16 апреля 2021 16.04.21 3 2389

Деконструкция деконструкции жанра в аниме.

-2

Перед тем, как начать, не обходимо сделать пару предупреждений.

Во-первых. Все, кто не интересуются аниме могут проходить мимо, серьёзно, этот блог не для того, чтобы кого-то чем-то заинтересовать.

Во-вторых. Присутствуют спойлеры. Для непонятливых, СПОЙЛЕРЫ!!! Не говорите, что я не предупреждал. И ещё раз, в данном тексте присутствуют спойлеры.

Спойлеры!
Спойлеры!

Деконструкция жанра. Не сказал бы, что данное словосочетание часто приходится слышать, когда разговор заходит о каком-либо произведении, как в контексте аниме-индустрии, так и за её пределами. Но среди сообщества поклонников японской анимации есть мнение, что пара культовых сериалов деконструируют жанры, за которые берутся, ну или по крайней мере, уж один из них точно это делает, конечно же речь о «Евангелионе Нового Поколения».

Данное утверждение, фактически, стало аксиомой. Деконструкция жанра в аниме — значит «Ева», «Ева» — значит деконструкция жанра в аниме. Но так ли это?

Давайте же взглянем, какие аниме действительно представляют из себя пресловутую деконструкцию жанра. К слову, здесь разговор пойдёт именно об анимешных «жанрах», которые, если честно, не чтобы являются именно жанрами в полном смысле этого слова.

То есть, является ли меха или махо-сёдзё жанрами или это, скорее, сеттинг? Ведь, в последнее время эти два понятия часто путают, к примеру, произведения в «жанре» фэнтези могут быть абсолютно в любом жанре, простите за тавтологию. Но это предмет отдельного разговора, иначе мы можем увязнуть в этой теме на долго.

И перейдём к первому и самому и, пожалуй, самому известному произведению — «Евангелион Нового Поколения».

Евангелион

Стоит ли рассказывать о чём это аниме? Хотя может правильнее будет спросить, могу ли я рассказать о чём это аниме? Может ли это сделать хоть кто-то? Все догадку здесь будут скорее субъективны, но, по сути, понимание посыла и потаённых смыслов, в контексте данной темы, не поможет нам разобраться в основном вопросе.

Аниме про школьников и огромных роботов, это если вкратце.
Аниме про школьников и огромных роботов, это если вкратце.

Итак, если сильно упростить, властный, деспотичный отец заставляет своего апатичного, депрессивного сына управлять гигантским человекоподобным роботом, который не робот. На самом деле робот — мать мальчика, впрочем, его меланхоличная подружка- ровесница, так же, его мать. А мать другой подружки главного героя повесилась, из-за чего та периодически проявляет агрессию, но при этом требует внимания и признания, а также интересуется мужчиной гораздо старше себя. Этим же мужчиной интересуются и другая героиня, исполняющая функцию матери для главного героя. В свою очередь, упомянутый мужчина интересуется своими арбузами.

Все периодически ездят на лифте, в подвале распятый Адам, главный герой мастурбирует на свою подругу, лежащую в коме, Луна оплодотворяет Землю, живые организмы превращаются в жижу, все аплодируют Шинджи, а потом он душит Аску.

Не стану отрицать, что пересказ событий аниме получился несколько спутанным. Но, собственно, в этом и не было необходимости. Можно смело вкинуть всё остальное и смело уцепиться за один пункт «человекоподобный робот, на самом деле не робот»

Казалось бы да, вот она полная деконструкция жанра «меха», в котором люди управляют гигантскими роботами, тогда как в «Евангелионе» и не управляют, а сдерживают, и не роботами, а монстрами (клонами, ангелами?). Вроде бы, вот оно полное отрицание всего, что является каноничным для этого жанра. Но так ли это?

Ева 01. Как видно, это не совсем робот.
Ева 01. Как видно, это не совсем робот.

Дело в том, что такое явление как деконструкция это не просто отрицание некоего абстрактного предмета. Да, одна из составляющих этого метода исследования, инверсия, действительно предполагает замену переменной на противоположную. Но не это является конечной целью деконструкции. Если не вдаваться в дебри и не впадать в академизм, то данная метода — это разбор исходного материала на составные части, с целью исследования свойств каждой, а также её (части) влияния на целое.

И вот тут уже всё становиться не так очевидно. Если рассуждать прямо, то да, конечно же «Евангелион» — это деконструкция жанра меха. Но когда дело касается «Евы» простых ответов не бывает в принципе.

Скажем так, в данном аниме довольно много вещей не свойственных типичным произведениям в жанре меха. Таких как депрессивное настроение повествования, самокопание и… не стану всё перечислять, не затем мы здесь. Но только, скажем так, в исходных составляющих жанра «меха» нет противопоставления евангелионовскому психологизму. То есть, если попытаться выразить это короче, то «Евангелион» — это не инверсия составляющих меха, а скорее формулой «Евы» является меха плюс психологизм, с некоторой инверсией типичных составляющих. Но другой вопрос, влияют ли эти составляющие на конечный смысл произведения в целом?

И тут нет ясного ответа, поскольку для этого придётся понять в чём смысл «Евангелиона», а как известно «Евангелион» — непознаваем, ну или у него больше смыслов чем может вместить человеческой сознание, это уже как кому удобнее. Поэтому предлагаю перейти к чему-то попроще, попонятнее и полегче, к девочкам-волшебницам.

Девочка-волшебница Мадока

Madoka Magica — пожалуй, одно из самых депрессивных аниме, способное погрузить в тяжёлые думы. Впрочем, как может быть иначе, когда основной темой данного аниме-сериала является экзистенциальный страх смерти.

Все героини. Если коротко, их не ждёт ничего хорошего.
Все героини. Если коротко, их не ждёт ничего хорошего.

Да-да, аниме про девочек в милых платьицах — это рассуждение на тему страха, принятия или отрицания смерти. Начнём с того, что сами девочки уже мертвы, на протяжении, довольно большой части сериала, и речь не только путешествиях Хомуры во времени, но и в том, что при заключении контракта с Кьюбеем, тело волшебницы умирает. При этом сам «милый зверёк» Кьюбей, который пытается спасти вселенную от энтропии, уже сам давно не видит разницы между жизнью и смертью, как своей, для него это мелочь, не заслуживающая внимания, так и своих подопечных. В следствии чего, для него девальвировалось само понятие «жизни». Тогда как героиня, чьё имя вынесено в название, на протяжении всего сериала, пыталась понять в чём же ценность, конкретно, её жизни, для чего она живёт. И к концу она понимает, что ценность жизни заключатся в самой жизни и её окончаемости, чего никогда не сможет понять бессмертный Кьюбей.

Милая зверушка или бездушный монстр? На самом деле, он просто делает свою работу.
Милая зверушка или бездушный монстр? На самом деле, он просто делает свою работу.

В финале говориться, что Мадока становиться Богиней, но если взглянуть на функции, исполняемые этим божеством, то становиться понятно, что стала она не просто богом, а самой Смертью.

На подобные рассуждения толкает и эндинг аниме, в котором героиня идёт по тёмному туннелю на свет, встречая тени своих друзей, что отсылает к популярным историям про «свете в конце тоннеля». В конце закрывающего ролика, героина находиться заключённой в фигуру из света в позе эмбриона, это уже отсылка к более характерной для востока философии «смерти и перерождения» Конечно, кто-то может сказать, что это просто заключительные титры, но в аниме, уже давно, опеннинг и эндинг являются неотъемлемой частью и, бывает, несут в себе немало подсказок для понимания произведения, если только речь не о длинных сёненах.

И казалось бы, это именно то самое. Мрачнуха — является полной противоположностью лёгких аниме про девочек-волшебниц, но это только на первый взгляд. По сути, здесь присутствуют все элементы данного жанра в неискажённом виде, просто некоторые вещи доведены до логического финала или до крайности, и всё это окрашено в более мрачные тона. Опять же мы приходим к той же формуле, что и с предыдущим аниме, не трогая сами основы жанра, авторы нанизывают на него новые смыслы, которые преобладают над стилистикой махо-сёдзё, но при этом не разрушают его столпы.

Но есть аниме, которые, действительно, можно назвать деконструкцией жанра аниме про девочек-волшебниц. К таковым можно отнести «Я мальчик-волшебница» (в оригинале, непереводимая игра слов) и «Красавцы из клуба защитников земли»

Казалось бы, заменили одну небольшую деталь…
Казалось бы, заменили одну небольшую деталь…

Оба этих тайтла позиционируются как пародия на жанр, но в своей основе они имеют одну и ту же идею. То есть, что будет если заменить один из ключевых элементов на противоположный по значению? В данном случае вместо девочек-волшебниц главными героями выступают мальчики-волшебницы, именно «волшебницы», а не «волшебники», поскольку, на смотря на то, что у персонажей другой пол, общая стилистика стремится именно нарочито «девчачей», «розово-радужной».

В итоге, при применении инверсии на одном из компонентов, изменяется и общий смысл превращая всё происходящее в фарс и абсурд.

Психопаспорт

А теперь настало время для настоящей подмены смыслов. Аниме, которое похоронило жанр киберпанк-антиутопии, сделав невозможным существование киберпанка далее (спасибо, CDPR, что подтвердили моё мнение). Психопаспорт — могильная плита для данного жанра.

Именно в этом аниме используется подмена, которую почти никто не заметил, возможно, её не заметили даже сами авторы, от этого становиться только страшнее.

Но перед тем, как перейти к сути, надо вспомнить одну деталь из классических произведений в жанре киберпанк- и прочих техно-антиутопий. И зачастую эта тема может быть краеугольным камнем всего произведения. А именно — это тема взаимодействия человек-машина, человек-технология.

Развитая технология зачастую если и не воспринимается как нечто враждебное и опасное, то, по крайней мере, как что-то чуждое, либо то, с чем надо найти общий язык. Как, например, это было в «Призраке в доспехах», где Майор должна была принять своё слияние с некой новой кибер-сущностью, для того чтобы сотворить нечто новое. Так же как героиня «Призрака» пытался себя осознать и Мёрфи из «Робокопа», который никак не мог стереть в своём разуме границу между машиной и человеком, но пытался весь фильм разобраться кто же он из этих двоих.

И это, не говоря о тех произведениях, где технологии непосредственно представляют угрозу, например «Джонни-мнемоник» (фильм).

В «Джонни-мнемонике» именно технологии стали причиной болезни, поразившей весь мир.
В «Джонни-мнемонике» именно технологии стали причиной болезни, поразившей весь мир.

Так какую же подмену сделали авторы «Психопаспорта»? для этого надо вспомнить главный сюжетный поворот аниме. Если что, то о спойлерах я Вас предупреждал ещё в начале, так что пеняйте на себя.

Все, кто смотрел, не могли не запомнить момент, когда исполнитель Кагари открывает для себя истинную сущность Сибиллы. Молодой потенциальный преступник не сомневается, что эта информация уничтожит сами основы общества, а его противник, хакер Го Сун, говорит, что стоит только огласить правду, как народному возмущению не будет предела.

Так какую же страшную тайну преподносят как главный сюжетный поворот? Оказывается, что человеческим обществом управляют… люди (?!) Да, кто-то скажет, что это не просто какие-то люди, для подключения к системе «Сибилла» отбирают только отъявленных негодяев и преступников, но ведь Кагари и Сун не знают об этом в момент своего открытия, и, всё равно, они уверены, что общественность ни в коем случае не потерпит подобного.

Кагари и Сун узнают, что ими управляют не машины.
Кагари и Сун узнают, что ими управляют не машины.

То есть, люди способны доверить свою жизнь машине, теперь технологии воспринимаются как нечто дружественное, своё, тогда как человек, теперь, враждебное, чужое существо. Из чего можно сделать крайне неприятные выводу, уже касательно нашей с вами реальности.

Можно было бы написать и о общей стилисте этого аниме, которая старательно отсылает нее будущему, что характерно, для фантастики, а будущее внутри аниме старается быть похожим на наше настоящее.

Но всё это будет уже лишним, или же это тема для отдельного разговора, а мне не хотелось бы затягивать этот блог.

Спасибо за внимание.


Теги

Лучшие комментарии

Не нашел самой сути текста: что такое доконструкция, и что такоке деконструкция деконструкции.

«А это, детектив, правильный вопрос».

назанее немного не подходит но вполне не плохо. не пойму за что столько дизлайков

Читай также