3 марта 3 мар. 7 3332

Душа по Платону в Pillars of Eternity и «миф о пещере»

Что, как ни возрождение утерянного и забытого, но так горячо любимого когда-то, может вызвать радость у тысяч игроков? То самое время, когда BioWare создавала почитаемые всеми Baldur’s Gate, а Black Isle блистали со своими Fallout и Planscape Tornment, уже стало историей. На долгое время индустрия решительно забыла о существовании этого жанра. Но вот, стоящие на грани банкротства, Obsidian готовят для игроков нечто, с чего для них начнётся новая эпоха ролевых игр — Pillars of Eternity. То, чего так не хватало любителям шедевров тех времён, да ещё и от мастеров создания классических РПГ. Выход игры ознаменовал новую золотую эру CRPG. Но, помимо своей значимости для индустрии, игра поднесла немало рассуждений на столь извечные философские темы, как душа и религия.

Душа

Что есть душа? Можно ли её познать? Дана ли душа человеку свыше, и в чьей тогда она власти? На таких вопросах строят сюжет своей игры создатели Pillars of Eternity. Игра чётко обозначает понятие души, отсылаясь к концепции Платона. Он считал, что душа бессмертна, после смерти человека она вновь обретает новую жизнь. Человек имеет понятия о вечном: о душе и о красоте. Так он доказывал бессмертие души. Также Платон считал душу вещью простой, она не может рассыпаться или исчезнуть, душа вечна. Для философа она является определяющим признаком жизни. Душа — по Платону, эйдос жизни, её причина. Она — посредник между мирами идей и вещей, сила, что создаёт наше бытие и его принципы.

Как и древнегреческий философ, игра говорит о цикличности, о перерождении души после смерти и её бессмертии. Покинув тело, она снова обретает жизнь. В мире игры душа проживает множество жизней, вновь и вновь перерождаясь в различных обличиях, будь то гном или медведь.


Известно о её свойствах, например, то, что душу возможно поместить в неодушевлённый предмет. Подобное игрок мог увидеть по прибытии в крепость Каэд Нуа, управителем которой является душа женщины, заключённая в трон.
Но что же особенного в тему души привносят создатели Столпов Вечности? Взаимодействие. А точнее, то, как можно влиять на состояние души при помощи науки, узнавать прошлое прошлых носителей и даже общаться с душой.

Разберёмся с центральной темой сюжета игры. Главный герой — Хранитель. Благодаря своей способности он может контактировать непосредственно с душами людей, видеть их прошлое, воспоминания, страхи. Но внезапно пробудившаяся душа охватывает его разум болезненными воспоминаниями, заставляя видеть ужасы, что прожила душа главного героя в прошлых жизнях. Постепенно личности, бывшие носителями души, напоминают о себе. Такое мы можем видеть на примере ещё одного Хранителя в игре, Мервальда, предыдущие жизни которого были полны боли и насилия. Из жизни в жизнь воспоминания передавались ему. Все личности Мервальда постоянно находятся в борьбе друг с другом, не оставляя места его собственному рассудку. Здесь мы видим, как прошлое завладевает прежним носителем души. И проблема в его даре. Пробуждение души сопоставимо с познанием по Платону. Познание заключается не в поиске истины, а лишь в её припоминании прошлого своей души. Так и в игре человек может вспомнить многое из своих прошлых жизней и использовать эти знания.
В итоге можно заметить, что значение души во вселенной игры столь же высоко, как и в концепции Платона. Именно она определяет человеческое существование, его представления о мире и способности.

«Миф о пещере»

Анализируя игру, я заметил ещё одно явное сходство с идеями Платона. Это «миф о пещере». С рождения узники находятся в пещере, они не могут повернуть головы, и взгляд их всегда прикован к глухой стене. За их спинами, возвышаясь, горит огонь, освещающий стену. Перед ним ходят люди, которые проносят различные фигуры, предметы и утварь, создавая для людей представления о мире. Узники не видят ничего, кроме света и воспринимают объективную реальность такой, какой им их показывают, и представить о чём-то другом не могут.

В игре же нас знакомят с историей мира и главным обманом всех населяющих его жителей одним древним народом. Этот народ однажды решил найти подтверждение существованию богов, но оказалось, что их попросту нет. Но чтобы мир не погряз в хаосе и постоянных войнах, они, применив своё искусство, создали своих богов и отправили миссионеров по всем землям, дабы донести свою веру, тем самым помещая всех остальных в ту самую пещеру.

«Поколение за поколением они изучали и исследовали швы, скрепляющие мир, и раскрыли его секреты. Однажды они нашли ответ, только ответ этот заключался в его отсутствии. Они не могли найти богов, потому что их не было. А если когда-то и были, то уже исчезли.
Эта находка их потрясла. Если они смогли обнаружить это самостоятельно, то много ли понадобится времени другим? Сколько времени осталось до того, как война и хаос воцарятся над миром без последствий?
Но они многому научились в своей погоне за ответами. С помощью своего мастерства они создали собственных богов, которые должны были заполнить пустоту, и направили миссионеров во все уголки мира, чтобы распространить свою веру.»

Все разумные существа в мире Pillars of Eternity выучили свою беспомощности, всецело полагаясь на волю богов. Они не представляют свою жизнь без надзора свыше. Истинная свобода пугает людей. Разве возможно жить без богов? В чём же тогда смысл? Кто о нас позаботится, кто направит? Чтобы спасти мир от неминуемого хаоса, как казалось древнему народу, нельзя допустить того, чтобы остальные узнали столь ужасающую правду. Созданные ими боги приобрели признание по всему миру, им поклонялись во всех государствах Эоры.

Платон олицетворяет чувственный мир, в котором люди полагаются лишь на свои ощущения. Только философ, постоянно задающийся вопросами и находящий на них ответы, способен получить полное представление о мире. Но толпе эти знания передать невозможно, ведь они не способны оторваться от своего образа жизни. С помощью «мифа о пещере» Платона создатели Столпов Вечности показывает игрокам, как невежественны люди. Они не могут оценить объективную реальность, ведь их сковывает субъективное восприятие. Как и философы у древнегреческого мыслителя, представители древнего народа хранят тайну, настоящие знания, защищая от них простых людей.

По Платону, лишь избранные, философы, что понимают всю сложность реальности, достойны быть посвящёнными. В его представления именно они должны править полисом.

Таос, главный антагонист игры
Таос, главный антагонист игры


Примером платоновского философа является один из представителей древнего народа — Таос, создатель Свинцового Ключа. Он лично участвовал в создании богов, а позже создал тайную организацию, чтобы скрыть правду. Из жизни в жизнь его душа переходила с уже прожитым опытом. Бесконечная жажда знаний и их сокрытие от остальных становятся главными целями, движущие им. Важнейшим для Таоса является тайна, которую он уносит с собой в могилу. Он вышел из своего цикла, которому должен следовать весь мир, пошёл против природы. Для Таоса цель оправдывает любые средства. Он убивал неверных, лишал людей лекарств, начинал войны. И всё это для того, чтобы уберечь мир от хаоса, укрыть тайну от неспособных к познанию людей. Создав собственных богов, он, подобно Философу Платона, оградил простых людей, не готовых к правде, от реального мира, чтобы править ими, воспитывать нужные качества, используя свои знания.

Итог

Подытоживая всё выше сказанное, хотелось сказать ещё пару слов об игре. Её мир крайне интересный и увлекательный, но история его скрыта за множеством тяжёлых диалогов, в каждом из которых на игрока вываливают тонну лора, поэтому такой подход слегка затрудняет изучение Эоры. Несмотря на это, мне кажется, что сценаристы проделали очень хорошую работу, создав свой мир и главную проблему сюжета игры на основе «мифа о пещере» и учении о душе Платона. Было очень интересно погрузиться в эту тему и найти параллели между игрой и философией мыслителя. Раскрытие таких масштабных идей в игре довольно подробное, глубина лора и культурные отсылки к реальной истории нашего мира не могут не порадовать. В Pillars of Eternity стоит сыграть хотя бы для того, чтобы увидеть интересную адаптацию трудов древнегреческого философа.


Лучшие комментарии

Zarathustra 3 марта, 18:38

Black Isle блистали со своими Fallout и Neverwinter Nights,

С невервинтером блистали всё ещё биоваре

Zmiy 5 марта, 6:30

Не «заходит» мне эта игра.Ну никак.Ещё с интерфейсом я могу смирится, то с боевкой, передвижением и нескончаемым текстом нет.2 раза начинал.Доползал до первого города где дерево с висельниками и на том финиш.

Ruadhri 5 марта, 6:35

Да, понимаю… Для меня это вовсе одна из первых RPG. Поначалу старался читать всё, что можно, но ближе к концу стал пропускать части. Чтобы понять лор и историю, вчитываться обязательно нужно, иначе будет очень сложно. Но, не смотря на не саму лучшую подачу, у игры есть своя атмосфера, за это она мне нравится. 

Ruadhri 3 марта, 16:39

Всем привет. Это моя первая подобная работа. Надеюсь, вам понравится. 

Читайте также