О чем вообще речь?
Сейчас уже мало кого можно удивить выходом провокационной, грубой, либо насыщенной черным юмором видеоигры. Серии Saints Row, Grand Theft Auto, Borderlands: все они в той или иной мере содержат сцены физического насилия, изобилуют юмором, в том числе ниже пояса и нецензурной лексикой. На фоне этих проектов сильно выделяется Conker`s Bad Fur Day — платформер, выходивший на Nintendo 64. К слову, это одна из немногих игр на консоли, получившая рейтинг «M», то есть для взрослой аудитории, о чем заботливо сообщается на самой упаковке с картриджем и на стартовом экране во время запуска. Казалось бы, что такого? На приставке от «большой N» выходила и Nightmare Creatures (о которой я писал ранее в Блогах, то еще зрелище), и DOOM 64, и несколько частей Mortal Kombat. Но в отличие от своих собратьев по рейтингу, Conker`s BFD выглядит, как очередной семейный проект, в духе Banjo-Kazooie, Super Mario 64 или Donkey Kong 64. Но это только на первый взгляд…
Но сначала немного исторической выжимки из Википедии. Разработкой игры занималась Rareware, сделавшая ранее упомянутую Banjo-Kazooie, Donkey Kong 64, Battletoads и относительно недавнюю Sea of Thieves. Разработка игры началась после успеха «Super Mario 64» и изначально она таки должна была быть рядовым 3D-платформером с миленьким протагонистом. Позже игра была анонсирована на E3 в 1997 году и называлась Conker`s Quest, где протагонистом выступал бельчонок Конкер, который собирал орешки, путешествовал по красочным локациям, занимался обычными делами обычных персонажей из семейных платформеров. Но в силу перенасыщенности рынка клонами Марио и задержками в разработке в связи с огромным количеством идей, игра находилась на грани закрытия. Положение спас Крис Сивор, работавший в качестве художника и предложил немного изменить концепцию грядущей игры, сделав ее куда привлекательной для более взрослой аудитории. Таким образом Conker`s Quest сменила название на Conker`s BFD, стала куда более дерзкой и увидела свет.
А теперь к делу…
Conker`s BFD рассказывает о, собственно, Конкере. Обаятельном, харизматичном, но в то же время жадном, циничном и эгоистичном самце белки, который, ко всему прочему, не прочь выпить чего-нибудь покрепче. И в данный момент он носит титул короля неназванного мультяшного мирка. Но история начинается ровно сутки тому назад. Наш протагонист как обычно зависал в местном баре. Как порядочная белка, он звонит своей подружке, Берри, чтобы предупредить об очень не скором возвращении домой, так как нужно проводить неких ребят, «собирающихся на войну». И вот, когда все, что горит, было выпито, Конкер отправляется домой. Однако, будучи не в самом трезвом уме, находит он себя под утро неизвестно где и с дичайшим похмельем.
В это же время, в замке сидит пока еще действующий король-Пантера, который негодует от того, что у столика, на котором должен стоять стакан молока, сломана одна ножка, отчего стакан падает, заставляя Короля испытывать сильное чувство фрустрации. Тут же местному придворному сумасшедшему ученому было поручено в срочном порядке починить столик и обязательно без использования скотча. Путем хитроумных расчетов и глубочайших познаний в сопромате, хорёк ученый по имени Фон Криплспак выясняет, что идеальным решением и без использования скотча будет помещение рыжей белки на место отломанной ножки.
Конкер тем временем встречает пугало по имени Бёрди, такого же колдыря, как и он сам. Он учит нас пользоваться Контекстно-Зависимыми платформами, получает от Белки бутылку пива и засыпает. Конкер же бахнул Алкозельцера, почувствовал себя живым и отправляется искать дорогу домой. С этого момента основной сюжет движется неторопливо разбавляется и дополняется отдельными для каждого уровня сюжетными вставками. То мы встретим Королеву Пчел, которая опечалена уходом Короля к подсолнуху с ну очень привлекательными формами, то нам покажут вилы, которые подвергаются травле со стороны малярной кисти и банки с краской, то пародию на графа Дракулу, который оказывается пра-пра-пра-слишком-много-прадедом Конкера, то морских кошек, которые не могут подобраться к денежному сейфу из-за морского пса и много еще кого. Таким образом, в течение дня Конкеру нужно поработать на местной ферме, разобраться с огромной и поющей горой дерьма, связаться с местной мафией и прикончить вождя доисторических людей и многое-многое другое.
В конце концов, основной сюжет заканчивается на ограблении банка, которое Конкеру поручил местный криминальный авторитет. Только это оказывается ловушкой и сейф оказывается неким космическим судном. Западня эта, как ни странно, была устроена Королем и его безумным ученым. Но и тут не все так просто. Где-то за кадром ученый поместил в Короля личинку ксеноморфа, которая его и убивает. Убивают и подружку Конкера, чтобы ситуация приняла более драматичный оборот. Теперь с Чужим придется разбираться Конкеру в одиночку. После нескольких неудачных попыток вышвырнуть ксеноморфа в космос, он нападает на Конкера. Казалось бы, что на этом злоключение грызуна заканчиваются, но как бы не так. Внезапно для самого себя, Рыжий замечает, что игра-то повисла и сетует на тестеров, недобросовестно выполняющих свою работу. (видео) Тогда он обращается напрямую к разработчикам этой игры и просит сперва какое-нибудь оружие, а после и смену заднего фона. И вот, теперь, находясь в тронном зале с катаной наперевес, Конкер одерживает верх над чудищем космическим, после чего и становится новым королем. Вскоре он решает попросить программистов вернуть Берри, но безуспешно. Тут-то к Рыжему и приходит осознание, что не сильно-то он и счастлив быть королем. Какой толк от того, что у тебя есть все деньги мира, трон и стакан отличного молока, если рядом нет дамы сердца? В конце Конкер выдает монолог о том, что нужно ценить то, что уже есть, вместо того, чтобы всегда хотеть большего, заявляя, что трава всегда зеленее и ценность чего-либо по-настоящему ощущается только после утраты.
С сюжетом покончили — теперь к игровому процессу.
Играем мы, как можно было догадаться, за Конкера, путешествующиего по различным уголкам мультяшного мира и помогающего его обитателям. Разумеется, не бесплатно. Деньги, которые мы собираем, по разным уголкам мира и получаем от разных персонажей, по сути бесполезны, кроме пары моментов. Внутриигрового магазина, чтобы приодеть бельчонка, либо же приобрести какие-то апгрейды, нет.
Деньги понадобятся только для того, чтобы купить игровой мануал у Бёрди и пройти мимо хорьков, прислуживающих Королю Пантере. Однако, даже после этого Конкер умудрится получить деньги назад. Как-никак, пачки денег в этой игре тоже живые и им куда приятнее оседать в карманах Конкера. Есть еще бочка, требующая не меньше трех тысяч баксов, чтобы открыть очередную цепочку уровней. Иными словами, деньги здесь используются для обозначения прогресии по сюжету. Помимо пачек с деньгами, среди подбираемых предметов у нас имеется антигравитационный шоколад™, восполняющий очки здоровья, а так же беличьи хвосты, обозначающие здесь количество жизней. А для того, чтобы поменьше тратить конты и шоколад, Конкер вооружен сковородкой, которой можно огреть кого-нибудь по морде. Правда с одной оговоркой: сковорода — оружие нелетальное, им можно только сбить с ног недоброжелателя, дабы успешно дать дёру. Уже ближе к концу игры Рыжий сменит сковороду сперва на дробовик, а затем на пару пулеметов. Один раз даже дадут пострелять из базуки. Но и тут не все так просто. После снаряжения огнестрела, управление Конкером немного меняется и становится чуть менее удобным, поэтому шансов получить по морде становится куда больше. Помимо передвижения на своих двоих, Рыжик умеет парить на своем хвосте, словно Тейлз, кататься на ховерборде по лавовым озерам и даже управлять танком. Живости персонажу придает обилие Idle-анимаций. Если долго не притрагиваться к геймпаду, то бельчонок найдет, чем себя занять: поиграет с йо-йо, выпьет газировки, начнет жонглировать или вовсе достанет геймбой и станет играть, в ожидании игрока.
Также, по уровням разбросаны те самые Контекстно-Зависимые платформы, становясь на которые, Конкер будет либо превращаться в наковальню, чтобы упасть с большой высоты без получения урона, либо доставать какие-либо метательные предметы с последующим прицельным обстрелом чего, либо кого-нибудь. Ну или, на худой конец, выполнит иное действие, «зависящее от контекста». Одно из таких — принятие таблеток Уверенности, которые позволяют бельчонку плавать (с одной оговоркой — плавать придется в озере с фекалиями).
Шутка-минутка.
По части юмора, лично на мой взгляд все отлично. Несмотря на обилие шуток ниже пояса, многие из них довольно таки хороши и разбавлены шутками визуальными, буффонадой, либо же проломами четвертой стены. Да сама игра начинается с того, что Конкер надвое распиливает логотип N64. А уж в процессе нам повстречается немало комичных ситуаций и персонажей: вышеупомянутая Королева пчел, раздосадованная тем, что ее горе-муженек ушел от нее к подсолнуху с огромной грудью. Банка с краской и кисть, которые постоянно буллят вилы в деревенском амбаре. Мрачного Жнеца по имени Грег, который не только не вышел ростом, но еще и страсть как ненавидит кошек за их чрезмерное, по его словам, количество жизней. И белок он ненавидит по этой же причине. В особенности Конкера. Сам же Рыжий нередко бывает остр на язык, в основном в сторону самого игрока. К примеру, если отложить контроллер в сторону, бельчонок сперва поинтересуется, чем игрок занимается и подметит, что мы можем от этого ослепнуть. Спустя какое-то время он уже спросит, жив ли там игрок. Далее, у входа в клуб, Рыжий напомнит охраннику, что он-де Король. Точнее, станет им, ведь так было во вступительном ролике. Отдельно стоит упомянуть про отсылки и пародии на популярные фильмы тех времен: их много. Тут и оммаж на Матрицу, и один из боссов напоминает Терминатора, один из уровней так и вовсе пародирует фильм «Спасти рядового Райана», заставка, покадрово копирующая «Заводной Апельсин» и так далее. Особенно юморными в этой игре вышли боссфайты. Драться придется со стогом сена, который оказывается здоровым роботом, огромной кучей дерьма, обладающей отличным певческим голосом, доисторическим гигантом с не таким уж и большим достоинством, Графом Бэтулой, являющимся дальним родственником Конкера и прочими занимательными личностями.
Ну и под конец, резюмируя все вышенаписанное…
Я бы не стал рекомендовать данную игру всем и каждому. Как-никак, несмотря на более чем отличный игровой процесс местный «специфический» юмор может кого-то отпугнуть. Помимо этого, есть и некоторые технические проблемы, начиная с поиска и настройки эмулятора и заканчивая, порой, не самой удобной камерой непосредственно в игре. Однако, для обладателей оригинального Xbox Rareware еще в 2005 году выпустила ремейк под названием Conker: Live & Reloaded. От версии на N64 она отличается чуть более продвинутой графикой, а также некоторыми геймплейными улучшениями, например, наличие перекрестия во время прицельной стрельбы по кому- и чему-либо.
Лично я во время прохождения был просто в восторге и от юмора, и от геймплея, и от визуала в целом. Посему, если вы изголодались по отличным олдскульным платформерам, а так же не брезгуете шутками ниже пояса, то Conker`s Bad Fur Day — именно то, что вам нужно.
Лучшие комментарии
Как жаль что не могу пройти игру(у меня с Русским плохо, а в Английском вообще ноль). При этом на боксе обе версии есть(геймпасс и недавно в лайве раздали).
На самом деле английский тут не такой уж и сложный. Меня изначально тоже это отпугнуло, но потом пришло осознание, что большая часть текста вполне себе понятна и с не самым высоким уровнем знания языка.
МБ пройду, но интро я смотрел 20-50 раз. Сейчас такую игру не сделают.
Ну почему? Тот же South Park: The Stick of Truth вполне по духу подходит.