![](https://images.stopgame.ru/avatars/2021/10/11/c38x38/BfzTrSMgZlTHt6quwACkFg/4kVM8mm.jpg)
Хорошая статья, было интересно почитать!
«Пусть волшебство начнется»
Всем привет! Решил попробовать себя в создании контента, это мой первый «блин». Надеюсь вам понравится, а я буду улучшать качество с каждым выпуском!
Дебютный роман Джоан Роулинг о юном волшебнике Гарри Поттере вышел в 1997 году, а первая экранизация состоялась уже в 2001-м. За короткий промежуток история о Мальчике-который-выжил стала абсолютным хитом, за экранизацию которого боролись лучшие студии и режиссеры. Как проходил кастинг актеров на главные роли, где снимали знаменитые сцены, какое участие в работе над фильмом принимала сама Роулинг и при чем тут Стивен Спилберг – что ж, время разбираться.
В 1996 году британский продюсер Дэвид Хейман основал студию Heyday Films, для которой Гарри Поттер стал вторым фильмом, а первым - выпущенный в 99-м готический вестерн-хоррор «Людоед» с Гаем Пирсом и Робертом Карлайлом в главных ролях. В 1997 году Хейман поручил подчиненным найти детскую книгу, подходящую для экранизации. Изначально выбор пал на фэнтези-роман «Огр внизу» Дианы Уинн Джонс (про сложности жизни детей с новым отцом и волшебный набор для химии), но права получить не удалось. В то время феномена «поттеромании» еще не было, поэтому сказку Роулинг поместили на полку книг «с низким приоритетом». К счастью, ее случайно прочла помощница Хеймана и тут же порекомендовала своему боссу. И хотя ему сильно не понравилось «бульварное» название книги, он решил в тот же вечер прочитать несколько страниц перед сном. Он читал и читал и читал, пока не отложил книгу в 4 утра. Его покорила манера написания яркого и доступного волшебного мира. Он сам учился в английской школе-интернате, подобной как Хогвартс, хотя и без магии. Дэвид Хейман понял – это то, что надо!
На следующее утро он отправил копию своему другу детства Лайонелу Уигрэму, вице-президенту Warner Brothers, где моментально вцепились за проект. И спустя несколько недель студия начала вести переговоры с автором о приобретении прав на франшизу. Однако первоначально Роулинг не решалась подписываться на это, поскольку «не хотела давать им контроль над франшизой», что позволило бы компании снимать продолжения экранизаций романов, не написанных писательницей. Тем не менее, в 1999-м Джоан Роулинг продала права на создание фильмов по первым четырем частям саги за скромную сумму в один миллион фунтов стерлингов (при том, что четвертый том, «Гарри Поттер и Кубок огня», еще не был дописан). Что куда интереснее, Роулинг оговорила свою беспрецедентную авторскую роль в контроле над экранизацией и выбила себе проценты с бокс-офиса следующих фильмов.
Права на игрушки по мотивам «Гарри Поттера» перешли Mattel за $35 миллионов, но еще более привлекательными, учитывая важность этих предметов в книге, стали права на конфеты и прочую фирменную кондитерскую продукцию, которые выкупили Hasbro.
Первым кандидатом на место режиссера был именитый Стивен Спилберг, который некоторое время вел переговоры со студией. Однако его условия не удовлетворили ни компанию, ни Джоан Роулинг. Во-первых, Спилберг хотел полностью контролировать производство, во-вторых, снять не фильм, а мультфильм. При этом голосом Гарри должен был стать Хэйли Джоэл Осмент — американский мальчик, уже прославившийся в фильме «Шестое чувство». Недаром, когда Спилбергу отказали, он всё равно задействовал Осмента в своём «Искусственном разуме».
К этому времени сказки Роулинг уже стали сенсацией в книжном мире, поэтому претендентов на роль режиссёра было хоть отбавляй. Каждый перспективный режиссер поделился своим уникальным видением Гарри Поттера с руководителями Warner Brothers Аланом Хорном, Лоренцо Ди Бонавентурой и продюсером Дэвидом Хейманом. В итоге список сузился до 4 «финалистов»: Брэд Силберлинг (Каспер), Алан Паркер (Эвита), Крис Коламбус (Один дома) и Терри Гиллиам (12 обезьян).
Наиболее известный своей работой над «Монти Пайтоном», «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе» и «Бразилией», Терри Гиллиам был первым выбором Джоан Роулинг. Его воображение и креативность очевидны по его работам, так что вполне понятно, почему она выбрала Гиллиама.
Но у Гиллиама была одна серьезная проблема: у него не было опыта общения с детьми-актерами. Поскольку было абсолютно необходимо, чтобы выбранный режиссер смог извлечь максимум пользы из их молодого таланта, Гиллиама в конце концов отвергли.
В итоге Лоренцо ди Бонавентура разослал пресс-релиз, в котором расхваливал Криса Коламбуса, больше всего известного как раз семейными комедиями с детьми-актерами, такими как «Один дома», «Миссис Даутфайр», а также имеющего опыт работы в фантастическом кино на примере «Гремлинов». Поэтому в марте 2000 года студия утвердила Криса Коламбуса в качестве постановщика фильма «Гарри Поттер и Философский камень». По словам Дэвида Хеймана, Коламбус гонялся за этим проектом целых два года.
Честь написать сценарий досталась Стиву Кловзу, чей самый известный оригинальный сценарий — романтический мюзикл «Знаменитые братья Бейкер». Он вел переговоры и встречался еще со Стивеном Спилбергом, когда тот рассматривался на место режиссера. По словам сценариста, ему прислали целый ряд коротких книжных синопсисов для адаптации, из которых он сразу выделил для себя Гарри Поттера. Он вышел на улицу, купил книгу и моментально сделался поклонником творчества Роулинг. При этом он брал на себя обязательство написания сценариев и для следующих фильмов серии.
Джоан Роулинг сразу заявила, что осознаёт, что кино и литература — разные жанры, поэтому требовала от экранизации соответствия не столько «букве», сколько духу книги. Стив вспоминал, как сильно волновался перед первой встречей с Роулинг, поскольку не хотел, чтобы писательница думала, что он собирается уничтожить её детище. В свою очередь, Джоан признавалась, что была «заочно» готова «ненавидеть этого Кловза». Однако опасения оказались напрасными.
Роулинг имела право контролировать творческую сторону фильма, что положительно сказалось на результате. Говорят, что поначалу студия вообще хотела сделать один фильм на основе первых двух книг. К счастью, этого не произошло. По словам Криса Коламбуса, он слышал про это, проходя интервью на должность режиссёра первой картины о Поттере. Говорили о соединении двух книг, чтобы легче было снимать. Выбрать любимые эпизоды и сделать из них один фильм…
По жёсткому условию Джоан Роулинг, все актеры в будущих фильмах должны быть британцами. Был объявлен открытый кастинг на три главные детские роли. Сюзи Фиггис была назначена ответственной за подбор актеров. Она проводила прослушивания множества детей на главные роли, однако все они были отвергнуты режиссёром и продюсерами. На прослушиваниях детям сначала предлагалось прочитать вслух предложенную им страницу из книги, затем сымпровизировать сцену прибытия учеников в Хогвартс и в третьей стадии прочитать вслух несколько страниц из сценария.
В прессе основным кандидатом на роль Гарри называли Джейми Белла, актера 14 лет, уже покорившего Канны своим выступлением в фильме «Билли Эллиот» по одноименной пьесе.
Уже в июле 2000 года появились многочисленные сообщения о том, что главным кандидатом на роль по настоянию Криса Коламбуса стал американский молодой актер Лиам Эйкен, который до этого работал с этим режиссером в фильме «Мачеха». Он прилетел в Великобританию и даже успел получить официальное предложение сыграть роль Гарри, которое, однако, было отозвано на следующий день по настоянию Роулинг, твердо стоящей на том, что роль должна достаться британскому актеру.
Наконец, 21 августа 2000 года было объявлено, что три главные роли получили Дэниел Рэдклифф, ранее уже снявшийся в проекте, а также новички Руперт Гринт и Эмма Уотсон.
В итоге идеального Гарри искали более 9 месяцев. А нашли его по судьбоносной случайности. Вечером продюсер Дэвид Хэйман и сценарист Стив Кловз пошли в театр чтобы расслабиться. Когда они подошли к своим местам, Хэйман заметил мальчика в конце ряда сзади с большими голубыми глазами. Сидевший рядом мужчина окликнул его – это был знакомый Хэймана – Алан Рэдклифф, литературный агент, со своей женой Марсией, агентом по кастингу, и их сыном Дэном. Весь спектакль Хэйман все время оглядывался через плечо, а когда пьеса закончилась, он бросился на поиски Алана Рэдклиффа, но они уже ушли. На следующее утро он первым делом позвонил ему. Оказалось, что и Коламбус приметил Дэниела Рэдклиффа в бибисишном «Дэвиде Копперфилде» и выразил заинтересованность в том, чтобы пригласить его на прослушивание. Но родители Дэниела воспротивились этой идеи, без энтузиазма относившихся к кинокарьере сына. Дэниел рассказал, что они даже помешали ему пройти прослушивание в фильме "Оливер Твист". Родители Рэдклиффа опасались отпускать мальчишку в пучину большого шоу-бизнеса. И оказались в какой степени правы. В 2019 году Дэниел признался, что общественное внимание к его персоне стало столь велико, что во время съёмок в «Принце-полукровке» парень активно закладывал за воротник.
На съемках Рэдклифф должен был носить зеленые линзы, чтобы соответствовать персонажу, но от них у него ужасно чесались глаза: в итоге Роулинг предпочла принять Гарри с голубыми глазами вместо того, чтобы отказаться от услуг Дэниела. Увидев его пробы, она заявила, что Крис Коламбус вряд ли смог бы найти лучшего Гарри.
Руперт Гринт прошёл кастинг, прислав съёмочной команде видео, в котором он исполнил рэп-песню о его желании появиться в фильме. Гринт заявил, что идеально подходит на роль Рона Уизли, потому что «у него рыжие волосы».
С другой стороны, Эмма Уотсон, возможно, не получила бы роль Гермионы, если бы это зависело от нее. Кастинговая команда проводила прослушивания в начальных школах по всей Британии, чтобы найти свою Гермиону, но когда они добрались до школы Эммы, у нее не было никакого желания участвовать в кастинге (хотя все остальные в школе это делали). Именно учительница Эммы убедила ее пойти на прослушивание, и в тот день она оказалась последней.
Крис Коламбус так описывал качества троицы, которые определили их выбор: «Эмма Уотсон была феноменальной. У нее было чувство юмора Гермионы, она была яркой, остроумной и камера ее любима. Что касается Руперта Гринта, то он обладал дьявольским, озорным качеством, у него было прекрасное чувство юмора, а также необходимая чувствительность.» То, что команда увидела в Дэниеле Рэдклиффе, было, по словам Криса, чем-то уникальным: Кинопроба Дэна была поразительно обаятельной, он обладал нотками меланхолии и застенчивости, присущие книжному Гарри Поттеру.
Интересно, что одними из первых утверждённых взрослых актёров стали те, кого хотела сама Роулинг. Робби Колтрейн, получивший роль Хагрида, был самым первым из взрослых актеров, с которым был заключен контракт на участие в проекте. Он был несказанно рад, так как уже давно был фанатом сказки. Робин Уильямс чуть было не сыграл Хагрида, но ему помешало правило «только британцы».
Второй, кого присмотрела Роулинг была Мэгги Смит. Она сыграла строгого, но справедливого декана и профессора трансфигурации Минерву Макгонагалл.
Главным претендентом на роль 31-летнего Северуса Снейпа долгое время был Тим Рот, по происхождению британец, но с 1990 года живущий в Америке. Тим Рот отклонил предложение, отдав предпочтение «Планете обезьян» Тима Бёртона, после чего роль досталась 54-летнему Алану Рикману, приглашение которого лично одобрила Джоан Роулинг. Рикман был единственным человеком мире, который знал всю подноготную Снейпа до выхода последней книги. Для того чтобы актёр лучше понимал поведение и мотивацию своего персонажа, Роулинг рассказала ему, что Снейп был влюблён в мать Гарри, но при этом ненавидел его отца. Поэтому он, с одной стороны, оберегает мальчика, а с другой — переносит на него ту неприязнь, которую испытывает к отцу. И вместо мерзкого мелочного типа, каким он предстаёт в первых книгах, мы сразу видим на экране обаятельную трагическую личность.
Несмотря на требования Роулинг, роль Молли Уизли могла достаться американской актрисе Рози О’Доннелл. Но роль отошла Джули Уолтерс, которая до этого рассматривалась в качестве главной претендентки на значительно менее важную роль учительницы полетов на метле мадам Трюк. Роль профессора Квирелла могла достаться Дэвиду Тьюлису, который впоследствии получил роль профессора Люпина в третьем фильме. Голосом надоедливого полтергейста Пивза стал Рик Майял, но все сцены с его участием были вырезаны и не вошли в конечную версию фильма.
Ричард Харрис трижды отказывался от роли Альбуса Дамблдора. Он согласился только после того, как его внучка 11-ти лет пригрозила, что в случае отказа больше никогда не будет с ним разговаривать. Другой возможной кандидатурой на эту роль был Иэн Маккеллен.
В цель требования Джоан Роулинг о том, что все значительные роли в фильме должны достаться британцам были полностью удовлетворены, хотя в фильме и появляется несколько небританских актеров. Ричард Харрис был ирландцем, а Зои Уонамейкер, хотя и сделала себе имя как британская актриса, на момент съемок была гражданкой США. Также роль гоблина в банке Гринготтс, сопровождающего Гарри и Хагрида к хранилищу, оказалась у американца Верна Тройера, а одну из учениц Хогвартса Сьюзен Боунс сыграла Элинор Коламбус, дочь режиссера Криса Коламбуса.
Другим условием Роулинг было то, что фильм должен сниматься на английской студии и в антуражах Великобритании.
Волшебный мир, созданный Джоан Роулинг, стал реальностью на экране на месте бывшего завода Rolls-Royce, где во время Второй мировой войны производились самолеты. Здесь стартовали студийные съемки «Философского камня», они продлились всю осень и зиму и закончились в марте 2001 года, с несколькими остановками в местах по всей залитой дождем Великобритании. Основные съёмки начались 2 октября 2000 года на железнодорожной станции в живописной деревне Готленд в Норт-Йоркшире (Северном Йоркшире), которая выступила декорацией для Хогсмида. Здесь сразу отсняли и начальную и финальную сцены с поездом на станции, поскольку дважды задействовать настоящий паровоз было хлопотно и дорого - поэтому Гарри на заключительном обеде в Хогвартсе выглядит чуть постарше, чем в финальных кадрах, когда он прощается с Хагридом и садится в поезд - фильм снимали полгода и за полгода Рэдклифф успел немного подрасти. Отдельно был снят матч по квиддичу, в основном из-за того, что отдел спецэффектов никак не мог определиться, как это лучше сделать. Остальные сцены с участием Рэдклиффа, Гринта и Уотсон были сняты в хронологическом порядке, так как из-за отсутствия большого опыта съемок режиссер хотел сделать съемочный процесс для них как можно более легким.
По словам писательницы Джоан Роулинг, школа чародейства и волшебства расположена в Шотландии. Это огромный средневековый замок с зубчатыми стенами и множеством круглых башен. В том виде, в каком мы привыкли видеть его в фильме, Хогвартс не существует: здание создавали с помощью декораций и спецэффектов — по фрагментам. И все же для съемки некоторых сцен были задействованы реальные места. Изначально в качестве локаций для Хогвартса предполагалось использовать замок Инвераилорт и Кентерберийский собор, однако персонал последнего отказал команде в съёмках из-за опасений «языческой» темы фильма. В итоге большая часть сцен, происходящих в Хогвартсе и рядом со школой, были сняты в Глостерском соборе и замке Алник. Решение проводить съемки в кафедральном соборе Глостера вызвало массовые протесты со стороны местных жителей. Многие негодующие письма были опубликованы в локальной прессе и обвиняли создателей фильма в святотатстве, угрожая не допустить съемочную группу в собор. Правда, в день, на который было назначено начало съемок, объявился только один протестующий местный житель. В стенах одного из старейших христианских храмов Англии снимали многие сцены из повседневной жизни юных волшебников. Для этого художникам-постановщикам пришлось замаскировать не только электропроводку и религиозную символику на витражах, но и около сотни надгробий на полу монастыря. Последние обили кровельным войлоком, отполировали и покрасили в тон каменным плитам пола. Местные прихожане были против съемок, но руководство собора решило пойти на уступку.
Средневековая мрачность замка Алник и его архитектура, интерьеры внутренних помещений и дворов 11-го века и раньше привлекали внимание многих режиссеров, снимавших исторические фильмы. Именно здесь над идеально подстриженными лужайками вокруг замка летал на метле Гарри, участвуя в соревнованиях по Квиддичу, а во дворе замка герои фильма учились управлять непослушными метлами. Актеры были прикреплены к подъемному крану, который двигался вверх и вниз, создавая иллюзию полета.
Для Большого зала, где студенты Хогвартса трапезничали и танцевали на балах, а профессор Дамблдор произносил приветственные речи, в реальном мире тоже нашли подходящую локацию. Художников-постановщиков вдохновила архитектура обеденного холла в колледже Крайст-Черч. Он не менял своего предназначения с XVI века и долго оставался самым большим в Оксфордском университете. Поскольку здание старинное, то были опасения, что древний йоркский камень, которым выстланы полы зала, мог не выдержать нагрузки в сотни ног актеров плюс постоянно перемещавшаяся по залу тяжелая аппаратура могла причинить ему вред. Ради сохранения этого уникального пола был создан настил, имитирующий старинный каменный пол и потрачена значительная часть бюджета, выделенного на сооружение декораций.
Съёмки коридоров, учебных комнат Хогвартса и кабинет профессора трансфигурации Макгонагалл проходили в Даремском соборе 11-го века на протяжении двух недель. К тому же, именно он стал прообразом двойных квадратных башен Школы Чародейства и Волшебства.
Сцена с посещением библиотеки в запретной секции была снята в зале герцога Хамфри Ланкатерского в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде. Все 600 лет существования библиотеки категорически запрещено вносить в нее огонь даже в фонаре. Создатели «Гарри Поттера» были первыми, кому было позволено нарушить этот запрет.
Съемки кабинета профессора Флитвика, декана факультета Когтевран, проходили в одном из учебных залов старейшей публичной школы для мальчиков. Школа Харроу (Harrow School) находится в нескольких милях от Лондона и славится тем, что в ее стенах учились многие, ставшие впоследствии известными, деятели культуры, науки и политики. Среди них Уинстон Черчилль.
Съемки мрачного и страшного Запретного леса проходили в Черном Парке в Бакингемшире (Black Park, Iver Heath, Buckinghamshire), примерно в 32 километрах от Лондона. Территория Парка часто используются при съемках в кино. И совсем не случайно выбор пал на это место при съемках серии фильмов о Гарри Поттере. В Черном парке даже в солнечные дни всегда царит полумрак.
Двухэтажный коттедж, в котором Гарри жил вместе с тетей Петунией, дядей Верноном и двоюродным братом Дадли, находился на Тисовой улице. В реальности этот дом расположен в городе Мартинс-Херон графства Беркшир на юго-востоке Англии, на улице с бесконечно одинаковыми домами. Идея Криса Коламбуса заключалась в том, чтобы создать чулан Гарри в центре огромных городских джунглей.
Все жители улицы, использованной в фильме, дали разрешение на съемку, но когда производство вышло за рамки первоначального графика, район запросил слишком много денег, чтобы продолжать здесь снимать. Для съемок следующих эпизодов было решено воссоздать его точную копию в павильонах киностудии. Через два года после премьеры первого фильма коттедж продали за £250 тысяч (фунтов стерлингов). С тех пор его владельцы неоднократно менялись, а интерьеры переделывались. Но снаружи дом выглядит все так же.
При проектировании интерьеров дома Дурслей декораторы учитывали, что Петуния гордится своим уютом и держит в доме безупречную чистоту. Но декор и мебель были подобраны так, чтобы чувствовалось, что у хозяина нет чувства вкуса. Так же, чтобы передать любовь Дурслей к своему чаду, было изготовлено множество фотографий Дадли и школьные сертификаты, которые он заработал за такие вещи, как «плавание на 5-метровую дистанцию» и «постоянное употребление обеда».
Совершенно другой подход был применен к знаменитому чулану Гарри. Обыденность чулана стала его особенностью. Для Гарри выделили одну полку, на которой он хранил несколько личных сокровищ. Эти драгоценности были способом выразить тоску Гарри по другой жизни – той, которая начнется в фильме с прибытием шквала писем.
Декорациями для Косого переулка стал крытый рынок Лиденхолл, находящийся в историческом центре Лондона. Он функционирует начиная с XIV века. Расписная стеклянная крыша необычной конструкции и мощеные полы этого рынка привлекают много туристов. Особой популярностью пользуется магазин по адресу 42 Bull’s Head Passage. Через его синюю входную дверь герои фильма попадали в бар «Дырявый котел». И все же большинство сцен было отснято в студии Leavesden.
Прообразом волшебного банка «Гринготтс» выступил экстерьер посольства Австралии в Лондоне. Это монументальное помещение, украшенное хрустальными люстрами и 1 тысячей тонн австралийского мрамора. Кроме того, в выставочном зале здания снимались сцены, когда маленький Гарри впервые попал в банк в сопровождении Хагрида.
В соответствии с книгой съемки также прошли в Лондонском зоопарке и на вокзале Кинг-Кросс. Роль вокзала Кинг-Кросс в книгах о Гарри Поттере неслучайна: с него отправлялся поезд, в котором познакомились родители Джоан Роулинг. Именно поэтому Кинг-Кросс стал местом, откуда начинается путешествие юных магов в школу чародейства и волшебства. Вот только снимали между платформами под номером три и четыре, потому что девятая и десятая на самом деле находятся сбоку здания, и архитектура там не такая интересная. Сейчас на вокзале установили застрявшую в стене тележку, с которой можно сфотографироваться — бесплатно, отстояв очередь, или с помощью профессионального фотографа за £20 (фунтов стерлингов).
Съемки «Философского камня» на станции проходили в воскресенье, потому что это был наименее загруженный день в терминале. Когда Хогвартс-экспресс стоял на одной из платформ, вскоре собралась огромная толпа зевак, которые не могли поверить своим глазам. Это был исторический день для поклонников Гарри Поттера.
На самом деле «Хогвартс-экспресс» - это настоящий локомотив под названием «Олтон-Холл» (№ 5972), который был построен на заводе Суиндон на Великой Западной железной дороге (Great Western Railway’s Swindon Works) в 1937 году и оставался в эксплуатации до 1963 года. Как и сотни других старинных паровозов, он оказался на свалке в Южном Уэльсе. Но был спасен в 97-м году и перестроен для фильма.
Визуальную часть кино определяют три фигуры: режиссер, оператор и художник-постановщик. В случае поттерианы единственной постоянной этой троицы оставался Стюарт Крэйг. Возможно, именно он стал залогом визуального единства франшизы.
До поттерианы художник-постановщик Стюарт Крэйг работал над «Человеком-слоном» Дэвида Линча и «Суперменом» 78-го года.
Крэйг отвечал за локации для натурных съемок и курировал изготовление декораций, бутафории и костюмов. Он, как и Коламбус, трепетно отнесся к книгам Роулинг, консультировался с ней и спрашивал ее разрешения, если хотел внести сильные изменения. Он пытался показать Хогвартс как местом, которое развивалось и изменялось веками, а не как недавно специально созданная декорация. Режиссеры менялись, но Крэйг со своим подходом оставался.
Художник-постановщик построил декорации для фильма в студии Leavesden, в том числе Большой зал Хогвартса, взяв за образец большинство английских соборов периода Средневековья. Для съёмок сцен в Косом переулке Крейг придумал свою разновидность локации, включающей в себя Георгианский и Тюдоровcкий стили, а также архитектуру времён королевы Анны. Он начал с идеи Лондона, изображенного в произведениях великого викторианского писателя Чарльза Диккенса, и начал исследовать, как город выглядел в начале 1800-х годов. Так он решил возвести в абсолют тенденцию зданий наклоняться в разные стороны и спроектировал их с таким уклоном, который бросал бы вызов магловской гравитации.
Эскизы внешнего вида замка Хогвартс Стюарта Крейга были преобразованы в архитектурные чертежи, а затем в модель в масштабе одной двадцать четвертой. Модель, построенная в Shepperton Studios, использовалась для внешних снимков замка в фильмах с первого по шестой. Она была продумана до мелочей, вплоть до миниатюрных сов в Совятне и крохотного телескопа в кабинете Дамблдора.
Во время своей первой встречи с Джоан Роулинг в 1999 году Крэйг спросил о географии замка и его окрестностей. Роулинг за несколько минут нарисовала карту Хогвартса, которая стала некой библией для художника-постановщика. Стюарт Крэйг по праву получил номинацию на Оскар за фильм «Философский камень».
В ходе работы с визуальной частью фильма Коламбус акцентировал внимание команды по спецэффектам на использовании как аниматроники, так и компьютерной графики. Нику Дадмэну, известному по франшизе «Звёздные войны», было поручено разработать специальный пластический грим для механических моделей, в то время как компания Jim Henson's Creature Shop взяла на себя обязанности по оживлению персонажей. Дизайнер Джон Коппингер утверждал, что в процессе работы над магическими существами рассматривались несколько вариантов их создания. Например, трехголового пса Пушка создали на компьютере, тем не менее, отдел эффектов существ сделал копию одной из его гигантских лап, чтобы Гарри, Рон и Гермиона смогли отодвинуть ее и открыть люк. Хотя зрители и не заметили, но чтобы сделать Пушка более «реалистичным», аниматоры позаботились о том, чтобы каждая из трех его голов двигалась независимо и имела свою индивидуальность – одна голова была более внимательная, другая – умная, а третья – более сонная.
Чтобы квиддич был более динамичным, а зрители чувствовали скорость, авторы добавили высокие башни, вокруг которых можно было летать и создавать атмосферу переднего плана. Решив, как будет выглядеть стадион, создатели фильма должны были определить, как и где его построить. Это должно было быть большое строение реальных размеров, которое должно было располагаться в том же шотландском нагорье, что и Хогвартс. Оба фактора представляли огромные проблемы. Построить такой огромный комплекс в горной долине в Шотландии было невозможно, поэтому в съемках пришлось использовать компьютерные изображения. Как правило, Коламбус предпочитал делать все практически, так что это был значительный шаг. Тем не менее, они построили основание и вершину одной из башен в студии, а остальную часть стадиона предоставили цифровому воображению. Дизайнер по костюмам пыталась создать образ, знакомый детям, которые смотрят футбол, регби или что-то еще, чтобы они сразу же увидели квиддич как вид спорта.
По словам Криса Коламбуса из всех сцен в “Гарри Поттере и Философском камне” он был "больше всего взволнован", чтобы снять сцену с гигантскими шахматами. Была сооружена гигантская шахматная доска и огромные шахматные фигуры высотой в 3,5 метра. Статуи были радиоуправляемыми, что было далеко не простой операцией из-за их роста и веса, а также того факта, что их основания были относительно небольшими.
В фильме задействовано около 600 кадров со спецэффектами. Студия Industrial Light & Magic занималась созданием лица Волан-де-Морта на затылке профессора Квиррелла, Rhythm & Hues — драконом Норбертом, а Sony Pictures Imageworks подготовила сцены с квиддичем. Компьютерные спецэффекты также применялись при разработке горного тролля. Во избежание травм Дэниел Рэдклифф в реальности не был задействован в сцене борьбы его героя с горным троллем. Изображение актёра было добавлено с помощью компьютерной графики.
Гэри Джеро отвечал за дрессировку птиц — сов и ворон. 80% сов в фильме были натуральными. Их действительно выучили летать в нужном направлении и переносить почтовые грузы. Для съемок моментов где письма несут совы использовалась очень тонкая бумага, чтобы ручные совы смогли удержать конверты. Это было нелегко, ведь совы особой сообразительностью не отличаются. Недаром в роли белой совы Букли использовали 3−4 птицы.
Саундтрек к фильму написал культовый Джон Уильямс — создатель саундтреков к фильмам «Парк Юрского периода», «Звёздные войны», «Индиана Джонс» и многим другим. Музыку композитор сочинил в своих особняках, расположенных в Лос-Анджелесе и Тэнглвуде, а затем записал в лондонских студиях в сентябре 2001 года. В фильме представлены многие характерные лейтмотивы, большинство из которых повторно прозвучали во второй части франшизы «Гарри Поттер и Тайная комната». Одна из написанных к «Гарри Поттеру» тем — «Тема Букли» («Hedwig’s Theme») — так всем понравилась, что стала заглавной для всей франшизы.
В 2002 году за музыку к «Гарри Поттеру» Уильямса номинировали на «Оскар». Однако очередную статуэтку в свою коллекцию («Оскаров» у композитора было уже пять) он не получил, уступив приз Говарду Шору, написавшему саундтрек к «Властелину Колец».
4 ноября 2001 года состоялась премьера фильма «Гарри Поттер и Философский камень». Был побит рекорд сборов первого дня проката в США, поставленный первым эпизодом «Звездных войн». 31,6 млн против 28,5 млн долларов.
В феврале 2002 года «Философский камень» был самым коммерчески успешным фильмом после «Титаника».
Не секрет, что режиссёрам крайне трудно угодить поклонникам книги. Ведь при чтении у нас формируется свой образ персонажа, который часто не совпадает с режиссёрским видением, но Крис Коламбус справился со своей задачей на все 100%. Мы получили путевку в удивительный мир Джоан Роулинг.