6 июня 2021 6.06.21 1 2504

Bioshock, Философия Объективизма, Утопия перетекающая в Антиутопию

+1

Сегодня, видеоигры, это не просто развлечение, это настоящие искусство. Если раньше люди, критиковали, высмеивали и боготворили разные взгляды с помощью: спектаклей или кинематографа, то сейчас, это можно сделать с помощью Видеоигр. Отличным примером является игра Bioshock 2007 года выпуска, чем вдохновлялись создатели игры и на какой философии построен город Восторг, предлагаю погрузиться в батисферу и узнать.

Немного забегая вперед, скажу, что во главе угла стоит философское учение объективизма. Биошок может показаться вам знакомым произведением, если вы ранее читали книгу «Атлант Расправил Плечи» как и в романе, в игре присутствует утопическое общество, основанная на чистом капитализме, но было бы совсем скучно смотреть на то, как у всех все хорошо складывается, поэтому, Ведущий геймдизайнер BioShock — Кен Левин, показал, как из Утопии легко сделать Антиутопию. Философия биошок будет складываться, как раз из учения объективизма, но отнюдь, это будет не копиркой мыслей Айн Рэнд (Ayn Rand) так кстати зовут, одну из родоначальниц философии объективизма.

Произведение будет иметь свой ход мыслей, свою идеологию и взгляды и покажет нам это, создатель города Вострог: Андрю Райн (Andrew Ryan). Главный антагонист игры, ярый фанат чистого капитализма и отвергающий всякие взгляды, имеющие что-либо общее с социализмом и коммунизмом

В игре затрагиваются такие фундаментальные вопросы как: Социализм; Коммунизм; Капитализм; Свободный рынок; Невидимая Рука Рынка; Альтруизм, Моральные и Этические нормы и законы. И это все, затрагивается, на первый взгляд, в стрелялке от 1 лица. Разве это не доказательство того, что человек может творить и создавать настоящие произведение, не только на бумаге или в кино, но и в видеоиграх.

 

Видео вариант.

Всех приветствую, затронем серьёзную тему. На протяжении многих веков люди критиковали, высмеивали и боготворили, разные взгляды на образ в жизни с помощью искусства. И видеоигры не остались в стороне. Те из вас, кто считает, что игры не являются искусством, спорить я с вами не буду, ведь вам решать во что верить. Я же верю, что видеоигры — это новая ступенька в искусстве, который человек только, только осваивает. Перейдем к делу.

Экономика, в этом слове слишком много скрыто. А самое главное, это понятие придумано людьми, значит и трактовок, что этот термин обозначает будет разнится с тем, кто вам об этом говорит. Решайте сами, что для вас будет правдой. Я расскажу свою.

Человечество всегда интересовала Утопия, место, где люди будут жить без каких-либо проблем. Конечно нет. Человечество некогда не интересовал этот вопрос. Этот вопрос интересовал только философов, тех людей у кого было время поразмышлять. Поверьте, человек работающий 24 на 7, чтобы прокормить себя и близких, некогда не задумается о таких вопросах, в его голове будет совсем другое.

Некоторые игры раскрывают данное понятие, и одним из интересных примеров является игра под названием Биошок. Если смотреть поверхностно, биошок является неплохим шутером, с достаточно приятной графикой и интересным дизайном. Но если капнуть глубже, вы удивитесь, насколько игра, хочет показать нам, наши с вами пороки, высмеять тот уклад жизни, который всегда казался правильным и единственным верным.

Игра показывает классическую капиталистическую утопию перетекающею в полную антиутопию.

К сожалению, а может к счастью, мне придется немного нагрузить вас экономическими терминами и сразу же я расскажу почему они являются бессмысленными для меня

Коммунизм, коммунистический тоталитаризм, объективизм, капитализм, классический либерализм, индивидуализм, коллективизм, минархизм, свободный рынок, невидимая рука рынка. Черный рынок, монополия, олигархия, олигополия…

Чувствуете? как ваш мозг начинает напрягаться и задавать себе вопрос. А для чего столько разных названий? К тому же, в разных источниках смысл может трактоваться по-разному. Все очень просто, Экономика — это не Математика, не физика, даже не квантовая механика. Это вещь, которой не было и появилась, только потому что люди так захотели. А вот, например, сила гравитации была всегда, не зависимо что думал о ней человек.

Поэтому мне очень не нравится, когда люди придумывают термины и законы, которые работают только в их собственном мире.

И теперь, когда вы хоть немного представляете в каком ключе, пойдет разговор. Я расскажу вам об экономической системе, которая присутствует в биошок.

Один человек, построил целый город, чтобы удовлетворить свое собственное желание. Желание, которому дали название Гедонизм от др-греч. «наслаждение, удовольствие» где данное понянчите является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью.

Этого человека зовут Эндрю Райн. Запомните его имя оно значит намного больше, чем случайно выбранное имя главному антагонисту игры.

Игрока же в первый раз встретит он со следующим монологом.

«Я — Эндрю Райан, и я пришел, чтобы спросить у вас: разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего?

Нет, говорят нам в Вашингтоне. Всё принадлежит бедным.

Нет, говорят в Ватикане. Всё принадлежит Богу.

Нет, говорят в Москве. Это принадлежит всем.

Я отверг эти ответы. Вместо них я выбрал нечто иное. Я выбрал невозможное. Я выбрал … Восторг. Город, где художник не боится цензора, где великое не ограничено малым, где учёного не стесняет ханжеская мораль… Восторг может стать и Вашим городом тоже.»

Теперь стоит познакомить вас с таким понятием как объективизм, понимание данной концепции очень важно, для усваивание следующего материала, поэтому я попрошу вас отнестись крайне внимательно к сказанному далее.

Объективизм философское учение, само понятие зародилось еще очень давно, но я буду рассматривать объективизм, где родоначальник является человек с именем Айн Рэнд.

Данное философское направление вытекает из Минархизма и Гедонизма, где первое, это модель государства полномочия, которого сокращены до необходимого минимума.

А второе аксиологическое (то есть имеющие отношение к ценности или к теории ценностей) учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни.

В итоге получаем объективизм по Айн Рэнд, где целью жизни каждого человека является стремление к собственному счастью. При этом социальная система должна обеспечивать индивидуальные права людей, что достигается соблюдением принципа Laissez-faire (невмешательство государства в экономику).

Основная аксиома объективизма — состоит в том, что действительная реальность существует независимо от вас. Где разум является единственным средством в познании мира. Под разумом она понимала способность определять и усваивать материал, данный человеку в ощущениях.

Поймите меня правильно, объективизм не исключает нормы морали и этические права. Совсем наоборот объективизм призывает обращаться к логике, чтобы получать не только голые факты, но и выводить эти самые этические правила и экономические законы.

В Итоге можно выделить следующие принципы объективизма:

1. Существует объективный мир, независимый от восприятия человека и его отношения к фактам.

2. Единственный способ восприятия мира — это ваш разум

«Проще говоря, самое важное для меня — это я. А самое важное для тебя — это ты. Такова природа вещей.»

3. Каждый человек должен, во-первых, стремиться к своему личному счастью, что является наивысшей моральной ценностью, и, во-вторых, он не должен позволять использовать себя для достижения целей других людей, равно как и использовать их для достижения своих собственных целей.

Эндрю райн поставил данный принцип в Абсолют, отвергая паразитическую составляющую общества, где людей использующие других людей для достижения своих целей он называл паразитами

«В чём разница между паразитом и человеком?

Человек создаёт. Паразит спрашивает: «А где моя доля?»

Человек творит. Паразит говорит: «А что подумают соседи?»

Человек изобретает. Паразит говорит: «Осторожно, не наступи Господу Богу на мозоль…»”

4. Идеальное политико-экономическое устройство социума — это неограниченный капитализм, при котором все заключают исключительно добровольные сделки друг с другом.

Как и эндрю райн, Айн Рэнд ставит самым главным врагом объективизма принцип Альтруизма

«Всякий раз, когда кто-то хочет заставить другого работать на себя — он взывает к альтруизму. „Забудь о том, что нужно тебе“, — говорят они. — Думай о том, что нужно кому угодно, только не тебе. Государству, бедным, армии, королю, богу, список бесконечен. Сколько катастроф началось со слов „думай о себе“? Это король и толпа зажгли факел уничтожения, это великий перевёртыш, древняя ложь, которая приковала человечество к бесконечному циклу вины и неудач!»

Альтруизм Рэнд называет «моральным каннибализмом» и указывает на ложность тезиса «счастье одного человека неизбежно требует страданий другого». Согласно объективизму, разумные интересы людей противоречить друг другу не могут. Однако, тут же указывается, что в случае конфронтации спор должно решать методом переговоров или свободной конкуренции, которая позиционируется честным соревнованием.

Андрю райн мыслить примерно в том же ключе.

Скажу сразу я не полностью согласен, с такой точкой зрения, почему? Возможно я разберу эту тему отдельно, но здесь не об этом.

Как вы уже поняли Создатель города Восторг, Андрю Райн мыслит примерно одинокого с Айн Рэнд, интересный факт состоит в том что, биография Андрю райна схожа с её биографией, не говоря уже об именах. Настоящие имя Андрей Раяновский, житель РСФСР, наблюдал октябрьскую революцию, где большевики пришли к власти, где непосильно нажитое имущество стало принадлежать всем.

«Пусть в Восторг стал для меня вторым исходом. В 1919 я бежал из страны, которая променяла деспотизм на безумие, марксистская революция просто заменила одну ложь другой, вместо единственного человечка — царя, которому прежде принадлежал труд всех людей, владеть им стал целый народ. И тогда я приехал в Америку, где человек мог сам владеть своим трудом, где он мог сам понижать плоды своего гения, своих мышц, своего духа.»

Вскоре он уехал жить в Америку, оставляя негативное отношение к коммунизму и к коллективизму, где под коллективизмом понимается приход власти большевиков, где когда-то было твое, стало принадлежать всем.

Андрю РАйн
Андрю РАйн

Почитайте биографию Айн Рэнд, или как её звали в Российской империи, Али́са Зино́вьевна Розенба́ум. Родилась в Сант-Петербурге, в достаточно богатой семье.

1917 году после революции в России собственность Зиновия Розенбаума была конфискована большевиками, и семья переехала в Крым. А вскоре, она сама перебралась в США, оставляя негативные воспоминания о прошлом.

Как и главный Антагони́ст игры биошок — Андрю Райн, она так же создала свой Восторг, но правда говоря, лишь в книге, под названем «Атлант расправил плечи»

Главной её идеей, как и Андрю Райна, был принцип, что идеал человека-творца, живущего исключительно за счёт своих творческих способностей и таланта и стремящегося обрести собственное счастье в жизни, есть самое правильное решение.

Атлант расправил плечи, Основная идея романа заключается в том, что мир держится на талантливых творцах-одиночках, которых автор сравнивает с мифическим титаном Атлантом, держащим на плечах небесный свод. Если эти люди перестанут творить («держать небо на плечах»), то мир рухнет. Именно это и происходит в романе, когда творцы-Атланты проигрывают в борьбе с правительством социалистического типа.

Город Восторг построен по принципам объективизма, где капитализму отводится главенствующая роль.

Самый чистый капитализм, где собственность принадлежит вам, вы работаете на себя. Абсолютно Свободный рынок, где спрос и предложение контролируется исключительно покупателями и продавцами, государство не вмешивается, а рынком двигает невидимая рука Адама Смита.

«Я не верю в бога, нет никакого невидимки на небесах. Но существует нечто, властное над всеми нами, сочетание наших общих усилий, Великая цепь производства, объединяющая нас. Однако лишь когда мы действуем в собственных интересах, цепь тянет общество в нужном направлении. Цепь слишком сильна и непредсказуема, чтобы хоть одно правительство могло ею управлять. И если кто-то при вас станет утверждать обратное… значит, он либо запустил руку к вам в карман, либо приставил пистолет ко лбу.»

Под цепью здесь подразумевается, та самая невидимая рука рынка, где каждая ячейка общества, действуя в своих собственных, самоё главное в разумных интересах, толкает прогресс общества дальше.

В итоге имеем, идеальное общество, изолированное от внешнего мира, исключающее всякое влияние извне, настоящую утопию капитализма, где каждый может творить, создавать, открывать свое дело, жить ради самого себя.

Наверное, поэтому создатели Биошок, сделали именно подводный город, почеркнув изолированность города от внешнего мира.

«Было вовсе не невозможно построить „Восторг“ на дне моря. Что действительно было невозможно, так это построить его где-то еще»

Творцы восторга довели свой город до совершенства и вот здесь начались трудности.

Монополия и диктатура, понятия, которые ну никак не могут появится в таком месте, но появляются.

Начнем с Монополии. Монополия это одна Организация контролирующая производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция. Откуда же взяться ей в Капиталистической утопии, с чистой конкуренцией?

Заблуждение является в том, что в абсолютно свободном рынке ей неоткуда взяться. Рассмотрим пример из Биошок. Монополия появляется тогда и только тогда, когда на свободном рынке, подчеркиваю, на свободном рынке, где деятельность государства сведено к минимуму, появляется товар, который раньше некогда не существовал, а товаров заменителей, Субститутов, данному товару, просто нет. Хотя справедливости ради, стоит сказать, что похожие товары по более дешевой цене, должны рано или поздно появится, но для этого нужно определенное время, а пока этого не случилось, будет сохраняться монополия. Так вот, времени не хватило, что бы товару составили конкуренцию, данный товар разрушил весь капитализм Восторга.

Адам
Адам

Товар принял форму под названием Адам, генетический продукт, созданный ученным, с именем Бриджит тененбаум. Я не знаю точно, является ли название товара отсылкой, к английскому экономисту и мыслителю Адаму Смиту, или отсылкой к первому человеку, сотворённым богом и прародителю человеческого рода, согласно библии (ветхому завету). Но я склоняюсь ко второму варианту, дальше поймете почему.

Давайте разберемся как он появился, почему образовалась монополия вокруг этого продукта и как он разрушил восторг.

Из сюжета игры известно, Адам — это особый вид, очень ценных стволовых клеток, производимых редчайшим видом Морского Слизня, особенность этих стволовых клеток состоит в их способности превращаться в абсолютно любую другую клетку. С помощью АДАМа можно генетически изменять строение человеческого тела, создавая совершенно новые, ранее никогда не существовавшие клетки, а из них, в свою очередь — целые ткани и органы с невероятными свойствами. Словно человек стал богом.

Но проблема состояла в том, что никто не хотел финансировать проект ученого. Хотелось бы, спросить почему? Почему ученый не мог найти инвесторов. Здесь два ответа, создателям Биошок так захотелось и второй, человеческая натура, капиталистическое общество не склонно к риску и тем более к вещам, которые могут понести огромные убытки, ведь из филсофии объективизма, человек должен действовать рационально и логично, простыми словами, капиталисты Восторга, просто побоялись что дело будет убыточным, а может сочли его безумным.

Но кроме одной организации, название которой. Фонтейн Футуристик. Вскоре АДАМ произвел фурор на рынке, люди приобретали способности, о которых раньше могли лишь мечтать.

АДАМ вызывал сильную зависимость среди людей, общество стало разрушаться изнутри. Прошло слишком мало времени, как весь город стал зависим от данного продукта. Субституты просто не успели появится, абсолютно свободному рынку стало безразлично, а может не выгодно, создавать конкуренцию, организации по производству Адама, Фонтейну Футуристик.

Что стало следствием где предпринимателям, было выгодней заняться другим делом и просто покупать его у Фонтейна.

Стоить еще учесть, что объективизм не отрицает наличие государства и налогов, но есть кардинальное отличие, от того государства, что мы привыкли видеть. Государство в Восторге нацелено обеспечивать индивидуальные права человека. Индивидуальную свободу, личную независимость, в этнических правилах и законах, которые были созданы единственным путем восприятия мира — разумом, где в последствии с помощью логических размышлений человек и выдвинул данные нормы и принципы. Которые базируются на столпах, которые озвучивается в учениях объективизма.

Эндрю Райн, нарушил главный принцип объективизма, он пошел против индивидуальной свободы и личной независимости жителей восторга. пользуясь своим положением, и видя какой эффект производит данный товар, он устанавливает диктатуру, захватывая полный контроль над компанией Фонтейн Футуристик и городом.

В Итоге видим, как в абсолютно свободном рынке, где государство не вмешивалось, а люди действовали рационально, действуя в собственных интересах, двигая общества вверх в техническом и творческом плане. Скатывается в полный оксюморон, где создается абсолютная монополия и диктатура. Не о каком свободном рынке, капитализме, теперь речи не идет.

Жители восторга начали бунтовать, с лозунгами, «мы не собственность райна», «восторг мертв», «мы уходим». Эндрю Райн нарушил свои же собственные принципы, превратив, Восторг в клетку, для гениев. Да и вообще, создавать абсолютно свободное общество в изолированной системе, по крайне мере странно

Восторг принял форму антиутопии, человеческая жизнь, должна была ставиться наивысшей ценностью, а стала лишь инструментом для достижения цели. Каких именно целей? Я предлагаю вам узнать самим и погрузится батисферу и встретить Восторг в том виде куда привела их утопия.

Восторг строился не как временное прибежище для гениев, а как новый дом, из которого выйти уже нельзя. Немного критикуя игру, хотелось бы найти ответ, на такой вопрос «как строился Восторг?» неужели иностранные государства позволили существовать такой структуре, беспрепятственно? Я не могу найти не одной логической причины, по которой другие государства в него бы не вторглись. У Эндрю Райна было всего лишь 2 варианта как воздвигнуть подводный город.

Первая, город появился скрытно, не одно государство, не знало о существовании и строительства подводного города. Но люди должны быть слепыми и глухими, что бы пропустить такое.

А второй вариант, Эндрю Райн, захватил абсолютно весь мир и решил построить город под водой. Что вообще не вяжется с логикой.

Ведущий геймдизайнер BioShock — Кен Левин. Явно вдохновлялся романом Атлант расправил плечи и вложил в игру критику философии объективизма, Но отнюдь, Биошок не является прямой её критикой, это своя система, идеология и взгляды автора на эту тему, я бы назвал это объективизм по Кен Левину, почему бы и нет. Если в романе Айн Рэнд, она заселила свой город, совершенными людьми, без изъяна, то Кен Левин заселил Восторг людьми со скрытыми пороками и взглядами, развращая общество изнутри. Зачастую ученые города Восторга были выходцами из лагерей ставившие опыты на людях, художники и хирурги были почти безумцами в своих фантазиях, а основатель Фонтейн Футурстик в прошлом вообще был контрабандистом. Возможно Кен Левин хотел показать, что не стоит давать свободу всем подряд?

стоит еще раз сыграть в этот шедевр.
стоит еще раз сыграть в этот шедевр.

Лучшие комментарии

Будь так любезен, сыграй в BioShock еще раз :)

Читай также