Представьте себе такую ситуацию. Вы — древний человек. Спокойно шагаете себе в пещеру, как вдруг БАЦ — из кустов выпрыгивает огромная злая кошка, которая сейчас съест вас и всю вашу семью. Ситуация очень опасная, это так. Предположим Вы это пережили, будете ли снова ходить по тому же пути? Нет, потому что там — опасно. Как вы это понимаете? Потому что вы чувствуете страх. Страх того что вы лишитесь жизни, если снова пойдете по той же дороге.
Ну, а теперь давайте вернёмся обратно в наше время. Вы сидите себе в интернете, листаете любимую страницу и тут БАЦ — Нет! Большое количество дырочек находящихся на одной поверхности в непосредственной близости друг к другу! Как же так, я умираю, мне плохо! — Ну, а это уже фобия. Или это всё-таки страх? Или это одинаковые явления? Об этом чуточку позже. На первый взгляд звучит очень глупо, но на деле, и этот, так сказать, страх, обоснован генетический. Вообще, все эти эмоции очень неприятны. Они вызывают у нас крайне негативные ощущения, и если эмоции прям сильные, у нас трясутся колени, кривится лицо, мы сильно потеем, становится очень холодно, перекрывается дыхание. Однако, согласитесь, иногда такое очень бодрит, и становится круто, я преодолел эти страхи и стал сильнее. Но, когда человек невероятно чего-то боится, то это скорее всего, страх чего-то очень серьезного, возможно даже, вопрос жизни и смерти, а это, как вы сами понимаете, не есть круто. Именно по этим причинам, был придуман жанр ужасов. Когда смотря в экран или книгу, ты испытываешь всё те же эмоции, но без настоящей угрозы жизни. Нам, взрослым дядькам, это и вправду нравится, но, например, смотря какой-нибудь, Хостел, ты думаешь что-то по типу «Ну, если бы я смотрел это в детстве, я б точно с ума сошёл!», в это время ваши дети прячутся в шкафчике и смотрят как Фредди Фазбир и его друзья в очередной раз убивают невинное дитя и прячут его свеже-убитое-кровавое тело в аниматроника-животного под милую и весёлую музыку и думают «Вау! Хочу посмотреть ещё!». А потом они пугаются по ночам, потому что снятся кошмары из-за сильного эмоционального впечатления от таких картин, но на следующий день они как ни в чем не бывало дальше смотрят такие видео, играют в те же игры. Почему? Чем детей так привлекают настолько ужасные, отвратительные видео? Ну, причины на самом деле просты, и на деле, всё не так уж и плохо, как может показаться (при должной поддержке, понятное дело, но зная в каких странах мы живём, это всё не в счёт). Поэтому, давайте во всём разберёмся.
Что есть страх
Однажды жила себе спокойна Афродита — богиня любви. И как-то раз у неё появилось два сына — Деймос и Фобос, и они очень любили гулять со своим отцом — Аресом, который оказался богом войны. И вместе, они наводили Страх (Фобос) и Ужас (Деймос).
Еще с давних времён, люди пытались понять страх. Простой народ придумывал сказки и легенды, а философы размышляли над связью между страхом и разными направлениями философии и пытались выяснить как он отражается на наших жизнях.
Люди, на самом деле, боятся многих вещей. А что это вообще такое? Ну, один из ответов представил историк философии Диоген Лаэртский «Страх есть ожидание зла. К страху причисляется также ужас, робость, стыд, потрясение, испуг, мучение. Ужас есть страх, наводящий оцепенение. Стыд — страх бесчестия. Робость — страх совершить действие. Потрясение — страх от непривычного представления. Испуг — страх, от которого отнимается язык. Мучение — страх перед неясным»
Но это лишь одна из версий. Платон говорил что-то похожее, что страх — это ожидание беды, и там, где возникает страх, всегда присутствует стыд.
В средневековье философы делили страх на две формы — первый страх из-за совершенных грехов, а второе это страх божий, который от этих грехов и предостерегает. Ведь в конце концов, если всю жизнь грешить, то случится что-то плохое.
В наше время трактовки уже идут более научные. К примеру, психоаналитик Джон Боулби считал, что причиной страха может быть присутствие опасности или, наоборот, отсутствие безопасности. И он выделил следующие группы причин возникновения страха:
Природные стимулы и их производные.
К природным можно отнести боязнь высоты, боль, одиночество, незнакомость и от них уже идут незнакомые предметы, темнота, боязнь животных, незнакомых людей, и всё это уже относится к произвольным стимулам страха.
Боулби так же считал, что культурные определяющие факторы страха, это так сказать, неприродные повседневные вещи, как раз-таки связаны с природными и их произвольными страхами. Например, боязнь призраков и монстров с преступниками исходят от страха темноты и исходя из такой логики, можно частично объяснить понятие фобий.
Что есть фобия
Фобия — это боязнь чего-то безобидного, или преувеличение опасности определенных явлений. Например, фобия кошек — Айлурофобия. Люди, страдающие этим недугом, даже от одного упоминания кошек, начинают чувствовать себя не очень хорошо, но это хотя бы можно обосновать какой-нибудь психической травмой, а бывают и случаи, когда люди боятся абсурдных вещей. Та же трипофобия — боязнь дырок, а точнее, скопления дырочек на одной поверхности. Трипофобия вызывает невероятный дискомфорт при виде таких вот картинок.
Становится тошно, пробегают мурашки, всё тело начинает чесаться и вообще, это мерзко. При этом, многие из «страдающих», в живую, таких объектов, никогда не видели.
То есть, фобии зачастую нерациональны, ты можешь не боятся чего-то реально опасного, но чуть ли не плакать при виде какого-нибудь, не знаю, робота (робофобия). Но, это не значит что нужно расценивать фобии как что-то глупое, ведь, на самом деле, мы мало что можем со всем этим поделать, ведь каждый человек в определенной степени предрасположен к фобиям, и это напрямую связано с опытом наших предков избегать подозрительных объектов и явлений. Поэтому если вы боитесь чего-то смешного, то на самом деле ничего страшного.
Получается, что фобии можно рационализировать с природными страхами человека.
Философ Поль Анри Гольбах отметил, что чем больше мы узнаем причины своих страхов, тем лучше мы с ними справляемся. Он так же говорил, что страх становится сильнее если мы одни, или же считаем себя одинокими, но как только человек находит других людей, страдающих от тех же бояк, нам всем становится чуточку легче, ведь теперь мы не одни и у нас есть общий страх. А теперь, давайте перейдём к хоррорам.
Почему нам нравится бояться?
Зная причины наших страхов, мы меньше боимся, а это значит, что смотря хорроры, нам ничего страшного не грозит, ведь все мы понимаем, что всё плохое и мерзкое происходит на экране, это выдумка авторов, а мы лишь наблюдаем со стороны и сопереживаем главным героям. Но почему это так интересно и почему так приятно?
Дело в том, что когда мы боимся, наш мозг выделяет огромное количество крутых гормонов — норадреналин, гормон силы и выносливости, эндорфины — которые обезболивают, и дофамин — если прям сильно упростить — гормон вознаграждения. Мы чувствуем невероятные эмоции, как будто бы мы стоим на волоске от смерти, но на деле нам ничего не грозит. Это всё с точки зрения биохимии, если посмотреть со стороны, разные люди смотрят хорроры по разным причинам.
Человек, страдающий от стресса и беспокойств, смотря ужастики, может ассоциировать себя с главным героем, и вместе с ним, проходит через всё приключение, и даже если в конце фильма случиться что-то ужасное, со зрителем всё нормально, и можно считать, что вы победили этот страх. Мозг начинает себя успокаивать, и выделяет гормоны спокойствия. Соответственно, беспокойный человек обретает комфорт.
Вспоминая Гольбаха и его слова про то что «вместе не страшно», можно отметить что хорроры объединяют людей, вместе вы переживаете стресс, и вместе его преодолеваете.
Ну, несмотря на всё это, вы можете смотреть хорроры чисто ради развлечения, интересной истории или использовать ужастики как форму эскапизма.
А теперь давайте поговорим о детях.
В детстве, мы только начинаем познавать мир. А вместе с этим, познаём разный спектр эмоций. Ребёнок начинает боятся с самого рождения. Малыши боятся одиночества, резких звуков, боятся боли и связанных с этим, людей. Например, врачи ставят уколы, ребёнку больно, а значит он будет их боятся. Когда дети становятся постарше, эти страхи становятся слабее, однако, например, страхи связанные с фантазией ребенка усиливаются, ибо они начинают активнее познавать мир. Вспомните себя в детстве, как вы играли с игрушками и воодушевлялись, придумывая невероятные сценарии. Тоже самое происходит и сейчас, но уже в другом смысле. Взять тот же Five nights at Freddy’s. Вы играете за охранника пиццерии, который работает в ночную смену. Вас окружают аниматроники животных, которые, оказалось, живые, и хотят навредить игроку. Ваша задача — пережить 5 ночей. Сама по себе концепция игры очень простая и увлекательная, но цепляет здесь больше не геймплей, а лор игры. Когда-то в этой пиццерии все было хорошо, пока кто-то кого-то не покусал, или не кусал, убил или не убил, появились призраки или их нет, был ли тут убийца детей или его нет. Никто прямых ответов не дает. Всё это послужило базой для огромного количества фанатских теории, которые озвучивают ютуберы и детям это очень нравится. Ребята испытывают страх, но из-за специфичной формы рассказа истории, они понимают, что это выдумка, потому и не чувствуют настоящей опасности. Все биохимические и психические процессы, которые озвучивались раннее, испытывают и дети, однако из-за новизны всех этих ощущений, эффект от них намного интенсивнее, от того им и нравится наблюдать за такими историями. Из-за таинственного лора этих игр, детишкам приходиться додумывать разные теории, они начинают анализировать каждую деталь истории и выдумывать свои варианты развития событий. В перемешку с умеренными хоррор элементами каждой игры, вся атмосфера загадочного страшного места буквально поглощает ребенка. Сказал бы я что это плохо? Нет, но только если всё в меру. Если правильно контролировать количество времени, потраченное на игру, из этого можно извлечь выгоду для ребенка, ибо постоянно задумываясь, они тренируют аналитическое и критическое мышление, а это очень круто. Однако если позволять детям слишком многое, велика вероятность того что ребенок замкнется во всей этой истории, и будет очень проблематично разбираться со всей этой ситуацией, в особенности если родители и близкие совсем не интересуются той же тематикой и не обсуждают его увлечения вместе с ним. Ясное дело всё выше перечисленное относится не только к FnaF, просто FNaF является самым понятным и наглядным примером того, насколько важно общаться с детьми, вне зависимости от того, кем вы ему приходитесь: родителем, братом или сестрой, другом брата ребенка, сиделкой, или же — ютубером. Дети не защищены от нежелательного контента, ведь даже строго контролируя ребенка, никто не может его уберечь от того, что ему слышать и видеть нельзя. Поэтому если у вас есть братики и сестренки, или же вообще — дети, интересуйтесь их увлечениями, почаще общайтесь и не делайте глупых запретов. Просто, уделяйте больше времени. А если вы делаете детский контент, или же контент, который скорее всего заинтересует детей, задумайтесь о том, как это может повлиять на ребёнка, даже подростка. Ведь каждый из нас имеет влияние на наше будущее поколение.
Итог
Боятся — это нормально. Принимать свои страхи — можно, и даже нужно. У всего есть свои причины, поэтому чтобы справиться со своими бояками, вам нужно встретиться с ними лицом к лицу, попробовать бросить им вызов и в конце концов победить. Если вы имеете очень серьезные проблемы со страхами, не бойтесь идти к специалистам, ведь их работа — помочь, вас любят и ценят, и вы нужны этому миру.
На этой прекрасной ноте мы заканчиваем. Если у вас имеются какие-то пожелания или замечания, обязательно о них сообщите. Спасибо за внимание и до скорого.
Лучшие комментарии
Интересную тему вы взяли для осмотра, товарищ, действительно любопытная тема с небольшими подробностями о природе сих явлений. Однозначно +!
И, маленькая поправка, в главе «А теперь поговорим о детях» вытащил ошибку:
Был бы я трипофобом, я бы тебе минус поставил за то, что под спойлер такие картинки не кидаешь.
Не подумал про спойлер, буду иметь ввиду, извиняюсь.
Спасибо! Ошибочку тоже исправил, слепой я))