Очень весёлый обзор. Особенно его видеочасть. Мне понравилось. Ставлю плюсан =)
На безрыбье и огрызок – яблоко. Обзор «Vampire: The Masquerade – Coteries of New York»
Приветствую, летописцы клана Детене эль Хуэхо!
Знатокам World Of Darkness привет! Остальным – соболезную. Правда соболезную, потому как если вы знакомы с вампирами только через призму одного пересиненного ромкома, то это… ну, заканчивай уроки эти свои и изучай матчасть молодого геймера.
Этой ночью тебе предстоит обмазаться кровью настоящих вампиров, что не-живут в реалиях своей теневой политики и интриг. Фиксируй:
Но о ней потом. Сейчас же взглянем на свеженькую [средней свежести] VTM с подзаголовком «Coteries of New York» от студии Draw Distance.
Какие у вас губки алые
Давайте без лишних прелюдий приступим. История начинается очень даже бодренько: с первых секунд вас бросают в только-только запутывающийся клубок интриг и амбициозных планов. Неопределенного возраста мужчина, обращаясь к неизвестной фигуре, философствует на тему судьбы, города и себя любимого. Все для того только, чтобы навалить читателю кучку экспозиции и в конце попросить неизвестного об одном ужасном одолжении…
Вы спокойно сидите, никого не трогаете, думу думаете о своих проблемных проблемах. Вдруг замечательный незнакомец вырастает перед вами буквально из ниоткуда. Он пленит вас глазами, осанкой, тембром голоса… Дальнейшее помнится как в тумане: невинное общение, волнующие намеки, уединение, симпатия, искра, страсть, дикая страсть, всепоглощающая страсть, пожирающая изнутри страсть!.. Голод…
Пребывая в бреду, в порыве животного Голода вы вцепляетесь в первого попавшегося и выпиваете его досуха. Что происходит? Где милый незнакомец? Почему вы набросились на человека и что побудило вас высосать из него всю эссенцию жизни? Не успели даже задать себе эти вопросы, как в дверях возникает длинноволосый Высоцкий в элегантном костюме и просит последовать за ним.
Выбора нет, придется идти с ним. Спустя одну ночь вы оказываетесь в галерее, полной уважаемыми леди и джентльменами. Густое вино, непринужденные разговоры, казнь новенького… Подожди, что?
Вам объясняют: вы – новообращенный, нежеланное дитя одного из владык ночи. Обратил вас неизвестно кто и оставил на произвол судьбы. Малютку сохранять опасно: вы же несанкционированный ребенок. Каин его знает, бракованный ли, нет, поэтому правила простые: Убить. Зпт. Нельзя помиловать. Но одна довольно сымпотышная дамочка прямо перед казнью протягивает ручку помощи и говорит: «Котя, ты умрешь. Не хочешь – проси пощады. Я буду твоей госпожой».
Выбора нет: вы просите пощады и переходите под покровительство госпожи Софии Лэнгли, которая с этих пор станет вашим проводником в мир вампирской политики, а также поможет собрать свою котерию веселых и находчивых.
Ваш неонатик больно кусается?
Сюжет в игре – это хорошо. Игра в игре – вообще замечательно!.. Если, конечно, визуальную новеллу можно назвать полноценной игрой…
Перед началом игро-чтива на выбор предлагаются три члена ведущих кланов: Бруха, Вентру и Тореадор. Бруха – неоднозначные бандюганы и в большей степени философы, стремящиеся к равенству. Вентру – однозначные интриганы и лидеры, короли, погрязшие в политоте и престольных играх. Тореадоры – не такие как все: тонкие, особо чувствительные, ранимые; они больше остальных приближены к людям своей любовью к искусству.
В зависимости от выбранного клана вы лицезреете уникальный вампирский «ориджин», однако сам клан, скорее, определяет мироощущение персонажа: азиат Бруха-братуха, например, до обращения был парнем радикальных взглядов, поэтому навряд ли откажется от них в посмертии. Прогрессивный афроамериканец Тореадорский тонко ощущает красоту окружения, что приближает его к госпоже Софи, такой же Тореадорше-ке-ине-иссе… А бизнес-леди из Вентру, вообще-то, девушка приличная, всякую дрянь не пьет: ей подавай кровь здоровых людей.
К счастью, клановые особенности не шибко-то влияют на ваше прохож… прочтение: вы – свободная личность, а значит, действуете так, как вам угодно.
Каждый вампир обладает своими суперспособностями, но проявляются и усиливаются они по факту их использования. Например, если вы предпочли в первом конфликте подавить волю противника, то в дальнейшем вам дадут именно эту опцию. А если ваш герой вышел раз на раз, то и потом у него появится уникальная возможность «Быковать по-вампиричьи».
Еще интереснее делают игру такие параметры, как Голод и Зверь. Параметр Голода заменяет здоровье: он наносит урон, когда вы пользуетесь способностями или сильно выеживаетесь, и ненадолго отходит, когда вы сосете. Зверь же высвобождается, если, соответственно, не утолять Голод. Хотя полностью утолить его нельзя – вампирки-то проклятые. Но если очень долго не питаться – мамкин Зверь захватит ваше тело и поглотит какого-нибудь прохожего, не особо заботясь о правилах вампирского приличия в обществе – о Маскараде. Нарушишь его – и тебя либо свои прижучат, либо Инквизиция.
Так что в итоге? Огромные возможности отыгрыша роли, решение конфликтов с помощью сил лунной призмы, напряженные выборы между утолением Голода и риском спалиться, распутывание захватывающих интриг на протяжении долгих увлекательных часов!.. Вы найдете в «Vampire: The Masquerade – Bloodlines». А мы сейчас читаем новеллку.
Какое вино предпочитаете: сухое или сухое?
«Выбора нет. Все предопределено». С таким настроением начинается игра. И поначалу думаешь: вау, это клево! Свежий взгляд, попытки сыграть на ожиданиях игрока, мол, он что-то решает, но на самом деле ничего не решает! А потом замечаешь, что и в середине ты ничего не решаешь, и в общении с неписями ты меняешь реплики, а не весь ход диалога, да и концовка всего одна…
Пример: самое начало игры, вы высосали какого-то ноунейма, с вами заговаривает Высоцкий. Он дает четкую и понятную инструкцию: «Не страдай херней – будет очень плохо. Даю тебе 3 попытки». Звучит угрожающе? Конечно! И поначалу, скорее всего, вы обоссытесь.
Но если вы решите отыграть беспросветного балбеса, то он вас... не убьет. Только жестко покалечит и отправит в бункер. Но вот прикол в том, что вы так или иначе окажетесь в бункере! Вне зависимости оттого, что будете делать!
Ну ладно, поначалу это даже интересно: концепцию иллюзии свободы нечасто затрагивают в видеоиграх, а еще реже с ней тонко заигрывают, так что первая встреча может даже показаться очень интересной. Но подобного рода нарративных решений возникают слишком часто по ходу всего сюжета!
Да ладно бы в глобальных сюжетах, но у вас разветвления нет даже в квестах с другими вампирами! Единственный выбор – это облажаться на первой встрече. И то вы должны идти, скорее, в обратную от всякой логики сторону, чтобы навсегда закрыть потенциального друга. А отсечение ранее доступных квестов, увы, нельзя назвать развилкой к новым решениям.
А что тогда с котерией, которая вынесена в название новеллы? Окей, вот вы выполнили всю сюжетную ветку одного из сородичей, помогли ему в каком-то деле. Думаете, это будет иметь какое-то значение в конце? Да, будет. Кто вам помог, с тем и поговорит один из сюжетных героев. Все. Они появятся в один спойлерный момент в конце, а после – полностью испарятся! Вот это выборы, вот это по-нашему, по-славянски! Понимаемо!
Замечательно вальсируете!
Однако визуальная новелла на то и визуальная, что в ней есть, на что посмотреть. А окружение обрисовано невероятнейшим образом. Детальнейшая рисовка урбанистического стиля! Диву даешься тому, как перенесли Draw Distance дух самого Нью Йорка. Притом, обойдясь без клише-достопримечательностей, таких как: Статуя Свободы, Эмпайр Стейт Билдинг или же самой личины этого города – Таймс Сквер. Взгляните только на здешние парки и Улей.
Каждая локация напоминает о том, что вы попали в холодный, недружелюбный, но убийственно-притягательный мир. В этом городе царствуют королевские темные и сине-серые тона, что поглощают все яркие краски, позволяя пробиться только одному – алому.
Неудивительно, что студия зовется Draw Distance – вот что-что, а в этой новелле они смогли передать ту самую атмосферу спорной пятой редакции VtM: той, где вампиры перешли из темных закоулков 2000-ых к гламурной современности. И что сказать… Это выглядит волшебно. Галерея, клуб-гадюшник, квартира, улица – все сохраняет настроение города, окутанного тьмой первозданной ночи.
Но какая история может развиваться в тенях мегаполиса без собеседников? Каждый, от мала до велика, от сюжетных персов до незначительной сошки, детально прорисованы. Их внешность говорит о них больше, чем они могут сказать сами за все имеющиеся реплики. И босс-мудак, и вампир-байкер, и простая продавщица в «Красном и Белом» прорисованы так, что ты не можешь не поверить их существованию. Да, сразу видно, что они одеваются именно так, стоят именно с такими лицами и именно так разговаривают.
Поскольку визуальная новелла, в первую очередь, новелла, то и текст здесь должен быть хорош. И он по Ю Несбёски хорош! Лаконичные, точные, сочные описания возбуждают воображение и рисуют кино прямо в голове, яркие нелюди выдают яркие диалоги, а сюжетная канва разных квестов подталкивает вас читать дальше. Ведь интересно же узнать: с какой целью Малкавианка Хоуп продает околоэротичные онли-фансы на грани снаффа? Любопытно проследить и за детективной цепочкой Носферату Д’Анджело, кто разрывается между законом и моралью. А сюжетная веточка с Тореадором Бенуа и смертельно добрым священником так вообще затрагивает довольно тонкие вопросы веры и божественной связи с детьми каинитовыми…
Однако стоит сразу оговориться: не просто так написана «веточка», потому как сюжетная ветка в каждом случае затрагивает от силы 5 встреч...
К сожалению, даже все те положительные аспекты новеллы прибавляют немного плюсов: клановые особенности вашего героя проявляются через раз, сочные фоны мегаполиса часто повторяются, а персонажи, которым вы помогаете, не играют почти никакой роли в основном сюжете. Да и размеров самой истории не хватает.
Текст хоть и хорош, но сюжет летит галопом, знакомя с вампирами поверхностно, а последняя треть новеллы, может, и сочная, но быстрая и рубленая. Хороший музыкальный ряд нагоняет атмосферу, но его преступно мало; можно понять тех, кому приелась пятерка повторяющихся композиций.
Пора проститься нам с тобою
Обидно. Очень обидно, что игры по такой замечательной вселенной выходят либо на невысоком уровне качества, либо совсем не выходят. Какое-то страшное проклятие нависло над детьми ночи…
Вспомните игру студии «Troika Games»: благодаря усилиям неадекватного руководства, пытавшегося обогнать ураган «Half-Life», их детище привело своих сиров к Окончательной Смерти.
А что в данный момент творится с сиквелом – страшно подумать. Подтасовка сценариев, манипулирование известными именами, показ продукта категории «Бэ» и полная смена разработчиков – согласитесь, перспективы удручающие…
И все же позволю себе подтолкнуть Вас, каждого читателя, к тому, чтобы отплатить маленькой команде разработчиков, сделавшей маленькую, но атмосферную новеллку. Несмотря на отсутствие вариативности, несмотря на короткость и замкнутость истории самой в себе, я понадеюсь, что вы найдете интересной историю, разворачивающуюся в тенях холодного Нью Йорка.