24 марта 2021 24.03.21 10 1092

SOMA — и во сне, и наяву. Обзор 2021

+12

Предлагаю вспомнить, лучший, с моей точки зрения, проект шведской студии Frictional Games - Soma. Игра, далеко не новая, однако достойная внимания. И сегодня, когда наш мир, оцифрованный полностью. Вовсю прогрессируют нейро-сети и вытесняют человека, из цифрового пространства. Вопросы, поднимающиеся в игре, актуальны и сегодня. Данная игра, наглядно демонстрирует пример того, как это могло бы, отразиться на человечестве. С легким фантастическим домыслом, в духе старых фантастов.

  Официально, сознание – это высшая форма отображения объективных, устойчивых свойств окружающего мира. Собственно, сам термин «со-знание» интерпретируется как «совместное знание». То, что вы знаете о себе, накапливается путем приобретения жизненного опыта, и проявляется только при взаимодействии с окружающим миром. Благодаря сознанию, мы ощущаем себя частью мира. Мы воспринимаем внешний мир, создаем и запоминаем привычные нам образы, испытываем эмоции и способны испытывать переживания. Но, что если ваше сознание, вовсе не ваше? Что если все, что вы знали о себе, это не ваши знания, не ваш опыт. Способны ли вы усвоить это, и сохранять при этом, человеческие свойства? К вашему вниманию научно фантастический хоррор Soma.

Это игра от шведских разработчиков Frictional Games. Известных по таким играм, как Amnesia и Penubra. Игра разрабатывалась почти пять лет. Изначально у разработчиков было в планах, как можно дальше отойти от концепции своих предыдущих игр. Но на деле, на протяжении всей истории не покидает чувство, что это таки Амнезия, только в фантастическом стиле, напоминающем произведения Айзека Азимова.

Вы Саймон Джарет, дружелюбный, жизнерадостный парень из Торонто, оказавшийся в нелегкой жизненной ситуации. На кануне Саймон с своей подружкой Эшли, попадает в автокатастрофу. Он выживает, она нет. Теперь, ему приходится бороться, с смертельно тяжелым повреждением мозга и внутренним кровотечением. Перспектива не особо воодушевляющая, так как врачи прогнозируют ему скорую смерть. И Саймон соглашается на экспериментальное сканирование мозга в лаборатории. Вы просыпаетесь у себя дома в Торонто, с вами связывается ваш доктор и напоминает, что сегодня по планам должно произойти то самое сканирование, а поэтому вам необходимо предварительно принять лекарство и отправляться в медицинское учреждение.  

Типичная квартира, в привычном мире
Типичная квартира, в привычном мире

Вокруг типичная квартира-студия, а за окном привычный мир. Справившись со своими делами, вы выходите за двери. Вы Саймон Джарет. Вокруг вагон метро. Люди занимаются своими делами, у всех свои заботы. Типичная сцена обыденности и безразличия к устоявшимся нормам. Все идет своим чередом. Вам звонит друг, задать пару вопросов о работе. Этой сценой сценарист, как бы подчеркивает беззаботность и безразличие людей, живущих в мире, где всё идет в привычном темпе. Но, что будет если расшатать, привычные нам устои?

Вы Саймон Джарет. Вы прибываете по адресу. Здесь оказывается безлюдно. Чтобы попасть в лабораторию, надо как-то пройти закрытые двери. Загадка простая. Необходимо просто осмотреться вокруг, и найти код от двери. Двери открыты, вы внутри. Вас встречает доктор, и проводит краткий инструктаж перед сканированием. Настало время, садится в специальное кресло, и провести процедуру сканирования.

Во время сканирования, что-то пошло не так, и вы теряете сознание. Пробудившись вы обнаруживаете себя, не там, где предполагалось. Происходит полная смена обстановки. И первое время, вас охватывает паника. Вы Саймон Джарет, или нет?

Смена декораций
Смена декораций

Привычное глазу окружение, полностью преобразовывается. Толи — это лаборатория, толи научная станция, не понятно. Но где люди? Где персонал? Почему тут все выглядит заброшенным? С потолка течет подозрительная жижа. А за металлическими дверями, слышен истошный крик умирающего насильственной смертью человека. Вам никто это не объясняет, а предлагает разобраться в этом самостоятельно. В игре нет журнала заданий. Нет инвентаря. И по началу вам никто не говорит, что делать. И кроме интригующей завязки сюжета, нет ни одного мотива продолжать двигаться дальше.

Здесь игра принимает привычный темп повествования для Frictional Games. Только на смену готическому особняку, пришел научно исследовательский комплекс, расположенный на дне океана. Это удачно принятое решение сценариста. Так-как бескрайние просторы подводной бездны, способны напугать не хуже, чем мрачные коридоры заброшенной станции. Так же это здраво вписывается в сюжет, и логически объясняется невозможностью жизни на поверхности, после случившийся там катастрофы. По исследовательским данным ученых, у 12% людей могут случится неконтролируемые приступы паники, только от одного вида необъятной подводной бездны. Подводный мир получился хорошо. Разработчики грамотно передали, всю атмосферу безмятежности подводного царства, где игрок будет постоянно ощущать себя чужим. Так же, таким способом они ловко скрыли камерность некоторых локаций. Если с коридорами лаборатории все предельно просто, и интуитивно понятно, почему у вас не получится выйти за рамки металлических стен, то на открытом пространстве все работает иначе. Поэтому дно океана, с моей точки зрения, это удачный выбор.

Подводное царство
Подводное царство

По мере изучения подводной станции, мы постоянно будем сталкиваться с головоломками. Не все из которых будут очевидными. В паре мест, присутствуют загадки ради загадок. Однако большая часть из них логически объяснены. Игра любит злоупотреблять «пиксельхантингом». Вам частенько придется тыкаться носом, в различные предметы, дабы понять, что от вас требуется. Но и особо сложными загадки назвать тоже нельзя. Вообще, как и подавляющее большинство хоррор проектов, Soma состоит: из ходьбы, пряток от монстров, разгадывания головоломок, и чтения записок, через которые подаются подробности сюжета. Благо разработчики разбавили все чтиво аудио дневниками. Тут на помощь пришел сеттинг. Так как, в игре полностью отсутствуют кат сцены, развивающие сюжет, не усидчивые рискуют утратить суть всего происходящего. И прочувствовать глубину мысли, что сценаристы пытались нам рассказать. А те, кто наоборот, не упустит ни одной записки, а с интересом будет все читать, смогут предугадать конец игры. И хоть, сюжет тут способен удивить, это не исключает того факта, что эта игра таки остается симулятором ходьбы. Так как, именно процесс перемещения своего тела в пространстве, это 70% геймплея.

Без неожиданных поворотов конечно не обошлось. По началу, удивляют роботы. Не своим дизайном, а поведением. Забавно наблюдать, как электронно-механический погрузчик, убеждает тебя, что он самый настоящий человек, и вообще он ранен, и ему нужна помощь. Что выглядит весьма нелогично, хотя речь его звучит достаточно убедительно. Информация, проливающая свет на данные обстоятельства, как раз-таки скрывается в текстовых записях в компьютере, иногда в аудио записях. В прочем, это не единственный экземпляр, способный удивить вас диалогом. И ни все из них будут роботами.

Этот парень, убеждает меня, что он человек
Этот парень, убеждает меня, что он человек

Чем же игра будет пугать? Отвечаю - в основном атмосферой. Вся игра, это череда устрашающих мизансцен, приукрашенных качественным эмбиентом. В игре присутствует угроза в виде монстров, однако их можно посчитать по пальцам одной руки. И эпизоды с ними проходятся по классике. Вы прячетесь, они ищут. Зато подход к ним разный. Один ориентируется на слух, на другого нельзя смотреть. И т.д. Умереть от них сложно, если вы конечно не собрались рассмотреть их в упор. Вообще, в начале игры, нам предложат выбор из 2-х уровней сложности: обычный и упрощенный. Не знаю, как дела обстоят на упрощенном уровне сложности, но на обычном, монстр тебя не убивает с первого раза, когда настигнет, а вот со свторого вас отправят на ближайщий «чек поинт». Вас как бы нокаутируют, и через время вы встаете и продолжаете свой путь, правда теперь вы будете прихрамывать. Поправить здоровье поможет местный аналог аптечек. Выглядит он крипово.

Игра частенько будет давить на мораль. Готовы ли вы прервать жизнь, ради достижения своей цели? Или будет ли гуманным, оставить человека в живых зная, что, когда он проснется, ему придется остаться наедине с местными ужасами, без какого-либо намека на спасение. Может гуманней будет его убить? Или же, сможете ли вы дать человеку быстро умереть? Понимая, что, если вы этого не сделаете, он все равно умрет, только в муках. Что есть гуманно? Но приятное осознание того, что в игре таки есть выбор, нивелирует понимание того, что последствия, вас так и не застанут. И конкретного ответа, на вопрос правильно ли я поступил, вам не дадут, даже в конце игры. К сожалению, концовка в игре одна. На развязку истории вам никак не дадут повлиять.

Способны ли вы, лишить человека жизни?
Способны ли вы, лишить человека жизни?

Хотелось бы отдельно упомянуть о русификаторе от Games Voice. Русификатор включает в себя не только дубляж персонажей, но и адаптированные текстуры, под русский язык. В озвучке по заверениям автора, приняли более сорока человек, так что повторяющихся голосов вы не услышите.  На оценку игры это никак не влияет, но от себя настоятельно рекомендую. Лично мне всегда приятно слышать голоса, на родном языке.

В итоге, мы имеем добротную классическую игру бродилку, с элементами хоррора. Хорошую историю в духе старых фантастов. Которая, так или иначе, не оставит вас равнодушным. Глубина философской мысли, которой, зависит только от вашего погружения в игру. Что вы испытаете в завершении истории, дело сугубо индивидуальное. Могу вам только посоветовать, внимательно читать записки, и слушать аудио дневники. Те, кто не любит читать в играх, и слушал не внимательно, либо ничего не поймут, либо будут шокированы концовкой игры. В любом случае, любителям подобного жанра, очень рекомендую игру. Ежели вы не любите медитативное погружение в сюжет, вы здесь заскучаете.


Лучшие комментарии

Круто! Пошла проходить игру)

Здарова Санек! Комментарий в поддержку))) я не поленился

Топовая игра с бесящим геймплеем. 

Надеюсь в этот раз, я сделал все правильно.

Спасибо!)) Можешь попробовать, почему нет?)

Читай также