"Disco Elysium" была разработана небольшой студией ZA/UM, базирующейся в Эстонии. Игра выпущена в 2019 году, а русскую локализацию получила лишь в 2021 году (что и позволило мне окунуться в неё на почти четыре десятка часов).
Игра представляет из себя детективное РПГ, наполненное титаническим количеством диалогов, да и текстовых отступлений в целом.
Типичное утро понедельника
Действие игры начинается в комнате гостиницы, интерьер в которой, на момент Вашего пробуждения, больше напоминает что-то среднее между публичным домом в субботнее утро и Помпеями после извержения Везувия.
Именно здесь Вы впервые открываете глаза и обнаруживаете себя на холодном полу, облаченным исключительно в исподнее да длинные носки, скорее всего повидавшие многое. Вас истязают похмелье и ломка, а все Ваши действия непрерывно комментируют двадцать четыре составляющих вашей личности, которые являются и частями вашего мозга, и постоянными компаньонами одновременно.
Вас постигла полнейшая амнезия, о причинах которой можно судить по количеству бутылок из-под спиртного, валяющихся по всей комнате. Единственное, что Вы можете сказать абсолютно точно – так это то, что Вам не хватает алкоголя в крови, и чем быстрее Вы сможете восстановить этот спиртовой баланс – тем лучше.
Довольно быстро Вы выясняете, что Вы – коп и прибыли сюда, в город Ревашоль, чтобы расследовать убийство, совершённое на заднем дворе гостиницы.
Таким образом перед Вами встаёт уже три задачи – выяснить, что вообще происходит вокруг, кто Вы, и, конечно же, раскрыть дело, которое Вам поручили.
Дальнейшие развитие событий я оставлю для Вас секретом, потому что чем меньше деталей я раскрою, тем интереснее будет Ваш игровой опыт.
Геймплей
В процессе игры одним из Ваших занятий будет перемещение по открытому миру, представленному главной улицей города с несколькими переулками и домами, которые можно посетить, а также рыбацкой деревней и церковью, с прилежащим к ней рыбным рынком.
Но большую часть времени Вы проведёте за чтением различных диалогов и монологов главного героя. Текста в игре так много, что иногда создаётся ощущение, будто над ним работала команда графоманов-фанатиков, числом человек в двести. Но, несмотря на исполинское количество текста, читать его не то что просто интересно, ты окунаешься в него с головой, чувствуешь каждое слово и каждую эмоцию, которую вкладывает в слова любой из персонажей, настолько хорошо проработан каждый диалог и любое описание события или окружения.
РПГ составляющая
Даже несмотря на потерю памяти главный герой представляет собой не совсем белый лист, так как наделён определённым бэкграундом, который даже с учётом амнезии нет-нет, да и всплывает во время различных действий или разговоров.
Всего в игре присутствует двадцать четыре навыка (которые, как я писал выше, также являются и частями личности главного героя) разделённых на четыре группы: Интеллект, Психика, Физиология и Моторика, по шесть навыков в каждой. Навыки в каждой из групп прокачиваются за очки способностей, каждое из которых игрок получает за сотню очков опыта, набираемых за выполнение заданий и получение важной информации в процессе разговора с другими персонажами.
Как раз из-за этих навыков и их непосредственно участия в диалогах и событиях у игрока появляется огромное поле для отыгровки своего персонажа. Хотите быть копом-расистом, который выбивает из любого подозреваемого показания грубой силой и вышибает дверь одним взглядом, а в свободное время собирает бутылки по всему городу? Всегда пожалуйста! Или вы скорее полицейский-моралист, способный воссоздать в голове полную картину событий по малейшим деталям, но постоянно находящимся в поисках любого наркотика, лишь бы не страдать от несовершенности этого мира? И того проще!
Также на главного героя могут повлиять идеи, которые Вы занесёте в "Шкафчик мыслей". Эти идеи после определённого времени, которое должно пройти до их осмысливания, предоставляют Вам определённые бонусы к очкам параметров (а иногда накладывают и штрафы), а также дают совершенно новые способности. К примеру, одна из мыслей после её осмысления будет увеличивать порог критического успеха и неудачи на 1.
В каждом диалоге встречается как сторонняя проверка Ваших способностей, когда после реплики или действия Вашего собеседника один из голосов даёт вам некоторую информацию или совет по дальнейшему видению диалога, так и активную, когда рядом с одним вариантов ответа появляется название нужного навыка, а сам вариант подсвечивается белым или красным цветом (красная проверка – одноразовая, а белую можно повторить, подняв уровень определённого навыка). Активные проверки осуществляются посредством броска кубиков, как в какой-нибудь настольной игре и, соответственно, чем выше Ваш уровень определённого навыка, тем меньшую комбинацию нужно выбросить, чтобы успешно совершить действие.
Мой Вам совет по прохождению таких проверок – если Вы завалили красную проверку – не стоит перезагружаться и пробовать снова, отыграйте своё собственную историю, а не стремитесь к определённому результату с радугой и розовыми пони.
А ты точно детектив?
В игре есть глобальная цель – раскрыть убийство, найти того, кто его совершил и закрыть дело. На этом всё, дальше Вы предоставлены сами себе и свобода действий, доступных вам, поражает.
Можете приступить к опросу возможных свидетелей, обследованию места преступления, выполнению второстепенных заданий, организации ночного клуба с нарколабораторией, поиску собственного удостоверения или даже выяснению сведений о себе и причинах того, что с вами произошло – весь мир перед Вами, Вы вольны делать что пожелаете, но главное – не запутаться в переплетении событий, произошедших и происходящих как в Ревашоле, так и в голове главного героя.
Каждая деталь важна. Даже то, что, казалось бы, не может иметь ни малейшего отношения к делу, что выбивается за рамки созданной Вами теории о произошедшем – может быть важной уликой. Запоминайте каждую деталь, собирайте все сведения и всё сложится в единую картину ближе к концу игры.
В завершении темы
Подходя к концу данного блога я бы хотел отметить несколько вещей, которые в этой игре доставили мне удовольствие и позволили насладиться этим незабываемым игровым опытом.
Во-первых, это, конечно же, хорошо написанный текст, в котором может одновременно сочетаться как юмористические, так и драматические моменты. Каждый диалог представляет из себя маленькое произведение искусства и, от прочтения коих, я получил исключительно приятные эмоции.
Во-вторых, большую долю в погружении в эту игру берёт на себя музыкальное сопровождение, отлично подобранное под каждую локацию и задающее тон событиям.
Ну и в-третьих, это интересный сюжет и побочные активности. Основная ветка заданий хорошо написана и заставляет тебя постоянно сомневаться в собственных выводах и пересматривать детали дела раз за разом в поисках того, что же ты мог упустить. А дополнительные задания помимо дополнения первостепенных миссий могу предоставить обширный спектр различных событий, за которыми просто интересно наблюдать и которые иногда могут выдать крайне неожиданную концовку.
Лучшие комментарии
Если захотите, то пишите и своё мнение об этой игре, мне будет интересно прочесть.
Ох, играл в Disco Elysium ещё когда Лоев только выпустил «обзор» по ней. Читать на английском было тяжело, но при этом довольно интересно. Все эти саркастические предложения, сложно построенные, издевательские и иногда даже жестокие шутки и просто интересные диалоги создают свою, уникальную атмосферу. Так к чему это я — к переводу я пока потихоньку дотрагиваюсь, но, как и всегда, рекомендую всё же играть на том языке, который подразумевали разрабы (и да, я не подразумеваю конкретно английский), если вы, конечно, владеете этим самым языком на достаточно приличном уровне. Но это мои закосы, оставим это в стороне.
Что же хочется сказать по игре? Коротко говоря, она пытается во всё сразу и у неё это успешно получается: политическая борьба, весëлые будни в проклятом доме, трупы, панки, пьяницы, наркоманы, фазмиды в конце концов… И в центре всего — интересный детектив с приличной долей юмора и иронии. Тут даже иногда сложно отличить побочные задания от основных. Больше всего запомнился момент, когда мы пытаемся позвонить по нескольким номерам через телефонный аппарат рядом с заводом (?) около деревни. А история с Insulindian Phasmid (хз как перевели) была самой интересной, как по мне. Кстати, всё же в обзоре стоило упомянуть не только про «РПГшную» вариативность. Выборы в диалогах, а также в отдельно взятых миссиях также влияют на исход, не всегда сводясь к «увеличению шанса успеха в красном выборе». Хотя, по сути, они итак тесно связаны...
А обзор неплохой, жаль, правда, что не совсем информативный, зато по фактам всё расписал.)
Привет абрикосик)
Плюс в хату)
Хорошо написал)
И в типичном утром понедельника, после последнего фото, в первом абзаце, есть ошибка «кончено». Просто я думаю, там слово конечно.
Привет!
Да, ты абсолютно прав, ошибочка произошла, сейчас исправлю)
Спасибо за отзыв и рассказ о интересных моментах!
Тоже слышал, что лучше всего играть на языке оригинала, но у меня слишком низкий уровень для тех изречений, которые заворачивают персонажи :(. Возможно, когда немного подтяну свои знания, перепройду её ещё разок.
Кстати говоря о запоминающихся моментах, таковым для меня стал сон в бункере в конце игры. Столько чувств и эмоций, что принёс мне тот диалог я не испытывал о-о-очень давно.