15 февраля 2021 15.02.21 7 1499

[Чем уникальна Celeste]

+13

В две тысячи десятом году свет увидел Super Meat Boy - проект очень важный для инди-игростроя и, пожалуй, индустрии вообще. Видеоиграм в тот период грозило тотальное оказуаливание и Meat Boy, как и годом позже Dark Souls за счёт своей сложности удалось выстрелить, собственным примером показав, что да, так тоже можно.

Геймплей Super Meat Boy
Геймплей Super Meat Boy

Meat Boy это платформер, уровни в котором до того крохотные, что проходятся за двадцать-двадцать пять секунд максимум, а нередко вообще умещаются всего на одном игровом экране. Каждый из них представляет из себя маленькую головоломку, где упор делается не столько на сложность поиска паттерна действий для решения задачи, сколько на необходимость выполнять этот паттерн идеально. У игрока нет права на ошибку - тебе не дают пространства для манёвра, а персонаж гибнет с одного касания, так что любое неосторожное движение приводит к рестарту. Уровень фактически надо зазубрить, довести процесс его прохождения до автоматизма.

Макмиллен эту формулу не изобретал и вдохновлялся древней флешкой N, но именно его мясной пацан задал тренд и в дальнейшем все подобные игры стали сравнивать именно с ним. Этой участи не избежала и Celeste, однако эти две игры всё же ставят перед собой несколько разные задачи. 

Геймплей N
Геймплей N

Мит Бой - штука сугубо геймплейная. Он создан исключительно для того, чтобы испытать сидящего за монитором. В то же время Celeste делает нечто большее - рассказывает историю. Историю о девушке, что страдает от панических атак и желает   разобраться в себе. Она добротно написана и подана, а что главное - за счёт своей камерности она делает Celeste игрой более… личной. 

Celeste
Celeste

Вообще, она больше про опыт. Пусть она и схожа геймплейно с подобными играми, но в корне отлична от них в плане темпа и настроения - плавная, размеренная, уютная, временами же тревожная и дискомфортная. 

Celeste
Celeste

Не в последнюю очередь это заслуга композитора - очень удачное сочетание мягких клавишных и электроники, когда надо - весьма агрессивной. Саундтрек в принципе советую даже в отрыве от игры, он правда стоит того.

Каждая глава обладает своим особым, запоминающимся стилем. У каждой - собственная цветовая гамма, своё неповторимое настроение. Моя любимая - вторая. Меланхоличная и малость психоделичная, она очень удачно передаёт ощущение нахождения внутри сна.

Celeste (вторая глава)
Celeste (вторая глава)

Некоторые же из глав несколько уходят в сторону от привычной платформенной концепции и представляют из себя пусть и очень маленькую и условную, но метроидванию - довольно просторную по меркам остальной игры открытую локацию с большим количеством развилок и преградами в виде закрытых дверей, ключи к которым нужно найти на уровне.  

Celeste (пятая глава)
Celeste (пятая глава)

Celeste вообще очень разнообразна по геймплейному наполнению. Базовый инструментарий игрока скромен – прыжок, рывок в воздухе и возможность цепляться за стены, но каждая глава подкидывает что-то свежее, что-то, что в игре больше нигде не встретится. Это заставляет постоянно адаптироваться, свыкаться с новыми условиями и овладевать новыми механиками, что делает игрока постоянно вовлечённым и держит его интерес.

Celeste очень лояльна к тебе в плане сложности. Это не значит, что игра лёгкая, но значит, что тебя не заставляют гореть в спидранерском аду, если ты сам не пожелаешь. Она хочет, чтобы вне зависимости от скилла каждый получил от прохождения удовольствие. Сложность основной кампании вполне умеренная – умирать ты, конечно, будешь, но каких-то чересчур рейджевых моментов тут нет. Если же и это тебе не по зубам, то тут есть легальные читы, вроде бесконечного дэша. Выбор сложности - штука привычная, но, тут он хорошо показывает разницу в подходе Celeste в сравнении с другими платформерами такого толка. 

Меню настройки Assist Mode
Меню настройки Assist Mode

Для более продвинутых игра предоставляет тонну дополнительного контента – во-первых это коллектиблсы в виде клубничек, расположенных в неочевидных или попросту труднодоступных местах, а то и в необязательных специальных комнатах. Во-вторых это кассеты - версии глав, использующие те же механики для построения на их основе более сложных уровней. В конце концов это две дополнительные главы истории, для доступа к которым нужно собрать сердца - особенно сложные в получении коллектиблсы. В третьей главе даже можно отыскать секретку с первым прототипом игры. 

Пример комнаты с кассетой
Пример комнаты с кассетой

Чтобы открыть весь контент уйдут десятки часов. Меня на такое не хватит, но вот один мой знакомый прошёл сюжетку без смертей, собрав при этом все клубнички. Кажется, с тех пор у пацана чердак и поехал.

Celeste обволакивает своим уютом и ищет особенный подход к каждому из игроков. Для кого-то она станет приятным душевным путешествием, для кого-то же - серьёзным испытанием. Этим она и прекрасна. 


Лучшие комментарии

Спасибо за блог, в конце прошлого года думал тоже что-то про Celeste сделать, а у тебя получилось рассказать все о чём я тогда лишь думал. + блогу!

Статья хорошая)

Плюс в хату)

А куда чердак поехал? Он что сломался что ли?

Эх… Жалко чердак, хороший был наверное)

«спидранерский ад» :D 

было интересно, спасибо! 

Мне музыка в Celeste запомнилась тем, что по мере прохождения уровня мелодия «усложняется». 

Так, на уровне с отелем, в музыку постепенно добавляются басы и барабаны, от чего ты прямо ощущаешь растущую тревогу.

А в целом, для меня Celeste, наряду с The Messenger стала игрой, которая вернула интерес к инди-проектам. Очень камерное, завершенное и местами личное произведение. 

Читай также