16 марта 2022 16.03.22 10 3858

Ужасы войны в This War of Mine

+70

Мира на Земле никогда не будет. Не будет последнего выстрела. Война никогда не изменится, и, возможно, всем нам придётся столкнуться с её ужасами. Боль, смерть, страдания, голод и безнадёжность. Война — это не медали, не героизм и не патриотизм. Это тысячи смертей и искалеченных судеб, нищета и разруха. Каждый день приходится бороться за выживание, а «завтра» становится роскошью для каждого. Здесь нет места фальшивой гордости. На кону стоит самое ценное — человеческая жизнь. А главные беды всегда обрушиваются именно на невиновных граждан. Сегодня я хотел бы поговорить о примере произведения, которое показывает обратную сторону войны. This War of Mine. 

Экспозиция

В основу истории легла Боснийская война. Осада Сараева в 1992. Люди находились под постоянным обстрелом, без электричества, отопления и еды в городе, оказавшемся во власти вооружённых банд. Тех, кто остался в городе, отправляли рыть окопы, сотни других оказались в концлагерях. Власть вела информационную войну, обманывая весь мир в своей непорочности и утаивая жестокие факты. Солдаты грабили, убивали и насиловали. В чём был смысл? На этот вопрос никогда не будет ответа. Но любая война требует крови, крови обычных граждан.
В игру перенесли многие элементы, отсылающие к истории тех годов. Например, при загрузке на стене дома можно увидеть надпись «Welcome to the hell», которую часто можно было встретить на улицах Сараева. Одна из локаций создана на основе «Аллеи снайперов» — полосы, разделяющей пригороды и центр города, через которую, рискуя жизнями, перебегали граждане. This War of Mine — своеобразный памятник тем событиям, напоминание о зверствах и о том, что в войне нет ничего, кроме ужаса и лжи.

Геймплей и история

Начинаем игру мы за небольшую группу обычных людей: кто-то из них был журналистом, кто-то поваром или спортсменом. В их стране началась война, и выжить в осаждённом городе теперь стало возможно только объединившись. Убежищем становится обветшалый дом, насквозь продуваемый ветром и не способный защитить от нападения. Беженцы с трудом выживают, им приходится искать продукты, материалы и даже оружие для защиты. Каждую ночь кто-то должен отправляться на очередную вылазку за припасами, но никто не может знать, не станет ли этот поход для него последним. Ресурсы ограничены, а значит, делиться ими вряд ли кто-то захочет. Если в каких-то заброшенных разбомбленных зданиях довольно спокойно можно найти нужное, то в жилых домах, складах и убежищах вам рады не будут и, скорее всего, откроют огонь. Стрелять можете и вы, но убить будет трудно, ведь патронов очень мало. Поэтому тягость убийства умножается вдвое, ведь вы не просто убьёте, сложив на плечи героя чувство вины, но и потратите дорогие ресурсы, которые могли бы спасти вам жизнь.

В дневное время вам придётся обустраивать ваше жилище, кормить и развлекать выживших. Иногда в ваш дом будет приходить торговец, желающий обменяться. Такой же возможностью можно воспользоваться на некоторых локациях, с которых, если быть осторожным, можно уйти невредимым. Время от времени к вам будут приходить соседи, предлагающие или просящие помощь, и это решение будет сказываться на настрое ваших подопечных. По ходу игры придётся обустраивать жилище, а также принимать в него новых жильцов. Это могут быть как такие же простые люди, идущие пристанища, так и дети. Если же настолько не повезёт, что среди вас окажется ребёнок, жизнь осложнится в разы. Ему нужны хоть какие-то развлечения, еда и лекарства. Но на вылазку его не отправишь, а поэтому к вам лишь добавляется лишний рот.

По радио вас уведомят об очередном произволе военных и ситуации в городе.
По радио вас уведомят об очередном произволе военных и ситуации в городе.

Герои почти всегда будут недоедать, не будут высыпаться и почти всегда у них будет плохое настроение. Но каким ещё оно должно быть?.. Припасов нет, война затягивается, повсюду слышны выстрелы и падающие бомбы, а ты всего лишь пытаешься выжить без каких-либо удобств, засыпая в холоде. А ведь ещё не зима.

Визуальный стиль и повествование

В игре очень напряжённая атмосфера. Страх и безысходность. На её раскрытие работает и визуальный стиль. Резкие карандашные наброски в депрессивных тонах чёрного и белого. Подобный стиль рисунка напоминает работы советского художника Николая Жукова. В его выразительных военных зарисовках проявляется реальная поглощающая боль и уныние, лишения простого народа.


В This War of Mine хорошо передано ощущение отчаяния и страха. Герои постоянно будут переживать за себя и своих друзей, волноваться о нападениях, жаловаться на голод и холод, отсутствие медикаментов, тем самым нагнетая обстановку. Во время вылазок вы будете отчётливо слышать все шаги, от бега будут отходить предупреждающие белые импульсы, а сопровождать вас будет слегка тревожная музыка. Игра почти не даёт расслабиться и заставляет игрока жалеть о неверно принятых решениях, показывая ему терзания персонажей. Ни одной светлой мысли не удаётся промелькнуть в голове, когда смотришь на обессилившего и вновь заболевшего человека, третий день лежащего в своей кровати, пока остальные пытаются поддерживать жизнь. Но вот за ним оказывается ранен второй. А после от голода умирает третий. Резкий чёрный карандаш продолжает безжалостно очерчивать контуры серого неба и далёких дымящихся труб. И лишь спокойные струны гитары, звучащие в мирное дневное время, слегка успокаивают и обнадёживают.

Посыл игры

Мир игры невыносимо пессимистичен и жесток. Людям придётся цепляться за свои жизни любой ценой, даже если на их пути может оказаться такой же человек. И не важно, будут ли это старики или местные мародёры. Но сумеют ли герои простить себя после этого, когда вновь наступит мир? Справятся ли они со давящим чувством вины? Будет ли их жизнь прежней после пережитых страданий? Война меняет людей. Она уничтожает психику. После очередной вылазки персонаж займётся рефлексией и результат будет зависеть лишь о того, как вы поступили. Забрали ли вы последнюю еду у бедной семьи, помогли ли раненому и больным в полуразрушенной больнице, убили ли кого-то. Каждое ваше действие отразится на состоянии выжившего. Так, он может впасть в затяжную депрессию, осознав то, что совершил своими грязными руками. Таким образом игра напомнит о вашем поступке, заставит задуматься о его необходимости, ведь та семья, которую вы обокрали и тем самым обрекли на голод, точно так же нуждалась в провизии и просто хотела выжить.

This War of Mine — игра не столько о войне, сколько о человеке и человечности. О том, как не уподобиться животному, пытаясь остаться в живых. Всегда можно найти иной способ добыть необходимое, совсем необязательно лишать кого-то за это жизни, даже если это не щадящие никого бандиты. Невозможно не разглядеть антивоенный и гуманистический посыл создателей, стремящихся донести реалистичный взгляд на войну и её жертв, простых людей. Считаю, что они хорошо справились с этой идеей, сумев показать реальные ужасы войны. У игры получилось заставить игрока прочувствовать их, пережив эти тяжёлые дни вместе с персонажами и их страданиями.

На этом я хотел бы закончить.

Помните о войне. И оставайтесь людьми.


Лучшие комментарии

Отмечу, что помимо упомянутой локации, где расположено гнездо снайперов, на одной или нескольких локациях есть открытые места, при попадании в которые ваши персонажи попадут по снайперский огонь. Причём, Они никак особо не обозначены, нужно внимательно всматриваться в задники, где могут быть нарисованы предупреждающие символы.
 Как по мне, это также хороший элемент погружения в атмосферу беспомощности, когда ты даже не можешь уйти, спрятаться, или как-то ответить на огонь по тебе, и по сути ты даже не знаешь где находится опасность, откуда тебе её ждать

Предлагаю к ознакомлению. 

Ознакомился с этой игрой по совету друга летом 2021. И она меня просто поразила своей глубиной: первый забег окончился провалом на 20-х днях, холодом, голодом, болезнями и гибелью персонажа от случайной вылазки не туда. 

Сразу же дабы сбросить тяжелейший груз с плеч начал второй забег и решил сделать всё по умному: не ходил на риск, правильно распределял ресурсы, делал упор на торговлю, но в 30-х днях спрыгнул в подвал церкви, которая казалось безопасной… как итог — смерть от рук бандита, моральный упадок у всей группы, в ужасной подавленности находился и я сам. Далее решил устроить вооруженную карательную операцию для того бандита, но в этот раз их оказалось уже трое. Гибель второго персонажа. После такой привязанности к персонажам, я и моя группа не смогли оправиться. Смерть.

Две недели запойной игры закончились для меня какой-то лютой депрессухой и крайне подавленным состоянием. В голове заели польские песни с игрового радио. Больше заходить в игру я не стал. Рана ещё слишком свежа. 

Данная игра, как мне кажется, сложнее любой souls like игры. И сложность здесь ни при чём.

Совсем упустил это. На самом деле, да, игра постоянно держит в напряжении, заставляя чувствовать себя в опасности, чем этим хорошо погружает в себя. Побольше бы подобных игр. 

Игра мне напомнила Frostpunk, который также показывает на какие зверства может пойти человек ради выживания. Но все-таки This War of Mine, как по мне, намного страшнее.

Ну у них один разработчик 11 bit studios

This War of Mine, отличная игра — яб сказал важная. Понимать войну, и ее последствия много стоит. Вот только такое играть психологически трудно, как и Frostpunk.

Отличная игра и местами сложная. Сложность доставляют дети, о которых надо постоянно заботиться и иногда не совсем удачная партия людей. Некоторые из них бесполезны как помощники, некоторые постоянно болеют и впадают в депрессию. Ещё иногда приходят соседи и просят еды или медикаментов, которых у нас и так мало. В общем игра постоянно держит в напряжении, да и моральный выбор может сильно огорчить самого игрока. Но таковы реалии войны.

Эта игра даже вошла в школьное образование в Польше.

Читай также