12 декабря 2021 12.12.21 4 14K

Руководство по 5-ой редакции Dungeons & Dragons для начинающих: Часть 5, Завершающие штрихи.

+11

Вот и настал черёд заключительной части данного руководства. Здесь речь пойдёт о различных дополнительных механиках, которые могут улучшить и разнообразить ваш игровой опыт в рамках DnD 5e. Помните, порой даже пустяковая мелочь способна кардинально изменить положение дел, а таких мелочей тут навалом.

Ссылки на другие части руководства:
Первая часть, Основы.
Вторая часть, Игровые механики.
Третья часть, Расы.
Четвёртая часть, Классы.

Рекомендую к прослушиванию при ознакомлении с данной темой: https://www.youtube.com/watch?v=4ceowgHn8BE
Рекомендую к прослушиванию при ознакомлении с данной темой: https://www.youtube.com/watch?v=4ceowgHn8BE

Предыстории. Никто не рождается искателем приключений, а потому у каждого персонажа найдётся то, что он оставил позади, когда отправился в дальний путь. С точки зрения игровой механики предыстория определяет бонусные владения и умения вашего персонажа. Вы можете найти предыстории в основных книгах: в «Книге игрока» и в «Путеводителе приключенца по Побережью Меча». Также предыстории можно найти в некоторых книгах, посвящённых отдельным кампаниям или сеттингам.

Главный нюанс — игрок может делать собственные предыстории на базе уже имеющихся, о чём порой люди и не догадываются. Для этого вы можете выбрать одно из уже имеющихся умений, два любых навыка и два языка или владения инструментами (в любой пропорции: один язык и одни инструменты; два инструмента; два языка).

Система подразумевает, что вышеперечисленные бонусы вы должны брать из других предысторий, что в первую очередь касается комбинаций навыков. Разумеется, мастер может разрешить и отход от этого пункта, но это уже будет считаться пренебрежением правилами. В довершении темы, вот вам перечень наиболее ценных умений от предыстории:

Умение «Поддельная личность» позволяет персонажу создать «вторую личность» со всеми необходимыми документами и удостоверениями, а также оно углубляет его компетентность в подделке официальных бумаг и копировании чужого почерка. Заметьте, что нигде не указано два важных пункта: каким образом можно заподозрить обман; и есть ли ограничения на то, какой статус будет у вашей «второй личности».

Эти пробелы в описании превращают способность в довольно мощную. Немного креатива и вот ваш персонаж становиться ревизором, влиятельным купцом или благородным аристократом. В социальном плане это умение просто бесценно, однако учитывайте одно ограничение — «вторая личность» создаётся лишь один раз во время генерации персонажа. Созданные в дальнейшем личности такими преимуществами обладать уже не будут.

Умение «Деревенское гостеприимство» предоставляет базовый бонус к репутации среди обывателей. Они будут готовы помочь вам, предоставив укрытие, ночлег и приют для залечивания ран, но не будут рисковать ради вас своей безопасностью. Впрочем, эффективность обывателей в бою делает последний пункт бессмысленным, ведь им, при всём желании, будет трудно защитить вас даже от крыс.

Умение «Привилегированность» даёт существенный бонус к репутации среди знати и простого люда, а также даёт право посещать любое место. Да, согласно правилам аристократ может оскорбиться из-за того, что его не пустили в королевский туалет. Крайне мощная способность, поскольку в ней не приведено чётких условий, когда её действие приостанавливается. Кроме того, обыватели буквально обязаны стараться обеспечивать ваше хорошее настроение, что можно трактовать множеством образов.

Умение «Странник» можно смело считать убийцей следопытов. Оно позволяет с практически фотографической точностью запоминать карты и ранее посещённые области, а также учит персонажа тому, как каждый день обеспечивать водой и едой себя и ещё пятерых человек на местности, где возможно найти хоть какое-то пригодное к употреблению пропитание.

Умение «Городские тайны» позволяет путешествовать по городским улицам и улочкам в два раза быстрее, включая места, кажущиеся практически недоступными. Это умение распространяется и на союзников, которых вы ведёте, но работает лишь вне боя. Если вам нужно нагнать карманника, найти тайную область или опередить соперников, то это точно ваш выбор.

Умение «Придворный функционер» отражает осведомлённость персонажа о придворных интригах и принципах работы феодальной бюрократии. Ваш персонаж может с легкостью разобраться в расстановке сил любого королевского двора или правительства, включая определение наиболее влиятельных и полезных личностей. Вы также понимаете, какие интриги плетутся среди властвующих на текущий момент.

Черты. Представляют собой особые умения, которые можно брать вместо увеличения характеристик, когда вы получаете одноименное умение в рамках класса. Альтернативный бонус людей позволяет взять одну черту уже на 1-ом уровне. Эффективность черт варьируется от критически важных до абсолютно бесполезных. Вот список наиболее полезных черт:

«Везунчик» предоставляет доступ к трём d20, которые вы можете использовать при совершении бросков атак, проверках характеристик и спасбросках. Только вы решаете, какой результат броска использовать, однако черта не работает при наличии помехи или преимущества.

Способность можно использовать против противников, атакующих вашего персонажа, решая какое значение они будут использовать для броска атаки. За раз можно потратить лишь одну кость из резерва, обновляющегося после продолжительного отдыха.

«Внимательный» увеличивает значение характеристики Интеллекта или Мудрости на 1, а также добавляет бонус +5 к пассивным проверкам Внимательности и Анализа. Крайне полезная черта для персонажа, ищущего ловушки, секреты и иллюзии. Также позволяет читать по губам.

«Использование двух оружий» позволяет использовать соответствующий стиль боя даже с оружием без свойства «Лёгкое», а также добавляет бонус +1 к КД, если вы используете сразу два оружия. Позволяет быстрее вынимать оружие (сразу два оружия вместо одного за раз), хотя о данной особенности мастера обычно не вспоминают, позволяя делать это и без данной черты.

«Крепкий» добавляет персонажу дополнительные очки здоровья (+2 очка за каждый уровень персонажа).

«Лекарь» значительно усиливает комплект целителя, позволяя не только стабилизировать потерявших сознание союзников, но и возвращать их обратно в бой, пускай лишь с одним очком здоровья. Также позволяет исцелять союзников по одному разу, что можно повторить после совершения короткого или продолжительного отдыха. Крайне полезно на ранних уровнях, особенно для новичков, но на более высоких уровнях эффективность снижается.

«Мастер древкового оружия» довольно эффективен на низких уровнях, поскольку эта способность позволяет вам спокойно наносить до трёх атак в ход уже на 1-ом уровне. Черта позволяет бонусным действием наносить атаку древком, если вы атаковали цель алебардой, боевым посохом, глефой или копьём. Урон от атаки составляет скромные d4, однако вы можете добавить к нему модификатор Силы даже без боевого стиля, завязанного на бой двумя оружиями. Кроме того, вы можете совершать провоцированные атаки, когда противник входит в вашу зону контроля (с алебардой и глефой это расстояние увеличивается на дополнительные 5 футов, доводя зону до 10 футов вокруг вас). Главная ирония — с алебардой или глефой вам самим не обязательно входить в зону контроля противника, а потому вы можете его атаковать и спокойно отойти, вынудив врага подойти к вам для ответного удара и закономерно схлопотать спровоцированную атаку.

«Мастер средних доспехов» — лучшая черта для танка, поскольку она позволяет в совершенстве овладеть средними доспехами. Вы не только доведёте их защитный потенциал до уровня тяжёлой брони, но и сможете избавиться от помехи для проверок Скрытности. Учитывая, что хороший танк нуждается и в адамантиновой броне (о ней будет рассказано позже), и в высокой Ловкости, выбор становится очевидным.

Именно эта черта позволяет сделать эффективного танка на начальных уровнях. Человек-воин с этой чертой сможет спокойно довести свой КД до значения 21 на 1-ом уровне, а при мультиклассе в жреца «Домена кузни» — до 24 уже на 2-ом уровне, пускай два очка и будут временными от «Щита веры».

«Меткие заклинания» удваивает дальность ваших заклинаний, требующих совершить бросок атаки, а также позволяет игнорировать укрытия на половину и три четверти. В подарок вы учите один из заговоров любого класса. «Меткий стрелок» даёт схожие бонусы: стрельба в пределах максимальной дальности больше не вызывает помеху; ваши дальнобойные атаки оружием игнорируют укрытия на половину и три четверти; и вы можете принимать штраф -5 к атаке, чтобы получить бонус +10 к урону.

«Подвижный» увеличивает скорость передвижения персонажа на 10 футов, а также позволяет игнорировать штрафы от труднопроходимой местности при Рывке. Если вы совершаете рукопашную атаку по противнику, то в этом ходу вы больше не будете провоцировать атаки от него.

«Стихийный адепт» позволяет выбрать один вид урона: звук, кислота, огонь, холод или электричество. Ваши заклинания, наносящие выбранный тип урона, игнорируют сопротивление к нему. Также минимальное значение на кости урона таким заклинанием увеличивается с «1» до «2».

Черта «Инфернальное телосложение» доступна только тифлингам и позволяет им увеличить значение характеристики Телосложения на 1, а также получить сопротивление к урону холодом и ядом. Персонаж будет совершать спасброски против эффектов отравления с преимуществом.

«Эльфийская точность» доступна только эльфам и полуэльфам и позволяет увеличить значение Ловкости, Интеллекта, Мудрости или Харизмы на 1. Если у вас есть преимущество на атаку, использующую Ловкость, Интеллект, Мудрость или Харизму, вы можете перебросить один из кубов. Да, двойное преимущество на атаку, вам не показалось.

Далее приведены черты, которые обладают вспомогательным характером, однако они всё ещё могут быть довольно полезными во время игры:

«Бдительный» является полезной чертой для игроков, желающих действовать в бою раньше других. Помимо бонуса +5 к проверкам Инициативы, что довольно неплохо, черта не даёт застать персонажа врасплох. Также противники не будут получать преимущества на атаки по вашему персонажу за то, что те скрыты от вас.

«Боевой заклинатель» позволяет использовать соматический компонент (жесты) при чтении заклинаний, даже если в руках у персонажа находится сочетание щит и оружие; или два оружия. Не очень полезное умение, поскольку большинству заклинателей нет нужды использовать оружие, а для соматического компонента достаточно одной свободной руки.

Впрочем, черта также позволяет проходить спасброски Телосложения для поддержания концентрации на заклинаниях с преимуществом (сложность проверки равняется 10 или половине от нанесенного за атаку урона, если получившееся число превосходит значение 10), а также открывает возможность совершать провоцированные атаки при помощи заклинаний, нацеленных на одно существо и читаемых одним действием.

«Верховой боец» предоставляет бонусы для боя верхом на ездовом животном. Позволяет бить по противникам, чей размер меньше вашего скакуна, с преимуществом, если они сами не находятся на ездовом животном. Также позволяет перенаправлять на себя атаки, нацеленные на вашего скакуна. Если ездовому животному нужно совершить спасбросок Ловкости, то при провале оно получает лишь половину урона и вовсе не получает урона при успехе.

Главный недостаток черты заключается в издержках подобного стиля боя. Ездовое животное, подходящее для битвы, стоит дорого, а на высоких уровнях противники с ним легко разделаются, даже несмотря на все бонусы. Кроме того, животное может запаниковать в самый ответственный момент или вовсе быть взято под контроль противником. Однако есть нюанс, вашим ездовым животным может быть друид, принявший соответствующую форму. При таком раскладе способность становится довольно мощной, но ценою этого становится подорванное ментальное здоровье мастера.

«Знаток средних доспехов» открывает доступ к владениям средними доспехами и щитами, а также увеличивает значение характеристики Силы или Ловкости на 1, но требует владения лёгкими доспехами. «Знаток тяжёлых доспехов» открывает доступ к владению тяжёлыми доспехами и увеличивает значение характеристики Силы на 1, но требует владения средними доспехами.

«Мастер большого оружия» позволяет совершать дополнительную атаку рукопашным оружием, тратя бонусное действие, если на своём ходу вы опустили здоровье противника до 0 или совершили критическое попадание по цели этим самым оружием. Черта наиболее эффективна с двуручным оружием.

Позволяет принять штраф -5 к броску атаки, чтобы получить бонус +10 к урону. Несмотря на повышенный урон, подобную атаку стоит использовать только против слабо защищённых врагов, поскольку в ином случае вы банально будете промахиваться. Черта лучше всего подходит варварам.

«Одарённый» даёт владение тремя навыками или инструментами в любой комбинации на выбор.

«Отличная память» позволяет увеличить значение характеристики Интеллекта на 1, даёт встроенные компас и часы, а также позволяет персонажу запомнить всю полученную за месяц информацию.

«Страж» позволяет снижать скорость противников до нуля вплоть до конца их текущего хода, если вы попадаете по ним провоцированной атакой. Вы способны совершать провоцированные атаки даже по существам, использовавшим действие Отход. Черта также предлагает возможность реакцией атаковать соседних с вами противников, если те атакуют другое существо, отличное от вас.

«Убийца магов» позволяет более эффективно сбивать концентрацию у атакованных вами заклинателей (бросок концентрации на заклинании совершается целью с помехой), а сами вы совершаете спасброски от заклинаний с преимуществом, если заклинатель находится в пределах пяти футов от вас. Реакцией можно атаковать соседних противников, если те читают заклинания, однако это не прерывает чтение заклинания, поскольку хронологически реакция следует сразу после.

«Устойчивый» позволяет увеличить значение одной характеристики на 1 и получить владение соответствующим спасброском. Лучше всего брать спасброски Ловкости, Телосложения или Мудрости.

«Эксперт в арбалетах» позволяет совершать несколько атак арбалетом в ход, а также убирает помеху при стрельбе из арбалета при нахождении рядом с противником. Бонусы к стрельбе из ручного арбалета можно игнорировать, ведь для перезарядки вам всё равно понадобится свободная рука.

«Языковед» позволяет выучить три языка, увеличить значение характеристики Интеллекта на 1, а также учит вас шифрованию. Сложность расшифровки составляет значение Интеллекта + ваш бонус мастерства, но некоторые заклинания позволяют автоматически расшифровать содержимое послания. Вы можете научить другое разумное существо расшифровывать ваш шифр.

«Вундеркинд» позволяет получить владение одним навыком, языком и инструментом. Также вы получите компетентность в одном из навыков, которым владеет персонаж. Доступно только для людей, полуорков и полуэльфов.

Здесь представлены черты из «Книги игрока» и «Путеводителя приключенца по Побережью Меча». Черты из «Котла Таши со всякой всячиной» рассмотрены не были.

Предметы. Опытный приключенец хорошо знает, что различные предметы могут сильно облегчить его очередную вылазку. Что уж говорить о магических предметах и их порой незаменимых бонусах. Магические предметы делятся на следующие типы: обычные (100 золотых), необычные (500 золотых), редкие (5000 золотых), очень редкие (50 000 золотых) и легендарные (не продаются).

Эта система условна и не отличается особой логичностью, однако она позволяет примерно оценить, насколько легко заполучить тот или иной артефакт себе в коллекцию. Ниже я перечислю наиболее полезные предметы. Начнём с самой обычной утвари:

Комплект для лазания отличается громоздкостью и дороговизной, но он позволяет обезопасить спуск или подъём. Крюк-кошка и верёвка позволяют взбираться на возвышенности или же спускаться на большую глубину, но с куда большим риском.

Комплект целителя помогает стабилизировать существ, находящихся при смерти. Раскрывает себя при использовании черты «Лекарь». Имеет десять зарядов. С точки зрения игровой механики позволяет стабилизировать даже нежить и конструктов, ведь ограничений нет, однако мастер может запретить подобное использование из-за его абсурдности.

Ломик позволяет совершать проверки Силы с преимуществом, если данный инструмент способен помочь.

Обычные магические предметы:

«Износостойкая книга заклинаний» позволяет волшебнику обезопасить свои магические активы, хотя книгу всё ещё могут украсть его недоброжелатели. В описании предмета указано, что её нельзя повредить огнём, водой и временем, но магические предметы вообще крайне трудно хоть как-то повредить, пока магия действует.

«Осенённый луной меч» отличается тем, что источает свет, пока вынут из ножен. Главное его преимущество — игнорирует сопротивление к не магическому урону, ведь является магическим оружием. Для начинающего приключенца куда проще достать именно это оружие, чем более продвинутое и дорогое.

Необычные магические предметы:

«Адамантиновый доспех» отличается невероятной прочностью и свойством игнорировать критические попадания, превращая их в обычные. Незаменимая вещь для танков. Такой доспех должен быть средним или тяжёлым, но не шкурным.

«Амулет защиты от обнаружения и поиска» укрывает персонажа от заклинаний школы Прорицания и магических сенсоров.

«Брошь защиты» наделяет сопротивлением к урону силовым полем, а также дарует иммунитет к заклинанию «Волшебная стрела».

«Графин бесконечной воды» позволяет бесконечно производить воду, что порой может привести к затоплению целых локаций.

«Заполярные сапоги» позволяют получить сопротивление к урону холодом, адаптируют персонажа к условиям пониженных температур и позволяют игнорировать труднопроходимую местность, если та стала таковой из-за обилия снега и льда.

«Камень удачи» позволяет добавить бонус +1 ко всем проверкам характеристик и спасброскам.

«Кольцо хождения по воде» позволяет ходить по воде. Предсказуемо, верно?

«Медальон здоровья» дарит иммунитет к болезням, но уже имеющиеся не лечит, а лишь приостанавливает их действие.

«Мифрильный доспех» отличается лёгкостью и прочностью. Им может быть средний или тяжелый доспех любого типа кроме шкурного. Не накладывает помеху на проверки Скрытности и позволяет игнорировать требования к Силе для своего ношения. Кольчужная рубаха или кираса из мифрила могут носиться под одеждой, что позволяет скрыть сам факт ношения доспеха.

«Наручи стрельбы из лука» дают бонус +2 к броскам урона при стрельбе из лука. Также дают владение коротким и длинным луками.

«Ночные очки» дают тёмное зрение в радиусе 60 футов или увеличивают его дальность на 60 футов, если оно у вас уже есть.

«Оружие предупреждения» предупреждает своего владельца об опасности, позволяя тому совершать проверки инициативы с преимуществом. Не даёт застать владельца и его союзников в радиусе 30 футов врасплох, пока вы не станете недееспособны иным образом кроме обычного сна.

«Оружие +1» даёт бонус +1 к проверкам атаки и броскам урона этим оружием.

«Перчатки воровства» невидимы и дают бонус +5 к проверкам Ловкости (Ловкость рук) и проверкам Ловкости, связанным со взломом замков.

«Плащ защиты» даёт бонус +1 к КД.

«Плащ ската» позволяет дышать под водой и плавать со скоростью 60 футов. Эффекты активируются при накидывании капюшона.

«Повязка интеллекта» увеличивает значение Интеллекта до 19, если эта характеристика у владельца ниже. Вы можете надеть её на животное или полуразумное растение.

«Помело полёта» позволяет летать со скоростью 50 футов, но оно теряет скорость при чрезмерной перегрузке.

«Рукавицы силы огра» увеличивают значение Силы до 19, если эта характеристика у владельца ниже.

«Туфли паука» позволяют ходить по вертикальным поверхностям, если те не покрыты чем-то скользким.

«Фонарь обнаружения» позволяет подсвечивать невидимых существ и невидимые предметы в пределах 30 футов.

«Шапка маскировки» позволяет неограниченно накладывать заклинание «Маскировка».

«Щит часового» позволяет совершать проверки Инициативы и Мудрости (Внимательность) с преимуществом.

«Эльфийские сапоги» делают ваши шаги абсолютно беззвучными, а также даёт преимущество на проверки Ловкости (Скрытность), которые полагаются на бесшумное передвижение.

«Эльфийский плащ» позволяет совершать проверки Ловкости (Скрытность) с преимуществом. Проверки Мудрости (Внимательность), направленные на ваше обнаружение, совершаются с помехой. Эффекты активируются при накидывании капюшона.

Обратите внимание, что некоторые предметы требуют настройку на себя. Один персонаж может настроиться лишь на три магических предмета одновременно. Полный перечень магических предметов вы можете изучить на этом сайте: https://dungeon.su/items/. Не забудьте посмотреть на источник, ведь часть предметов является фанатским творчеством или представлена в книгах, посвященных отдельным сеттингам и кампаниям.

Заклинания. При первом знакомстве с этой системой разобраться в местной магии будет довольно сложно, однако я попытаюсь сузить ваш круг поисков при помощи списка наиболее полезных и эффективных заклинаний. В этом вопросе нужно ориентироваться на два свойства материального компонента: стоимость и расходуемость.

Значительная часть заклинаний в DnD 5e работает на золоте, а если точнее — на дорогостоящих материальных компонентах. Стоит ли говорить, что зачастую вы не можете позволить себе потратить 1000 золотых на одно заклинание сомнительной эффективности? Впрочем, есть один нюанс, связанный с магической фокусировкой — чем она дороже, тем больше заклинаний можно произнести, используя её вместо материальных компонентов.

Расходуемость, в свою очередь, подразумевает трату задействованных материальных компонентов. Это ограничение препятствует использованию магической фокусировки, а если точнее — вы, конечно, можете её использовать для таких заклинаний, но только один раз, после чего фокусировка утратит силу. Именно поэтому некоторые игроки используют мешочек с компонентами, устало вкидывая в него солидную сумму золота, чтобы оно просто работало.

Ещё стоит отметить концентрацию. Этот пункт подразумевает, что вы не можете одновременно использовать несколько заклинаний с этим свойством. При получении урона вы должны совершить проверку на концентрацию (спасбросок Телосложения со сложностью 10 или половиной от полученного урона, если значение будет больше 10).

Как и ранее, я ограничусь лишь теми заклинаниями, которые будут доступны игрокам до 8 уровня. Поверьте, даже мне порой трудно играть на высоких уровнях (зачастую из-за горения от кривого баланса и необходимости в оптимизации билдов всех членов партии). Начнём с заговоров, заклинаний нулевого уровня, которые можно читать без траты ячеек:

«Волшебная рука» — незаменимый помощник для ценителей собственных целых конечностей. Позволяет безопасно обезвреживать ловушки, а также взаимодействовать с легкими, но потенциально опасными предметами. Некоторые архетипы усиливают этот заговор.

«Дубинка» позволяет усилить деревянную дубинку или посох, увеличив кость урона до d8, а также позволив использовать модификатор базовой характеристики (у друида — это модификатор Мудрости) вместо модификатора Силы. Также оружие будет считаться магическим.

«Искусство друидов» отвечает за прогноз погоды и ускоренное выращивание растений. Что более полезно — позволяет зажигать и тушить свечи, факелы и костры.

«Малая иллюзия» позволяет создавать небольшой звуковой или визуальный эффект. Эффективность зависит только от богатства вашего воображения.

Мистический заряд» — лучший атакующий заговор в игре, поскольку колдун может заметно усилить его мощь. Например, прибавлять модификатор Харизмы к броску урона (требуется воззвание «Мучительный взрыв»), чем не может похвастаться большинство архетипов заклинателей. На более высоких уровнях персонажа заговор получает дополнительные атаки, к которым также будет добавляться модификатор Харизмы.

«Погребальный звон» позволяет наносить цели d8 урона некромантией, но есть нюанс. По уже раненным целям заговор будет наносить d12 урона некромантией.

«Починка» позволяет чинить вещи, пускай и с рядом ограничений. Лучше чинит небольшие предметы, а также не восстанавливает утраченные функции повреждённых магических предметов.

«Свет» выполняет функцию источника освещения. Также можно использовать для привлечения внимания к танку, ведь враги с большей охотой атакуют фигуру, светящуюся аки новогодняя ёлка, чем затаившихся в тенях стрелков и заклинателей. Особенно касается глупых и просто неразумных созданий.

«Сообщение» открывает возможность телепатического общения с существами в пределах 120 футов, на которых вы указываете пальцем.

«Указание» позволяет цели заговора добавить бонус d4 к одной проверке характеристики.

«Фокусы» открывают доступ к различным магическим эффектам. Создание спецэффектов; зажигание и тушение свечей, факелов и костров; очистка или загрязнение небольших предметов, включая одежду; нагревание и придание вкуса неживой материи (да, волшебник-микроволновка); оставление меток, существующих один час; создания маленьких предметов, существующих час.

«Формирование воды» позволяет управлять водой, включая возможность её заморозки. Позволяет использовать физику, сбрасывая врагам на головы тяжёлые ледяные глыбы, но большинству мастеров такое использование заговора не понравится.

«Чудотворство» позволяет создавать следующие эффекты: увеличить громкость своего голоса в три раза; менять цвет пламени, увеличивать или приглушать его яркость; вызывать безвредную дрожь в полу; создавать мгновенный звук, вроде вороньего карканья или раската грома; менять внешний вид ваших глаз; и самое главное — открывать и закрывать незапертые двери и окна. Ещё один заговор для противодействия ловушкам на вашем пути.

«Электрошок» наносит d8 урона электричеством, но позволяет атаковать цель с преимуществом, если та одета в металлический доспех. После попадания цель не сможет совершать реакции до начала своего следующего хода.

Ценность заговоров заключается не только в их доступности вне зависимости от имеющихся ячеек, но и в том, что вы не можете за один ход использовать больше одного заклинания, но вы можете использовать сочетание заклинания и заговора. Перейдём к заклинаниям 1-го круга:

«Волшебная стрела» позволяет не задаваться вопросами в духе «Попаду ли я по противнику?» или «Уклониться ли он?». Вы гарантировано попадёте по цели, если та реакцией не использует заклинание «Щит», или если у неё не будет «Броши защиты».

«Доспехи мага» меняют ваш базовый КД на 13 + модификатор Ловкости. Заклинание длится 8 часов и не требует концентрации.

«Защита от добра и зла» позволяет защитить цель от следующих типов существ: аберраций, исчадий, небожителей, нежити, фей и элементалей. Подобные существа не смогут очаровать, напугать или сделать цель одержимой, а также они будут совершать атаки по цели с помехой. Лучшее благословение для вашего танка.

«Лечащее слово» позволяет бонусным действием исцелить союзника. Лучше всего применять, чтобы вернуть союзника, находящегося при смерти, обратно на поле брани. Для полноценного лечения лучше подойдёт заклинание «Лечение ран», восстанавливающее большее количество здоровья, но требующее траты основного действия и соприкосновения с целью.

«Маскировка» позволяет создавать иллюзорную маскировку. Можно использовать лишь на себе.

«Метка охотника» является главным источником урона следопыта. Навесив метку, заклинатель будет наносить дополнительный урон по цели каждый раз, когда попадает по ней атакой оружием. Если здоровье цели опустилось до 0, вы можете выбрать новую цель тем же зарядом. Вы также выслеживаете цель заклинания с преимуществом. Заклинание длится час, но требует поддерживать концентрацию. Именно поэтому следопыт-лучник будет эффективнее следопыта, опрометчиво сражающегося в ближнем бою.

«Обнаружение магии» позволяет обнаружить магию. Довольно предсказуемо.

«Огненные ладони» позволяют наносить огненный урон по всем существам в 15-футовом конусе.

«Опознание» позволяет идентифицировать магические предметы.

«Падение пёрышком» позволяет реакций избежать получения урона от падения с большой высоты. Может подействовать одновременно на пять существ в пределах 60 футов.

«Поиск фамильяра» позволяет призвать небольшого магического спутника. Фамильяр может совершать действие Помощь, предоставляя вам возможность совершать следующую атаку или проверку характеристики с преимуществом.

«Понимание языков» позволяет понимать языки. Комментарии излишни.

«Поспешное отступление» позволяет поспешно отступить. И вновь.

«Приказ» позволяет обезоруживать противников, вынуждать их убегать или падать ничком (по лежачим целям атаки ближнего боя совершаются с преимуществом, а атаки дальнего боя — с помехой). Полезность остального функционала остаётся дискуссионной.

«Разговор с животными» позволяет разговаривать с животными. Неожиданно!

«Скороход» позволяет увеличить скорость передвижения цели на 10 футов. Длится час.

«Снаряд Хаоса» наносит неплохой урон и может рикошетить от врагов, нанося им случайно выпавший тип урона.

«Усыпление» позволяет усыплять группу существ (эффект распространяется от наиболее слабой или раненой цели к остальным, пока весь заряд не истратится). Не работает на нежить и существ с иммунитетом к очарованию или магическому сну.

«Церемония» позволяет благословлять воду, венчать, отпевать, возвращать изначальное мировоззрение, посвящать служению богу и совершать обряд совершеннолетия. Каждый вариант использования несёт свои игромеханические бонусы, но наиболее интересным можно считать женитьбу, всю следующую неделю после которой обручённые будут обладать бонусом +2 к КД.

«Чудо-ягоды». Одно из самых сломанных заклинаний в игре. Вы создаёте десять ягод, каждая из которых способна насытить существо его дневной нормой. И гнома, и даже дракона. Что случится, если маленький гном съест все десять ягод, чтобы исцелить себя на 10 очков здоровья (каждая ягода восстанавливает 1 хит)? Никто не знает, но многие мастера предпочитают награждать такое поведение пищевой комой или отравлением.

«Щит» позволяет реакцией увеличивать свой КД на 5, пока не наступит ваш следующий ход. Защищает от «Волшебной стрелы».

«Щит веры» позволяет добавить бонус +2 к КД. Держится 10 минут, требует концентрацию.

Переключимся на 2-ой круг:

«Бесследное передвижение» позволяет бесследно передвигаться. У меня начинает заканчиваться ирония. Даёт бонус +10 к проверкам Ловкости (Скрытность).

«Божественное оружие» создаёт аналог боевого дрона, атакующего ваших врагов.

«Дребезги» являются атакующим заклинанием, работающим по площади.

«Защита от яда» нейтрализует один случайный или известный вам (на выбор) яд, а также даёт сопротивление урону ядом, включая получение преимущества на спасброски от отравления, на 1 час.

«Исцеляющий дух» позволяет исцелять союзников довольно продолжительное время. Особенно эффективно вне боя, когда вы по какой-то причине не можете полноценно отдохнуть. «Молебен лечения» работает схожим образом.

«Магическое оружие» позволяет усиливать оружие до +1 или выше при трате более ценных ячеек.

«Малое восстановление» позволяет исцелять болезнь и одно состояние (глухота, отравление, паралич или слепота).

«Невидимость» позволяет цели становится невидимой. Ирония исчерпана.

«Нетленные останки» позволяют консервировать тело, чтобы остановить таймер, осложняющий воскрешение.

«Область истины» позволяет более эффективно допрашивать цель, ведь она может либо говорить правду, либо молчать. Если заклинание не подействовало, вы об этом узнаете.

«Открывание» позволяет открывать запертые двери, включая закрытые на засов.

«Отражения» позволяют создать три иллюзорные копии, которые могут принять урон по вам на себя.

«Паук» позволяет ходить по стенам и потолкам.

«Поиск предмета» позволяет искать предметы.

«Поиск скакуна» позволяет призывать улучшенную версию ездового животного.

«Раскалённый металл» позволяет нагревать металлические предметы до опасных для здоровья температур. Позволяет разоружать противников или ослаблять их. Для снятия нагретого щита нужно потратить основное действие. Противник не сможет за одно действие снять средний или тяжелый доспех, для чего нужна минута.

«Тёмное зрение» позволяет наделить цель тёмным зрением (60 футов).

«Теневой клинок» создаёт волшебный клинок со свойствами «Лёгкое», «Метательное (20/60)» и «Фехтовальное», наносящий 2d8 психического урона. В темноте и при тусклом освещении атака совершается с преимуществом. После метания клинок рассеивается, но вы можете призвать его обратно в руку бонусным действием. Считается простым оружием, а потому к броскам атаки и урона должен добавляться модификатор Силы или Ловкости (за свойство «Фехтовальное»).

«Тишина» позволяет создать 20-футовую сферу, где нет звуков. Находясь в ней существа будут считаться оглохшими, получат иммунитет к урону звуком, а также не смогут читать заклинания с вербальным компонентом.

«Туманный шаг» позволяет бонусным действием телепортироваться на 30 футов.

«Тьма» позволяет вызывать гнев сопартийцев тем, что вы закрыли весь обзор.

«Улучшение характеристики» позволяет выбрать характеристику, проверки которой будут в течение часа совершаться с преимуществом. Требует концентрацию. Улучшение Силы также удваивает грузоподъёмность, улучшение Ловкости позволяет не получать урона от падений с высоты 20-ти футов, а улучшение Телосложения даёт временные очки здоровья (исчезают после окончания действия заклинания).

Переходим к заклинаниям 3-го круга:

«Возрождение» позволяет воскрешать существ (не нежить), умерших не более минуты назад. Использование расходует бриллианты стоимостью 300 золотых монет, так что постарайтесь не умирать.

«Зловонное облако» создаёт 20-футовую сферу, отравляющую существ внутри. В случае провала спасброска Телосложения существо лишится основного действия до конца своего хода. Существа с иммунитетом к яду или умением не дышать автоматически преуспевают в проверке. Юань-ти и воздушные дженази могут использовать это свойство себе на пользу.

«Контрзаклинание» позволяет прервать чтение заклинания.

«Леомундова хижина» обеспечивают партию местом для безопасного отдыха.

«Маяк надежды» позволяет целям совершать спасброски Мудрости и спасброски от смерти с преимуществом, а также они получают максимально возможное лечение из любого источника.

«Множественное лечащее слово» позволяют за раз исцелить до шести существ в радиусе 60 футов.

«Молния» наносит урон электричеством по всем целям, находящимся на 100-футовой линии от вас. Лучший выбор для жреца «Домена бури» или битвы в длинном коридоре.

«Огненный шар» является лучшим заклинанием для нанесение урона по площади для большинства заклинателей, которые могут его себе заполучить. Именно овладение им превращает волшебников и чародеев в серьёзную силу на поле брани.

«Подводное дыхание» позволяет десяти существам дышать под водой в течение суток.

«Полёт» позволяет летать. Мечта кенку.

«Послание» позволяет общаться с существами, которые вам известны. Вне зависимости от их местонахождения и значения Интеллекта (достаточно, чтобы он у них вообще был).

«Призрачный скакун» позволяет призвать на час невероятно быстрое ездовое животное. Скорость: 100 футов.

«Призыв животных» позволяет призывать животных. «Призыв низших демонов» позволяет… полагаю, вы уже поняли.

«Разговор с мёртвыми» позволяет говорит с мёртвыми. «Разговор с растениями» позволяет говорить с растениями, которые получают некое подобие разума на время действия заклинания.

«Рассеивание магии» позволяет рассеивать магические эффекты от заклинаний.

«Рост растений» позволяет создать область густых джунглей, где передвижение будет требовать в четыре раза большее число очков передвижения. Если читать его на протяжении 8-ми часов, то заклинатель сумеет улучшить экологическую обстановку выбранной области на год.

«Снятие проклятий» позволяет снимать проклятия.

«Сотворение пищи и воды» позволяет сотворять пищу и воду.

«Ускорение» позволяет ускорить цель. Она получит бонус +2 к КД, дополнительное основное действие (может тратиться лишь на одну атаку оружием, Засаду, Использование предмета, Отход или Рывок). Скорость передвижения цели удваивается, и она совершать спасброски Ловкости с преимуществом.

«Хождение по воде» позволяет… А вот и нет, вы не угадали! Это заклинание позволяет ходить вообще по любым жидкостям! Даже по лаве, хотя цель всё ещё может получить урон от жара и прочих сопутствующих экстремальных условий.

«Языки» позволяют понимать и разговаривать на любых языках.

И вот мы переходим на 4-ой круг, последний в руководстве:

«Высшая невидимость» — улучшенная версия невидимости.

«Гигантское насекомое» позволяет превратить некоторые виды членистоногих в их гигантский аналог. Изменённые существа будут подчиняться заклинателю.

«Кабинет Морденкайнена» — улучшенная версия «Леомундовой хижины».

«Магический глаз» позволяет разведывать местность.

«Облачение тени» превращает яркий свет на расстояние 10-ти футов в тусклый, а тусклый свет — в кромешную темноту. Вы дополнительно получаете сопротивление урону излучением, а попадания по вам от существ, находящихся на расстоянии до 10-футов от вас, провоцируют ответную реакцию теней, наносящих 2d8 урона некротикой.

«Огненная стена» создаёт огненную стену.

«Отилюков упругий шар» позволяет создать непроницаемую магическую сферу. Если создать её вокруг врага, то вы можете скатить сферу вместе с ним в бездну.

«Переносящая дверь» позволяет телепортировать себя и одно согласное существо на расстояние до 300 футов.

«Поиск высшего скакуна» позволяет призвать летающее ездовое животное, вроде грифона, пегаса и т.д.

«Поиск существа» позволяет найти существо.

«Превращение» позволяет изменить облик цели, включая и опцию превращения её в зверя. Превратить босса в белку, которую вы кинете в бездну — это настоящее издевательство.

«Предсказание» позволяет получить ответ на вопрос о цели, событии или деятельности, которая произойдет в течение следующих семи дней.

«Призыв высшего демона» и «Призыв лесных обитателей», а также «Призыв малых элементалей» служат очевидной цели пополнения рядов.

«Страж веры» призывает боевую турель, охраняющую выбранную зону.

«Страж природы» позволяет принять два волшебных облика, но больший интерес представляет облик «Великого древа». Персонаж получит 10 временных очков здоровья, тёмное зрение (120 футов) и преимущество на спасброски Телосложения. Также он превратит землю в радиусе 15 футов в труднопроходимую область, если стоит на ней, но самое главное — вы будете бросать проверки атаки, использующие Ловкость или Мудрость, с преимуществом.

Полный перечень заклинаний вы можете изучить здесь: https://dungeon.su/spells/. По сложившейся традиции я не стал рассматривать заклинания из «Котла Таши со всякой всячиной».

Последние аккорды этого руководства, которое по своему объему дошло до размеров приличной курсовой. Если вы предпочитаете игру онлайн, то вам стоит обратить внимание на сайт Roll20. На нём вы можете играть в НРИ онлайн, связываясь со своими товарищами по Discord. Сервис отличается некоторой нестабильностью в работе (баги), но зато им можно пользоваться бесплатно.

Для игры по сети вам также пригодится сервис Token Stamp 2, позволяющий создавать токены персонажей. Что такое токен? Фишечка с персонажем, которая куда более органично смотрится в Roll20, да и в целом просто выглядит красивее. Для использования нажмите кнопку «Choose Image», загрузите нужное изображение, подберите цвет фона и рамки, и получите готовый результат, нажав на кнопку «Download».

А за сим всё, сие руководство подошло к концу. Надеюсь, что оно оказалось для вас полезным и информативным. И добро пожаловать в мир вот этого вот ролевого безумия, если вы только сейчас решили заскочить на огонёк. Полагаю, что в ближайшие годы интерес к системе ещё сильнее возрастёт, когда разработчики выпустят редакцию 5.5, базирующуюся на уже имеющихся материалах. По крайней мере, слухи об этом ходят уже некоторое время. В любом случае, спасибо вам за внимание! Чао!

P.S. Если вас интересуют другие ролевые системы, то у меня есть блог по Fate Core System.


Лучшие комментарии

Приключения, Кубы и веселье в кругу друзей, пускай вам повезёт со всеми тремя пунктами!

Эх, магия выглядит сущей имбой за счёт своей универсальности… Ну хоть ограничение на количество кастов как-то должно уравновешивать ситуацию. 

Печально, что у физ.классов мало инструментов по сравнению с кастерами. Но понятно откуда это — в массовом сознании мечник просто дубасит врага в щит, как правило. 

Спасибо за эту серию блогов — было интересно! 

Скрип довольны, все четыре и одна письма были забраны себе в любимые вещи.

Согласен что у физ. классов мало инструментов, поэтому я больше люблю 4 редакцию, где эта проблема решена

Читай также