25 мая 2021 25.05.21 2 1189

История в картинках | Рецензия на комикс «Видеоигры. Невероятная хроника игровой революции в комиксах

+5

Интересный факт: видеоигры существуют 74 года.

За этот долгий срок появилось множество игровых компаний, консоли стали обыденной вещью, а братья Марио известны на весь мир. За всем этим стоит богатая предыстория взлетов и падений игровой индустрии и становления игр массовым развлечением. Рассказать, как от электронных игр мы добрались до  Cyberpunk 2077, берется книга «Видеоигры. Невероятные хроники игровой революции в комиксах»

Почему её интересно читать, чем она похоже на школьный учебник в лучшем и худшем смысле этого слова и как комикс использует игровую тематику далее по тексту

Показательная первая глава

Начинаются «Хроники игровой революции» с определения слова «видеоигра» и своей позиции в дискуссии на эту тему. А потом берет начало истории аж с изобретения электричества в середине 19 века и далее рассказывает о первом игровом аппарате Nimatron, создании осциллографа, Второй Мировой войне с проектом Манхэттен и Алане Тьюринге.

Со стороны звучит как что угодно, но не история игр. Слишком уж много науки и политики. Тут приходят на помощь два обстоятельства. Во-первых, авторы понимали, что основной аудитории будет скучно читать первые главы, где самих игр немного. Именно поэтому форматом книги был выбран комикс: художник может не только показать громоздкие компьютеры первого поколения и военную технику второй мировой, но и оформить окружение в игровом стиле, а также на манер «Первому игроку приготовиться» нарисовать героев известных франшиз. Правда, в отличии от фильма, известные игровые персонажи не мелькают в уголке, а могут быть на первом плане, что иногда вызывает диссонанс, ибо видеть Нейтана Дрейка (серия игр  Uncharted) с факелом в руке в комнате с огромным механизмом… эм, есть же ощущение, что все закончится взрывом и перестрелками?

Вторым обстоятельством является подача информации. Все выше описанные события в первой главе представлены фоном, а главная сцена отдана возникновению идеи создание видеоигры и первым прототипам. Изобретение осциллографа, создание Nimatrona, окончание второй мировой и начало Холодной войны — все это привело к появлению в 1947 году «Ракетного симулятора», первой видеоигры.

И правда, в видео Алекса Давтяна четко сказано, что первая видеоигра - Spacewar! - была создана в 1962. А это чудо прошлого больше походит на электронную игру. Кто же прав?

Предвидя подобные вопросы, авторы в самом начале очертили четкую позицию: видеоигры от остальных игр отличает один технический нюанс - «видео». "«Видео (КХМ) — это то, что отражается или передается на экраны телевизоров или других кинескопов» (оксфордский словарь английского языка)". У Ракетного симулятора это дисплей осциллографа.

Ну, а в свою защиту скажу, что придерживался версии книги, тем более даже Википедия допускает подобную точку зрения.

Именно эти два компонента словно сопла ракеты, помогают читателю преодолеть стратосферу причин и предпосылок, чтобы потом говорить именно об играх… а точнее, о людях, которые делали игровые платформы для них

Теперь, непосредственно, об индустрии

Что ж, первые игры созданы, а где развлечения, там и бизнес. Середина книги посвящена формированию индустрии, в основном Atari и игровым автоматам. Борьба с пиратами, распространение игровых приставок и формирование рынка — все это сопровождает историю компании Нолана Бушнелла. И с одной стороны центрирование на Atari дает осознание её вклада в историю видеоигр, а с другой все остальное ощущается как-то слабо. К примеру, тот же Нолан Бушнелл, который упоминается в нескольких главах подряд (а глав всего 10), с легкостью запоминается, как и Ральф Баер, создатель Table Tennis, которого Нолан обокрал и на основе его работы создал Pong. Остальные появляются на одной странице и все, а упоминание Стива Джобса больше походит на камео.

Похожая ситуация, хоть и более оправданная, с играми. Однако здесь перед появлением каждой игры нас немного готовят, парой строк и рисунков рассказывают о разработчике и обстоятельствах создания, из-за чего ты понимаешь, что перед тобой на картинке легенда. Тем более в комиксе со словами «Видеоигры» и «Хроника» в названии, ожидаешь появление  Pac-man и  Space Invaders, поэтому золотой век аркад лично для меня отражен довольно торжественно.

Правда не надо думать, что описание коснется игрового процесса. Игры тут упоминаются как безоговорочные хиты, а в то свободное время пиратства у каждого хита были тысячи копий в лучшем стиле китайского рынка. Да и не стоит забывать, что 200 страниц, это довольно мало и важен каждый абзац или, если угодно, каждая картинка.

Как много хочется рассказать и показать…

Последние главы посвящены кризису видеоигр, подъему персональных компьютеров в плане цифровых развлечений и Японии. Со страной восходящего солнца получилось немного забавно: зная, что такое Sony, Сapcom и Кодзима, видеть, как повествование бросает невольно взгляд на восток и конечно-ни-на-что-не-намекает, а потом разворачивает историю именно там. Ну как тут не улыбнуться.

Другим поводом для улыбки является визуальный стиль. Если в самом начале герои игр просто поддерживали интерес читателя, то потом игровое оформление больше подчеркивает содержание книги. А под конец стала появляться некоторая логика при изображении известных игрокам персонажей, теперь их что-то объединяло, студия разработчик или страна, откуда они были родом.

Что же касается эффекта «школьного учебника истории», то именно заключительные главы более показательны, ибо касаются довольно недавних событий, как выход  Minecraft или серии  GTA. Чем хороши учебники? Они кратко знакомят тебя с основными событиями и дают представление, какие процессы происходили в ту эпоху. Однако именно краткость является и отрицательной чертой.

Представьте, что вы прочитали толстую книжку о Первой Мировой, посмотрели пару документалок и даже сходили в музей, а потом открываете нужный параграф и вас встречают полторы страницы текста и все. Появляется сильное чувство негодования, что о значимом событии написано так мало, и последующее разочарования в учебной литературе. Так и здесь после прочтения «Повелители DOOM» Девида Кушнера красивое, но небольшое упоминание Джона Кармака вызывает те же эмоции.

Вообще в 10 главе авторы начинают скакать от одной темы к другой, показывая и борьбу Sony и Microsoft, и взлет инди игр, и мобильный рынок, и общественные скандалы о жестокости в видеоиграх. Задумка понятна, надо показать, чего достигла индустрия, перечислив основные события, которых за последние два десятка лет довольно много, но ощущение обрывочности информации немного остается. Именно оно, ощущение, немного портит последнюю страницу комикса, делая конец, несмотря на торжественность, немного смазанным.

По итогу могу сказать, что комикс довольно легкий и красочный, написанный простым языком и поддерживает интерес читателя яркими иллюстрация. Если есть желание быстренько понять, что там было раньше и как мы докатились до жизни такой, то не пожалеете. Несмотря на быстрое повествование картина развития индустрии видеоигр складывается, а значит основную цель произведение выполняет с успехом.

Также «Хроники игровой революции» могут быть и отличным началом для уже глубокого изучения анналов истории видеоигр, став неким перекрестком среди более узких тем. Если комикса оказалось мало, а об индустрии почитать хочется, то есть «Играй» Тристана Донована, «Консольные войны» Блейка Дж. Харриса или серия книг «История Nintendo» Флоран Горж.

Приятных игр.


Лучшие комментарии

Интересный факт: 25 января 2022 года видеоиграм будет 75 лет. Стоит отметить.

Читай также