29 августа 2021 29.08.21 6 5362

Тактика от EA | Ретроспектива General Chaos

+44
Лучший блог недели
1000 ₽
 

Видеоверсия блога прилагается.

Вот я снова решаюсь не рассказывать о чём-то неизвестном, а наоборот вспомнить былое. А для меня нет ничего более ностальгического, чем Mega Drive. И одной из моих любимых игр на ней была «General Chaos», изданная Electronic Arts. Было время когда ты видел заставку EA с изображением геометрических фигур и точно знал, что сейчас будет что-то годное. А когда видишь их заставку сейчас — ты готовишь кредитку и амулеты на удачу.

«Всеобщий Хаос» выкован 94-м году из-под наковальни разработчиков Game Refuge. Вам это название что-то говорит? Вот и мне нет. Послужной список на их сайте довольно не маленький, но большинство игр были разработаны для аркадных машин. Эксклюзивный релиз на Genesis — еще одна отличительная черта этой игры.

Рекламный разворот игры в журнале Electronic Gaming, на котором в нижнем углу можно разглядеть первоначальный неиспользованный вариант обложки.
Рекламный разворот игры в журнале Electronic Gaming, на котором в нижнем углу можно разглядеть первоначальный неиспользованный вариант обложки.

Игра повествует… да ни о чём она не повествует (как и большинство консольных релизов)! Но в мануале есть небольшая предыстория.

Бывает так, что жизнь человека формируется исходя из его имени. Именно следуя этими соображениями двое матерей назвали своих детей Чаос (Chaos, с англ. — «Хаос») и Хавик (Havoc, с англ. — «Опустошение», также можно перевести как «Хаос»), чтобы их дети выросли и стали настоящими воинами. Чаос и Хавик с детства были не разлей вода: они вместе играли, вместе читали военные трактаты. Шли годы крепкой дружбы пока в один день Чаос не нашел то, что было лучше даже дневников Наполеона — самый первый выпуск комикса с боевой девушкой на обложке (на самом деле комикс называется «Очень мускулистые разрушительные тяжеловооруженные неистово взрывающиеся боевые воины на войне»). Но Чаос совершил ошибку: он показал книжку Хавику, забыв о его врожденной жадности. В попытке отобрать себе комикс, друзья рвут его на части. Чаос винит в содеянном Хавика, Хавик винит Чаоса. Они оба продолжили своё милитаризированное обучение, но уже порознь. Со временем бывшие друзья сколотили вокруг себя армии, а также они взяли под своё управление земли и населённые пункты: Чаос основал страну Моронику, Хавик — Висерию. Война между двумя правителями длилась десятилетия, ей не было конца, а лидера так и не наблюдалось. Уставшие от топтания на месте генералы начали искать решение, которое и приведёт их к победе. И вот, в один день и в одну и туже минуту им обоим пришла одна и та же мысль! Заключалась она в осознании того, что лучше огромной необъятной армии может быть только небольшой мобильный отряд узкоспециализированных командос. Отряды собраны, тактика обдумана — кто же победит?

Сама игра представляет собой подобие тактической стратегии, что довольно нетипично для консольных игр тех лет. Цель игры — дойти до столицы врага и захватить её. Боевые действия проходят на одноэкранных уровнях. Членами мобильных боевых отрядов могут стать:

  • Пулеметчик, стреляет по конусовидной траектории на средней дистанции. Очень хороший боец, он был бы имбой, если бы его оружие периодически не клинило;
  • Ракетчик, запускает мощные снаряды на всю карту. Ракеты могут разорвать вражеского героя, не давая шанса медикам спасти его;
  • Огнеметчик, персонаж ближнего боя. Наносит много урона в кратчайшее время. Также как и ракетчик, может заживо спалить врага. Если огнеметчик поплавает в воде, его огнемет на время деактивируется;
  • Подрывник, специалист по взрывчатке. Кидает взрыв-пакет прямо под ноги. Урона наносит он много, но вот скорость атаки в купе с тем, что приходится подходить к врагам вплотную, делают этот класс аутсайдером;
  • Гранатчик, кидает снаряды дальше многих, но не на всю карту, как ракетчик. Очень полезный damage-dealer, который способен держаться в стороне от действия.

Перед сражением, игрок выбирает один из трех заранее собранных составов из пятерых солдат. Или специальный отряд «comandos», состоящий из двух человек. Из-за уникальности персонажей сражения получаются довольно динамичными. Ведь приходится подстраиваться под каждого, уходить от атак противника и нападать на слабых и незащищенных недругов.

Экран выбора отряда.
Экран выбора отряда.

Если два соперника подойдут друг к другу вплотную, то автоматом запустится ближний бой. В этом режиме можно ставить блок, бить и ногами и руками, а также можно выбирать направление для ударов. Скажем, можно всегда бить неприятеля в пах… хотя нет, нельзя. Если не чередовать удары, а совершать один и тот же приём, то есть большой шанс того, что противник выхватит пистолет и поставит последнюю точку в битве. Вот такая вот защита против любителей одного удара в файтингах.

Ближний бой наглядно. Во время стычки вся прочая активность останавливается.
Ближний бой наглядно. Во время стычки вся прочая активность останавливается.

Поля боевых действий разбавляются особенностями, от банальных защитно-оборонительных сооружений, до характерных черт определенного ландшафта. Последние примечательны не только кустами или поваленными деревьями. Но и, например, реками, переходя через которые солдаты могут оказаться легкой мишенью для врагов. Или песком, замедляющий передвижение войск. Также на уровнях могут находится бонусы, кто их первый и взял того и очки. Еще дополнительные очки можно получить если команда выполнит своё спецзадание, которое иногда выдаётся перед боем. Почти всегда за этим заданием прячется уничтожение какого-либо стратегического объекта. Будь то водонапорная башня, товарный вагон или боевая техника. За эти очки во время рапорта игрок может получить медиков в команду, для возможности дальнейшего спасения раненых бойцов.

В одиночной игре после победы над Хавиком, игроку предоставят выбор: продолжать игру или нет. Если нет — Game Over, но если да, то игра начнется заново с повышенной сложностью вкупе с сюжетным оправданием по типу «Хавик сбежал из заключения, нам необходимо снова его победить!». Кроме сложности, меняется и ландшафт некоторых мест боевых действий. Например, при первом прохождении какое-нибудь место представляет собой лесопилку, но при втором это место станет заснеженным полем с застывшим озером. Это добавляет хоть какое-то разнообразие в переигрывании одного и того же. Начать игру заново можно лишь два раза, на третью победу игрока встретит экран Game Over. И того выходит три небольших компании.

Между миссиями, зачем-то, демонстрируют одухотворенные лица генералов. И не менее одухотворенных советников.
Между миссиями, зачем-то, демонстрируют одухотворенные лица генералов. И не менее одухотворенных советников.

И они действительно небольшие, полное прохождение занимает не больше двух часов. Растянуть удовольствие от игры поможет сразу два режима на двоих: кооперативный и версус. В первом количество людей в союзном отряде уменьшается до четырех, но зато так под контроль каждому игроку даются по отряду «comandos» из двух человек. Вообще, отрядом «comandos» можно играть и в одиночке, но это больше звучит как челлендж, а не нормальная игра. Уж больно сильно ощущается количественное превосходство врага. В версусе же оба игрока, как можно догадаться, встают по разные стороны баррикад и начинают состязаться в тактике друг с другом. Мультиплеер это всегда прикольно!

А вскоре я сделал для себя одно открытие: дело в том, что игра поддерживает некий 4 Way Play — адаптер для игры вчетвером, разработанный самими «Электрониками» для их же игр. А поддерживаемые эту фичу игры это сплошь спорт-симы (время идёт, а что-то не меняется до сих пор). Но в библиотеке есть парочка сторонних проектов и General Chaos стала одной из них. И да, эта штука работает! В игре действительно спрятаны два дополнительных режима для троих и четверых игроков соответственно. Т.е. это одна из немногочисленных «Party game» на сеге, что очень похвально. Играть вчетвером же весело! Наверное, я не знаю… Одному за четверых играть неудобно.

Также открытием для меня стало то, что игра задизайнена культовым дуэтом: художником Брайаном Колином (Brian Colin) и программистом Джеффом Науманом (Jeff Nauman). Вы их не знайте? Да это не проблема, вы же не жили ребенком в Америке 80-х годов. А те кто жил знают такую культовую аркадную машину как Rampage — игру про огромных кайдзю, разрушающие города. Или Xenophobe, до мозга костей split-screen развлекуху про космических чистильщиков. Эти культовые штуки объединяло одно — код Джеффа и стиль Брайна. Последний точно узнается в этих карикатурных изображениях с характерными небрежными линиями. И разными размерами пикселей — это вообще визитная карточка Колина. В плохом смысле, разные размеры пикселей это моветон в сообществе пиксель-артистов. Когда эта парочка откололась от Bally Midway, они создали собственную студию, в которой продолжали делать аркадные игры и редкие консольные эксперименты.

Аркадная Rampage. Да, фильм со Скалой создан по её мотивам.
Аркадная Rampage. Да, фильм со Скалой создан по её мотивам.

А конкретно этот эксперимент довольно странный. Вроде игра хорошая, определенно веселая, особенно в мультиплеере! Но в тоже время она так раздражает своим управлением. Передвигать персонажей можно только выбирая их по очереди, а приказ атаковать дается наоборот всем одновременно. А цель солдаты определяют автоматически и я до сих пор не понимаю по какому принципу. То ли по самому ближнему врагу атакуют, то ли нет. Иногда вообще начинают стрелять в противоположную сторону. Шанс попадания ракетой в целом равен процентам 15%. В пылу битвы можно случайно вызвать медика, потому что раненый солдат лег под курсор. А с помощью паузы можно вообще «взламывать время» и читерить т. к. во время паузы останавливается всё, кроме летящих снарядов, не давая бойцам увернуться от них. Музыки в игре всего три трека. И это вроде мелкие мелочи, но они так сильно раздражают на протяжении всей игры…

Но я все равно продолжаю играть. Почему? Да потому, что подобных игр мало. Вот бы получить какой-нибудь ремейк, вторую часть или духовного наследника, чтобы и оригинальный дух сохранить и минусы исправить… И так думал не только я, но и Брайан Колин, который в 2013 году пришел на Kickstarter с намерениями создать продолжение игры — General Chaos 2: Sons of Chaos! И сбор провалился, не собрав даже и половины суммы. Честно говоря, уж больно не показательный у них выдался ролик, который должен представлять игру. Игра выглядит как простенькая мобилка, а не игра от студии, хоть и небольшой. Особенно заметно это по тем кадрам, когда персонажи определенно должны выражать эмоции, но этого не делают. А в оригинале с этим проблем не было. Я уже молчу, что на Youtube-канале этот ролик абсолютно весь в графических артефактах. Короче говоря, даже для 13-го года выглядела игра непрезентабельно. Но не стоит разочаровываться раньше времени, ведь официальная страница игры до сих пор живая и она, как и сам Колин, давно намекает на то, что работа над проектом все же ведется. Ну-с, подождем — увидим. Опрометчиво надеяться на чудо не стоит.


Лучшие комментарии

Кааак же я обожал эту игру. В те времена она казалась мне потрясающей. Это новый жанр, юмор, анимации.

Спасибо за обзор, бро!

Классный блог! Вспомнил как давно я в нее залипал, даже из памяти стёрлось.Не вспомнил бы даже, если б не твой блог))

Саундтрек в голове моментально заиграл. Меганичтяцкая игра!

была игра на сеге. Не прошел тогда, но много часов рубились с друзьями. 

Чаос блджд, моё неуважение, я аж зарегистрировался чтобы его выразить.

Читай также