15 марта 2021 15.03.21 12 12K

Xbox: рождение и становление

+20

Почти год назад я написал блог о Playstation 3, где подробно, по моему мнению, поведал о ее жизненном цикле, процессе разработки и о том, ради чего консоль собственно и покупают - играх. И вот пришел черед Xbox.

Xbox.  ̶O̶r̶i̶g̶i̶n̶s̶  Original

Возможно, кто-то удивится, но Microsoft как и Sony начинали свой путь на рынке консолей отнюдь не с консолей, простите за тавтологию. Оба гиганта поддерживали партнерские отношения с другими компаниями, разница лишь в том, что Sony делали "железяки", а Microsoft - программное обеспечение. Главным продуктом американцев тогда и сейчас была и есть Windows, и на рубеже веков Microsoft пыталась ее распространить где только можно: КПК, телефоны, даже игровые консоли никто не собирался обходить стороной. Более того, дело даже не сколько в операционной системе, сколько в пакете с инструментарием для разработки, одним из которых являлся DirectX - революционное решение на то время, который должен был соединить два "мира" словно нитка два края полотна и упростить жизнь разработчикам при портировании и программировании.

Вскоре, Microsoft пришли с предложением к лидерам консольного рынка. Nintendo и Sony покачав головой сказали: "ваш DirectX нам не очень-то и нужон", а Sega согласилась. Сотрудничество Microsoft и Sega не стало особо успешным, скорее даже наоборот - да, было портировано около 60-ти игр, а Dreamcast казалось бы победоносно шла, но в какой-то момент заглохла как мотор на морозе. В итоге, Sega пока навсегда ушла с рынка игровых приставок и занимается издательством.

Лишь недавно Microsoft признались, что планировали купить Sega, однако провал спутал все карты и отложил полноценное появление корпорации на новом для себя рынке.

Скорее всего, рано или поздно мы бы увидели консоль от американского гиганта, но к счастью случилось именно "рано", благодаря одной инициативной группе.

Знаете, несмотря на то, что разработка и выпуск какого-либо устройства, да и вообще чего-либо - это всегда решение взвешенное и рассчитанное лучшими специалистами компании, но история помнит много примеров, когда отправной точкой к успеху был случай. Все же помнят "историю Кутараги"? Так вот, при разработке Xbox было нечто подобное. Только, если за идеей Playstation бы один человек, то за Xbox - четверо.

Идея о создании устройства стоит за DirectX-командой, которая была впечатлена удобством Dreamcast. Наиболее активными были Кевин Бакус, Шеймус Блэкли, Отто Беркс и Тед Хейз - они лично предложили идею Биллу Гейтсу и получили одобрение.

Четверка желала создать гибрид сочетающий пк-архитектуру и простоту консолей, а большинство комплектующих были либо полностью пк-шными, либо пк-модифицированными. Получился эдакий Франкенштейн с консольной душой.

Операционная система, скорее всего, являлась переписанной "Виндой", с вырезанным по ненадобности функционалом, но кто-то утверждал - все писалось с нуля. Впрочем, слухи разные ходили. Так что, давайте перейдем к техническим характеристикам - там все более понятно.

Материнская плата Xbox
Материнская плата Xbox

Центральный процессор: Intel Pentium III 733 Мгц;
Графический процессор: Nvidia NV2x (GeForce 3/4) 233 Мгц;
Память 64 Мб DDR 200 Мгц;

Мощь Xbox даже сейчас впечатляет, особенно когда смотришь строчку "год выхода", однако это не было пределом, ведь американская консоль как никакая другая была подвержена моддингу.

Народные умельцы подпаивали дополнительный блок памяти (в первых ревизиях консоль буквально "с завода" имела ячейку для памяти, ведь изначально планировалось поставить 128 Мб), а фирма под названием Friendtech, дополнительно к памяти, за 300$ меняла оригинальный процессор на более мощный Celeron Tualatin 1.4 Ггц, улучшая попутно систему охлаждения. Туда же в комплект шли беспроводные геймпады, жесткий диск и новый аудиовыход. Также была возможность купить готовую консоль напрямую у Friendtech.

Выйдя всего через год после Playstation 2, Xbox мог похвастаться полноэкранным сглаживанием и более высоким разрешением, что конечно же, очень здорово, но было одно НО.

Xbox Original был мало кому интересен как игровая платформа, ведь рынок даже без Sega был все еще насыщен, а на стороне Nintendo и Sony был опыт, бренд и доверие покупателей - то чего не могло быть у дебютанта по определению. Впрочем, было нечто другое и многие уже догадались...

Xbox Original
Xbox Original

H-A-L-O. В этих четырех буквах из латиницы, образующих название франшизы, кроется главная причина успеха Xbox. Halo: Combat Evolved был очень ожидаемым проектом на рубеже веков и был заявлен для MacOS и Windows - его представлял лично Стив Джобс, однако "укр. сталося не як гадалося - произошло не как планировали", когда Microsoft купила Bungie (подписала долгосрочный контракт на сотрудничество) и объявила: " Halo только у нас". Новость изрядно ̶п̶о̶д̶о̶р̶в̶а̶л̶а̶ ̶п̶у̶к̶а̶н̶ы̶ ввела в замешательство все игровое сообщество, но в то же время значительно подняла значимость Xbox для покупателей.

Да, кроме Halo были и другие игры: Chronickles of Riddick: Escape from Butcher Bay, Half Life 2, Doom 3 и другие игры, но с выражением "Halo продал Xbox" не поспоришь.

Подводя промежуточный итог, хочется сказать - Xbox сложно называть успехом или провалом - все как-то не очень однозначно. Смотрите, локально для Microsoft - это безоговорочный успех, но глобально для всей индустрии - нет. Xbox всегда будет находиться в тени Playstation 2 - это была ее эпоха. Однако, стоит признать, что в мелочах американская консоль задавала тон: наличие жесткого диска, Xbox Live (популяризировал сетевую составляющую гейминга на консолях). Для Microsoft все было еще впереди...

Xbox 360

Xbox 360 Fat
Xbox 360 Fat

Старт жизненного цикла второй консоли от Microsoft даже сейчас можно считать идеальным, ну почти. Как-то получилось, что сошлось несколько факторов: фейл прямых конкурентов, отставание ПК-платформы, но тем не менее, корпорация также приложила уйму усилий. Вспомните, презентации с голливудскими актерами, создание атмосферы вселюдского праздника и само собой граммотная маркетинговая кампания.

Понимаете, произошла какая-то совсем удивительная ситуация. Представьте, осень 2005-го года, на рынке появляется Xbox 360, консоль нового 7-го поколения, у которой нет конкурентов...вообще. Смотрите сами, ПК все еще переживает не лучшие времена и находится в роли догоняющего, Sony пытается усидеть на двух стульях: по прежнему активно поддерживает PS2 и испытывает серьезные проблемы с завершением разработки Playstation 3, а Nintendo решает идти немножко по другому пути, пытаясь не бодаться лоб в лоб. Таким образом, Xbox 360 становится единственным устройством, способным людям то, чего они так ждали - тот самый некстген. И он все это дает, не заламывая цену. Как говорится, ̶X̶i̶a̶o̶m̶i̶ Xbox топ за свои деньги. А предлагает он следующее:

Материнская плата Xbox 360
Материнская плата Xbox 360

Центральный процессор: Трехъядерный IBM Xenon 3.2 Ггц;
Графический процессор: ATI Xenos 10 Мб eDRAM 500 Мгц;
Память: 512 Мб 700 Мгц;

Ну во-первых, процессор... Без комментариев... Просто без комментов. 3-ядерный (6потоков) процессор с частотой 3.2 Ггц, в то время как на ПК только появляются двухъядерники с частотой еле до 2.0 Ггц.

Кстати, один момент у меня вызвал вопросы: процессор Xbox 360 подозрительно похож на комплектующее главного конкурента - PPE-ядро из Cell. Я понимаю, один производитель, но процессор Playstation 3 все же был эксклюзивной разработкой STI (Sony, Toshiba, IBM), и наверняка были прописаны определенные соглашения на использование технологии. Лично я в такие совпадения не очень верю, а склоняюсь все-таки к мнению, что IBM совершили акт мошенничества - кидалово, простыми словами.

Во-вторых, графический процессор, но тут не все однозначно. Кто-то утверждает, что Xenos чуть ли не на 30% мощнее RSX, и да, частично - это правда. Главным достоинством, конечно, является архитектура с универсальными шейдерами - некстген того времени - на ПК пришло только с 80-ой серией. Таких универсальных шейдеров было 48; сейчас эта цифра уже не кажется такой впечатляющей, а в современных видеочипах их гараздо больше.

Видеочип PS3 был устаревшим и был представителем раздельной архитектуры, имея 24 пиксельных и 8 вертексных шейдеров. Кто-то уже, наверно, путем нехитрых вычислений посчитал, что 48 больше чем 24 и 8, даже вместе взятые (не очень корректно, но пусть), а больше не значит лучше, но я вновь скажу: "Не все так просто".

Производительность унифицированного шейдера Xbox 360 составляет 10 Flops, а вертексного или пиксельного шейдера PS3 - 27 Flops (практически в трижды больше). Flops - это количество операций с плавающей точкой. А хотите больше? 5 SPU-ядер Cell, задействованных в раздельном рендеринге, давали производительность равную мощности RSX, то есть 24 пиксельных шейдеров (если нужно и вертексных - SPUs можно было нагрузить на что угодно, главное правильно настроить и скоординировать работу).

Иными словами, ультимативная мощь Xenos - больше маркетинговая история, нежели правда, другое дело - показать превосходство RSX было нелегкой задачей, а колоссальным трудом, с которым справились даже далеко не все внутренние студии Sony.

В третьих, общая память для нужд ОЗУ и видеопамяти. Данное решение было очень удобным, ведь разработчикам не нужно дублировать и переносить данные туда-сюда. "Ну, а если вдруг Вам, господа-разработчики не хватит, то мы еще накинем" - подумала Microsoft и добавила 10 Мб сверхбыстрой eDRAM, распаяв прямо на видеочипе, чтобы "сократить расстояние". Казалось бы мало, но даже такой небольшой объем позволял "бесплатно" реализовать двукратное MSAA и четырехкратную анизатропную фильтрацию (можно было использовать и как кэш). Круто.

Xbox 360 согласно своей философии, как и его предок, взял лучшее от консолей и ПК, с бо́льшим уклоном в последнее (роль процессора и видеокарты была строго распределена), что делало разработку и портирование более легкой задачей, а еще к тому же, добавляло галочку обратной совместимости.

p.s. ориентир на Xbox 360 был не заговором разработчиков, а показателем продуманности консоли.  

RRoD - Red Ring of Death
RRoD - Red Ring of Death

Однако, кривизна архитектуры (вернее размещения комплектующих) не обошла и Бокс, и главное непонятно чем она была обоснована. Дело в том, что Xenon и Xenos получали доступ к памяти через единственную 128-битную шину, которая резала пропускную способность и не давала ЦПУ и ГПУ использовать максимальные скорости. Все это дополнительно "прогревало" приставку.

Впрочем, в любом случае, подобные не столь критические недостатки никак не занижали важность Xbox 360 для игровой индустрии и геймеров в частности.

Ревизии, модели и комплектации

На старте продаж новой приставки, Microsoft предлагали довольно демократичные цены: за Pro-версию и Elite-версию просили 500$, а за Core (позже Arcade) - 400$. Разница между версиями состояла в присутствии/отсутствии жесткого диска и проводной/беспроводной геймпад, но в остальном, все было идентично. Представьте себе, 400$ практически за топовый ПК (до вызода 80-й серии видеокарт Nvidia - ультимативное устройство), и я под этим подразумеваю исключительно игровую платформу. Надеюсь, это примечание избавит меня от комментов в стиле: "но на Хбокс нельзя сделать реферат". Впрочем, не все было так радужно - пользователи сталкивались с одной проблемой - позже ее назовут Красное Кольцо Смерти.

Первые ревизии Xbox 360 горели как новогодние огни. 90 нм-процесс, плохой термоинтерфейс, слишком компактный корпус, возросшая мощь по сравнению с предыдущим поколением делали свое дело, ну и к тому же к добавлялся фактор эксплуатации; поверьте, даже сейчас находятся уникумы, которые консоль засовывают в тумбочку под телевизор, «чтобы красивенько все стояло», а потом сетуют на производителя мол обманул буржуй. И к слову тут самое время перейти к самим ревизиям, а их было три: Fat, S, E, но я бы хотел больше сосредоточиться на ревизиях именно материнских плат, а их было поболее. Fat — Xenon, Zephyr, Falcon, Opus, Jasper, Kronos; S — Trinity, Corona; E — Corona, Winchester. С точки зрения характеристик, они все идентичны, разница лишь в техпроцессе и системе охлаждения (в Xenon и Opus нет HDMI, ведь вторая это восстановленная первая). В Е-ревизии Xenon (процессор) и Xenos были объединены в один чип (АПУ).

Xbox 360 S
Xbox 360 S

Смотрите, если Вы сейчас задумываетесь над покупкой Xbox 360, то запомните: ни в коем случае не берите Fat — они все трупы уже или близки к этому. Да, я понимаю, что оригинальный Xbox 360 красивый, как и Playstation 3, и уже только ради этого хочется их купить, но не совершайте такую ошибку, проблем будет предостаточно. Если уж сильно нужно, то ищите Jasper, а лучше Kronos, там уже все почти хорошо, но все таки, я категорически советую S или E. Поймите, чем меньше техпроцесс, тем меньше консоль греется. Это звучит конечно смешно, но первые ревизии Playstation 3 и Xbox 360 действительно делались на грани брака. Ну, а как это можно называть, если для консоли сначала делали дизайн, а потом уже продумывали компоновку и начинку. Естественно, что с таким подходом отвалы чипов были обычным делом, я удивляюсь как платы еще не плавились.

Halo-коллекция
Halo-коллекция

Ладно, давайте вернемся собственно к играм, а их там было ой как много. С 2005-го года большую часть своей жизни Xbox был флагманом 7-го поколения, и подобно локомотиву тянул всех за собой, и даже выход Playstation 3 не пошатнул его позиции. Лучшая мультиплатформа, достойные временные и постоянные эксклюзивы. Да, многие часто шутят, что на 360-том была только Halo, Gears и Forza, но почему-то забывают о Fable 2, Mass Effect, Alan Wake, Condemned 2 (лучше играть именно в Xbox-версию). Да, на PS3 экзов было побольше и они были разнообразнее — никто ж не спорит; да вот только они там появились далеко не сразу, и не все из них были шедеврами - трэш тоже встречался.

Где-то к 2010-ому году ситуация на рынке консолей начала выравниваться, потенциал PS3 наконец разгадали, и игры стали смотреться на консолях практически одинаково - разницу приходилось искать буквально с лу́пой, текстовые и видеообзоры от Digital Foundry, Lens of Truth все так же доступны к просмотру. Однако, некоторые проекты на Xbox 360 продолжали выглядеть на порядок лучше: тот же Red Dead Redemption - более стабильный фреймрейт, побольше травушки на полянках и гараздо четкая картинка - честное 720р. Ну, а бывало и так, что на обоих платформах игры работали просто отвратно - Skyrim, привет (плохой фреймрейт и тормоза из-за сейвов).

Xbox 360 E
Xbox 360 E

Тогда же с Xbox 360 стали возникать новые проблемы. Одной из них был быстрый износ привода, который переставал работать и начинал царапать диски. Заменить его было непросто, нужно было перепрограммировать, иначе материнская плата отказывалась с ним работать. DVD-привод, в целом, не то чтобы был проблемой, просто со временем вызывал неудобства, даже если работал, ведь из-за небольшого объема в коробке пользователи видели не один-два, а иногда даже три диска. Ну, а вторая проблема только усугубляла первую. Под второй я подразумеваю пиратство. Это немного отдает в сюр, но Xbox 360 практически уже вышел прошитым, а со временем виды прошивок только прибавлялись. В некоторых торговых сетях продавались уже «шитые коробки», но если Вы не могли найти такой, то можно было без проблем все сделать на «книжном рынке», как и было в моем городе (Харьков, кто знает, тот поймет). Это, кстати, очень негативно сказывалось на доходах, которые в основном идут именно с продажи игр.

Существовало и по прежнему есть три (четыре) вида прошивки: freeboot — прошивка консоли целиком, но о Xbox Live нужно было забыть; Xkey — эмулятор привода, возможность запуска игр с флешки, внешнего харда, и наконец, LT Ixtreme — прошивка привода. Так вот, LT просто убивал и так хлипкий привод самописными болванками.

В интернете Вы без проблем найдете инструкцию как что сделать.

Вот, видите, не так все было хорошо как казалось изначально. Едем дальше.

Тот самый Kinect
Тот самый Kinect

Спустя время, поглядев на успех Wii, другие два гиганта так же предприняли попытку зайти на этот рынок, и если PS Move был чуть ли не копипастом контроллера Nintendo, то для Xbox 360 было придумано нечто полностью уникальное, под названием Kinect (Project Natal). Это не был контроллер в классическом понимании этого слова - он буквально отбрасывал все игровые устои, предлагая совершенно новый игровой опыт. Забудьте, никаких геймпадов, только Ваши движения, калибровка и вуаля - "Вас понимают". Идея конечно интересная, но не для большого круга людей, а Майки наоборот, чересчур с этим увлеклись. Как никак, а геймплей меняется последнее время эволюционно, а не революционно, и большинству сложно отказаться от привычного «геймпад в руке, тело в кресле» ради одутловатых движений собственными конечностями в комнате. К счастью, Microsoft тогда еще не так сильно напирала на Kinect, а лозунг «Без Kinect Xbox - не Xbox» будет чуть позже...

В завершении и как бы резюмируя, я скажу - Xbox 360 - это замечательная консоль своего времени, способная удивить незатейливого пользователя и сейчас, как и третья Playstation. Microsoft удалось невозможное - бороться на равных с Sony долгое время и местами вырываться вперед, повышая, таким образом, уровень накала для всей игровой индустрии. И кто знает, что бы произошло, если бы не граммотное руководство Sony и их эксклюзивы для Playstation 3, которые несомненно спасли японскую консоль. Впрочем, знаете, совсем не хочется выяснять кто же был лучше, PS3 или Xbox 360. Важно все-таки другое - их наследие, оставленное нам: огромная библиотека очень крутых игр, в которые можно и даже нужно играть (если вы что-то пропустили) сейчас.

В истории, 7-ое поколение консолей навсегда запомнится как великое противостояние, которое еще долго будет вызывать меланхолическую ностальгию у игроков, кому посчастливилось его застать. Ну, а на этой трогательной нотке, я с Вами прощаюсь до следующего блога, и помните - мы играем в игры, а не в платформы :).  


Лучшие комментарии

Передаю привет редакции Stopgame.ru, пользователям и авторам, а также отдельный для kuraga-psp, Toler, terar35, Noremorse, Zéron, Anoname и Яна Грибовича! 

Little_Tails, взял твою картинку Кольца Смерти — надеюсь, ты не обидешься) Все также горячо жду Новую историю.

Предлагаю к ознаКомлению!

Спасибо за замечание, только автор ничего не извращает) давайте начнем с того, что DirectX — это полноценный пакет для работы со всем: графика, звук, ввод/вывод и тд, а OpenGL — только графика. К тому же, насколько я осведомлен, OpenGL — это более гибкое низкоуровневое программирование, чем DirectX. Если что не так — исправьте пожалуйста.

Помню, мне было лет 12 и я хотел у родителей выпросить 360-й бокс, прямо грезил им. Но одна простая фраза друга моего старшего брата полностью отменила эту хотелку, а ведь он просто сказал: «плойка лучше». Как же просто управлять мнением ребенка. Ну и в итоге мне подарили третью плойку с комплектом мув. Конечно же я был очень счастлив, прошел там почти все эксклюзивы и понял, что активные игры для Move всего на пару раз, потом ты все равно возьмешь в руки геймпад и будешь играть в обычные игры. Потом у меня была PS4, отличная консоль. Сейчас у меня Series S, испытываю кайф от игры на нем. Но, по сути, платформа действительно не важна. Прошло уже много лет, а я так и не понял почему же «плойка лучше».

Когда-то давно, я, являясь девятилетним школьником, уже после выхода консолек, ныне зовущихся карент-геном, насколько я в этом разбираюсь, стал одержим решимостью закупить ту самую коробку, о которой Bodja_21 нам любезно поведал, считая её единственным способом приобщиться к каким-либо играм, кроме О! Великих флешек, однако, здравый смысл всё-же взял своё, и не дал инфантильности «зохавать мой моск без остатка», оставив меня у разбитого, зияющего красными огнями, корыта. И всё-же, «Шредер, что происходит?!», был первой платформой на которой мне посчастливилось сыграть в свою первую 3Д игру в живую, и стала ею GTA 5 — было это у друга, владеющего коробкой, некогда окольцевавшей все мои мысли, и тогда мне жесть, как зашло играть в 3Д игры, что и стало логическим завершением моей истории, которая некогда планировалась лишь как эпиграф к этому комментарию... 

Итак, рас-уж я смог отстраниться, то не буду тянуть вашего времени более, и стану краток, а иначе ОН — графоманище, вырвется на свободу!

Блог станет отличным чтивом для людей вовсе не знакомых с прошлыми иксбоксами, мне-же в тексте не встречалось почти-что ничего нового, кроме технических характеристик бокса, и некоторых из видов прошивки, а я очень поверхностно изучал темы бокса — уж в поверхностности-то мне нету равных. Думаю, причина в том, что ты, друже, плохо вычленял информацию из доступных тебе источников, или-же имел ограниченное количество оных, впрочем, это не шибко упрёчный упрек, ведь, как видишь, он высосан из пальца, или притянут за уши, как будет угоднее. 

И да, пока ещё не все блоговчане осилили твой текст, не мог бы ты рассказать о геймпаде бокса, или, хотя бы сравнить его с плоечным? Уж в чём, да в чем, а в переферии я не профан, и мог бы на правах полной самоуверенности завязать обсуждение об этом, а потому, был бы очень благодарен.

Спасибо за мнение дружище) история Хбокса рассказана-пересказанна — все повторяются и я тоже. Я ставил за цель рассказать о тех самых технических характеристиках и развеять кое-какие мифы)

Классны блог как и предыдущий. Про 8-ое поколение ждать в ближайщем будущем? Ну там про Microsoft, который наступил на грабли в виде Kinect'a c «Watch TV on your TV» :)

спасибо большое, очень рад, что моя писанина кому-то нравится)

Про 8-ое поколение ждать в ближайщем будущем?

да, конечно) вообще изначально планировал в этот блог включить и про Xbox One, но получалось уж слишком много текста — решил разделить, тем более его история еще продолжается.

Аффтар, к слову — пакет ОпенГл — мало того физически раньше вышел чем Директ3д (в 94м году — а Директ — в 95), таки был ЛУЧШЕ и использовался где только можно. Директ же Мелкомягие нормально (те чтоб на нем начали делать подавляющее количество игр для ПК) допили только к 9й версии, а верней к 9с. Не надо факты извращать.

Не было никакой революционности — просто Мелкомягие хотели создать именно свой лицензированный «колхоз».

Плойка лучше или Хбокс — это грубо говоря вкус и цвет — у каждого разный. Для меня лично плойка ближе потому, что это немножко ностальгия из детства — до появления компа у меня была (есть до сих пор) PS1. Для кого-то то или другое может быть ближе из-за конкретной игры, например, Halo — вдруг человек фанат серии или так же, но только с Uncharted.

У кого-то могут быть вообще стереотипы в голове — у меня друг постоянно утверждал, что Nvidia и Intel лучше AMD, но когда я спрашиваю «почему» — толкового ответа нет. 

Мое мнение, что быть поклонником какого-то бренда — это неплохо — главное без фанатизма. Я, вот, кстати в новом поколении склоняюсь к выбору Хбокса, несмотря на «детскую» любовь к Playstation.

p.s. спасибо за комментарий, было интересно почитать. такие личные истории гараздо интереснее сухих фактов)

Читай также