Дисклеймер
Мысли, транслируемые автором далее, являются его личным мнением и основываются на изученной в процессе подготовки разбора информации. В материале могут присутствовать неточности, он не является истинно верным и не претендует на документальную точность. Автор не призывает к каким-либо противоправным действиям. В тексте разбора могут присутствовать грамматические ошибки.
У этого обзора существует и видеоверсия, всех желающих приглашаю на YouTube, остальных же я приветствую на просторах Stopgame.ru
Интродукция
В предыдущей публикации — разборе Getting Up, который я настоятельно рекомендую изучить, не в длинном тексте, дак в длинном ролике на YT, я вскользь упомянул, что компания разработавшая игру, выпускала ряд проектов по лицензии: Люди в черном, Звездные войны, Индиана джонс, Код Да Винчи.
Игр по лицензии выходило в нулевых огромными пачками, а сейчас проектов по фильмам днем с огнем не сыщешь.
Всем привет, с вами как всегда Корса, сегодня мы попробуем разобраться все-таки, куда исчезли игры по фильмам?
Исторический контекст
Игры разработанные по лицензии не были чем из эпохи PS2, это давняя история, которая берет свое начало аж в 70 годы прошлого столетия. Первой игрой по фильму принято считать Death Race (смертельная гонка), вышедшую 76 году на аркадных автоматах.
Затем, в 81 году свет увидела игра Tron: Deadly Discs (Трон: Смертельные Диски) для консоли Intellivision.
В 82 году на Atari 2600 вышли: Adventures of Tron (Приключение Трона), Fantastic Voyage (Фантастическое путешествие), Alien (Чужой) — чистокровный клон PacMan, и King Kong — клон Donkey Kong.
Игры, по меркам лет, получались сностными и зарабатывали честные 6-7 баллов в рецензиях, правда критики и геймеры отмечали, что атмосферы, да уж тем более сюжета в этих играх нет. Как клоны известных игр они были вполне ничего, но название на коробке, в итоге, вообще не влияло ни на что.
Первой игрой, если так можно выразиться, с претензией на сюжет, считается, изданная, все в том же 82 году для Atari 2600, силами самой же Atari, Indiana Jones: Raiders of the Lost Ark. Игра вышла через год после релиза в кинотеатрах дебютной части истории о археологе-искателе приключений с подзаголовком «В поисках утраченного ковчега». В самой игре следование по сюжету фильма очень условное, а проект представитель классических платформеров эпохи 8 бит.
Заявки на сепарированное от фильма произведение, которое позволяет ознакомиться с сюжетом игнорируя первоисточник, тут нет. Таких задач, конечно, никто тогда и не ставил, но позже этот острый угол еще даст о себе знать.
Мировой провал
Многие из вас, конечно же, знают про историю с Инопланетянином, тот который E.T. для, все той же Atari 2600. Однако упомянуть ее, в этом рассказе, все же стоит.
Дело вот в чем, на дворе прежний 82 год, в кинотеатрах выходит фильм Инопланетянин, Стивена Спилберга, и предсказуемо становится самым кассовым фильмом года, а также культовой лентой, получившей 4 «Оскара». При бюджете в 10 миллионов долларов, картина собрала 350 миллионов во время показа в кинотеатрах и 750 миллионов за все время существования картины, включая релизы на DVD, сувенирную продукцию и так далее.
Но, воистину, людская жадность непомерна. Atari решает выпустить игру по фильму, для поддержания и стимулирования продаж, однако, после трудных переговоров относительно лицензирования игры, на разработку проекта остается…
Итог закономерный — игра считается одной из самых провальных игр за всю историю существования индустрии. Проект оказался на столько ужасен, что люди начали возвращать картриджи с игрой обратно в магазины и требовать возврата средств.
Все это привело к тому, что в 83 году, в пустыне Нью-Мексико были захоронены в яме под слоем бетона порядка одного миллиона копий этой игры. Это ситуация не стала катализатором, но точно внесла свою лепту в начавшийся в том же 83 году кризис индустрии компьютерных игр.
Очередная «удачная» попытка
85 год. В кинотеартах выходит первая, и моя любимая, часть трилогии Назад в будущее. Оглушительный успех картины дал повод для создания игры.
Издатели предвкушали успех проекта по популярной франшизе и форсировали выпуск игры. Как нетрудно догадаться проект провалился.
Ренессанс
Окей, идем дальше. 89 год, в СССР продолжается перестройка, власти ГДР начали снос Берлинской стены, а в кинотеатрах выходит Бэтмен Тима Бертона с Майклом Китоном и Джеком Николсоном в главных ролях.
Практически сразу, следом за самой картиной, на прилавках магазинов появляются и игры для Amiga, Commodore 64, MS-DOS, MSX и ZX Spectrum. Какова была вероятность что игра получится отличной и попадает в чарты на лидирующие позиции?
На самом деле, вероятность была достаточно велика. Проект не попал мельницу производственного ада и получился, без малого, отличным. Разработка шла параллельно со съемкой фильма, а сюжет основывается только на ключевых моментах скрипта, которые, скорее всего и не могли измениться за время съемки. Игра стала номером 1 в чартах Spectrum за февраль 90 года, а позже была награждена званием «Игра года» в журнале Crash magazine.
И вот тут уже происходит нечто интересное, в игру завозят сюжет, он буквально копирует основные события фильма и это не вызывает каких-либо проблем. Это финальный столп на котором следующие 20 лет будут строиться игры по фильмам: персонаж фильма, его сеттинг и пересказ сюжета.
Важные итоги
Уже даже на этом этапе, мы понимаем несколько простых истин. Для разработки качественного продукта, требуются годы, а для того чтобы потерять и репутацию и деньги достаточно нескольких месяцев. Увы так случалось чаще.
Издатели хотели ковать железо пока горячо, вот и вгоняли разработчиков в жесткие временные рамки. Теперь мы знаем, что выпускать игры без сюжета по сюжетно ориентированному фильму — решение не лучшее, а делать игры с сюжетом фильма — хорошо. Теперь понимаем, что и на разработку, что очевидно, нужно выделять реальные сроки и не вмешиваться в ход разработки самого продукта.
Пусть вас не смущает, что такой вывод мы делаем еще в эпоху игр для MS-DOS. Практически любой проект по фильму, так или иначе, можно проверить, опираясь на эти мысли.
Смотрите сами, 007 GoldenEye для Nintendo 64, вышел в 1997 году, а фильм, на котором основывается сюжет игры, в 1995. у разработчиков было время, как итог мы имеем отличный шутер той эпохи.
Игра Spider-Man 2 от TrayArch для PS2, вышла в 2004 году, как и сам фильм, но разработка проекта велась параллельно с работой над фильмом — итог хорошая игра, которая заложила некоторые механики, которые до сих пор используются в играх серии.
Spider-Man 2 для персональных компьютеров не является портом с консоли, от такой идеи отказались и эту версию разрабатывала другая компания в последние месяцы перед выходом фильма. Снова знакомая картина — сжатые сроки, итог, одна из самых ужасных игр про паука.
Первые три игры про мальчика, который выжил — милые и приятные, любимы многими игроками. Четвертая кусок вообще хз чего. Догадаетесь почему? Да-да, все те же сроки.
Список можно продолжать до бесконечности, пишите в комментариях какие игры по фильмам, из числа ваших любимых я не упомянул.
Громкие франшизы на мобилках?
Затем началась эпоха мобильного, гхм-гхм, гейминга, начались темные времена, игры по крупным франшизам решили делать на мобилки, так дешевле и разработка быстрее…
Короче просто забейте — это мрак.
Восставшие из пепла
Смотрите я к чему, компании издатели все же смекнули, что производство игр — процесс не быстрый и маленькими шагами начали менять правила игры, ох какой каламбур, которые складывались годами.
Как было заведено с времен, того Бетмена для MS-DOS? Есть герой франшизы, есть его сеттинг и есть сюжет и сюжет этот в лучшем случае основан на фильме, а в худшем его вообще цитирует.
Именно по этой причине разработка была очень сильно связана с процессом съемки и сценарием, который мог и менялся прямо на съемочной площадке. Компании поняли, что мир игр по фильмам — другой мир, отдельный, буквально, параллельная вселенная. Blade Runner, Alien: Isolation, Chronicles of Riddick, Новые пауки для плойки, Star Wars the Fallen Order — игры отличные, из них выкинули тождественную связь с фильмами, сделали их отдельными произведениями во вселенной, дали возможность рассказать новую историю, показать события с другой стороны и все это, как мне кажется отличное решение.
Посмотрите на трейлер Стражей Галактики, это не персонажи из MCU, история не копирует сюжет фильма — это круто.
Правда бывает что и такие проекты выходят спорными. Да, Мстители?.. Но это уже совсем другая история.
Ответ
И наконец отвечая на вопрос заданный вначале. Куда исчезли игры по фильмам?
Нуу, они умерли.
Умерли в том смысле, в каком мы обсуждали их выше. Игр основанных на сюжете фильма, которые выпускаются впритык с релизом ленты в кино, больше нет, да и не будет скорее всего. Игры теперь не по фильмам, а по персонажам фильмов и вселенным этих персонажей, так и лор развивается и сувениров можно сделать больше, а геймеры зачастую довольны результатом разработки, ведь срок разработки не сжимают до 6 месяцев.
На этом на сегодня все. Подписывайтесь везде где можете, ставьте лайки, нажимайте на колокольчик, оставляйте комменты под текстом, заходите и подписывайтесь на нашу группу в телеграм, где сейчас идет голосование за следующую игру для большого разбора, и нет я еще не закончил, переходите на предыдущий ролик про геттинг ап, оцените и его, а ещеее, можете прочитать длииииииннющую текстовую версию разбора, ну вдруг, читать вы любите больше, чем смотреть видео.
Вот теперь все, с вами был Корса, удачи.
Лучшие комментарии
Нет, игры по фильмам не умерли, но их правда стало в разы меньше. Все из-за увеличивающихся бюджетов и такая реклама уже менее рентабельна. Вообще не понял, при чем тут мобильные игры, ведь многие игроизации имеют отдельные версии под те-же Геймбои разных мастей и это нормально.
Какой-то куцый вывод получился. Смерть игр по кинолицензиям, по большому счету, связана с финансовым кризисом первой половины десятых годов — рынок рухнул, мелкие студии, разрабатывавшие подобные игры (условный A и AA сегмент) тоже посхлопывались, разработка стала нерентабельной, т.к. продвижение подобных игр обходилось в их потенциальные сборы. Современные помотивчики сейчас больше опираются на первоисточник или франшизу, чем на конкретную вселенную (буквально все перечисленные игры).
В мобилки ударились не потому, что «дешевле и быстрее», а из-за размеров рынка — любой крупный проект по франшизе там гарантированно окупится, причем его можно поставить на рельсы сервиса, дополнительно продлив жизнь проекту (и, соответственно, прибыль). Мусор там все еще котируется, но по крупным франшизам его уже не делают.
Поклонник творчества Кодзимыииии я не понял ничего… Читаю и ощущение что текст про одно, а потом хоба — про другое, а потом еще раз хоба — про третье.
Приятный текст, плюсик автору. Главную претензию по содержанию — опуск вопроса о заметно возросших бюджетах — указали в комментариях выше. В остальном логика соблюдена и прослеживается в течение всего времени чтения.
Соглашусь с тем, что прямые адаптации фильмов ушли, но им на смену пришли самостоятельные проекты во вселенных. Это в общем-то закономерное развитие — у игр сформировались свои повествовательные особенности, которые сюжет фильма может ломать.
Можно копнуть ещё глубже и подумать, что разные медиа сильнее ассимилируются, создавая единые книго/комиксно-фильмо/сериально-игровые вселенные. Но оставлю этот вопрос автору для будущих работ.
Небольшой личный диссонанс. Знаю, что ПК-версия считается провальной, и сам сейчас осознаю плохое качество игры. Но блин, это одна из игр моего детства, наравне со вторым «Шреком», например.