11 июня 2021 11.06.21 14 11K

Кто придумал «Перенос персонажей и файлов сохранений с получением бонусного контента» и как это изменило видеоигры?

+45
Лучший блог недели
1000 ₽

Когда речь заходит об импорте файла сохранения или созданного вами персонажа, о каких видеоиграх вы вспоминаете? Mass Effect? Может быть, Ведьмак? Чаще всего, это можно осуществить в сиквелах игровых сериалов, но и у этого правила есть свои исключения. Есть даже случаи когда перенос персонажей или какого-то контента осуществляется между играми конкурентами, выступающими в одном жанре или доступными на одной игровой платформе. Иногда между разными сериями тематически связанными между собой. 

И вот в один день я задумался — А с чего же всё началось? Кто это придумал и с какой целью? Эти вопросы навели меня на тему, которую, как оказалось, мало кто обсуждает среди игроков. Если и обсуждает этот момент кто-то, так это западные игроки, наши почему-то редко этим интересуются. Они даже придумали этому процессу термин и составили огромный список таких игр, который совсем несложно найти самому в сети. В этом блоге я решил поделиться с вами тем, что я узнал и прочитал об этом. Добро пожаловать, если вам, конечно, есть до этого какое-то дело.

Перенос игрового персонажа или персонажей из одной игры в другую

Перенос сохранений или перенос персонажа из одной игры в другую используется разработчиками для того, чтобы подарить игрокам дополнительный контент. Порадовать их, так сказать, поощрить за преданность сериалу, созданию которого они посвятили свою жизнь. В этой части блога речь пойдет об импорте игровых персонажей из одной игры в другую.

Любитель жучков и паучков, а заодно и создатель суперпопулярных игр про покемонов — Сатоси Тадзири
Любитель жучков и паучков, а заодно и создатель суперпопулярных игр про покемонов — Сатоси Тадзири

Придумал это японский геймдизайнер Сатоси Тадзири в RPG видеоиграх Pokémon Red Version и Blue Version. Игры почти неотличимые между собой. Разница только в ростере и видах покемонов. Итак, теперь мы знаем, кто это придумал. Остаётся вопрос — ЗАЧЕМ? Ему что, заняться было нечем, а!? Нет, причина не в этом. Причина в другом.

Когда компания «Nintendo» выпустила карманную игровую приставку «Game Boy», которая позволяла играть вдвоем на двух приставках, соединенных кабелем (специальным проводом Game Link Cable), у Тадзири возникла идея игры, в которой бы по кабелю можно было передавать с картриджа на картридж «живых» существ.

По легенде, Сатоси прогуливаясь по парку с «Game Boy», обнаружил обычного уличного жука на кабеле Game Link Cable. Нет, жучка он трогать не стал, он ими увлекается, коллекционирует и очень любит. Даже сейчас в свои 55 лет. Он им начал любоваться. И тогда ему в голову пришла эта идея, ставшая фишкой вышеназванных игр. Как он сам прокомментировал это:

«Я представил себе клубочек информации, переходящий между двумя Game Boy по специальному кабелю, и я подумал «Ух ты! Это будет что-то!» — так сказал Тадзири.

Для полного прохождения Pokémon Red Version или Blue Version обмен покемонами с другими игроками обязателен. То есть если у вас есть только Red версия, но нет друга, у которого была бы Blue версия, то вы «don’t catch them all!», как говорится. Вы не сможете увидеть весь контент, который предлагают данные игры. Однако и Red Version и Blue Version отдельно можно завершить. Примерно за 27 или около того часов. Основную цель игры — побить преступную организацию, можно выполнить, используя всего одного покемона! Просто его надо прокачать, как следует, а так нет ничего невозможного.

Один очень важный момент *

Иногда между игроками возникает спор, кто придумал «импорт персонажа или персонажей» в видеоиграх. Дело в том, что японские RPG игры Pokémon Red Version и Blue Version вышли в 1996 году. Первая западная RPG игра, где можно перенести персонажа из одной игры в другую Ultima V: Warriors of Destiny вышла в 1988 году.

Но! Но …

В Ультиме когда вы переносите своего героя из одной игры в другую, вы не получаете никакого нового контента. Это ни на что не влияет. Вы просто переносите свои характеристики, начиная игру с более опытным героем, а не с чистого листа. В то время как в играх про покемонов в качестве нового контента выступают как раз эти самые «карманные зверушки», которые действительно между собой отличаются как внешне, так и набором способностей. Так что, по-моему, очевидно, что Pokémon Red Version и Blue Version концептуально гораздо круче реализовали особенность «импорта игрового персонажа или персонажей», чем это сделала Ultima V: Warriors of Destiny.

Кто бы мог подумать, что один маленький жучок, случайно заползший на провод игровой приставки, послужит отправной точкой для создания популярной серии видеоигр, а та в свою очередь сделает популярным эту игровую особенность? Прочитав об этом, я ещё раз убедился, в каком всё-таки удивительном мире мы живём, стоит лишь присмотреть к мелочам.

«Old Save Bonus» или «Clear Data Bonuses»

Кто придумал «импорт игровых персонажей» из одной игры в другую — с этим мы разобрались. А вот как быть с первооткрывателем «импорта файла сохранения с получением бонусного контента»? Кто этот выдумщик? Может быть, его тоже вдохновил какой-нибудь жучок-паучок?!

Я облазил весь интернет, спрашивал у других игроков, вбивал в поисковики всевозможные названия игр. Я даже слетал на Луну, чтобы спросить её обитателей знают ли они что-нибудь об этом. Ладно, последнее — это ложь и неправда. Каюсь. Так далеко я зайти не смог.

Есть предположение, но это не точно, что первая игра, в которой появилась такая особенность как «Old Save Bonus» или «Clear Data Bonuses» — это JRPG Suikoden 2 1998 года выхода. Слышали о такой? О ней писал Джейсон Шрайер (один и второй раз), автор книг «Кровь, пот и пиксели» и «Press Reset».

Её упоминают игроки на неогафе в обсуждении в топике под соответствующим названием (ссылка https://www.neogaf.com/threads/games-that-use-save-files-across-multiple-titles.381058/) В блоге одного очень большого поклонника ролевых игр с этой особенностью (http://wwwthinkinginsidethebox.blogspot.com/2013/05/general-rpgs-clear-data-bonuses.html) автор пишет, цитирую:

«Удивительное количество игр, так или иначе, также используют „Clear Data Bonuses“. Эту идею используют в Arc the Lad, Xenosaga, Suikoden, Mass Effect, Dragon Age, Baldur’s Gate и многих других сериалах. Я думаю, что Suikoden 2 была первой, кто придумал это, но я не могу честно сказать, что знаю это наверняка.»

Никто точно не знает, кого Mass Effect и Ведьмак обязаны поблагодарить за эту игровую особенность. Доподлинно это остаётся неизвестным. Другой популярный вариант ответа среди игроков — Baldur’s Gate II: Shadows of Amn не подходит, поскольку вышла она только двумя годами позже. Как бы то ни было, что даёт импорт файла сохранения в той игре?

Путем импорта файла сохранения из первой игры, в которой набраны все 108 звезд, в Suikoden II будет доступен длинный бонусный сценарий с участием двух главных героев предыдущей игры. Кроме этого появляется опциональный босс и один уникальный предмет для прохождения сюжета в мини-игре Cooking Battle.

Metroid Prime. Самус Аран в Костюм-Сплав (англ. Fusion Suit), который становится доступным, если соединить консоли с играми Metroid Fusion и Metroid Prime с помощью кабеля Gamecube / GBA.
Metroid Prime. Самус Аран в Костюм-Сплав (англ. Fusion Suit), который становится доступным, если соединить консоли с играми Metroid Fusion и Metroid Prime с помощью кабеля Gamecube / GBA.

Как разработчики используют эти игровые особенности?

Поскольку чаще всего такой дополнительный контент создают уже на финальном этапе разработки игрового проекта и до обозначенного дня её выхода остаётся совсем мало времени, то и рассчитывать на что-то большее, чем просто на «приятные мелочи» не приходиться.

Казалось бы, какая связь может быть между Burnout Revenge и Madden NFL06 для PS 2? Тем не менее она есть :)
Казалось бы, какая связь может быть между Burnout Revenge и Madden NFL06 для PS 2? Тем не менее она есть :)

Например, в серии The Ratchet and Clank игрокам дают скидку или отдают забесплатно некоторые виды оружия, если те уже были куплены ими в предыдущей игре и у них имеется файл сохранения, доказывающий это. В Dead Space 2 запуск новой игры с файлом сохранения из Dead Space давал игрокам доступ к «отремонтированному» плазменному резаку (оружие из оригинала, которое нельзя получить другим способом в сиквеле). Множество примеров с играми для приставки Nintendo DS.

Большинство игр ограничиваются чем-то таким. Как правило, игроки получают внутриигровую валюту и парочку предметов, иногда уникальных.

 

Все мы когда-то были влюблены в Джози Маран. Need For Speed Most Wanted (2005)

Для лучшего примера, вот игра с небольшим, но приятным бонусным контентом, которую вы точно все знаете (ну или это я старый). Прохождение Need for Speed: Most Wanted начинается с того, что вы тратите 30 000 долларов на покупку вашей первой машины, что в основном означало выбор трех из четырех первоначально разблокированных автомобилей. Если вы играли в эту игру на системе, которая застала Need For Speed: Underground 2, если у вас был файл сохранения для этой игры (на всех платформах) или, по крайней мере, вы устанавливали её на своём ПК, вы получите дополнительные 10000 долларов, расширив свой выбор до всех четырех.

Был, правда, такой случай, когда разработчики были по-настоящему щедры на дополнительный контент. Вот вам уникальный пример:

Один из самых необычных и действительно крутых способов применения бонусного контента нашли разработчики из New World Computing в серии Might and Magic. Благодаря специально внедренной системе интеграции Might and Magic IV: Clouds of Xeen (1992 г.) и Might and Magic V: Darkside of Xeen (1993 г.) можно объединить в комбинированный формат— World of Xeen. Связка из двух игр даёт доступ к новому дополнительному контенту — эпилогу к этим играм с несколькими дополнительными заданиями.

Да, возможно, случай с Might and Magic не совсем подходит ко всем тем примерам, которые были ранее описаны в этом блоге. Но, во-первых он упоминается в списке со всеми остальными (здесь https://the-true-tropes.fandom.com/wiki/Old_Save_Bonus). А во-вторых, как я уже сказал, на то это и уникальный случай. Такого можно сказать нигде и не встретишь больше!

Мелочь, а приятно!

Есть такая поговорка — Дареному коню в зубы не смотрят. Каким бы маленьким и незначительным не был дополнительный контент для игр — это подарок от разработчиков. Важен сам факт, того, что игрокам, таким образом, говорят «спасибо» за покупку и прохождение предыдущего проекта. К сожалению, эта традиция постепенно начала исчезать …

Сейчас импорт персонажа и/или импорт файла сохранения из одних игр в другие встречается всё реже и реже. В нынешние времена у разработчиков попросту уже не хватает ни времени, ни сил на бонусный контент для игроков. Можно сказать, что виноваты в этом мы сами. Известный игровой журналист Джейсон Шрайер не раз писал о том, что работники игровых студий с большим трудом укладываются в установленные сроки. Публика хочет супер передовую графику с поддержкой всех доступных технологий. Издатели идут на поводу игроков и становятся одержимыми играми-блокбастерами. И даже когда работники игровых студий покорно выполняют все требования от игроков, за свои труды они получают — «Это не так! То не так! Хотим ещё больше! Хотим ещё лучше!» Некоторые нынешние разработчики признались Джейсону, что вообще жалеют о том, что когда-то выбрали эту профессию.

Хотите пример? А за ним далеко ходить и не придётся! Буквально вчера показали долгожданную EldenRing. Вроде бы все счастливы и рады. Люди в комментариях ликуют и поздравляют друг друга с концом ожидания. Вроде бы …

Ну, вот ответьте мне, пожалуйста, о каком щедром бонусном контенте может идти речь с таким то отношением?

Восстанавливающий здоровье и стамину геотермальный источник в Harvest Moon: A Wonderful Life, доступный для тех, у кого приставка Gamecube с этой игрой подключена к Harvest Moon: Friends of Mineral Town (GBA)
Восстанавливающий здоровье и стамину геотермальный источник в Harvest Moon: A Wonderful Life, доступный для тех, у кого приставка Gamecube с этой игрой подключена к Harvest Moon: Friends of Mineral Town (GBA)

По традиции, я хотел бы узнать, что вы думаете, дорогие мои посетители этого блога. Какие игры с бонусным контентом через перенос персонажа/файла сохранения вам запомнились? Обращаете ли вы внимание на эти игровые особенности? Если в скором будущем это полностью исчезнет из видеоигр, вы будете скучать или вам всё равно?


Лучшие комментарии

Для начала спасибо за историческую справку по этой механике, довольно интересно. Встречалась мне она в Mass Effect, Pokèmon fire red, Borderlands. Отношение неоднозначное. С одной стороны перенос подобный тому что был в Mass Effect влияет только на погружение игрока. Для старого он перенесет все выборы, а новому предложит в начале сделать только основные. По итогу новый игрок получит цельную историю, которая не создает ситуации когда игра подразумевает что игрок должен знать что за персонаж перед ним, почему он здесь и из-за чего, а старый получит полную версию своих решений. Например только старый игрок может встретить хозяина стрипклуба Фиста из первой части на Омеге во второй части, при определенных условиях конечно же. С другой стороны механика с переносом прогресса как в Pokèmon обрезает контент. Я понимаю что делалось это для продаж и для социального взаимодействия, но возможности у всех разные. Например у меня нет друзей с этой консолью. Собственно как и самой консоли =)

Что касается Borderlands, то там даются скины и немного валюты. В свое время мне это не понравилось, сейчас поостыл и наверное не обращу внимание. Наверное для тех, кто не играл стоило бы добавить возможность получения в качестве награды за миссию что расскажет вкратце историю прошлой части где нибудь ближе к концу игры. Но это правда несколько обесценит награду за лояльность для старичков серии.

По итогу механика для меня хорошо работала там, где она связана с исторей, но как только начинается вмешиваться в доступность контента, так сразу вызывает отторжение. Причем тем сильнее, чем существеннее закрытый контент.

Была ещё такая тема на Сеге: Соединив картриджи Sonic 3 и Sonic & Knuckles можно было получить одну огромную игру с дополнительными уровнями, двумя дополнительными ячейками для сохранения и настоящим финальным боссом, битве в космосе. Так как у нас в 90ые были только пиратки, то естественно никто об этом толком не знал. Зато какое удивление это вызвало у меня 20 лет спустя… Вроде бы знал игру наизусть, а оказалось она скрывала ещё много контента.

Где стратегии?! Например во многих стратегиях от парадоксов прошлой итерации, например в Crusader Kings II есть платное dlc добавляющее в игру кнопку перенести сохранение в Europa Universalis 4, т.е переносите свою страну и политическую карту мира в следующую эпоху и продолжаете играть с уже другими механиками. Но кто был первым в этом жанре? 

Завышенные ожидания игроков и графодрочерство вообще осложняют существование игровой индустрии, особенно AAA. Там ради реалистичной графики тратятся такие деньги, что на необычные механики и тот же перенос сохранений почти не остаётся ресурсов.

Будет здорово, если эта механика получит больше применений. Особенно, учитывая, сколько в наше время разного рода сиквелов. К примеру, было бы прикольно увидеть ГГ из предыдущей игры в качестве дополнительного персонажа, каких-то квестовых персонажей, которых в прошлой части спас, изменения маршрута из-за выбора, сделанного в прошлой части и так далее.

Например, Dishonored интересным образом располагает к тому, чтобы делать новые части с загрузкой сохранений. Причём, они могли бы при загрузке сохранения объявить о том, какие события обязаны совершиться (в первой части это было бы выживание Дауда и низкий хаос в конце), и ведь эти вещи могут быть достигнуты очень разными способами. Дауд может делать отсылки к тому, каким именно способом его пощадил Корво, Билли Лурк может менять отношение к Дауду в зависимости от того, как тот разбирался с ведьмами по пути к Делайле.

В играх в принципе не хватает реакций на малозначительные действия героя. Не «нелинейности», а простых отметок флагами и небольших ветвей диалогов, которые бы создавали ощущение живого реагирующего мира.

Это, конечно, делалось бы проще, не будь нужды в озвучке, будь графика стилизованной, а не реалистичной, и будь бюджеты распределены иначе, в соответствии с тем, что оживляет игру в голове, а не перед глазами. Потому что игры оживают от персонажей, интересных ситуаций и веры игрока в происходящее. Красивая стилизация позволяет быстро привыкнуть к виду мира и поверить в него, а гонка за реализмом просто снова и снова приводит к тому, что графика игр устаревает за пару лет, тогда как многие игры заслуживали бы жить много дольше. Даже проходные проекты «на один раз» порадовали бы людей в будущем, если бы выглядели не как «попытка в реализм из древних времён»

В него еще и Sonic 2 можно вставить и поиграть Наклзом во втором Сонике.

у разработчиков не остается времени на бесплатный дополнительный контент, а не просто на контент. просто сейчас, якобы, разные системы используют разные сохранения, проблемы даже с PS4 на ps5 перенести сэйвы, о чём мы говорим? мы виноваты?

Жаль про серию Quest for Glory (1989 -1993) ни слова, в которой перенос тоже дает бонусы

Как же надоело это обвинение игроков во всех смертных грехах: в том, что в играх мало контента, отсутствуют интересные фичи, плохая графика, идиотский сюжет, куча багов, встроенный магазин с предметами, влияющими на внутриигровой баланс — в этом конечно же виноваты не жадные издатели и ленивые разработчики, нет! Это всё подлые токсичные игроки!

А статья интересная, было приятно прочесть, спасибо.

Ну это, по сути, одна игра, разделённая на два картриджа

Если грузить сейв первого Suikoden будет доступен сценарий не с участием двух гг из первой части, а будет доступен сценарий с участием двух гг — одного из первой и одного из второй части. То бишь к тебе просто присоеденится герой первой игры.

Второй герой из первой части — это Гремио (グレミオ, Guremio). Вы должно быть забыли о нём. Он также появляется. Правда Гремио не является играбельным персонажем в сиквеле.

На PS2 в Silent Hill 3 появлялись несколько отсылок к Silent Hill 2, если сохранения от 2 части были карте памяти. 

На релизе первого масс эффект я плевался от этой игры, потому что при первом запуске я в буквальном смысле чуть не уснул при прохождении Иден Прайм, вот настолько мне было скучно и неинтересно. Но при выходе второй части фишка с переносом сохранения настолько меня зацепила и заинтересовала, что я решил дать второй шанс МЕ, и надо признать, игра этим шансом воспользовалась, 40+ часов не мог оторваться и играл каждую свободную минуту.

Ещё вспомнил про такую стратегию времён пс1, как warzone 2100. Не совсем в тему. Но там из каждой предыдущей миссии в каждую последующую полностью переносились все юниты и база и их точное расположение на карте.

Читай также