13 февраля 2022 13.02.22 4 1732

Те, чьи имена нам нельзя называть, исполняют для нас безобразный макабр: Рецензия на фильм «Кузнец и дьявол» («Errementari», 2018)

+17

Приветствую многоуважаемых господ геймеров, на связи Денис Большаков, он же Jean Grey, он же самый постоянный в своём непостоянстве блогер по эту сторону стопгейма. Netflix, как известно, это не только ценный мех, но и самая настоящая помойка контента со всеми положительными и отрицательными сторонами данного дела. Платформа буквально завалена разнокалиберным контентом, в котором достаточно трудно ориентироваться, ведь на один выдающийся проект приходится десяток фильмов и сериалов сомнительного (если не хуже) качества. Верно и обратное — иногда на всем известном стриминговом сервисе можно совершенно случайно наткнуться на что-то малоизвестное, но без пяти минут выдающееся. Фильм, который без поддержки сервиса просто напросто бы пропал на страницах истории, не получив даже ту толику заслуженного признания, которое он имеет шанс получить на Netflix’е.

Хоррор-сегмент русскоязычного Netflix’а представляет собой до крайности печальное зрелище. Не считая десятка голливудских хорроров среднего пошиба, которые все мы уже триста раз видели, и парочки концептуально интересных лент, он утопает в фильмах про дома с призраками. Одинаковых до зубовного скрежета историях про очередной проклятый дом, куда очередные привилегированная американская семья среднего класса\малолетние дебилы из восьмидесятых\бедные студентики приезжают и самоубиваются на свежем воздухе от проделок очередного призрака дома под холмом. Это просто смешно, я хочу посмотреть страшилку, дабы мой внутренний Жмышенко Валерий Альбертович (54 года) хорошенько испугался и опять уронил маску, а я получил свою дозу адреналина, но не тут-то было — смотри ужастики про домашних призраков и не пыхти. На фоне катастрофического засилья подобным контентом «Кузнец и дьявол» выглядит очень интригующе — основанный на древней европейской сказке готический хоррор в декорациях Баскских земель 1845-го года. Снятый, соответственно, на баскском языке, режиссером из страны Басков. Когда вы вообще слышали о том, что в тех местах кто-то снимает кино? Вот именно, поэтому я без толики сомнения ринулся смотреть интересную поделку.

Те, чьи имена нам нельзя называть, исполняют для нас безобразный макабр: Рецензия на фильм «Кузнец и дьявол» («Errementari», 2018)

Про что фильм: Где-то в баскской глуши рядом с деревней живет кузнец. Все жители уверены, что он — зло во плоти, и подходить к его жилищу нельзя ни в коем случае. Но дети есть дети, и вредные мальчишки, издеваясь над местной сиротой, отрывают её кукле голову и забрасывают через забор к дому кузнеца. Девочка пробирается на запретную территорию и узнает страшный секрет кузнеца. Как раз в это время приезжий чиновник убеждает местных жителей, что кузнец в своём доме прячет золото и готовит доверчивых селюков к атаке на его дом.

Про что блог: «Кузнец и дьявол» с первых минут настраивает на положительный лад. Режиссер с не особо произносимым именем Paul Urkijo Alijo определенно точно знает как нагнать атмосферы, ибо «Кузнец и дьявол» пропитан ей сверху донизу, что и является главным достоинством картины. Сельская дорога в непроглядно густом тумане, кучка перепуганных селян, готовящихся к расстрелу правительственными солдатами, священник, бормочущий отходную молитву и последующая резня, заканчивающаяся далеко не так, как можно было бы представить — открывающая сцена нагоняет мрака и мистики с неистовым энтузиазмом, что давало мне надежду на то, что далее этот накал не спадет. Фильм не обманул ожиданий, даже наоборот. «Кузнец и дьявол» очень ловко работает с исходным материалом, замешивая в детскую сказку изрядную долю чуть ли не темного фентези, заставляя по ходу просмотра не раз и не два вспоминать братьев Гримм. Сказочное здесь идет рука об руку с мрачным, что в совокупности дает атмосферу этакой тёмной сказки для взрослых. То есть, вроде бы тут вполне себе классическая сказка, которую все мы в той или иной интерпретации слышали, только вот по ходу фильма умирают люди (иногда очень жестоким образом), творится мрак, безысходность и бесовщина.

В нагнетании атмосферы большую роль сыграла и визуальная часть картины. Несмотря на то, что фильм достаточно беден на локации (по сути, все основное действо будет происходить в кузнице, церкви и гостинице), благодаря прямым рукам оператора и стараниям декораторов фильм от этой бедности нисколечки не страдает. Благодаря наполнению локаций различными деталями, качественной работе со светом и удачно подобранным ракурсам визуально фильм смотрится очень приятно. Одна и та же локация, благодаря работе со светом и камерой может выглядеть совершенно по разному и передавать разное настроение, чем фильм частенько пользуется. Чувствуется, что бюджетов на какие-то выкрутасы не хватало, но имеющиеся средства использовались с умом и знанием дела. Не так уж и часто в кино ты стараешься внимательно рассматривать каждую сцену, подмечая интересные детали (типа того, что ворота, двери и стены кузницы обиты штырями как изнутри, так и снаружи, дабы не пущать нечисть); «Кузнец и дьявол» — это именно тот самый пример грамотной работы декораторов и оператора.

Другое дело, что когда в фильме начинается экшен, которого тут внезапно много, восторг от визуальной части несколько притупляется. Концептуально экшен-сцены достаточно интересны, постановщик старается  местные смертоубийства интересно обставлять, кое-где даже с юмором, но наслаждаться ими мешает неудачный монтаж. Дело ли в бюджетных ограничениях, или неопытности создателей — камеру во время экшен-сегментов заметно потряхивает, а монтажер нарезает всё так, что впечатление портится окончательно. Это не как-то уж совсем плохо, скорее посредственно, не впечатляюще. В мире, где есть «Заложница 3» грешно ругать бедных баскийских киноделов за монтаж экшена, но дерутся и членовредительствуют здесь много, потому подсознательно ждешь, что эта часть фильма будет сделана на должном уровне. Учитывая уровень качества всего остального, становится особенно обидно, что именно здесь создатели дали маху. Возможно, стоило сократить количество экшен-сцен и максимально сконцентрироваться на нагнетании атмосферы.

Но не на одной атмосфере держится картина. «Кузнец и дьявол» производит очень положительное впечатление на протяжении всего просмотра, ведь во всех аспектах чувствуется старание и искреннее желание сделать хорошее кино. Если говорить конкретно про сюжет, то он достаточно простенький, но со своими приятными особенностями. Создатели делают упор не на закрученность сюжетной линии, а на её подачу. Фильм не останавливается ни на секунду с первых же минут, максимально увлекательно и динамично рассказывая всем известную историю, не забывая при этом подкидывать какие-то углубляющие происходящее интересные детали. В наше время это особенно ценно: лично меня уже несколько утомили томно тянущиеся хорроры, где создатели уж очень часто путают понятия «нагнать саспенса» и «тянуть резину два часа» (привет, «Солнцестояние»). Спотыкается «Кузнец и дьявол» лишь ближе к концу, минут за 20-30 до конца. Если до этого момента сюжетно создателям удавалось держать баланс между динамикой и сюжетным наполнением и раскрытием персонажей, то тут что-то пошло не так, в фильме появляется чуть портящий впечатление сумбур. Если без спойлеров, то внезапно герои фильма ближе к концовке за пару сцен проходят развитие дуги своих характеров, которое в других фильмов потребовало бы гораздо больше хронометража. Возникает ощущение, что на монтажном столе осталось еще минут 20 материала, важного для того, чтобы события в конце воспринимались логичнее и стройнее. Здесь же после просмотра остаются вопросы, на которые никто отвечать по очевидным причинам не собирается. Ну задружился за полторы минуты (спойлер) с героиней, ну воспылал свежей чувственной любовью к (спойлер) кузнец и решил всех спасать, ну бывает. Создатели будто бы выкинули пару-тройку сцен, оттого конкретно с точки зрения переживания за персонажей картина резко теряет в накале, ибо я не смог понять, почему герой ведет себя так, а в следующей сцене уже совершенно по-другому. Это очень обидное упущение со стороны создателей, портящее впечатление от хорошо проделанной работы во всем остальном.

При том, что если абстрагироваться от не очень удачной работы с персонажами, те самые последние 20-30 минут шикарны целиком и полностью. Просто неплохой фильм благодаря своему последнему акту рискует застрять у меня в памяти на гораздо более долгий период времени, чем я рассчитывал и перейти из категории просто добротных фильмов в категорию фильмов, добротных до крайности. Очень трудно объяснить без спойлеров, что такого в последнем акте шикарного, но я попробую. Представьте, что вы играете в какой-нибудь «Beast inside». Нагнетается атмосфера, сюжет накидывается, все в меру динамично и приятно, но без откровений. И вдруг в последней трети игры вы внезапно обнаруживаете, что играете в «Doom: Eternal». Со всех сторон адская нечисть, эпичные врата ада, главный герой по-думгаевски хватает гигантский христианский BFG 19-го века и идет наводить добро и позитив в адских кущах. Я всякого ожидал от последнего акта, но того, что фильм внезапно навалит добротного эпика не ожидал никак. Для того, чтобы я начал пищать от восторга не хватило Мика Гордона на саундтреке, честное слово.

Кстати, об адской нечисти. Собственно, тот самый дьявол из названия в фильме есть (СПОЙЛЕР!), да еще и не один. Создатели не стали по примеру голливудских побратимов воротить очередной криворукий выкидыш специалистов по компьютерной графике, а отдали титульную джебаку фильма на откуп специалистам по гриму. Видит Бог, это было очень правильное решение. Демон, вокруг которого местный сюжет и вертится, получился чудо как хорош, став главным украшением фильма. По дизайну это классический чёрт прямиком с библейских картинок, красный, с рогами и хвостом и играющий его актер очень старается, чтобы его чёрт не только выглядел аутентично, но и звучал, и двигался. Он кричит, сыпет богохульствами, творит подлости, хитрит, выдает одну, но гомерически смешную сцену с капканами и вообще отыгрывает на все деньги. Особенно хочется похвалить его хореографию. Поначалу мне показалось забавным, что чёрт скачет очень потешно, но характер и повадки персонажа прекрасно сочетаются с дергаными, срывающимися на прыжки, движениями. Меня всегда расстраивало то, что культура грима и аниматроники в хоррорах ушла в прошлое, ибо ни одна компьютерная фигня не сравнится в реалистичности с хорошо загримированным актером или ладно сделанным механизмом. Фильм вообще минимально полагается на CGI, сосредоточив весь графен в последней трети фильма, что пошло ему только на пользу. Да, это не «Аватар», а относительно низкобюджетная сказка, снятая не пойми где, потому в некоторых моментах графен вызывает вопросы, но создатели ловко маскируют недостатки графики туманом, темнотой и грамотно подобранными ракурсами, хотя временами глаз таки цепляется за уж очень дешевый CGI.

На странице фильма на «Netflix» в описании гордо красуется плашка «Фильм ужасов», что вроде бы означает, что «Кузнец и дьявол»должен нас по идее пугать, да и создатели божились, что делают готический хоррор. Иииииии он не пугает. Совсем. Здесь есть мрачная атмосфера, жесть, убийства и прочие прелести хоррор-сегмента, но конкретно напугать фильм не в состоянии. Да и во время просмотра складывается ощущение, что он это целью и не ставил, в первую очередь стремясь заинтересовать, а не напугать зрителя. Но те, кто придет сюда за чистокровным хоррором про дьявола, могут уйти до крайности разочарованными, особенно учитывая, что трейлер как раз-таки рекламирует фильм как хоррор и, по сути, вводит в заблуждение. Если же вы, как и я, сядете смотреть фильм просто в ожидании добротной картины, то не разочаруетесь ни разу.

 

Итого: «Кузнец и дьявол» — это неожиданная, оттого и еще более приятная находка с просторов Netflix’а. Визуально впечатляющий готический хоррор без хоррора с простеньким сюжетом, увлекающий с первой и до последней минуты. Фильм не без недостатков, но для меня шикарная атмосфера перевесила не самый удачно снятый экшен и сценарные огрехи. Смотреть обязательно.

Понравилось

  • Густая мистическая атмосфера
  • Прекрасные локации
  • Актёр, играющий черта, великолепен
  • Последние 30 минут хороши ровно настолько, что я аж сел писать этот блог, тупа феерия брутальности и крутости
  • Отличный визуал, выглядит фильм раза в три-четыре дороже, чем стоит

Не понравилось

  • Кое-где бюджетность фильма ощущается очень явно
  • Оператор не умеет снимать экшен-сцены, монтажёр ему в этом тоже помочь не в состоянии
  • Есть подозрение, что некоторое количество отснятого материала затерялось на монтажном столе
  • Самый главный дьявол выглядит очень потешно, будто его из «Деток из мусорного бака» притащили

Оценка в числовом эквиваленте: 8 из 10 (По хорошему 7, но последние 30 минут — балл плюсом по-любому)

Спасибо за прочтение, дружок-пирожок. Ты всегда можешь:

  • Оставить комментарий здесь с респектами и руганью
  • Написать мне в контакте, дабы посоветовать тему для блога
  • Задарить мне игрулину в стиме, чтобы выразить респект
До скорой встречи
До скорой встречи

Лучшие комментарии

О, я думал, что ты помер, а гляди-ка…
Хороший блог с узнаваемым стилем, вкусными описаниями и умением заинтересовать. Всё как в старые-добрые) О фильме, естественно, не знал, но теперь добавлю в список к просмотру, спасибо)

Хоррор-сегмент русскоязычного Netflix’а представляет собой до крайности печальное зрелище.

И не только русскоязычного.

А за блог спасибо. Фильм давно валяется в очереди на просмотр, но теперь заметно подвинулся вперёд. Гляну при первой возможности :)

Читай также