Детство – период, как нельзя лучше обнажающий истинную природу человека, еще не променявшего свое родное, как дыхание, восприятие мира на знания и жизненный опыт. Инструменты, позволяющие постигать окружающую действительность ценою ее собственной жизни, самозабвенно орудуя клинком холодного рационализма как скальпелем, искореняющим иллюзии и суеверия, чтобы взглянуть на давно остановившееся сердце истерзанного и до неузнаваемости обезображенного острием безжизненной логики взрослого мира.
Студия Saikono, предоставившая на суд общественности уже два эпизода своей визуальной новеллы «Зайчик» по мотивам одноименного рассказа Дмитрия Мордаса, в достаточно мягкой манере дает возможность вернуться в ранние школьные годы. Когда чудеса еще не покинули детского представления о мире, в то же время уже несущего на себе отпечаток болезненного опыта взросления, связанного с учебой, непониманием сверстников и, как случае с главным героем игры Антоном, – ссорой родителей, которые на фоне переезда в небольшой, затерянный среди хвойных чащ провинциальный поселок оставили на попечение мальчика его младшую сестру Олю.
Впечатлительным детям, привыкающим к стоящей на отшибе небольшого поселения ветхой хижине, не приходится скучать – учтивые милиционеры с первых дней оповещают семью об участившихся случаях пропажи их сверстников, а в самые неурочные часы брата и сестру навещают загадочные обитатели леса. Гости оставляют узоры в виде животных на заиндевевших окнах, устраивают среди ночи фантасмагорические пляски средь снегов и даже проникают в сны запуганных детей, чьи страхи мало волнуют занятых проблемами взрослой жизни родителей. Антон переживает это все еще и вместе с переходом в новую школу, в которой с первых дней – зависимо от выбора игрока – обзаводится друзьями и врагами, узнавая о древних преданиях этих мест, которые нашли особо яркое отражение в детских играх.
Заимствуя немалую часть текста для первой главы из литературного первоисточника, – с оговоркой на повествование от первого лица, – игра отнюдь не утрачивает художественной самоценности, лишь развивая сюжет, прорабатывая характеры героев и даже обращаясь к более высокому слогу, разукрашенному гротескными иносказаниями и оригинальными монологами главного героя, смотрящего на мир будто глазами взрослого, заточенного в теле ребенка. Проработка этих аспектов и позволяет даже неоконченной игре выглядеть самостоятельным произведением, на фоне которого оригинал воспринимается скорее любопытной зарисовкой.
Достигается это и благодаря равносильной по качеству исполнения визуальной составляющей. Когда многие представители жанра пытаются компенсировать скупые описания приятными иллюстрациями, стилистически выдержанные картины в «Зайчике» лишь дополняют без того щедрый и качественный текст. Не отличаясь красотой пезйажей, предстающий взгляду игрока мир удивляет скорее тем тщанием, с которыми прорисованы самые незначительные его детали: задники, персонажи и CG-арты, в том числе анимированные. Обилие последних, количеством едва ли не превосходящее число обычных сцен, способно приятно удивить даже искушенных читателей визуальных новелл.
Как и редкие эпизоды с исследованием локаций, напоминающие упрощенный квест от первого лица, но со скромным количеством элементов для взаимодействия, большая часть которых предполагает лишь комментарии главного героя. Остальные же интеракции представляют собой либо предметы, нахождение которых, очевидно, может существенно повлиять на ход повествования в последующих эпизодах, либо моральные выборы. Их здесь также необычайно много для визуальной новеллы, и большинство значительно, пускай и не всегда очевидно, сказывается на развитии истории, вплоть до взаимосвязи некоторых решений. Например, ответить на нападки хулигана, предварительно подружившись со своей одноклассницей, то ему придут на помощь приятели, в отличие от сценария, в котором Антон остается нелюдимым тихоней.
Помимо хорошо прописанных, – а также профессионально озвученных, – персонажей и богатой вариативности, еще большему погружению способствует сам обманчиво простой сеттинг. Небольшой поселок, в котором обнаруживают жизнь отголоски древнеславянского фольклора, был заботливо размещен сценаристами на временном отрезке 1990-х годов со всеми вытекающими особенностями, задевающими струны ностальгии людей, выросших в то время: узнаваемые, еще советские учебники, бренды, – как жвачки Turbo, – и комичные предубеждения на манер посадившей кинескоп телевизора игровой приставки.
Для тех же, кому те или иные моменты, проскальзывающие в разговорах героев, непонятны, либо и вовсе чужда русская культура, был добавлен внутриигровый словарь, похожий на справочник из Steins;Gate. В сравнении с ним сноски в «Зайчике» представлены в более емкой форме, что не умаляет их информативности, проливающих свет на жизнь известных музыкальных исполнителей, литературные произведения и особенности пост- и советской эпохи.
Смутить может разве что подчеркнуто мрачная атмосфера действа. На протяжении всей игры она нагнется стилистически выдержанным текстом, неотступно сопровождающей черно-белой палитрой, аутентичным саундтреком и звуковым сопровождением в целом, которое прослеживается даже в интерфейсе – холодящий кровь скрежет сопровождает обычное открытие словаря, – и присутствует в относительно спокойных моментах. Мрачные метафоры, как и резкие звуки, и не думают отступать, ввиду чего общее настроение игры большую часть времени остается таким же монохромным, как и ее цветовая палитра, что может утомлять тех, кто предпочитает калейдоскоп разнообразных эмоций.
Но это практически не накладывает негативного отпечатка благодаря динамичному и богатому на события сюжету, оживающему и благодаря идее о сходстве человеческой природы с животной. Этот лейтмотив и является душой повествования, которая и подстегивает вдумчивого игрока самому задаться вопросами по поводу невиданной естеству жестокости людей и, в свою очередь, чуждой человеку бесхитростности природы.
Ознакомиться с визуальной новеллой я бы рекомендовал не только людям, любящим этот жанр, для которых игра может стать глотком свежего воздуха, но и тем, кто из-за характерной для визуальных новелл неспешности, воды в диалогах, пускай и зачастую раскрывающей характеры героев, и большой продолжительности предпочитает не тратить на них время.
По сравнению с такими представителя жанра, как «Врата Штейна» и «Когда плачут цикады», сравнимыми по объему с полноценными романами, «Зайчик» выглядит приятной и очаровательно-мрачной повестью.
Благодарю за ознакомление с материалом!
Лучшие комментарии
Действительно классная новелла. Жду третий эпизод.