8 сентября 2021 8.09.21 6 1298

Сталкер Чистое Небо. Проверка Временем

-7

Перед тем, как вы приступите к чтению! Если вам вдруг лень читать, вот тут есть ссылка на видео, в котором есть всё, что будет далее по тексту. Ты остался? Тогда приятного чтения!

Вступление

Привет тебе, читатель, который случайно наткнулся на это статью. Сегодня я решил разобрать такую старую, и не многими любимую игру, как Сталкер Чистое Небо. Мы посмотрим на графику, геймплей, сюжет и придём к выводу: «Прошёл ли „Сталкер Чистое Небо“, проверку временем?»

Подводка к Геймплею

В самом начале хочется разобрать геймплейную составляющую этой игры, а позже уже перейдем к разбору и пересказу сюжета, где в паре моментов будут упоминаться геймплейные составляющие.

Игровые механики

Любая игра представляет нам различные игровые механики, особенно в РПГ, которой и является Сталкер Чистое небо. Начнём пожалуй с того, что много механик претерпело изменений со Сталкера Тень Чернобыля, а некоторые были добавлены. Разберем сначала, те — которые присутствовали в ТЧ, а потом уже поговорим о новых.

Основополагающей для РПГ Шутеров является механика стрельбы. С ТЧ механика претерпела некоторые изменения, но они лишь улучшающие: Стрельба стала чувствоваться чуть приятнее, модели оружия стали чуть более проработанными и т. д. Однако есть некоторые механики, которые связаны со стрельбой. Например эксклюзивная для Сталкера — вес патронов. Если в серии The Elder Scrols или Fallout, патроны (или стрелы для TES) не имеют веса, и ты можешь взять патрон до бесконечности. В серии игр Сталкер, патроны имеют свой вес и в ТЧ очень бесил большой вес патрон.

30-40 килограмм инвентаря были забиты только патронами, так что приходилось, либо брать меньше патронов и жестко экономить каждую пульку, либо пытаться самому не попасть под град пуль, так как вместо 10 аптечек, вы взяли 10 пачек патрон. В ЧН, мне показалось, что патроны весят куда меньше. Я спокойно носил с собой около полусотни патрон и вообще не ощущал перевеса.

Так же ЧН принесла новую механику для вооружение — прокачка. Если в Тень Чернобыля, вы могли найти оружие с улучшениями только из тайников или с трупов, то в ЧН ты можешь сделать оружие на свой вкус. Хочешь двустволку, которая по точности близка к СВД и стреляет Жеканом? Да пожалуйста, на всё твоя воля. Но с этими грейдами есть небольшая загвоздка. Во первых, теперь все улучшенные стволы с трупов, вы можете сами улучшить у техников и в них нет уже такой радости, как раньше. Второе — видимо кто-то наложал в коде, так как ситуация зеркальная 4-м батарейкам из ТЧ. Если вкачать оружие на минус отдачу очень сильно, то отдача будет идти вниз, что не сильно то и радует восприятие.

Чем же ЧН нас порадовал новеньким? Ну например новой системой поисков артефактов, которая перекачивала и в ЗП. Она выглядит лучше, чем в ТЧ, это точно. Если в первой части, что б найти артефакт, вам достаточно обследовать локацию и вы найдёте штук 20-30 различных артефактов, то в Чистов небе, что б найти артефакты, нужно сначала найти зону их спавна, достать детектор и начать поиски. Без детектора артефакт будет невидим, и подобрать его нельзя. Так же от детектора зависит, сможете ли вы найти артефакт. Самый первый может фиксировать слабые и дешевые артефакты, а что бы ловить арты самые дорогие и лучшие, нужно брать детектор третьего уровня.

Так же у вас не получится, как в ТЧ запихнуть 5 батареек на пояс обычной куртки. У каждого комбинезона имеется своё количество ячеек для артефактов, а максимум их 5. Например на Заре есть всего одна ячейка, но у техника можно улучшить до трёх ячеек.

Ещё одно нововведение ЧН — Война группировок. Масштабная механика, которая, правда, ломает всю логику, но о ней позже. Это можно считать масштабной линией квестов, где вы, в составе одной из группировок (Чистое небо, Вольные сталкеры, Долг, Бандиты или Свобода), можете выбить противоборствующую группировку и занять их базу. Правда по канону Шрам не учавствует во всей этой движухе, но кто вам запрещает. Изначально нужно понизить силу противоборствующей группировки, захватывая разные точки на локации (-ях), а как только вы близко подберетесь к базе противника, можете устроить штурм с другими NPC. За захват и защиту точек, а так же за вступление в группировку, вы получаете награды. За уничтожение базы противника, вы получаете самую большую награду (пример: Уничтожив базу Долга, вы получаете Экзоскелет свободы, СВД, деньги и т.д).

В зачистке территорий вы участвуете не один, а с NPC, так что перейдем к Искусственному Интеллекту.

Искусственный Интеллект

В Чистом Небе что-то непонятное с ИИ. С одной стороны он стал умнее, а с другой отупел в край. Теперь сталкеры не умирают от аномалий, так как их маршрут идёт через них, но и самих вольно гуляющих теперь нет. Сталкеры умеют только сидеть на точке, защищать точку и идти на другую точку. Блокировка прохода для игрока, НПС, которые активно пытаются пройти в стену — всё осталось на месте, видимо для тех, кому это нравилось в ТЧ. В общем с ИИ происходит что-то непонятное, как и с логикой в этой части игры

Логика происходящего

Самая большая беда в ЧН — логика. Ты вроде весело бегаешь по локациям, где множество сталкеров стреляют друг в друга почти без конца. Но если начать думать, хоть немного, то всё происходящее начинает ломать тебя, особенно если сравнивать с Тенью Чернобыля. Вот если задуматься, то зачем сталкеры так активно воюют друг с другом? С одной стороны, нам это объясняют новыми территориями после выброса, и что все хотят закрепиться, а с другой стороны, после событий ЧН идут события ТЧ, где тоже новые территории, новые аномалии, но никто не воюет.

Да и самих сталкеров стало больше, что ломает атмосферу неизвестной и опасной зоны. Если раньше нужно было постараться, что б найти большое сборище сталкеров, то сейчас нужно постараться, что б найти место без сталкеров. И даже если ты найдёшь место, где ни души, там будет куча трупов.

Вторая проблема с логикой, это чрезмерная доброта. Хоть все вокруг и валят друг друга, они это делают с улыбкой на лице. Ни одна группировка, кроме некоторых индивидов не относятся к ГГ с грубостью или ненавистью. А те кто относятся к Шраму, как к куску плохого человека (Митяй с базы Долга, например), нам говорят, что они так ко всем относятся. После ТЧ, где все группировки относятся к ГГ с недоверием, грубят, запрещают что-либо делать, в ЧН всё кажется слишком радужным. Как будто Поджигатель из TF2 вселился в каждого сталкера. Даже графика с мрачной и какой-то депрессивной в ТЧ, стала слишком солнечной в ЧН. Кстати о графике мы сейчас и поговорим.

Графика

Одно из немногих, за что реально можно похвалить ЧН — это графика. Она очень приятная для игры 2008 года, да и считается лучшей во всей серии. Динамическое освещение, не мыльные текстуры, размытие при перезарядке, которое я так люблю. Видно что GSC ставили цель улучшить графику на столько, на сколько это возможно. Конечно такая красота потянет не каждый компьютер, но даже на средних и со статикой игра выглядит хорошо. Поставим в пример мой ПК. У меня стоит процессор на 4Ггц, 8 ГБ оперативы, 2ГБ видеопамяти. С записью в FullHD почти везде был FPS с 60 до 80 и просадки сильно не ощущались. Просадки FPS я ощутил только на болотах, и это связано с большой растительностью. Осталось разобрать последнее составляющее РПГ — Квесты

Квесты

По сравнению с ТЧ, в ЧН убрали множество квестов, которые просто повторялись и представляли альтернативный способ найти деньги. Как мы помни, в ТЧ мало квестов превращались в линию квестов. В ЧН же вместо таких квестов, хоть их и осталось, но очень мало, пришли линии квестов Войны Группировок.

Квесты сюжетной линии так же привели изменения. В ТЧ большая часть квестов представляла беготню с локации на локацию с небольшими перестрелками. В ЧН я ощутил такую беготню только под финал игры в Рыжем Лесу, а так, все квесты немного отличаются друг от друга, и, благодаря скриптам, создают много эмоций, когда ты проходишь впервые. Тут есть и ограбление ГГ, и подземка на время, и Tower Defence, хоть это и было лишним. В общем квесты меня по радовали, единственная их проблема, что они близки к логике, из-за чего, если начать думать, они теряют смысл и проявляют только больше вопросов. Теперь перейдем к пересказу и разбору сюжета.

Пролог

Как и в прошлой части серии, нас встречает небольшая видео-вставка, где Шрам, наш ГГ, ведёт учёных по болотам. Неожиданно из кустов выходит рой мутантов, и один из профессоров хочет по ним выстрелить. Но Шрам, видимо представитель службы защиты животных, опускает руку учёного и они спокойно продолжают своё движение. Пройдя ещё некоторое время, всю группу накрывает выброс, но выживает только Шрам.

Когда всё успокоилось, мы просыпаемся на базе некой группировки, которые называют себя Чистым Небом, а перед нами стоит их глава — Лебедев. Он нам и сообщает, что произошло с нашим страдальцем.

После, нас просят помочь сталкерам на западной вышке и мы туда отправляемся, с завязанными глазами. Ведь никого не волнует, что базу спокойно видно на КПК, да и сама группировка не такая уж и секретная, раз их листовка лежит в баре у Долга, да и каждый второй проводник может провести на базу Чистых.

Приходим к вышке, отстреливаемся от кабанов, а тут ещё и выброс, после которого Шрам вновь выживает (Чёртов колдун, без голода). Теперь нам говорят, что после следующего выброса мы умрём, а выбросы происходят так часто, потому что кто-то пытается пробраться в центр зоны. Теперь наша главная задача — найти этих нарушителей. Однако сначала нас просят уничтожить ренегатов, которые выбивают Чистонебовцев с их позиций.

Тут нам представляется новая механика — Война Группировок… Которая полностью ломает логику происходящего! В зоне и так множество людей погибает, даже пока просто пытается пробраться на территорию, а тут все резко решают по воевать, хоть и за новые места, но это всё ещё тупо.

Болота и Кордон

Помогаем Чистым зачистить болото от ренегатов, и когда восточные территории попадают под контроль ЧН, нам открывается проход на Кордон. Лебедев говорит, что там есть торговец Сидорович и он может что-то знать о людях, которые хотят проникнуть к центру зоны.

Выбегаем из тоннеля под градом пуль и бегом в бункер к жирному торговцу. Он нам говорит, что сначала мы должны выполнить для него работу — достать кейс, который украли Военные. Так как делать нечего, мы соглашаемся.

Бежим на базу одиночек, как бы парадоксально это не было, и узнаем, что сталкеры поймали Майора, который знает, где кейс. Однако разговаривать Майор не собирается, и мы его уговариваем перестреляв всех его подопечных. С отдачей оружия вниз. Ммм, реализм!

Майор говорит, где он спрятал кейс. Забираем его и несем Сидоровичу. Тот с радости полностью рассказывает о неком сталкере по кличке Клык, который интересовался деталями для декодера и что он пошёл к Диггерам на свалку. Мы отправляемся за ним.

Свалка

На свалке нас встречаю бандиты, которые собирают деньги со всех, кто приходит к ним. Мы спокойно и мирно отдаём свои 300 рублей и идём дальше. Оказывается, что Диггеров убили мутанты и выжил только один. Бежим к нему на помощь, отстреливаемся от мутантов, а стрельба здесь приятнее, чем в ТЧ, и узнаём от бедолаги, что Клык ушел в Тёмную Долину. Отправляемся по следам Клыка!

Тёмная Долина

Приходим на Тёмную, а тут карантин. Кто-то или Что-то убивает Свободобвцев — местную группировку, которая выступает за то, что б зона была свободной для людей. Помогаем узнать правду об убийствах и выходим на крысу — Коменданта. Он сливал всю инфу наёмникам, после чего наймы нейтрализовали цели. Убиваем наёмников и Чехов — Глава свободы, сообщает о том, что был у них Клык и даёт чистоту КПК. Сигнал идёт из подвала на свалке, и мы идём туда!

Свалка. Опять

Приходим к сигналу, а он идёт из подвала. Спускаемся и это… Ловушка, как неожиданно. Два бандита полностью нас шманают, не считая тех вещей, которые я сбросил прям перед подвалом, и сваливают. Мы подбираем ПДА, откуда узнаём о тайнике Стрелка, где и будет лежать вся информация. И о том, что Стрелок — глава операции по походу на ЧАЭС. Теперь бежим на Агропром за тайником!

Агропром

На агропроме расположилась противоположная группировка от Свободы — Долг. Они выступают за полное уничтожение зоны. Идём вместе с отрядом к их базе, по дороге одного бойца сжирает кровосос, но всем как-то всё равно, так что и нам тоже. На базе у главы группировки узнаём, что катакомбы кишат мутантами и просит нас затопить нижний уровень. Мы соглашаемся и лезем в подземку. По быстрому всё пробегаем, гасим контролёра и лезем в тайник Стрелка. Получаем инфу о том, что он ушёл на Янтарь. Теперь наша дорога лежит туда.

Янтарь

Приходим на озеро с инбалансными зобированными и идём к Сахарову — местному профессору. Он говорит о том, что Стрелок пропал где-то на заводе, но была и вторая группа, сигнал которой идёт с окраин местных болот. Бежим туда, а там только собаки и трупы. С одного из трупов берём КПК, на котором есть информация о том, как понизить ПСИ активность. Бежим к Сахарову, отдаём ему КПК, и идём зачищать завод от зомби, параллельно убирая ПСИ активность. После всего этого, появляется сигнал КПК Стрелка с территории Рыжего Леса. Мы бежим туда!

Рыжий лес и Армейские склады

Прибегаем на новую локацию и преследуем Стрелка, но тот нанимает сталкеров, а сам подрывает за собой проход. Убиваем сталкеров и они нам всё рассказывают о Стрелке, что знают. Он побежал на ЧАЭС, а последний путь идёт через Лиманск. Только другую сторону, с которой можно опустить мост и попасть в Лиманск, забрали бандиты. Теперь нас ждёт серия квестов, где мы должны только идти, стрелять и всё. Если вкратце, Наёмники попали в пространственную аномалию, и мы, вместе с Лесником — ещё одним дедом, помогаем ребятам выбраться из неё, в замен они убивают Бандитов и мы прорываемся в Лиманск!

Лиманск, Госпиталь, ЧАЭС

Наконец финальные локации, которые можно назвать одним словом: «Припять из ТЧ». Только здесь куда больше микроквестов, но они завязаны лишь на том, что б убить снайпера, или пулемётчика, или вертолёт (Реклама War Thunder тут бы не помешала, но мне не платили, ха-ха). И в финале мы должны уничтожить ПСИ защиту стрелка, благодаря Гаусс Пушке. Мы убираем ПСИ защиту у Стрелка, но вместо спокойствия в Зоне, мы получаем самый мощный выброс за всё время. Далее нам показывают кат-сцену с центром кодирования сталкеров, затемнение экрана, титры…

Подводим итоги

Сталкер Чистое Небо смогла ввести новые вещи и улучшиться по сравнению с ТЧ, однако повела за собой куда более существенные минусы. Много где отсутствует логика, багов тоже достаточно много. По моему мнению она определённо хуже, чем ТЧ и ЗП, но назвать её ужасной я не могу. На этом у меня всё, спасибо что читали. До новых встреч!


Лучшие комментарии

Из заголовка «СТАЛКЕР ЧИСТОЕ НЕБО. ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ» ожидается анализ игровых механик, квестов, персонажей, проработки (не) живого мира и сюжета. В итоге есть только последнее. Ну как есть, просто пересказ. 

Я сейчас не пытаюсь играть в хитровыдуманного эстета и хейтера, но я просто не понял этот блог.

Я впервые писал статью и ночью, так что там и правда нет всего того, что тут сказано. Сейчас, когда я увидел критику, буду сидеть и править недостатки. Спасибо за конструктивную критику, так сказать)

Читай также