И на самом деле у меня есть ответ — никогда. Никакого некстена уже не будет. Но по порядку.
Окунемся в историю. Сразу скажу, что использую только наименования консолей Sony только по причине удобства восприятия. Они, в отличии от Xbox, не выдумывают каждый раз случайную цифру или букву, а просто именуют консоли по порядку. Но всё что будет сказано далее — справедливо и для ПК, и для прочих игровых приставок.
При переходе от PS1 к PS2 технологический разрыв был колоссальным. Что бы понять, где находится игра с PS1, а где PS2 вам достаточно будет пары секунд. А выпустить игру с PS2 на прошлом поколении было бы абсолютно технически невозможно. Скачок от PS2 до PS3 тоже был весьма заметен, хотя там все упиралось в разрешение, игры перешли с телевизионного 360р на 720 ₽. Однако, я могу назвать несколько проектов с PS2, которые не сильно уступают в графике ранним играм третий плойки. Но всё ещё версии с разных поколений заметно отличались. Перенести с одной платформы на другую было крайне сложно, фактически это были разные игры, так как использовались разные движки, модели, анимации.
А вот в момент перехода с PS3 на PS4, впервые появился такой термин как кросс-ген, то есть одна игра выходила единовременно сразу на новых и старых консолях. И это была именно одна и та же игра, без кардинальных изменений в механиках или движке. Грубо говоря, на PS3 игры запускались на низких настройках, а PS4 — на высоких. Вы ещё можете на глаз опередить, где какая версия, но вам уже надо приглядываться и всматриваться в детали. Причем, крупные проекты выходили на седьмом поколении вплоть до 2017 года — Evil Within (2014), Metal Gear Solid V (2015), Black Ops III (2015), Rise of the Tomb Raider (2015), Persona 5 (2016), Yakuza Kiwami (2016).
Просто осознайте это. Игровая консоль Xbox 360 появилась в продаже в ноябре 2005 года, а в ноябре 2015 на нее выходит новая игра ААА класса. Спустя десять лет с момента релиза консоли! Persona 5 была признана одной из лучших RPG последних лет, и в нее вы тоже могли поиграть на консоли вышедшей в 2006 году.
И вот, мы дошли до текущего — восьмого поколения консолей, который появился на полках магазинов в конце 2013 года. И если экстраполировать сказанное ранее, то становится очевидно, что оно с нами ещё надолго. Разница в графической составляющей уже минимальна, хотя справедливости ради, сравнивать нам пока мало с чем. Сейчас мы имеет только два полноценных эксклюзива — Demons Souls Remake и Returnal. И вы правда думаете, что эти игры не могли бы выйти на текущем поколении? Конечно, пришлось бы пожертвовать разрешением, снизить настройки, убрать некоторые эффекты, но обе эти игры без проблем можно было запустить на PS4/Xbox One. Причина по которой они являются эксклюзивами PS5 исключительно маркетинговые. Другие новые игры даже не всегда получают полноценный апгрейд для нового поколения, и работают просто по обратной совместимости. Все крупные релизы этого года точно выходят и на текущем поколении — Far Cry 6, Horizon, Dying Light 2, Halo Infinite, Gran Turismo 7
Каждый раз, технологический разрыв между поколениями сокращается, схематически это можно изобразить как то-так.
Я уверен, что в 22-23 годах про текущее поколение никто не забудет, ведь как уже писалось выше, разрыв между поколениями становится все меньше. Так что мешает продолжать выпускать игры на текущее поколение и дальше? После 23 года? Разработчики и издатели заинтересованы охватить максимальную аудиторию, новые консоли и видеокарты сейчас находятся в дефиците. А вкупе с затянувшимся экономическим кризисом сомневаюсь что люди готовы отдавать свои кровные ради новой пластиковой коробочки. База игроков на новых приставках будет расти медленно, а значит и продавать на них свои игры — невыгодно. Но есть и ещё причины.
Маленькая белая коробка, онлайн и нереальный движок
Одной из них является маленькая белая коробочка, более известная под название Xbox Series S. Релиз этой консоли был большим гвоздем в крышку гроба некстгена. Эта игровая приставка нового поколения, которая при этом едва мощнее PS4 Pro. Что только подтверждает мою теорию, о том, что игры на текущее поколение консолей можно выпускать ещё долго. Конечно, можно предположить, что компании просто не будут выпускать новые игры на эту платформу, но я думаю это крайне маловероятно. Это был бы слишком сильный репутационный удар для Microsoft, если бы для их консоли перестали выходить игры. И вы опять можете возразить, мол какое нам дело, пускай владельцы Series S играют в 720р с картофельной графикой, нам то что? А я отвечу — «скорость каравана определяется скоростью самого медленного верблюда», это означает что разработчики будущих игр, в любом случае будут ограничены нижней планкой мощности Series S.
Другой причиной становятся онлайн-игры. Мультиплеерные игры показывают стабильный рост популярности последние десять лет. Если мы зайдем в топ онлайна на любой платформе, то увидим, что онлайн игры легко могут занимать 9 из 10 позиций. Для примера возьмем рейтинг Стима, как самой крупной платформы на ПК, а то я до этого только о консолях и говорил.
И вот скажите, хоть одна из этих игр является требовательной к железу? С другими онлайн-играми такая же история. Valorant, Rocket League, Valheim — все эти и прочие проекты, можно запустить на самом маломощном ПК. Выйдет, к примеру Overwatch 2, и что, думаете он будет сильно требовательнее чем оригинал. К чему все я это говорю? А то, что фокус на онлайн-игры никуда не денется, в них играет больше людей и приносят они намного больше прибыли. Большинство этих игр «перетечет» на новое поколение, без каких-либо особых изменений.
И последнее, о чем хотел бы поговорить, это о новой демке Unreal Engine 5. Я не разделяю общего восторга от показанного в ней. Да, она выглядит красиво, но…это сранные камни! Во всей демке есть только скалы, камни, булыжники, валуны и немного древних руин… из камня. Типо сделать реалистичные камни — это самое просто, как на счет тканей, жидкостей, освещения? То, что показали в демке, впринципе уже можно увидеть в играх сегодня. Не верите — посмотрите на скриншоты Battlefront II или Battlefield V, я честно говоря не вижу особой разницы. А ведь эти игры УЖЕ как несколько лет как вышли и их УЖЕ можно запустить на любом среднем ПК. Есть и другие графонистые проекты — RDR2, Metro Exodus, Cyberpunk 2077 и конечно Скайрим с модами.
Ждать некстгена в привычном нам понимании не стоит. Никаких больших скачков, как это было при переходе с PS1 на PS2 и PS3 не будет. Графически игры уже практически уперлись в потолок развития. Конечно, всегда можно нарисовать в 9000 раз больше полигонов на носу у персонажа, но даст ли это ощутимую визуальную разницу? А нужна ли нам эта разница? Прочие новшества последних лет, тоже не тянут на прорыв.
Пресловутый 4к штука конечно классная, но уж очень прожорливая, даже на мощных системах, плюс, далеко не все хотят себе 27+ дюймовый монитор, а без него смысла таком разрешении особо и нет. RTX — закономерный шаг вперед, эволюция, но не революция. Чудо-SSD и игры без загрузочных экранов вообще звучит смешно. Игры без загрузочных экранов выходили ещё на PS2, а SSD массово распространились уже лет 5 назад.
Значит ли это, что игры остановятся в развитии и нам придется до скончания веков играть в одно и тоже? Конечно нет. Всё о чем я говорил выше, на 99% касается картинки — графики если по простому. Не пора ли индустрии отойти от надрачивания на текстурки, разрешения, анимации. И попытаться удивить чем-то ещё? Наконец то начать писать серьезные и взрослые сценарии, вводить новые геймплейные фишки, экспериментировать с форматами, жанрами, довести до ума ИИ. Вспомните наконец про физику, а то мне перед Red Faction и GTA IV стыдно порой становится.
Возможно текущее поколение консолей станет последним, а все игры, через лет десять, переедут в облако или на мобилки. Может быть наоборот, Sony и Microsoft возьмут пример с рынка смартфонов и будут выкатывать новые версии своих приставок каждые несколько лет. Я не могу видеть будущее. Но могу вас заверить, ждать что вот-вот и наступит новая эпоха гейминга, и появятся какие-то мистические «игры следующего поколения» — не стоит.
Лучшие комментарии
Блин, люблю вот такую бескомпромиссную аналитику. «Мне не кажется, что в 4к есть смысл, значит смысла в 4к нет и я даже не буду пытаться его найти!»
И как за борт рассуждений о консольных поколениях улетели восьмибитки и шестнадцатибитки. И как топ по онлайну игр в Steam превратился в предвестник смерти синглплеерных проектов (а как этот топ выглядит, когда выходит свежая ААА-тина?)
Рациональное в посте есть, и разрыв между поколениями действительно уменьшается раз за разом по многим причинам: и по технологическим, и потому что сейчас разительно изменилась динамика отношений «разработчик — игрок» (спасибо, Интернет; спасибо, активный рост популяризации видеоигр), и тд, и тп. Но сомневаться в своих словах тоже бывает очень полезно, особенно когда ты решительно заявляешь о том, что «видеоигры приблизились к своему потолку». Или о том, что ССД в ПС5 не даёт «ничего нового». Ну да, в кроссгеновых играх не даёт, а вот делать фокусы а-ля Рэтчет я вот сильно сомневаюсь, что чисто технически возможно на той же ПС4. Расти есть ещё далеко куда — и в графическом плане, и (особенно!) в плане проработки звука, и кучи других вещей.
Спасибо тем, кто дочитал до конца
Помню о Crysis 3 говорили, что это самое разграфонистая игра на много лет. Интересно было бы сравнить с чем-нибудь из современного и сравнить. А потолок технологий уже близко, пока не придумают что-либо радикально новое.
4К вещь прикольная, но далеко не обязательная. Она больше нужна консолям, где могут быть огромные телики. На ПК попросту такое разрешение не всегда удобно. У меня самого 27 дюймов монитор и крутить башкой туда-сюда иногда раздражает. А если брать 4к, то там ещё больше диагональ будет, неудобно же. А если брать 4к монитор с 25" диагональю, то это выброс денег, ибо на таком мониторе плотность пикселей для 2к и 4к будет уже неразличима. С другой стороны, на консолях работает магическая технология 'podalshe otsel' и вглядываться в мелкие детали с дивана тоже никто не будет.
Про совсем старые консоли не сказал, потому что это мало отношения к сегодняшнему дню имеет. Но да, я знаю что NES и SNES вообще сосуществовали вместе. Про смерть сингла я ничего не говорил. Просто указал что большинство играет в онлайн, а значит на него будут больше выделять внимание издатели.
По поводу Рэтчата, ну смешно, что там некстгенного? Там погрузка локаций происходит по скрипту или в строго отведенных разработчиком местах. Причём у тебя нету выбора, переместиться в мир 1-2-3-4, там всегда только один вариант. Так что игра заранее подгружает нужное место.
И чем это кардинально отличается от перемещения в Незер в Майнкрафте? Там тоже все за пару секунд происходит. Или вот, недавно играл в Анно 1800, и там есть несколько регионов, между которыми можно моментально перемещаться. При этом, Анно это стратегия с кучей объектов, десятков островов, кораблей, и все это должно просчитываться в риал-тайме. Ты можешь строить домики в Старом свете, тебе придёт уведомление что на тебя напали пираты в Новом Свете, бац и ты через секунду видишь это своими глазами. А если я в ГТА, сяду в реактивный самолёт и полечу над картой, то она тоже моментально будет погружаться. Про Портал вообще надо что-то говорить?
Ты прям прочитал мои мысли