28 августа 2021 28.08.21 1 1422

Жизнь и страдания господина Бранте

  Душа желала странного, и я прошел "Жизнь и страдания господина Бранте". Прошел с большим удовольствием, и на мой вкус, игра свои деньги полностью отбила.

The Life and Suffering of Sir Brante
The Life and Suffering of Sir Brante

Смотрите, это не совсем типичная видеоигра, и если вам нужен именно геймплей, то "Бранте" вам вряд ли понравится. "Жизнь и страдания" - это интерактивная новелла, мы читаем текст, и постоянно совершаем выборы, которые будут иметь какие-то последствия позднее. Это РПГ, в том смысле, что у героя есть определенный набор параметров, и наш выбор влияет на них. Допустим (ситуация условная), выбрал в какой-то момент пойти заниматься фехтованием - плюсик к соответствующему параметру, и сценка, посвященная тому, что происходит на тренировке, а пошел на дебаты - опять-таки сюжетная сцена и плюс к дипломатии. Можно еще просто поспать, и у тебя накопятся душевные силы для каких-то экстраординарных поступков (это тут отдельный параметр). Соответственно, в острых ситуациях варианты выхода зависят от того, какие у тебя параметры и какие выборы ты наделал раньше. Если выбирал не очень удачно, то единственный доступный вариант может быть, например, "погибнуть в бою".

Такая механика вообще-то имеет свои плюсы. Если тебе хочется просто "поиграть в сюжет", то "Бранте" - это да, это хороший выбор. Другое дело, что тут есть и своя обратная сторона - это когда ты выбираешь варианты, исходя не из ролевых соображений, а в рамках "гонки с калькулятором", потому что знаешь, что к такому-то моменту надо, условно говоря, "набрать 12 единиц в красноречии и чтоб отношения с мэром были на +3". Если цель именно пройти и получить финал, который хоть с какой-то точки зрения можно назвать удачным, то это может быть и проблемой. Как заметил один из рецензентов, "проходя сюжет, я на какой-то миг вдруг осознал, что играю в симулятор диалогов, конечной целью которого является вселенский калькулятор, определяющий судьбу мира!"

Но, на самом деле, все-таки нет. Радуга - это физический процесс преломления света в каплях, но если ты видишь в радуге только физический процесс, то ты, блин, сухарь, а не мудрый человек. По большому счету, игру можно пройти относительно успешно, принимая решения, только исходя из представлений о разумном и прекрасном - или своих, или своего персонажа. Кстати, о персонаже.

Повторю свой любимый тезис: РПГ - это не игра в цифры, это игра в биографию. Так вот, "Бранте" - это буквально, именно игра в биографию. Сюжетно это предсмертные воспоминания господина Бранте о собственной жизни, каждая сценка - это самые яркие события одного из годов его личной истории. Начиная с детства и заканчивая революцией, которая произойдет в его родной стране (все это вам сообщается с самого начала, так что тут нет спойлера). У нас есть семья, карьера, друзья, враги, возможно возлюбленные - и отношения с ними со всеми. Проблема в том, что тут игра действительно ролевая, и с одной стороны - куча вариантов, что делать и как вести себя, а с другой - не получится успеть все сразу. Например, наши игровые родители - из разных сословий, брат и сестра не переваривают друг друга, в выдуманном королевстве (обобщенная Европа с приметами мест, времен и событий от Варфоломеевской ночи до взятия Бастилии) орудуют революционеры, чиновники, аристократы разных группировок, проповедники, просто глаза разбегаются. Всё успеть нереально, и надо думать, каким путем интереснее идти. Скажем, один из вариантов сюжета - это карьера судейского чиновника, и можно развести в управе кумовство, а можно быть прямодушным законником, а можно яко змей хитромудрый маневрировать. Правда, совсем не оттоптать никому мозоль все одно не выйдет. Того не обидишь, так этого разочаруешь.

Понятно, что это не настольная РПГ, ты не можешь делать совсем уж что в голову взбредет, но вариантов много. Это очень редкая игра, где, например, персонажи всерьез ведут религиозные дебаты - и это имеет смысл и для лора и сюжета, и для, собственно, прохождения. Тут можно сложить очень причудливые альянсы, и одну из ачивок выдают, например, мега-предателю, который кинул сразу несколько группировок. Причем иногда надо просто, например, решать, что тебе важнее, интересы дорогого человека или государства. Есть, допустим, вариант, когда ты выводишь семью в местную элиту ценой наглухо разрушенной судьбы одного из ее членов. А ты с этим человеком с детства (ну, пусть и игрового) пуд соли съел, ну, и решай, что тебе важнее. Манчкины, которым хочется всего, заранее облажаются - идеальное прохождение если и возможно, то ну очень заковыристо. На самом деле, по-моему, "идеальное прохождение" формата всем хорошим хорошо, всем херовым херово - невозможно игромеханически. Короче, давайте расставлять приоритеты, что нашему герою важнее. Слово "страдания" в названии, оно не только для красоты. Вообще, игра короткая - ее можно часов за 6-7 пройти спокойно - но очень вариативная. Вплоть до того, что формально основной сюжетный конфликт можно вообще не считать за таковой.

Как любезный читатель уже, видимо, догадался, лор очень подробный и плотный. Квестов а-ля "убей пятнадцать разбойников" тут нет в принципе. Игра ни на секунду не дает забыть о том, что у г-на Бранте есть родные, что они живут в обществе, что в этой стране есть социальная структура, религия, законы. Причем законы можно и иногда нужно нарушать, и это все имеет свою цену. Это довольно условно фэнтези, но такой уже эпохи, Ренессанс/Реформация. Мистика существует, но не ДнДшного плана, а именно как неведомая хтонь, клубящаяся в углу мироздания. История и законы мира подаются довольно крупными мазками, но выразительно; в общем, это точно не типичная фэнтезюсечка, вот замок местного барона, а вот гнездо, итить, дракона. Опять же, тут полно "пасхалок", которые очевидны, если знаешь хотя б в общих чертах реальную земную историю - от Реформации до порохового заговора и чуть ли не русского революционного террора. Если вы в теме хотя бы на уровне знания, кто такие Гай Фокс и Азеф, то получите толику дополнительного удовольствия.

Раз уж это интерактивная новелла, пару слов про текст. Мне лично понравилось. Там явно не хватило бюджета на литературного редактора, это местами прям бросается в глаза. Но с этой поправкой - хорошо. Стиль есть, персонажи узнаваемые, сюжет интригует. Да, кстати, если вам понравилось, обязательно пройдите хотя бы две основные ветки (например, за чиновника и за революционера) - многие вещи раскрываются с неожиданной стороны. В общем, с литературной точки зрения не Карлейль и не Мериме, допустим, но вполне себе приличная беллетристика. С чем сравнивать, я не знаю (не с "Бесконечным летом" же), но, допустим, не хуже супругов Дяченко, как на мой вкус. Плюс, у "Жизни и страданий" очень приятный саундтрек и не афигеть и упасть, но весьма симпатичные и стильные иллюстрации.

Там, конечно, есть проблемы плана именно механического, что ли. Часть выборов, они не особо не то что интуитивны, а не выводятся из логики сюжета, некоторые навыки малополезны. Ты не можешь, например, выиграть турнир по фехтованию, просто вкачав фехтование, надо на некоторое количество сцен раньше как следует сплясать с бубном. Но это я малость придираюсь, и все эти штуки, они уже скорее постфактум приходят в голову.

И знаете... "Жизнь и страдания господина Бранте" действительно пьянит как хороший роман. Да, эту игру есть за что даже и поругать, но я просто не хочу этого делать. Я лучше попробую затолкать своего внутреннего ролевика в желчный пузырь и выкружить на немного иную концовку. Как-то хочется чуть иной судьбы для этих нарисованных буквами по бумаге людей.

В общем, это очень необычная игра, инди в лучшем и высшем понимании этого слова. Отечественный производитель на этот раз просто порадовал. Если вам за сюжетом и играми как родом искусства - то это сюда.

На втором скриншоте - то, как по факту выглядит геймплей, на третьем - экран персонажа (да, никаких тебе "Сила-Ловкость-Телосложение").  


Лучшие комментарии

Не знал, что Кэт Кэт проводит экспансию в этих краях
Или же это весьма качественная подделка? 

Но за обзор, очевидно, плюс. Хорошо всё разложил 

Читай также