27 июля 2021 27.07.21 5 4170

Как сделать вампира милым? — Реальные упыри / What We Do in the Shadows (Фильм 2014)

+6
 

Видео-версия

Текстовая версия видео:

Вампиры. Что может быть ужасней этих созданий? Страшные и таинственные, они крадутся в ночи и питаются ни в чём не повинными людьми. Они страшный кошмар, который ты даже в зеркале не увидишь. Они обладают невероятными силами, о каких простой смертный может только мечтать. Так вот, почему бы не сделать этих чудовищ милыми?! Видимо, именно об этом подумали Тайка Вайтити и Джемейн Клемент, когда создавали фильм «Что мы делаем в тени» (или «Реальные упыри» в локализации). Как же им это удалось? Как они превратили отвратительных монстров в приятных, симпатичных и даже трогательных созданий? Давайте попробуем разобраться!

Милые вампиры, что?!
Милые вампиры, что?!

Для начала нужно понять, чем же нас пугают истории о вампирах. Кровь, насилие и убийства — можно было бы списать весь ужас на них, именно из-за этих элементов нам так дискомфортно смотреть фильмы ужасов об упырях, но на деле всё те же элементы присутствуют и в боевиках. В том же «Крепком орешке» смертей куда больше, чем в большинстве произведений о вампирах, и несмотря на это, нам его смотреть весело и увлекательно, быть может, иногда напряженно, но уж точно не страшно, так что причина не столько в насилии, сколько в том, с какой перспективы мы на это насилие смотрим. В традиционных фильмах о вампирах да и о многих других чудовищах, мы взираем на этих монстров с позиции жертвы. Именно их такие ленты делают протагонистами — беззащитных людей, которые попадают в лапы к всесильным вурдалакам, не знающим пощады. Мы сочувствуем беднягам, ведь смотрим на происходящее из их глаз, чувствуем их страх.

Но что, если показать то же самое, только со стороны самого «чудовища». Вполне вероятно, история станет куда менее драматичной, может, даже вполне тривиальной, как поход за хот-догом с двойным соусом и без горчицы. Для чудовища поедание жертвы не трагедия, а жизненная необходимость или просто развлечение. В этом и заключается главный трюк «Что мы делаем в тени». Фильм меняет местами стандартного протагониста и антагониста. Типичный злодей тут, сохранив все свои повадки, становиться героем, а те, кого в других фильмах можно было бы назвать протагонистами отодвигаются на задний план, становятся лишь деталью в жизни вампиров.

После подобной рокировки, создателям крайне легко заставить зрителя дать вампиру хотя бы шанс на сочувствие, ведь нам свойственно сопереживать главным действующим лицам истории, насколько бы плохи они ни были. Вспомните хотя бы Джона Вика, Декстера или Джокера — всё это ужасные люди, творящие жуткие дела, но это не мешает нам сочувствовать им. А коль так, то почему бы не сделать такое же исключение и для вампиров.

Создатели «Что мы делаем в тени» дополняют этот эффект, непосредственно вовлекая зрителя в мир сериала. Они разбивают четвёртую стену и придают происходящим событиям оттенок документальность. Камера, а точнее вся съёмочная группа, которая с ней ходит, становиться в фильме полноценным герой, с которым зрителю легко начать ассоциировать себя. В напряженные моменты оператор трясётся, а порой даже убегает. Герои часто обращаются к камере или взаимодействуют с ней. В итоге киноаппарат в ленте становится физической частью мира, чем делает его правдоподобным. Кроме того, документальность событий подчёркивают постоянные перерывы сюжета картины на интервью. Персонажи тут пересказывают свои мысли и чувства, а заодно описывают происходившее в истории со своей точки зрение.

Интервью с вампирами очень часто вплетаются в повествование
Интервью с вампирами очень часто вплетаются в повествование

И теперь, когда мы придвинули зрителя как можно ближе к чудовищу, пора бы что-то и с самим чудовищем сделать. Просто показать отвратительное создание без какой-либо человечности, как есть, нельзя. Такому не сможет сопереживать никто, кроме тех, кто всерьёз считали Рамси Болтон милым, да, такие тоже есть… Но для всех остальных представителей рода человеческого придётся постараться чуть больше. Нужно наделить чудовищ человеческими чертами. Дать им эмоции, чувства и желания. Показать их неуверенность в себе, вредные привычки и глупости наконец! Показать их человечность. В фильме вампиры подчас ведут себя «по-человечески».

Как и в одноимённом сериале, который продолжает многие его идеи, от характеров персонажей до подхода к съёмкам, пусть и меняет место действия с Новой Зеландии на Америку. Так, в одной серии Лазло, один из главных героев, не хочет платить другому вампиру, которого, кстати, играет Марк Хемилл, по счетам за давным-давно арендованную квартиру. И вместо того, чтобы решить вопрос и отдать долг, он решает улететь в другой штат, сменить имидж, взять другое имя и завести бар. Ну, чем вам не человеческий поступок, а?!

Вампиры при всех своих сверхъестественным умениях и в фильме, и в сериале, действительно имеют слабые стороны. Как и другие кровососы, они умирают от нескольких мгновений солнечных лучей, а их способность превращаться в летучую мышь подчас играет с ними злую шутку. И ещё они не могут есть обычную еду, иначе происходит вот такое.

Вампиру лучше обойтись без картошки фри…
Вампиру лучше обойтись без картошки фри…

Ну, и самое главное — у вампиров есть чувства. Особенно это хорошо видно на примере главного героя оригинального фильма, Виаго. Он влюблён в девушку, которую помнит ещё с юного, по меркам вампиров, конечно же, возраста. Несмотря на то, что прошло уже много лет, это чувство не покидает его. Виаго продолжает наведываться к своей даме сердца, хоть и не может сделать ничего большего. И после такого ему даже можно простить пару обескровленных трупов. Конечно же, только в формате художественного произведения, пить кровь плохо!

Он носит серебряный кулон с фотографией любимой, хоть тот и вызывает у него жуткую боль.
Он носит серебряный кулон с фотографией любимой, хоть тот и вызывает у него жуткую боль.

Ну, и дабы завершить создание трогательного персонажа, нужно поместить его в приятную атмосферу. Для этого нужна весёлая музыка, размеренный темп повествования, без никаких эпичных моментов, пафоса, наездов камеры и тому подобного, если только не в пародийном ключе, приятные второстепенные персонажи, уютные декорации и юмор. Действие, как сериала, так и фильма во многом разворачивается в одиноком старом особняке, но в противовес большинству произведений об вампирах он не такой уж и мрачный. Да, дом построен в готическом стиле, но внутри выполнен в довольно тёплых тонах. Деревянные столбы и лестницы, паутина и общее ощущение заброшенность создают эдакий уют, а портреты на стенах не пытаются убить — в общем, вампиры живут в куда лучших условиях, чем можно ожидать от созданий ночи, которые только и делают, что едят людей. Потому как они занимаются не только этим, об этом нам и говорит всё окружение персонажей!

Музыка, как в сериале, так и в фильме состоит из довольно жизнерадостных мелодий, в которых порой чувствуется восточно-европейский колорит. В конце картины вообще звучит песня группы Ленинград! Саундтрек произведений чуток загадочный и необычный, но страшным его уж точно нельзя назвать. Композиции подчёркивает всю чуждость вампиров окружающему их миру, их неестественность.

И наконец юмор. Он проистекает из всего вышесказанного, в особенности от человечности сверхчеловечных существ. Из несоответствия заранее сложившегося у зрителя образа вампира и того, как они выглядят в фильме или в сериале, возникает конфликт, который и порождает комедийные ситуации. Вампиры вроде бы и ведут себя, как вампиры, но при том умудряются быть смешными и неуклюжими. Так, в сериале Лазло после того, как неудачно перевоплотился в мышь попадает в службу по отлову бездомных животных. В другом эпизоде персонажи сорятся из-за того, что один из вампиров когда-то давным-давно по молодости сжег деревню другому. Ну, с кем не бывает?! И из этого начинается вражда, но не та, что обычно происходит между страшными созданиями ночи, не какое-нибудь страшное сражение, наполненное кровью и страданиями, а вполне себе бытовая заварушка с криками, глупым насилием и, конечно же, счастливым концом. Ты не ожидаешь подобного от монстров с вековым стажем пожирания людей и оттого просто нельзя не посмеяться!

В любом другом фильме о вампирах этот кадр вызывал бы ужас, но в «Упырях» он вызывает скорее умиление
В любом другом фильме о вампирах этот кадр вызывал бы ужас, но в «Упырях» он вызывает скорее умиление

В общем, если посмотреть на мир со стороны самого ужасного монстра, может оказаться, что он не такой уж и ужасный. Возможно, у него есть слабые стороны, скрытые мотивации и, кто знает, есть вероятность, что он делает всякую дичь не из злого умысла, а по глупости… И тогда все его злодеяния, что для нас кажутся просто вопиющими, с его стороны будут просто пустяками, как для нас наступить на муравья. В результате в один момент мы с удивлением сможем понять и даже посочувствовать страшному монстру. А, быть может, он действительно ужасен и делает всё ради вселенского зла, кто его знает!?

В любом случае в художественном произведении любое, самое страшное на первый взгляд существо при должном старании можно сделать человечным, приятным и даже милым. И это касается не только вампиров. На примере многих историях о злодеях, вроде Монстры на каникулах, Гадкого Я, Формы воды, Монстры против Пришельцев и других можно увидеть, что очень многое зависит от точки зрения, призмы, через которую зритель смотрит на персонажа. Всё зависит от того, в какую сторону смотрит камера.

Вот и всё. Пишите в комментариях, какие истории о монстрах смотрели вы? Заставили ли они вас усомниться в ужасающей природе этих созданий или нет? В любом случае спасибо за, надеюсь, осмысленно потраченное время.

Дикон явно чем-то недоволен!
Дикон явно чем-то недоволен!

Лучшие комментарии

КАК СДЕЛАТЬ ВАМПИРА МИЛЫМ?

Нужно пользоваться старым дедовским способом, каждый день делая...

Спасибо за блог. Вайтити один из самых ярких режиссеров сегодня, его «Кролик Джо-Джо» настоящий шедевр. А один из первых фильмов «Boy» душещипательная трагикомедия, в которой он еще и одну из главных ролей сыграл. По поводу взгляда на историю с перспективы монстра, на ум сразу классические произведения приходят, вроде «Красавицы и чудовища». Вообщем-то дисней сейчас именно на это и делает упор с «Малифисентой» или «Круэллой». Но подход Тайки определенно выделяется.

Будь, пожалуйста, внимательней к тексту, много помарок небольших:

съёмочная группа, которая с ней ходит, становиться в фильме полноценным герой

*героем

*становится — что делает?

со своей точки зрение

*зрения

Вампиры при всех своих сверхъестественным

*сверхъестественных

В другом эпизоде персонажи сорятся

*ссорятся

Ждем еще про кино, этого в последнее время маловато в блогах ;)

Вообщем-то

В общем-то.

Не существует констукции «вообщем».

Ждем еще про кино, этого в последнее время маловато в блогах ;)

В соседнем блоге-курилке и блоге No Remorse про кино тоже, а так — да, хотелось бы больше мнений, согласен с тобой.

Ох, Тайка просто гений, фильм превосходный и крайне смешной! Жаль, что концовка немного смазана, её не хватает, но все равно послевкусие остается очень приятным.

Читай также