1 марта 2021 1.03.21 0 448

Путь инди. Часть 9/15. Как уходят из команды и “увольнения”

+4
Просто не представляю себе, как мы смогли бы без вас обойтись. Но мы попробуем".
Дэвид Фрост.

Кто я, чем я делюсь и почему вам может быть интересно, указано в первом посте (ссылка).

Дисклеймер: я не рассказываю, как правильно делать игры, но рассказываю, как экспериментировал, обучался и продолжаю развиваться в этом направлении.

Ссылки на все статьи из серии в приложении.

Для большинства инди команд смена кадров очень болезненный и непростой вопрос. Почти все сотрудники несут уникальную ответственность за разработку своей части игры. Поэтому уход таких людей - это как развод в семье. Теряется часть, выполнявшая важную функцию. Часть, которую трудно заменить.

То есть уход таких сотрудников из проекта - это риск с точки зрения менеджмента. Что же с этим делать?

Риск можно:

  1. застраховать. Мы заводим папку с “резервами”. Добавляем туда тех, кто потенциально пригодится в будущем. Это и будет нашей страховкой на случай ухода сопартийцев. Один ушел, другого позвали.
  2. минимизировать. Тут неплохо работает способ: не класть все яйца в одну корзину. На одну позицию берем двоих-троих людей и делим сложную работу на части между ними. Помогаем им работать вместе, обеспечиваем постоянную связь и обмен информацией. Тут возрастает роль ПМ-а, о которой я писал в 4-ой главе и о которой еще позже немного расскажу. Если в проекте, к примеру, над левелдизайном работают несколько человек, то уход одного из них не повлечет за собой остановку рабочего процесса. Второй подхватывает оставленные задачи и может выполнять их до какого-то момента. К примеру, так у нас было с 3D-моделером: когда ушел человек, который занимался созданием моделей бойцов для команды, на его место тут же встал Максим, который работал в связке с ушедшим. При этом Максим взялся за систематизацию и настройку пайплайнов на правах “старшего” по 3D. Так что мы начали отстраивать вменяемый пайплайн по моделированию. Что тоже само по себе - способ минимизации рисков, о котором подробнее буду писать в будущем (в одиннадцатом выпуске).
  3. отклонить. Имеется в виду, что иногда риск надуман. К примеру, я могу переживать, что у меня уйдет из команды кто-то, кто представлен в единственном лице. В такой ситуации я обычно стараюсь постоянно поддерживать связь, чтобы лучше чувствовать человека. Чаще всего общение позволяет понять настрой коллег и перестать параноить. То есть я просто принимаю для себя, что никто никуда не собирается и все ок.
  4. просто принять. Ну или просто “забить”. Положить, так сказать, на этот риск болт. Нет времени, не ключевая позиция (в идеале такого быть не должно), перестать париться, так как есть более важные вещи. Взвешиваю важность вопроса и, если на данный момент у меня нет средств для изменения ситуации, не дергаюсь. Пускаю на самотек, если, конечно, все не говорит о том, что “велосипед под тобой уже начинает гореть”.

Я перечислил некоторые приемы, которыми пользуюсь сам. Но их гораздо больше. Уверен, что у каждого менеджера есть свой набор методов, которые работают в сочетании с его стилем управления.

Таким образом, приходим к мысли о том, что хоть текучка кадров и неизбежна, но с ней можно управляться. На сегодня в нашем проекте сменился каждый второй человек, но это не стало для нас приговором.

Люди уходят по самым разным причинам: усталость от проекта, нашел что-то интереснее или лучше для себя, сменил темп жизни, приоритеты, завел ребенка и так далее. Зачастую с человеком расставаться жаль, но случается и обратное. У нас такое было с определенным видом специалистов: приходит кандидат на должность и уходит через 3 месяца. Находим нового, и он начинает все сначала. Потом через 3 месяца уходит он. Потом приходит на его место практически нулевой человек и на протяжении почти полугода компостирует мозг. И только весной 2020 года к нам пришли сразу 2 человека на эту “должность”, и оба сейчас работают на радость всем. Не буду называть имен, наши ребята и так знают о ком я, а для тех, кто вне контура: не бойтесь текучки кадров. Если чувствуется необходимость, то не держитесь за одного человека и “увольняйте”. Примеры ситуаций, когда уже пора:

  • польза от сотрудника нулевая;
  • работать совместно становиться некомфортно, а это очень важно для инди;
  • начинаются огромные лаги в работе, буквально неделями не добиться никакого результата;
  • прочее.

Эти советы нельзя принимать однозначно, всегда есть специфика ситуации. Но эти признаки - первый звоночек.

На старте сотрудничества всем кажется, что мы вместе за пару дней выпустим клон X-COM 2. На практике все обстоит иначе. Но если у кандидата есть дополнительная внутренняя мотивация, если у вас с ним складываются отличные отношения, если он вам уже становится другом, то все получится. Ищите соратников и единомышленников в инди команду. Порой это важнее, чем хороший специалист, который профессионально закроет ваши потребности в арте, анимациях, коде и тому подобное. Такие ребята не уйдут, да и “увольнять” вы их не захотите.

Еще конкретнее о противном.

ИМХО: самая сложная сторона в процессе управления кадрами - выставление за дверь. Принять человека в команду легко и зачастую приятно, а вот прогнать - потенциальный скандал и стресс для обоих сторон.

Задача руководителя - не только объявить об человеку, что пора прощаться, но и бороться с риском “порчи имущества”. Руководителю всегда надо брать ответственность за увольнения на себя. Он обязан доходчиво и правдиво объяснить увольняемому, почему нет возможности работать вместе дальше. Необходимо сделать все так, чтобы человек покидал проект без обиды. А если и обижался бы, то именно на руководителя, а не на весь проект в целом. Руководитель в этой ситуации - громоотвод.

Как это делать, решает каждый сам. Я не выявил идеальной формулы, кроме одной: письменно фиксировать все моменты, по которым накапливаются претензии и честно, максимально открыто о них заявлять, если того потребует ситуация. Хотя в большинстве случаев до этого не доходит. Все же если вы набирали в команду более или менее нормальных людей, то они сами не захотят ссориться на выходе. Но к плохому исходу нужно быть готовым.

Давайте тут вспомним о роли ПМ-а, а также о необходимости базовой регламентации процесса увольнения. Если руководством принято решение о том, что человека увольняем, то у нас ПМ сразу подхватывает эту задачу и начинает:

  • методично исключать человека из всех каналов общения, чатов и общекомандных ресурсов;
  • менять пароли и явки там, где доступы были групповыми / общими;
  • проводить процедуру сдачи дел: забирает материалы, созданные человеком, во время работы с нами. Если конечно последний не против;
  • и другое.

Все это нужно делать четко, по списку. И если уход человека был не в “дружелюбном” ключе, то нужно отключать его от системы побыстрее, чтобы не было лишних соблазнов навредить. Именно тут нужна заранее выстроенная система для ПМ-а, которую, кстати, он сам может разработать. Ничего сложного в ней нет, это не Rocket Science. Предосторожность, но не наш основной стиль поведения.

Период, который я обозрел: апрель 2019 - август 2020 года.

Резюме:

  • Не бойтесь "уходов" из проекта. Ротация кадров может быть очень полезна: это смена застоявшейся крови, новое видение, новые энтузиасты, свежий взгляд.
  • Боритесь с рисками от ухода и не будете иметь тяжелых последствий. У нас в проекте за полтора года принимали участие 61 человек, из которых 30 работает сейчас. И все принесли нам знания, опыт, все помогли сфокусироваться на главном.
  • будьте готовы сами принимать решения и нести ответственность. Особенно в момент увольнения. Это должен делать руководитель команды. Не перекладывайте эту ответственность ни на кого, как бы вам противно не было это.

Приложение

План постов:

  1. Как мы собирались. 28.09.2020 (ссылка)
  2. Как попали на первую конференцию. 05.10.2020 (ссылка)
  3. Как начали планировать разработку. 12.10.2020 (ссылка)
  4. Как набирали команду. 19.10.2020 (ссылка)
  5. Как шли на вторую выставку. 26.10.2020 (ссылка)
  6. Как заводили новые знакомства. 02.11.2020 (ссылка на предыдущую часть)
  7. Как и зачем меняли прототип. 09.11.2020 (ссылка
  8. Как работали в период пандемии. 16.11.2020 (ссылка
  9. Как «увольняем» людей. 23.11.2020
  10. Как общаемся с инвесторами и издателями. 30.11.2020
  11. Как и зачем ставим процессы и базовые пайплайны. 07.12.2020
  12. Как обеспечиваем тимбилдинг. 14.12.2020
  13. Как управлять всем процессом разработки. 21.12.2020
  14. Какие особенности инди-удаленки. 28.12.2020
  15. Как и зачем продолжать расти. 04.01.2021

Я буду актуализировать этот список с каждым новым выпуском. Есть предложения, комментарии и пожелания по темам? Пишите мне. Могу дополнять существующий план или изменять его.

Дополнительные ссылки и материалы:


Лучшие комментарии

Читай также