Из-за оглушительного успеха серии книг о юном волшебнике Гарри Поттере, студия хотела запустить в производство сиквел как можно скорее. Подготовка фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» началась еще на стадии монтажа «Философского камня». А основные съемки стартовали 19 ноября 2001 года, всего через три дня после премьеры первого фильма. Продюсеры не хотели ждать еще год, ведь дети-актеры растут очень быстро. После сто пятидесяти-дневных съемок первого фильма актеры и съемочная группа уже объединились как одна семья, поэтому в основном рабочая команда не сильно изменилась со времен «Философского камня».
Сценарий
За сценарий вновь взялся Стивен Кловис и самым сложным, по его словам, стало то, что требовалось написать историю, конца которой он не знал. На момент написания сценария «Тайной комнаты» в печать вышла только четвертая книга «Кубок огня». Ему было важно консультироваться с Джоан Роулинг и быть уверенным, что он на правильном пути. Конечно, Роулинг не могла выдать ему все секреты, но она извещала его, если он шел в ложном направлении. Например, изначально у Стива не было прописано так много сцен с Добби, но Роулинг настояла, чтобы включили больше домашнего эльфа, поскольку он станет важным в более поздних сюжетах.
Книга «Философский камень» эпизодична, в ней отдельные приключения. Сюжет часто обрубается и меняется. А у «Тайной Комнаты» структура более линейная и ее было легче перенести на экран.
Первые черновики Стива были переполнены деталями, если бы снимали по ним, то фильм бы длился четыре часа. Ему потребовалось немало усилий, чтобы привести материал в правильное соотношение. И хоть авторы старались вместить все важные линии в фильм, кое чем Роулинг все таки осталась недовольна. Линия грязнокровок, которая впервые появляется в этом произведении, по мнению Роулинг выражена и представлена в фильме гораздо слабее, чем то, как это прописано в книге.
Еще один момент, которого боялись Стив и Джоан, это то, как в фильме будет представлен говорящий паук Арагог. Это должен быть пугающий эпизод, но на бумаге, когда Арагог впервые произносит «Кто идет?», Стив не мог сдержать улыбку. По мнению Джоан, когда вы видите в старых научно-фантастических фильмах пауков, они всегда до истерически смешны, и никогда не страшны. Но, к их огромную облегчению, режиссер Крис Коламбус с командой постарались и сняли по-настоящему страшный эпизод.
Кастинг
Основной костяк актерского состава перекочевал из «Философского камня» в «Тайную комнату». Однако, не обошлось и без скандала. Зои Уонамейкер, игравшая тренера мадам Трюк, отказалась сниматься во второй части из-за слишком маленького гонорара. Ее реплики расписали между МакГонагалл и Хагридом. Для набора новых актеров по-прежнему действовало правило Роулинг «только британцы».
На роль профессора по защите от темных искусств Златопуста Локонса претендовал Хью Грант, но из-за конфликта по контракту на участие в проекте Сандры Буллок «Любовь с уведомлением» Грант обязан был отказаться от съемок в «Тайной комнате». Впоследствии актёр не раз открыто сожалел о своём решении. После его отказа роль могла также достаться Алану Каммингу. Также на роль пробовался Джуд Лоу, но его посчитали слишком молодым, чтобы играть Златопуста Локонса. И все же, Джуд Лоу появится в фильме по франшизе Гарри Поттер, он сыграет молодого Альбуса Дамблдора в серии фильмов «Фантастические твари».
После множества интервью, команда остановила свой взор на актере Кеннете Брана. Он сразу уловил нарциссизм, амбиции и яркость Локонса. Продюсер Дэвид Хейман был поражен перевоплощением, ведь Брана – один из самых щедрых и скромных людей, которых он встречал.
Сам Кеннет Брана описывает своего экранного персонажа как «великого шоумена». Он смотрит на публику одним глазом, а другим – на себя в зеркало. Он не может находиться в комнате и быть вторым. Он постоянно представляет себя героем, и в этом смысле он удивительно откровенный, тщеславный и красивый идиот!
Как рассказала Джоан Роулинг, Локонс был единственным персонажем в книгах о Поттере, которого она сознательно основывала на реальном человеке. Но по ее словам, реальный прототип был хуже и постоянно врал о своих впечатляющих действиях, которые он якобы совершил.
Сцена, где Златопуст Локонс подписывает копии своей автобиографии «Волшебный я» в книжном магазине «Флориш и Блоттс» была возможностью представить еще одного значимого персонажа – отца Драко Малфоя, Люциуса, роль которого исполнил Джейсон Айзекс.
Примечательно, что Айзекс приходил пробоваться на роль Локонса, но когда стало ясно, что он не подходит для этой роли, режиссер Крис Коламбус, чтобы не обижать актера отказом, чисто формально предложил ему пройти прослушивание на роль Малфоя-старшего. Он нехотя согласился и отлично вписался в образ высокомерного и элегантного Люциуса, но Айзекс уехал домой решив, что эта роль не для него. И только после семейного совета, Джейсон согласился на роль Люциуса Малфоя.
Джейсон Айзекс, чтобы понять, насколько мерзким должен быть его персонаж, несколько раз пересматривал "Гарри Поттер и философский камень", наблюдая за игрой Тома Фелтона. Он описывает своего персонажа как «очень гордого, невероятно тщеславного и напыщенного человека-павлина».
Также Ричард Грант и Билл Найи рассматривались на роль Люциуса Малфоя. Последний позже подписался на Гарри Поттер и Дары смерти: Часть I (2010) на роль министра Руфуса Скримджера.
Кроме Малфоя старшего, Джейсон Айзекс выступил голосом Василиска. Режиссеру Крису Коламбусу очень понравился голос актера и он подумал, что тот сможет озвучить Василиска и попросил Айзекса придать своему голосу шипящие ноты и как можно больше жути.
Роль профессора травологии и декана факультета Пуффендуй Помоны Стебль досталась актрисе Мириам Маргулис. В сиквеле она имела решающую роль, поскольку именно ее настой, сваренный из корня мандрагоры, спас всех пострадавших от Василиска студентов.
В первом фильме целитель Мадам Помфри появилась только на заднем плане на короткий миг, но в «Тайной комнате» роль персонажа была значительно расширена. Её сыграла актриса Джемма Джонс.
Артура Уизли, главу семейства, исполнил Марк Уильямс. В фильмах Артура показывают без очков и без больших залысин, как его представляют в книгах.
Марк описал типаж Артура как «чистый и простой человек». Ему было легко его играть, так как он знал где его сердце; он любит свою жену, любит свою семью и он любит правду. Также Артур Уизли любит магловские артефакты, и Марк наслаждался возможностью, чтобы его персонаж постоянно интересовался гаджетами и вещами неволшебного мира - от летающей машины до велосипедной корзины на задней части его метлы.
Чтобы выбрать актёра на роль Тома Реддла, был организован открытый кастинг для юношей 15-17 лет. Однако выбран был Кристиан Коулсон, которому уже было 23 года. Именно из-за возраста он не смог снова вернуться к роли в поздних фильмах. Также на эту роль пробовались Эдди Рэдмейн, который впоследствии возьмет на себя роль Ньюта Скамандера в серии «Фантастические твари» и Джозеф Морган, он появлялся в небольших ролях в фильмах Хозяин морей и Александр.
На роль Плаксы Миртл взяли 37-летнюю Ширли Хендерсон. Она стала самым возрастным исполнителем роли кого-либо из учеников школы Хогвартс. Ширли отлично вписалась в образ и впоследствии повторила свою роль в «Кубке огня».
Роль молодого Хагрида сыграл тот же актёр, который использовался в качестве его дублёра во всех фильмах франчайза. Правда, для более полного соответствия его голос был дублирован Робби Колтрейном.
Думаю стоит упомянуть и тех, кого вырезали из театральной версии фильма. Так есть дополнительные сцены, где фигурирует персонаж мистера Горбина, которого играет Эдвард Тюдор-Поул. Кроме этого были сцены с библиотекарем Хогвартса мадам Ирмой Пинс, ее сыграла Салли Мортемор. Она осталась только в небольших появлениях на заднем плане и за столиком во время ужина.
Съемки
«Тайная комната» должна была выйти через год после выхода первого фильма, поэтому подготовка к съемкам была очень сжатой. По словам продюсера Дэвида Хеймана это был очень напряженный период, особенно для режиссера и исполнительного продюсера Криса Коламбуса. И все же, Крис никогда не терял бодрости.
Для него одним из удовольствий работы в «Тайной комнате» было то, что молодые актеры начали расти как профессионалы. Проблема, с которой столкнулись все дети во время съемок предыдущего фильма заключалась в том, что они были настолько незнакомы с киносъемками, что не могли перестать улыбаться, даже если это была серьезная сцена. Первое время съемки были больше уроками актерского мастерства. Но на съемках сиквела, дети стали чувствовать себя более комфортно и уверенно в своих ролях. Процесс пошел быстрее.
Крис Коламбус пригласил оператора Роджера Прэтта, чтобы придать фильму более темный вид, отражающий более мрачный тон истории. Освещение – очень важная вещь, потому что оно может сделать эпизод спокойным или страшным. Следовательно, декорации были освещены более приглушенным светом, а цветовая палитра была менее насыщенной. Эти изменения будут продолжаться на протяжении всей франшизы, с каждым фильмом, становящимся все более темным и все менее насыщенным.
Для съемок второго фильма оператор использовал носимую систему стабилизации камеры - стедикам, что дало больше свободы в движениях. Это гораздо удобнее для режиссера, ведь он мог буквально брать оператора за плечи и направлять его в нужную сторону. Например, Коламбус хотел, чтобы движение камеры было змееподобным, отражая движение василиска по замку. Следовательно, некоторые сцены были сняты с использованием ручных камер, что позволило обеспечить более плавное движение.
Отдел кино и телевидения Американской гуманной ассоциации следил за сценами с участием животных. Эта ассоциация обладает исключительными полномочиями по контракту с Гильдией киноактеров защищать животных, используемых в кино и на телевидении. Инспекторы проверили сценарий и сцены до и во время съемок, чтобы убедиться, что животным не причиняли вреда или плохо обращались с ними, и что были соблюдены меры по безопасному использованию животных в киносъемках. Они также следят за условиями, в которых содержались животные во время производства.
Несколько различных видов птиц помогли оживить волшебных почтовых перевозчиков и компаньонов, в том числе Полярных сов, Орлов, Бородатую неясыть и сипух. Желанная роль Букли досталась полярным совам Спрауту, Касперу, Гизмо и Элмо. Совы перелетали с места на место под присмотром дрессировщиков. Каждую сову постоянно сопровождал по крайней мере один тренер, в то время как вентилятор и кондиционер охлаждали сов во время работы на съемочной площадке. Для кадров, где фон был размыт и от совы не требовались действия, в клетку помещали реалистичное чучело Букли.
В сценах с летающим фордом Англия дрессировщики аккуратно поместили сову в клетке на заднее сиденье неподвижного автомобиля для съемки. Чучело совы также использовалось для съемок этой сцены, в то время как компьютерные эффекты усиливали реакцию и движения совы внутри транспортного средства. Конечно, в сцене, когда Буклю и Коросту старенький форд безжалостно выплюнул из себя, настоящих животных не использовали.
Эррол, дезориентированная и склонная к несчастным случаям сова Уизли, по ошибке влетает в окно кухни Норы, доставляя почту. В общем то в окно попадает чучело Эррола, а настоящая сова использовалась для приземления. Дрессировщик умело посадил сову на подоконник и нежно погладил ее, чтобы она несколько секунд спокойно посидела. Примерно такой же подход использовали для сцены в Большом зале, когда Рон получает почту. Дрессировщику пришлось немного потрудиться, чтобы приучить сову лежать на спине.
Кошки мейн-кунов, Аланис и Максимус, разделили желанную роль миссис Норрис. Тренеры нанесли несколько хорошо расположенных искусственных меховых шариков на обычно красивую шерсть кошек, чтобы оживить облезлую миссис Норрис. А для сцены с окаменевшей кошкой конечно использовали реалистичное чучело.
В классе профессора МакГонагалл все ученики сидят за партами с различными животными. В этой сцене показано много разных видов животных, включая различных ящериц, змей, птиц и других млекопитающих. Тренеры поместили каждое животное на стол перед учеником и стояли за кадром рядом, чтобы наблюдать за происходящим. Превращение чаши было любезно предоставлено мастерами спецэффектов.
Неаполитанские мастифы, Вито, Хьюго, Белла и новичок Луиджи внесли свой вклад в значительную роль любимого щенка Хагрида Клыка. Дрессировщики приказывали собакам лаять и смотреть куда надо.
Хагрид держит мертвого цыпленка в одной из сцен. Хотя курица Хагрида на самом деле была сделана из резины, несколько живых цыплят были принесены и сняты для сцены, которая в конечном итоге не вошла в финальную версию фильма.
В одной живописной сцене несколько лошадей тянут сани со студентами по белоснежному зимнему двору Хогвартса. Дрессировщики прикрепили лошадей к легким саням и прогнали их на небольшое расстояние по искусственному снегу. Магия кино помогла заполнить двор множеством лошадей, хотя на самом деле их было всего несколько.
Хотя их легко пропустить, несколько крыс снуют внутри темного туннеля внутри Тайной комнаты. Дрессировщики выпустили коричневых крыс грызть арахисовое масло, которое было размазано в различных местах на съемочной площадке туннеля, и забирали их между дублями.
Локации
«Гарри Поттер и Тайная комната» был снят на киностудиях Ливсдена в Хартфордшире и в исторических зданиях по всему Соединенному Королевству, а также на острове Мэн.
Железнодорожный вокзал Кингс-Кросс по-прежнему использовался для съемок в качестве места платформы 9 и три четверти, а вот внешний вид взяли от соседнего вокзала Сент-Пакрас, так как его архитектура намного привлекательнее визуально.
Шотландский виадук Гленфиннан фигурирует в знаковой сцене, в которой Гарри и Рон следуют за поездом «Хогвартс Экспресс» на летающем автомобиле.
Как мы уже знаем, в качестве декораций для школы чародейства и волшебства Хогвартс использовались Глостерский собор (коридоры), Даремский собор (двор и кабинет Макгонагалл), замок Алник, Бодлианская библиотека Оксфордского университета, а также Аббатство Лакок.
Аббатство Лакок было основано в 13-м веке как женский монастырь, хотя в 16-м веке его передали в частное владение и сделали резиденцией. Здесь снимали учебную аудиторию по зельеварению, а крытая галерея помогла запечатлеть сцену, где Гарри слышит голос Василиска, выходя из кабинета профессора Локонса.
Коридор, на стене которого была сделана кровавая надпись, снимали в Глостерском соборе. Чтобы не нанести вреда интерьеру 500-летнего здания, была возведена фальш-стена, имитирующая старинную родную стену собора, на которой и сделали надпись.
Декорации
Художник-постановщик Стюарт Крейг вернулся для продолжения, чтобы разработать новые декорации, которых мы ранее не видели. Работая с режиссером, Крейг чудесным образом вызывал в воображении визуальную сторону истории и вместе со множеством мастеров создавал мир Гарри Поттера.
Хотя для первого фильма было построено много декораций, декораторам пришлось постараться и создать не меньше для сиквела. Крису Коламбусу было очень важно, чтобы декорации выглядели как настоящие. Проблема заключалась в том, что Хогвартс не только волшебный, но и очень старый замок. Чтобы воссоздать древнюю школу, Стюарт Крейг и его команда построили декорации с нуля и создали многие реквизиты из пластика. Так делали балки, стены и даже мебель. Как говорил Крейг: основным материалом, из которого изготовлены декорации для этого фильма, был пластик. Сначала делают формы, слепки реальных вещей, а затем из этих форм отливают всё что вам нужно: твердые листы кирпичной кладки, скульптуры, дубовые балки и многое другое.
Нора
При создании дома семейства Уизли «Норы», команда хотела создать нечто причудливое, наполненное волшебными вещами, но при этом теплое уютное место со своей уникальной атмосферой. Место, где Гарри мог чувствовать себя очень комфортно. По словам Роулинг, «Нора» выглядела так, будто когда-то здание было небольшим кирпичным свинарником, но потом к нему время от времени пристраивали сверху и с боков все новые комнаты.
Это стало отправной точкой для художника-постановщика Стюарта Крейга. Референсом стало маленькое тюдоровское здание со свинарником сбоку. А затем пристраивали сверху комнаты, словно Артур Уизли, глава семейства, подбирал части для дома откуда только мог, и они между собой не сочетались.
Ветхий вид снаружи определил, как все должно было выглядеть внутри. В «Норе» всё кривое и несуразное, нет ничего идеального. Окна представляют собой лоскутное одеяло из кусочков стекла из других зданий, полы из каменной плиты изношены, а каждые несколько ступенек на лестнице покрыты разными коврами. По словам декоратора, они хотели чтобы всё – от мебели до посуды на кухонном столе – выглядело так, словно было куплено в секонд-хенде, или найдено на барахолке. Собственно, именно так и было найдено немало вещей, использованных в «Норе», в том числе старинная кухонная плита, спасенная из дома некой поп-звезды. При всем созданном хаосе есть один элемент, который объединяет обстановку – это цвет, большинство деталей выдержаны в оранжевых и красных тонах, вдохновленных рыжеволосой семьей Уизли.
В то время как мастерская мистера Уизли заполнена магловскими изобретениями, которые он изучает, в самом доме находятся различные волшебные предметы, созданные отделом спецэффектов, такие как самоочищающиеся сковороды и причудливые часы, показывающие, где находятся все члены семьи в любой момент времени.
А для того чтобы правдоподобно изобразить спицы вяжущие в воздухе сами по себе, один из членов съёмочной группы убедил свою мать позволить наблюдать за ней и снимать её за вязанием в течении нескольких часов.
Среди множества вещей, специально созданных для декораций, было вязаное покрывало Рона в цветах его любимой команды по квиддичу, пушки Педдл, а также детские рисунки ведьм, волшебников и мифических существ, прикрепленные на кухне, которые на самом деле были сделаны членами семьи сотрудников художественного отдела.
Дом семейства Уизли специально был построен прямо напротив главного здания Leavesden Studios в Хартфордшире. Получился великолепный образ: эта безумная вертикальная башня в красивом полностью горизонтальном ландшафте.
Косой переулок
Создать целый фантастический мир для фильма очень сложно. Сохранить этот мир нетронутым в течение десятилетия еще сложнее. Построить весь Косой переулок и Хогсмид и сохранить их пригодными для всех фильмов было просто невозможно. Тот факт, что вы не видите каждую локацию в каждом фильме, к счастью, дал сценографам возможность сэкономить как пространство, так и деньги.
Магазин волшебных палочек Олливандера из Философского камня находится в том же здании, что и книжный магазин "Флориш и Блоттс" в "Тайной комнате". Его просто покрасили и заменили палочки книгами.
Еще одна покраска и установка большого количества конфет, и то же самое пространство становится Сладким королевством в Узнике Азкабана. Поскольку мы никогда не видим все три места в одном фильме, зрителям даже не придет в голову, что они смотрят на одно и то же отремонтированное пространство.
Теплица
Теплица была шансом показать как бы другую сторону Хогвартса, необходимо было такое впечатление, будто она существует уже сотни лет. Всё должно было казаться очень земным и естественным.
Из-за соображение экономии студия решила снимать в настоящей теплице в Кью-Гарденс, в юго-западной части Лондона. Как только съемочная команда приехала туда для осмотра, они поняли, что ничего не получится ведь над теплицами постоянно пролетали самолеты и невозможно было записать звук.
Поэтому в итоге теплицу пришлось строить с нуля в студии. Её воссоздали в нескольких размерах: в полную величину, в перспективе и плоский вариант на картине.
Кабинет профессора защиты от темных искусств
Для «Философского камня» классная комната профессора защиты от темных искусств Квиррелла была снята на месте в аббатстве Лакок в Уилтшире, здании, построенном в тринадцатом веке. Съемки велись в единственной комнате в аббатстве, где монахиням разрешали развести костер.
Всегда легче снимать на студийной площадке, чем брать актеров и команду на выезд, поэтому для «Тайной комнаты» команда спроектировала и построила класс защиты от темных искусств, которым пользовался Златопуст Локонс и все последующие учителя.
Проектирование кабинета Стюарт Крейг начал с того, что подумал о комнате как о скульптуре: форме, с которой он мог бы сделать что-то интересное. Поскольку класс защиты от темных искусств представляет собой чердак с изогнутой стеной, которая находится на вершине одной из башен, у нее могут быть окна только с одной стороны. В дальнем конце он поместил лестницу, ведущую в кабинет учителя, черпая вдохновение из кафедры готической церкви. Этот дизайн помог создать театральную сцену, идеально подходящую для драматических входов и выходов Златопуста Локонса.
Кабинет Дамблдора
Исполнительный продюсер и режиссер Крис Коламбус и художник-постановщик Стюарт Крейг согласились с тем, что у Дамблдора как у директора должен быть максимально продуманный кабинет. У Дамблдора должен быть самый лучший кабинет, находящийся в башне. Однако ему сообщили, что предложенная конструкция с ее огромными деталями и эксцентричностями будет слишком дорогой. В конечном итоге продюсеры смогли получить средства, необходимые для создания съемочной площадки. В самый загруженный день на площадке работало около 250 строителей самого разного профиля: плотники, такелажники, штукатуры, маляры. Плотники буквально строят скелет съемочной площадки. Затем приходят штукатуры и накладывают на него кожу (гипсовую меловую отделку). А затем маляры создают цветовой образ. Различные книжные шкафы и стеллажи в офисе Дамблдора фактически скрывали съемные стены (так называемые «дикие стены» wild walls), которые позволяли камерам иметь достаточно места для съемки с разных ракурсов, поскольку кабинет, несмотря на его грандиозный вид, был довольно тесным.
Декорации состоят из таких предметов мебели как картины, письменные столы, книжные шкафы и даже телескоп, который находится в кабинете Дамблдора, ведь он интересуется астрономией и научными приборами. Чтобы сделать кабинет более величественным были использованы сотни телефонных справочников с состаренными обложками.
Большая часть кабинета была завешана множеством портретов спящих бывших директоров школы. Такие портреты нельзя просто найти в магазине, поэтому их рисовала с нуля команда из пяти художников.
Тайная комната
Тайная комната, центральная локация в финале фильма, где Гарри Поттер сталкивается с чудовищным Василиском, потребовала титанической работы от Стюарта Крейга. Этот гигантский зал размером более 76 метров в длину и 36,5 метра в ширину является самым амбициозным местом во всей саге. Знаменитый Большой зал Хогвартса почти вдвое меньше.
Режиссер видел рисунки и модели, но когда Коламбус впервые вошел в Тайную комнату, он был ошеломлен. Такой подход не только добавлял правдоподобности происходящему на экране, но и помогал детям лучше чувствовать сцену вокруг себя.
Использование Василиском водопроводных труб для передвижения по замку Хогвартс вдохновило Крейга сделать входы и выходы в Комнату серией туннелей. Чтобы получить вдохновение, команда спустилась в люк в центре Лондона и совершила экскурсию по викторианской канализационной системе города. По словам Стюарта, Тайная комната не только секретное место в Хогвартсе, но и территория Слизерина, поэтому команда решила, что как и их общая комната, она была глубоко внизу – под черным озером. Поскольку Хогвартс в фильме расположен среди холмов и озер Шотландии, каменные поверхности вокруг входа в Тайную комнату были сделаны из форм, взятых с шотландских скал.
Стюарт Крейг описывает основной зал с монументальной резной головой Салазара Слизерина, выполненной Эндрю Холдером (Andrew Holder), и аллеей змей с открытыми челюстями как “почти слизеринский храм”.
Круглая дверь в Комнату со сложным расположением движущихся запорных устройств в форме змеи является триумфом как дизайна, так и способности превращать необычные визуальные концепции в рабочую реальность. Оригинальные проекты двери были переданы руководителю по спецэффектам Джону Ричардсону, который затем разработал метод ее создания и эксплуатации. Наконец, модель была сконструирована инженером по спецэффектам Марком Буллимором, титаническая дверь и ее механика являются примерами кинопроизводства, которое в наши дни часто заменяется компьютерными визуальными эффектами.
Дизайн
Художник по костюмам черпает вдохновение для дизайна из истории, никогда не забывая о том, что гардероб дополняет декорации. Потом разрабатываются прически и грим, чтобы визуально наилучшим образом выразить индивидуальность каждого персонажа.
Съемочная группа приложила огромные усилия, чтобы помочь создать суперпижонский образ Златопуста Локонса, уделяя внимание каждой мелочи, от его элегантных, но изысканных костюмов до макияжа, который представлял собой набор идеальных, блестящих вставных зубов. Локонс также носил парики, которые были намеренно созданы так, чтобы выглядеть как парики, потому что, собственно так оно и есть как мы узнаем позже. По книге Локонс одевался в основном в мантии ярких цветов, чаще всего синих и голубых оттенков. Но эти цвета не подходят к цветовой гамме фильма. Он выглядел бы вульгарно, совершенно «не в масть», поэтому насыщенность цвета одежды Златопуста пришлось приглушить.
Художник-декоратор Стефани Макмиллан и ее коллеги создали атмосферу самовосхваления в классе Локонса с помощью трогательных фотографий его как чемпиона по квиддичу и бесстрашного исследователя мира, а также портрета Златопуста Локонса как опытного художника, который рисует, конечно же, свой автопортрет.
Линди Хемминг, художник по костюмам, усовершенствовала костюм Люциуса Малфоя. По первоначальной задумке он должен был носить мантию в тонкую полоску, однако затем художник сделала выбор в пользу меховой подкладки, а также дополнила образ волшебника тростью со змеиной головой, чтобы подчеркнуть его аристократические качества и выразить дань уважение «старой моде».
Но в данном случае сам Джейсон Айзекс, исполнивший роль Малфоя-старшего, плотно поработал над своим образом. Например, у Люциуса Малфоя должна была быть короткая прическа, но Джейсон настоял на том, чтобы носить длинные волосы – так он бы отличался от Драко. Чтобы пряди не падали на лицо, актер был вынужден держать голову слегка отклонённой назад, что придавало его персонажу еще более надменный вид и хорошо вписывалось в образ. Изначально Джейсону Айзексу выбелили брови, но вместе с этим исчез всякий намек на силу характера в его лице. Тогда ему сделали темные брови и светлые волосы.
Волшебную палочку, спрятанную в трости, предложил сам Джейсон, аргументировав тем, что было бы неплохо показывать и жестикулировать с помощью нее. Актеру так понравилась эта трость, что он решил ее украсть и однажды попытался вынести со съемочной площадки. Но кража не удалась: его остановила охрана и вежливо попросила вернуть реквизит.
Костюмы мистера и миссис Уизли должны были передавать тот домашний уют, которым обладает Нора. Художник по костюмам Джейни Темим исходила из того, что миссис Уизли перерабатывала много вещей. Ей приходилось это делать, ведь у них не так много денег. Но у нее потрясающее воображение, и она могла сшить новое пальто из старого покрывала. Образ мистера Уизли решили дополнить галстуком-бабочкой, хоть в книге и не было такого уточнения.
Спецэффекты
Создание визуальных эффектов заняло девять месяцев до 9 октября 2002 года. Industrial Light & Magic, Mill Film, Moving Picture Company (MPC), Cinesite и Framestore обработали около 950 кадров с визуальными эффектами в фильме. Джим Митчелл и Ник Дэвис были руководителями CG направления. Они отвечали за создание персонажей, выполненных полностью на компьютере, в частности, домашнего эльфа Добби, Василиска и корнуоллских пикси.
Команда визуальных эффектов работала вместе с руководителем эффектов существ Ником Дадманом, который разработал феникса Фоукса, мандрагор, акромантула Арагога и голову Василиска.
Добби
Разочарованный некоторыми эффектами, использованными в более раннем фильме, особенно резкостью знаменитой сцены квиддича, Коламбус сосредоточился на спецэффектах. Домовой эльф Добби полностью сгенерирован компьютером и намного более реалистичен, чем аналогичные персонажи с цифровой анимацией того периода, пожалуй, кроме Голлума.
Хотя Добби играет более значительную роль в романах, чем в фильмах, он, тем не менее, запомнился актером озвучивания Тоби Джонсом и командой талантливых аниматоров. Этап создания домового эльфа начинается с видео выступления Тоби, чтобы использовать его движения и эмоции для компьютерного персонажа. Вы должны верить, что у него есть душа. Чтобы помочь процессу, в студии существ Ника Дадмана была создана полноразмерная шарнирная модель персонажа из силикона с полностью функционирующим скелетом внутри. Куклу домового эльфа раскрасили так, каким он должен быть представлен в кино – вплоть до мельчайших деталей, таких как прожилки на глазах. Все что нужно, чтобы оператор-осветитель мог ориентироваться в любой сцене.
Уши Добби были основаны на собаке из художественного отдела по кличке Макс, которая раньше сидела под столами дизайнеров.
А чтобы актеры могли понять, где стоит Добби в конкретной сцене, они смотрели и разговаривали с теннисным мячиком, закреплённым на конце длинного жезла.
Форд Англия
Как заставить машину летать? Если вы Артур Уизли, то вы зачаровываете маггловское транспортное средство. Однако создателям фильма пришлось искать другой путь.
Голубой автомобиль (номер лицензии 7990 TD), показанный во втором фильме, был подлинным Ford Anglia 105E 1962 года выпуска, построенным на заводе Ford в Великобритании. Супервайзер по спецэффектам Джон Ричардсон вынул двигатель и распотрошил автомобиль, чтобы сделать его легче, а затем установил его на вращающийся кран со специальным шарниром, называемым «штативная голова». Штативная голова позволяла создателям фильма вращать, наклонять и катить машину вперед и назад. Затем они установили штативную голову на заднюю часть американского пикапа (со специально адаптированной подвеской и выносными опорами), чтобы они могли создавать всевозможные эффекты полета во время движения.
У команды было шестнадцать разных моделей, все они были адаптированы по-своему. Некоторые «форды» были разрезаны пополам, чтобы можно было снимать внутри, у других были гоночные двигатели для высокоскоростной езды, а третьи находились на разных стадиях «поломки» для сцены, где машина разбивается об Гремучую иву. Также использовались миниатюрные версии Форда Англии. По словам Джона Ричардсона, команда спецэффектов также построила «одичавшие» автомобили, которые «блуждали по Запретному лесу в течение года».
Гремучая ива
Темпераментное дерево началось как набросок из художественного отдела, который затем нужно было превратить в настоящую Гремучую Иву, в которую Рон мог бы врезаться на машине своего отца. Сцены с Ивой требовали сочетания практических и визуальных эффектов.
Руководитель спецэффектов Джон Ричардсон и его команда создали механически управляемые ветви для атаки на летающий автомобиль. В студии Shepperton была построена модель в масштабе 1:3, в которой была изображена полноразмерная верхняя треть дерева с принудительной перспективой, чтобы казаться высотой более 30 метров. Внутренний двор и дерево были созданы в 3D. Некоторые кадры были полностью цифровыми.
Пока Англия раскачивалась и металась вперед и назад, механически управляемые ветви, покрытые формованной резиновой корой дерева, безжалостно «толкали» ее. Джон Ричардсон отмечает, что «все это было очень реалистично. Поскольку Руперт и Дэниел сидели в машине в то время, это дало им массу эмоций».
Арагог
Орды бегающих, суетящихся пауков были созданы с использованием компьютерных изображений, но их лидером была гигантская аниматронная фигура. Хотя изначально Арагога планировали полностью сделать на компьютере, на совещании Ник Дадман робко заявил, что его отдел сможет построить достоверную и большую куклу паука. Позже Ник жалел о своих словах, ведь огромная аниматронная кукла представляла серьезную творческую проблему для департамента существ.
Модель Арагога строили 20 человек в течении целых 6 месяцев. Гигантский паук был высотой 3 метра с размахом ног 5 метров, каждый из которых должен был управляться другим членом команды. Все существо весило 750 килограмм. Потребовалось более 15 человек, чтобы управлять аниматронным Арагогом на съемочной площадке. Конечно, финальный результат поразил Ника, он стоял на съемочной площадке и думал, что этот гигантский паук и вправду вылезает из ямы и ведет диалог прямо перед ним.
Сейчас аниматронную марионетку Арагога можно увидеть во время студийного тура в Ливсдене.
Феникс Фоукс
Феникс Фоукс начал свою жизнь как связка ярко-красных перьев, выбранных ключевым дизайнером аниматронных моделей Вэлом Джонсом. Эта комбинация натуральных перьев, взятых у фазанов и других диких птиц, с перьями, специально окрашенными Вэлом, предоставила художественному отделу исходный справочный материал, который они могли использовать, когда приступили к разработке внешнего вида волшебной птицы профессора Дамблдора.
Художник-концептуалист Адам Брокбэнк работал над тремя этапами появления Фоукса в «Гарри Поттере и Тайной комнате»: старая, дряхлая птица, которая в конце концов сгорает; птенец феникса, возродившийся из пепла; и великолепное огненное существо, которое помогает Гарри в его битве с Василиском. Адам черпал вдохновение в изображениях классической мифологии, а также в наблюдениях за настоящими птицами. Для славного, торжествующего Фоукса в конце фильма он упомянул орлана - великолепную хищную птицу, считающейся одной из старейших сохранившихся видов птиц в мире. Однако версия, с которой Гарри впервые сталкивается, находится в конце его постоянного жизненного цикла и, как объясняет Адам, по внешнему виду больше похожа на стервятника: «Его шея вытянута, много перьев выпало, и он имеет цвет перегоревшей спички, но в глазу все еще остаются последние тлеющие угли».
Дизайны Адама использовались отделом визуальных эффектов при создании сложного аниматронного Фоукса. Аудио-аниматронная птица, впервые появившаяся на жердочке в офисе Дамблдора, представляла собой весьма сложный механизм с примерно десятью контроллерами. Дизайнер эффектов существ Ник Дадман описывает невероятную степень контроля над моделью феникса: «Он мог перемещать свой вес так же, как птицы, когда они ходят, мог расправить крылья и поднять свой гребень, мог моргать и у него было множество мелких выражений лица. Когда он исцеляет Гарри слезами, из его глаз и вправду течет вода. Фактически, Фоукс был настолько реалистичен, что в какой-то момент актер Ричард Харрис подумал, что это настоящая птица!
Над компьютерным фениксом Фоуксом работала команда Framestore. В то время моделирование перьев стало горячей темой в компьютерной анимации. Геометрия поверхности перьев более сложная, а их взаимодействие друг с другом более тонкое, чем у волос. Команда сначала занялась проблемой оперения, работая с ними как с волосами, но из этого ничего не вышло. Ярко-красно-золотое оперение Фоукса означало, что взаимодействие отдельных перьев не могло быть искажено, как это могло быть с волосами.
Возвращаясь к основным принципам, команда привела на исследование нескольких живых птиц, в том числе голубого ара и гриф-индюка. Птиц снимали на видео, и отснятый материал тщательно просматривался до начала работы.
Пикси
Для комедийной сцены с пикси художники студии Framestore «зачищали» картинку от лишних тросов и других приспособлений, указывающих на положение пикси в кадре. Макет, разработанный для производства, был отсканирован, и результаты были использованы для создания полигональной модели. Подповерхностное рассеяние помогло придать коже пикси соответствующую текстуру. На некоторых кадрах изображено более двадцати маленьких синих вредителей, порхающих по экрану одновременно.
Василиск
Перед съемками сцен с «Василиском» режиссер Крис Коламбус попросил совета у Стивена Спилберга, у которого за плечами был «Парк Юрского периода». Коламбус задавался вопросом, как лучше всего снимать сцены с василиском, с помощью компьютерной графики или реального механического зверя. Спилберг сказал, что лучший результат получается при их сочетании, поэтому использовалась как цифровая анимация, так и аниматронная модель головы и части шеи для кадров с крупным планом.
Отдел эффектов существ построил секцию тела Василиска длиной в 8 метров и весом в полторы тонны, с кожей из вспененной резины и скелетом, сделанным из алюминиевых стремянок. Да, вы не ослышались. Как объяснил дизайнер эффектов существ Ник Дадман, поскольку эта огромная голова требовалась для сцены сражения с ребенком, необходимо сделать ее как можно более легкой. Для этого им предстояло просверлить в алюминии множество отверстий. Это заняло бы много времени, пока один из сотрудников не предложил использовать для этой цели стремянки. Что они и сделали, разрезали их и использовали боковые части, в которых уже были отверстия, где были прикреплены ступеньки.
При создании компьютерной модели василиска основной проблемой, с которой столкнулась команда Framestore, было взаимодействие существа с водой. Независимо от того, насколько убедительно само существо, оно должно было хорошо выглядеть в воде. Но в итоге сочетание компьютерной воды и реальной водной глади получилось весьма гармоничным.
Манекены
Когда Тайная Комната вновь открывается, Василиск начинает царство террора в Хогвартсе, унося ряд жертв - миссис Норрис, Колина Криви, Джастина Финч-Флетчли, Почти Безголового Ника и Гермиону Грейнджер. Окаменевшие люди (и призрак), которых мы видим на экране, - это не лежащие на месте актеры, а удивительно реалистичные манекены. У каждого манекена глаза и волосы разного цвета, а каждая прядь и ресница вручную вплетены в искусственную кожу.
Эти реплики актеров начали свое воплощение в мастерской по протезному макияжу с помощью процесса, известного как «лайфкастинг» (lifecasting). По словам супервайзера по созданию эффектов существ Ника Дадмана, лайфкасты актеров используются для создания манекенов, подобных тем, которые необходимы для окаменевших персонажей в «Гарри Поттере и Тайной комнате», а также для создания компьютерных двойников для визуальных эффектов.
Процесс создания образа начинается с того, что актер надевает пластиковый колпачок, который защищает его или ее волосы, а затем покрывается веществом, называемым дентальным альгинатом (который, как следует из названия, стоматологи используют для слепков с зубов пациентов). Стоматологический альгинат наносится на голову и плечи или, если необходимо, на все тело, и в течение нескольких минут становится эластичным.
Затем на внешнюю поверхность эластичного вещества накладываются гипсовые повязки, чтобы все оставалось в форме. Когда гипсовая повязка высыхает, ее разрезают, снимают с человека, а затем снова собирают, чтобы сформировать форму, в которую можно налить еще гипса, чтобы создать идеальный образ актера. После этого лайфкастинг можно использовать для моделирования протезного макияжа, изготовления масок для дублеров или в качестве ориентира для цифровых аниматоров, которые сканируют его с помощью лазера для создания исходного трехмерного изображения.
По словам Ника это очень старомодный метод, но все же лучший, потому что дает полное представление о текстуре кожи – каждой веснушке, поре и линии.
Звук и музыка
Из-за событий, происходящих в «Гарри Поттере и тайной комнате», звуковые эффекты фильма были гораздо более впечатляющими, чем в предыдущей части. Звукорежиссер Рэнди Том (Randy Thom) вернулся для продолжения, используя профессиональные инструменты для завершения работы, которая включала первоначальные концепции, выполненные в Skywalker Sound в Калифорнии, и основную работу, выполненную в Shepperton Studios в Англии.
Том хотел придать Гремучей иве глубокое рычание, для которого он использовал свой собственный голос, замедленный, уравновешенный и усиленный басом. Для мандрагорн объединил детский плач с женскими криками, чтобы сделать это достаточно экзотическим, что-то, что вы никогда раньше не слышали.
Василиск не просто гигантская змея, но он также похож на дракона - не у многих змей есть такие зубы. По мнению Тома он должен был шипеть и рычать. Он смешал свой собственный голос, рев тигра и характерные звуки лошадей и слонов.
Джон Уильямс, сочинивший партитуру предыдущего фильма, вернулся в сиквел. По признанию композитора, создание саундтрека оказалось непростой задачей, поскольку он едва успел закончить музыку к «Атаке клонов» и должен был приступить к работе над музыкальным сопровождением картины «Поймай меня, если сможешь». По этой причине, бал приглашён Уильям Росс, он занимался аранжировкой треков из «Философского камня» в новый материал, который Уильямс сочинял в те моменты, когда у него было свободное время. Впоследствии Уильям Росс также дирижировал Лондонским симфоническим оркестром во время записи. Саундтрек был выпущен 12 ноября 2002 года и был номинантом на премию "Грэмми" за лучший саундтрек для визуальных медиа в 2003 году.
Интересные факты
- По словам Дэниэла Рэдклиффа «Гарри Поттер и тайная комната» его самая любимая книга Поттерианы.
- Эмме Уотсон было одиннадцать лет во время съемок фильма «Гарри Поттер и Тайная комната», и она часто приводила на съемочную площадку своего домашнего хомяка Милли. Она вспоминает, как сидела для прически и макияжа, пока Милли нежилась у нее на коленях, отмечая, что парикмахеры и визажисты были с ней «очень терпеливы». К сожалению, Милли скончалась вскоре после начала съемок, и Эмма по понятным причинам была опустошена. Новости о трагедии быстро распространились по съемочной группе, и Эмма с любовью вспоминает, что съемочная группа создала специальный гроб размером с хомяка для ее питомца. У гроба была бархатная подкладка, и надпись Милли, выгравированная сверху. Эмма до сих пор считает, что у хомяка были лучшие проводы.
- Хорошее предзнаменование происходит сразу после того, как дядя Вернон проверяет комнату Гарри во время сцены ужина. Когда дядя Вернон уходит, скрытый домовой эльф выходит из шкафа и небрежно отбрасывает один из носков Гарри, случайно застрявший у него на плече. Это предвещает, что Гарри в конечном итоге воспользуется носком, чтобы освободить Добби из рабства.
- Ожерелье из опала, которое сыграет важную роль в части под названием "Принц-полукровка", видно на витрине лавки «Горбин и Бэркес».
- В сцене в книжном магазине можно заметить, что во время проникновенной беседы с Артуром Уизли Малфой-старший берет из котла Джинни одну книгу, а спустя минуту кладет обратно уже две. Второй книгой был дневник Тома Реддла. Именно так он оказался у Джинни Уизли.
- Форд Англия мистера Уизли того же цвета и той же модели, в которой Джоан Роулинг и её лучший школьный друг ездили много лет назад. Благодаря воспоминаниям о том, как писательница вела её, машина попала на страницы книги, а потом и в фильм.
- Охранник, который противостоит Гарри и Рону, когда им не удается добраться до платформы 9 3/4, был тем же охранником из Гарри Поттер и философский камень (2001).
- Приветственный салют, которым Снейп, Локонс, Гарри и Драко обмениваются перед дуэлью, представляет собой несколько модифицированную версию салюта фехтовальщиков.
- Заклинание Арания Экзумэй используется против пауков, когда Гарри и Рон убегают из колонии акромантулов. Это заклинание не упоминается в книге. Согласно фильму, Гарри узнал об этом, когда увидел, что Том Реддл использует это в своем дневнике шестьдесят лет назад. Забавно, что у нас эту сцену не озвучили.
- Руперт Грин, игравший в франшизе Рона Уизли, страдающего арахнофобией, в реальной жизни сам очень боится пауков, поэтому, когда играли сцены с пауками, ему даже не требовалось притворяться, что он испытывает отвращение и ужас. К тому же он до сих пор не смотрел всю сцену, где Рон и Гарри находятся в лощине Арагога.
- Джоан Роулинг сообщила, что по ее замыслу Плакса Миртл была потомком Кандиды Когтевран.
- Во время съемок этого фильма среди детей-актеров произошла вспышка педикулеза и на площадку пришлось срочно вызывать бригаду медиков, но всё благополучно обошлось.
- Джейми Уэйлетт и Джош Хердман (Кребб и Гойл) поранили губы крючками, которые использовались для прикрепления кексов со снотворным к леске, на которой те были подвешены.
- Еще один конфуз произошел с самим Дэниелом Рэдклиффом, во время съемок у него начал ломаться голос, этот недочет пришлось исправлять с помощью дубляжа и монтажа.
- Среди множества портретов, развешенных по всей школе, также можно заметить портреты исполнительного продюсера Марка Рэдклиффа и художника-декоратора Стюарта Крэйга.
- «Липовым» названием картины, которое использовалось для того, чтобы сбить с толку фанатов и местных жителей, было «Инцидент на 57-й улице». Так называлась одна из популярных песен Брюса Спрингстина, написанная в 1973 году.
- Все четверо детей режиссёра Криса Коламбуса появляются в эпизодических ролях в фильме. Элинор Коламбус, как и в первом фильме, сыграла роль Сюзан Боунс, Брендан Коламбус мальчика в классе для выполнения домашних заданий, Виолет Коламбус маленькую девочку с цветами и Изабелла Коламбус маленькую девочку в книжном магазине.
- Трейлер картины появился на экранах кинотеатров вместе с фильмом «Скуби-Ду» (2002). Многие поклонники приключений Гарри Поттера брали билеты на этот фильм только для того, чтобы увидеть трейлер на большом экране.
- Фильм стал последней ролью Ричарда Харриса, который скончался 25 октября 2002 года, за три недели до выхода фильма в прокат.
- Первоначально исполнителю главной роли Дэниэлу Рэдклиффу в качестве гонорара была предложена очень скромная сумма в 125 тысяч фунтов стерлингов (181 500 долларов). Такая несправедливость побудила вмешаться британский профсоюз актёров, и после переговоров с его участием зарплата актёра была поднята до 2 миллионов фунтов (около 3 миллионов долларов).
- Гобелены, висящие в гостиной Гриффиндора, представляют собой копии комплекта из шести фламандских гобеленов «Дама с единорогом», датированных концом пятнадцатого столетия. Их оригиналы в настоящее время находятся в парижском музее Клюни.
- Чувствуя, что его финальной сцене не хватает остроты, Айзекс произнес злобную фразу: "Я уверен, что мистер Поттер всегда будет рядом, чтобы спасти нас ”. Не теряя ни секунды, 12-летний Рэдклифф придумал подходящий ответ: "Буду, не сомневайтесь". Сцена была настолько яркой, что вошла в первый трейлер фильма.
- Когда Люциус Малфой пытается проклясть Гарри в конце, он бормочет «Авада ...» Как упоминалось в четвертой книге, это начало непростительного смертельного проклятия под названием «Авада Кедавра». Это скорее создает впечатление, что Малфой-старший достаточно глуп, чтобы на самом деле попытаться убить ребенка посреди школы, набитого учениками и учителями, без возможности убежать. Но, как объяснил Джейсон Айзекс в нескольких интервью, в сценарии не упоминалось какое-либо конкретное заклинание, которое он мог бы использовать, и, поскольку он только что читал четвертую книгу, это было единственное проклятие, которое он смог вспомнить. Получается Добби спас жизнь Гарри в этой сцене.
- Во время написания «Гарри Поттера и Даров смерти» Джоан Роулинг всерьез подумывала вернуть «Форд Англия», чтобы защитить Рона от пары Пожирателей смерти, которые загнали его в угол на территории замка. Но она отказалась от этого, так как думала, что Форд Англия, скорее всего, был бы сломан из-за слишком долгого проживания в лесу, и сама идея показалась ей детской.
- В сценарии изначально говорилось, что Гермиона обнимет Гарри и Рона в финальной сцене. Поскольку одиннадцатилетняя Эмма Уотсон стеснялась обнимать мальчиков на глазах у всего состава, Крис Коламбус позволил ей сменить сцену так, что Гермиона просто обнимает Гарри, а затем начинает обнимать Рона, но оба смущаются и жмут друг другу руки. Ее колебания с Роном также воспринимаются фанатами как предвестник отношений, которые будут развиваться между двумя персонажами.
- Хотя этот фильм основан на второй самой короткой книге, это самый длинный фильм. Гарри Поттер и орден Феникса (2007), основанный на самой длинной книге, является вторым самым коротким из фильмов.
- Роулинг на самом деле создала руководство, чтобы научить актеров говорить на парселтанге.
- Локонс заявляет, что он «не избавился от Банши, улыбнувшись ему». Банши - ирландские духи, которые могут быть только женщинами. В книге правильно используется женский род. Поскольку актер, исполнивший роль Златопуста Локонса, Кеннет Брана имеет ирландское культурное происхождение, он, вероятно, сделал это намеренно, чтобы Локонс выглядел еще более глупым.
- Один из двух фильмов о Гарри Поттере, не номинированных на премию Оскар, второй - это Гарри Поттер и орден Феникса (2007).
- Несмотря на то, что у Крэбба и Гойла больше экранного времени в этом фильме, чем в любом другом, в котором они участвуют, у них практически нет диалогов, так как их голоса были озвучены Дэниелом Рэдклиффом и Рупертом Гринтом для эпизода «Оборотное зелье».
- Имя Салазара Слизерина происходит от имени бывшего португальского диктатора Антониу де Оливейра Салазара. Роулинг написала часть первой книги о Гарри Поттере во время пребывания в Порту, Португалия.
- Колин Криви использовал камеру Argus C3 Matchmatic, дешевую и очень популярную 35-миллиметровую дальномерную камеру, производившуюся в США с 1939 по 1966 год.
- Когда Люциус Малфой хлопает Драко тростью по плечу, Джейсон Айзекс не знал, что на рукояти есть маленькие клыки, поэтому Том Фелтон испытывал настоящую боль.
- Фоукс, Феникс профессора Дамблдора, назван в честь Гая Фокса. Гай Фокс был арестован в 1605 году за попытку взорвать палату лордов в Лондоне. Теперь его чучело сжигают ежегодно в ночь Гая Фокса, 5 ноября.
- Когда в 2010 году открылся «Волшебный мир Гарри Поттера», большинство приглашенных актеров прибыли на автобусе «Ночной Рыцарь», но Руперт Гринт и Дэниел Рэдклифф прибыли на летающем Форде «Англия». Этот автомобиль был любимым реквизитом Руперта Гринта в франшизе.
- Бонни Райт рассказала, что снималась в сцене, в которой одержимая Джинни душит петухов за пределами хижины Хагрида, поскольку крик петухов смертелен для василиска. Этот эпизод был полностью исключен из фильма.
- Лучшая реплика Драко была импровизацией. В сцене, где Малфой застает врасплох Гарри и Рона в образе Кребба и Гойла, Том Фелтон просто забыл свою реплику, поэтому заполнил тишину словами: «я не знал, что ты умеешь читать». Предполагается, что Гойл довольно глуп, но для его собственного лучшего друга так сильно сомневаться в его интеллекте - это типичный поступок Драко. Что делает его еще лучше, так это выражение лица Драко в последней сцене, где он выглядит довольно впечатленным этим новым откровением.
- Сцена, когда Люциус пинает Добби, а затем толкает его тростью, когда собирается уходить, было импровизацией Айзекса, что первоначально заставило режиссера Криса Коламбуса подумать, что он просто споткнулся, пока Айзекс не объяснил, что его действия были преднамеренными.
- Хотя большая часть сюжета о девушке Перси Уизли Пенелопе Кристал была вырезана, Почти Безголовый Ник, направляясь в Большой зал, говорит паре «Привет Перси, мисс Кристал», когда они выходят.
- Крис Коламбус снял сцену, в которой Гарри взбирается на голову Салазара Слизерина, как дань уважения фильму Альфреда Хичкока «Север через северо-запад», в котором главные герои взбираются на одну из голов знаменитой горы Рашмор.
- В сцене, где остальная часть Гриффиндора аплодирует Гарри и Хагриду, видно, как Крэбб встает и хлопает в ладоши, но Малфой тащит его вниз, не поднимая глаз. На самом деле это была оплошность актера, Джейми Уэйлетта, забывшего, что он должен был избегать хлопков, а Том Фелтон тонко напомнил ему, что он не должен делать это, не нарушая характер.
- Единственный фильм о Гарри Поттере, в котором есть сцена после титров. В ней мы видим, что случилось с профессором Златопустом Локонсом, страдающим амнезией. Он написал книгу под названием «Кто я?», а на фото сидит в смирительной рубашке.
- Это последний фильм, в котором все студенты Хогвартса носят классическую форму, затем переодеваются в галстуки и джемперы в «Узнике Азкабана».
Отличия фильма от книги
- В книге семья Мейсонов выбегает из дома после того, как в столовую влетает сова с письмом. В письме говорится, что Гарри использовал заклинание левитации, нарушив статус секретности, и в следующий раз за такую провинность его исключат из школы.
- В Косом переулке нет посещения банка «Гринготтс» и не происходит драки Артура Уизли с Люциусом Малфоем.
- В фильме нет юбилея смерти Почти Безголового Ника; соответственно, нападение на Миссис Норрис происходит раньше (во время отработки Поттером наказания у Локонса), а Плакса Миртл появляется позже.
- В книге историю про Тайную комнату рассказывает профессор истории магии Катберт Бинс – единственный призрак-учитель в замке, но так как его сочли ненужным для общего сюжета, эту реплику в фильме отдали профессору Макгонагалл.
- В фильме книгу, в которой описывается приготовление Оборотного зелья, Гермиона свободно берёт без сопроводительного письма Локонса. Нет эпизода с похищением ингредиентов из кабинета Снегга. Кроме того, по роману Гарри в образе Гойла не нуждался в очках, так как у слизеринца хорошее зрение, и он сразу заговорил низким, скрипучим голосом Гойла.
- В книге Гарри раскрыл секрет дневника случайно во время Дня святого Валентина. Пузырек с чернилами разбился, пока Гарри отбивался от гнома с валентинкой, но дневник оказался чистым, впитав все чернила. Тогда же этот дневник у Гарри заметила Джинни. В фильме неясно, как Джинни узнала к кому попал дневник.
- В романе Арагог слеп, так как его глаза были молочно-белыми. В фильме его глаза черные, что означает, что он может видеть.
- Существует несоответствие в описании размера василиска между версиями романа и фильма. В книге указывается размер монстра около двадцати футов – это 6 метров, то есть по книжному канону василиск примерно такого же размера, как и питон, выпущенный из клетки зоопарка. Но чтобы сделать бой Гарри с василиском более захватывающим и опасным, для фильма размер василиска увеличили до 20 метров. Что самое забавное, в переводе Росмэн, переводчики решили не заниматься конвертацией футов в метры, а просто заменили слово, оставив цифры нетронутыми, то есть получилось 20 метров. Поэтому русский зритель, читавший книгу, совсем не удивился размерам василиска.
После огромного успеха «Гарри Поттера и философского камня» экранизации второй книги Джоан Роулинг пришлось многое оправдать. Вышедший в свет в ноябре 2002 года «Тайная комната» выполняет обещание режиссера Криса Коламбуса сделать «более мрачный и страшный» фильм - как и сама книга.
Этот фильм заработал более 88 миллионов долларов в США в первые выходные, что на тот момент поставило его на третье место в списке самых больших дебютов за всю историю, на первых двух расположились - «Человек-паук» (2002) и «Гарри Поттер и Философский камень» (2001).
Благодаря труду множества талантливых людей волшебство в итоге ожило на экране. Улучшенные спецэффекты и переход к сюжету, основанному на экшене и приключениях, были тепло встречены аудиторией и критиками. Также хвалили новых персонажей, таких как Златопуст Локонс и Люциус Малфой. Однако некоторые критики посчитали, что во втором фильме не хватает волшебства. А как считаете вы?
Лучшие комментарии
Гермиона клевая
Спустя почти восемнадцать лет это для меня стало шоком. И я наконец понял как эта змея умудрялась перемещаться по трубам Хогвартса.
Спасибо за такую объемную статью.
Спасибо за статью! Всегда интересно читать про необычные случаи и импровизации на съёмках.
Джейсон Айзекс чем-то неуловимо напоминает Джулиана Сэндза в его лучшие чернокнижные годы. Сэндз бы тоже, наверное, неплохо вписался в эту роль.
Спасибо. Кстати книги о Гарри Поттере очень легко читать в оригинале, они написаны очень простым языком (примерно как детские книжки).