23 сентября 2020 23.09.20 5 3151

Design Your Own Mission. Руководство для юных геймдизайнеров.

+9

Всем привет, пользователи и гости StopGame.ru, меня зовут Глеб, и сегодня мы с вами поговорим о моддинге.

Помнится, в одном из предыдущих блогов, я говорил о возможности поведать вам историю о том, как я увлёкся моддингом в такой прекрасной игре, как Grand Theft Auto: San Andreas. Из блога в блог применение словесного оборота «поговорим как-нибудь потом» у меня только множится, тем за моё недолгое прибывание здесь скопилась уже куча, но об этом мы с вами поговорим позже, а сейчас ближе к делу.

Старые части GTA, относятся к той категории игр, которые до сих пор живут только благодаря энтузиастам, которых в этих ваших интернетах принято называть: модмейкерами, модерами, или патриотично, по-русски: мододелами.

Эти люди накачивают игру самым разнообразным контентом, от всяких там текстурок на пушечки, до глобальных модификаций, меняющих игру так, что кажется будто это уже и новая совершенно игра. И когда-то я с гордостью входил в число этих людей, но сейчас, я можно сказать, на пенсии.

В плане моддинга мне лично San Andreas был ближе из всех GTA эпохи 3D. Потому что он просто на просто удобней для моддинга. В нём самый совершенный движок, который хорошо адаптирован под моддинг, да и простора для творчества там хоть отбавляй. А ещё именно на эту часть, двое простых нидерландских модмейкеров смогли сделать удобный инструментарий, открывший целый пласт принципиально нового моддинга. Так я вас плавно подвожу к теме DYOM, он же Design Your Own Mission(Разработай свою собственную миссию), впредь мы с вами его будем называть по аббревиатуре.

Этот феномен GTA-Моддинга мы с вами и рассмотрим, итак, приступим.

Шо такое этот ваш DYOM?

Всего два выходя для «классных» ребят
Поставь ДУОМ, и достань всех подряд
Или закончишь с игрой, с игрой, с игрой, с игрой, с игрой!
Создай свой мир, любись с сестрой земной.

DYOM– это скрипт, функционал которого представляет из себя набор удобных инструментов и опций, позволяющих создавать свои собственные миссии в GTA: San Andreas.

Особо примечателен тем, что не требует ни малейшей компетенции в скриптинге, моделлинге, конвертации и прочих си плюс плюсах, для программистов, из-за чего имеет крайне низкий порог вхождения.

Сам по себе DYOM имеет широчайший набор функций, оформленных в интерфейс, написанный на естественном языке, изначально английском, но энтузиасты из России русифицировали его и ещё умудряются дополнять его функции своими силами до сих пор, несмотря на то, что сами создатели давно забросили проект, остановившись на версии 8.1

Освоив функционал скрипта, вы можете создавать свои собственные истории, по масштабу и глубине ограниченные лишь вашей фантазией и некоторыми техническими ограничениями движка игры.

Звучит вдохновляюще, особенно если вы бесполезный гуманитарий, как я. Инструмент у вас на руках, усыпляйте своего внутреннего физика, пробуждайте лирика, создавайте свой собственный мир. хоть набигающих деревянных домиков грабящих корованы туда засуньте, господи, я джва года ждал этот проект.

Вокруг DYOM, есть один фундаментальный, можно сказать, философский спор двух непримиримых лагерей: Западников и Славянофилов Дофига серьёзных модмейкеров, и Дуомеров и им сочувствующих. Первые утверждают, что DYOM – это баловство, к моддингу не причастное, а также что DYOM является самым большим поставщиком школомодеров, среди всех других сфер моддинга. Вторые, в свою очередь, парируют тем, что DYOM– это полноценная часть моддинга, как и другие сферы, что создание дуом-проектов, особенно масштабных, весьма трудоёмкий процесс, и хоть школомодеров делающих массы кала много, но зато когда выходит что-то годное, то оно выходит таким, что моментально переигрывает и уничтожает всю шваль критиков и завистников, а среди других сфер моддинга тоже полно школохлама.

На чью сторону вставать выбирает для себя каждый сам, по моему опыту истина, как это часто бывает, где-то по середине.

Мне многим есть, чем с вами поделиться, эта тема, на самом деле, интересней чем может показаться на первый взгляд. Но начнём мы с матчасти.

Мой друг Никита, с которым мы знакомы с тех самых времён, когда мы вместе были в DYOM-тусовке, поможет мне и напишет вам об истории развития DYOM, о том, кто создал это проект и как развивал его и поведует об основах функционала. За мной остаётся рассказать о сообществе, которое существует вокруг этой модификации и познакомить вас со значимыми персонами этого сообщества. Так же в мои планы входит познакомить вас с некоторыми примечательными проектами, в конце статьи будет небольшой гайд по установке DYOM, ничего сложного там нет, если вдруг кто-то заинтересуется, захочет посмотреть и открыть для себя новый контент, поставит, покатает.

История развития проекта

Приветики-конфетики! Сегодня я помогу своему комраду Глебу рассказать о такой интересной модификации GTA: San Andreas, как Design Your Own Mission, он же DYOM, «диом», «дайм», «дуом» и так далее. Поскольку мне ближе скорее историческая часть, чем техническая и игровая, я вкратце пройдусь по хронологии развития проекта.

Официальный сайт DYOM, до сих пор работает, надо же.

У истоков DYOM стоят два модмейкера из Нидерландов — PatrickW и Dutchy3010. Первый был известен в зарубежном GTA-сообществе довольно давно, поскольку с его именем связан скандал с так называемым модом Hot Coffee, который позволял игроку в роли Сиджея заниматься эротической аэробикой (читай — сексом) со своими девушками. Срач был знатный, и стоил Rockstar и её издателям, Take-Two, чуть ли не миллионных исков и последующих финансовых потерь. Но сегодня речь не об этом.
О том, кем являлась Датчи до разработки первой версии DYOM, известно не сильно много, но стоит сказать, что она к тому моменту уже выпустила несколько скриптов. Затем был конкурс с символическим названием Design Your Own Mission, на котором она презентовала проект General Dilemma — фактически, первую полноценную DYOM-миссию в истории, она же и победила на ивенте.
В ноябре 2008 года двое опытных мододелов явили миру простенький и не сильно функциональный редактор собственных миссий. Его главная фишка — фактически ручная и интуитивная настройка внутриигровых объектов и, что не менее важно, возможность расставлять их прямо в игре, управляя Сиджеем.
Со временем инструментарий проекта только возрастал. В версии 4.0 появилась возможность добавлять кат-сцены внутри миссий и возможность их пропуска, в 5.0 расширился перечень моделей поведения для «актёров», появились специальные цели «тайм-аут» и «обратный отсчёт», а в версии 7.0.1 DYOM стала доступна опция разговора по телефону. Текущая версия, 8.1, выпущена в январе 2014 года. По словам Патрика и Датчи, поддержка проекта впредь не будет осуществляться из-за крайне больших лимитов собранного ими кода, который в новых версиях был бы более нестабильным, чем он является сейчас. Однако дело разработчиков поддержали многочисленные поклонники, создавая новые миссии и даже скрипты, добавляющие поверх оригинального DYOM новые полезные функции.

Ещё немного о функционале

Я благодарю своего друга, за то, что он помог мне написать важный смысловой блок, немного дополню про функционал.

Помимо уже упомянутых возможности гибкой манипуляции с игровыми объектами, что, по сути, является несколько упрощённой формой маппинга, возможности ставить и убирать актёров, с разными моделями поведения, оружием, и возможности применять к этим актёрам анимации на движке игры, есть так же возможность спаунить и деспаунить в мир автомобили настраивая им цвет и разный набор опций, спаунить и деспаунить в мир пикапы со здоровьем, бронёй, или оружием, возможность помещать место действия в большую часть игровых интерьеров.

Интерфейс программы, разнится от русификатора к русификатору, но в целом выглядит как-то так.

А самое главное, что вообще есть в DYOM – это возможность ставить цели (они же — объективы), кстати о них.

Как работает мод?

Миссия в DYOMсостоит из целей, к целям привязывается всё остальное, что есть в DYOM. Если в мире появляется актёр, то он появляется во время определённой цели, если этому актёру нужно исчезнуть, то его исчезновение привязывается к одной из идущих дальше целей. То же самое касается пикапов и машин.

Все цели идут последовательно друг за другом, создавая линию повествования, когда все цели закончатся, закончится и миссия. К целям привязан так же текст миссии и одно действие игрока, линейно идёт за другим.

Цели могут быть разными: камера, чтобы делать катсцены на движке игры, таймаут, чтобы делать задержку и писать текст вне катсцены, или использовать задержку по-другому, чекпоинт к которому надо добраться, машина, которую в миссии надо уничтожить, или сесть в неё, либо актёр, которого надо убить.

Способов применения этих объективов, есть огромное множество, лучше о том, как это работаем вы поймёте, если захотите погрузится в тему, потому что если я начну писать об этом, то мы остановимся здесь надолго.

Сейчас я вам расскажу о том, что существует вокруг DYOM. О его, сообществе, важных личностях и примечательных проектах.

Российское DYOM сообщество

«Глеб, зачем ты нам рассказываешь о каком-то малоизвестном сообществе модмейкеров? Какое нам дело до каких-то незнакомых ребят, делающих моды на игру шестнадцатилетней давности?» — Резонно могут возмутиться мои читатели. И я могу понять ваше возмущение.

Но эти вещи очень личные, для меня, и я с вами хочу этим поделиться. Тем более во мне теплится надежда, что кто-то может заинтересоваться в теме, в достаточной степени, чтобы попробовать погрузится, если не в качестве создателя миссий, то в качестве потребителей контента, вам может быть информация полезна. Да и вообще сама тема, мне кажется в достаточной степени интересной, так как DYOM сообщество – это целый мир, со своими историями и потрясениями, дружбой и предательством, миром и войной.

Несколько устаревший, но таки логотип Российского DYOM Сообщества

В далёком 2009 году, во времена DYOM 5.0, если не ошибаюсь, группа энтузиастов из России образовалась в группу Вконтакте, которая существует и по сей день. Там была актуальная информация по DYOM, вопросы новичков, некоторые фишки и, конечно же, ссылки на DYOM проекты.

Традиции выкладывать свои миссии прямо в группы, как-то не сложилось, основной ареал дуом-мейкеров, как собственно и других модмейкеров по GTA – сайт libertycity.ru, не удивлюсь, если вы даже о нём слышали.

Время шло, группа росла сама и обрастала контентом, добавились тематические конкурсы, награды с номинациями, обзоры, внятный F.A.Q.

В пик развития группа собирала шесть – семь десятков постоянного актива, там писались рецензии, создавались масштабные проекты, проводилось множество конкурсов, можно было серьёзно получить там какую-то сумму денег, можно было найти множество советов и ещё открывалось много рубрик.

Загвоздка в том, что отцы – основатели группу давно покинули, забрав с собой Гранд-админку (Права создателя). Ни один из админов – ставленников не был надёжно закреплён на своём месте, любой другой админ имел право его сместить.

Трон Гондора мой! И я не отдам его!

Этот факт приводил к попыткам переворота разной степени успешности и попыткам создать альтернативу, где гранд-админ таки был, тоже разной степени успешности. Тем ни менее оригинальная группа была и осталась основным объединением дуомеров, но сейчас переживает упадок, теряя людей, рубрики и конкурсы, что драматично.

Всё же, это дело до сих пор живёт, и вот несколько людей, которые внесли весомый вклад в это дело.

Активные участники сообщества

  • SIZZZ – Актуальный руководитель DYOM сообщества, который стал таковым когда из сообщества ушёл предыдущий руководитель. Достаточно умелый дуом-мейкер и скриптер. Нынче занимается тем, что своими силами улучшает функционал DYOM, делая его гораздо удобней чем он был раньше.
    Благодаря Сизззу расширился список доступных интерьеров, добавился фикс багов DYOM, удобные функции и горячие клавиши для уже существующих, многофункциональный телепорт по игровой карте, ручной ввод ID актёров и объектов, которые всегда нужно было листать вручную, и многое-многое другое, и функционал добавляется.
  • Tandem Untitled – Состоит из трёх человек, является творческим объединением, помимо DYOMа, имеют музыкальный проект и создавали Визуальную Новеллу (но как-то подзабросили, вроде). В этой статье уже мелькала зацензуренная цитата из их песни. Занимаются очень специфичным Видео-контентом для Сообщества, иногда стримят прохождение всякого. Контр-культрущики с весьма острой, критической позицией к состоянию современного DYOMа, нынче входят в административный аппарат, и отвечают там за связь с общественностью и просвещение, или типа того.
  • SatournFan – Достаточно уважаемый, авторитетный DYOM-критик. Известен тем, что настолько… точно погружён в тему DYOM, что спорить с ним абсолютно бесполезно. Он хорошо понимает почему ваш проект плохой, или хороший и довольно обоснованно об этом пишет. Так же проводил марафон – прохождение всех DYOM-проектов за 2019 год.
  • Skic – Умелый скриптер, пытался в DYOM, но получилось не очень. Разрабатывает альтернативный софт для создания миссий, который назвал: LDYOM. Уже есть первая версия, обещается вкусный функционал, но насколько мне известно, всё чем отличается сейчас от DYOMa, только расширением лимитов на актёров, объекты и цели.
  • Andre500 – Опытный скриптер, многое сделавший для ДУОМ, предпринял средне-успешную попытку улучшить удобство набора текста, продолжив дело одного персонажа, о котором мы поговорим ниже. Примечателен ещё и тем, что входит в административный аппарат libertycity.ru, где помогает дуомерам. 

Бывшие участники сообщества

  • AlterMann – Приходил в сообщество где-то в десятых, нынче отошёл от дел, но продержался довольно долго, был первым руководителем сообщества, после гранд-админа, умелый дуом-мейкер, и создатель нескольких весомых рубрик в сообществе, нынче тоже отмерших, имеет в активе несколько отличных проектов, при нём сообщество пережило свой расцвет.
  • Mefisto1234 – Он же СвятСвят Мегбыто1234, умелый дуом-мейкер и дуома-лингвист. Стоит в основании Дуомерского языка. Его шрифт позволил писать текст в миссии по-русски, до выпуска такого шрифта текст в миссиях писался транслитом. Алфавит этого шрифта не очень удобен, так как грубо говоря, на уровне текстуры заменяет английские буквы, на похожие русские, а английский алфавит меньше русского, это приводит к необходимости прибегать к костылям. Выше я уже говорил, что эту систему пытались улучшить, с помощью скрипта.
    Тем ни менее, все варианты русификации DYOM и Другие DYOM-шрифты, работают на базе этого шрифта. Некогда был руководителем сообщества, но был скинут из-за недовольства пользователей, и плохого управления, после чего ушёл из сообщества, за этим стояла целая драма, сейчас о нём мало кто вспоминает добрым словом.
  • Vladislav87 – Человек-мем, человек-герой, человек-история. Его уход – самое большое разочарование, которое проходит лейтмотивом через всю деятельность сообщества. В своё время, с группой единомышленников вышел против Российского DYOM Сообщества, породив исторический разлом. Вёл он себя тем странней и принимал решения тем абсурдней, чем больше длилось это противостояние. Битву проиграл и был затравлен, после чего ушёл не то, что из сообщества, а сразу из всех социальных сетей. Спустя время, рефлексируя над событиями тех лет, все кто тогда плохо относился к Владиславу не иронично пожалели об этом. Были попытки его найти и извинится за всё, вроде он даже всплывал, но особым успехом это не увенчалось.
  • FarmerKarwer – Был умелым дуом-мейкером, создававшим очень масштабные проекты. Писал официальные рецензии с гражданином, о котором мы поговорим ниже, стал руководителем сообщества после ухода Мифисты, но из-за нехватки времени был вынужден сложить полномочия в сторону другого персонажа, а сам ушёл из DYOM.
  • Sioks – он же Киоск, он же FableTown101, или же просто Fable. Дуомер средней паршивости, критик, входил в административный аппарат довольно долгое время был редактором, после отбытия Фермера Карвера, стал руководителем. Был главный в ведении официальных рецензий от группы, находил финансы на проведение конкурсов, создал несколько масштабных общих проектов. Ушёл из сообщества, так как поменял жизненные приоритеты, поняв, что больше сообществу дать ничего не сможет, передал пост SIZZZу и не жалеет об этом.
    Сейчас пишет блоги на StopGame.ru, звать Глебом.
  • Kurtka – Дуомер и ктонтент-мейкер, создавал наглядные гайды по тому как работать с DYOM, отвалился от Сообщества как-то сам собой.

Участники, об участии которых трудно что-то сказать наверняка, вроде бы они есть, а вроде бы они ушли.

  • Santal – Ларс Фон Триер и Стенли Кубрик в одном флаконе, дуом-мейкер. Известен тем что делает невероятно качественные, сюжетно-ориентированные миссии далеко не для всех, чем заслужил высокий авторитет в сообществе. Он в этом деле с тех времён, когда ещё не было сообщества, в сообщество приходил в дремучие времена, начала десятых годов, наверное, единственный «выживший» свидетель тех времён, ветеран. Он словно мифический помощник, из серии Fallout — исчезает на несколько месяцев, или даже лет, но появляется и радует мир своими проектами.
    Некогда был руководителем сообщества, столь же полноправным, что и упомянутый Alterman. Ходят слухи что входит в административный аппарат до сих пор, находясь в тени, серый кардинал всея DYOMа.
  • StillBro – он же Nikitosss, Chel_Chelious, Никита и много других личин. Успешный дуомер и блогер, ушёл из сообщества в фэндом визуальных новелл, но ушёл недалеко, за угол, из которого иногда выглядывает. Сделал несколько культовых проектов, писал рецензии во времена Alterman’а, автор DYOM-Wiki, историк, систематизировал историю российского DYOMв своём личном блоге ВК и в этом конкретном блоге, который вы сейчас читаете.
  • GreyTorch – Он же просто торч, или Серёга. Делал дуоманизацию ПэйДэя. В целом, известен больше тем, что был опрокинут на админку заговорщиком, которому сам админку и доверил. До сих пор сидит в сообществе и даже думает что-то выпустить.

Примечательные DYOM-проекты

  • Фантасмагория – образцовый пример проекта Santal’а, одна из сильнейших его работ. Глубокая, несколько мрачная и неоднозначная, заставляет подумать. Описывать любой проект от этого автора достаточно сложно, нужно играть самим.
  • Последний Восход Солнца  — Сюжетный проект StillBro, затрагивающие серьёзные темы коррумпированной системы и жизни военного человека в мирное время. Очень сильная работа над персонажами. Наверное одни из самых проработанных персонажей, из всех работ этого автора, да и из сферы дуоминга в принципе.
  • Zerstoren – серия экшен-проектов Alterman’а, с философичным сюжетом (хоть и основанным на мести), с глубокими и сложными перестрелками.
  • Большой Интерактивный Проект – старый, масштабный, совместный проект с интересной концепцией, каждый дуом-мейкер – участник продолжает предыдущую миссию, ограниченный только общей идеей. В создании засветились как уже упомянутые Santal, GreyTorch, но они не делали миссий, а занимались другой работой, миссии делали Chel_Chelious, Alterman и не упомянутые выше TommyAssassin, Robert_The_Producer, TeMkA69 и RitrS. Ни одного из этих авторов в сообществе не осталось. Но получилось, в целом, неплохо.
  • Бесконечная история. Великий Георг Уик– Концептуальное, но не сюжетное, продолжение предыдущего проекта. Суть была в том, что история строится активными участниками сообщества в целом, вне зависимости от репутации и мастерства, а ценз стал ещё более лояльным. Во главе разработки встал я, так как был тогда руководителем сообщества, идея принадлежала мне тоже, участвовало аж 9 авторов, помимо меня, в их число входили SIZZZ и StillBro.
    Получилось менее складно, сюжетных дыр избежать не удалось, но проект стал действительно успешным, и в чём-то прорывным, а ещё очень масштабным.
  • Ночное проникновение – Миссия-мем, от некого Тимура. Фильм Комната от мира Дуоминга. Культовая миссия, некачественная настолько, что стала культурным феноменом. Грубо говоря плоха настолько, что хороша. Рекомендуется к прохождению. Кстати, Тимур, выложив на либерти эту миссию, ушёл и более не возвращался. Ушёл Легендой.
  • Апокалипсис Сегодня  — Миссия под авторством Mefisto1234, никак не связана с одноименным фильмом, и вообще она про Зомби-Апокалипсис. Одна из сильнейших его работ по мнению сообщества. Полна экшена и всяких интересных фишечек.
  • Осуждение: Развязка  — Из свежачка, лично я в этот проект за авторством не упомянутых здесь авторов Leon_Crain, Тапочек и TPaXePa (ТПаИКСиПа, честно, модератор не бань), не играл. Но он наделал очень много шуму в сообществе и собрал целый ворох позитивных отзывов, даже от самых притязательных критиков, должно быть одна из сильнейших новых работ
  • PORTAL  — Единственный в своём роде, крупный проект от автора YSV1999, единственный проект который был полностью озвучен не ботом-говорилкой, а прямо самым настоящим человеком. Проект очень сильно вдохновлялся Half-Life, хотя и носит название другой игры Valve, к ознакомлению рекомендуется.
  • THE CONDOR EFFECT — целая серия DYOM-проектов, за авторством не упомянутого Narrator'a. Вестерн отдающий Тарантиновщиной, в хорошем смысле этого слова. Однако трудоёмок в установке, из-за вороха разнообразных скриптов, в довесок. Но оно того стоит. жаль что Автор ушёл из движухи до того, как закончил проект.

И множество других, самых разнообразных проектов, повторюсь ещё раз, DYOM – это целый мир, и тонны самого разного контента. 

Оставлю здесь инструкцию по установке, если вас заинтересует.

Для установки вам понадобятся

  1. Gta SA, версии 1.0, её предлагаю найти и установить самостоятельно.

В таком порядке их и устанавливайте.

Cleo и Русификатор устанавливается через инсталятор прямо в директорию игры, ничего сложного там нет, сначала надо установить их, а потом приступать к установке остального. Как установить DYOM, и Шрифт я продемонстрирую вам на скриншотах ниже. ModLoader является ASI-плагином, и устанавливается путём переноса файлов из архива, в директорию игры.

Установка DYOM

Установка шрифта

Для комфортной игры, можно поставить ещё один ASI-плагин, который испровляет некоторые баги, а так же широкоформатный фикс. И набор джентльмена готов!

ПОДЫТОЖИМ

Я опасаюсь, что эта статья может показаться филером, достаточно большой части здешних пользователей, тема действительно специфичная, да ещё и раскрывается через мои личные переживания и знакомства. Тем ни менее, я очень хотел с вами поделиться этим, ведь DYOM занял у меня очень много времени моей жизни, а у моего друга Никиты, которому ещё раз летит благодарность за помощь, и отдельно за обложку, которую он сделал для статьи, ещё больше.

Я надеюсь, что вам было интересно и познавательно, спасибо всем, кто дочитал блог до конца, ещё встретимся с более общими для нас всех темами, на Stop… Game… ru.

Спасибо за внимание!

Пока!


Grand Theft Auto: San Andreas

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android | WinPhone | AmzKF
Жанры
Дата выхода
26 октября 2004
5.8K
4.5
4 303 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Интересная тема, правда ошибок много и много неактуальщины. Я конечно никак не связан с этим, прям вообще, но кое-что понимаю
Хоть я и приложил свою руку к данной статье, написав один из пунктов, всё же выскажусь.
Главная ошибка Глеба в том, что он не консультировался с другими участниками сообщества по поводу того, всё ли актуально. Моё мнение вряд ли могло бы стать решающим, потому что я тоже, скажем так, далеко не сведущ стал в вопросах сабжа.
По фактике ничего не буду говорить, автор сам всё знает и понимает, поскольку описал свои эмпирические ощущения от пребывания в DYOM-сообществе. Отмечу лишь то, что вступление в пункте, который писал я, почему-то вставлено дважды, до и после картинки. А так, материал объёмный, интересный, было как-то даже неожиданно снова во всё это окунаться. Посмотрим, как он себя проявит во всеобщем рейтинге.
Помню как накачивал скинов и превращал банду Гроув-Стрит в пингвинов Мадагаскара.
Уже исправил, да проглядел, поспешил. Будем повышать уровень написания статей в Восточной Европе.
И Статья действительно основана на личном опыте, немногим меньше чем полностью. А сам я уходил из сообщества уже полтора года назад, или типа того. Актуальность может быть не самой сильной стороной этой статьи. Она скорее ознакомительная и ностальгирующая такая. Ну ты знаешь, дружище)
Читай также