Горячие споры между сторонниками причастности Кодзимы к хоррору Abandoned и скептиками, которые утверждают, что "вы всё придумываете себе сами", натолкнули меня на мысль написать эту статью, где я вспомнил бы многолетнею историю обманов от Хидео Кодзимы. Так как у меня создаётся впечатление, что многие люди просто не осознают с каким человеком мы имеем дело. Или не помнят.
Введение
Хидео Кодзима - талантливый гейм-дизайнер и, как многие любят говорить, "гений" игровой индустрии. И такой "титул" он заслужил по праву:
-Кодзима популяризовал стэлс-экшен, сделав одну из первых массовых игр в этом жанре еще аж в 1987-ом году.
-Чуть ли не единолично стирал грань между играми и фильмами, вдохновляясь последними и делая в своих проектах интересные и запутанные истории во времена, когда в большинстве других игр сюжет состоял из нескольких строчек. А, когда доросли технологии, вывел поставку в игровых катсценах на уровень кинематографа.
-Рассказывал истории, которые опередили время и рассуждали о вопросах, которые в обществе станут актуальными только через десятилетия после их выхода.
-Но, кроме всего этого, Кодзима - уникальный разработчик, который всегда любил играть со своей аудиторией, постоянно пытаясь их обмануть или запутать.
Начинал он, конечно, не так масштабно, как от него ожидают сейчас, но, тем не менее, желание поиграть со своими фанатами у него было уже очень давно...
Metal Gear Solid - скромный обман.
Разрабатывая первую часть Metal Gear Solid, Хидео Кодзима еще не имел достаточной известности, чтобы смело играть с ожиданиями игроков, но, тем не менее, даже в таких условиях сумел обмануть если не фанатов, то хотя бы пиратов. В какой-то момент игры нам необходимо было связаться по рации с важным персонажем и, чтобы это сделать, мы должны были указать нужную частоту, но в самой игре она не сообщалась, а, чтобы узнать её - нужно было иметь лицензионную коробку с игрой, на задней стороне которой она и была написана.
Metal Gear Solid 2 - первая серьезная попытка обмануть аудиторию, обернувшаяся яростью фанатов.
Но вот где Кодзима осмелел и впервые обманул уже самих игроков, так это в Metal Gear Solid 2. Сейчас, спустя время, эта игра считается безусловным шедевром. Но, в момент своего выхода, MGS2 вызвала просто ярость у фанатов, так как они ожидали от второй части продолжения истории Солида Снэйка - главного героя первой. И все трейлеры говорили об этом, что мы снова будем играть за него. Но, дождавшись игру, сообщество узнало, что за полюбившегося героя мы играем только в прологе, а главным героем всей остальной игры является Райден - новый персонаж, которого в трейлерах даже не показывали. И который, в отличии от Снэйка, не полюбился фанатам совсем.
Реакция игроков на Metal Gear Solid 2 в 2001-ом году была, наверное, похожа на ту, что и в 2020-ом по поводу The Last of Us: Part II.
Naughty Dog, спустя 20 лет, провернули примерно тоже самое, что и Кодзима. Они тоже врали в трейлерах, показывая там Джоела в моментах, где в релизной версии мы встречали совсем другого персонажа. И этим разработчики Naughty Dog вызывали похожую ненависть фанатов. Забавно, что, спустя время, когда эмоции начали уходить, то TLOU2 тоже начала идти по пути MGS2 и скорее становится почитаемой игрой, чем ненавистной.
Metal Gear Solid 3 и 4 - аккуратные попытки поиграть с фанатами
Такая реакция на MGS2 была воспринята Кодзимой больно. Желание играть с сообществом у него явно оставалось, но к следующей части серии он подошел куда более аккуратно. Вместо обмана в этот раз мы получили просто самоиронию.
Кодзима подшутил над Райдентом и тем, что фанаты в штыки восприняли его внешность, создав в MGS3 персонажа по имени Иван Райденович Райков, про которого был дан большой намёк, что он гей (в те нетолерантные времена для некоторых людей, это было оскорблением).
Продвигая Metal Gear Solid 4, Кодзима продолжал быть аккуратным, хоть и начал, по чуть-чуть, снова пытаться водить игроков за нос. Начал он с трейлера, который полностью, от начала и до конца, является шуткой про взаимоотношение между ним и фанатами, где весь трейлер, в пародийной форме, выясняется кто же будет главным героем новой игры и кто её будет делать. Вообще, я считаю этот трейлер самим по себе мини-шедевром. Советую посмотреть, кто не видел. Да и тем кто видел, думаю, тоже приятно будет вспомнить.
Первый полноценный трейлер 4-ой части начался с кадров от первого лица и надписями FPS с разной расшифровкой. Но, буквально через минуту, в этом же трейлере было сказано: "This is not FPS. This is MGS" Видимо, все еще присутствовала боязнь ярости сообщества и сделать целый трейлер от первого лица и поиздеваться над любителями серии от души, всё еще не хватало духу. Так что, в этот раз, мы были обмануты всего лишь на полторы минуты.
Кроме этого в трейлерах меняли фон происходящего на ближний восток, чтобы не показывать другие локации.
Дальше Кодзима отошел от удара и начал играть по-крупному
Шли годы, Кодзима довольно тихо выпустил портативный MGS: Peace Walker, и отсутствие напряжение на протяжении нескольких лет, видимо помогло ему окончательно отойти от удара, полученного от фанатов за подмену героев в трейлерах МГС2. Смог отойти настолько, что наконец собрался с силами и решил провернуть нечто эпичное...
Что, к сожалению, не совсем получилось.
В 2012-ом году мы увидели анонс игры Phantom Pain, созданной никому не известной студией Moby Dick Studios И нас действительно пытались убедить в том, что это - новая игра от новых разработчиков и она не имеет никакого отношения к серии Metal Gear Solid. Якобы создатель игры Phantom Pain, Хоаким Могрен, даже встретился с известным игровым журналистом Джеффом Кейли и дал ему интервью, где пытался убедить всех, что у них на самом деле оригинальная игра.
Ничего не напоминает? Сейчас происходит практически тоже самое. Создатель Abandoned, игры, которую многие считают скрытым анонсом от Кодзимы, выступает и открещивается от него.
Проблема такого анонса Phantom Pain была в том, что трейлер был слишком очевидно похожим на Metal Gear Solid. Я следил за этим всем и тогда и я хорошо помню, что моя первая же реакция на этот трейлер была такая: "Да кому вы втираете, вон же Биг Босс, это же очевидно Метал Гир". И мне абсолютно не интересно было что это за Хоаким Могрен там такой выступает. Для меня было максимально очевидно, что это - просто трейлер нового Metal Gear Solid и всё тут. И такая же реакция была в целом у сообщества. В этот обман просто мало кто поверил.
И то, что мы сейчас видим с Abandoned, выглядит так, будто Кодзима извлёк большой урок из анонса Phantom Pain. Он понял, что прогадал с тем, что показал настоящий трейлер игры, по которому было очевидно что именно нам показывают. И я считаю, что поэтому первый тизер Abandoned, собран из стоковых асcетов и, как говорят сами разработчики, вообще не является трейлером игры, которую мы в итоге увидим, а является тизером анонса.
P.T.
Если обман с Phantom Pain не совсем получился, то следующая проделка Кодзимы стала настоящим фурором.
Во время игровой выставки Gamescom 2014 никому не известная инди студия 7780s Studio анонсировала хоррор. И сразу же выпустила играбельный тизер P.T.
В этот раз сообщество поверило, что это действительно ноунейм хоррор. Но ненадолго. Пройдя до конца этот играбельный тизер, игрокам был показан трейлер, по которому стало понятно, что это тизер не новой игры от неизвестной студии, а Silent Hills от Кодзимы и Гильдермо Дел Торо.
Хоть это и вызывало большой фурор, но к сожалению и удивлению Кодзимы, как он сам признавался, загадку разгадали слишком быстро.
Death Stranding
Во время рекламной кампании Death Stranding от Кодзимы не было никакого обмана и вся информация по игре была довольно последовательна и прямолинейная (за исключением, может быть, только того, что нам до последнего не говорили какой геймплей будет в игре). Но я связываю это с тем, что Кодзима, во время разработки Death Stranding, помимо, собственно, этой разработки, был еще занят "разводом" с Konami, формированием новой студии, переговорами с Sony и поиском движка. Скорее всего, времени на планирование каких-то хитростей просто не осталось.
Заключение
Когда я писал этот текст, то заметил еще одну закономерность. В названиях фэйковых студий от Кодзимы ВСЕГДА была приписка Studio или Studios (7780s Studio, Moby Dick Studios), что, вообще-то, редкость. Как много вы знаете названий инди-студий, у которых и к названию приписано Studio? Обычно просто пишут название компании и всё, без приписок. Или, на крайний случай, приписывают Team или Games, но Studios - редкость. Так что Blue Box Studios, вместо просто Blue Box - лишнее сходство с почерком Кодзимы
Да и вообще. Игры "гения" редко обходились без какого-либо обмана, а масштаб, за некоторыми исключениями, всегда возрастал.
Death Stranding стал исключением только из-за технических сложностей. Но анонс новой игры Кодзимы просто обязан чем-то удивить, а время для этого сейчас самое подходящее...
Лучшие комментарии
Так и не прошла death stranding… после каждой курьерской миссии, когда персонаж оказывался дома, чувство такое будто это я сама тащила эти грузы, опустошенность такая, что хочется в реале выпить монстр и лечь поскорее спать ХD
Ну вот тут спорно, потому что в этом же моменте лично я вижу другую систематику, которая вытекает из всего, что ты перечислил до этого: Кодзима, как хороший снайпер, никогда не повторял один и тот же трюк дважды, он каждый раз хотел удивлять, а не чтобы аудитория уже знала, что смотреть надо не на руки, у на ноги (в смысле, знала суть фокуса). И, мне кажется, вот это куда весомее, чем «Кодзима сделал выводы из анонса MGSV и решил повториться».
Мда, похоже, Кодзима еще тот заговорщик)
Честно говоря, я пока не представляю Silent Hill от Кодзимы: все-таки у него, на мой взгляд, стиль, который к этому сериалу не очень подходит.
Отлично написано, спасибо. Насчет новой игры гения и фейковой студии, для меня тоже пока спорно, но пусть окажется правдой)
Плюсик занёс