26 апреля 2021 26.04.21 5 2211

Игра про препараты — NARC (1988)

+21
Наркотики — зло! Не употребляйте их.

Распространение наркотикотических веществ среди малолетнего населения — это большая проблема, которая до сих пор не решена. А борьба с этим явлением идет до сих пор. Давай вернемся немного в прошлое США во время правления президента Рейгана.

По указу первой леди Нэнси Рейган была создана программа D.A.R.E. (Drug Abuse Resistance Education) — воспитание против злоупотребления наркотиками, которое проводилась среди молодежи в местах их большого скопления: школы, колледжи, институты, а также развлекательные заведения, вроде аркадных залов. Ведь именно в таких местах, по словам членов проекта, и промышляли дилеры, раздавая бесплатные вещества, для настоящих крутых ребят, тем самым науськивали и подсаживали невинных детей.

Надпись на экране появлялась в перебивках между Demo-сценами.
Надпись на экране появлялась в перебивках между Demo-сценами.

Уильям С. Сешнс, будучи главой ФБР по связям с общественностью, совсем недавно прикрыл крупнейшую сеть по экспорту и распространению пиратских игр из Кореи в Соединённые Штаты Америки. Это позволило ему стать членом A.A.M.A. (American Amusement Machine Association) — американская ассоциация игровых автоматов, что в свою очередь привело к появлению его знаменитого антинаркотического лозунга, который можно было заметить на большинстве автоматов тех лет — «Winners Don’t use drugs». Этот лозунг знают и помнят все американские бумеры, ведь пропаганда была настолько всеобъемлющая, что стала неразрывной частью не только игровой индустрии, но частью массовой культуры США.

Добралась эта пропаганда и до самих игр, и самая заметная из них это наша сегодняшняя гостья — NARC, аркадный автомат 88 года. Скандальная, эпатажная и чрезмерно жестокая. А стоит ли за игрой хоть что-то большее?

Игра «повествует» о двух полицейских с самыми девяностыми именами на свете: Max Force и Hit Man. Оба служат в отделе по борьбе с наркотиками «NARC». Имея право на убийство, они устраивают настоящую войну на улицах погрязшего в преступности города. Все это для того, чтобы найти и уничтожить таинственного мистера Бига — главу самой опасной ОПГ, именуемая K.R.A.K. Вот такой краткой сноской я и описал весь сюжет игры.

Главный экран игры. Надпись на номерах «Скажи нет или умри» вкупе с лозунгом «Никто не решался… до сегодняшнего дня» явно говорит о недобрых намерениях офицеров.
Главный экран игры. Надпись на номерах «Скажи нет или умри» вкупе с лозунгом «Никто не решался… до сегодняшнего дня» явно говорит о недобрых намерениях офицеров.

Как можно заметить по скриншотам ниже — игра представляет собой side-scroll экшен на двоих игроков. Геймплей прост как три копейки: игрокам придется расстреливать бесконечные орды противников, попутно собирая бонусы. Кроме людей на офицеров будут нападать собаки, в которых необходимо стрелять из положения сидя. Кстати, собаки это единственные существа, которых нельзя убить. От пуль и ракет они скукоживаются, а после убегают прочь.

В этой секции, игрокам необходимо уничтожить секретную лабораторию K.R.A.K. Кто уничтожил больше склянок — тот получает больше очков.
В этой секции, игрокам необходимо уничтожить секретную лабораторию K.R.A.K. Кто уничтожил больше склянок — тот получает больше очков.

С помощью прыжков можно уходить от врагов, или уничтожать боевые вертолеты противника. Также игрокам дадут покататься на машине, похожую на Porsche 911. Правда толку от нее мало, ее разбить еще легче, чем наткнуться на рекламу женщин легкой социальной ответственности в комментариях на сайте SG. Кстати, они и в игре есть. Убивать в игре не всегда обязательно, большинство негодяев, за исключением некоторых, можно арестовать. Чтобы заломить торчка, надо лишь подойти к нему в упор и подождать пару секунд. Вот только в неподвижном состоянии игрок становится легкой мишенью для врагов из-за чего ты сразу понимаешь, что простое убийство быстрее и эффективнее ареста. Но за арест дается куда больше очков, чем за убийство или сбор доказательств. К последним можно приписать выпадающие из врагов пачки денег и мешочки с порошком. Кроме очков из врагов выпадают ракеты и патроны для автомата, ибо они у игроков заканчиваются.

Скверный район города, набитый вульгарными заведениями. На стоят невинные путаны, которых необходимо охранять.
Скверный район города, набитый вульгарными заведениями. На стоят невинные путаны, которых необходимо охранять.

У игры завышенная сложность и кривой баланс. Вражеских снарядов на экране больше, чем дубаев за спиной Фена. Получить урон в игре проще простого, а лечиться нельзя. Бесконечный спаун врагов только подливает масло в огонь. Увы, но такую тенденцию можно было часто встретить на игровых автоматах. Умер, но хочешь играть дальше? Тогда кидай дополнительные монеты.

Уровень на мосту, на котором игроками дают возможность покататься на боевом НАРКмобиле.
Уровень на мосту, на котором игроками дают возможность покататься на боевом НАРКмобиле.

Перед началом уровня нам демонстрируют заставку с противниками. Все они выглядят максимально карикатурно. Весь этот уличный скам будто сошел с фантастических фильмов тех лет. Дилеры оборванцы, химики варщики, стильные сутенёры, громилы-хмыри, жестко подсевшие на препараты и безумный клоун. Почему бы и нет?

Доктор Спайк Раш — один из противников в игре. Атакует офицеров, метая в них шприцы с отравляющими веществами.
Доктор Спайк Раш — один из противников в игре. Атакует офицеров, метая в них шприцы с отравляющими веществами.

В конце игры мы попадаем в штаб-квартиру K.R.A.K., в коридорах которых мы и находим таинственного мистера Бига. Им оказывается мерзкий и жирный мафиозник Кресло-коляска, на которой он разъезжает во время битвы, оборудована пулеметами для расстрела полицейских. После того, как офицеры расправляются с боссом, с ними связываются из штаба. Сообщение гласит, что мистер Биг еще не умер. Грядет финальная битва.

Мистер Биг настолько самовлюблен, что в его офисе висят его же портреты с подписью «я».
Мистер Биг настолько самовлюблен, что в его офисе висят его же портреты с подписью «я».

Мистер Биг перевоплощается в огромную голову себя, разъезжающая на сверкающей платформе. Если стрелять по очкам, они вскоре сломаются, показав свою истинную нечеловеческую натуру. Если влить достаточно урона, плоть врага разлетится на куски. Оставив на месте головы голый череп, привязанный позвонками к подвижной платформе, с горящими глазами начнет закидывать игрока языками. Уничтожая позвонки, злобный череп спускается ниже, позволяя наносить ему урон. Через какое-то время умирает и он.

После победы мы конфискуем все золото, из его тайника. Естественно, в качестве доказательств. В конце этого игрокам демонстрируется победный экран, гласящий: поздравляем, тренировочное задание нарк успешно пройдено. свяжитесь с вербовкой в местный отдел по борьбе с наркотиками. Я прямо сейчас представляю толпы гиперактивных детей, которые вламываются в местное УВД с криками «Дайте мне мотошлем и автомат, я УБЬЮ ВСЕХ торчей! Я знаю как это делать! Я ПРОШЕЛ ПОДГОТОВКУ!»

Концовка игры.
Концовка игры.

Вы уже обратили внимание на визуальное исполнение игры? Когда большинство аркадных игр того времени из-за рисованной пиксельной графики выглядели мультяшно, NARC от них выгодно отличалась. Да, сейчас игра выглядит очень неказисто, особенно пустующий уровень на мосту, но тогда такой графон казался более чем реалистичный. Все это благодаря 32-битному графическому процессору TMS34010. Этот маленький засранец способен отображать на экране такие высокоточные растровые изображение оцифрованных людей. Для игрового автомата этот микропроцессор был использован в первый, но далеко не в последний раз. Он также применялся в Mortal Kombat, WWF Wrestlemania и NBA Jam.

Кроме того игра прославилась своей жестокостью, количество реалистичных убийств на экране зашкаливало, я уже молчу про расчлёненку, которой в игре хоть отбавляй. Игра быстро набрала свою популярность, большинство игроков в то время хотя бы раз кидали свои монеты в этот автомат. Востребованность игры росла, поэтому встал логичный вопрос о переносе игры на домашние системы. Поиграть в любимую игру с аркадного автомата, но только дома, не тратя сотни монет на кредиты, что может быть лучше? Естественно, домашние системы того времени не имели таких мощностей, что и игровые автоматы, не говоря уже о их больших габаритов. Поэтому все порты были упрощены в угоду производительности.

Начнем с версии ZX Spectrum. После заглавного экрана, мы видим классические заставки перед миссией. Похвально, что они попытались максимально повторить оригинальные кадры. Для ZX Spectrum все выглядит довольно неплохо. Ну, все цвета явно ушли на HUD! Пусть игра выглядит и монохромно, но все различимо. Враги разные, задники из оригинала узнаются и не сливаются в кашу. Расчлёененка присутствует. Саундтрека нет, только звуки выстрелов, взрывов и бонусов. Еще тут нет хорошего управление, но это проблема всех портов этой игры. В оригинале у каждого действия была своя кнопка, в версии на ZX Spectrum таких кнопок всего две: это кнопки атаки и прыжка. Хочешь стрелять из пулемета? Долби по кнопке атаки. Хочешь выпустить ракету? Зажми кнопку атаки. Аналогично с прыжками и приседанием. Ну, нельзя не отметить очевидный факт — игра медленная. Поэтому играть в неё не так уж и весело.

Заставки в игре укорочены, показывают лишь портреты без общих планов. Ну, тут появились цвета! Уже плюс. Первый и единственный. Эта версия играется еще хуже, чем версия на ZX Spectrum! Да что уж говорить, цвета этой игре совсем не идут на пользу. Все персонажи похожи на неровные кляксы, чем на что-то осмысленное. С управлением, кстати, тот же косяк, всего лишь две кнопки. Плюс само управление очень топорное и не отзывчивое. Из-за чего ты невольно жмешь на кнопки с удвоенной силой. В игре нет никаких звуковых эффектов, ни шагов, ни выстрелов, ничего. Но зато на протяжении всего прохождения издается какой-то непонятный и раздражающийся треск. Я беру свои слова назад! NARC на ZX Spectrum хотя бы хорошо выглядит и играется по-человечески. А на это даже смотреть больно…

Дальше по списку Commodore 64. как и в предыдущей версии, в этой заставки упрощенные. Звуковых эффектов нет, но тут появился музон! Он один единственный на всю игру, но зато он есть! Управление снова на двух кнопках. Графика тоже пятнистая, как в версии для Amstrad CPC, но палитра более пастельная, не такая вырвиглазная. Радует, что игра пытается сохранить интенсивный игровой процесс оригинала. Версия не такая медленная, как предыдущие две. Это довольно хороший порт, явно лучше предыдущих.

Игра выглядит и звучит максимально аутентично оригиналу. Amiga также может выдавать голосовые сэмплы, как и аркадный автомат. Заставки снова упрощенные, хотя непонятно почему. И вроде кажется, что все хорошо, пока не пытаешься в это играть. У Amiga всего-лишь одна кнопка, и отвечает она только за огонь. А как прыгать и приседать? Двойным отклонением джойстика вверх для и вниз соответственно. Уворачиваться от врагов из-за этого почти нереально. Также нереально использовать ракеты. Для их запуска надо зажать кнопку огня, как и в предыдущих версиях. Только зажимать приходится на 2-3 секунды, оставаясь при этом полностью неподвижным. Из-за этого использование ракет сводится на нет. И вот мы пришли к тому, с чего и начали: игра хорошо выглядит и звучит, но не более.

Играть я буду в русскую версию, ведь все мы здесь ценители великого и могучего. По версии наших переводчиков, игра носит гордое название «Русская наркомафия». Игра радует полными аутентичными заставками, а глаз цепляется за наш колорит. Со всеми вытекающими. Nintendo во времена NES славилась своей цензурой, и эта игра не осталась в стороне. Кровь с логотипа на стартовом экране убрали (на коробке она и вовсе стала желтой), никаких упоминаний смерти нет (жаль наши надмозги об этом не знали и упоминания убийств в игре присутсвуют), сальные вывески в плохом районе остались, но путан с улиц убрали. Пакетики с кокаином переименовали в контрабанду, а название преступной организации сменили с K.R.A.K. на K.W.A.K. Удивительно, что расчлёненка осталась на месте.

Думаю, не стоит говорить, что подобного в оригинале не было.
Думаю, не стоит говорить, что подобного в оригинале не было.

В остальном это, наверное, лучший порт. Да, он выглядит не настолько хорошо, как версия Amiga, но зато приятно играется. Управление на двух кнопках тут доведена до идеала, а если у вас не стандартный двухкнопочный, а турбо контроллер, то из-за особенности управления можно использовать все четыре кнопки, управление станет самым близким к оригиналу. Музыка есть, всего четыре композиции, но это уже на три больше, чем в версии для Commodore 64. Мини-карта только бесполезная, она должна показывать врагов и прочие ништяки, а в этой версии отображает только героя в пространстве. Выглядит игра намного проще, но геймлей приятный, управление удобное. Я даже захотел заиметь эту игру у себя в коллекции, и тебе советую, если ты таким промышляешь. Но только не русскую версию, не потому что она плохая, а потому что игра регулярно крашится.

Игра NARC была смелым экспериментом. Нет, игра не была самой первой жестокой игрой в 1988 году, но стояла у истоков развития индустрии в более взрослою сторону. До Mortal Kombat осталось еще четыре года. Североамериканский релиз Splatterhouse будет через год. А Wolfenstein 3D доберется до DOS лишь в 1992. Но нельзя не заметить, что многие разработчики этих игр ненароком, но поглядывали в сторону неказистой аркады за вдохновением. За исключением Splatterhouse, это же японцы, они развивались по своему пути.

Юджин Джарвис, геймдизайнер игровых автоматов.
Юджин Джарвис, геймдизайнер игровых автоматов.

И вроде и игра нормальная, и людям нравилась, но мою голову не покидает одна деталь. Чем игра может помочь в борьбе с распространением веществ? Насилием и карикатурными образами? Геноцидом всех и вся? Ну, кто-то может сказать, что игра является тонкой сатирой на происходящую в стране войну пропаганд. Ну, знаешь, такая сатира, завернутая в увеселительный фантик, наподобие фильмов Пола Верховена. А может и да. А может и нет. Я считаю, что все вот эти «Say No!» и другие лозунги, которыми был украшен корпус автомата, были лишь прикрытием чтобы сделать жестокую, а после одну из самых популярных аркадных игр 1988 года. Ведь Юджин Джарвис, главный геймдизайнер игры, настоящий батя аркадных машин, особо не распространяется о своих политических и мировоззренческих взглядов. Куда больше он любит рассказывать о своей работе над Robotron: 2084, считая её лучшей своей работой по сей день. По какой-то причине, о NARC он почти не распространяется. Мол, сделал и сделал, чего бухтеть то.

Не стоит спихивать ответственность воспитания детей на школы, на колледжи, на телевидение, и уж тем более на видеоигры. Распространение наркотикотических веществ среди малолетнего населения — эта серьезная проблема, которую решить не так просто, как кажется. Буклетики тут не помогут, миссис Рейган. Воспитательные беседы о вреде наркотиков должны проводиться самими родителями ребенка или их опекунами. Необходимо лишь сказать правду — что эти вещества вызывают сильную зависимость, их употребление ведет к серьезным психическим расстройствам, разрушает тело изнутри. Прием наркотиков — это долгая и мучительная смерть. Не стоит говорить, что хранение и распространение веществ незаконно, и во многих странах за это человека ждет арест. Просто будьте с ними честными и дети вас услышат.


Лучшие комментарии

Интересная статейка, хотелось бы услышать еще о подобных садомитных развлечениях!

Раккун, ты — лучший! Во время ожидания разморозки ретрозора этот формат — именно то, что нужно.

Продолжая эту рубрику, ты не мог бы сделать обзор первой Wasteland? Интересно, откуда у Фоллыча корни растут, а трогать страшно. Хотелось бы послушать про одного из прародителей cRPG в современном понимании.

Спасибо за отзыв!

ты не мог бы сделать обзор первой Wasteland? Интересно, откуда у Фоллыча корни растут, а трогать страшно.

А ты думаешь она меня не пугает?) Явно не сейчас. Я сосредоточился, пока что, на чем-то более понятном и не огромном. А вообще, я сейчас стараюсь ничего не обещать, а то мало ли как жизнь дальше сложиться. Уже не один раз на этом опростоволосился.  

Понимаю, удачи в твоих проектах

Читай также