Человек — пик эволюционной цепочки. Мы развивались и развиваемся с невероятной скоростью, изобретая поистине невероятные вещи. Но чем более продвинутым становилось человечество, тем больше мы старались упрощать различные вещи.
И это упрощение дошло идо наших идеологий, чем были крайне недовольны разработчики Shin Megami Tensei. Люди любят делить всё на чёрное и белое, ибо так проще. Ведь проще считать всех немцев во времена второй мировой — злыми, а их противников — хорошими. Проще считать веру в Бога — благом, а атеизм — злом. Проще считать себя — хорошим, а остальных — плохими. Ведь так проще. Нам сложно думать о балансе. И именно эта тема стала главной фишкой первой SMT, где мы познаем всю глупость радикальных сторон.
Во второй MegamiTenseiмы увидели следы нереализованной системы мировоззрения главного героя, и эта система выражалась в наличии двух концовок. И вот, спустя два года, в 1992, команда Кодзи Окады представляет нам ребут серии Megami Tensei — Shin Megami Tensei. В ней мы наконец и увидим систему мировоззрения, которой так сильно гордятся разработчики, но сначала о сюжете.
Главному герою снится странный сон, где он встречает двоих парней, один был на кресте, а другой чуть не был убит демоном. Игроку позволяют назвать всю эту тройку, и как я говорил в 1-м выпуске, с именами тут всё сложно, поэтому просто возьмём один из вариантов, который был предложен нам в одном из гайдов к игре. И так, главного героя зовут Казуя, почти распятого парня — Юдзи, а тот, кто почти стал жертвой демона — Такэси.
Затем они находят в пруду голую девушку — Юрико, которая называет героя своим вечным спутником. Внезапно Казуя пробуждается от голоса своей матери, которой срочно понадобилось кофе. Помимо важного задания — купить кофе, Казуя обнаруживает на своём компьютере сообщение от некого Стивена, который предупреждает о нашествии демонов, попутно он высылает всем программу, которая поможет бороться с нечистью. Но кто в это поверит?
Оглядевшись ещё немного, мы понимаем, что играем за молодого парня примерно 18-ти лет, у которого сейчас каникулы. На данный момент он живёт со своей мамой и псом Паскалем, а своего отца парень никогда не видел, так как он развёлся с матерью Казуи ещё в младенчестве протагониста. В любом случае, Казуя активно помогает своей маме во всём, сегодня вот она попросила его сходить за кофе.
В городе парень встречает прекрасную девушку из недавнего сна — Юрико, а также странное существо, которое убило случайного прохожего и тут же убежало. В любом случае, вдоволь побегав по своему родному району Китидзёдзи, Казуя возвращается домой и тут же ложится спать.
Ночью он снова видит сон с Юдзи, Такэси и Юрико. В этот раз они натыкаются на странный ритуал, где незнакомую девушку собираются принести в жертву. Странно, но спасти неизвестную, у Казуи получается путём выкрикивания её имени, которое игрок может придумать сам, мы же будем звать её — Юка.
Остановив ритуал, Казуя снова просыпается ото сна. В этот раз парень решает получше исследовать свой район, ибо начали происходить крайне странные вещи. На улицах начали появляться демоны, благо у героя уже есть небольшой ножик, который он забрал с трупа вчерашнего бедолаги, и программа призыва демонов, которую ему прислал некий Стивен.
В парке Казуя встречает странного старца, который восхищается безумным потенциалом протагониста. Также он показывает герою возможное будущее, где он, Юдзи и Такэси сражаются против неизвестного демона и погибают. Однако, это всего лишь возможное будущее, поэтому старец советует Казуе стать сильнее.
К сожалению, сейчас Казуя и близко не силён, поэтому его находит полиция и запирает в госпитале, так как его отпечатки нашли на трупе того парня, которого убило странное существо. В импровизированной тюрьме герой встретится с парнем из сна — Юдзи, которого тут заперли по схожей, странной причине, как и Казую.
Немного схитрив, парни сбегают из своих клеток, и пройдясь по госпиталю, они натыкаются на очень странного человека. Казуя и Юдзи встречают Стивена — человека в красном смокинге и на инвалидной коляске. Именно он создал программу для призыва демонов, и к сожалению, его изобретения, привели к открытию портала в мир демонов, поэтому он отправил свою программу всем, кому можно, чтобы люди смогли сами за себя постоять. Ну или договориться с демонами, ибо его программа способна переводить речь нечисти.
Но даже не это самая большая опасность для людей. Некто Гото, взял контроль над системой терминалов, и готовится создать свою армию демонов. После наставлений, Стивен открывает героям все двери, чтобы они смогли сбежать из госпиталя и помешать Гото.
Побегав по городу, Казуя и Юдзи находят банду, которая избивает беззащитного парня. Когда хулиганы, а скорее преступники, оставили бедолагу в покое, то Казуя, Юдзи и этот парень понимают, что они уже видели друг друга… во сне. Как оказывается избитый — это Такэси, которому так и не терпится отбить нашествие демонов, а также ему дико интересно, что связывает его с Казуей и Юдзи, поэтому парень тут же становится частью команды. А сейчас можно притормозить, и рассказать немного о геймплее и других мелочах.
В плане геймплея игра в целом не сильно изменилась по сравнению с MegamiTensei. Мы также сражаемся с демонами, вербуем и сливаем их в более мощных существ. Однако, в игре появилась новая и крайне важная для серии вещь — мировоззрение (Alignment).
В играх SMT мировоззрение есть у всех существ и персонажей, а главный герой имеет привилегию самостоятельно выбирать, по какому пути он готов идти. Всего существует три вида мировоззрения — закон, нейтралитет и хаос. Люди и демоны закона — это приверженцы Бога и его идей, так, например, все архангелы являются существами закона. Хаос же представляют жестокие, аморальные люди и демоны. А нейтралитет удел тех, кто не ищет силу в сторонах. Они сами выбирают свой путь, ища свой баланс.
У каждого вида мировоззрения есть три разновидности — свет, нейтралитет и тьма. То есть у нас может быть демон светлого закона, а может быть тёмного хаоса. В первом случае это демоны, которых почитают тысячи людей в их религии, а во втором демоны, которые считаются истинным злом в своей религии. А демоны с подвидом нейтралитет — это не такие значимые боги или вовсе обычные духи, которые всегда отходят на второй план в легендах и мифах. И знающие люди уже могли подметить, что вся эта система с мировоззрением была основана на похожей вещи в ролевой игре Dungeons & Dragons.
Мировоззрение Казуи будет меняться, в результате совершаемых им действий. Изначально протагонист начинает с нейтральным мировоззрением, но выбирая определённые реплики по ходу сюжета, его принадлежность к тому или иному мировоззрению будет меняться. Также на это будет влиять то, какими именно демонами будет пользоваться Казуя, ведь если использовать, допустим, Ангела с принадлежностью к закону, то ваше мировоззрение будет постепенно склоняться в сторону этого демона.
Персонифицировать две противоположные стороны, закона и хаоса, разработчики решили в Юдзи и Такэси. Первый всегда выступает добродушным и мягким парнем, даже его дизайн очень яркий и притягивающий.
Образ Юдзи, не смотря на общий свободный визуальный образ, дополнен различными стягивающими ремешками, замками и прочим, как бы показывая, что внешне открытый парень самостоятельно сдерживает себя различными правилами и обязанностями.
А Такэси наоборот выглядит грозно, и он ведёт себя весьма резко. В добавок он носит серый плащ камуфляжной расцветки, что выдаёт в нём воинствующий нрав. Образ Такэси угловатый и отталкивающий, но при этом открытый, и без каких-либо лишних или сковывающих деталей. Что говорит о том, как парень не боится показать окружающим свою не самую приятную личность.
А также его лицо Казума Канэко нарисовал за 5 минут, когда он пристально вглядывался в лицо Казунари Сузуки, сценариста Shin Megami Tensei.
Выбирая между этими парнями, мы и будем формировать свой путь, однако можно и не выбирать вовсе. Игра предлагает нам откинуть любую помощь от сторон закона и хаоса, идя по пути нейтралитета. И из-за того, что протагонист является чистым листом, и может принять любую сторону, Казума нарисовал Казую крайне обычным парнем, который ничем особенным не выделяется.
Из-за того, что в первых Shin Megami Tensei пути закона, нейтралитета и хаоса слабо отличаются, то рассказывать я о них буду одновременно, подмечая, где именно появляются различия между тремя путями.
Вы, наверное, уже заметили, что абсолютно всех существ в SMT я называю демонами, даже когда речь заходит об ангелах. А причина проста: Кодзи Окаде не очень нравится концепция единого Бога, как в библии, который решает, кто ангел, а кто демон. Для него Бог — это Бог, не потому что он добрее, честнее и святее всех, а потому что он сильнее всех. Именно он обладает абсолютной силой и именно он, а не объективные факторы, определяет, кто ангел, а кто демон.
Разработчику это разделение на основании великой силы не нравилось, поэтому в своей игре он любое существо решил назвать демоном от Сатаны до Иеговы. Ибо в его глазах все эти существа равны и не существует заведомо «доброй» расы этих существ.
Из-за своего крайне атеистического мировоззрения Кодзи Окаде, а потом и остальным разработчикам, попалась крайне интересная книга — «Краткая история времени» от Стивена Хокинга. В ней учёный отвергал сотворение мира Богом и рассказывал об образовании вселенной с научной точки зрения. Окаде очень понравилась эта книга, ведь она чётко описывала те вещи, в которые разработчик верил чуть ли не с девства. Поэтому Окада решил увековечить имя и образ Стивена Хокинга в своей игре, которая как раз-таки критикует фанатичную веру в Бога. И именно так в игре появился персонаж Стивен, который также, как и знаменитый учёный был прикован к инвалидной коляске.
Стивен — очень загадочный персонаж. Он то и дело будет появляться почти во всех частях Shin Megami Tensei, оставляя за собой кучу вопросов. Поэтому мы с ним ещё встретимся, ведь сейчас об этом создателе программы для призыва демонов сказать особо нечего.
В процессе исследования Токио, Казуя решает ненадолго заглянуть к себе домой. Там он обнаруживает, что его мать жестоко убил демон. Разобравшись с убийцей, Юдзи и Такэси начинают успокаивать Казую. Забавно, но изначально сцена смерти матери протагониста была очень мрачной и крайне кровавой, но это сильно напугало бетатестеров SMT, поэтому Кодзи Окада решил убрать эту сцену, о чём он до сих пор немного сожалеет.
Благо не только плохие события настигли героев. Паскаль, собака Казуи, так и рвётся помочь своему хозяину. Если игрок решит отвести пёсика в собор теней для слияния демонов, то там Паскаль сможет принять свой новый облик демона Цербера, снова отсылая на первого демона Акэми Накадзимы. Более того в игре говорится, что эту собаку семье Казуи подарил некто Накадзима, но это не более чем пасхалка. События Megami Tensei и Shin Megami Tensei не происходят в одной вселенной. И ещё забавно, что изначальное имя пёсика — это Паскаль, в честь одноимённого языка программирования, что так любил Накадзима.
Продолжая исследовать погружённый в хаос город, герои узнают о странном заброшенном здании, куда они и решают направиться. В нём группа обнаруживает тот самый странный ритуал из введения, в котором герои потерпели поражение. Но в этот раз, тройка смогла дать отпор демону, благодаря чему, они получили в своё распоряжение систему терминалов, при помощи которой можно перемещаться между определёнными точками. К сожалению, Церберу чем-то не понравился терминал, и он начал рычать на устройство, а терминал в ответ телепортировал бедного пёсика неизвестно куда.
Точно не известно, но может Церберу не очень нравится Каббала? Ведь в SMT разработчики решили облагородить терминалы не просто функциональностью, но и символизмом. Все эти устройства в SMT и последующих играх серии имеют крепкую связь с Древом Жизни, которое при помощи сфирот объединяло все миры, которыми правит Бог. И собственно терминалы действительно связывают весь мир, позволяя телепортироваться между ними.
В любом случае, хоть и потеряв Цербера, герои телепортируются в единственную доступную точку — лабораторию. В ней тройка снова встречает Стивена, который рассказывает, что именно тут и была создана система терминалов. Также учёный любезно улучшит устройство Казуии для призыва демонов.
Выбравшись из лаборатории, герои понимают, что в их городе уже произошло строгое разделение на две стороны — закон и хаос. На данный момент закон представляют американские солдаты во главе с представителем запада — Торменом. А хаос представляют люди Гото, о которых нам рассказывал Стивен. И в этой мишуре герои находят третью сторону — Сопротивление, чьим лидером является девушка Юка, которую Казуя видел во сне.
Юка рассказывает, что столкновение американских сил и армии Гото уничтожит Токио, поэтому парни должны помочь Сопротивлению. Но всё тут же идёт наперекосяк, ведь Юку неведомым образом похищает Юрико.
Герои узнают, что девушку собираются публично казнить, однако этому не суждено случится. Казуя и его напарники, на зло Юрико, освобождают Юку, пробиваясь через толпу демонов. Разочаровавшаяся в Казуе Юрико отступает, а освобождённая девушка благодарит героев от всего сердца. Также она рассказывает Юдзи, где находится его пропавшая девушка, а Такеси местоположение банды Озавы, с которой у парня остались нерешённые дела.
Теперь у Юдзи и Такеси есть свои цели, поэтому они разделяются, оставив Казую с Юкой. Протагониста же, девушка просит помочь уговорить представителя Тормена и Гото прекратить локальную войну, иначе Токио будет разрушен.
И в этом сегменте игры встречается первый выбор, который повлияет на мировоззрение Казуи. Игрок может выслушать обе стороны конфликта — Гото, который хочет остановить план Бога по воссозданию Тысячелетнего царства, и Тормена, который хочет помешать Гото призвать в этот мир Люцифера.
Казуя может выбрать три пути:
Убить Гото, выбрав путь закона.
Убить Тормена, склонившись к хаосу.
Или убить обоих, так как ита и другая сторона
придерживается крайне радикальных сторон, которые непонятно к каким
последствиям могут привести.
К слову, Тормен и Гото основаны на реальных людях… Ну почти. Гото был полностью списан с новеллиста Юкио Мисимы, который также, как и персонаж из игры, пытался устроить государственный переворот, взяв страну под контроль. И у Гото это явно бы получилось, ведь армия демонов намного сильнее любой армии людей.
А с Торменом вообще забавная ситуация, но нужно вернуться к сюжету. Не важно кому решили помочь Казуя и Юка, представитель Америки всё равно решает дать добро на запуск ядерных боеголовок в сторону Японии, так как в этой стране в любом случае слишком много демонов. Однако, если вспомнить историю, то можно подметить, что именно 33-й президент Америки, Гарри Труман, чьё имя схоже с Торменом, принял решение использовать атомное оружие против Японии во время Второй мировой войны. Смелая отсылка, вот только это не отсылка.
После выпуска игры разработчики честно признались, что это очень красивое совпадение и не более, на самом деле Тормена зовут именно так, потому что представитель Америки — это замаскировавшийся бог грома Тор. Скандинавского бога послал Яхве, чтобы тот наказал людей, устроив апокалипсис в Японии. И это также часть плана, что приблизит осуществление Тысячелетнего царства.
Противостояние Тормена и Гото несёт в себе огромную отсылку на историю.Во времена второй мировой войны, Америка и Япония были ярыми противниками. Тогда Америка и Япония представляли две крайности, также как Тормен и Гото в SMT. Поэтому последнего так старательно изображают вокруг традиционных японских элементов, чтобы выделить, что он японец.
Казалось бы, сбежать от ядерного взрыва не реально, и героям остаётся только попрощаться с жизнями. Однако, Юка успевает телепортировать Казую в безопасное место, пока её телу суждено сгореть в ядерном пламени.
Казуя просыпается далеко не в Токио, и не в Японии. Это место даже на наш мир не похоже, ведь парень очнулся в Алмазном царстве. Здесь Казуя встречает Юдзи, Такэси, которых странным образом сюда тоже занесло, и Ен, но Озуно. Ен, но Озуно является персонажам японских легенд, который начал свою религию и помогал своим учениками найти путь жизни. Мудрец также хочет направить и тройку героев, ведь это место, Алмазное царство, в буддизме помогало человеку найти свой путь в жизни.
Героям придётся пробиваться через демонов закона или хаоса, в зависимости кого ранее поддержал игрок. А если Казуя выбрал путь нейтралитета, то группе суждено сражаться с обеими сторонами, при этом лишившись уникальных оружий закона и хаоса.
Пройдя жестокие испытания, герои возвращаются в свой мир… Спустя 30 лет. За это время мир изменился очень сильно, особенно Токио, который стал эпицентром всего кошмара. Также перестали скрывать своё существования две стороны — Орден Мессии и Кольцо Геи. Последние выполняют точно такую же роль, как и Дева Культ в Megami Tensei 2, только название этого культа более интересное.
Гея — древнегреческая богиня всего живого, естественно и самой земли. В мифологии она появилась первой на ряду с богом Эросом, Тартаром и самим Хаосом, который существовал до любого порядка. И когда этот порядок настал, а именно когда появились Зевс, Посейдон и Гелиос, Гея пошла против богов из-за смертей своих детей. Члены Кольца Геи выбрали именно такое название для своего культа, чтобы обозначать тесную связь с хаосом, человеческой природой и их вражду с законом.
В любом случае, исследуя разрушенное Токио, герои начинают всё чаще и чаще слышать упоминания имени Озава, с которым у Такеси так и остались нерешенные дела. Найдя уже достаточно постаревшего Озаву, мы узнаём, что он взял контроль над всем районом Синдзюку, а также то, что он промывает мозги людям при помощи демонов.
В этот же момент группа собирается сразиться с демонами Озавы, однако у них ничего не выходит. Разочарованный в своей силе Такеси, решает отступить и попробовать слиться с демоном в Соборе Теней. И у него получается!
Такеси становится полудемоном с обновлённым дизайном. Демонического парня Канэко основал на образе Пикколо из аниме Dragon Ball. А также он взял из этого аниме стиль причёски, который можно смело назвать «Супер Сайян». Ну и продолжая тему Гото, теперь Такэси выглядит, как классический японский самурай.
Такеси становится полудемоном с обновлённым внешним видом. Демонический дизайн парня Канэко основал на образе Пикколо из аниме Dragon Ball. А также он взял из этого аниме стиль причёски, который можно смело назвать «Супер Сайян». Ну и продолжая тему Гото, теперь Такэси выглядит, как классический японский самурай.
Дизайн полудемона Такэси, в отличие от его изначального дизайна, выполнен в ярких цветах, его одежда достаточно свободная, хоть и закрытая, но дополнена сковывающей тяжёлой бронёй и поясом. Можно сделать вывод, что общая смена гаммы, показатель того как Такэси наконец стал счастливым, обретя возможность отомстить Озаве, ведь теперь он сильный, и больше никто не сможет помешать ему.
Ну и ранее в игре планировалось, что Такэси сможет в любой момент менять свою форму между демоническим обликом и человеческим. Однако, разработчики решили оставить его превращение бесповоротным, чтобы обозначит решимость Такэси к радикальным изменениям.
Благодаря силе демона Такэси наконец-то смог одолеть Озаву. Мужчина просит сохранить ему жизнь, но полудемон безжалостно убивает его, ведь раньше Озава избивал и унижал его. Но теперь полудемон доказал, что он не слабак. К сожалению, Такеси решает, что Казуя и Юдзи слишком нерешительны в своих действиях. К тому же они скорее всего будут тормозить Такеси, поэтому полудемон решает пойти дальше один, вступив в Кольцо Геи.
Как я говорил ранее, Озава промывал людям мозги и его жертвой также стала странная девушка, к которой неестественно тянется Казуя. Решив спасти девушку от физического и психического заключения, парни освобождают телепата, который был способен помочь людям прийти в себя. Собственно, поэтому Озава и закрыл за его решёткой.
Телепат помогает Казуе и Юдзи войти в сознание девушки, где они убивают демона Арахну, которая буквально плела паутину в голове заключённой. Придя в себя, девушка рассказывает, что её зовут Юка. Да, это та самая Юка, которая спасла Казую от атомных боеголовок. После своей смерти, девушка переродилась в новом теле, однако она потеряла все воспоминания о прошлой жизни, но она помнила одно — Казуя ей очень дорог, и она должна помогать ему в его путешествии.
Раз уж девушка переродилась, но и её дизайн изменился, и вот раз художник взял за основу образа Юки американский футбол… Никакого особого значения здесь нет, Казуме просто понравилась форма в американском футболе.
Помимо этого, в дизайне Юки мы можем увидеть тёмный комбинезон, обтягиваемый красными ремешками, и развевающийся бело-синий плащ. Такие детали и расцветка одежды являются смешением дизайнов двух сторон — закона и хаос. Девушка заранее не будет придерживаться к какой-либо стороне конфликта. Юка будет идти за Казуей, её мировоззрения будет соответствовать ему. Поэтому дизайном нам и показывают, что девушка имеет потенциал быть приверженцем любой стороны.
К сожалению, от воссоединения с Юкой героям легче не становится. Исследуя Токио, команда попадает в район Роппонги, который находится под контролем Красного Графа и Чёрного Барона. Эти двое воскресили маленькую девочку Алису, и захотели создать в этом месте рай для неё. Поэтому все люди здесь — это зомби, с которыми девочка может играть днями на пролёт. Сама же Алиса была списана с героини «Алиса в стране чудес». А также существует скандинавская легенда, где девочка Алиса умерла, обретя могущественную магию, но при этом эта сила свела её с ума. После этого дух девочки стал посещать детей и убивать их, чтобы они стали её друзьями в загробном мире.
Нечто похожее мы и видим в Shin Megami Tensei, ведь Алисе только в радость, что её окружают такие же зомби, как и она сама. В этом месте мы даже сможем найти девушку Юдзи, которая также уже давно мертва, но остаётся в этом мире в виде зомби. Единственный способ ей помочь — освободить её душу.
Алиса осознаёт, что ей очень понравились Казуя, Юдзи и Юка, поэтому она желает их смерти. А этим должен заняться Красный Граф, который на самом деле является демоном Белиал.
Немного помучившись с демоном, а именно заточив его в банке… да, на сцену неожиданно врывается Юрико, забирает банку с демоном и также неожиданно исчезает. Помимо неё, мы встречаем раздражённого Чёрного Барона, который похищает Юдзи.
В поисках потерянного, мы находим душу парня, которого уже успел убить Чёрный Барон. Казуя и Юка решают отомстить Барону. Также, как и Граф, Барон на самом деле демон Небирос, но в любом случае месть настигла убийцу. Убив Графа и Барона, герои освобождают все мёртвые души, хоть и ценой друга.
Ещё пару раз встретившись со Стивеном, который каким-то образом пережил катаклизм и даже не постарел, герои снова пересекаются с Такэси. Парень хоть и хочет видеть в Казуи и Юке друзей, но он верен Кольцу Геи, поэтому сначала он отводит этих двоих к лорду Яма.
Яма должен проверить не несут ли Казуя и Юка опасности и тут всё будет зависеть от мировоззрения героя. Если Казуя приверженец закона, то неминуемо сражение с демоном, а если игрок выбрал путь хаоса, то героев будут чтить как гостей. Однако, если Казуя придерживается нейтралитета, то Яма даст нам выбрать — помогать Кольцу Геи или же смертельную схватку с Ямой.
Что бы не выбрал игрок, это решение влияет только на мировоззрение Казуи. Позже мы пересекаемся с Юрико и с её знакомым Луи Сайфером. Юрико печальна, ведь Казуя выбрал путешествовать вместе с Юкой, а не с ней. В гневе девушка даже показывает свою настоящую форму демона — Лилит, но всё же сдерживается и убегает. Луи же извиняется за подругу и обещает ещё встретиться.
На данном этапе игрок снова встречает развилку, ведь он обязательно наткнётся на Ехидну и на ангела Ханиэля. И не только на ангела, а ещё на Юдзи, чья наисильнейшая вера в Бога, помогла ему переродиться и стать одним из главных представителей Ордена Мессии.
Став Мессией, дизайн Юдзи тоже изменился на угловатый и обтекаемый, выполненный в холодных бело-синих тонах. Одежда Юдзи почти полностью скрывает его тело, показывая, как парень стал последователем Бога, без собственной личности и мнения.
Кстати, можно подметить интересную деталь. Изначально, дизайн Юдзи выполнен в красно-синих цветах, что больше соответствует хаосу, а Такэси носит холодную, белую одежду, что наоборот больше подходит закона. Это показывает, что хоть закон и хаос всегда находятся в состоянии «войны», однако к концу дня — это всего лишь две радикальные стороны, которые не могут и не хотят услышать друг друга.
Юдзи объясняет, что он помогает миру приблизиться к появлению Тысячелетнего царства, где наступит рай, а для грешников ад.
Кому помочь, а кого убить решит каждый сам для себя. После выбора пути, Казуя и Юка узнают, что строительство Великого Собора, по сути трона для Бога, закончено. Если мы выбрали поддерживать Орден Мессии, то ангел поможет нам добраться то Собора, тоже самое и с Ехидной, которая отправит нас туда, чтобы остановить действия святых.
Но что делать тем, кто предпочёл придерживаться баланса? Казуя должен вспомнить о старце, что в самом начале игры показывал ему будущее, предостерегая парня. Этот старец находится довольно быстро, и он рад, что Казуя и Юка решили идти по своей тропе — тропе баланса. Поэтому мудрец с радостью отправляет обоих в Великий Собор, где силы закона отбивают нападение хаоса.
Далее всё идёт примерно по одному и тому же сценарию. Казуя и Юка должны встретится с Четырьмя Небесными Царями, которые в буддизме представляли все четыре стороны света. Если игрок находится на пути закона или нейтралитета, то царей придётся убить, а если же Казуя выбрал путь хаоса, то наоборот, цари станут демонами парня.
Но в любом из сценариев, четыре царя, хранители земли, ушли с своих постов и это позволило Богу устроить всемирный потоп, убив всех, кто не находился в Великом Соборе. Ситуация накаляется до предела и дуэту героев приходится действовать решительно. Если игрок выбрал закон, то он должен убить главу Кольца Геи — демона Асура, на пути хаоса Казуя должен покончить с архангелом Михаилом. А на пути баланса нужно убить обоих.
В процессе этого Казуя и Юка встретят своих бывших, или не очень, друзей. Герою хаоса придётся сразиться с Юдзи и соответственно убить его. В то время как герою закона суждено столкнуться с Текэси, а после и с его подругой Ри, которой оказывается замаскировавшейся Юрико, а точнее демоном Лилит. А что делает герой нейтралитета я думаю вы уже догадались. К сожалению, даже сотрудничество с «нужной» стороной не спасёт Юдзи и Такэси от их участи. На пути закона, Юдзи будет жестоко убит Такэси, а на пути хаоса, жадный до мощи полудемон наденет могущественное Кольцо Дьявола, которое перегрузит его тело, что приведёт к смерти.
И так, убив Асура или Михаила, или обоих, игроку остаётся только посмотреть к какому итогу привело его путешествие. В концовке закона нам рассказывают, что Тысячелетнее Царство пришло. Теперь поклоняющиеся Богу не будут знать страданий, однако остались ещё те, кто не верит. Поэтому Казуя и Юка должны проповедовать веру в Бога и остальному миру, чтобы все смогли воссоединиться со своим отцом, как это сделал Юдзи. Да, наш старый друг хоть и умер, но его вера, его действия во благо Бога позволили ему жить в раю, и вскоре, и весь остальной мир там окажется.
В концовке хаоса, нас встречает Луи Сайфер, который поздравляет нас и показывает свою настоящую форму — дьявола Люцифера. Люцифер чуть ли не с самого начала наблюдал за всеми действиями в мире людей, маскируясь человеком. Хотя его человеческое имя, Луи Сайфер, прозрачно намекало, кем он является. К слову, это имя было взято из фильма «Ангельское сердце», где тоже был Люцифер с таким же человеческим именем. В мире людей, дьявол даже создал Юрико, чтобы та попыталась склонить Казую к хаосу. В итоге, Люцифер безумно благодарен героям, и он обещает, что в мире хаоса люди и демоны научаться жить в согласии. Да, будут жертвы от такого союза, однако из-за этих жертв обе стороны станут сильнее, что поможет людям, демонам и Люциферу одолеть их финального врага — Бога.
В нейтральной концовке нас встречает Лао-цзы, тот самый старик, который иногда помогал Казуе в его приключении. Лао-цзы китайский философ, которого вскоре возвели до статуса бога. Лао-цзы считается основателем Даосизма, где чтут Дао. Дао — это всё. Это начала всего, и оно находится везде и правит всем. Дао неосознанно подчиняется всё живо и неживое во вселенной. Дао — это принцип и путь, и согласно Лао-цзы у каждого человека есть своё Дао. Мы сами выбираем свой путь и никакое вмешательство извне, будь то бог или дьявол, не должно столкнуть нас с этого пути.
Также самое интересное в Даосизме — это научность данной веры. Многие учёные подмечают, что описания концепции Дао очень схожи с тёмной материей и с самим большим взрывом. А именно об этих вещах много рассуждал Стивен Хокинг, которым и вдохновлялись разработчики во время создания игры.
Лао-цзы поздравляет Казую и Юку, что они нашли своё Дао, свой путь. Однако в мире осталось много людей, которые потеряли смысл жизни и теперь главным героям предстоит научить их жить и следовать своему пути.
Shin Megami Tensei вышла в 1992 году, и как вы могли заметить, игра во многом похожа на Megami Tensei 2. Бомбёжка Токио, апокалипсис, всемирный потоп и Тысячелетнее царство. Впрочем, сами разработчики и позиционируют Shin Megami Tensei, как совершенную форму двух предыдущих игр. Ведь помимо технических улучшений, игра более умело играется с мифологией и основной идеей мировоззрения.
Также стоит подметить, как изменилась роль напарницы протагониста. Как и в Megami Tensei, в SMT Казуя и Юка — это реинкарнации Адама и Евы. Если в MT 2 именно героиня склоняла протагониста к хаосу, то в SMT это делает Юрико. Девушка неистово желала стать партнёром Казуи, и даже появилась в первом сне парня, видимо это было влияние Люцифера.
Юрико искренне любила Казую и дико ненавидела Юку из-за ревности, ведь на самом деле Юрико — это демон Лилит. Лилит была первой женой Адама, но вскоре её выгнали из сада Эдема, так как она вкусила запретный плод. После этого Лилит стала богиней всего самого ужасного и с ней начали ассоциировать змей. Даже есть версии, что именно Лилит отправила своего змея к Еве, чтобы та вкусила запретный плод. Поэтому в игре, Юрико также называют «Героиней хаоса», так как в отличии от Юки, богиня идёт строго против бога.
Shin Megami Tensei разрабатывалась с большим энтузиазмом, и все разработчики горели проектом, из-за чего иногда возникали проблемы. Например, при написании сценария Кодзи и Казума часто спорили насчёт идеологии хаоса и закона, ибо они выдели обе крайности по-разному. Но как мы видим разработчики пришли к согласию, хотя с течением времени сценаристы признаются, что не довольны Юдзи и Такэси. Первый до противного правильный и ослеплён верой, а второй чересчур эмоциональный, как будто парень застрял в пубертатном периоде.
Ранее сюжет игры должен был охватывать весь мир, так, например, Великий Собор должен был появиться не в Токио, а в Израиле, на священной земле, если верить библии. Но с другой стороны разработчики остались рады такому решению, ибо уже 30 лет каждая номерная часть SMT происходит строго в Токио. Кодзи объяснял эту традицию тем, что так исторически сложилось, что в Токио очень часто происходили разного рода катаклизмы. Поэтому в первую очередь увидеть в руинах именно этот город в момент апокалипсиса будет наиболее ожидаемо.
Помимо этой традиции, первая SMT подарила нам Джека Фроста. Да, этот демон был ещё в Megami Tensei 2, но именно в ребуте Джек получил свой привычный нам дизайн, который так сильно понравился Окаде, что демон вскоре стал официальным маскотом Atlus.
Помимо Израиля из игры были вырезаны жуткие Микки-Маус и Дональд Дак, которые должны были появляться в токийском Диснейленде. Может разработчики боялись скандалов на основе авторского права или же посчитали, что это уже чересчур дикость, даже для мира с демонами.
И ведь подобной дикости нужно было избегать или вставлять аккуратно, ведьMegamiTenseiбыли уникальны тем, что они не хоррор, но жути нагоняют не меньше. И в Shin Megami Tensei эту жуть разработчики вывели на совершенно новый уровень. Если в первых играх мы начинали игру в абстрактном замке Люцифера или в разрушенном Токио, то в SMT мы начинаем игру в обычном доме, с обычной мамой и обычной собачкой. И первый день нам просто дают побегать по району Китидзёдзи, где, кстати, всё детство прожил Казума Канэко, и поэтому он смог сюжетно и визуально дополнить этот район. Так, например, в игре нам часто говорят о заброшенном здании, где по слухам бродят демоны и эту городскую легенду добавил сам Казума из своего детства. Также в Китидзёдзи, помимо демонов, на Казую будут часто нападать Якудза, так как художник раньше часто видел членов криминальных группировок в этом районе.
Из-за такой тесноты с обыденностью эффект жути в SMT достигает своего пика, особенно в момент жестокого убийства матери Казуи. Забавно, но при выходе в Японии вокруг Shin Megami Tensei начали ходить разного рода слухи. Якобы, это проклятая игра или же система мировоззрения в игре — это психологический тест, который достоверно определяет сущность игрока.
И всё это вылилось уже в достаточно известный миф, который заключается в следующем. Есть шанс того, что при запуске Shin Megami Tensei игра начнёт необычно лагать и перезапускаться и всё это закончится неожиданным громким звуком и экраном, где будет повторяться одно слово «ВЫКЛЮЧИ ЭТО СЕЙЧАС ЖЕ».
Правда ли это или нет, мы уже не узнаем. Возможно это просто фейк или же страшная пасхалка, или вовсе защита от пиратов, но в любом случае нужный эффект эта легенда вокруг игры создавала. Играть в первую SMT, особенно в начале 90-х, было не по себе, и от этого ещё более интересно.
Этому также поспособствовал Цукаса Масуко, композитор игры, который при минимальном опыте с консолью SNESвыдал, по моему мнению, один из самых запоминающихся саундтреков во всей серии. Его музыка нагнетающая, величественная и в нужные моменты даже заводная. Особенно хочется отметить, что из обычных звуков Цукаса смог воспроизвести аж целый хор в некоторых композициях, что звучит отлично, но в то же время неуютно. Ведь ты точно слышишь хор, но ты также понимаешь, что это поют не люди, а нечто электронное.
Совокупность современности и фентези мира, снова выделила Atlus среди своих конкурентов. К тому же теперь разработчики решили ещё сильнее приблизить игроков к миру игры, добавив в первую половину обыденные элементы. Также особенность мировоззрения стала ключевой в серии, ибо именно этот элемент в SMT будут выделять все игроки. Разработчики даже подтолкнули самих фанатов между собой спорить и рассуждать на тему идеологий путей закона, хаоса и нейтралитета. И с каждой последующей игрой в серии эти разговоры вспыхивали с новой силой.
В общем, план по созданию идеальной версии Megami Tensei 1 и 2 у Atlus явно удался на все 100%. Однако, КодзиОкада и Казума Канэко всё не могли успокоиться, ведь даже Shin Megami Tensei они были не до конца довольны, а именно они критиковали собственный продукт в техническом плане. И не то, чтобы первая SMT плохо работает или выглядит плохо, даже сейчас пиксель арт в игре выглядит потрясающе, однако разработчики считали, что они могут лучше.
Выйдя изначально на SNES, Shin Megami Tensei спустя всего год после релиза, игра вышла на TurboCD, где всего лишь добавили озвучку. А уже в 1994 году, выходит порт на SegaCD, где были перерисованы все данжы в игре, чтобы квартиры выглядели, как квартиры, а не квадратные коробки. Также были добавлены портреты персонажам, небольшие катсцены, новые и переделанные старые спрайты.
А в 2001 выходит версия для первой PlayStation, где игру частично перенесли в 3-х мерное пространство, и честно, мыльные текстурки тех лет выглядят гораздо хуже, нежели потрясающий пиксель-арт от Казумы Канэко.
Ну и с выходом этой версии, Казума Канэко обновил дизайн основных персонажей, чтобы их стиль соответствовал современному стилю художника, и всей серии соответственно.
А в 2003 году выходит самая интересная версия SMT из всех — порт на Game Boy Advance. Хоть визуал и повторял версию с PS1, однако в игру были добавлены, так называемые, «Призрачные предметы».Эти предметы открывают нам доступ к сценам, которые происходили, так сказать, за кадром.
Самые интересные из них это сцены, как Люцифер наставляет Юрико склонить Казую к хаосу, как демон в облике полицейского убил маму протагониста, как Озава захватил власть в криминальном мире после катаклизма, как Цербер искал Казую после своей пропажи, как Юдзи воскресил архангел Гавриил, посчитав того достойным, как Такэси вербовали силы хаоса, как Гото постепенно захватывал власть во всей Японии и как Юка переродилась в новом теле.
Помимо этого, среди этих сцен есть и очень маленькие, и сюжетно не такие важные. Однако при помощи даже таких сцен разработчики смогли очеловечить мир игры и своих персонажей. Добавив некоторым более чёткой мотивации, например, как-то, что Юдзи с девства любил рассказы про Бога и Мессию или то, как Такэси часто избивали за его нежелание стоять в стороне. Из-за этих сцен ещё больше вериться в то, что оба напарника Казуи неизбежно привели себя к смерти.
Shin Megami Tensei действительно вдохновляла и увлекала многих, да и до сих пор это делает. Ведь инди-разработчика Тоби Фокса именно творения Atlus вдохновило выпустить в 2015 году нашумевшую Undertale, которая позаимствовала из серии диалоговую систему с противниками и немного дизайн интерфейса.
Уже тогда, в начале 90-х, Atlus показали свою огромную любовь к выжиманию всех соков из своего продукта, выпуская уйму побочных вещей: манги, новеллы, мобильные порты или даже спиноффы. Плохо это или хорошо? Зависит исключительно от качества этих продуктов, и именно это сейчас мы и узнаем.
В 1993 начала выходить манга Shin Megami Tensei: Tokyo Revelation, а в 95-м вышла аниме адаптация той же истории. И к сожалению, оба произведения максимально никакие, и это удивительно, ведь сценаристом выступал Казунари Сузуки, который был причастен к сюжету игр.
История манги повествует об обычном школьнике, который, так случилось, реинкарнация бога Масакадо. И именно при помощи этой силы бога он смог одолеть, призванного в этот мир демона Осе. А призвали Осе в этот мир другие демоны, пожертвовав одноклассницей протагониста, которая в свою очередь перерождение богини Коноханы Сакуи. И это весь сюжет.
Я был действительно поражён, как в 4-х главах манги и в 50-ти минутах аниме, авторы умудрились рассказать ничего. Персонажи чисто функции, сюжет до безумия примитивен даже для начала 90-х. Фирменной атмосферы SMT нет. Аниме даже не особо мрачное, а единственная жестокость тут — небольшие пятна крови на самих персонажах. Но зато мы каждые 5 минут будет вам в кадр пихать сиськи, с поводом и без.
Всё, что осталось тут от SMT — несколько знакомых демонов и программы для призыва демонов, и то последнее всего лишь маячит где-то на фоне. К концу дня мы имеем непонятное нечто, которое непонятно, что хочет рассказать и показать. Не ну если цель аниме — пошлый фансервис, то у авторов всё получилось, однако я сомневаюсь, что за этим мы играем в SMT. В общем, крайне разочаровывающая вещь, особенно вспоминая, что аниме адаптация первой новеллы Аи была весьма неплоха.
От паршивой манги и аниме, к чему-то более интересному и оттого грустному. В 2001 году Atlus поручила молодому писателю Ёру Ёсимуре написать новеллу к первой игре в серии SMT. И в отличии от Tokyo Revelation, которая была не пойми, чем, история Ёру тесно связана с миром самой игры.
События Shin Megami Tensei: Jinin the Ruins происходят вовремя 30-ти летнего таймскипа, который произошёл в игре. Новелла рассказывает, как мир постепенно менялся и что в нём происходило после нашествия демонов, и до возвращения Казуи.
Изменённый мир мы видим глазами протагониста Джина и его друзей. Детей держали в рабстве, но вскоре их освобождает воин с программой для призыва демонов. Он кормит, воспитывает и тренирует детей, что бы Джин и его друзья смогли постоять за себя в этом жестоком мире.
И грустно это всё, потому что нет никакого перевода этой новеллы и манги адаптации, а синопсис звучит очень интересно. Да и эта новелла получила аж три продолжения, которые привязаны к другим частям серии SMT. Но к сожалению, пока что, этот продукт полностью закрыт для незнающего японского языка. И как бы не хотелось это признавать, но мы с подобной ситуацией будем сталкиваться гораздо чаще, нежели в серии Persona. Ведь даже не все спиноффы в серии SMT переведены на английский, что уж говорить о новеллах и мангах.
Помимо очевидных вещей, к первой SMT, и в последствии ко всей серии, привязали такую вещь, как настольные ролевые игры. Начиная с SMT 1, к каждой игре серии выходила своя игра по типу DnD, где игроки отыгрывали своих персонажей и следовали сюжету, который как-то был связан с игрой.
Нам, западным игрокам, ознакомиться со всем этим на данный момент нереально. Перевода нет, да и достать «настолку» прямиком из Японии та ещё задача. Но не это самое интересное. Вокруг этих настольных игр образовалось крепкое фан-сообщество, которое очень сильно поддерживал Казунари Сузуки, сценарист серии. Он даже лично поддерживал фан-сайт посвящённый этим играм, и вскоре этот сайт стал полуофициальным.
И у фанатов появилась такая забава: отыграв сюжет в настолке по SMT, который по всем традициям DnDможет длится несколько сотен часов, самый грамотный из игроков пишет новеллизацию своей игры с друзьями. Писать личные рассказы по своей игре в ролевых настольных играх не ново, очень много фанатов DnD также делают.
Но далее происходит нечто крайне… крутое, но одновременно очень странное. При поддержке Казунари, Atlus начинает официально издавать эти рассказы от фанатов. То есть компания буквально начала продавать фанфики по их серии — гениально.
Только с выходом Shin Megami Tensei 3 Nocturne Atlus наняла конкретного писателя, который переделывал настолку по SMT 3 в рассказ, при этом не основывая эту новеллу на чьём-то индивидуальном прохождении, как раньше.
Из-за того, что раньше новеллы по настолкам писали рандомные фанаты, у серии SMT появился очень, очень, очень странный… ну по сути спинофф, в каком смысле. Группа фанатов SMT и настолок по этой серии, решили адаптировать свой рассказ в виде отдельной игры.
У них вышла крайне мусорная инди игра в жанре, вы не поверите, — хентай. Да, косвенно, неофициально, через третьи руки у серии SMT есть хентайный спинофф, где ваша цель переспать со своей семьёй.
Разумеется, ничего общего, даже стилистически, с основной серией игра не имеет, и Atlus никогда не признавала творение фанатов, как официальный проект. Но пронаблюдать за такой связью между хентай игрой и серией Shin Megami Tensei — забавно.
Но не только такая дичь творилась с серией SMT. К первым трём играм серии были приурочены настольные карточные игры. И даже по карточной игре Atlus выпустили новеллу и аж целую игру на Game Boy Color, где персонажи сражаются с другими персонажами при помощи карт, в которые заточены демоны… да.
Ух, и то ли ещё будет, ведь молодая Atlus любила развязывать руки своим сотрудникам, и откровенно забивать на качество побочных продуктов, но с другой стороны от этого и веселей. Главное, что из-за этого основная линейка никогда не страдала, а наоборот повышала планку качества с каждой новой игрой. И следующая часть в серии SMT только докажет, что в Atlus работают непросто безумцы, но поистине талантливые люди.
Лучшие комментарии
Предлагаю к ознаКомлению!
Как всегда, великолепный блог по великолепной серии игр! Огромное спасибо!
Отличнейший блог. Спасибо.
О, новый выпуск Японской дичи подоспел. Найс