10 мая 2022 10.05.22 31 12K

Геймификация жизни: как всё успевать?

+65
Лучший блог недели
1000 ₽

Как повысить свою продуктивность? Как всё успевать и при этом работать в удовольствие? Какие программы поднимут вашу производительность, а какие помогают улучшить мир?

Геймификация… Термин нынче популярный в среде бизнеса, но уж думаю мы, как игровое сообщество, имеем полное право поразмышлять о ней в нашем, родном и близком, ключе. Попробуем, так сказать, превратить хотя бы толику нашей жизни в RPG…

Сегодня речь пойдёт о геймификации — использовании игровых элементов в неигровом контексте: в обучении, работе или в коммерческих целях.

Что это такое?

Как говорил один знаменитый в рунете персонаж:

 

Геймификация — это когда мы берем элементы игры: достижения, систему прогресса или другие механики, а после используем их чтобы повысить мотивацию в реальной жизни.

Например, если правильно добавить систему достижений в фитнесс-приложение, пользователи будут куда охотнее крутить педали или наматывать километры трусцой. Сужу по себе, да.

Отчасти геймификация вызывает состояние, схожее с состоянием потока в играх или работе — иногда, при применении в учебе, с этой целью добавляют гибкую систему сложности заданий, осмысленный выбор или дополнительные источники информации. Так пользователю предоставлена большая свобода действия и комфорт во время использования приложения или сайта.

Геймификация играет на наших естественных желаниях, стремлениях к развитию, конкуренции и статусу. Она визуализирует действия, которые от нас ждут: в виде очков, значков достижений или уровней, заполнения индикатора прогресса или получения виртуальной валюты. Всё для того, чтобы «забайтить» нас на нужный разработчикам паттерн поведения: больше кликов, конверсии, покупок или активности. А если прикрутить списки лидеров или добавить награды — всё, пользователь на крючке.

Хотя ушлые маркетологи уже давно научились использовать геймификацию «во зло», ну или на благо капитализма — ради увеличения выручки, удержания клиента на платформе или для мотивации дополнительных трат мнимой выгодой и бонусами.

Заходи раз в несколько часов (а лучше всего — каждый час) и забирай урожай в виде монеток, которые можешь потратить на другие игры с целью их преумножения, или получить скидку на товар. Между прочим, активностей Али придумал не мало — тут и лотереи, и «угадай карту», и «настреляй скидок». В общем, типичные дейлики — уже в реальной жизни!
Заходи раз в несколько часов (а лучше всего — каждый час) и забирай урожай в виде монеток, которые можешь потратить на другие игры с целью их преумножения, или получить скидку на товар. Между прочим, активностей Али придумал не мало — тут и лотереи, и «угадай карту», и «настреляй скидок». В общем, типичные дейлики — уже в реальной жизни!

Изначально я хотел начать именно с этого направления, но потом всё же подумал и решил поговорить о более приземленных и полезных нам с вами вещах.

Рассмотрим способы того, как сделать свою жизнь продуктивнее и нагляднее.

На страже личной продуктивности

Будем честны, я несколько хаотичен, чтобы получать большое удовольствие от планировки дня и постановки долговременных целей. Но всё же был период в моей жизни, когда я использовал различные приложения чтобы хоть как-то сориентироваться в делах.

На сегодня от этих приложений остался только довольно простенький задачник, но перезнакомиться я успел со многими проектами. И естественно, как человек играющий, старался использовать привычные механики в повседневной жизни.

Начнем с общего. На сегодняшний день существует всего несколько полноценных приложений-сервисов для, скажем, превращения жизни в игру. Самым запомнившимся из них оказался Habitica, так называемый «универсальный органайзер жизни». Приложение превращает повседневные задачи в квесты, а пользователя — в игровой аватар.

Из категорий выделяются «привычки» (положительные и отрицательные), «ежедневные дела» и «задачи», списки которых формируешь ты сам. Также можно пополнить список «наград» делами и развлечениями, которые хочется использовать в качестве поощрения.

Как это работает. За выполнение заданий различных типов ты получаешь очки опыта, повышая уровень, а также золото, которое позволяет кастомизировать персонажа и покупать вышеназванные награды. Выполнил домашку — вперед смотреть серию аниме. А вот если пропустить ежедневное задание, не помыв обувь, или же совершить отрицательную привычку, например, сходить в Макдак, показатель здоровья опустится.

Приложение, помимо базовых возможностей, со временем даёт новые. Можно выбрать класс аватара, общаться с другими пользователями в тавернах и гильдиях, участвовать в испытаниях, заводить питомцев и даже побеждать злодеев и собирать трофеи. В общем, полноценный Годвилль, только вместо аватара, по сути, ты сам.

Но, как мне кажется, не всем подойдут подобные приложения. Всё же здесь нужен определенный уровень самодисциплины, любовь к привычкам и, наверное, к себе. После пары недель использования я просто забил и вернулся к привычному хаосу и порывам вдохновениям, поняв, что это просто не моё. И достаточно большое влияние оказал тот факт, что все задания надо забивать и отслеживать самому и, порою, на их прописывание уходило больше времени, чем на выполнение. Ну или мне так казалось.

Пару слов об аналогах — если вдруг не понравится Habitica, можно попробовать LifeRPG или EpicWin. Другая обертка, другие возможности и приоритеты. Меньше функционала, но для кого-то это только в плюс.

Но вот что мне реально зашло — так это приложения для бега. Ну нравится мне это дело. Поэтому я по привычке полез искать тематические приложения, которые отслеживали бы прогресс, давали напутствия, как-либо хвалили за пройденную дистанцию и увлекали. Таких приложений я попробовал несколько, но запомнилась всего пара.

Первое и основное — базовое приложение «Здоровье» для телефонов марки Honor. Уже четыре года оно отслеживает мой прогресс, формирует еженедельные и ежемесячные отчёты о физической активности, помогает улучшать результат благодаря рабочим программам.

Хороший был месяц…
Хороший был месяц…

Их фитнесс-браслеты, кстати, стали единственным аксессуаром, который я использую на постоянной основе, притом, что терпеть не могу украшения на теле. В основном, для отслеживания сна, но и во время тренировки он неплохо цепляет пульс и рисует маршрут. Потом всё это отправляется в приложение, визуализируется и вот я уже вижу, где и как бегал.

Если бы был более дисциплинированным — занимался бы по программам. Их тут несколько — на 5, 10 километров, а также на полумарафон и марафон. Это конечные цели. Есть и одиночные забеги различной сложности.

В общем, всё по заветам геймификации — подробная статистика, мотиваторы, система достижений. Только уровней не хватает, но статистика пройденных шагов в некотором роде его заменяет. У меня вон скоро три миллиона шагов будет. А, а еще на браслете есть клёвая функция по поиску потерянного телефона. Нажимаешь кнопку, и он кричит «I`m here!». Сколько же она меня выручала…

Второе приложение уже куда больше похоже на игру. По сути, это игра и есть. Встречайте — аудио-новелла Zombies, Run. Тут без английского не обойтись, если хотите прочувствовать сюжет и получить дозу адреналина.

Задумка проста — вы бежите… а за вами бегут зомби! Да, надев наушники, пользователь оказывается одним из «раннеров» — подготовленных людей, чья цель — добыча припасов в развалинах города. Вот только задачу усложняют полчища зомби, которые всё время вас преследуют. А значит — нужно бежать.

 

Бежать что есть сил! Ну, на самом деле бежите вы в своем темпе — приложение позволяет настраивать сложность и частоту «нападений», во время которых вам нужно будет ускориться. Обмануть его, конечно, не получится — GPS отслеживает скорость вашего перемещения, а значит драпать придётся отнюдь не метафорически.

В целом, приложение мне очень понравилось. Тут тебе и сюжетец: по мере бега вы прослушаете настоящий аудио-сериал с неожиданными поворотами и саспенсом. В довесок — менеджмент базы, достижения и подробная статистика. Ресурсы на строительство базы, кстати, получаешь просто по мере бега, что мотивирует марофонить и «пробежать еще чуток».

Вот всё хорошо в этой игре. Ой, то есть приложении… Но один облом — без Google-сервисов игра работать отказывается, а мне «повезло» взять Honor во время его скандалов с США. Так что я, во всяком случае пока что, в пролёте.

Ну, а мы переходим от действий к словам. К английским словам. Ну, на самом деле к приложениям-сервисам по изучению иностранных языков. Да, вот так.

Эти ребята давно знают, насколько велика мощь геймификации, поэтому многие приложения используют её как основу мотивации пользователя. В них часто присутствует и многоуровневая система достижений, и внутриигровая валюта, и статистика, и, в некотором роде, древо умений, которое отражает не умения персонажа, а умения самого игрока. Языковые, конечно.

Многие сервисы по изучению языков схожи между собой и редко предлагают что-то принципиально новое. Но зато уже действующие практики и приемы они отточили в совершенстве — статистика по языковым аспектам, личные интерактивные словари, ежедневные задания и другие активности, которые помогают полноценно и комплексно развивать знание языка.

Тут мои полномочия всё. Нет, я, конечно, нарыл еще пару интересных приложений, которые используют геймификацию «во благо», может они вас заинтересуют, но оговорюсь — личного опыта использования у меня не было, да и региональные ограничения никто не отменял.

На просторах Интернета мне встретилось приложение, которое, по идее, должно стать личным финансовым менеджером. Drobot стремится научить пользователя копить и оптимизировать свои расходы.

После визуализации цели (например, покупка новой видеокарты), мы приступаем к игре — программа генерирует различные вызовы: не тратиться на выходных, сэкономить 10 долларов на такси и т. д. Результаты стараний видны на экране статистики: количество сэкономленных средств за неделю или за месяц. Среди пользователей проводятся розыгрыши скидочных купонов случайным образом, но работает ли эта система в СНГ — сказать не могу. Но задумка, в любом случае, классная.

Гораздо более привлекательным я нашел другое приложение — Classcraft. И не из-за слова «craft» в названии, а из-за концепции. Многопользовательская игра для школьников и учителей, которая интегрируется в школьную жизнь. Успехи учеников в реальной жизни влияют на уровень и навыки игровых аватаров, а те, в свою очередь, по правилам, дают ученикам некоторые возможности и способности.

 

Хороший ролик с субтитрами, который описывает концепцию

Учителю, конечно, придётся заморочиться — придумать правила, способности и испытания, задания, грамотно переплести это с рабочей программой. Класс собирается в одну команду, которая может взаимодействовать между собой. Основная цель игры — набрать необходимое количество баллов для персонажа до конца, например, семестра. Баллы можно потратить на классовые абилки: маги предотвращают потерю очков у команды, лекари могут передавать свои очки, чтобы «спасти» игрока, а воины — брать на себя урон другого персонажа.

Зачем? Ну, если кто-то не выполнил домашнее задание вовремя, он теряет баллы. И воин может «взять урон» на себя. Для нас с вами это привычный паттерн поведения, но, если переносить его на реальную жизнь — это улучшает психологическую обстановку в классе, укрепляет отношения и координацию, а также воспитывает чувство благодарности и взаимовыручки. Ну и на общий настрой тоже влияет.

Ну, а зачем вообще всё это? Будь я учеником, обязательно захотел бы поучаствовать в чём-то подобном. Учитель создаёт локацию на основе рабочей программы. Создаёт задания, выдаёт квесты, генерирует сражения. Действия происходят как в формате урока, так и в формате домашнего задания. За выполнение зарабатываешь баллы, которые потом можешь тратить не только на способности, но и на всякие поблажки: не делать домашнее задание, которое тебе не понравилось, в любой момент выйти с урока, спросить, неправильный ли ответ ты выбрал во время теста.

Тут насколько хватит фантазии у учеников и учителей. Штука далеко не бесплатная, но такой подход к системе образования нынешнему поколению клипового мышления и компьютерных игр придётся всяко больше по душе, чем классическая система.

Отдельно меня попросили упомянуть об очень простом и лаконичном приложении — 10000+. Помните концепцию, согласно которой чтобы стать мастером в каком-либо деле, нужно потратить те самые десять тысяч часов? Об этом и речь. Создаете навык, а после вносите время, которое уделили его развитию.

Приложение собирает статистику, выстраивает динамику роста, поощряет «уровнями» набор уделенных часов, но, что особенно цепляет: высчитывает примерную дату — через какое время вы достигнете мастерства в этом направлении, если продолжите заниматься в том же темпе.

Зачем я рассказал о последних приложениях? В первую очередь, чтобы показать — потенциал геймификации безграничен. Любую сферу нашей жизни можно изменить, поменять подход к делу, если подходить ко всему с любопытством, вызовом и игрой. Может, у вас есть какие-нибудь идеи, как еще её можно использовать?

Корпоративный сектор — покупатели и продавцы

Я люблю игры. Уже, наверно, догадались. Вы, уверен, тоже любите их. А знаете, кто еще любит игры?

Маркетологи, топ-менджеры компаний, SMM-специалисты и даже дизайнеры. Вот только если мы любим играть в игры, они — привыкли использовать их ради своей выгоды.

Как привлечь и, главное, удержать внимание покупателя? Как заставить работника выкладываться на все сто за обычную картинку? Что нужно сделать, чтобы пользователь открывал твоё приложение каждый день?

На волне этих вопросов плавно переходим от темы личностного роста к теме манипуляции нашим внимание и временем. Я о крупных компаниях, которые этим промышляют.

Когда получил премию за 5к ммр в доте
Когда получил премию за 5к ммр в доте

В самой геймификации точно ничего плохого нет. Это, в наше время, лишь еще один способ замотивировать пользователя на определенные действия. А уж как к нему относиться — личное дело каждого. Но вот насколько простыми и лаконичными стали задумки маркетологов — это уже вызывает уважение. Лаконичными, но до жути эффективными.

Почти ни одна бонусная система сейчас не обходится без «уровней», которые зависят от количества потраченной суммы в целом или за определенный период. Этим пользуются и магазины настольных игр, и крупные интернет-площадки, и общепит, и даже банковские системы.

А для «магистра» надо ещё 40к…
А для «магистра» надо ещё 40к…

В основе, обычно, бонусные балы, процент зачисления которых зависит от потраченных средств. Этими бонусами можно оплатить часть покупок… Ну, в общем, сами всё знаете. Нам интересно оформление — индикаторы до нового уровня, прозрачная статистика зачисления и списания бонусов, системы достижений.

К примеру, Яндекс, как поисковик, стремиться выдавать максимально полную и объективную информацию по запросам пользователей. С учетом нынешних трендов на отзывы и информацию «из первых» рук, сервис принял интересное и очень продуктивное решение — ввёл систему достижений за участие в проекте.

По мере написания отзывов, у аккаунта повышается уровень в различных сферах, к которым относится обзор. Так другие пользователи видят, насколько опытен «обзорщик», а у автора появляется мотивация писать ещё. При этом Яндекс, в общем-то, ничего за это не платит. Есть и достижения, за первый отзыв на товар, за 10 отзывов с фотографиями ну и тому подобное.

Их (уже не их) платёжный сервис — ЮMoney, пошёл ещё дальше. Целая игра вот с таким интересными описанием:

Ну и индикаторы. Индикаторы-индикаторы-индикаторы. Ну любим мы заполнять полоски! Они уже давно связаны с прогрессом — с загрузками, с получением уровня, со степенью завершения работы. Поэтому нам доставляет удовольствие заполнять любые полоски, даже если они ответственны за заполнение профиля или стимулируют нас тратить всё больше и больше. Не так сильно, чтобы мы сломя голову неслись и покупали товар на последние деньги, но вот накинуть ещё 5-10% от стоимости остальной корзины, лишь бы заполучить яркий купон — вполне реальная ситуация, например, на Али.

Если отходить от «физических» товаров — ситуация еще интереснее. Steam вообще можно считать эталоном геймификации с их значками, баллами, достижениями и личной «стеной», которую можно обставить, как хочешь. Тут и статусность, и конкуренция, и стимул продолжать покупки.

Многие сайты других направлений, кстати, подхватили эстафету. Системы достижений есть и в среде фанфикшена, и на проектах по изучению иностранных языков, и на стриминговых сервисах. Где-то они сделаны немного иначе, но общая тенденция к геймификации сохраняется. Часть сайтов по изучению чего-либо вообще используют «игру» как способ подачи материала. С квестами, опытом и прокачкой.

Ну и наконец, что лично меня удивляет, спам-рассылка и рекламные блоки уже давно пользуются элементами игрового интерфейса и игровыми принципами для улучшения CTR — отношения числа кликов к показам. Тут и эпилепсичные баннеры, и мини-игры прямо внутри рекламы, и головоломки, которые заставляют пользователя задержать взгляд. Причем часть объявлений вообще никаким боком не относится к самим играм.

Поработаем?

Ну и как можно догадаться, то, что было опробовано на клиентах, постепенно начало распространяться и на рабочую среду. О том, как всё это зарождалось и развивалось можно говорить очень долго, но всё же тематика у меня немного другая — бизнес-системы для меня дело тонкое и бесконечно далёкое.

Но вот о том, как некоторые компании мотивируют своих сотрудников, поболтать можно. Делают это они всё теми же способами — игровые системы вплетаются в трудовые обязанности и распорядок дня. Задачи становятся квестами, премии и поощрения — наградами за них, а достижения позволяют, в том числе, оценивать эффективность отдельных сотрудников.

При этом, согласно опросу TalentMLS, геймификация может значительно изменить подход к работе со стороны сотрудников. 80% из них положительно относятся к самой концепции, причем людей зрелого возраста среди этой категории больше, чем молодежи. В целом, абсолютное большинство (от 80 до 90%) считает, что геймификация сделает их более продуктивными, занятыми и счастливыми. Также исследование отмечает именно роль внутренней мотивации при выполнении рутинной работы.

Про награды забывать не стоит
Про награды забывать не стоит

Одни плюсы? Ну, на первый взгляд да. Но всё же есть пару моментов, о которых следует упомянуть — для внедрения геймификации необходимо соблюдать, как и в любой игре, баланс. Иначе система просто не будет работать — либо она станет просто обузой и отвлекающим фактором, либо, как произошло у Microsoft с азиатским подразделением, самоцелью — там сотрудники сосредоточились на выбивании «ачивок» настолько, что начали уделять слишком мало времени основной работе. Там эксперимент проводился с превращением системы проверки грамматических ошибок в игру.

А если попробовать объединить личную мотивацию с корпоративной? Сделать работниками всех пользователей твоего приложения? Или, по-другому, создать игру, которая мотивировала бы пользователей приносить пользу разработчикам. Причем пользу реальную. Google поступила очень хитро — они создали Ingress.

Неизвестная группировка в этой игре распространяет таинственную материю через порталы по всему миру. В роли порталов — памятники и достопримечательности, которые нужно сфотографировать, чтобы открыть портал, получить материю и прокачать таким образом персонажа. Этакий рескин Покемонов. Догадываетесь к чему это привело?

Популярность игры позволила получить Google фотографии достопримечательностей со всего мира, которые тебе красуются в картах и справочниках. Фотографии эти, кстати, постоянно обновляются, ведь система воюющих между собой за контроль кланов заставляет игроков постоянно отправлять приложению новую фотографию. А ведь Яндексу для этого пришлось платить на Толоке реальные, пусть и скромные, деньги за каждую фотографию… 2ГИС поступили проще — ввели систему достижений в своё приложение. А Google не только получила необходимые данные, но и заработала на этом.

Но что, если выйти за рамки Интернета и обратиться к науке? Вернее, в две тысячи семнадцатом году она сама обратилась к игрокам.

Помните  EVE Online? Вместе с проектом «Атлас белков человека», разработчики создали мини-игру, в которой необходимо было по определенным правилам анализировать изображения, на которых изображены различные виды белков. Всё это замаскировали лором игры, а в награду за старания и уделенное время игроки получали внутриигровую валюту.

Результат был действительно впечатляющим. По словам ученых, в течении шести недель игроки выполнили объём работы, который занял бы у ученых 163 рабочих лет.

И что радует, «Проект „Дискавери“» не заглох. После игроки искали экзопланеты, а сейчас, ввиду обстановки, помогают анализировать данные о том, как коронавирус влияет на иммунную систему человека.

Заключение

Уф. Кажется, половина материала загадочным образом превратилась в обзор различного рода приложений. Но иначе нельзя — именно так геймификация пока что проникает в нашу жизнь на постоянной основе. Посредством обучения и работы, посредством интернет-серфинга и повышения UX-юзабилити, а также через рекламные постеры и даже спам рассылку.

 

Главное не перестараться…

На мой взгляд, геймификация станет трендом текущего десятилетия. Растет количество сервисов, которые предоставляют подобные услуги, растет методическая база и популярность среди компаний, как и растет положительной впечатление об этих техниках среди общества.

Но, самое главное, увеличивается количество людей, которые «родились» с гаджетами в руках и для которых интуитивное понимание интерфейсов — обыденность и необходимый для выживания скилл. И таким людям гораздо проще преподнести информацию посредством игры, нежели развернуто обосновывать необходимость того или иного действия, как это делали в прошлом.

Не могу представить, как мир будет выглядеть через пару десятилетий — с дополненной реальностью, информационным шумом вокруг и невероятным темпом жизни. Но в одном я уверен — темпы геймификации будут только расти, появятся профессии, которые на этом специализируются, а доля играющего населения очень скоро приблизиться к отметке в сто процентов. И тогда, знаменитая цитата Шекспира устареет, а на смену ей придет иная: «Весь мир — игра, а люди — игроки».

Какие примеры геймификации запомнились вам? Может, вы хотели бы что-то добавить или исправить меня? Понравилась ли вам эта тема и её подача? Я буду рад отзывам и советам по улучшению подачи материала, а также с интересом почитаю ваши мысли на эту тему и постараюсь на всё ответить.

В любом случае, спасибо за внимание и хорошего дня.


Лучшие комментарии

Не думаю, что в отдаленной перспективе это не будет работать.  Человеку просто приесться получение ачивок, оповещений и он будет на них забивать, как и на все другое.

Мне кажется, создатели этих концепций не понимают одной важной детали. Люди выбивают все ачивки в играх, потому что им изначально понравилась сама игра, а не потому что, они просто очень любят выбивать ачивки. И если игра тебе не нравится, то ты вряд-ли будешь проходить её на платину, особенно если это потребует много времени и усилий.

И если мне изначально не нравится бегать, то мне будет все равно, что виртуальный тренер поставил мне задачу пробежать на этой недели 10км. Я не буду учить язык, только что бы меня похвалила зелёная сова из дуалинго, если сам язык мне не интересен.

Ну так никто не говорит, что эта программа заменит само обучение. Это надстройка в игровом стиле, ещё один инструмент педагогики, который поможет детям сосредоточиться и даст дополнительную мотивацию к учёбе. Учитывай факторы социальный (О, я сильнее одноклассников), практический (Если стараюсь, могу не переживать об этом тесте) и чисто игровой. Ну и делай поправку на возраст и разум школьников.
Естественно, если проблемы с системой образования в самой системе — никакие classcraft`ы не помогут. Но в некоторых учреждениях с нестандартной программой обучения подобные системы вполне используются, пусть и в другой оболочке и без приложений на телефонах.

На самом деле это вопрос определённости и культуры, в которой человек вырос. Я до конца к достижениям не привык, но при этом в силу неуверенности и «потерянности» в современном мире подсознательно стремлюсь к источникам информации, которые структурируют и адаптируют в игровой формат знания.
Поэтому мне нравится работать на биржах — конкретные «Квесты» с оплатой, сроками и ТЗ. Поэтому мне нравится изучать языки в приложениях — статистика, подробный план обучения, ачивки. Да, это работает, если ты делаешь это не через силу. Но это всё еще значимый мотиватор, который на несколько процентов поднимет конверсию, продажи или клики, что для крупного бизнеса весьма и весьма значимо.
Что касается личной жизни — естественно, тут вопрос индивидуален. Для кого-то ачивки не сработают, кому-то статистика и «задания» — как манна небесная. Но согласись — приятно открыть программу и осознать, что каким-то хобби или увлечением ты занимаешься и это видят другие. Даже если другие — программа.
Хотя тут можно перейти к теме культа продуктивности)

Ну, если бы это действительно не работал на практике — в бизнес-системы это не интегрировалось бы. В приложениях не велась бы статистика с инфографикой, в сервисах — не делали бы достижения и другие плюшки. Работает, просто видно это больше бизнесу, чем потребителю.

Да и в определенных кругах эффект куда выше — возьми хотя бы ачивки на сайте. Сколько вокруг них дебатов — кто-то хочет убрать, кто-то наоборот — расширить функционал. Значит какой-то отклик у аудитории точно есть. Просто надо умело это использовать.

Что касается личного использования — тут да, многое зависит от склада ума. Моя подруга, к примеру, очень сильно дорожит приложениями трекерами и активно использует в быту.

Геймификация — абсолютно идиотский костыль в реальном мире,  проторенная дорожка, так как большинство вещей требуют именно самомотивации, а некоторые и творческого подхода. Система ачивок — может раскрыть целостное произведение, а в жизни она скорее будет орудием корпоративного сегмента, который и без того постоянно скармливает метрики нейросетям для увеличения продаж и/или удерживания внимания, и подлога информации в персональной выдаче. Геймификация = самостоятельно надеть ярмо на свою шею. 

Очень хороший и объемлющий обзор! Автору спасибо!

Лет 10 назад я лично добавил небольшой элемент геймификации в рабочий процесс торговой сети,  в которой работал.

Просто добавил на корпоративный сайт три флажка, которые перемещались между торговыми точками по мере роста продаж на них. Расчет был чисто в процентах, так что даже самые мелкие точки были на равных с самыми «оборотистыми».

Так в результате только этого (наши аналитики реально посчитали результат) продажи выросли на 25%. Продавцы стали гоняться за флажками, и это действительно помогло!

А самое главное, что заметили сами «игроки» — все предыдущие попытки сделать такую же конкуренцию не помогали только по одной причине: все считалось в конце месяца, а я сделал отображение перемещения флажков онлайн. Прям в реальном времени — и именно это всех зацепило!

Да! Да! Тоже про них вспоминал во время написания. И ещё всякие браузерки, где надо было стрелять по мишениям)

Полностью согласен со словами о самомотивации и творческом подходе. Но знаешь — это один из «кухонных диспутов» с моей девушкой. Она — противник любого контроля, отстаивает свободу слова и мысли. На примере Китая мы часто обсуждаем, что лучше: контроль, определённость и безопасность или свобода, хаос и риски. Дело каждого. Я не говорю о тотальной геймификации — но если бы мне предложили в игровой форме обучение бытовым аспектам жизни — я бы с радостью согласился. 

Мы уже давно надели себе ярмо на шею — таргетированная реклама, сбор кучи данных, куки и прочие прелести интернета. О нас можно узнать всё — где мы едим, работаем, учимся, отдыхаем, где и с кем спим. Какие напитки предпочитаем, какую еду готовим. Вплоть до того, какую туалетку используем и какие болячки тайком лечим. Это современный мир. Поэтому моё личное мнение — из всего этого тотального контроля, который мы даже не видим, можно извлечь пользу, а можно только сокрушаться по поводу вреда.

Ну или стать цифровым аскетом, что тоже хороший вариант.

Ещё 10 лет назад я бы с удовольствием посвятил себя выбиванию ачивки в чем-то полезном, но сейчас либо таракан нужный убит, либо ачивки кривые.

Но недавно я открыл для себя обычный ежедневник. Запись из дневника:

«Решил на днях завести ежедневник. Стал слишком часто забывать какие-нибудь мелочи. Выбрал первый попавшийся ежедневник. А он выполнен в виду ежедневный заданий из игр. Мой мозг сразу мобилизовался, и победил лень 😁 Мало того что перестал что-либо забывать и откладывать, так ещё и выполнил все отложенные задания. Например, прочистил слив в раковине. А это я откладывал месяцы.»

Ну и банальные челенджи. Сходить на три свидания за неделю. Психотерапевт посоветовала. К слову, справился, но через месяц такого темпа сдулся – мотивации не хватало для такой дикой затраты энергии.

Автору спасибо за пример подобных приложений, потому что самому лень искать. Теперь попробую подсадить младшую сестру на Хабитику, да и подсунуть учителю Класскрафт не будет лишним.

В качестве трекера целей я помнится загонялся по уровням в SmartProgress.

Было прикольно ставить цели и достигать их. Особенно когда проект только начался.

Уже позднее так же зашли командные цели. Было весьма любопытно.

Из своего опыта могу вспомнить не компьютерно-ориентированные игры-тренинги. То есть такие игры, которые позволяют либо продвинуться в делах, либо разгрести дела тянучки, либо прокачать навыки.

Например, в ВК по определенному тегу что типа марафон развития в общей группе раз в сутки выкладывались задания каждый день в течение недели — от планирования перемен до уборки своей среды обитания.

Тренеры-наблюдатели все это проверяли, заносили в общую таблицу и ставили баллы кто лучше справился.

Победителю давался приз на бесплатное участие в тренинге или чет подобное.

Но меня это тогда капец как затянуло. Делать цели и соревноватья с другими на тех же самых целях — было круто.

Ещё одна фишка геймификации — не очевидная — образование. Но не через то приложение, что вы, автор, указали.

Образование, как передача знаний, может вестись разными способами: от классического набубнивания материала у доски, семинаров и лабораторок, до всяких там деловых игр, митапов, хакатонов, конференций и т.п.

При этом с позиции эффективности лучше всего показывают более практико ориентированные тренинги, бизнес и деловые игры.

На деловых и бизнес играх симулируется и отыгрывается обучение новому материалу, погружение в тематику и поиск решений с разбором полетов в конце.

Как пример такого подхода — игры из серии «Денежный поток», социальная командная игра «Город выборов», игра в футбол, баскетбол и волейбол на уроках физкультуры в школах и т.д.

Все это по сути носит часть процесса геймификации повседневности.

Ну, тут могут возникнуть трудности — многое зависит от склада характера и если в человеке нет этой «жилки планировщика» или он не играет, то может и не выйти. А насчёт Класскрафта — потребуется некоторое финансирование, но вроде в России сервис работает, что не может не радовать.

О-о-о, спасибо большое. К Todoist`у надо бы присмотреться, Yousician одно время использовал) Samsung Health гляну, но даже не знаю, могу ли его установить — всё же у меня Band 5, он как-то с Хуавеевским плотнее интегрируется. 

Ооо, отличное начинание. Видел интересную концепцию — в перерыве между Помадорками (практикую их иногда) браться за двухминутное дело. Их, на самом деле, полно вокруг. Убрать посуду, смахнуть пыль с полки, протереть зеркало, переставить обувь, пройтись веником в прихожей — буквально минута-другая, а за день несколько дел выполняешь, которые до этого, как ты и сказал, месяцами откладывал

Насчёт челенджей да, надо прям с осторожностью со всем этим делать. Были ситуации, когда из-за обучения/работы и надрывания попы схватывал дизмораль и выгорание.

Во-о-от! Вообще великолепно, спасибо за кейс)

Про «онлайновость» очень важный элемент — сиюминутная мотивация, а не «где-то» и «когда-то». Очень важный аспект) 

Самсунг, к сожалению, к сторонним девайсам не подключается. Когда-то можно было через 10 костылей настроить  синхронизацию, но сейчас вроде еще хуже с этим(

А в Todoist помимо прочего, очень классно вести совместные (к примеру, семейные) дела. Можно создавать общие проекты, назначать друг другу задачи и т д) Ну и радует, что бесплатная версия вполне юзабельна на постоянной основе.

А еще там есть встроенный «канбан», удобный для многоуровневых задач 

Читай также