Всем привет, пользователи и гости StopGame.ru, меня зовут Глеб, и сегодня мы с вами обсудим одну интересную игру.
Не хочу уходить в новый год с пустыми руками ( ̶п̶у̶с̶т̶о̶й̶ ̶р̶у̶к̶о̶й̶) и выпущу ещё один блог в этом году. С моего последнего блога прошло уже очень много времени, и некоторые из моих читателей, которые натыкались на мои предыдущие работы, могли подумать, что я больше не побеспокою этот сайт вновь, но я таки здесь и готов вам о чём-то рассказать.
Никогда ещё не писал обзоры на игры, на StopGame.ru, все мои блоги были на около-игровую тематику, сегодня я приобрету опыт обозревания! Уже не терпится начать, ведь игра, о которой я сегодня с вами поговорю действительно интересна.
Поговорим мы сегодня об игре под звучным названием Papers, Pleace (Документы, пожалуйста) разработанной всего лишь одним человеком, американцем по имени Лукас, Лукас Поуп.
Рассматриваемая игра получила массу премий, на различных фестивалях, собрала большую кассу, принеся вышеуказанному человеку гору золота, с условием почти нулевой себестоимости и собрала вокруг себя огромную и преданную фан-базу, которая до сих пор множит материалы по игре.
Бесконечные мемы, картинки, всевозможное интернет-творчество, что уж говорить, одним малоизвестным российским режиссёром была снята даже полноценная короткометражка по игре, которая, даже, была включена в промо-материалы самим разработчиком.
В чём причина такой популярности этой игры? В чём причина такой большой любви к ней? Давайте разбираться
Разработка
Известен факт, что мистер Поуп - выходец из именитой студии Naughty Dog, ну вы знаете этих ребят: The Last of Us, Uncharted, вот это вот всё.
Разработчики из этой студии, как правило (из которого, правда, бывают исключения, да Эбби?) могут в сторитейлинг и погружение и Лукас, в этом плане не выбивался из коллектива и, как покажет время, умел в эти вещи тоже.
Тернистый путь независимого разработчика, для Поупа, начинался ещё в 2012 году, с бесплатной браузерной игры «The Republia Times» тоже весьма любопытный проект, про цензора ̶м̶е̶с̶т̶н̶о̶г̶о̶ ̶а̶н̶а̶л̶о̶г̶а̶ ̶Р̶И̶А̶ ̶Н̶о̶в̶о̶с̶т̶и̶ вымышленной газеты, в вымышленной стране. Ну об этом мы с вами, может быть поговорим как-то потом.
Недолго думая Лукас начинает разработку новой игры, на открытом движке «Haxe», суть которой сводится к проверке документов, в одной единственной локации пограничного иммиграционного пункта.
«Звучит не вдохновляюще, Глеб» - скажите вы мне и будете правы, звучит не очень, известно, что нашего неопытного девелопера, весьма пугала перспектива не заинтересовать игрока самой концепцией этого геймплея. Как оказалось потом, его реализация сделала попадание в самый корень.
Целый год он своими силами и средствами, создавал игру, после чего в 2013 году она отправилась в Steam Greenlight, где была благополучно одобрена и была встречена очень тепло.
Добро пожаловать в восточный Грештин
Действие игры происходит в вымышленной стране тоталитарного толка, под названием: Арстоцка, в восточной части города Грештин, от его западной части данное место отделено стеной, за которой пролегает территория враждебной к Арстоцке, Колечии. Город был разделён в следствии войны между этими двумя государствами. Ко времени, в котором происходит действие игры, заключён хрупкий мир, но отношения остаются весьма непростыми.
Если вы, мои дорогие читатели, спросите меня, к каким событиям, такой расклад дел в мире игры, является отсылкой, я вам скажу, что понятия вообще не имею, предположения можете писать в комментариях, может вообще, чисто авторская задумка.
В общем-то, в таких трудных условиях наш герой попадает на работу в пропускной, пограничный пункт, стоящий как раз между западной и восточной частью Грештина. Ваша задача не допускать нежелательных лиц на границе, и предотвращать нежелательные инциденты.
Заботливое государство, при выдаче герою работы, выдало ему новую квартиру, для всей его семьи, недалеко от места этой самой работы.
Что это за фрукт такой Papers, Please, и с чем его едят?
Игровой процесс этой игры максимально прост, как и было обозначено выше. Игровое время делится на дни, на каждый день вам даётся энное количество времени, за которое вам нужно медитативно и усидчиво выполнять свою работу.
В чём заключается ваша работа? Человек хочет попасть в Арстоцку и обращается к вам, предоставляя (или не предоставляя) свои въездные документы, ваша задача проверить эти документы (Имена в паспортах, номера паспортов, сроки действия разных документов, места выдачи паспортов, всевозможные печати, и прочие данные) в зависимости от того корректны они, или нет вы решаете впустить человека в Арстоцку, прогнать его, или арестовать нарушителя, однако эта функция доступна не со старта игры.
За каждого обслуженного визитёра, вы получаете деньги, при ошибке денег вы не получаете, вы получаете замечания, первые два замечания – не штрафуются, начиная с третьего, вы начинаете получать штрафы. С каждым днём правительство выпускает всё новые и новые законы пропуска, усложняя и усложняя процесс проверки документов и множа количество этих документов, бюрократия мать её. Вы можете испугаться, что имеете мало времени на проверку, начнёте спешить и ошибаться, но лучше всё-таки не спешить, время рабочего дня адаптируется к законам принятым правительством.
Деньги нужны вам для того, чтобы прокормить свою семью, каждый день вы выкладываете кругленькую сумму на отопление вашего жилья и продукты (иногда на специфические эвенты и улучшения для вашего таможенного стола). Экономика сбалансирована так, что денег хватает совсем впритык, поэтому очень желательно избежать непреднамеренных ошибок (если кончено вы не играете на простом режиме, где просто сверху ещё валюты наваливают, достаточно чтобы ошибиться раз пять без ощутимых проблем). Если в день у вас больше двух замечаний, то есть вы уже начали получать штрафы, лучше переиграть день, благо, возможность есть.
Если вы не будете кормить и греть свою семью, ей быстро придёт, как говорится, хана, что, помимо обиды вызовет так же скоропостижный Game Over.
«Глеб, вот ты рассказываешь, а звучит всё ещё паршиво! Ты можешь рассказать, почему это интересно? Где локации? Эффекты? Взрывы? Тачки? Девки? ОгРаБлЕнИя?» - с нетерпением спросите вы меня. И мне есть что вам ответить.
1. Мир игры
Мир Papers, Please живёт и буйствует вне вашего
пропускного пункта. Ваш пропускной пункт – только часть этого живого мира. За
время игры вы переживаете море событий и узнаёте море историй. Эти события не
происходят, просто потому что, у них есть чёткие причины из внешнего мира, о
которых вам дают знать в новостных сводках. Эти истории не рассказываются вам
без контекста, без необходимости. Если правительство выпустило какой-то указ,
значит у него есть на то понятная причина. В другой не без известной, в узких кругах,
игре, которую иногда сравнивают с Papers Please, например, была директива «Запрещено
хранить зелёные яблоки» просто потому, что запрещено – и это не ок.
Живость мира
Papers, Please очень притягивает внимание и вам
становится реально интересно, что и почему происходит в этом мире.
2. Важная роль
Вы занимаете
важнейшую должность и принимаете судьбоносные решения. Не смотря на любые
предписания и директивы, именно вы всегда выбираете, кого пустить в страну, а
кого нет, и последствия вашего выбора будут видны в новостных сводках.
Иногда игра ставит вас в ситуацию, когда у человека всё в порядке с документами,
но вы имеете о нём информацию, которая заставит вас подумать, пропускать ли его
в вашу страну, а не пропустите его – получаете замечание.
Бывает, что визитёр не собрал необходимые документы, или имеет в них опечатки,
но его историей настолько проникаешься, что пропустить его очень хочется из
сочувствия или понимания, но бюрократической машине сочувствие и понимание неведомы,
замечание настигнет вас если вы дадите слабину.
Кто-то предложит вам взятку, кто-то попытается вам угрожать, кто-то будет
слёзно молить пропустить, или хотя бы не арестовывать его, а кто-то настойчиво будет
приходить раз за разом, с негодными документами, но в конце концов соберёт
всё необходимое и похвалит вашу совестную работу, или же вашу доброту, если вы
решите пропустить данного гражданина раньше того момента, когда он всё правильно
сделает. И везде вы решаете, как поступить и несёте ответственность за свой
выбор.
Конечно, далеко не все персонажи этой игры хорошо прописаны, большая часть людей
рандомизируется и проходит, или не проходит через границу в рядовом порядке, но
прописанных и действительно хороших персонажей достаточно много, чтобы
заинтересовать вас.
3. Персонажи игры
Пункт,
следующий из второго. Работа с персонажами и их истории – это гениальная часть этой игры, если
вспомнить, что любой персонаж ничто иное, как гора пикселей в окошке перед
таможенным столом и несколько строчек в документах, а действие никогда не выходит
за рамки вашего пропускного пункта.
Я действительно проникался этими историями. Я радовался за футбольную команду Арстоцки, когда узнавал о их победе, от человека, который возвращался с
выездного матча команды. Я проникался дружбой с пограничником, который просил
меня о непростой услуге. Я с гордостью вывешивал рисунок моего сына, который он
нарисовал для меня, хотя сына в каком-то видимом обличье нет, он не более чем
кружочек с данными о своём состоянии, из меню в конце дня. Я испытывал чувство
патриотизма к Арстоцке, иногда наоборот, проникался идеями освободится от гнёта
красного орла, смотрящего на меня свысока, с флага этой страны.
Всё это благодаря персонажам в частности, и сторитейлингу в целом.
4. Проверка документов
Рутинный
процесс проверки документов на пограничном пункте, с лёгкой руки Лукаса Поупа превращён в нечто
увлекательное. Благодаря проработанному арт-дизайну и эстетике вообще. Я
чувствую импакт от проставления печатей, при проверке документов включается
антишпионская программа, как в шпионских фильмах, всё так круто сопоставляется,
раскладывается по полочкам, чувствуется что ты участвуешь в важном процессе.
Паспорта разных стран, имеют разный дизайн, цвета обложек, страниц, разнообразное положение строчек, блоков информации, всё это выглядит очень интересно и аутентично, при этом, в угоду массового игрока упрощено до состояния «проверяем интересно и быстро»
5. Графика
В целом
приятная рисовка и графика, видны источники вдохновения для автора. Серый мир
тоталитарного государства, которое вот-вот пережило ужасную войну. В игре очень
хорошо проработана геральдика, она реально стильная. Гербы, печати, флаг с
орлом, форма солдат. Неплохо нарисованы персонажи в стиле Pixel-art. Соблюдена эстетика по Оруэллу.
Подытожим
Скажу вам так – эта игра поражает меня своей глубиной и проработкой своих механик таким образом, что они тесно переплетаются с сюжетом. Причём в своём ядре игра проста как две копейки, вот человек, вот его документы, проверяй всё ли с ними в порядке, да – пропускай, нет – не пропускай. Всё. Но то, что просто – то нельзя сломать. Мне трудно найти проблемы, ибо в игре ну нет ничего лишнего и того, что стояло бы не на своём месте.
Идеальных игр, конечно, не бывает. Papers, Please, может показаться, местами затянутой, иногда несправедливой к игроку, НО её плюсы, как по мне, перевешивают её минусы в сто крат.
В игре порядка двадцати концовок, только четыре из них положительные, да и то одна из них положительная ну очень с натяжкой, потому что этот мир суров. Если вы ещё не играли, то очень советую попробовать, на данный момент, с учётом зимней распродажи, в Steam она стоит 124 рубля – просто копейки.
Обзор закончен, кто не играл в игру бежит играть, а теперь хочу сделать небольшой интерактив, для тех, кто в игру уже поиграл, и, возможно, тоже захочет о ней поговорить. Будут спойлеры! В том числе будут вскрыты некоторые концовки. Можете ещё тот самый фильм посмотреть, о котором я упоминал вначале.
Арстоцка представляется игроку как тоталитарное государство, с душниловом прав и свобод человека и жестокими законами, где могут арестовать даже иностранца, но, если задуматься и хорошо погрузится в сюжет, можно ли сказать, что с этой страной всё так однозначно?
Лично я так не думаю. Для меня Арстоцка страна - антигерой. Поймите меня правильно, я не в коем разе не хочу развивать политические баталии, кто левый, а кто правый. Но если мы абстрагируемся от всяких идеологий, и реальных государств, опираясь только на сюжет игры, что можно по этому поводу сказать?
1) Арстоцка дала работу главному герою игры и представила ему и его семье квартиру в крупном городе – Грештине, по месту его работы.
2) Все
законопроекты Арстоцки – являются реакцией. В первые дни пропускной режим весьма
щадящий, после войны только-только открываются границы, и стране достаточно,
помимо паспорта, только пропуска для иностранца, а для жителей страны вообще,
только паспорта, ужесточаются правила уже потом, с событиями, которые происходят.
Теракты, в
которых замешаны Колечианские сепаратисты – ужесточён вход, Колечианцам вовсе
запрещён, а потом разрешён с досмотром.
Увеличение
темпов, трудовой иммиграции – требования к рабочей визе.
Начало
масштабный дипломатических переговоров – требование дип. статуса.
Эпидемия в соседней
стране – карантин, с требованием к прививанию.
Ну и прочие сюжетные
ходы и привязанные к ним документы.
Я не замечал, что бы Арстоцка действовала на упреждение, что бы она всё вокруг запрещала просто потому, что. Всегда запрет был – реакцией.
3) Беспредел властных органов, который мы наблюдали в игре, являлся скорей беспределом на местах, чем общегосударственной политикой. Например, наш начальник просит нас напрямую нарушить директиву правительства, если мы это не сделаем, то будем уволены и сосланы в места не столь отдалённые. Не думаю, что это была правительственная санкция.
4) Арстоцка будучи злым тоталитарном мордором, максимум что предпринимает при нарушении своих границ (в тоталитарных странах с этим ОООЧЕНЬ строго) это высылает таможеннику замечания первые, два из которых ещё и не штрафуются. Будь Арстоцка реальным вселенским злом, думаю с первой ошибкой, о которой стало бы известно начальству, жизнь нашего чиновника оборвалась, либо же он был сослан на каторгу.
5) В продолжение четвёртого пункта, при совершении терактов на границе, пропускной пункт продолжает работать со следующего дня в штатном режиме, без серьёзных последствий для его работников. Хотя в злом, тоталитарном Мордоре, рабочих всего таможенного пункта, которые допустили такое безобразие, необходимо срочно, полным составом поменять, а тех, что были отправить в Нижний Урюпинск копать урановые шахты.
6) Известно, что если вы останетесь верны Арстоцке до конца игры, то при плотном дипломатическом сотрудничестве Колечианских и Арстоцковских дипломатов, отношения стран потеплеют, а с этим потеплением в Арстоцку придёт оттепель.
Вот что мне есть сказать на этот счёт, будет интересно услышать ваше мнение!
Благодарю вас за то, что прочитали этот блог, желаю вам счастья в грядущем году, что бы в нашей с вами любимой игровой индустрии вышло много часов классного контента в 2021 и что бы у нас у всех были деньги этот контент купить и было много времени с ним знакомится и преисполняться ментально.
Год был трудным, но я рад быть здесь с вами, на Stop… Game… Ru.
Спасибо за внимание!
Всем пока!
Лучшие комментарии
Как ты текст зачеркнул?
Воспользовался сторонним ресурсом, ссылку ниже прикреплю.
Как зачеркнуть текст силами местного инструментария, увы, не нашёл, не разобрался.
Со времён когда я был здесь последний раз, интерфейс написания блогов весьма изменился, я ещё не до конца его освоил. Но тем ни менее, я прилагал все силы, что бы достойно оформить статью!
Я как человек который играл в Papers, Please, могу сказать что обзор хорошо удался! Я как-то играл, и решил остановится, до одной концовки добрался. Потом через время решил повторить прохождение, и открывал всё новые концовки. Может быть я попробую ещё раз сыграть, игра ведь хорошо играется:D
Хорошо посторался:)
Пожалуйста, рад стараться)
Спасибо за обзор! Короткометражка зацепила и погрузила в мир игры ))