Игры серии НФС воспитали не одно поколение геймеров. Вот уже без малого почти 30 лет компания ЕА выпускает аркадные гонки под этим брендом.
За эти годы серия претерпела немало различных изменений, перерождений, римейков, перезапусков и экспериментов. Выходя на различных платформах каждая игра привносила какие-то свои геймплейные механики и истории. Были удачные проекты, которые переворачивали индустрию авто симов, но и провальных проектов было немало. Спустя столько лет разработок и более 30 проектов хотелось бы взглянуть на историю создания данной франшизы. И начать этот рассказ хотелось бы из далека.
Для удобства восприятия я разбил историю на три части. 90-ые, 00-ые и последнее десятилетие. В каждые десять лет выходило много разных игр под брендом NFS.
Часть 1. Начало. 1991-1999 год.
В 1982 году Уильям Мюррей «Трип» Хокинс III основывает компанию под названием Amazin' Software, которая специализировалась на издании компьютерных игр. В дальнейшем именно она и станет известной нам как Electronic Arts. Под предводительством Уильяма ЕА добилась очень больших успехов и стала одним из самых больших издательств. В конце 80-ых компания начала приобретать разработчиков игр и плотно поддерживать разработку игр для игровых консолей. В 1991 году Хокинс основывает еще одну компанию под названием 3DO и начинает разрабатывать игровую консоль, а в 1994 году уходит из состава ЕА и полностью посвящает свою деятельность разработке железа.
В том же 1982 году Дон Мэттрик и Джефф Сембер основывают компанию Distinctive Software Inc. (DSI), которая сыграет ключевую роль в серии НФС. Distinctive Software Inc. занимается разработкой игр и одно из главных направлений это гоночные игры. Благодаря им мы знаем замечательную серию Test Drive, а такие игры как Grand Prix Circuit и The Cycles: International Grand Prix Racing, вышедшие в 1988 и 1989 году соответственно лично для меня стали самыми первыми гоночными играми, которые я поиграл на ПК.
Набирая обороты в издательстве, Electronic Arts начинает покупать студии разработчиков и расширяться уже не только как издатель видеоигр, но и как разработчик. В 1991 году компания ЕА покупает студию Distinctive Software Inc. и переименовывает в ЕА Canada. Данная студия становится одним из основных и крупнейших разработчиков игр для ЕА.
Так как у них был большой опыт разработки автосимуляторов и собственный игровой движок ЕА поручает им разработать новую гоночную игру. И в 1994 году мы получаем первую игру серии под названием Road & Track Presents: The Need for Speed.
The Need for Speed.
У руля ЕА на момент разработки игры находился Уильям Хокинс, который как мы помним активно трудился над системой 3DO то и релиз самой игры изначально состоялся только на эту консоль.
У разработчиков была цель внести в аркадную гонку максимум реализма поведения автомобиля, звук авто, а также окружение. Для реализации таких целей ЕА обратилась за помощью в известный и популярный американский журнал Road & Track, что в итоге и отразилось в названии самой игры.
В первоначальной версии для 3DO игрок получал 8 автомобилей, 3 трассы поделённых на сегменты и два режима игры. Оцифрованные с реальных авто видеоролики про каждый автомобиль. Различную информацию по самим спорткарам. Несколько вариантов камеры, в том числе из-за руля. Отличный саундтрек и даже полицейские погони.
Каждая из 3 представленных трасс делилась на три сегмента. В зависимости от выбранного режима у игрока были разные задачи. В «Time Trial» нужно было поставить рекорд времени при этом на трассе отсутствовали соперники, а во втором «Head to Head» нужно было прийти к финишу первым из восьми. При этом на трассе уже появлялась полиция, которая могла за превышение скорости оштрафовать игрока на 5 секунд, если сможете его догнать.
Игра сразу же получила множество положительных отзывов от игровых изданий и признание игроков. На тот момент у них просто не было конкурентов в данном сегменте по уровню графики и геймплея.
Учитывая слабые продажи консоли 3DO и большую популярность игры, её портировали практически на все платформы того поколения.
Игра вышла на Sega Saturn, PlayStation One и соответственно на ПК. Все они получили некоторые изменения и улучшения по сравнению с оригиналом. Добавились кольцевые трассы, новые режимы игры, разделенный экран и мультиплеер 1 на 1.
В дальнейшем вышло еще несколько спец изданий, так например только в Японии на Sega Saturn выходила версия под названием Nissan Presents: Over Drivin’GT-R включающая в себя автомобили марки Nissan со своими видеороликами и описанием.
Позже там же в Японии, но уже для PlayStation вышла версия Over Drivin’Skyline Memorial с переработанной графикой и физикой, а так же с добавлением новых автомобилей.
Но больше всего изменений получила версия игры под названием The Need for Speed Special Edition для ПК. В ней был переработан физический движок игры, добавлен локальный мультиплеер до 8 игроков, новое меню, переснятые ролики и главное две новые трассы.
Важным отличием первых версий игры от последующих стало и то, что музыка в оригинале звучала лишь в меню, но в новых версиях игры треки уже играли во время самих заездов. Всего было написано 15 композиции и в дальнейшем они вошли в состав The Music of EA Games Box Set, выпущенным в 2007 году, состоящий из 6CD, включающий лучшие треки ЕА.
Такой успех и признание естественно не остались в стороне и ЕА дала зеленый свет на продолжение.
В 1997 выходит сиквел Need for Speed II.
Need for Speed II
Во второй части разработчики предпочли более аркадный стиль. И сама концепция претерпела много изменений. Все трассы уже были кольцевыми и проходили в разных частях мира. США, Австралия, Канада, Германия, Непал и Мексика.
Три новых режима игры «Single Race», «Knockout» и «Tournament». Различные экзотические суперкары, а так же концепты не выпущенных авто. Полицейские погони совсем убрали. Но при этом до сих пор оставались фирменные ролики и различная техническая информация про автомобили. Появилась возможность перекрашивать машины. Трассы стали более интерактивными с различными съездами и сокращенными путями. И выбором режима управления Arcade или Simulation с настройкой авто. Добавили введение чит кодов, которые открывали доступ к новому виду транспорта от школьного автобуса до НЛО или динозавра.
Релиз состоялся в Марте 1997 на PlayStation и в Апреле 1997 на ПК. В этом же году для ПК вышла дополненная версия Need For Speed II Special Edition, которая добавила несколько новых авто, одну трассу и режим управления Wild. Так же игра поддерживала аппаратное ускорение Glide используемое в таких видео картах как 3DX Voodoo и Voodoo 2, что привносило красивые спец эффекты, следы от дождя и снега на экране, разбившихся насекомых, объемного дыма и многое другое.
В «Single Race» игрок настраивал заезд самостоятельно от выбора соперников и трассы до погодных условий. Можно было посмотреть различную информацию по самой трассе. Настроить количество кругов и тд.
«Knockout» представлял собой заезд на выбивание, кто к финишу круга прибывал последним, выбывал из гонки и так продолжалось до победного круга. Данный режим станет обязательным для последующих игр.
В «Tournament» же гонщики выступали в длинном заезде по всем трассам на очки. В зависимости от финишируемого места начислялись очки от трассы к трассе по результатам которых в конце турнира объявлялся победитель. Так же все режимы были изначально доступны в мультиплеере как по сети, так и на разделенном экране.
Интересное нововведение в игре коснулось музыки. Помимо того, что для каждой локации было написано по два саундтрека, а также отдельная музыка для меню. Музыка во время самой гонки была динамичной и изменялась в зависимости от ситуации на трассе, какого то конкретного отрезка трассы, скорости заезда, погодных условии. Такой интерактивный подход к озвучке еще ни раз будет использоваться в последующих сериях NFS. В этом же году ЕА выпустит альбом Excessive Speed! — The Music From Need For Speed II, включающий 22 трека из игры. А различные вариации, ремиксы и переработки данного саундтрека будут в будущем использованы для других игр серии. Что делает NFS II одной из самых музыкальных.
Несмотря на такую смену вектора и доработку игры по всем направлениям, критики восприняли игру смешанными отзывами. В основном хвалили за разнообразия трасс и автомобилей, но ругали за упрощенное управление и плохую оптимизацию. Без поддержки мощных видеокарт того времени игра проседала и выглядела не так как должна была. Тем не менее игроки приняли Need For Speed II тепло и с нетерпением ждали продолжение.
Отдельно хочется упомянуть, что в 1997 году так же выходит игра V-Rally от компании разработчика Eden Studios к которой мы обязательно еще вернемся, ведь она так же сыграла важную роль в мире NFS, но об этом позже.
Игра V-Rally представляла собой аркадный симулятор ралли изначально разрабатываемый для PlayStation One. Выпускалась в Европе Infogrames под названием V-Rally: 97 Championship Edition, в Японии Spike под названием V-Rally: Championship Edition, а вот в Северной Америке она выпускалась ЕА под названием Need for Speed: V-Rally.
Таким образом данная игра так же попадает в семейство NFS хоть по факту и не относится к серии напрямую. Возможно ЕА специально выпустили раллийную аркаду под своим брендом, чтоб посмотреть реакцию игроков и в дальнейшем сделать ответвление от трассовых гонок на супер карах, но ралли как жанр в NFS, так и остались в рамках этой игры.
Спустя год в 1998 году ЕА выпускает уже третью часть своей гоночной франшизы. Need for Speed III: Hot Pursuit В дальнейшем тенденция выпускать одну игру в год сохраниться в моментах будет доходить даже до нескольких релизов в один год, но пока вернемся к хорошей игре.
Need for Speed III: Hot Pursuit
Сложив все отзывы первой и вторых частей, разработчики решают собрать всё лучшее из прошлых частей и довести игру до идеала. Главной особенностью игры являются полицейские погони. Они вновь возвращают полицию, но в отличие от первой части здесь они разгулялись по полной и делают отдельный режим "Hot Pursuit» в котором помимо задачи прийти первым к финишу, еще нужно на протяжений всей гонки не попасться полиции, а она здесь уже не то что раньше. Полицейским докрутили интеллект, наделили шипованными лентами и возможностью устанавливать блокады. Что придавало гонке динамики и накала.
Забегая немного вперед скажу, что в отличие от версии PlayStation на ПК в данном режиме игроку можно было поиграть на стороне полиции и уже самостоятельно устраивать погони за гонщиками.
Мы по-прежнему колесили по красивым трассам мира на суперкарах и дорогих премиальных автомобилях. Трассы стали еще интересней, больше и насыщенней. А машин порядком прибавилось, особенно с учётом чит кодов.
PlayStation версия
Во многом данная игра стала переломной в серии. Именно на третьей части происходит четкое разделение на две команды разработчиков. EA Canada продолжает делать игру для консолей, а EA Seattle разрабатывать для ПК. Они и над прошлыми частями работали совместно и за перенос NFS II на ПК тоже отвечала EA Seattle, но именно в NFS III игры отличаются игровыми движками. ПК версия сделана на другом движке, отличается графически и геймплейно. В будущем практику двух команд ЕА будет эксплуатировать уже как бизнес модель для того, чтоб выпускать каждый год новую игру и при этом не вгонять разработчиков в кранчи.
PC версия
В Need For Speed III физика является чем то средним между первой и второй части. Она уже не такая реалистичная как первая, но уже и не такая аркадная как вторая. При этом добавлен инструмент более тонкой настройки авто, передаточное число коробки, аэродинамика. Покраску кузова уже можно осуществить с помощью палитры. Кастомизация автомобилей начинает набирать оборот, что как мы знаем дальше станет фишкой серии.
К сожалению из игры убрали любимые многими видеоролики с авто, но оставили техническое описание и фото интерьеров.
Именно к третьей части ЕА выпускает официальный DLC, его можно было скачать на сайте компании и он добавлял новые авто в игру. Помимо этого, на диске с игрой лежал инструментарий для разработки авто самостоятельно, таким образом фанатам дали возможность сделать свой набор автомобилей для игры.
Интересный факт, в режиме «Погоня», были не доступны Ferrari и Mercedes так как эти бренды дорожили своей репутацией и не дали ЕА использовать их авто в роли угонщиков от полиции. Конечно в сети есть хак устраняющий это.
Так же интересный факт. На трассе Atlantica есть собственный офис Electronic Arts и если вдруг полиция преследует вас проезжая данный участок трассы они по рации произносят, что преследуют преступника рядом со зданием ЕА.
Помимо всего прочего игра снова отлично себя показала с музыкальной стороны. Вновь использовалась концепция интерактивности и динамичности музыки во время заездов. На каждую трассу было создано несколько вариантов композиции в разных жанрах. Уже по традиции ЕА выпустила альбом Need for Speed III: Hot Pursuit The Album с 14 треками из игры. Музыкальную составляющую очень положительно оценили критики.
Влияние на серию данной части довольно велико. Полицейские уже станут неотделимой составляющей, будет еще больше развиваться кастом и настройка авто. Именно данная часть получит прямое продолжение и даже римейк до которого мы еще дойдем.
Естественно под таким впечатлением от проделанной работы и крайне позитивных отзывах ЕА уже не остановить. Понимая, что они нащупали крайне удачную модель и что франшиза действительно набирает обороты к следующему 1999 году они релизят Need for Speed: High Stakes
Need for Speed: High Stakes
Need for Speed: High Stakes является идейным продолжением предыдущей части, с множеством нововведении, который пришлись по вкусу как игрокам так и критикам даже несмотря на то, что игра не смогла поставить рекорды продаж и продалась хуже предшественника, работа была действительно проделана большая.
Главными нововведением в игре стал режим «Карьера», который представлял из себя практически отдельную игру. В ней игрок должен был зарабатывать деньги, прокачивать свой авто, покупать новый и участвовать по мере продвижения всё в более квалифицированных и дорогих заездах. Именно в режиме карьеры появляется заезд с названием High Stakes, что и отражается в названии. В данном заезде игрок ставит на кон свой автомобиль и едет один на один с соперником. Ты либо побеждаешь и забираешь авто соперника, либо проигрываешь своё. Таким образом у тебя должно быть в наличии как минимум два автомобиля, чтобы участвовать в такой гонке.
Так же появилась прокачка машины. Можно было купить три варианта комплекта улучшений, которые изменяли технические характеристики авто. А учитывая, что разработчики снова поработали над физической моделью сдвинув её опять в сторону реализма, все улучшения действительно ощущались во время заездов.
Вторым и важным нововведением является система повреждения. Впервые в серии появляется поломка авто. Машину можно разбить, причем это отражается как внешне, так и на управлении. После гонки необходимо чинить автомобиль, чтоб продолжать. На всё это тратились те самые деньги, что ты зарабатывал в режиме «Карьера». Именно в этой части зарождается тенденция карьерного роста, поломки и починки авто, гонок со ставками, что мы будем наблюдать практически во всех следующих играх серии.
Остальные же режимы практически не изменились и все они работают по тому же принципу, что и раньше. Стандартная гонка, Погоня, Выбывание и Турнир. Только все их объединили в один заголовок «Аркада». Немного переделали Погоню, добавив несколько вариации. А вот, что существенно изменили в «Погоне» так это самих полицейских. Искусственный интеллект снова переработали и они стали злее, агрессивней. Помимо уже знакомых блокпостов и лент с шипами появился вертолет, который сообщал местоположение. В режиме игры за копов можно переключаться между автомобилями, чтоб быстрее вылавливать нарушителей.
Естественно учитывая технические возможности улучшили графику. Модельки стали на порядок полигональней. Трассы еще больше и красивее. Разные интерактивные объекты, например проходящий вдоль дороги поезд, добавляли реализма.
В целом игра смотрелась красиво, бодро и свежо, но кординально ничего не поменялось с предыдущей частью. Это как будто доведенная до ума и доработанная третья часть. Именно поэтому критики и игроки хоть и приняли игру хорошо, но всё же отозвались мнением о том, что ждали чего-то больше. Все хвалили нововведения, режим карьеры и улучшенный искусственный интеллект, но скачок был не таким огромным по сравнению с третьей частью, как многим бы хотелось.
Музыка в игре в этот раз также осталась на очень хорошем уровне, но не превзошла предыдущую часть. В данной части она стала более разнообразна по жанрам и даже появились вокальные композиции, но убрали интерактивность. Музыка делилась на игровую и меню. Можно было выбирать треки и на этом всё. Как и в прошлом ЕА выпустила саундтрек отдельным альбомом под названием Need for Speed: High Stakes The Album включающий 14 треков. То есть даже здесь ЕА повторила историю предыдущей части.
Понимая то, что NFS хорошая серия и она получает отличные оценки ЕА всё же берёт во внимание тот факт, что продажи падают. Нужно, что-то менять. На дворе 2000 год, смена столетия. Смена технологий. Нужно, что-то совсем другое. Игра, которой еще никто не делал. О которой даже еще никто не думал. Другая концепция, другое всё. И в 2000 году Electronic Arts выпускает Need for Speed: Porsche Unleashed.
Венец компании EA Canada, игра к которой они проделали путь в 10 летие и поставили жирную точку как разработчики гоночных игр. Шедевр своего времени расхваленный критиками и игроками, но как то не понятый рынком. Игра нравилась всем, но не продавалась. Но это уже другая история о которой мы поговорим в следующей части. А пока мы всё еще в 1999 году стоит напомнить.
V-Rally. Помните еще такую. Так вот в том же году, что и Need for Speed: High Stakes вышла V-Rally 2. Она так же издавалась ЕА, как и прошлая часть под брендом Need for Speed: V-Rally 2. Кстати очень хорошая игра. В отличие от первой части. Разработчики действительно поработали над игрой. Это было последнее заигрывание франшизы с ралли и в дальнейшем уже V-Rally выходила под своим названием.
Таким образом заканчивается первое десятилетие франшизы Need For Speed. Следующие десять лет её ждёт самый рассвет. Одни из лучших игр. NFS: Porsche Unleashed, NFS: Underground, NFS: Most Wanted и другие.
P.S. Если дочитал до конца, не поленись, оставь комментарий.
Лучшие комментарии
Так это же слёзы радости :))) Наслаждайтесь!
Спасибо за ностальгию)
Автор, ты заставил меня плакать слезами настольгии, когда я увидел скрины из 1й NFS!
Porsche Unleashed до сих пор любимая часть серии.
Сейчас уже вряд ли расщедрятся целую игру посвятить одной марке авто. =)
Помню как играл в NFS III: Hot Pursuit. Классные были времена)
Спасибо за статью! Очень круто)