21 октября 2021 21.10.21 1 1996

Mother 3 — странная, смешная, душеразрывающая

+14

Good news, everyone! Недавно в сети появился русский перевод третьей и заключительной части серии Mother (она же EarthBound) — сырой, неотполированный и нуждающийся в долгой вычитке, но он уже на финишной прямой! По такому случаю давайте глянем, на какой ноте завершилась неоднозначная, но столь уникальная jRPG-трилогия. Без спойлеров!

Long ago, there existed a world.

Вселенная Mother… Для меня она имеет какой-то особый, даже сакральный смысл, ведь первые две части серии находились в авангарде моих робких попыток на обзорописательском поприще. До сих пор не могу осмыслить тот факт, что с первого прохождения EarthBound и последовавшего за ним EarthBound Zero, который теперь называется EarthBound Beginnings, прошло десять лет.

Я очень долго собирался с мыслями и откладывал Mother 3 на будущее, выжидая наиболее удачный момент для того, чтобы основательно засесть за игру и на несколько дней выпасть из реальности, получив от прохождения максимальное удовольствие, поскольку я был твёрдо уверен в том, что последнее творение Сигэсато Итои придётся мне по вкусу. Что ж, поздно сожалеть о чём-либо, ибо отныне ролевой сериал Mother официально пройден от корки до корки.

Но рассказывать о Mother 3 нельзя без краткого экскурса в историю, ибо она продолжила славную традицию игр серии, добиравшихся до своих релизов в страшных муках. Mother — первая часть — должна была выйти за пределами Японии под названием EarthBound, был даже готов полный её перевод на английский, но в Nintendo сказали, что нечего выпускать игры на старое железо, и отказались издавать её в США. Впоследствии многострадальный перевод слили в сеть, а за игрой на долгие годы закрепилось неофициальное название EarthBound Zero.

Десятилетия спустя, Nintendo вдруг ни с того ни с сего выпускает игру в Virtual Console с тем самым многострадальным переводом и под заголовком EarthBound Beginnings, таким образом создав просто потрясающий промежуток между оригинальным японским релизом (1989 год) и официальным западным (2015 год).

Mother 2, впоследствии ставший пресловутым EarthBound’ом, до прилавков американских магазинов всё-таки добрался, но он рисковал вообще не выйти из статуса «в разработке». Если бы к команде разработчиков тогда не подключился Сатору Ивата, ценой огромных усилий дотянувший, казалось бы, безнадёжный проект до релиза, то серия имела все шансы закончиться, не начавшись. Итого имеем первую часть, испытавшую трудности при локализации, и вторую часть, испытавшую ещё большие трудности при релизе как таковом. Что могло пойти не так с Mother 3? Всё из вышеперечисленного.

Nintendo 64DD (снизу) — ну и монстрятина получается в сумме с консолью
Nintendo 64DD (снизу) — ну и монстрятина получается в сумме с консолью

Только посмотрите на краткую историю разработки: игру начали создавать для SNES ещё в 1994 году, после её перенесли на Nintendo 64, после — на Nintendo 64DD, после провала аддона игру перенесли обратно на оригинальную «картриджевую» Nintendo 64, параллельно разрабатывая для 64DD нечто вроде расширенного издания под названием Mother 3.5, после разработку всей этой каши отменили с концами, после про игру вспомнили и попытались адаптировать имевшиеся наработки под портативную GBA, адаптировали и даже выпустили, но переводить на английский не стали по одним им лишь понятным причинам.

Да… После всего диву даёшься, как игра с таким бурным прошлым вообще дожила до релиза. Хорошо, что две предыдущие части успели сколотить прочную фан-базу, благодаря которой появление перевода с японского было лишь вопросом времени. И теперь мы можем в полной мере насладиться последней страницей истории мира EarthBound.

События игры происходят на Нигдейных Островах — крохотном клочке земли посреди океана, на котором когда-то обосновалось такое же миниатюрное поселение, насчитывающее около пары-тройки десятков людей. Жили обитатели чудного острова хорошо, в достижениях современной науки не нуждались и даже слыхом не слыхивали о такой штуке как «деньги», полагаясь исключительно на бартер.

Но сказочная идиллия быстро рушится с появлением на острове солдат, носящих свиноподобные маски, вооружённых по последнему слову техники и даже способных превращать местную флору и фауну в страшных химер, настроенных ко всему враждебно. И что это за таинственный человек, обещающий осчастливить обитателей острова и принести цивилизованность в каждый дом? Параллельно с этим разворачивается трагедия семьи главного героя, со всей этой неразберихой оказавшейся между молотом и наковальней. То ли ещё будет!

Если не лезть сразу под капот, то третья часть причудливого сериала внешне несильно отличается от своего предка, несмотря на десятилетнюю пропасть между ними. Перекрасили, покрыли лаком да заржавевшие детали заменили — вот и все отличия от EarthBound, кажущиеся на первый взгляд.

Как и раньше, игра поделена на два основных режима: исследовательский, в котором вы общаетесь с другими персонажами и продвигаетесь по сюжетной линии, и боевой, в котором ваши персонажи переносятся на некое подобие боевой арены с видом от первого лица и психоделическим задним фоном и пытаются выбить из недругов дух раньше, чем те провернут подобное с героями.

Но сказанное касается лишь внешней презентации, поскольку шаг вперёд сделало само ощущение от игрового процесса как такового. Говоря кратко, Mother 3 практически во всём стала ощутимо бодрее: персонажи научились разгоняться с места и покрывать большие расстояния за считанные секунды, мир игры уменьшился в разы и насытился деталями, а сражения, сохранив первоначальную концепцию в неизменном виде, стали куда более резвыми и энергичными. На последних и остановимся.

Во главе стола боевой системы игры находится идея, что каждый потенциальный недоброжелатель изначально виден на карте и может быть аккуратным геймером проигнорирован. В отличие от второй части, предлагавшей схожую концепцию, но практически никогда не дававшей игроку шанса кого-либо обойти из-за чрезвычайной резвости супостатов, в последней игре серии они ведут себя не так агрессивно, а иногда и вовсе прибиты к определённой точке и никогда её не покинут. Так получается избежать до четверти всех обычных сражений.

Дополнительную поддержку оказывает упомянутая ранее возможность героев бегать. Если персонажи начинают ощутимо превосходить по силе всех недругов в округе, то они получают возможность просто пробегать их насквозь, ненадолго оглушая, а то и вовсе выводя их из строя. По сути, авторы так переосмыслили похожую систему из второй части, где сражения со слабыми врагами просто ограничивались вспышкой на экране и символической выдачей опыта, но с той лишь разницей, что за впиливание во врагов герои больше не прокачиваются. Во всех остальных случаях прикосновение к неприятелю отправит на боевую арену, причём если вы умудритесь напасть с тыла, то получите дополнительный ход в начале боя, но возможно и обратное, посему задом лучше не щеголять.

Что же касается самих битв, то арсенал возможных приёмов размахом не отличается и предлагает следующее:

  1. Атака экипированным оружием. Вроде бы и банально, но и здесь не обошлось без сюрпризов: если лупить по кнопке действия в такт музыке, играющей на заднем фоне, то персонаж будет наносить экстра-удары, чем может удвоить и даже утроить базовый урон. Лишь одна проблема — для проведения комбо-атак жизненно необходимо слышать музыку, с чем могут возникнуть определённые трудности при игре в транспорте. Ну, и эмуляторщикам попадать в ритм будет ещё сложнее из-за микро-лагов управления, свойственного если не всем, то по крайней мере старым эмуляторам консоли.
  2. Уникальная способность отдельно взятого персонажа. Каждый герой уникален и может то, что не могут другие, будь то магия (хотя, правильнее будет сказать «психокинетические способности»), поддержка сопартийцев, воровские техники, ослабляющие врагов, танцы и вынюхивание уязвимостей.
  3. Использование предметов. В их число входят бомбы, всяческая пиротехника, влияющая на статусы, оздоровительные продукты и — изредка — квестовые вещи. Восполнители маны, к слову, остались верны традициям серии: попадаются редко и восстанавливают очень мало. Разумеется, никуда не делся и ограниченный инвентарь, не позволяющий заблаговременно набрать Potion x99, поэтому нередко приходится мучительно выбирать, что нужнее всего в той или иной ситуации.
  4. Защита. Всегда срабатывает в начале хода и ополовинивает урон от прилетающих атак.
  5. Попытка побега с поля брани.

Если не считать пару прикольных гиммиков, то выглядит общая «боевая» картина по меркам 2006 года довольно-таки архаично. С системой экипировки и прокачки же всё ещё более тускло, поскольку из-за преступной линейности игры они для игрока практически не существуют. Игрой не предусмотрено ни комбинаций, ни особых тактик, ни нестандартных решений — ничего другого; вы просто добираетесь до очередного пит-стопа в сюжете, покупаете более мощное оружие и крепкую броню, после добираетесь до следующего пит-стопа и повторяете. Однако, Mother 3 до самого конца не впадает в уныние и утомляющую репетативность по двум причинам.

Во-первых, она сложная. Возможно, не настолько сложная, как две предыдущие части, но и не прогулка в парке. Рядовые противники редко создают трудности при перемещении по миру игры, однако они хорошо справляются с задачей высосать из героев побольше очков маны, дабы отряд встретился с очередным боссом в потрёпанном состоянии. А ведь главарей ещё понадобится ослабить, а героев — усилить, дабы иметь в сражении хоть какие-то шансы на победу. А учитывая, насколько редки и малоэффективны местные восстановители психокинетической энергии, потеря всей маны во время решающего сражения может стать серьёзным доводом в пользу рестарта с последнего чекпоинта. К счастью, в Mother 3 не существует такой вещи, как «Game Over», а смерть всех персонажей в бою лишь отбрасывает команду к ближайшей точке восстановления здоровья (в роли коих здесь выступают горячие источники) и забирает половину наличных.

Во-вторых, практически каждый противник уникален. Учитывая, что герои сражаются преимущественно с химерами, созданными главными плохишами, безумность некоторых комбинаций повергает в хохот. Гибриды слона и страуса, собаки и рыбы, свиньи и петунии, курицы и змеи — это лишь крохотная горсть бестиария, с коим придётся иметь дело героям. Не раз ловил себя на мысли, что интерес к дальнейшему продвижению по сюжету подогревался острым желанием увидеть, чем ещё сможет меня удивить неуёмное воображение разработчиков.

Разумеется, это не всё топливо, которое авторы подливают в бензобак игры. В конце концов, Mother будет не Mother без жизнерадостного сюжета, своеобразного чувства юмора на границе с пристойностью, социальной сатиры и пародии на жанр японских ролевух. Отражает ли мир третьей части главные черты сериала? И да, и нет.

В первую очередь, общее настроение сеттинга сменило окрас радикально. Давайте вспомним, как начиналась первая часть: в доме главного героя ожили бытовые приборы, а по всей округе наблюдается странная паранормальная активность, виной которой стали инопланетяне, поселившиеся под горой на востоке. Так, а с чего начиналась вторая часть? На окраине города падает метеорит с пчелой на борту, говорящей протагонисту, что она прибыла из разрушенного будущего, чтобы спасти прошлое. Mother 3, в свою очередь, начинается с похорон родственников, мести и медленной, но верной деградации приторно-утопического общества под влиянием внедрённых чужих ценностей. Вау… Добросердечному юмору тоже нашлось место, но он перестал быть самоцелью.

Во вторую очередь, игра совсем иначе повествует своё повествование. Вместо того чтобы предоставить игроку для самостоятельного исследования массивный мир, открывающийся постепенно, сюжет последней части поделён на восемь практически полностью независимых глав, в каждой из которых чётко обозначены цели и пути их достижения. Первые три истории — это, по сути, прелюдия с основному действу, поскольку только с четвёртой главы игра разгоняется до своей нормальной скорости: открывает более или менее обширные пространства для изучения, вводит валюту и вообще начинает хоть немного напоминать предыдущие части в плане взаимодействия с миром.

Но не всё с игрушкой так уж хорошо. Например, интригу по поводу того, какое отношение игра вообще имеет к серии, Mother 3 держит чуть ли не до самого конца, и я слукавлю, если скажу, что спихивать на конец практически весь ключевой сюжет было правильным решением. В этом плане игра мне напомнила Chrono Cross: то она практически забывает про основной сценарий, то выдаёт его целыми абзацами.

Саундтрек — ещё одна вещь, сильно изменившаяся за прошедшие годы. Если за музыкальное наполнение предыдущих частей отвечал дуэт из Кэйити Судзуки и Хирокадзу Танаки, то теперь освободившееся композиторское кресло занял Сёго Сакаи, известный своими работами для нескольких игр серии Kirby начала нулевых.

Что замечается почти сразу при прослушивании первых композиций — саундтрек прибавил в мелодичности и ощутимо разнообразил собственный инструментарий. Сохранив причудливую придурковатость, свойственную сериалу, он стал более лиричным и эмоциональным. В определённой степени он отражает смену курса сценария в сторону создания более комплексной истории, нацеленной на раскрытие характеров отдельно взятых персонажей, их переживаний и эмоциональных потрясений, чего в предыдущих играх серии практически не существовало. Таким образом, получается некоторая двойственность игрового саундтрека: композиции, посвящённые персонажам или событиям, звучат зачастую очень проникновенно, а треки, повествующие о причудливости мира и его странных обитателей, больше походят на то, что можно было услышать в предыдущих частях.

Но что по-настоящему впечатляет, так это объёмы проделанной работы! Полный саундтрек Mother 3 включает в себя ровно 250 композиций общей продолжительностью почти в семь часов. Несмотря на то, что одна часть треков перекочевала из предыдущих игр серии в слегка доработанном виде, вторая — размножилась на несколько схожих вариаций одного и того же лейтмотива, а третья — пришла с приветом от реально существующих музыкальных произведений, да и в целом в композициях ощущается очень аккуратное распределение творческих сил, практически каждая мало-мальски значимая игровая ситуация получила собственную уникальную музыкальную тему, а повторение некоторых уже знакомых по EarthBound треков даже обосновывается сюжетом. Но хватит слов. За них всё скажет музыка. Много музыки! А вы что хотели? Саундтрек-то немаленький, и пробежать его галопом просто так безнаказанно нельзя.

 
 
 
 
 

Учитывая колоссальность размаха, с которым Сёго Сакаи подошёл к делу, отсутствие физического релиза полного саундтрека можно понять и простить, потому как если бы тот вышел, то представлял бы он собой впечатляющую коробку, до отвала забитую дисками. Зато вместо этого геймеры получили кое-что не менее крутое — два альбома аранжировок: Mother 3i и Mother 3+. В сумме они отражают практически всё разнообразие, коим могла похвастаться игра!

 

Вот, в принципе, и всё, что я хотел сказать про игру. С одной стороны, Mother 3 похудела в плане объёмов локаций для исследования, с другой — возмужала во всём остальном. Она взяла всё, что хорошо работало в предыдущих частях, и возвела в степень, попутно выкинув всё, что могло бы показаться рутинным или скучным. Даже с точки зрения повествования игра неожиданно отошла от комедийно-пародийной формулы и сосредоточила всё внимание на истории мира и его обитателей, вытеснив всё остальное на второй план.

Красивая и ладно скроенная игра, в которой от жанра jRPG практически ничего не осталось. Если воспринимать её как обычную адвенчуру с элементами ролевой игры (*кхе-кхе*Undertale*кхе-кхе*), то придраться тогда будет почти не к чему. Алмаз библиотеки GBA, вытащенный на поверхность английским переводом. Хоть в игре не слишком-то и много, собственно, «игры», она по-прежнему предлагает к самостоятельному изучению удивительный мир, наполненный странностями до упора.

…And so, the world is no more.

Mother 3

Платформы
Жанр
Дата выхода
20 апреля 2006
39
4.4
17 оценок
Моя оценка
Читай также