Лично меня Nuts еще с первых трейлеров заинтересовала исключительно своей графикой и дизайном. Да, думаю если ты и видел где-то эту игру, то тоже думаю, заинтересовался именно тем специфическим визуалом, что она предлагает, а вовсе не какими-то белками, которые хранят свои секреты. И именно с него я сейчас и начну свой разбор, а еще попробую рассказать есть ли за этой визуальной концепцией интересный геймплей и занимательная история, или Nuts - это чистый эксперимент с визуальной составляющей и ничего большего он предложить не в силах.
Графика
Вообще мир инди-игр богат на различные графические ухищрения. Ведь почти всегда у разработчиков нет ни времени, ни ресурсов делать в своей игре графику уровня AAA. Но они хотят сделать свою игру визуально приятной и посему начинаются какие-то обходные маневры. Чаще всего, конечно, мы видим пиксельную графику, потом уже идут рисованные, low poly или вовсе ASCII игры. И вот, интернациональный кооператив, а у них даже названия нет просто имеется список имен разработчиков, решили сделать оригинальную игру. Графику в этой игре они мало того что сделали рисованной, так еще и выполнили все это в довольно специфической цветовой палитре.
Здесь все окружение будет за редким исключением выполнено в оттенках одного цвета, а все значимые для игрока предметы в оттенках другого. И да, рисованных игр мы видели немало это и комиксный Borderlands и игры с претензией на высокое искусство вроде Gris и Insanely Twisted Shadow Planet и сюрреалистичный Figment, у которого, кстати, скоро вторая часть выходит. Но, пожалуй, даже в этом ряду Nuts все равно выглядит оригинально, поскольку игра предлагает эксперимент именно в передаче цвета, сама вселенная игры это наш с вами мир, только вот визуально он передан не всем спектром видимого излучения, а определенными его частями.
И если честно, я ко всей это идее относился крайне скептически. Потому что одно дело посмотреть двухминутный трейлер и полюбоваться оригинальной картинкой, и совсем другое дело непрерывно видеть эту графику на протяжении нескольких часов что-то в ней различать и с помощью нее как-то взаимодействовать с миром игры. Я реально боялся, что игру придется проходить получасовыми кусочками, чтобы не лишится глаз. Весьма кстати вспомнилось интервью Уэса Крэйвена, это тот человек что снял Кошмар на улице вязов. В этом интервью он сказал, что двухцветный красно-зеленый свитер Фредди Крюгера намеренно сделан таким, потому что такое сочетание кажется человеческому глазу неприятным. А в Nuts действие происходит в лесу и вполне разумно использовать здесь именно такое сочетание цветов.
Но нет, я был не прав. Разработчики Nuts сумели-таки сделать локации, используя исключительно оттенки двух цветов, яркими, оригинальными и главное не режущими глаз. Я специально одолел игру в один присест, чтобы понять насколько сильно эта графика бьет по зрению и сознанию, но никаких негативных последствий я не обнаружил. Я не знаю, кто конкретно из разработчиков подбирал сочетания цветов, смену этих цветов по мере прохождения и в целом отвечал именно за визуальную составляющую игры, но эта работа выполнена замечательно.
Это был эксперимент, и я могу, положа руку на сердце сказать, что он удался.
Геймплей
Ну а теперь собственно пришла пора рассказать вам о том, что же вам предстоит делать в этом двухцветном мире, и как мы с ним будем взаимодействовать. Итак, вы - исследователь, в обязанности которого входит наблюдение за белками в Мельмотском лесу.
Как же это наблюдение происходит? В основе механики Nuts лежит утверждение, что белки каждую ночь выполняют одну и ту же последовательность действий, проходя всегда один и тот же маршрут с точностью до миллиметра. У вас есть GPS маячок и камеры, сначала одна, потом их число вырастет до трех. Вам скидывают координаты места, где в последний раз видели белку и ставят задачу восстановить маршрут белки от этой точки и, например, до ее схрона.
Выставляем камеры так, как кажется нам правильным и идем в наш фургончик, где располагается видеоаппаратура. На этом заканчивается игровой день, начинается ночь, и мы приступаем к изучению отснятого материала. Не пугайтесь, просматривать часы пустых пленок не придется. По сути, длина видео фрагмента равна по продолжительности тому пути, который преодолевает белка от начальной точки до конечной. Этот временной промежуток невелик и составляет от двадцати секунд до минуты с небольшим. По записи мы определяем направление движения белки. После чего возникает потребность передвинуть камеры и, при выходе из вагончика, начинается следующий день. Мы вновь расставляем камеры, учитывая то, что увидели прошлой ночью, и снова отправляемся в вагончик просматривать запись. Данная итерация повторяется некоторое количество раз, пока мы не дойдем до искомой точки. После чего глава заканчивается, цветовая палитра меняется, и мы вновь отправляемся искать белок.
По сути, выслеживание белок по видео - это единственная активность данной игры. Да по мере прохождения задачи немного меняются, мы отслеживаем нескольких белок, мы четко восстанавливаем маршрут белки по временным отрезкам, и даже придется напрямую побегать за белками. Но на самом деле все это вариации одного и того же действия, ничего другого в игре нет. Интересно ли это? Да, это интересная механика, но интересна она будет ровно один раз, и если вам захочется вернуться в Nuts то вовсе не за механикой, а чтобы еще раз взглянуть на специфические красоты Мельмотского леса, да сделать пару скриншотов.
Сюжет
Начинающий исследователь отправляется в лес следить за белками. У него есть видеоаппаратура, факс и телефон. Средства связи используются молодым сотрудником для контакта с одним единственным человеком, его нанимателем - профессором Ниной Шольц. По сути, Нина – единственный человек, с которым мы хоть как-то взаимодействуем на протяжении игры. Единственный персонаж, что был озвучен, с примечательным немецким акцентом, кстати. Она выдает нам задания, ей мы отправляем фотографии белок, с ней же говорим по телефону. Так же игра убеждает нас в том, что есть некий технический специалист по имени Саймон, но его за время игры мы ни разу не встречаем и лишь получаем от него записки.
Сама Нина, будучи молодой тоже наблюдала за белками в Мельмутском лесу, мы, кстати, иногда находим ее потерянные аудиокассеты с пространными измышлениями. Затем время шло, Нина стала профессором, а Мельмотский лес стал объектом интереса компании под названием «Панорама», что собирается воздвигнуть тут дамбу, благодаря которой весь лес затопит, и жизнь тут прекратиться. Наша задача – собрать материалы, доказывающие, что строительство дамбы нанесет популяции местных белок непоправимый ущерб. Задача «Панорамы» дискредитировать эти исследования и поскорее построить дамбу.
Собственно борьбе профессора Шольц с безликой корпорацией и посвящена игра. Тут четко прослеживается некий экологический посыл, не оголтело-активистский, а скорее даже несколько обреченно-сдержанный. В конце, конечно, будет неожиданный поворот, но даже он навеет скорее меланхоличные мысли, нежели подтолкнет к каким-то активным действиям во имя природы.
Итог
В игре есть вменяемый геймплей, у нее есть определенный посыл, но все это лишь подпорки для самой главной части этой игры – ее графического исполнения. Ведь если убрать из игры ее визуальную составляющую и сделать туже самую игру, но на Unreal Engine, как нередко поступают инди-разработчики, то мы получим что-то наподобие Kholat – абсолютно посредственной, безыдейной игры. Но у Nuts есть козырь в рукаве – ее визуал, и она этим козырем пользуется сполна.
Nuts проходится за 2-3 часа и эта продолжительность выверена достаточно грамотно, чтобы вы как раз успели вполне насладиться этой игрой, но при этом она не успела вам надоесть. И видя финальные титры, ты можешь сказать без каких-либо душевных мытарств, что это было интересное приключение, и ты получил определенный новый опыт. Так что Nuts хорошая игра, и я могу ее порекомендовать к самостоятельному прохождению всем тем, кого когда-то уже пленили Firewatch и Outer Wilds. Да, Nuts куда меньше и проще вышеозначенных игр, но она дает игрокам именно те эмоции, за которыми в подобные игры вообще заходят.
Спасибо за внимание!
Лучшие комментарии