11 августа 2021 11.08.21 10 2430

Ретро геймпад с AliExpress. Для чего и зачем?

+22
 

Видео версия блога прилагается.

Для меня этот блог будет необычным. Хотя бы потому, что целью обзора будет не игра, как это обычно бывает, а устройство. Я люблю старые игры. Но старые игры меня не любят и стоят баснословных денег. Поэтому приходится перебиваться всякой китайской подделкой, ломаными консолями и эмуляторами в свободном доступе. Поймите меня правильно: я не из тех, кто засирает комменты сообщениями по типу «я старый пират и не знаю слов лицензионная продукция». Я и на устаревший xbox игры покупаю (и Gold подписку оплачиваю), а за Steam с его региональными ценами я готов расцеловать бороду Габена. Просто на всё, что хочется свободных денег не наберется. А самым бесплатным окном в ретрогейминг являются эмуляторы.

Mario Kart 64
Mario Kart 64

И вот, в один день, я захотел поиграть на эмуляторе Nintendo 64 — годная и недооцененная у нас консоль. И споткнулся о проблему: плохое и неудобное управление. Вы видели контроллер N64? Я про это чудо инженерной мысли, про «трехрукость» которого не пошутил только ленивый. Именно из-за своего изначального дизайна настроить универсальное управление под все игры невозможно. Поэтому я пошел на Aliexpress, чтобы купить USB контроллер, дизайн которого полностью повторяет оригинальный геймпад «большой N». А это именно то, что мне было нужно — Truly Nintendo Expirience.

Китайский контроллер, вид спереди.
Китайский контроллер, вид спереди.

И вот, спустя пару недель доставки, он наконец оказался в моих руках. Крупный, синенький. Без логотипа «Nintendo», всё-таки это не лицензионный товар. Я в жизни не держал оригинальный контроллер, поэтому дальше я буду отталкиваться только от других геймпадов, которые у меня были. Он крупнее и шире обычных падов. Пластик не из дорогих, что ощущается, но стенки довольно толстые. А значит падение он выдержит без проблем. Спереди есть все нужные стандартные кнопки — крестовина, start, Кнопки A и B, а также четыре C-кнопки с изображением направления. В центре находится аналоговый стик. Он очень небольшой, а его шершавая поверхность очень непривычна для современного игрока. Мой палец уже привык к нескользящим резинкам. Если кому вдруг было интересно — на сам стик нажать нельзя. Сверху имеются два боковых шифта — левый и правый. Они очень широкие, но нажимать на них можно только с одного края из-за особенности конструкции по типу рычага. А сзади в середине прямо под стиком есть дополнительный шифт Z. А сверху нельзя не заметить огромное туннельное отверстие. Для оригинального пада Nintendo выпустила несколько аддонов, которые могли подключаться в соответствующее гнездо. Например Rumble Pak, который позволял играм делать обратную отдачу в виде вибрации. Вот только у нашего китайского пациента это гнездо так и осталась простым отверстием. Никаких контактов я не вижу, поэтому я очень сильно сомневаюсь в его работоспособности.

Вид сзади.
Вид сзади.

Все кнопки довольно хорошо нажимаются, они не тугие и не залипают. Не идеально, но сойдет. Но они довольно шумные. Если вы живете не одни, то ночью своим шумом вы явно будете досаждать работягам, пытающиеся выспаться. Они вообще-то работают, а не в игрушки играют! Аналоговый стик меня сразу же смутил, как только я попытался его отклонить. Он очень тугой. Палец при длительной игре сильно устает. Во время игры приходится делать небольшие паузы.

Но это всё был внешний обзор, давайте попробуем эту штуку в действии. Геймпад проводной, на другом конце стандартный USB. С консолью его использовать нельзя — только с ПК. Ну или с телефоном Android через переходник на микро-usb. Компьютер определяет его как безымянный «usb gamepad». Люди, которые играют на контроллерах уже знают к чему я клоню. Китайщина не определяется в современных играх. На самом деле это и не нужно, как говорилось ранее: он был куплен для других целей. Да и исход понятен был сразу, но вдруг это кого интересовало.

Super Mario 64
Super Mario 64

А вот с эмуляторами геймпад дружит хорошо. Он отлично хватается, можно забиндить все кнопки без проблем. Все эмуляторы, которые я протестировал, совместимы с падом (список чуть ниже). А значит, скорее всего, он будет работать на многих других популярных эмуляторах. Но покупал я его ради одно — Nintendo 64. И, наконец-то, управление в играх от «нинки» стало удобным. Очень заметно то, что игры дизайнились под конкретный геймпад. Да, играть на нём действительно удобно. Пускай вас не смущает его хват. В расположении кнопок есть логика, которая интуитивно считывается. Ты просто играешь и понимаешь как разработчики хотели, чтобы ты им пользовался.

Список проверенных эмуляторов:

  • NEStopia;
  • Kega Fusion;
  • mGBA
  • Mame;
  • Project 64;
  • MyBOY (Эмулятор GBA на андроиде);

Но я очень быстро столкнулся с проблемой — Марио постоянно стопится на поворотах. А иногда он и вовсе останавливается, как вкопанный. И это не баг конкретной игры, подобное происходит и в других играх. Сначала я думал, что это эмулятор глючит или что-нибудь еще, но нет. Я проверил стик геймпада на «мёртвую зону». Я отклоняю стик немного и… ничего не происходит. А должно. Стик от оригинального пада умел считывать силу нажатия, как и современные геймпады. Концепция проста: если ты отклоняешь стик чуть-чуть, то герой на экране начинает идти чуть-чуть. Если наклон стика на полную — то и герой бежит на полную. Либо, если это не герой, а машина, то сила отклонения стика влияет на силу кручения руля. Смысл вы поняли. Но тут не происходит ничего.

Показатели обычного геймпада.
Показатели обычного геймпада.

Для наглядности я написал маленький софт, который считывает положение левого стика. X и Y — горизонталь и вертикаль соответственно. В неподвижном состоянии X и Y равны нулю. Стики, особенно старые, иногда «дрифтят» т. е. даже в неподвижном состоянии дают сигнал, но геймпад, который я выбрал для примера, этим не болеет, хоть ему уже лет восемь. Можно заметить, что при попытки немного его отклонить на экране появляются числа. Числа от 0 до 1 (или от -1 до 0, если наклонять в обратную ось), где 1 — наклон до упора, а всё остальное между 0 и 1 это огромное множество позиций, что позволяет максимально точно управлять персонажем. И, как видно, геймпад показывает себя прекрасно — все считывается.

Китайский пациент — он «дрифтит», но это не проблема, на самом деле.
Китайский пациент — он «дрифтит», но это не проблема, на самом деле.

А теперь мы берем китайский пад и… тут есть только 0 и 1. Вы только вдумайтесь: аналоговый стик НЕ АНАЛОГОВЫЙ! Он знает не огромное множество позиций, а только два: 0 и 1. Как кнопка. Т.е. это не стик даже, а крестовина с другим форм-фактором. Это же бессмыслица! Как этим пользоваться, если он работает некорректно? Зачем мне вторая крестовина на геймпаде? Китайцы, наверное, подумали также. Поэтому крестовина просто не работает! Ну… ладно, я слукавил. Она как бы работает, но не так как надо. Дело в том, что крестовина издает такой же сигнал, что и стик. Вы думали я шутил, что стик это просто хитро сделанная крестовина? Нет, это не шутка! Это действительно так! Кто это придумал? Зачем так делать? Как на этом играть, если у контроллера не работают аналоговый стик и четыре кнопки (это почти половина лицевой стороны геймпада)? А крестовина может и не во всех играх нужна, но всё же нужна. Она, как и в современных играх, исполняет техническую роль. В управлении персонажем она не участвует, но ею можно открывать карту, пригибаться или менять оружие.

Мобильный геймпад за туже цену.
Мобильный геймпад за туже цену.

Косяк с крестовиной я заметил еще тогда, когда настраивал управление в эмуляторе. Ну, знайте, потому что эмуль говорил, что нельзя забиндить два разных действия на одну и туже кнопку. А я не понимал почему он так говорит, ведь я жму на две разные кнопки. Я же вижу, что это разные кнопки! Я, может быть, и тупой, но не настолько. Ну, видать, все же настолько, чтобы ушлые китайцы меня могли опрокинуть на 750 рублей. Да я за туже цену купил мобильный геймпад. Он беспроводной, имеет несколько режимов совместимости с разными смартфонами, а также батарея с большим зарядом т. е. он технически более сложный, чем пад N64. Да, у него есть свои недостатки, но он также имеет ДВА стика и даже они оба АНАЛОГОВЫЕ. Что мешало сделать также и на этом, если его производство наверняка дешевле. У него даже банальной вибрации нет.

Справедливости ради — в самом низу, на самом днище, можно найти отрицательные отзывы, которые описывают те же проблемы, что и у меня. Но до них еще добраться надо, а люди, обычно, не читают все сотни рецензий. Вот и я не прочел. И зря это не сделал.
Справедливости ради — в самом низу, на самом днище, можно найти отрицательные отзывы, которые описывают те же проблемы, что и у меня. Но до них еще добраться надо, а люди, обычно, не читают все сотни рецензий. Вот и я не прочел. И зря это не сделал.

Хотя виноваты, наверное, не только производитель с продавцом, а пользователи, у которых я начитался хвалебных рецензий. Алик этими геймпадами просто забит, я уверен, что они все от одного производителя. Это же Алик, а там такое часто практикуется. И все, просто все поголовно с хорошими отметками. Я не понимаю почему. Никто не ими не пользовался? Меня еще позабавили комменты в духе «он ощущается прямо как в детстве». Неужели у тебя было такое паршивое детство, дружок? Причем многие пишут, что стик работает корректно. А почему у меня нет? Может я какой-то специальный драйвер не установил? Да нет — в описании товара про это ни слова. Да и как я найду драйвер, если девайс даже названия не имеет? На нём вообще никаких надписей нет.

Заключение: безымянные геймпады N64 с алика трата денег на ветер. Пускай дальше я буду играть на обычном неудобном паде, он хотя бы, ну… вы понимайте… работает.


Лучшие комментарии

Видимо тебе крупно не повезло с конкретным геймпадом. Сам такой купил еще пару лет назад, и работает он корректно: крестовина — это крестовина, а стик аналоговый. Линк в Окарине времени, например, спокойно ходит и быстро, и медленно. В любом случае, косяк китайцев на лицо. Будем надеяться, что когда-нибудь 8bitdo сделает годный геймпад с раскладкой под N64. 

Я тоже сделал такой вывод на основе комментариев, но купить еще один у другого продавца не решился. Не стал как раз из-за тех же отзывов, только на этот раз отрицательных, в которых описывались мои проблемы. Кому-то повезло, кому-то нет, похоже. Но второй раз на эту лотерею я не подпишусь, уж больно дорого выходит (и время затратно).

Хороший блог в котором я окончательно убедился, что лучше учится на ошибках других) Если честно, учитывая его цену на алике я даже удивлён, что у него остальные кнопки корректно работают) Никогда кстати не держал в руках это чудо, как быстро привыкаешь вообще к расположению кнопок и проч.?

Могу говорить только за себя) В большинстве играх к нему привыкаешь достаточно быстро, но в большинстве случаев управление камерой инвертировано и не во всех играх её можно сменить. Поэтому, это может стать камнем преткновения для многих. Еще кому-то будет неудобно играть в шутеры от первого лица, потому что управление снова отличается от управления в современных играх. Если сейчас левый стик отвечает за ходьбу, правый за поворот головы, а правый триггер за стрельбу, то на этом чуде все зеркально наоборот — левый стик это поворот камеры, левый триггер Z это стрельба, а ходить надо на желтые C-кнопки. 

Не знаю почему, но я очень быстро привыкаю и адаптируюсь к новому управлению конкретно на этом геймпаде.  Даже несмотря на то, что в современных играх я не могу привыкнуть к мелочам на протяжении всей игры (привет, странная раскладка геймпада GTA V, где перезарядка на B, а не на X, а прыжок на X). Наверное, все же дело в том, что игры N64 прямо под это чудо и дизайнились.

Геморно, но под игры можно просто перебиндить управление в эмуле. Пресеты нельзя мутить там?)

Не знал, что такие геймпады мутят под ПК) 

Еще одна из причин почему я вообще купил такой геймпад — чтобы забыть о пресетах, потому что делать их приходится почти под каждую игру. Тоже гемор постоянно запоминать, что делали предыдущие кнопки, сворачивать эмуль, настраивать, разворачивать эмуль и проверять всё ли настроено теперь, конечно же что-то не настроено, снова сворачивать и так по новой... 

Читай также