Недавно я увидел, что Бурят Кодзимович расплескался в комплиментах этой игры. И это один из моментов когда я понял, что наши мнения разделились, а, возможно, он просто только начал в нее играть.
Позвольте сказать вот что. Я. Ждал. Эту. Игру. Я ждал эту адвенчуру с первого анонса в 2019 году. И, согласитесь, завязка звучит ну прям очень интригующе! Главный герой вместе со своей любимой женой проводят тихий, мирный вечер в своей уютной квартире пока на улице бушует гроза. И тут, совершенно внезапно, в квартиру врывается какой-то мужик, который называет себя полицейским, обвиняет нашу жену в убийстве, а главного героя…убивает. На самом деле, не совсем. Как выясняется, у нас есть возможность снова прожить этот волшебный вечер, так как главный герой попадает в 12-минутную временную петлю. И разобраться в том, что вообще происходит, кто этот мужик-полицейский, что за темные прошлые скрывает от нас жена и выбраться их временной петли — это уже задача, которая ложится на плечи игрока. Игру разрабатывали шесть лет, и изначально она должна была выйти аж в 2016. А в ее озвучке участвовали такие звезды как Уильям Дэфо, Джэймс Макэвой, и Дэйзи Ридли. А ведущий разработчик Луис Антонио, который раньше работал с Рокстар и Юбисофт, а также приложивший руку к разработке головоломки The Witness, вдохновлялся такими фильмами как День Сурка, Мементо, Окно во двор Хитчкока, и ковром из Сияния Кубрика. Вот, согласитесь, звучит же просто охренительно! Вот только 12 МИНУТ оказалась не совсем тем, что я себе представлял.
Давайте скажу так, на бумаге вся эта идея звучит гораздо лучше, чем она играется. И, возможно, подобная задумка выглядела бы лучше и уместнее в виде какого-нибудь фильма или, прости господи, книги. Как будто кто-то еще читает в 2021. Не поймите меня неправильно, первые пару-тройку часов наблюдать за происходящим очень интересно. Ты учишься взаимодействовать с предметами, выясняешь границы дозволенного, по разному обыгрываешь, казалось бы, почти одинаковые сценарии и испытываешь искренний восторг когда случайно натыкаешься на ветку, о которой даже не задумывался раньше. Первые пару-тройку часов тебя действительно тянет на эксперименты, тебе хочется изучать и исследовать. Тебя даже не особо тревожат кривоватые анимации или наезжающие друг на друга реплики героев, ты с легкостью прощаешь какие-то небрежности и несовершенства. Начальная заставка выполнена ну очень стильно, музыка подобрана прекрасно!
На самом деле, когда игра только вышла в Стиме, ее оценка была ОЧЕНЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ, которая позже сместилась к отметке В ОСНОВНОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ. И это полностью описывает ситуацию в игре, так как первая ее половина действительно прекрасна. Но, как говорится, чем дальше в петлю, тем больше проблем вылезает наружу. Скажу сразу, не у всех будут такие же проблемы как у меня, но вероятность того, что они будут повторяться у многих достаточно высока.
Пожалуй, первая большая проблема второй половины игры заключается в том, что игра не дает тебе достаточно свободы и пространства для решения, казалось бы, элементарной задачи. То есть игра должна идти по определенным рельсам и если ты не разгадал последовательность этих рельс, то дальше ты не пройдешь. И некоторые из ограничений игры выглядят максимально искусственно, что моментально рушит всю веру в предлагаемые действия. Вот сейчас будет самая кроха очень расплывчатых геймплейных, а не сюжетных спойлеров, просто чтобы вы смогли сами оценить ситуацию. Смотрите, в одной из вариантов развития событий, нам удалось усыпить и нашу жену, и вырубить псевдо-копа. Пока псевдо коп без сознания мы имеем возможность его обшманать, найти два пластиковых хомута, телефон, нож и пистолет. Казалось бы, пока коп без сознания, связываем ему руки, ждем пока он просыпается, выясняем что ему нужно. Имея в распоряжении нож (а то и два) и пистолет, главный герой может проиграть в схватке один на один, кстати. Упс, вы проиграли начинайте по новой. Ты такой думаешь, ладно, давайте используем два хомута и свяжем ему еще и ноги.
Мы просто фундаментально не можем связать ему руки с ногами или, скажем, привязать его к какой-нибудь батарее или кровати, а можем связать ему только руки, повторюсь, имея два хомута. Ты думаешь снова, хорошо, мы уже обладаем кое-какой информацией, у нас есть возможность доказать жене, что день повторяется.
После того, как я докажу ей, что день повторяется, стоит просто попросить ее притвориться спящей в спальне, вырубить копа, связать его, а когда он проснется, просто спокойно и обстоятельно все обсудить. Но нет, строчки диалога про притвориться спящей просто не существует. То есть ты знаешь что будет самым логичным решением в этой ситуации, но игра просто не позволяет тебе этого сделать потому, что она на это не рассчитана. А теперь представьте, что вся вторая половина игры вот такая. Ты просто тыкаешься об стены и препятствия в попытке разгадать логику автора. И поверьте мне, вышеописанная ситуация — это только вершина айсберга. Благо хоть игра позволяет проматывать диалоги, иначе если бы мне каждый раз пришлось слушать…
я бы точно сошел с ума.
Вторая главная проблема игры, на мой взгляд, это неспособность понять точную цель. То есть, да, наша мета цель, так сказать — выбраться из временной петли. Для того чтоб это осуществить мы должны выполнять задачи поменьше, вроде бы все логично. То есть, поначалу тебе кажется, ага, я сделаю вот это и игра закончится. Но нет, игра продолжается. После этого ты думаешь, ага, наверное, мне нужно сделать вот это. Но игра продолжается. Ближе к концу игры тебе кажется, что ты уже просто вывернулся наизнанку и сделал все, что только можно, а игра все не заканчивается. И, как ни парадоксально, но чем дальше по игре, тем меньше ты понимаешь в чем основная цель состоит, собственно. И, как мне кажется, для подобной игры — это недопустимо. Признаюсь честно, ближе к концу игры я просто открыл прохождение и смотрел что и где я мог не выполнить или пропустить. И вот если бы не прохождение, я бы в жизни не додумался до некоторых моментов просто потому, что сама игра не делает ни единого акцента или намека на то, в каком направлении думать.
Ну и, сейчас мы заходим в очень субъективное восприятие, но мне кажется концовку писал Шьямалан, и я это говорю сейчас более в негативном ключе. То есть до поры до времени, если на минутку забыть про то, что мы застряли во временной петле, у сюжета есть довольно четкая структура, мы понимаем что и почему делает каждый из персонажей, но ближе к концу все скатывается в какой-то сюр, что после прохождения мне потребовалось еще сидеть минут 10 и думать правильно ли я все понял. Возможно, кому-то такой исход понравится, но мне он не очень понравился.
Накиньте на это не очень удобное управление. Играя на ПК мы пользуемся только мышкой. Я без понятия почему правая кнопка мыши выводит нас в главное меню, а не открывает инвентарь. Если вы играете с геймпада, то кажется, что управлять курсором мыши с помощью стика — это дикая срань, но по-другому игра бы тогда просто не работала.
В игре есть небольшое количество пиксельхантинка и не совсем понятно зачем пользоваться некоторыми предметами. Я не могу сказать, что это прям минус, но я, например, так и не понял нахрена мне возможность смывать унитаз и взаимодействовать со свечками. То есть, с одной стороны, разработчику нужно создать иллюзию интерактивности, иначе у игрока возникнет ощущение, что его ведут за руку, с другой стороны, эти элементы довольно сильно отвлекают и заставляют тебя думать совершенно в другом направлении. То есть, мне бы в голову не пришло делать что-то с унитазом, но из-за того, что это интерактивный объект он заставляет меня держать этот факт в голове и думать что бы с ним сделать, хотя по факту он не нужен совершенно.
Что касается вышеупомянутых актеров, то они свои деньги отрабатывают. Надо отдать должное, имея в своем распоряжении такое крайне малое количество выразительных средств — я персонажам верю. Я имею ввиду, особо по геометрии или освещению здесь не разгуляешься, хотя временами оно довольно приятное. Анимации далеко не самая сильная сторона игры, а лицевой мимики у героев просто нет из-за расположения камеры. Остается надеяться на отыгрыш героев с помощью голоса. Стоило ли нанимать конкретно этих актеров чтобы озвучить игру? Скорее всего нет, их имена использовались исключительно в маркетинговых целях. Справились ли они со своей работой хорошо? Да. Но не то, чтобы здесь нужно было что-то серьезное отыгрывать. Я имею ввиду — это явно не калибр этих актеров.
Если коротко, на мой взгляд, 12 минут — это довольно любопытная игра, которая очень хорошо начинается и заканчивается в лучшем случае средненько. Я бы соврал, если бы я сказал, что совсем не получил от нее удовольствия. Повторюсь, первая половина игры — великолепна. Но, чем ближе к концу, тем больше раздражения она у меня вызывала.
Спасибо всем за внимание и удачных игр!
Лучшие комментарии