8 апреля 2021 8.04.21 35 1870

Playstation Portable — народная консоль

+19

После своего первого успеха на рынке игровых платформ, Sony, кроме выпуска следующей стационарной консоли, думали также и о мобильных игровых системах. Ждать долго не пришлось — уже в 1999-м году корпорация выпустила на «японском» рынке PocketStation. Первое портативное игровое устройство, к сожалению, так и не вышло за пределы «японского» рынка, а еще через год его производство было прекращено. Позже PocketStation, в основном, использовали как альтернативу MemoryCard — карт памяти для Playstation. Несмотря на такой небольшой провал, начало было положено, хотя Sony и отложили идею в «дальний ящик» на какое-то время.

Слухи о том, что Sony, снова делает портативку появились в начале 00-хх, а в 2003-ем году на Е3 японцы официально анонсировали начало разработки — но без демонстраций, рассказав только о технической мощности. Еще через год, на все той же выставке, Playstation Portable была торжественно представлена «вторым отцом Playstation» Кадзуо Хираи. Тогда же было упомянуто о компаниях, заявивших о своей поддержке устройства и показано несколько будущих игр; осенью, в октябре 2004-го года Sony назначила дату старта продаж PSP в Японии — 12-е декабря, а релиза на «американском» рынке игрокам пришлось ждать до марта.

Продажи консоли были превосходными, даже несмотря на небольшое недовольство среди американских покупателей (цена была несколько выше).

Первое о чем бы я хотел поговорить — это дизайн. Playstation Portable смотрится и ощущается просто великолепно: приятный глянцевый пластик, спасибо что физические кнопки (в ранних концепциях они были другими) и, в целом, удобная эргономика — все это давало очень качественный игровой опыт, который, без сомнений, был бы невозможен и без «железа» консоли.

Знаете, за что я люблю Sony, так за инновации в своих продуктах. Нет, я сейчас не за 4К дисплеи в смартфонах, когда было достаточно 1080р за глаза — я за «умные» и интересные решения. С прошлого моего «консольного блога» Вы знаете о процессоре Playstation 3 Cell и в чем была его «изюминка» (если не читали, то наверстайте — лишними знаниями это не станет), так вот, в PSP разработчики «исполнили» не хуже.

Технические характеристики:

1) Центральный процессор: Sony Allegrex (CXD2962GG CPU) 333 Mhz;
Сопроцессоры FPU и VFPU;
Интегрированное графическое ядро;
2) Мультимедиа-процессор: Sony Media Engine (CXD1876 CPU) 333 Mhz;
Сопроцессор FPU;
Интегрированное звуковое ядро VME;
Интегрированный аппаратный декодер MPEG-4 (H.264/AVC);
3) ОЗУ: Samsung (K5E5658HCM-D060) 32(64) mb DDR SDRAM 333 Mhz; видеопамять: 4 mb eDRAM 166 Mhz (2 mb для интегрированной графики и 2 mb для мультимедийного процессора.

С чего бы начать… Ладно, скажем так, каждый геймер необязательно досконально, но знает плюс-минус как работает пк и его отдельные комплектующие, ну типо: системный блок состоит из одной материнской платы, одного процессора (реже двух), одной (двух, четырех) видеокарт и плашки/плашек оперативной памяти — про остальное нам сейчас говорить необязательно. Так вот, в Playstation Portable было два процессора, которые несмотря на то, что технически были почти одинаковы, выполняли разные функции.

Первый под названием Allegrex, с точки зрения технологии, был АПУ и, помимо, функций центрального процессора выполнял и графические задачи, благодаря интегрированному чипу. Кроме того, он мог похвастаться также двумя сопроцессорами: один (FPU) был узконаправленным и помогал обсчитывать физику, а второй — более гибким, но в основном, конечно, работал в помощь графическому ядру.

Второй процессор назывался Media Engine и работал на той же частоте, что и его «более главный» товарищ, но вместо интегрированной графики он получил звуковое ядро (VME), а вместо второго сопроцессора (VFPU) — аппаратный декодер. Таким образом, грубо говоря, PSP была далеко не самым простым устройством с технически-технологической стороны, и разработчикам приходилось правильно использовать ее мощь.

И действительно, Sony не зря так сильно заморочились над «начинкой» консоли — ее графика поражала. В каком-то смысле PSP была реинкарнацией Playstation 2, ведь предлагала практически тот же уровень графики. Да, конечно, были условности в виде четкости текстур и разрешения, но это был тот компромисс, который разработчики могли предложить — все-таки консоль питалась от аккумулятора и его время работы не должно было ограничиваться часом; в виду пасивного охлаждения слишком высокие частоты тоже невозможно было бы сделать, но и без этого все оказалось весьма-весьма привлекательно. Если не верите, то поиграйте в God of War, Metal Gear Solid, Silent Hill и так далее.

Ну ладно, графика-графикой, но важно другое: Playstation Portable, несмотря на свою портативность и, в каком-то смысле обманчивую несерьезность гейминга, предлагала, действительно, «большие» игры. Например, MGS: Portable Ops, прохождение которой занимает примерно 10 часов. Сама же игра очень качественно озвучена, а «катсцены» оформлены в стиле хорошо поставленного комикса — что уж сказать, Кодзима — гений, хотя разработкой руководил не он. И MGS — всего лишь один пример, а таких много. Кроме того, продолжая говорить об этой великой серии, стоит знать, что Peace Walker — ключевая часть, вышла сперва именно на PSP, а это, знаете, о многом говорит.

Отдельно стоит поговорить и об портах ранее вышедших игр как тот же FlatOut 2 (да, название сменили на FlatOut: Head On, но фактически это все та же игра, кроме саундтрека и даунгрейда графики), в котором Bugbear Ent. — создатели, добавили небольшую кастомизацию, сохранив при этом все за что любят эту гонку: возможность сломать конкурентам кабину, хорошую как для аркады физику (из-за которой частота частенько просаживается, но на это с легкостью закрываются глаза) и, собственно, увлекательные гонки.

Более того, знаете, что может быть лучше, чем хорошие игры — бесплатные хорошие игры.

Да, чего уж скрывать, главным катализатором продаж портативки, по крайней мере в СНГ-регионе, была возможность пиратить контент, в частности, игры, за которые тогда как и сейчас покупатели еще не привыкли покупать, тем более они стоили довольно ощутимых денег.

Конечно, Sony выпуская новые ревизии и прошивки для консолей раз за разом закрывали дыру в безопасности, однако, для хакеров-энтузиастов это было сродни вызову. Особо примечательно, что после негласного окончания жизненного цикла PSP с выходом Vita, все те же господа взломщики «вскрыли» то, что казалось уже невозможно — 3000-ную ревизию. Да, была оговорка в том, что каждый раз после выключения приходилось активировать прошивку, но в этом совершенно нет никакой сложности — сам так и делаю, секундное дело же.

Раз уж мы затронули ревизии, то я думаю стоит поговорить и о них.

Первая PSP, так называемая «тысячная» из всех моделей отличается более толстым корпусом, за что в народе получила прозвище «неубивайка» от чего рекомендуется для покупки детям. Портативки этой ревизии крайне легко поддавались взлому, от того и были очень популярны пока следующие ревизии «стойко сопротивлялись флибустьерам на кораблях с черными флагами».

Несмотря на то, что PSP было ультимативным девайсом, в начале своего жизненного цикла оно не было идеальным, точнее, его первая версия, поэтому, следующая — 2000-ная в первую очередь избавилась от недостатков предшественницы. Во-первых, динамики — ранее они располагались слишком близко к зоне хвата и при держании консоли они закрывались руками — теперь их перенесли на лицевую сторону. Во-вторых, экран, который и так был хорошим, но на солнце затруднительно отображал картинку — ничего не было видно. В-третьих, добавили еще 32 Мб для ОЗУ и пусть в играх это особо не помогало (с карты памяти разницы совершенно не было), но снижало нагрузку на UMD-привод и продлевало жизнь приставке. Из дополнительных, но не особо важных плюшек: урезали емкость аккумулятора, добавили поддержку видеовывода на телевизоры и вырезали ИК-порт — особой погоды это не сыграло.

Казалось бы, все уже идеально, но нет — говорит Sony и выкатывает еще одну модель — 3000-ную, которая стала не совсем удачной по ряду причин. Первая причина — это крайне мало фундаментальных изменений между предыдущей ревизией, а те изменения что состоялись, вылезли для PSP боком: экран стал на порядок качественнее, цветастее и с уменьшенным откликом, но все испортил «эффект черезстрочной развертки», который Sony по иронии считали киллерфичей. Во-вторых, история с бесплатными играми в 3000-ной закончилась — Sony, на этот раз, надежно и надолго закрыли брешь для пиратов. Естественно, что ключевых потребителей — игроков подобный расклад не устроил. «Ну зачем покупать консоль с внешне худшим экраном, которую нельзя прошить и из явных изменений в которой добавлен микрофон для общения в Skype?» Правильно, незачем.

Более того, дальше произошло еще более интересное, хотя довольно типичное для японской корпорации — эксперименты. Ну, Вы ж понимаете, Sony — это не Sony, если она не будет экпериментировать, проблема только в том, что иногда эти эксперименты чересчур экспериментальны и нелогичны. Да, я говорю именно о PSP Go aka N1000, и на мой взгляд, это очень странное решение.

Я думаю, ключевой идеей Sony была популяризация PSN, поэтому в новой ревизии и исчез UMD-привод. Окей, ставка на цифровой контент она понятна, ведь это в первую очередь экономия при производстве и ритейле — вопросов нет, но они возникают в другом. Во-первых, главное качество для портативной консоли — эргономика, которой, мягко говоря, нет. Скажем так, в средних руках, типо моих, в определенных играх держать PSP не всегда удобно, но в Go все дошло до абсурда: стик находится слишком близко к «геометрическим» кнопкам, а при его управлении цепляются D-pad-кнопки. Sony, видимо, предвидили подобные проблемы и добавили блютуз по которому можно подключить DualShock 3, что безусловно здорово. Однако, Playstation Portable — это, все-таки, портативная консоль — положил в карман и пошел, и не предполагает, что пользователь будет носить дополнительно геймпад для большего удобства. К тому же Sony решили вдруг придумать еще один стандарт карт памяти. Зачем? Непонятно.

К концу жизненного цикла, Sony решила вернуть PSP к классическому виду, выпустив новую ревизию — Street aka E1000. Новая ревизия портативки ничем особо не выделялась, а из плюсов были матовый пластиковый корпус (возможно) и цена из-за которой из устройства вырезали все что только можно: было два стереодинамика — вот, пожалуйста, один моно, был съемный динамик — теперь нет: чтобы достать нужно снять пломбу, Wi-Fi и микрофон были вырезаны, что было довольно забавным на фоне добавления этих вещей ранее, стал хуже и экран, откатившись на уровень 1000-ной ревизии и еще, дополнительно, потерявший углы обзора — Вы не поверите, но даже пломбу закрывающую отсек карты памяти убрали — вот что значит рубль копейку бережет. В остальном же, это была та же консоль, дающая примерно тот же игровой опыт. К тому же, к 2011-му году Playstation Portable технически все-таки устарела и Sony бросила все силы на запуск новой портативки — PS Vita, которая должна была продолжить идеи своей предшественницы, однако, что-то пошло не так. Впрочем, это тема совершенно для другого блога…

Несмотря на то, что прошло уже много лет с момента выпуска и чуть меньше с так называемого «прекращения поддержки», Playstation Portable по-прежнему остается актуальной. Под словом «актуальная» я подразумеваю то, что она по прежнему годится для того для чего была создана первоначально — игры; их много, ведь накопленная за годы библиотека никуда не делась, а только сформировалась, и если Вас интересуют игры, выходившие на этой замечательной консоли — чего же вы ждете? Вперед!

Вдобавок, легендарная портативка еще очень хороша как эмулятор PS1 и более старых консолей, так что если Вы поклонник, то это еще одно подспорье.

Кроме того, в 00-хх Sony позиционировали PSP как портативный центр мультимедия: фильмы, книги (тут энтузиасты постарались), музыка и всякое такое, даже специально адаптированный Скайп (в этом японская консоль также была впереди, ведь телефоны средних 00-хх не могли похвастаться подобным); но к сожалению, сейчас это уже не совсем так — все-таки экран любого, даже самого бюджетно-бюджетного смартфона будет поприятнее, да и с точки зрения удобства преимущество будет не на стороне портативки. И в любом случае, это ни разу не упрек — просто констатация факта. Знаете, сложно упрекать косу за то, что она не газонокосилка.

В качестве завершающего слова хочется сказать: Playstation Portable — это, без сомнения, не просто легендарная консоль, а, не побоюсь этого слова, один из главных символов давно ушедших нулевых; а еще это то, что каждый школьник просил у родителей на Новый Год, всеми правдами и неправдами, обещая исправить табель. Старушка-ЗЫЗка, по-прежнему, может предложить Вам отправиться в увлекательный мир видеоигр, главное — не просить от нее слишком много.

На этом моменте, я бы хотел попрощаться с Вами дорогие читатели, но всего лишь до следующего блога, который не придется долго ждать. Помните: играйте только в хорошие игры!

Предыдущие выпуски из цикла:


Лучшие комментарии

А была ли у Вас Playstation Portable? Если да — напишите, и если сохранилась, то фото не будет лишним :)

Просто я что-то подобное слышал, но особо не гуглил, а мощи Виты по идее должно хватать) да, SH2 — огонь (проходил на пк, но улучшенную фанатами — там даже туман почти как на PS2 сделали).

Да, согласен, для портативки Свич большой, а для стационарки смысла мне нет, так как есть пк и PS3.

Согласен, только по возможности добавь себе PS4, по своему опыту скажу, не пожалеешь!

Есть мнение (но только между нами геймерами) портативные консоли PS 

все еще на голову выше тех же от Nintendo

Возможно когда-нибудь, мне сейчас новое железо не особо нужно — я сейчас прохожу то, что забыл в свое время, в основном, игры эпохи пс3/хбокс 360. 

Ну я помню «якобы соперничество между PSP и DS», которого, по правде говоря, не было — игры все-таки слишком разные и для разной аудитории.

ВОТ! Очень кстати ты сказал, люблю бокс за обратную совместимость! Все что есть на 360 есть и на One (Кстати, не сочти за труд, если знаешь как купит SH Downpure на One напиши в ЛС, из за региональных ограничений я не могу его оформить)

Опять же согласен проекты PS всегда были на голову выше, у Nintendo либо порты либо очередной Марио. 

кому-то, думаю, нравится — вкус и цвет)

Опять же, согласен, каждому свое))

Ну как сказать, я на ней только в две игры из витовской библиотеки играл. Брал для анчартеда и еще dragon's crown. Она явно поудобнее псп — 2 стика) Плюс я ее прошивал и можно было в игры от псп играть.

Ну два стика — это очень хорошо, я согласен — играя в MGS на стрелочках я офигевал.

Еще у меня была «китайская псп» на Андроиде, вот это жесть. Там можно было только эмуляторы денди сега включать, всё остальное тормозило)

ахах, да видел такое, до сих пор в магазинах продается)

Я 5ё купил за 200 рублей — это реальная цена этой штуки)

о, круто) а у меня 3000-ная, но до эмуляторов еще не дошел, разве что только Silent Hill 1 конвертировал для PSP.

Читай также