21 августа 2021 21.08.21 14 5273

Обзор Twelve Minutes: ад для любителей сюжетных игр.

+10
Все на Е3 2019: О, новая Fable, спасибо Microsoft
Я на Е3 2019: О, игра про временную петлю 

Эту  игру я ждал с её анонса на Е3 2019 - настолько мне её короткий трейлер запал в душу. Я обожаю короткие, камерные проекты с необычным концептом. В большинстве игр мы только и делаем что умираем - так почему не превратить это в игровую механику? Но кроме концепта для хорошей игры нужны и другие компоненты - а вот с этим у "12 Minutes" есть проблемы...

Я постарался закрыть значимые спойлеры соответствующими плашками, но действия первых двух циклов в обзоре засветятся без них. Если это для вас неприемлемо - пройдите игру и увидимся через 4 часа.

Ох любят в современных инди-играх такой минимализм в главном меню. Правда, у "12 Minutes" есть фишка - часы показывают, на каком моменте петли вы сохранились.
Ох любят в современных инди-играх такой минимализм в главном меню. Правда, у "12 Minutes" есть фишка - часы показывают, на каком моменте петли вы сохранились.

Завязка сюжета незатейлива - главный герой (озвучивает Джеймс Макэвой) приходит домой вечером, где его ждет любящая жена (Дейзи Ридли), которая хочет сообщить нечто интересное... Но вдруг раздается звонок в дверь, в неё врывается полицейский (Уильям Дефо) - и все ломается. Теперь мужчина находится во временной петле - у него есть бесконечный цикл и 12 минут, чтобы разгадать все тайны этого вечера.

В плане интерактивного геймплея все очень просто - герой может перемещаться, брать отдельные предметы, применяя их как на объекты, так и на других персонажей. Некоторые предметы можно использовать на себя... даже не буду рассказывать для чего. Сами догадаетесь.

Каждый цикл вы узнаете что-то новое, как только решена одна задача - появляется другая. Убедили жену, что вы во временной петле? Прекрасно, теперь нужно как-то избавиться от копа. В первой половине игры концепция "дня сурка" работает превосходно - игра не меняется, но меняйтесь вы. Похожим образом работают игры FromSoftware - только там растет ваш скилл, а здесь ваши знания о месте, персонажах, особенностях игры.

Всего на локации (которая состоит из 3 комнат) 10-15 интерактивных предметов. Большая часть из них полезна и участвует в сюжете.
Всего на локации (которая состоит из 3 комнат) 10-15 интерактивных предметов. Большая часть из них полезна и участвует в сюжете.

Первые час-полтора в игре проводишь с удовольствием. По пикселям обшариваешь локации, продумываешь разные варианты, экспериментируешь... Например, во второй день я сразу залез в холодильники и схватил тарелку с десертом, чем испортил весь романтичный ужин. А вот дальше начинаются проблемы...

Когда ты находишь все предметы и знаешь наизусть все движения героев - решения головоломки сводятся к простому, нудному перебору вариантов. В этот момент ты понимаешь главную проблему игры, которую идеально иллюстрирует ситуация ниже:

Ещё при обучении разработчики демонстрируют: мы для красоты нарисовали три двери, но тебя впустим только в одну. А на остальные полюбуйся - они такие красивые и интересные...
Ещё при обучении разработчики демонстрируют: мы для красоты нарисовали три двери, но тебя впустим только в одну. А на остальные полюбуйся - они такие красивые и интересные...

Вариативность в "12 Minutes" сводится к выбору между: "ой, а это действие мне выполнить ложкой или ножом?". И так во всем - от мелочей до важных сюжетных действий. Вам не дают серьезного выбора. Вообще. Но если в обычных играх с "богатой вариативностью" вы можете не заметить обмана (пройдете один раз и забудете), то в "12 Minutes" так не получится.

Игра построена на переигрывании одного и того же момента десятки раз - это главная фишка игры. В такой ситуации вы точно будете пробовать разные варианты - но окажется, что они ни к чему не ведут! Правильное решение всего одно - и при этом найти его часто можно только перебором вариантов. А это - повторение циклов снова, снова и снова...

Вы можете вызвать полицию — но она не приедет и даже опосредованно не повлияет на сюжет (например в диалоге). Вы найдете способ убить «копа» — но игра просто застынет на одном месте, пока вы не перезапустите петлю. Да даже ходит ваш «посетитель» по одному и тому же маршруту — и неважно, труп перед ним или пустая комната.

Знаете, как влияет закрытие двери на геймплей? Никак. Один из персонажей даже на неё не реагирует. 
Знаете, как влияет закрытие двери на геймплей? Никак. Один из персонажей даже на неё не реагирует. 

Ну ладно - возможно линейность игра окупает закрученным сюжетом? Поначалу он действительно цепляет - загадочный незнакомец в черном, скелеты в шкафу, детективная история... Но уже к середине игры диалоги начинают напоминать дешевый фанфик, а концовка соврешенно разочаровывает.

Нам не раскрывают толком предысторию персонажей. По сюжету игры у нас есть две интересные загадки - где лежат часы (и почему они такие ценные) и кто убийца отца. Первая разрешается только наполовину, а вторая - в лучших традициях канала "Россия-1": убийца это сам... главный герой! Впечатлить такой сюжетный поворот может только 12-летних школьников.

И при этом все присыпано намеками на глубину, высокую драму - нам пытаются показать "настоящую трагедию". Но по сути - плохо пересказывают миф об Эдипе, сделав из этого  детектив. Причем плохой - потому что до финального твиста понять разгадку тайны невозможно.

Кстати, год назад разработчики утверждали, что "ветеран квестового жанра пройдет игру за 6-8 часов". Я очень редко играю в квесты и головоломки, много туплю - но тем не менее одолел игру за 4 часа. Ну, и большей части сцен из трейлеров вы не увидите. 

Я могу ещё долго ругать "12 Minutes" - за глупые недочеты (кто ест пирожные с водой из-под крана!?), за кривой перевод (подпись "her" над персонажем перевести как "её" - это нужно быть надмозгом), за массу упущенных возможностей. Но самое парадоксальное - игра мне при этом... понравилась!

Благодаря ключевой механике и прекрасной озвучке (вот тут никаких претензий) ты действительно попадаешь во временную петлю. И пусть сюжетный картонный - зато собственные страдания в попытках понять: "Господи, да как ЭТО сделать" вполне реальны и дарят эмоции. Пусть и не во всем позитивные.

К прохождению любителям инди-игр рекомендую - главное, не ожидайте от этой игры слишком многого.


Лучшие комментарии

Вариативность в «12 Minutes» сводится к выбору между: «ой, а это действие мне выполнить ложкой или ножом?». И так во всем — от мелочей до важных сюжетных действий. Вам не дают серьезного выбора. Вообще. Но если в обычных играх с «богатой вариативностью» вы можете не заметить обмана (пройдете один раз и забудете), то в «12 Minutes» так не получится.

В игре 7 концовок, при этом они размазаны по сюжету, а к некоторым ключевым событиям можно прийти разными путями. Ну да, ну да)

В хорошем детективе у тебя на руках есть все пазлы для разгадки — но сложить ты их можешь только в самом конце, а при повторном прочтении/прохождении говоришь: «Ааа, а почему я раньше не догадался, все же было очевидно...». Вот это — хороший детектив

плохо пересказывают миф об Эдипе, сделав из этого детектив. Причем плохой — потому что до финального твиста понять разгадку тайны невозможно. ------------------------------------

Мягко говоря, непонятно, почему детектив, который остается загадкой до самого финала — плохой. Как по мне, плохи как раз те детективы, в которых все становится понятно уже в середине или ближе к концу. А вот те, кто держат в неведении до финала — самые лучшие.

Ну, если все же перед ней насыпать она скажет что не хочет спать, и откажется пить.

Во всём согласен, и очень не понравилась ощутимая недоработанность игры. Кроме вступительной заставки с именами актёров, игра выглядит очень дёшево, анимации, графика, мелкие логические изъяны, как то, что СПОЙЛЕР жена не замечает насыпанные при ней таблетки в стакане, и берёт его и пьёт из этого стакана воду, либо может застать нас за поиском её подарка в шкафу, но ничего не скажет при этом (хотя реагирует на поиск часов или звонок) — вот такие мелкие недоработки очень портят общее впечатление, от такой короткой игры ожидаешь, что она будет вылизана, но увы.

К слову, рекомендую Outer Wilds от этих же разработчиков, если понравилась механика временной петли.

А можно подтверждение? И сам не видел, и у других не видел.

Именно что сваливается. У нас нет адекватных подсказок, что ГГ убийца — нам не дают его предысторию, или информацию о его личности. Максимум — намекают, что он не знал матери — но это не работает как подсказка к финалу. Даже с тремя героями можно сделать хорошую детективную драму — а тут сплошная Санта-Барбара

Если честно, с самого начала игра выглядела как симс, неуклюжие герои ходят сквозь друг друга или спотыкаются :D 

Ну анимации да, не очень) но это не основная проблема.

ну, так и тут так. в игре 3 героя. Как только становится понятно, что жена невиновна, очевидно, что гг — убийца. мелкие намеки об этом с самого начала в игре даются. если не анализировать глубоко (как было в моем случае), то финал неожиданный. но если подумать после финала, то как раз и вспоминаются все эти пазлы, которых не видел. Финал тут не сваливается с неба безо всякой связи с  предшествующими событиями.

Читай также