4 апреля 2021 4.04.21 16 1565

Вдохновляющие на «подвиги» игры!

+11

Мы очень часто слышим новости о пагубном воздействии видеоигр на неокрепшие умы детей и подростков. Видеоигры то… Видеоигры это…  Практически любой серьёзный детский проступок сваливают на очередную хайповую игру (GTA 5, Fortnite, DOKA 2 и т. д.) Как-будто у современной молодёжи не осталось никаких других примеров для подражания, одни лишь виртуальные «негодяи», которые учат детишек плохому.

Однако в данном посте мне хотелось бы поговорить об обратной стороне этой медали. Давайте поразмышляем о положительном влиянии некоторых игр на целые поколения игроков и почему современным играм такое не по силам.

Начать хотелось бы со своего личного опыта.

Весна далёкого 2007 года. Мы с лучшим другом идём домой после школы. Первая смена. Уроки в девятом классе не делал тогда почти никто, а это значит, что впереди нас ждал очередной беззаботный день. Санёк с большим энтузиазмом рассказывал мне о новой, свеже-скаченной с торрентов игре: «Это нечто, Евген! — кричал он на всю улицу — Тебе надо… Нет! ты обязан попробовать!»

Долго уговаривать меня не пришлось. В то время мой ПК не тянул ничего тяжелее косынки и Саня, с его актуальным на тот момент железом, был моим проводником в дивный мир гейминга. Забежав по пути за газировкой и чипсами, мы направились к нему.

Новенькая игра встречала нас шикарным роликом про загадочного главного героя, скрывающегося под капюшоном чёрного худи. Под крутейший инструментальный бит он паркурил по тёмным улицам Нью-Радиуса, проскальзывая мимо полицейских и оставляя повсюду свои тэги. В тот момент этот парень казался мне круче и скрытней самого тёмного рыцаря, лишь яркий оранжевый крест на спине виднелся в ночи.

Конечно же я говорю про легендарную Marc Ecko’s Getting Up!

Следующие несколько дней я провёл за компьютером друга, играли по очереди, с головой погружаясь в столь далёкий и таинственный, но почему-то родной мир.

Не заезженный для своего времени геймплей со стелс элементами и паркуром, весёлая beat’em up-ная боевая система с возможностью подбора холодного оружия, харизматичные персонажи и атмосфера нью-йоркского андеграунда, пропитанная эстетикой стрит арта. Всё это с возможностью рисовать крутые граффити практически где угодно, да приправленное качественным битом прямиком с восточного побережья просто не могло не отложиться на наших неокрепших умах! К слову, в игре затрагивается вполне конкретная социальная проблема, но об этом я задумался только перепройдя игру спустя время. А пока моя голова была целиком и полностью забита одной идеей — рисовать граффити!

Школьные тетради заполнились рисунками и тэгами. Все честно нажитые деньги тратились на баллончики с краской и маркеры. Мы ходили по району в поисках заброшенных домов и чистых стен, чтобы оттачивать своё мастерство.

Оглядываясь назад, становится немного стыдно за некоторые «шедевры» прошлого, но я точно не жалею о содеянном. Благодаря этому увлечению я прокачал свои навыки рисования  и творческого мышления, познакомился с интересными людьми и узнал много нового о богатой субкультуре и её культовых личностях.

Кто-то подумает: «Тоже мне, положительное влияние от игры  — письки на заборах рисовать, стены портить…» Но, по крайней мере, я не красил чёлку и не пил ягуар по подъездам.

В то время в нашем городе в разы увеличилось количество уличных художников и ХУДОжников. Возможно это совпало с повальным проникновением западной хип-хоп культуры в массы, возможно я стал замечать это только когда сам проникся данным движением…но мне хочется верить, что как минимум пара-тройка ребят из Новосибирска, как и мы с Саней, пропитались этим «духом» благодаря Marc Ecko’s Getting Up.

Перейдём от частного к общему. Даю руку на отсечение, что прочитав название поста, большинству из вас в голову сразу же пришло название одной конкретной игры (точнее серии игр).

Игра, повлиявшая на целые поколения молодёжи по всему миру! Игра, дарующая хлеб доброй половине всех хирургов и травматологов! Кошмар матерей и грёзы детей! TonyHawk’s: ProSkater — настоящий культурный феномен!

Первая часть серии вышла в далёком 99-м году. Лично я в то время, как и большинство игроков в СНГ, заучивал комбинации и фаталити в MK3 Ultimate, горстка избранных бороздили хайвей на грузовиках в новых Дальнобойщиках, а где-то там–далеко за горизонтом, счастливые обладатели PlayStation 1 становились первыми свидетелями зарождения легенды.

Поиграв в THPS, миллионы детей сказали: «Мама, я хочу скейтборд!». И их можно понять. Представьте как вы, управляя низко-полигональным человечком, выписываете просто невообразимые трюки, кажущиеся чем-то из разряда фантастики или игровой условности. А затем, выполнив ряд определённых действий в игре, вам открывается секретное видео, на котором настоящий спортсмен выполняет всё то же самое (а то и по круче).

Из развлечения для узкого круга избранных скейтбординг эволюционировал сперва в одно из самых массовых хобби для детей и подростков, затем в один из самых популярнейших видов уличного экстрима. А в 2015 году удостоился попасть в список видов спорта для летних Олимпийских игр. Не плохо для детской игры на приставке.

Я никогда не понимал, как можно делать на доске что-то подобное…ещё и без геймпада и меню с подсказками. Спасибо моей «природной грации». Однако, поиграв в недавний ремейк THPS 1+2 моя предложка на YouTube снова заполнилась скейт-видео. И, если совсем по честному, меня стали посещать мысли о покупке скейтборда. Тони — сукин ты сын, ты сделал это снова.

И ещё один небольшой пример, который мне рассказал один хороший знакомый. История про мальчика из небольшого городка, которому родители подарили игру для PlayStation 1. Да не абы какую, а культовую Final Fantasy…но! Полностью на японском языке.

Мало того, что подлая игра не имела на борту типичной для тех лет корявой промтовской локализации, она даже не удостоила ребёнка хоть немного похожим на родные буквы английским. Потрясающая для своего времени графика и чарующий неизведанный мир на одной стороне весов и непонятные японские иероглифы на другой.

Попав в подобную ситуацию, я бы пожал плечами с фразой: «Ну, я попытался!» и пошёл к родителям клянчить новый диск. Но парень не опустил руки, сходил в библиотеку и взял русско-японский словарь. Это решение позволило ему не только пройти культовую игру, оно в корне изменило его жизнь. Поняв, что нечитаемые загогулины страшны только на первый взгляд, молодой человек продолжил изучать иностранный язык и теперь, спустя много лет, он живёт и работает в Японии.

Таким упорством просто нельзя не восхищаться.

Так почему же современные игры не оказывают подобного влияния на юную аудиторию? Почему поиграв во что-то на подобии Tomb Raider или Uncharted, дети не бегут на секции скалолазания или паркура? Как часто фанаты спортивных симуляторов играют в футбол или хоккей в жизни? И если играют, что в их жизни появилось раньше? Сам футбол или игровая консоль с фифой?

Возможно, нынешнее поколение игроков слишком обленилось и им просто не хочется пробовать что-то новое. Графика в играх с каждым годом становится всё лучше и лучше. Зачем морозиться и отбивать себе копчик на настоящем склоне, если можно покататься на виртуальном сноуборде в Steep.

Или дело в самих современных играх, ведь большинство из них обсасывают одни и те же заезженные темы и редко могут предложить что-то по-настоящему новое. Всё больше и больше игровых жанров сливаются во что-то усреднённое и бесполое. В 8 из 10 ААА игр от крупных издателей геймплей практически идентичен. В подобном «разнообразии» очень сильно замыливается взгляд и становится тяжело разглядеть позитивный посыл, который всё-таки иногда вкладывают авторы.

А может быть не стоит искать виноватых, просто наступило другое время. В эпоху высокоскоростного интернета раздобыть любую информацию стало проще, чем намазать хлеб маслом. Игры созданы в первую очередь, чтобы развлекать игрока и им не нужно участвовать в гонке просвещения.

Или я просто старый дед, которому хочется немного поворчать про то, что «В наше время было лучше!» И истории о том, как игры положительно влияют на «молодёжь»,  просто проходят мимо моего ограниченного инфо-поля… Наверное этот вариант звучит логичнее всего.


Лучшие комментарии

Я статью не читал, но после геттинапа весь город в ссаном трейне, до сих пор отстирывают. И это в селе.

Что было в больших городах — боюсь представить. Это реальный пример того, когда игра привила плохое.

Спасибо вам за поддержку!

Видимо, скинуть ссылку друзьям — это ошибка новичка)

Но очень хотелось бы услышать мнение со стороны и конструктивную критику, дабы в дальнейшем исправлять ошибки и становиться лучше.

Я может какой-то неправильный, но меня ни одна игра, книга, фильм, манга, манхва и т.п никогда не вдохновляли на что-либо. Да и касаемо примера с FF и изучением японского, это не вдохновение, а скорее вынужденная мера, да она пошла на пользу, но тем не менее.  Я так английский до intermediate обрёл(выучил автоматом), благодаря нашим лохализаторам(не всем, есть же нормальные), но это никак не вдохновение, а жажда качества, которого не было и часто нет до сих пор. 

Чувак, таких ностальгических воспоминаний давно во мне ни кто не пробуждал) 

Возможно вы правы, но когда я услышал эту историю, то очень впечатлился и она показалась мне вполне уместной. Как никак английский окружает нас везде и впитывается не только из игр, с японским же ситуация чуть-чуть сложнее)

Таким образом можно было и первый  Assassin Creed приписать к любимой игре паркурщиков) 

А вообще, наши нулевые были полны целой прорвой субкультур. Шо ты нашел и зацепило, так это все на тебя внешне и внутренне повлияло в дальнейшем, а уж менеджеры по продажам это все продадут) Мне вообще сейчас по прочтению Токио Hotel вспоминается — группа, которая собрала в себе все — один солист эмарь, другой скейтбордист-рэпарь, и оба они анимешники, да еще фигачащие альтернативно-эмо-репо-песенки)) 

Ну и время такое было. Новое тысячелетие, новый звук, новый облик эпохи. Если рок — то альтернативный, если металл, то с приставкой Нью, если одежда — то выражающая индивидуальность. И только потом пришло осознание, глядя на этот пестрый карнавал у других, что отличия во внешнем не так важны, как внутренние и от этих субкультур мало, что сейчас осталось, что не так уж и плохо.

А на счет игр, кто захочет найти что интересное и полезное, тот как и прежде найдет. Есть еще проекты, которые больше развивают и из которых можно вынести что-то полезное. Даже тот же AC погружает в древние эпохи и путешествие Байека в Египте может вообще в режиме исторической экскурсии знакомить наглядно с историей, подталкивать к изучению японской культуры вполне способна Ghost of Tsushima, да и я думаю много еще примеров можно тут вспомнить, что могут повлиять благотворно на растущее поколение. Возможно, до большинства это и не дойдет, но знаешь, может это и хорошо)

В конце концов повальное увлечение Граффити в 2007 привело к тому, что на каждом втором заборе и в общественном туалете «творцы» выводили GUF УМЕР, или Центр, или еще что-то не особо и художественное)

Но за статью спасибо. Прям хорошо вспомнил свои нулевые, с совсем не зелёной травой)

Да норм, не парься) Неплохой и читабельный ностальгический пост о играх, что на тебя и твоё окружение повлияли. Для первого поста так вообще супер. Что ты дальше напишешь, это интересно, конечно, но критиковать тут особо нечего пока. 

А на счет друзей, так я вообще этого запрета скидывать пост им для оценки, не очень понимаю. Это привлекает на сайт новую аудиторию и, возможно, в блогах будет чуть живее, что хорошо для всех)

Для других примеров есть комменты других и они дополнят твою субъективную картину своей субъективной) Блог, а это все же блог, а не статья, не должен быть обо всем и если в нем есть место для дополнений, это всегда хорошо.

А уж для объективности и статей есть главная сайта. Место, где за статьи платят деньги и это работа. А уж писать статью в блоги за «косарь», как по мне трата времени большая, чем просто высказаться от себя. 

Но это мое личное мнение, каждый волен своим временем распоряжаться как вздумается)

Прям читаю вспоминаю юнность чего я творил и как сталкивался с этим движением на улицах что описанно автором, до слез бро!

Статья пушка!

В данные игры не играл, но наслышан о них :)

Надеюсь в будущем на подобные работы в вашем исполнении Сэр! ????

Согласен, примеров могло бы быть намного больше, не на один пост бы хватило) Думаю стоило в самом начале сделать небольшую аннотацию о том, что это сугубо личное мнение, основанное только на опыте автора и по лучше подумать над названием. Сейчас пересматриваю и кажется оно может немного путать читателя...

Отличная статья ????

И пускай теперь скажут, что игры учат только плохому ...)

Читай также