17 марта 2021 17.03.21 8 4001

Игры и фильмы про «археологов» и археологию. Кому удалось лучше раскрыть тему?

+16

С тех пор как люди научились рассказывать друг другу истории, в назидательных целях или для скрашивания досуга, особое место в сознании человечества всегда занимало «Прошлое».

Мало кто действительно себе представлял, что это было за «прошлое», но у многих на него есть своё «особое» видение. Кто-то привык окрашивать его в мрачные серо-грязные тона, для кого-то это нечто величественное, либо окутанное мистическим или романтическим флёром.

И кончено, людей, вынужденных по роду деятельности соприкасается с «прошлым», не мог не коснуться этот самый флёр.

Не сказать, что различные произведения про археологов появляются на свет очень часто, но, всё же, художественная литература, кино и игры периодически возвращаются к этой теме.

Одна из, относительно, недавних поделок. Даже не пробуйте читать ЭТО. Серьёзно, фильмы Уве Болла лучше.
Одна из, относительно, недавних поделок. Даже не пробуйте читать ЭТО. Серьёзно, фильмы Уве Болла лучше.

Думаю, после этих слов, у Вас в голове возникли некоторые устоявшиеся образы. И подозреваю, не ошибусь, если скажу, что при словах «археологи в кино и играх» большинство зрителей представило себе профессора Джонса или Лару Крофт,а может быть некоторые вспомнили Дрейка.

Так давайте же посмотрим, кому из всех вышеперечисленных персонажей удалось ближе всего приблизиться к реальному воплощению «учёных с лопатами».

О предмете исследования

Но для начала, стоит сделать небольшую оговорку. Как водится в научной среде, первым делом разберёмся с понятийным аппаратом.

Так кто же такой археолог? И на этот вопрос нет единого ответа. Дело в том, что кто-то, в основном люди малознакомые с этой профессией, зачастую причисляют к археологам вообще всех, кто когда-либо работал на раскопе. Те, кто чуть более знаком с процессом записывают в археологи уже только самых опытных землекопов, камеральщиков и другой научный состав. Ну и по самому строгому критерию, археологами считают только тех, кто руководит процессом работ, отвечает за научную часть работы и закрыл, как минимум, один открытый лист, но лучше если три.

Лично я, не решусь назвать себя археологом, несмотря на то что занимаюсь этим уже больше 10 лет . Притом работать приходилось на совершенно разных должностях: землекопом, «разведчиком», чертёжником, и т.д. Но всё же, не имея за плечами открытых листов и сданных отчётов, называть себя археологом не стану.

Как видите, даже в таком простом вопросе, мы уже столкнулись со сложностями. Попытка ввести понятийный аппарат провалилась. Поэтому, предлагаю взять за основу определение археолога, распространённое среди широких масс. То есть, сегодняшний разговор пойдёт обо всех, кто хоть как-то соприкасался с древностью и поиском артефактов. (И не только о них, но об этом позже)

Как бы про археологию

Итак, первым делом, упомянем протагониста серии Uncharted Нейтана Дрейка. Именно что упомянем, поскольку, как говорил классик: «Ты не археолог» (Даур Авидзба). А если без шуток, то рассказывать действительно нечего. Если попытать разобрать все «косяки» этой серии игр, то это скорее будет очередной выпуск игро-грехов, а мы здесь не за этим.

Да, Дрейк "не археолог", но создатели серии игр, хотя бы, честно называют его вором. В отличии от кое-кого другого, на кого не показывают пальцем.
Да, Дрейк "не археолог", но создатели серии игр, хотя бы, честно называют его вором. В отличии от кое-кого другого, на кого не показывают пальцем.

И тут же предлагаю перейти к главной конкурентке мистера Дрейка авантюристке-аристократке Ларе Крофт, бессменной героине серии Tom Raider. Но и тут не вижу причин особо задерживаться на этом персонаже. Собственно, название игр, «расхититель гробниц», в точности отображает род деятельности героини. Ничего даже близкого к такому понятию как «сохранение культурного наследия».

Ну конечно нельзя не вспомнить «отца» этой парочки персонажей. Естественно, речь о пресловутом Индиане Джонсе.

Серию фильмов про доктора Джонса не зря принято самым известным произведением про археологов. Образ профессора в шляпе, стал неким архетипом, а его имя стало нарицательным.

Киноленты про незадачливого учёного, в своё время, возродили, казалось бы, мёртвый жанр фильмов-приключений. И не просто возродили, а стали неким эталоном для подобного кино, породив множество последователей и подражателей.

Джордж Лукас при создании образа доктора Джонса, ориентировался на многих известных археологов начала XX века. Чаще всего вспоминают про штурмбаннфюрера СС Отто Рана, члена Аненербе и охотника за различными религиозными артефактами. Но он был не единственным кем вдохновлялся Лукас, упоминать всех здесь я не стану, тем более, к некоторым мы ещё вернёмся.

Индиана Джонс и его реальный прототип – Отто Ран. Иронично, учитывая, что в трёх из четырёх фильмов, главными злодеями выступают нацисты.
Индиана Джонс и его реальный прототип – Отто Ран. Иронично, учитывая, что в трёх из четырёх фильмов, главными злодеями выступают нацисты.

Но если говорить о том, как работа археолога отображена в фильмах про Индиану Джонса, то и здесь Вы не увидите чего-либо, хоть немного близкого к тому, как это выглядит в реальности. Более того, деятельность профессора Джонса чаще всего наносит вред памятником истории, а уж лазить всюду руками, без какой-либо фиксации, это, вообще, за гранью добра и зла. Не зря, в «Потерянном ковчеге» антагонист, сравнивая Джонса с собой говорит, что, по сути, они ничем не отличаются друг от друга. И это чистая правда.

Серия фильмов про Индиану Джонса – это в большей степени именно кино-приключения, чуть затрагивающие псевдо-археологический антураж.

Итак, мы коротко рассмотрели самых известных вымышленных археологов, и сказать тут, в целом, можно только то, что никакого отношения к отображению археологии реальной они не имеют. Казалось бы, тут можно было бы и закончить, но «ради чего тогда вообще всё это затевалось?» спросите Вы, и будете абсолютно правы. Поэтому сейчас мы перейдём к тем произведения, которые так или иначе могут дать хоть какое-то представление о процессе проведения археологических изысканий. О некоторых, Вы с большой вероятностью даже не слышали, другие же могут Вас удивить.

Но перед тем, как перейти к основной части, позвольте сделать небольшое отступление.

Некоторые, возможно, упрекнут меня, что не были упомянуты такие фильмы как «Библиотекарь», «Мумия», «Сокровища нации» и пр. Но, по сути, все они являются лишь подражанием или переосмыслением приключений Индианы Джонса, так что говорить про них отдельно не вижу смысла.

Но вот про одного вымышленного археолога сказать всё же стоит. Возможно, Вы даже не вспомните что этот персонаж был как-то связан с археологией, но по крутости он смог переплюнуть самого Индиану Джонса. Да и вообще мало кто из персонажей какого-либо произведения способен сравниться с ним.  И, конечно, это Джонатан Джостар, первый ДжоДжо.

ДжоДжо смотрит на усомнившегося в его учёной степени.
ДжоДжо смотрит на усомнившегося в его учёной степени.

Чуть ближе к теме

Ну а теперь перейдём к играм и фильмам, с помощью которых Вы сможете погрузиться атмосферу археологических раскопок или узнать что-нибудь от том, как происходит процесс изысканий.

И первым делом, пожалуй, стоит упомянуть Лиару Т’Сони из серии Mass Effect. Да, как и в случае с Джонатаном Джостаром, её профессиональной деятельности практически не уделяется внимания, но по характеру и манере речи, она уже ближе к настоящему археологу, особенно некоторые её шутки. Но других причин задерживаться на этом персонаже, у нас, опять же, нет. Так, что предлагаю перейти к следующему пункту, а именно к аниме.

Позволю себе немного перефразировать Алексея Водовозова. Чем меньше в художественном произведении уделяется времени на показ научной дисциплины, тем меньше ошибок авторы успевают допустить в её отображении (если что, в оригинале высказывание было о работе медика в сериале «Клиника»)

И исходя из этой предпосылки можно сказать, что создатели аниме «Захватчики шести татами» довольно реалистично показали процесс работы на раскопе, учитывая, что уделено ему за весь сериал не более одной минуты.

По сюжету данного аниме, школьник подрабатывающий на археологических, находит съёмную комнату населённую различными паранормальными сущностями, с которыми ему приходится уживаться… Да, я знаю о чём Вы сейчас могли подумать: «Опять Япония, опять японские школьники, которые занимающиеся абсолютно всем на свете, от профессиональной игры в баскетбол до пилотирования огромных боевых человекоподобных роботов»

Но в привлечении школьников для простой физической работы нет ничего необычного, подобное практикуется во многих археологических экспедициях. К слову, по слухам, нынешний министр обороны Сергей Шойгу, будучи школьником, так же, работал на раскопе.

И всё-таки, в этом коротком эпизоде есть момент, к которому хотеться придраться. Это стенки.

Слева – аниме, справа – фото стенки реального раскопа.
Слева – аниме, справа – фото стенки реального раскопа.

Возможно, вы спросите для чего надобно их так ровнять и штукатурить. И тут мы подобрались к очень важному моменту.

Стратиграфия – краеугольный камень современной археологии. Если попытаться объяснить попроще, то в археологии это дисциплина, занимающаяся определением взаимного расположения культурных и геологических слоёв, а также нарушений этих самых слоёв.

Попытаюсь объяснить то, что называется, «на пальцах». Для этого, придётся рассмотреть весь процесс проведения полевых археологических изысканий, а говоря проще, копания раскопа.

Предположим, у нас есть участок земли. Первым делом разбивается сетка раскопа и отмечаются верхние реперные точки, или «дневная» поверхность. Далее, аккуратно, послойно снимаются пласты почвы, с фиксацией на каждом этапе. В итоге, мы опускаемся до слоя почвы без следов жизнедеятельности человека, в археологии называемым «материком». И на этом этапы приступаем к фиксации бортов.

Всё это фотографируется, зарисовывается на миллиметровку. И в последствии, при сведении всех данных, мы можем получить своеобразную трёхмерную модель исследуемого участка земли (это сильное упрощение), с помощью статистики и прочих дисциплин, на которых я не стану остановиться.

Таким образом, нам удаётся установить время образования каждого из слоёв, а также ям и траншей, проходящих через эти слои. К слову, если у Вас есть знакомые археологи, то запомните вопрос «Что интересного нашли?» самый раздражающий из тех, которые приходится постоянно слышать. И суть в том, что он в корне неверен, поскольку археологи не ищут артефакты, а исследуют участок земли, в комплексе.

С помощью различных вспомогательных дисциплин, можно установить время образования каждого из слоёв. Данное изображение – сильное упрощение и усреднение.
С помощью различных вспомогательных дисциплин, можно установить время образования каждого из слоёв. Данное изображение – сильное упрощение и усреднение.

И, собственно, к чему я всё это рассказывал. К тому, что есть одна игра позволяющая заниматься чем-то отдалённо похожим. И это Batman: Arkham Origin.

А именно, моменты с расследованием при помощи дополненной реальности. Даже сетка, накладываемая на поверхность, чем-то напоминает сетку раскопа.

Археология – это такое же расследование, только событий далёкого прошлого.
Археология – это такое же расследование, только событий далёкого прошлого.

Здесь игроку предстоит определить картину произошедшего с помощью косвенных данных. По сути, это довольно близко к тому, как по следам в слоях, археологи пытаются восстановить события далёкого прошлого. Некоторые могут сказать, что это гораздо ближе к криминалистике. Но археология, вообще, много переняла оттуда, в том числе, трасологию (подробнее погуглите сами, поскольку к сегодняшней теме это отношения не имеет).

Непосредственно про археологию

Настало время поговорить о фильмах посвящённых непосредственно археологам. И первым у нас на очереди идёт «Затерянный город Z». Который повествует о жизни британского путешественника и топографа Перси Фосетта. Полковник Фосетт был одержим поиском следов развитых цивилизаций Южной Америки. И погиб, то, что называется, при исполнении обязанностей, отправившись в свою последнюю экспедицию в 1925 году.

Персиваль Фосетт (1897-1925) и Чарли Ханнэм
Персиваль Фосетт (1897-1925) и Чарли Ханнэм

Спустя более чем полвека, полковник станет одним из тех, кем вдохновлялся Джордж Лукас при создании образа Индианы Джонса. Но вот, про сам фильм, в целом, рассказывать особо нечего. Да это неплохой байопик про смелого целеустремлённого человека, но археологии в фильме уделено довольно мало времени. Отметить тут, разве что наличию юмора, то, что называется «для своих», который с большой вероятностью будет непонятен большинству зрителей.

Но перейдём к чему-то, что поближе к нам, как географически, так и по времени действия. Фильм про кризис среднего возраста «Раскоп», вышедший в 2015 году, с харизматичным Кириллом Пироговым в главной роли. И вот тут действительно бы хотелось похвалить создателей. Антураж, характеры, разговоры, по большей части, всё передано довольно достоверно. А некоторые сцены напрямую воспроизводят реальный процесс.

Но, как всегда, есть и ложка дёгтя, а точнее целых пол бочки. Вторая половина фильма совершенно не смотрибельна, видно, что авторы пытались, хоть как-то растянуть ленту до полного метра и налили столько воды, что через пять минут после просмотра, зритель вряд ли сможет просто вспомнить что было ближе к концу.

Да, это не фильм-действие, а скорее фильм-настроение. Но если с начала до середины, практически, ничего не происходит и за этим интересно смотреть, то с середины до конца не происходит вообще ничего и смотреть на это невыносимо скучно.

При том у «Раскопа» был потенциал: удивительное сочетание лёгкости и тягучести атмосферы, забавные диалоги, а некоторые фразы могли бы уйти «в народ», и от того ещё обиднее за слитую концовку. Если же надумаете посмотреть этот фильм, то советую после момента приезда студентов смело перематывать, почти, на самый конец, до монолога про Абрау-Дюрсо.

А вот кого хотелось бы безусловно похвалить из создателей фильма, так это декораторов. При том настолько скрупулёзный подход в мировом кинематографе редко можно увидеть даже в крупнобюджетных фильмах. Здесь же достоверно воспроизведена почти каждая, каждая(!) деталь. Особенно это видно в сценах, где показаны археологические лаборатории.

Типичный коридор, при входе в отдел археологии в каком-нибудь вузе, выглядит именно так. И это не просто так поставленные мешки с хламом. Обычно в них хранится, так называемый, массовый материал, то есть битая керамика. В музеях Вы могли видеть различные экспозиции, на которых выставлены битые черепки, так вот то, что выставляют на витринах, не составляет и сотой доли того количества, что находят на раскопах. 
Типичный коридор, при входе в отдел археологии в каком-нибудь вузе, выглядит именно так. И это не просто так поставленные мешки с хламом. Обычно в них хранится, так называемый, массовый материал, то есть битая керамика. В музеях Вы могли видеть различные экспозиции, на которых выставлены битые черепки, так вот то, что выставляют на витринах, не составляет и сотой доли того количества, что находят на раскопах. 

И, казалось бы, «Раскоп» можно было бы назвать произведением наиболее приближенным к археологической реальности. Но всё же есть кое-что, что гораздо реалистичнее показывает то, с чем приходиться сталкиваться археологу в процессе работы.

Как я уже говорил ранее, не всех, кто занимается археологией, в профессиональной среде принято называть археологами. Так какое же произведение даст в полной мере представление о том, чем занимаются археологи в полном смысле этого слова? Те, кто получил высшее образование по специальности, защитил кандидатскую. Занимался тяжёлой физической работой в жару и холод, ходил в археологическую разведку с риском для здоровья и жизни, впитал себя гигантский объём знаний по изучаемой теме, проводил бесчисленные часы в камералке за склейкой керамики или консервацией находок и написал несколько отчётов, каждый из которых размером с «Войну и Мир». Что же может дать нам представление о том, чем занимаются те, кто как минимум, десятилетие готовился к тому, чтобы самому полноценно вести раскоп и иметь право на открытый лист?

И не буду больше нагнетать, это Скайрим, а если точнее дополнение Dragonborn. Не стану сегодня подробно рассказывать об этом дополнении. Но среди побочных миссий есть квест который так и называется «раскопки». Бродя по южной, пепельной части острова, можно наткнуться на тёмного эльфа Ралиса Седариса, безуспешно пытающегося в одиночку откопать древний курган из-под слоёв вулканического пепла.

Несмотря на распространённое мнение, что археологи работают только совочками, кисточками и лопатами, порой приходится использовать и кирку.
Несмотря на распространённое мнение, что археологи работают только совочками, кисточками и лопатами, порой приходится использовать и кирку.

И если вступить в диалог с несчастным, тот предложит совместное предприятие – Седарис будет руководить процессом работ, а Довакин будет отвечать за финансовую и административную часть. В процессе прохождения квеста постоянно приходится сталкиваться с нехваткой денег, рабочих и другими проблемами, не стану, опять же, спойлерить концовку, поскольку она отношения к делу не имеет.

И если отбросить всю эту часть с ожившими мертвецами, магией и эльфами, то именно здесь Вы сможете прочувствовать то, чем занимается настоящий археолог. Постоянный проблемы с рабочими, точнее с их отсутствием, проблемы с финансированием. И постоянные переговоры, договоры, выслушивание претензий и просто разборки с министерством, милицией, местным духовенством, администрацией, управой района, лесничеством или товариществом собственников жилья.

Многие из тех, кто давно занимается археологией почитают за счастье, порой, просто немного поработать лопатой, хоть немного, хоть полчаса. Но чаще всего, им приходиться заниматься скучной и нервной административной работой, к науке не имеющей вообще никакого отношения.

Заключение

Возможно, я упомянул, не все произведения посвящённые археологии, но, насколько это возможно, попытался дать представить полный спектр.

И что мы имеем в итоге? Если говорить конкретно об играх, то серии, казалось бы, целиком посвящённые данной теме, даже отдалённо не смогут Вам дать представление о реальном процессе раскопок, тогда как Скайриму, который, казалось бы, вообще не пытается затрагивать эту тему, удалось дать игроку почувствовать себя на месте настоящего археолога.

Хотя, всё это моё субъективное мнение. А если, вдруг, Вы сами захотели разобраться в теме, то поезжайте в экспедицию, рабочие нужны всегда и для этого не обязательно обладать какими-то особыми навыками. Может не всем подобное придётся по вкусу, но по крайней мере, будет что вспомнить.


Лучшие комментарии

Интересный блог. Самое близкое по теме, с чем знаком — Парк юрского периода. Правда там палеонтология и раскопкам в книге посвящена только одна глава. Но зато косяков вроде нет.

На фотке вместе с Инди не Отто Ран, а Отто Кариус (танкист) :)

Спасибо за интересный блог. Выпишу некоторые ошибки.

С тех пор как люди научились рассказывать друг другу истории, в назидательных целях или для скрашивания досуга. Особое место

Одно предложение поделено на два и взаимосвязь от этого теряется.

И кончено, людей, вынужденных по роду деятельности соприкасается с «прошлым»,

у Вас голове

«в» пропущена.

Если попытать разобрать

Да, как и в случае с Джонатаном Джостаром, её профессиональной

Запятая пропущена (там, где чуть жырнее).

и прочих дисциплин, на которых я не стану остановиться.

Да, это не фильм-действие,

Запятая пропущена.

Те сначала получил высшее образование

«кто» пропущено.

И если отбросить всю эту часть с ожившими мертвецами, магией и эльфами. То именно

Точка вместо запятой.

Сук, выделения жирным похерились.

У меня острое желание включить в список игр этой направлености Minecraft и огрести минуса :3

Я как раз готовлю материал об археологии на примере одной игры и очень удачно наткнулся на эту статью!

Читай также