, что как бы намекает.

Кто-то может сказать, что Хикава — это чистый закон, однако его Принцип подразумевает, что все равны друг другу в том числе и Богу, что идёт в разрез с взглядами закона. А вот Тиаки наоборот кажется чистейшим хаосом, однако в её идеологии, выживут только достойные, а это важный аспект как раз-таки закона, и именно поэтому на стороне девушки много ангелов, а в особенности архангелы Гавриил, Уриил и Рафаил. А вот Исаму — нейтралитет, однако представленный в наихудшей форме — он пассивен. Парень слаб и ничего не хочет с этим делать. Такая размытость между хаосом и законом, позволяет больше задуматься об идеологии каждого персонажа, не видя везде крайности.

Заслуженные мученики

Следующими мы рассмотрим Маникинов, тех кому не дозволено породить свой Принцип. Вдохновением для Маникинов послужили бумажные куклы катасиро, изображающие козлов отпущение. По поверьям этими куклами собирали грехи и нечисть, а после сжигали. В игре Маникины несут в себе только негативный посыл, хоть изначально они и давят на жалость. Ведь эти существа собирательный образ самого ужасного в нашем мире — лени. В прошлом мире именно такие люди, как Маникины и привели мир к упадку, а после и к уничтожению.

Их бездействие, слабость и желание перекладывать всю ответственность на сильного — истинный грех всего человечества. Поэтому у Маникинов случаются спазмы, так как они содержат в себе грехи. Также возможно, что Маникины были частично вдохновлены мучениками из Библии. В книге Откровения, когда наступил конец света, души уже мёртвых мучеников начали одевать в белые робы, в ожидании великого суда.

Футомими

Но что тогда с Футомими? Почему у него нет никаких спазмов? Футомими как раз то самое исключение, он действительно желает изменений и стремится к ним. Он силён, поэтому другие Маникины идут за ним. В Maniax версии SMT 3, после смерти Футомими в Кальпе мы можем найти его душу, которая расскажет нам о прошлой жизни этого Маникина. Как оказывается при жизни Футомими был серийным убийцей со сломанной моралью и жаждой доминирования.

Однако, до апокалипсиса он встретил некую женщину, которая согрела его сердце. Маньяк перестал желать убийств, вместо этого он хотел сблизиться с девушкой. Футомими захотел исправиться и пойти по праведному пути. И именно это намерение передалось Футомими после Зачатия, ведь он искренне желал подарить другим спасение, также, как его спасла та девушка. Даже священное место, где молится Футомими называется Мифунасиро, что означает «лодка», ссылаясь на Ноев Ковчег. Даже в самом центре этого храма расположен огромный парус.

Сакахаги

С другой стороны, мы имеем Сакахаги, тоже особенного Маникина, который от своей умершей души перенял более жестокие грехи, нежели его собратья. Поэтому у него тоже есть спазмы, хоть и немного другого характера. Сакахаги срезает и носит на себе лица Маникинов, что отображено в его имени, которое означает способ казни, где с человека сдирают кожу. Это кстати идёт в противовес именем Футомими, которое означает один из способов лечения в китайской культуре.

Душу Сакахаги также можно встретить в Кальпе, где мы узнаем, что при жизни мужчина был успешным бизнесменом, в котором постоянно таилась злоба на общество. И однажды Сакахаги сорвался с цепи из-за какого-то парня, который практически уничтожил карьеру мужчины. Сакахаги думал только о его убийстве, и эта эмоция в полной мере передалась в тело Маникина. А его желание огромного количества Магацухи и доминирования естественно передалось от него, как от успешного бизнесмена.

утомими и Сакахаги показывают нам, что одна случайная встреча, один человек, может радикально изменить другого и в лучшую, и в худшую сторону. Также после смерти обоих по ходу сюжета, забрав их души из Лабиринта Амалы, игрок может создать Футомими и Сакахаги в Соборе Теней, чтобы они сражались вместе с Деми-финдом.

Хидзири Дзёдзи

А теперь давайте взглянем на персонажа, который всю дорогу помогал Наоки — Хидзири Дзёдзи. Если смотреть на картину в общем, то этот персонаж не имеет особого смысла. Он является таким же выжившим, как и другие, но не создаёт свой Принцип и не выражает свою чёткую идеологию. А когда он вдруг полностью осознаёт функционал Амалы Нетворк, его тут же убивает Исаму.

Однако, более понятным этот персонаж становится в опять же Maniax версии Nocturne. В ней мы выясняем, что Поток Амалы проклял Хидзири за непростительный грех, и теперь мужчине суждено умирать и перерождаться в разных мирах. При этом он постоянно будет терять память о старой жизни, чтобы в новом мире он заново ощущал страх перед демонами, смертью и апокалипсисом. Хидзири так поменялся в поведении в последней с ним встрече, именно потому что при помощи Амалы он вспомнил всё и узнал о своём проклятии, и, имея в руках силу Потока Амалы, он надеялся, что сможет изменить свою судьбу.

С Хидзири связана самая популярная теория в сообществе МегаТена, а именно, что мужчина — это Алеф, протагонист Shin Megami Tensei 2. Ведь в конце SMT 2 Алеф убивает Иегову, и Бог также проклинает парня, чтобы тот страдал всю вечность.

И в SMT 3 мы видим одну из жизней Алефа. Однако, эта теория имеет под собой мало веса, ибо Алефа проклял Иегова, а Хидзири Амала. Да, и то, и то порождения Великой Воли, однако это всё же две разные вещи, тем более других предпосылок, что Хидзири — это Алеф нет. И да, то что у обоих длинные волосы вообще не считается за аргумент.

На самом деле смысл Хидзири совершенно в другом, и он весьма ироничный. Хидзири буквально означает «Святой», а «Дзёдзи» — японский вариант имени «Георгий». Получается Хидзири — это Святой Георгий, который по мифам спас царевну от злого змея, прославив христианство. Однако, ирония в том, что Хидзири одет в пиджак с чешуйчатым узором, подразумевая, что это он злой змей. Из-за этого мы можем предположить, какой непростительный грех совершил Хидзири на самом деле. Хидзири известный писатель журнала об оккультизме.

Он постоянно вынюхивал, что-то о культах, церквях и мистике. Так, например, змей в истории про Георгия был олицетворением язычества, которое может означать иноверие, то есть вера в другого Бога. А если мы берём в расчёт то, что Хидзири и есть тот самый змей, и он вскрывает правду о религии, то всё идеально сходится. Непростительный грех Хидзири — это клевета в сторону Бога и прославление «иноверия» даже если тут подразумевается атеизм. И кстати, в библии клевета и отрицание действий Бога также являются вечным грехом, который Бог никогда не простит.

Многие также упускают, что Хидзири, которого мы видим большую часть игры не человек. Он Маникин, ведь он не смог добраться до больницы вовремя, а значит писатель умер во время Зачатия. Просто очередная злая шутка со стороны Великой воли заставила Хидзири верить в то, что он человек, который способен на создание Принципа, когда в действительности мужчина никак не мог её обуздать. Также то, что у Хидзири нет спазмов, как у других Маникинов, опять же обусловливается тем, что его пребывание в этом мире должно быть неотличимо от человеческого. И тут снова можно вспомнить Святого Георгия, ведь в SMT 3 все Маникины представляют собой мучеников, а в мифах Георгий также им был.

Закон, Хаос, Нейтралитет

В игре мы имеем трёх особенных Маникинов: Футомими, Сакахаги и Хидзири. И не случайно, что втроём они представляют три знакомые нам стороны конфликта — закон, хаос и нейтралитет. Однако, суть в том, что они показывают наихудшую сторону этих идеологий, ведь бедные Маникины далеко не положительные персонажи, даже Футомими. С него и начнём. Лидер Маникинов очевидно олицетворяет закон и порядок, являясь в придачу мессией для своего народа. Однако, Футомими слеп или он специально игнорирует истину. Маникины не способны создать Принцип, а значит и новый мир. Он даёт своим людям ложную надежду, ложную веру в лучшее будущее. Все Маникины в SMT 3 на стороне Футомими умирают просто так, ибо их цель — ложь.

Сакахаги представляет хаос. Абсолютно тупой, бессмысленный хаос, в котором не видно никакой идеи или замысла. Просто жестокость с целью породить ещё большую жестокость, ничего более. А вот Хидзири чем-то схож с Исаму, ведь они оба представляют нейтралитет в пассивной форме. По факту они ничего не делают и остаются в стороне, вот только Хидзири пользуется и манипулирует Деми-финдом, чтобы тот делал всю работу за него.

На самом деле во всей SMT 3, а в этих троих в особенности, видны идеи Фридриха Ницше о сверхчеловеке и последнем человеке. Если кратко, то сверхчеловек это тот, кто готов превзойти остальных, а главное самого себя. Он будет открыт к изменениям и жестокости внешнего мира, лишь бы не остаться позади. В SMT 3 сверхчеловеком по праву можно считать Хикаву, Тиаки, Сакахаги, Футомими и конечно же Деми-финда. С другой стороны, мы имеет последнего человека, который лишь ищет комфорт в своей жизни, скидывая всю ответственность на других, желая покинуть социум ради своего спокойствия, при этом не видя проблемы в самом себе. И это описание последнего человека идеально подходит Исаму, Юко и Хидзири. Хотя в концовке свободы Юко всё же принимает тот факт, что она была не права, желая начать работать над собой, а не судить других за свои же грехи. То есть она встала на путь сверхчеловека, но только в этой концовке.

Тайна Дамы в Чёрном

Деми-финда создал никто иной, как Люцифер, дав тому силу, ровно также, как в мифологии ангел дал знание людям, при этом пойдя против Бога. Всё то, что делает Люцифер в Nocturne идёт в разрез с планами Великой Воли, поэтому дьявол осторожничает. Дама в чёрном постоянно говорит намёками и полуправдой, подталкивая Наоки к тому, чтобы он стал новым королём хаоса. А сам Люцифер ничего не говорит до самого последнего момента.

При этом в Лабиринте Амалы эти двое и вовсе стоят на сцене, показывая, что это всё фасад для Великой Воли и для Наоки. Ведь Люцифер не брезгует использовать жалость, показывая себя в роли беззащитного маленького мальчика и дряхлого старика инвалида. Также две эти ипостасии Дамы и ангела идеально дополняют друг друга, снова показывая нам мотив цикла рождения и смерти: пожилая женщина и мальчик, старик и молодая девушка.

Мы и так знаем, что оба блондина — это Люцифер, но кто такая Дама в чёрном? На сам образ дамы, как старой, так и молодой, Казуму Канэко вдохновил сериал Twin Peaks, где появлялась и пожилая дама с мальчиком, и девушка без глаз, а также Красная комната, которая явно стала основой для сцены в Лабиринте Амалы.

Но в плане сущности, кто она такая? Многие предполагают, что это Король Пеймон — правая рука Люцифера, который рассказывал тайны всего мира. Ведь Дама в чёрном тоже рассказывает новую информацию Деми-финду по ходу сюжета.

Другая теория гласит, что это богиня Морриган, появляющаяся в мифах в образе молодой девушки, старухи и ворона. Ведь в конце истинной демонической концовки Люцифер и Дама в чёрном превращаются в воронов, которые ведут свою армию вперёд. Тоже самое делала и Морриган, когда начинались войны.

Также очень хорошей теорией является то, что Дама в чёрном — это Наама, правительница 10-й клипот под названием Нехемот. Ведь Лабиринт Амалы это явный символ ада, что также является Клипотом, грубо говоря тенью Древа Жизни Сфирота. Согласно текстам, в Нехемоте на троне сидит дьяволица с вуалью невесты на лице. И Дама в чёрном также носит вуаль невесты.

Также в Каббалической системе допускается, что самый нижний сефирот в Древе Жизни, Малхут, и является репрезентацией Клипота, где со своей армией демонов сидит Наама. То есть путь Деми-финда по Лабиринту Амалы — это спуск по Древу Жизни в самый ад к Нааме и Люциферу. Также упоминается, что Малхут и другой сефирот — Бина, всегда сравнивают, ведь первое означает молодая девушка, а второе — старая женщина, что идеально подходит Даме в чёрном. Тем более Малхут, самый нижний сефирот, поэтому молодую девушку мы видим только в Лабринте Амалы, а Бина, практически самый высокий сефирот, и поэтому пожилую женщину мы видим только на поверхности.

Но финальным доказательством того, что Дама в чёрном — это Наама, является то, что её 3D модель и модель Юко Такао идентичны. Более того, этих двоих озвучивает одна и та же актриса. Помните мы говорили о том, что Юко одновременно символизирует Еву и Лилит? Так вот Наама — это сестра Лилит, что объясняет визуальное сходство этих двоих. Также разработчики с самого начала хотели связать Лилит с Лабиринтом Амалы, например в одной из альфа-версии SMT 3 мы видим, как Лилит открывает Деми-финду портал в ад, который вскоре стал Лабиринтом Амалы. Ну, а то, что Дама в чёрном в конце превращается в ворона довольно легко объяснить, ведь Нааму и Лилит называли «Птицами ночи». Также это просто логично рядом с Люцифером видеть кого-то кто связан с Лилит, так как в 1-й части демон являлась правой рукой дьявола.

Спаситель — антихрист

Сам Лабиринт Амалы представляет собой ад, Клипот или же спуск к самому низу Древа Жизни. Этот факт также подкрепляется тем, что названием каждая менора отсылает к сефироте. Сама же менора — это символ мироздания, опять же Древа жизни, а также ожидания мессии. И ведь вправду, Деми-финд как и другие протагонисты является мессией, вот только не для людей и не для Бога, а для Люцифера. А семь свечей это символ процесса жизни и смерти.

Тему жизни и смерти мы снова увидим, проходя Кальпы в Лабиринте Амалы, так как само название «Кальпа» — это единица измерения в индуизме равная 4-м миллиардам лет. После того как пройдёт одна Кальпа, настанет конец света, а после рождение нового мира. Сама структура каждой Кальпы напоминает нам Древо Жизни или же его тень Клипот, достаточно просто взглянуть на карту.

Также Люцифер всё старательно обставил для Деми-финда, чтобы символически повторить сюжет книги Откровения. Это глава в Библии, которую многие считают пророческой, описывает ужасный апокалипсис. В ней упоминаются четыре всадника апокалипсиса, Мать Блудница и семь ангелов, трубящих в семь труб, вызывая катаклизмы на земле. Все они являются Извергами, с которыми Деми-финд сражается за меноры. Интересно, что семь ангелов и семь труб объединили в образе Трампетера.

В книге упоминается второе пришествие Иисуса Христа, и в игре это пришествие символизирует Деми-финд. Он буквально умер и переродился, придя к Люциферу, чтобы спасти всех демонов. В Библии оно описывается именно так: второе пришествие знаменует Тысячелетнее царство по окончанию которого состоится решающая битва между Иисусом и Сатаной. Когда же дьявол окончательно сгинет, наступит вечность — блаженная для одних и мучительная — для других.

Если в конце игры Деми-финд решил убить Кагуцути без шанса на создание нового мира, то он уничтожит само понятие времени — наступит вечность. Затем Деми-финд поведёт армию Люцифера на финальный бой против Великой Воли, после чего должен наступить вечный мир для всех демонов во всех вселенных.

Забавно, но по сути эта концовка является каноничной… А извините, учитывая то, что SMT 3 представила нам такое понятие как Вселенная Амалы, и существует обширная мультивселенная, будет не совсем уместно называть хоть что-то каноном. Все 6 концовок в Nocturne произошли, каждая в своей вселенной. Однако, разработчики постоянно делают упор именно на истинную демоническую концовку. Деми-финд уже трижды появлялся в виде босса в других играх Atlus, подразумевая то, что это тот самый полудемон, который пошёл сквозь вселенные ради сражения с Великой Волей. И это неудивительно, ведь в оригинале «Деми-финд» звучит, как «Хитосюра», что означает «тот, кто обречён сражаться в бесконечной войне».

Разработка длинною в 9 лет

Shin Megami Tensei 3 Nocturne по праву можно считать самой знаковой работой в стенах Atlus. Над ней работала вся компания, как старая школа, в лице Кодзи Окады и Казумы Канеко, так и новая, а именно Кацури Хасино, Сигэнори Соэдзима и Сёдзи Мэгуро, которые вскоре станут ответственными за серию Persona. А также стоит выделить новичков: сценаристов Сёго Исогай, Сигэо Комори, Казуюки Ямай и дизайнера Эйдзи Исиду. Для них SMT 3 стала одной из первых игр в Atlus, однако именно их имена станут ключевыми в будущем.

Разработка игры началась сразу же после выхода Shin Megami Tensei 2, даже до релиза SMT If… Однако изначально Кодзи Окада не расценивал SMT 3, как Shin Megami Tensei. Условно она должна была называться просто «Nocturne» или «Vortex world». К тому же в середине 90-х у Atlus случился бум спиноффных серий связанных с МегаТеном: Devil Summoner, Persona и менее успешные Majin Tensei с Last Bible. Разработчики постоянно искали что-то новое, однако со временем Кодзи Окада всё же понял, что Nocturne должна быть именно Shin Megami Tensei, но совершенно другой.

Эта игра должна была стать ещё одним перезапуском в жизни SMT, задать стандарт для будущего серии, открыв новые пути. Поэтому в игре мы не видим типичное разделение на закон, хаос и нейтрал, а Кольцо Геи и Церковь Мессии упоминаются только фоном. Программы для призывов демонов тоже нет, как и Стивена. SMT 3 должна была быть другой, но при этом не отходить слишком далеко от предыдущих частей, чтобы всё ещё сохранять название Shin Megami Tensei. И в SMT 3 это название относится именно к земле, ведь это она богиня, которая перерождается в игре.

Концепты истории

Как любая игра Nocturne начинала свою жизнь с концептов истории, и за 9 лет разработки их накопилось ох как не мало:

1-м из них, являлась история про будущее, где люди поселились под землёй, причём некоторое время этот концепт считался чуть ли не полностью одобренным. Нашему протагонисту даруют силу демона, а во снах ему начинают сниться видения о разрушении мира, которые, разумеется, сбываются. После апокалипсиса на землю спускаются демоны и ангелы, развязывая полномасштабную войну. По итогу ангелы побеждают, создавая новый порядок, начав исправлять грешных людей путём экспериментов.

2-й концепт предлагал мир, состоящий из кольцевых слоёв времени. Каждый слой был привязан к определённому отрезку времени человеческой истории, и механика игры заключалась бы в прыжках между временами.

3-й концепт тоже про путешествие во времени, но более классическое. В нём протагонист отправляется в прошлое, однако нюанс в том, что переместилась только его душа, а тело осталось в настоящем. В прошлом герой обзавёлся новым телом, потеряв все воспоминания, и смыслом всей игры являлось бы их восстановление.

4-й концепт рассказывает про параллельный мир, где протагонист видит сны о загадочном городе Токио. Загвоздка в том, что в этом мире людям вообще не снятся сны, поэтому правительство тут же заинтересовывается в герое, забирая его на исследования.

5-й концепт является прямым продолжением SMT 2, где Токио воссоздают в мире демонов в виртуальном мире наподобие Аркадии. При этом живущие в этом Токио не осознают, что мир вокруг них всего лишь программа.

6-й концепт также является продолжением SMT 2, а именно концовки хаоса, где люди начали сосуществовать с демонами. Однако, конфликт строится вокруг того, что в этом необычном союзе рано или поздно возникнут расизм и притеснения, и людей, и демонов, с обеих сторон.

7-й концепт про будущее, где реинкарнация стала обыденностью среди людей, и её начали использовать в армии. Протагонист — солдат, его переродили только ради одной цели — сражения. Вскоре герой начинает задумываться о смысле своей жизни и приходит к мыслям о суициде. Однако этому мешает демон, овладевший телом протагониста.

8-й концепт про человека, пробудившегося от криосна. В него тут же вселяется демон, дав ему новые силы.

Также ещё были интересные небольшие идеи, например, история вообще без людей, где сюжет крутится вокруг Бога и Сатаны. Также были два концепта, которые изображали Бога и Богов в виде планет или звёзд. Это интересно, ведь по итогу Кагуцути в SMT 3 выглядит как солнце. Но самая любопытная идея — это летающий над Токио город ангелов, которая по итогу была использована не в Nocturne, а в SMT 4.

Стилистические проблемы

Годы шли и вскоре для разработчиков стало очевидным, что SMT 3 должна выйти в трёхмерном пространстве. Главной проблемой для Atlus стало то, что у её сотрудников было очень мало опыта с 3D моделированием, поэтому им нужен был полигон для экспериментов. Таким полигоном стала игра Maken X — первая трёхмерная игра от Atlus.

Выход Maken X вдохновил разработчиков, однако перфекциониста Кодзи Окаду беспокоила одна деталь — артстайл Казумы Канэко. А точнее его беспокоило то, что 3D модели не смогут в достаточной мере передать всю прелесть рисунка художника. Казума даже начал менять свой артстайл, делая его чуть более угловатым, чтобы разработчикам было легче переносить его персонажей в игру. Однако, этого было недостаточно. Кодзи не устраивал результат. И в этот момент во время разработки SMT 3 начинается эпоха демок и альфа тестов.

На Ютубе множество футажей из ранних версий Nocturne, многие из них даже со своим небольшим сюжетом. Однако, многие ошибочно предполагают, что в этих демо версиях мы видим ранний концепт истории, что не совсем так. Например, самая известная демка SMT 3 начинается с того, что Деми-финда пробуждает богиня Анат, и просит протагониста убить Аматерасу. У игрока есть выбор: помочь Анат, или наоборот, вместо Аматерасу убить её.

Сюжет этой демки ничего не значит для финального продукта, так как это просто заглушка. Заглушка, которая показывала бы в действии модельки персонажей, чтобы понять хорошо ли был перенесён рисунок Казумы в 3D пространство, и единственное, что тут интересно, так это то, что Магатамы называются «Devil Hearts», «Дьявольские Сердца». К слову, сюжет этой демки позже перекочевал в спинофф SMT — Devil Summoner в виде небольшого квеста.

Этих демок и тестовых демонстраций игры было не мало, некоторые из них даже включают в себя 3D модели Лизы и Майи из Persona 2, так как на тот момент дизайн основных персонажей для SMT 3 ещё не был утверждён, а переносить рисунок Казумы в 3D пространство надо было уже тогда. Однако самая любопытная демоверсия была показана на Tokyo Game Show 2000-го года, где Atlus продемонстрировала билд игры, в котором главный герой — это Цербер. Это самая ранняя демонстрация игры, и мы можем заметить, что 3D модельки действительно выглядят страшненько. И не в плане, что графика была плохой, а в плане, что стилистически это было хуже, чем артстайл Казумы.

Однако, спустя миллион тестов, ошибок и выводов разработчики добились своего. После добавления технологии cel-shading, игра стала выглядеть феноменально. Она непросто идеально передаёт рисунок Канэко, но и ещё не подвержена старению. Спустя 20 лет SMT 3 без всяких ремастеров выглядит великолепно. Наверное, этому также помог изменившийся стиль Канэко, так как теперь его человеческие персонажи изначально не нацелены выглядеть как люди. Из-за неестественно бледной кожи и угловатости, они скорее походят на античные статуи, что в контексте всей мифологичности серии идеально подходит игре.

Музыка

В этот момент в другом уголке Atlus Тосики Тасаки, Кэнити Цутия и Сёдзи Мэгуро создавали музыкальные шедевры, решив подойти к ним с необычной стороны. Shin Megami Tensei 3 имеет вокал в своих композициях, при этом без самого вокалиста. Как? Всё просто — Сёдзи Мэгуро решил использовать встроенный синтезатор речи в макбуки от Apple. Кстати, если у вас он имеется, то вы без проблем можете включить тот самый голос, который используется в SMT 3. Интересная идея, однако её придумал не Мэгуро, а первый композитор серии — Цукаса Масуко, который ещё в SMT 2 хотел провернуть нечто подобное.

Ну и пришло время пробежаться по самой лирике, и тут стоит отметить, что почти вся лирика, которую вы можете найти в интернете сразу же летит в урну. Из-за того, что за вокал отвечал робот под миллионом звуковых фильтров и искажений, адекватно расслышать о чём поётся практически нереально. В треках также присутствует незаметный голос самого Мэгуро, подпевающий синтезатору речи, что ещё сильнее искажает исходное звучание. А сами Atlus никогда не публиковали официальную лирику, видимо, чтобы оставить текста этих треков загадкой для игроков, и с их стороны это хороша позиция.

Разумеется, мы попробуем посмотреть на лирику, только помните, что это всё дело рук фанатов. Мы не знаем о чём поётся в треках SMT 3 на самом деле. Однако, есть одно исключение в виде самого мемного трека из Shin Megami Tensei 3 — Fierce Battle. Западный блогер Larrue провёл огромную работу по восстановлению текста этой композиции. В этом ему сильно помогло то, что лирика этого трека берёт слова прямиком из Библии, а именно книги Откровения, которая так нравится Мэгуро. Larrue просто вслушивался, брал разные строки и давал их синтезатору речи, чтобы потом сравнить с оригиналом и понять насколько они похожи. И вот спустя множество часов труда мы всё-таки смогли получить более подлинную лирику, но не до конца, так как сам Larrue не уверен в некоторых строках.

Fierce Battle

 

I’m the bug inside you
I have your back to the wall
Strike with all plagues
Drink of the wine of the wrath of God

War broke out in heaven
I’m the bug inside you
War broke out in heaven
I have your back to the wall
War broke out in heaven
Strike with all plagues

Drink of the wine of the wrath of God
Fear!
Fear God and give glory to him
For the hour of his judgement has come to you

Now!
When the thousand years have expired
Satan will be released
Judgement has come to you

Я — жук внутри тебя
Я прижал тебя к стене
Поражу землю всякою язвою
Выпей вино ярости Божией
И произошла на небе война

Я — жук внутри тебя
И произошла на небе война
Я прижал тебя к стене
И произошла на небе война
Поражу землю всякою язвою

Выпей вино ярости Божией
Убойся!
Убойся Бога и воздай Ему славу
Ибо наступил час суда Его для тебя

Сейчас!
Когда же окончится тысяча лет
Сатана будет освобождён
Наступил час суда Его для тебя

Как вы заметили самой любимой и мемной строки «One more God rejected», «Ещё один Бог отвергнут» никогда и не было в этой композиции. Вместо неё там было весьма созвучное «War broke out in heaven». Опять же, Мэгуро в одном из интервью чётко сказал, что брал строки строго из книги Откровения, и в ней, да и во всей библии, нет ни одной строчки об отвержении Бога, в отличии от войны на небесах. А какой смысл у этой лирики? Она круто и величественно звучит, особенно, когда понимаешь, что все строки тут взяты из библии.

Лирика в других композициях была написана уже самим Мэгуро… наверное… и тут уже хрен знает, как узнать истинную лирику. Разве что спрашивать самого композитора, но в любом случае давайте взглянем на самый популярный фанатский вариант текста Boss Battle.

Boss Battle

 

We’ll sacrifice the son of Heaven!
Man’s greatest glimpse of fire red!
Oh, how they’re lost in their prayers for our greatest god!
Let me sleep, please! I am a man, half-human!
I am tired as heart and person weaken!
On the name of God! I will not crack!
Can you hear me?
God! I will not crack!

Мы принесём в жертву сына Небес!
Величайший отблеск красного огня!
Ох, как же они заблудились в молитвах к нашему величайшему богу!
Дай мне поспать, молю! Я всего лишь человек, полудемон!
Я устал, и слабеет сердце и человек!
Во имя Бога! Меня не сломать!
Ты слышишь меня?

Эту лирику можно толковать как со стороны босса, который встретил Деми-финда и обещает своему Богу, что он не пропустит получеловека дальше. Так и от лица самого полудемона, угрожающего Богу тем, что его не сломать.

Следующие три композиции играют во время обычных боёв, и они настолько маленькие, что мы разберём их все вместе.

Normal Battle

 

My fate is a haunted curse
Please! I’m just a human being
Effort doesn’t press onto me
Please, make this a real world

Моя судьба - призрачное проклятие
Молю! Я всего лишь человек
Усилия не давят на меня
Молю, сделай из этого реальный мир

Тут скорее всего описывается Наоки сразу же после перерождения. Он боится и всё ещё считает себя обычным человеком, которому не выстоять перед демонами. Поэтому он молит кого-то другого создать новый мир.

Normal Battle ~Large Map~

 

Maybe you all ought to suffer
You have doomed creation and peace
You lead them unto death
You, little demon, have been caught in our web

Может вы все должны страдать
Ты обрёк на гибель создание и мир
Ты привёл их к смерти
Ты, маленький демон, попался в нашу паутину

Тут опять же текст может идти, как со стороны демонов, неожиданно напавших на Наоки и теперь порицающих его за предположительное уничтожение одного из Принципов. Или же, наоборот, это Деми-финд, слетевший с катушек и наслаждающийся своей мощью в этом мире.

Normal Battle ~Town~

 

Power of the Reasons that we all are fighting for
Control of your body and soul and heart
Yes, some of us hasten unlike lambs to the slaughter
Get the power to reach the next stage

Сила Принципа — вот за что идёт бой
Контроль над твоим телом и душой, и сердцем
Да, некоторые из нас спешат, как ягнята на убой
Получить силу, чтобы достигнуть нового этапа

Тут описывается охота за Магацухи, и право на создание нового мира, до которого доживут далеко не все.

Снова повторюсь, что вся лирика в этих композициях достоверна известна лишь самому Мэгуро, что на самом деле говориться никто из игроков не знает. Также в файлах игры нашли неиспользованный тестовый трек, который настолько хорош, что это уже стало шуткой в сообществе МегаТена — самая лучшая композиция SMT 3 даже нет в самой игре.

 

Релиз Shin Megami Tensei III: Nocturne

Долгожданный релиз Shin Megami Tensei 3 Nocturne произошёл в 2003-м году только в Японии и Южной Корее. Да, оригинальная SMT 3 никогда не выходила на западе и, наверное, зря, ибо у SMT 3 было самое дикое коллекционное издание, которое я видел — тематический ноутбук, где был групповой чат с Казумой Канэко и Кодзи Окадой… Мне нужна эта херня!

К выходу игры были приурочены две новеллы. Первая с подзаголовком «Konton» просто пересказывала сюжет игры, дав Деми-финду имя Син Манаги. Вторая, от автора новелл «Jin in the Ruins», повествует о фотографе Кодзи Камисиро. Подозревая Хикаву в нечистом, он проводил расследование, и попал в ту самую больницу из начала игры, тем самым пережив Зачатие. Из-за апокалипсиса Кодзи потерял свою возлюбленную, поэтому он пообещал отомстить Хикаве.

К сожалению, обе новеллы, как это обычно бывает, не переведены. Но вот что переведено, так это небольшая CD Drama, где Деми-финду дали более популярное в сообществе имя Наоки Касима. В ней рассказывают об общем знакомом Наоки, Тиаки и Исаму — Рёго, над которым часто издевались в школе. Парень был влюблён в Тиаки, и узнав, что она пошла в странную больницу, где, по слухам, Хикава промышлял, чем-то нехорошим, парень тут же отправился вслед. Он также переживает Зачатие и по-видимому приходит в себя раньше остальных персонажей. В больнице парень кооперируется с Пикси, с той самой, которую Деми-финд встретит в игре. Вскоре перед Рёго появляется Люцифер в виде мальчика и даёт парню Магатаму.

Рёго тоже стал Деми-финдом, и обрёл невероятную силу, но эта сила опьянила его. Все демоны в округе пугались, даже просто увидев Рёго. Видимо из-за ранних издевательств в школе, словно в ответ всем тем обидам, в нём стала проявляться жестокость. Рано или поздно парень встречает Тиаки, которая уже определилась со своим Принципом. Рёго же на это всё равно, так как он просто хотел встретить и защитить девушку, которую любит. Однако, это и расстраивает Тиаки, ведь этот мир существует ради создание нового, а Рёго проявляет слабость, ведь даже не думает куда хочет направить свою силу. Также это расстраивает неведомую силу, которая тут же стирает существование Рёго, превращая его в обычного духа. Ведь раз тот не хочет сражаться ради своего или чего-то Принципа, то смысла в его существовании в этом мире нет.

На западе Nocturne вышла только в 2004-м году сразу в виде расширенного издания, куда добавили весь вырезанный контент из оригинала, новую концовку и Данте из серии Devil May Cry. Это издание называлось Maniax, в честь игроков, которые прошли оригинальный Nocturne несколько раз и просили ещё и сложнее. Разработчики в шутку называли их «маньяками» и сделали им Maniax Edition, которая, иронично, но стала легче, однако в ней была добавлена возможность выбрать максимальную сложность сразу, не проходя перед этим игру на нормальной сложности.

И это не всё, ведь в 2008 году вышла ещё одна версия SMT 3 — Maniax Chronicle Edition, которая также, как и оригинал никогда не выходила за пределами Японии. В ней только одно, но заметное изменение: Данте из серии Devil May Cry был заменён Райдо Кузуноха 14-м из спиноффа SMT — Devil Summoner. Кто такой Райдо, и что за чёрный кот с ним ходит — мы узнаем в уже другой Истории серии. Всё что нужно понимать на данный момент, так это то, что Райдо детектив, и он выполняет абсолютно ту же роль, что и Данте из серии Devil May Cry в событиях SMT 3.

И относительно совсем недавно состоялся релиз ремастера Shin Megami Tensei 3, в 20-м году в Японии и в 21-м на Западе. В целом ремастер получился неплохим с слегка улучшенной графикой, так как в оригинале с ней и так всё в порядке. Были добавлены некоторые удобные фишки, как например выбор скиллов во время слияния демонов. А также полноценная озвучка, что является очень приятным дополнением, вдохнувшим в игру жизнь. Также игра позволяет выбрать, кого мы хотим видеть в своём прохождении, Райдо или Данте.

Но вот что омрачает этот ремастер, так это пережатые треки прямиком из PS2 версии и цена, почти как за совершенно новую игру. Но зато SMT 3 вышла не только на консоли Sony, но и на Nintendo Switch и PC.

Падший Титан

Не хочется заканчивать не на позитивной ноте, поэтому закончу я на печальной. Всем известно, что SMT 3 была чуть ли не работой жизни для Кодзи Окады, однако после выхода игры он перестал активно участвовать в разработке игр Atlus, и где-то в 2004-м году покинул компанию, а он без малого был одним из основателей Atlus.

После этого Окада тут же создал новую компанию Gaia и начал разрабатывать разные простые мобильные игры. И уже в 2010-м году его компания тихо и мирно умерла. Однако в 2013-м году стало известно, что Окада начал работать с Konami для очередной мобильной игры. А в 2016-м году случаются «Панамские документы». Событие, где в сеть были слиты миллионы документаций о личных тратах не только обычных людей, но и множества знаменитостей. Из-за обнародования этих документов было вычислено множество случаев коррупции и махинаций с налогами. И чтобы вы думали, имя Кодзи Окады было в тех документах. После этого события разработчик перестал сотрудничать с Konami и уже 6 лет о нём ничего не слышно. Конечно, не хочу нагнетать, но стоит отметить, что Япония очень строго относится к любым махинациям с налогами.

Но давайте не унывать по этому поводу, ибо так или иначе Окада подарил нам не только потрясающий Nocturne, но и весь МегаТен в таком виде, в котором мы его любим. Он собрал вокруг себя столько талантливых людей и друзей, что за будущее этой франшизы нам никогда не придётся беспокоиться. И вот пришло время, чтобы один из отцов SMT ушёл, дав дорогу молодым разработчикам, которые покажут себя в следующей знаковой игре серии — Shin Megami Tensei: Strange Journey.


Лучшие комментарии

Спасибо за обзор, глубоко и подробно.

Спасибо за обзор! Ждём продолжения

Читай также