Ещё в прошлом году незаметно вышли ремастеры второй и третьей части Crysis, и так же тихо состоялся анонс разработки полноценной четвертой части. Обсуждать тут действительно особо и нечего. Короткий тизер и минимум информации говорит о том, что новую часть боевика ждать нам ещё долго.
А ведь третьей части в следующем году уже пора будет справлять первым юбилей – десять лет. И так уж вышло, что эти десять лет, немцы так и не смогли создать новую успешную франшизу. Ryse - была весьма посредственной игрой, и на полноценную серию не потянула. Долгострой Hunt:Showdown тоже оказался не особо популярным. Так что анонс Crysis 4 выглядит как несколько отчаянное решение. Crytek вернулись к тому, с чего начинали.
Что бы там не говорили, но первый Crysis по-настоящему эпохальная игра, вы можете её любить, можете ненавидеть, но отрицать её влияния невозможно. Причиной успеха, мне кажется было то, что Crytek были обозлены после того, как Ubisoft откровенно кинула их с серией Far Cry и по сути присвоила их движок CryEngine, просто переименовав его и заявив, что это типо совершенно новый игровой движок. Хотя я думаю, всем будет очевидно технического сходство первой и второй части Far Cry. Так что теперь Crytek очень хотелось громко заявить о себе всему миру, и у них это получилось.
Оригинальная Crysis вышла осенью 2007 эксклюзивно для ПК. Принято считать, что Crysis это типичный шутер от первого лица, но завернутый в супер-технологичную оболочку. Но я, честно говоря, не согласен с этим мнением. В отличии от большинства шутеров Crysis не совсем линеен. Чаще всего, вас забрасывают в какую-нибудь большую открытую локацию и где-то в далеке обозначают цель. Как вы доберётесь до нужного места - никто вам не указывает. Можете идти на пролом в стиле рэмбо, можете обойти всех врагов в стелс-режиме, или украсть лодку и обплыть всю локацию по воде. А можете совмещать все три варианта или придумать что-то ещё.
Интереса всему этому добавляет весьма продвинутая и реалистичная физическая система. Большинство объектов не прибиты к полу, вы можете схватить любой ящик, бочку, арбуз и швырнуть его во врага. Небольшие хибары не станут надёжным укрытием, и могут сложиться пополам от взрыва гранаты или падения дерева. Да и небольшие деревья тоже вполне себе падают после автоматной очереди. Для пущего разнообразия у игрока есть четыре режима работы костюма и различные модификации оружия. Порой вам подкидывают побочные задания, где можно раздобыть новые обвесы или припасы. А за весьма короткую продолжительность, вам дают порулить самым разным транспортом - машинами, катерами, танками, самолетом. Так что Cryisis куда больше походит на песочницу, как духовный наследник первого FarCry, чем линейный шутер. Игра не ставит вам жесткие рамки, не ограничивает вас в свободе перемещения и в способах достижения цели. Даже на уровне танкового сражения, вы вольны в любой момент покинуть транспорт и пройти весь уровень пешком. Перед вами ставится задача, как именно вы её решите – никто не указывает.
Вот Сюжет в первом Crysis и правда прост. Вы оперативник элитного подразделения одетый в нанокостюм, вас отправляют на секретную миссию по спасению ученых из Корейского плена. Но конечно, все идет не по плану, появляются пришельцы и теперь вы просто пытаетесь спастись. Я не буду сейчас много времени уделять сюжету каждой игры, мы подобнее остановимся на этом когда разберем всю серию.
Важно то, что Crysis был уникальным проектом. Не только техническим достижением, но и свежем веянием в жанре шутеров. Опирающийся на реализм и свободу игрока. И технологии в ней, не были просто прикольной фишкой, а являлись неотъемлемой составляющей геймплея. После выхода игры разразились бурные споры на тему пиратства. Сами разработчики, утверждали, будто бы из-за пиратов выручка игры оказалась в несколько раз меньше, чем могла быть. Что звучит, честно говоря, не правдоподобно. С чего бы вдруг, новая игра, от малоизвестной студии должна была продаться многомилионными тиражами? Crysis по сути была тёмной лошадкой, которая к тому же, у многих людей попросту бы не запустилась, из-за высоких системных требований.
И это правда. В настоящее время мы страдаем от огромного пиратства, которое охватило Crysis. Мы занимаем лидирующие позиции в пиратских чартах продаж, что нежелательно для нашей репутации. И я полагаю, что основной, базовой проблемой PC-гейминга является именно пиратство. Пиратские игры неотъемлемо разрушают платформу ПК. Аналогичные игры на игровых консолях продаются в 4 — 5 раз лучше. Это был большой урок для нас, и я верю, что мы больше не будем выпускать в будущем ПК-эксклюзивы наподобие Crysis. Мы будем продолжать поддерживать платформу ПК, но больше не как эксклюзивную. (c) Джевата Ерли Один из основателей и исполнительный директор Crytek (1997-2018)
Если игра оказалась финансовым провалом, разработчики вряд ли бы побежали делать дополнение Crysis Warhead, и мультиплеерный режим Wars, которые вышли всего через год. И уж точно, им бы не хватило денег на Ханса Циммера для саундтрека для второй части. Кстати о ней.
Второй Crysis слегка задержался с релизом и вышел лишь спустя 4 года, в 2011 году. И в отличии от первой, вторая часть вышла одновременно на всех платформах. От чего, в глаза сразу бросаются некоторые проблемы. Например: ползунок изменения поля зрения - отсутствует. При этом камера посажена так близко, будто ты смотришь через бинокль. Качество графики осталось на высоком уровне, а вот физика пошла под нож, как и открытые локации. Нет, технически они присутствуют в игре, но если раньше это были реально большие открытые пространства, где ты мог идти куда тебе хочется, то теперь это скорее развилки из двух коридоров. Вообще в игре оказалось много механик и геймплейных элементов, которые вроде как номинально остались, но были редуцированы настолько, что если бы их совсем убрали – то в принципе ничего бы и не поменялось. Так, например, от четырех режимом нанокостюма осталось всего два. Да и те работают как-то странно. Режим брони, теперь почему-то отнимает энергию костюма даже когда в вас никто не стреляет. А режим скрытности наоборот – стал совершенно имбасансным. В первой части вы едва могли пройти сотню метров, а при любом выстреле камуфляж снимался. Что, на мой взгляд, правильно, с точки зрения именно баланса. Ведь мы всё-таки играем в шутер, а не в стелс игру. Но, кажется вторая часть этого не понимает. Теперь в режиме невидимки можно пробежать половину уровня, а скрытое убийство не снимает маскировку.
Режимы силы и скорости вовсе были упразднены, их больше нельзя отдельно активировать в меню, остались они только как отдельные функции. Так, при нажатии Shift автоматически включается режим скорости, так что по сути теперь быстрый бег=режим скорости. Хотя в первой части, режим скорости ещё и пассивно ускорял передвижение героя, а также скорость перезарядки оружия. Тоже самое произошло с режимом силы, теперь он активируется только тогда, когда надо расталкивать препятствия или совершить двойной прыжок.
При этом, проблем первой части, вторая исправлять не собирается. Враги как были тупыми, такими же и остались. Оружия в Crysis было совсем немного, да и отличались они друг от друга едва-ли. Во второй, стволов стало побольше, но ощущаются они всё равно посредственно. Ну вот зачем мне 5 типов винтовок, которые толком ничем не отличаются. Даже система модификации и в оригинале то была весьма примитивной. Но во второй части упростили даже её, теперь на оружии можно сменить тип прицела или нацепить глушитель. Никаких подствольных гранатомётов, ЛЦУ, разных типов боеприпасов, смены эргономики оружия...
Зато в игре появился сюжет, Crysis 2 прям изобилует количеством персонажей и катсцен. Правда вот качество наполнения этих катсцен вызывает вопросы. В лучших традициях второсортных боевиков Майкла Бэя и серии Call of Duty все вокруг постоянно взрывается, здания рушатся, герои говорят высокопарными клишированными диалогами. Даже классическое разрушение статуи свободы под музыку Ханса Циммера есть. Нелепых моментов тоже правда с достатком. Выглядит всё это, как минимум вторично, а как максимум – жалко. Больше походит на подражание и бездумное копирование более успешных и знаменитых франшиз. Весь сюжет второго Crysis – это словно влажный сон Майкла Бэя.
Может показаться, что вторая часть, с моих слов, прям ужасна, но это не так. Это всё еще хороший шутер, в нём приятно стрелять, графика все ещё на высоте, эпик-моменты хоть и не всегда, но работают. Но проблема вовсе не в этом. Crysis потерял свою уникальностью, свою идентичность. Вместо приземлённой песочницы с большими открыли локациями получился типичный линейный шутер. Шутер неплохой, но вот вопрос. Зачем вам играть в игру, которая ничем не отличается от всех прочих? И при том, не обладает настолько громким именем как конкуренты. И продажи игры об этом говорят. Которые остались на уровне прошлой части. А это, при условии возросшего бюджета – не очень хороший знак. Не помогло даже то, что игра вышла сразу на всех платформах. Благо, хотя бы разговоров о пиратстве больше не было.
Что на счёт третий части?
По поводу её особо рассказывать нечего. Она является вполне логичным продолжением второй части, каких-то значительных изменений в геймплее или структуре в ней не было. Разве что добавили лук, хотя тогда его кажется пихали во все подобные игры. (прим. Tomb Raider, Far Cry 3) Третью часть рекламировали как возвращение к истокам. Снова джунгли, снова некая нелинейность, большие локации, возвращение старых персонажей. Жаль, но всё это оказалось не больше, чем маркетинговой компанией. В реальности игра стала даже ещё более линейной и «блокбастерной». Транспорт вовсе остался лишь на одном уровне, а вот катсцен стало ещё больше. В первые пару часов, ты вообще просто бегаешь от одной катсцены к другой, игра не дает тебе разойтись, только ты начинаешь входить во вкус, как геймплей прерывается очередной болтовнёй персонажей или пафосным брифингом в стиле Modern Warfare. При этом сам сюжет словно бы стал ещё тупее и решил собрать буквально все возможные стереотипы. Тут и злая корпорация, желающая захватить мир, и угроза самоуничтожения, которую отменяют в последнюю секунду и таинственная угроза, в которую, конечно, никто не верит. При этом, общая продолжительностью сюжетной компании снизилась, и если убрать килотонны видеороликов, то игру вполне возможно пробежать за часов 4-6.
И раз уж мы все равно начали говорить о сюжете, самое время рассказать, что с ним не так,. Во всей трилогии.
Когда Крайтек решили взять курс на сюжетную составляющую, они явно слабо понимали, что делать с глобальной историей. А возможно, вообще ничего не понимали. Потому что, каждая новая часть едва ли связанна с предыдущей. Посудите сами.
Crysis – Остров, корейцы, пришельцы - которых в конце вроде как уничтожают
Crysis 2 – Нью Йорк, CELL, какой-то невнятный вирус. Про главного героя первой части – ни слова. Где Псих? Где Елена? Откуда взялись цефы в Нью-Йорке, их же вроде как уничтожили в прошлой части? Кто такие CELL, почему они творят в городе всё что хотят? Непонятно. (гоблин)
Crysis 3 – Снова Нью-Йорк, но теперь сильно позеленевший, снова CELL которые теперь типо успели захватить мир. Играем мы за пророка, который умер в начале 2 части, вроде как. А вроде бы и нет. Каким-то образом, его сознание было скопировано в костюм, и перезаписано в мозг Алькатраса, который тоже как бы должен умереть от полученных травам, об этом ясно говорят во второй части. Забейте короче. Складывается ощущение, что сценаристам Crytek после каждой части стирают память, и они потом по обрывкам воспоминаний пытаются написать сюжет новой части. И с какого момента нанокостюм стал таким крутым? В первой части, это была просто военная приблуда, с налетом научной фантастики. Которая служила, скорее для объяснения разных спецспособностей игрока. В подтверждение этого говорит хотя бы тот факт, что нанокостюмы были и у Корейцев. Значит, не такая уж это и высокотехнологичная штука, раз её могут воспроизводить такие страны как КНДР. Во второй части, у костюма уже появился какой искусственный интеллект, который помогал игроку, да ещё и позволял выжить почти в любых условиях. Ну а в третий нанокостюм вообще стал чуть ли не главным во всей истории. Он каким-то образом не просто перенес сознание Пророка в тело Алькатраса, но и полностью восстановил его в первоначальном виде. Мне реально интересно, как он ему цвет кожи то поменял, это же заложено на генетическом уровне. А что произошло с Алькатрасом? Или на него всем насрать?
Вы можете сказать, что я придираюсь, но таких нелепостей и логических не состыковок во всех играх масса.
Продолжая тему того же костюма. Псих, в третий части, говорит, что просто так костюм не снять, что это адская боль и многие умирали от болевого шока при операции. Вот только, в самом начале второй части, Пророк САМ снимает с себя костюм, без каких-то особых страданий, и так же легко надевает его на Алькатраса.
Кстати, а где был Псих во время событий второй игры? И куда подевался Номад с Еленой нам тоже не расскажут.
Что на счет CELL? Откуда они взялись и почему так легко захватили мир? В игре нам говорят, что они предлагают дешевую энергию, а потом вгоняют другие страны в долги…но это же так просто не работает. Где ООН? Почему другие страны, просто не перейдут на другой источник энергии? Где бравые Соединённые Штаты, в конце концов, это же на их территории находится этот купол в третий части. Им там нормально вообще? А цефы? Мы побеждаем их в конце каждой игры, но в каждой следующей части они возвращаются, без какого то внятного объяснения Это полностью обесценивает нашу победу. Ну победим мы их в третий, четвертый, двадцать пятый раз, что толку то, если они всегда возвращаются.
Всё я это к тому, что, да, сюжет первой части был крайне прост, но просто – не всегда плохо. Иногда простой, но рабочий сценарий, лучше, чем нагромождение сюжетных арок с кучей дыр, противоречий и откровенного бреда. Да и не за это полюбили первый Crysis. Почему Crytek решили кардинально сменить акценты в последующих играх – мне не понятно.
Я прекрасно понимаю, что и первая часть была далеко не идеальна. Тупые враги, однообразные локации, скомканная концовка. Да и в целом, игра не была до конца отполирована. Но у неё было главное – потенциал. Crysis от того и наделал столько шуму, что при всех своих недостатках, он настолько сильно выделялся на фоне остальных игр, что не говорить о нём – было невозможно. Но вместо того, чтобы развить идеи и сильные стороны первой части, Crytek решили полностью сменить вектор развития игры. И вместо песочницы в джунглях, мы получили типичный линейный шутер. Что самой по себе не плохо, но вместе с этим Crysis растерял все уникальные черты, он потерял свою идентичность и ничего не смог предложить взамен.
Я не считаю вторую и третью часть, совсем уж плохими играми. Это всё еще достойные шутеры с великолепной графикой. Беда в том, что кроме выдающейся графики о них особо то и нечего вспомнить. Отсюда и укоренилось мнение, что вся серия это красивый, но весьма посредственный шутер. И окромя графики, люди редко, о чем вспоминают, говоря о серии Crysis. Что крайне печально, ведь первая часть - одна из моих самых любимых игр, и жаль, что вся серия по сути - умерла.
Лучшие комментарии
По поводу открытости тут 50 на 50. С одной стороны ты можешь идти по всей ширине этих джунглей, нет прям чёткого ограничения пойти слева или справа, но в итоге да, тебя приведут в узкий перешеек где только 1-2-3 пути. А во втрой и третьей там между путями стоят непроходимые дома или простреливаемое пространство без укрытий, тобишь в разы уже локации.
По поводу бесплатной энергии, существует антимонопольное законодательство, нельзя продавать товар ниже определенной цены с целью разорить конкурентов. Да и неужели технологию за долгое время не смогли скопировать (украсть)?
Все это конечно хорошо, только я не понял. А где в первом крузисе были большие открытые локации? Помню там только джунгли, где если в сторону отойти сразу невидимая стена начинается)))
Ну и все претензии на счёт CELL глупые. Когда у тебя есть источник бесплатной энергии — захватить мир очень легко.
А так, все по делу. Особенно в плане графики, 3 крацзис до сих пор лучше многих игр выглядит! Вот это уровень!
В реальном мире тоже вполне себе есть и монополии и антимонопольные службы) Как то Гуглу и Майкрософту это не мешает контролировать 80-90% рынка. Не говоря уже о всяких около-государственых компаниях, типо Боинга или нашего Газпрома.
А своровать технологию тоже достаточно тяжело, когда она находится где-то в супер-охраняемом куполе-джунглях.
Я человек простой, вижу Кризис — ставлю «плюс». НО. Милостивый государь, на будущее совет, учи русский язык, ибо мои глаза вытекали не раз, пока читал. Изобилие всяких «мне кажется», «если честно» и прочее — это признак плохой лексики. С грамматикой вообще ужас. Ну вычитывай хотя бы после завершения, что написал. Word умеет проверять грамматику в каких-то пределах.
Что по разбору сюжета. Я не знаю, по википедии ли ты писал или как сам помнишь, но в финале первого Кризиса нашим бойцам удалось героически свалить единственный гигантский корабль пришельцев ценой целого авианосца. О какой победе речь? В конце персонажи на своем летающем драндулете улетают в сторону острова, над которым все еще стоит разросшаяся сфера пришельцев.
Что по претензии к перестройке Алькатраса в Пророка в конце третьей части. Так еще в финале второй части он уже назвался Пророком, а в течение игры с ним происходили генетические изменения, инициированные костюмом. А еще в первой части говорили, что вылезти из костюма уже нельзя, или нельзя без сложного оборудования, не помню, костюм становится твоей кожей. Я играл последний раз лет 5 назад, но помню, что изменения были необратимы. И про Номада упоминали, погиб он героически, что ли. Мне тоже не хватило этой информации, мимоходом как-то бросили. Но Псих — это же второй главный персонаж Кризис 3. В целом история, ясное дело, не без изъянов, но вполне стройная и тянет на крепкий фантастический боевик, слово «фантастический» подчеркиваю трижды. И чертовски красивый.
Два раза в рассказе про вторую часть упомянул Ханса Циммера. Так он там всего 4-5 композиций записал. А вот за весь остальной саундтрек ответственны два других человека — Борислав Славов и Тиллман Силеску (если так это пишется). Как по мне, тема SOS New York весьма легко уделывает титульную музыку Циммера, и даже ее аранжировка переехала в третью часть. Но это вкусовщина, об этом не будем.
Я люблю Кризис)) Спасибо за блог.
Третья часть мне не особо зашла. Как в принципе и первая. Но вот Crysis 2, на мой взгляд, великолепная игра. Идеальный сиквел. Геймплей был более чётким и выверенным. Сюжет интересным. Плюс великолепная музыка Ханса Циммера, плюс отличное техническое состояние. Я помню как пираты слили раннюю версию игры и она работала без каких либо нареканий уже тогда. В целом, если бы не слив, вторая часть продалась бы куда лучше и соответственно в триквел EA вложили бы куда больший бюджет. А может серия и сейчас бы жила себе нормально.
Не считая описанного мной события с полностью слитой версией на ПК.
В то время вообще у EA проблемы были с пиратами. Сначала Crysis 2 за месяц до релиза ушла, потом великолепный Bulletstorm. У которого к слову тоже с продажами было всё осень плохо. Настолько плохо, что отменили вторую часть. При том, что оценки очень хорошие, все поиграли, но никто не купил
Насчет Гугла не скажу, но Майкрософт просто по КД антимонопольщики пёхают за любые поползновения в сторону охреневания, их даже за СЛУХИ о том что они закроют ОС анально как Apple тут же проверками зачморили.
Хотел бы добавить, что первый Crysis имел не только крутой сингл с возможностью управления различной техникой, но и бомбический мультиплеер!
Захват и оборона объектов инфраструктуры, производство техники и супероружия, штурм базы противника — всё это позволило наиграть ещё 500+ часов в мультиплеере.
Можно было заминировать въезд на завод или устроить засаду на БМП в туннеле, где танку не хватит места для разворота башни.
Баталии на огромных картах с 32 игроками в каждой команде были просто бесподобны!
*как же это было офигенно.jpg*
Если не ошибаюсь, до сих пор существует фанатский немецкий сервер.
Эммм… А в чем влияние-то? В графоне? По большому счету, если бы не графон, то о крайзис все забыли бы. Помнят о ней только из-за того, что она стала меметичной, а не из-за того, что это была суперпрорывная игра. По сути, это все тот же условный польский шутер — с кривыми хитбоксами, с корявой стрельбой, с противниками, которые то в упор тебя не видят, то видят с другого конца карты.
В крайзис были революционные идеи, вроде возможности кастомизировать себе пухи на лету, но поскольку я не вижу засилья этой механики в игровой индустрии, то делаю вывод, что и тут никакого влияния нет. Физика — это пожалуйста к Халф лайф 2, она действительно проторила дорожку. С песочницей — это к Фар край, которая вышла тремя годами ранее. А какой след оставил крайзис, если не считать тонны шуток про «мой компуктер не потянет»?