18 апреля 2021 18.04.21 4 7033

В тени прошлых частей. Shadow of the Tomb Raider(Обзор)

+12

Перезапуск серии Tomb Raider вспоминается чаще всего как пример людо-нарративного диссонанса и ужасного сценария от Рианны Пратчет. Это связано с впечатлениями от первых двух частей. О третей части вспоминают намного реже. И очень даже зря.

Точка зрения

Игру сделала команда разработчиков последних deus ex. Они умеют создавать захватывающие миры. И в этот раз тоже получилось. Но на восприятие игры сильно влияет бэкграунд с прошлых частей. В первых двух играх Лара воспринимается как довольно слабая девушка, которая привыкла превозмогать, но которая точно понимает, чего она хочет. По крайней мере у игрока не возникает вопросов о мотивации Лары. В этой части все наоборот. Здесь показывают Лару, которая может вылезти абсолютно из любой передряги, которую будет бояться целый отряд вооруженных наемников, но которая очень смутно понимает, что вообще ей движет. То ли желание отомстить Тринити, то ли желание в очередной раз спасти мир, то ли простой авантюризм. Но в целом, история Лары в этой игре о том, как она пытается обрести покой. Все как и полагается последней части приключенческой трилогии.

Проблемы игры

Однако хоть основная сюжетная линия имеет логичное развитие и завершение, в сюжете очень много дыр. Больше всего это чувствуется, когда пытаешься понять мотивацию персонажей. Постоянно возникает ощущение каких-то сценарных условностей. Почему девушка археолог в первом поселении говорит, что знает безопасный проход в гробницу именно в тот момент, как Лару запирает в опасном проходе и отделяет от остального отряда? Почему главный злодей говорит то, что знать никак не должен (про то, что исследователь Лопез забрал серебряный ларец)? В целом не очень понятно, как Тринити относится к намерениям Педро Домингеса уничтожить мир. В течение всей игры вы будете задаваться подобными вопросами, но ответа на них, скорее всего, так и не получите.
Ритм повествования тоже не всегда работает правильно. Игра все ещё слегка напоминает выживач. Вам рассказывают про сбор ресурсов, и охоту. При этом почти сразу же дают пистолет, автомат и лук. Ты начинаешь думать, что будет много стычек со врагами, иначе зачем такой арсенал. Но в первой половине игры стычек со врагами очень мало. А вот изучать окрестности и собирать ресурсы можно очень долго. Если привыкли пылесосить уровни полностью, здесь вы найдете чем заняться. Активностей на карте очень много. Куча контейнеров, животных, руды, растений и т. п. периодически попадаются гробницы, но про них потом.

Что делать с лутом?

Ресурсы собирать интересно, но когда ты приходишь в лагерь и пытаешься понять, что делать со всем набранным добром, то оказываешься разочарован. В лагере можно крафтить одежду, улучшать оружие и навыки Лары. Но видимо из-за того, что у меня какое-то особое издание игры, в самом начале мне дали автомат, пистолет и лук, которые по характеристикам были настолько лучше всего остального, что улучшать оружие почти до самого конца игры выглядело совсем быссмысленным. А одежды для крафта в игре очень мало. В общем ресурсы оставалось только продавать. Прокачка же самой Лары в основном направлена на боевку, а, как уже говорилось выше, стычек с врагами в первой половине игры очень мало. В общем первые часов 25 я заходил в меню лагеря и выходил оттуда ничего не сделав.

Странные технические решения

Также есть проблемы с озвучкой. В игре есть настройка, которая включает озвучку для всех персонажей на их родном языке. В целом это действительно добавляет какой-то жизни в игру. Но есть нюансы. Лара отвечает всем на английском. Это выглядит странно. Потому что все все равно друг друга понимают. И второе — это работает очень плохо для жителей Пайтити. Я не знаю, на каком языке говорят жители затерянного города инков. Но вряд ли кто-то нашел людей, говорящих на таком же языке. Получается, что актеры озвучки не понимали, что они говорят, когда озвучивали персонажей. И это очень слышно. Речь жителей Пайтити абсолютно лишина какого-то выражения и акцентов в предложениях. Она абсолютно неэмоциональна. Слушать это тяжело и это сильно ломает погружение в игру. Возможно эту настройку лучше вообще отключить.
А теперь о хорошем. Мне кажется, хорошего в игре больше.

Сильные стороны

Местная система передвижения мне понравилась сильно больше чем в Uncharted. В последнем она уж слишком рельсовая, ошибиться очень сложно. Персонажа притягивает ко всем тригеррам и уступам за километр. Тут же ошибиться намного легче. Если торопиться и играть невнимательно, игра будет наказывать. При этом большого дискомфорта всё-таки не возникает. Мне кажется, оно так работает благодаря хорошему дизайну интерактивных элементов. Вы всегда видите, где можно зацепиться, а где нет. Откуда можно прыгать, а откуда нет. И ваши смерти будут происходить, в большинстве случаев, по вашей вине. Поэтому вы будете покорно принимать и проходить уровень заново уже аккуратнее. Кроме этого перемещение достаточно разнообразное. Здесь есть несколько видов поверхностей, по которым можно лазить, разные виды уступов, крюк, которым можно зацепляться, на котором можно раскачиваться. И кроме того, есть хороший левел-дизайн. Поэтому лазить по уступам, прыгать по скалам, нырять со скал в воду и цепляться кошкой за уступы мне не надоело до самого конца игры.

Кроме того, местные красоты не перестают удивлять. Особенно гробницы. Они все выглядят очень масштабно и непохоже друг на друга. Опять же, до самого конца игры гробницы не успели надоесть и я не пропустил ни одной, из тех что находил.
Графика с технической стороны тоже впечатляет. В целом после прохождения осталось ощущение, что это одна из самых красивых игр за последние пару лет.

Особенно хорошо разработчикам удались катсцены с персонажами. Сцена где Лара выходит из огня и сцена где Лара говорит с самой собой (гробница Path of Fear) навсегда запомнились. Ни одну катсцену не хочется пропускать просто потому, что они очень красивые.

Впечатления от сцен также усиливаются за счёт хорошего саундтрека. Музыка подчеркивает важные моменты игры. Где-то нагнетает атмосферу ужаса, где-то создаёт ощущение масштаба и таинственности, где-то добавляет драмы.

Не все так гладко

Однако все это вместе начинает работать только во второй половине игры. Становится больше экшена, меньше сбора ресурсов, больше красивых сцен, больше столкновений со врагами. Кульминацией всего этого становится финальная битва, где все в лучших традициях этой игры: масштабные действия, красивые катсцены… и странные сюжетные решения, оставляющие игрока немного фрустрированным.

Послесловие

И что же в итоге остается после прохождения игры? Точно не сюжет. Он забывается быстро. Как-то завершили основную историю и ладно с ней. Но вот местные локации и виды, геймплей второй половины игры, некоторые элементы повествования, катсцены, прописанная параллельная история исследователя Лопеза, которая затем перерастает в основную историю. Все это создаёт мир, в который ты веришь, который остаётся в памяти и про который хочется рассказать.

P.S.

Это мой первый развернутый обзор на игру. Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, текст оказался для вас полезным.


Лучшие комментарии

У меня с этой частью произошло как с Syberia 3, Отвратительно, я бы сказала. Было очень мощное начало, какой-то предвестник апокалипсиса… и всё.

А уж когда встретился персонаж Писка, на которого потом была похожа вся деревня, включая женщин и детей :D 

Спасибо за обзор, было интересно узнать об игре больше.
Сам я фанатом Лары не являюсь, хотя Legends на харде прошёл не без удовольствия.
С новой трилогией у меня сложились странные отношения.
Первая часть 2013 года не то чтобы понравилась, но затянула сильно — прошёл её на все 100%.
Вторая разочаровала, несмотря на обилие новых механик, мне она показалась сильно перегруженной.
Из-за этого желания прикасаться к третей не было, но этот обзор зародил во мне интерес к ней. В будущем надо будет пройти.
 

Хороший обзор, особенно для перового раза, однако я бы разделил второй блок текста на две части.

Речь жителей Пайтити абсолютно лишина какого-то выражения и акцентов в предложениях. Она абсолютно неэмоциональна.

Здесь есть тавтология  — «абсолютно», но это нормально, сам делаю ошибки, поэтому проверка текста никому не повредит.

А в остальном было интересно, благодарю.

Очень люблю эту трилогию, первую и вторую часть проходил на несколько раз. Да, в этих играх много недостатков, но геймплей, эксплоринг, разнообразие локаций, персонажи, кат-сцены всё-таки делают своё дело. Третья часть приятно удивила графикой и уровнем погружения. Считаю её одной из самых красивых и атмосферных игр последних лет. Ну и сама Лара просто лапочка, в которую не возможно не влюбиться)) 

Читай также