11 декабря 2020 11.12.20 2 1497

Каково это — впервые играть в Digital Devil Story: Megami Tensei в 2020 году?

+4
Я хотел вставить сюда картинку, связанную с Atlus, но так и не нашёл подходящую.
Я хотел вставить сюда картинку, связанную с Atlus, но так и не нашёл подходящую.

Изначально я не собирался делать ничего такого. Я не собирался играть (и уж тем более проходить) Digital Devil Story, не собирался читать оригинальную историю Аи Ниситани и не собирался смотреть аниме по нему. Хотя аниме я так и не посмотрел. Да и книгу забросил читать на втором томе. Но игру всё-таки прошёл.

А началось всё с того, что я просто сидел и играл в Персону. И как-то в процессе задумался о связях Персоны с SMT - них ведь есть какие-то общие элементы (демоны там, подземелья), одно вроде бы выросло из другого. На Западе Персону даже выпускали как Shin Megami Tensei: Persona (кроме первой, пятой и eternal punishment). Но при этом они всё-таки вроде как разные. По крайней мере создаётся ощущение, что аудитория у них разная и не особо-то пересекается. Да и присутствие в инфополе как-будто разное: о Персоне говорят часто, а про SMT вспоминают ощутимо реже.

Хотя, наверное, это особо и не удивительно, учитывая историю SMT: первые две части вышли в Японии на Super Famicom и на Западе не издавались, третья часть вышла на Западе, но на консоли Sony, а не Nintendo, четвёртая вышла снова на Nintendo, только не Wii U, к примеру, а на карманной 3DS (там же вышла и Apocalypse), ну и пятая должна выйти на Switch. Неслабый разброс платформ. Persona же по большей части тусовалась на консолях от Sony, что как мне кажется и сыграло некоторую роль в её популярности.

Меня же SMT всегда интересовала не меньше Персоны, возможно даже больше и это несмотря на то что она (SMT) в общем-то прошла мимо меня. В конце концов у игры даже английского названия нет, только это одно уже вызывало у меня интерес.

"Написать название на ромадзи и не переводить его? Да пофиг - гайдзины разберутся!"

И вот недавно в Японии вышел ремастер третьей Shin Megami Tensei, и я, играя в Персону, задумался, а как так из не особо известной за пределами Японии книжки, выросла целая франшиза. Это всё-таки немного необычно: по книгам обычно снимают фильмы (или мультфильмы), либо по играм делают фильмы или по фильмам - игры, бывает даже по играм выпускают книги (Halo, Mass Effect, Deus Ex, Dead Space и т.д), но единственные на моей памяти примеры игры по книге, кроме Megami Tensei - это Ведьмак и, возможно, Дюна. В любом случае такое происходит вроде бы нечасто.

На момент, когда я начал эту затею, про саму книгу я не знал практически ничего. Слышал что-то про школьника призвавшего демона с помощью компьютера, про кхм-кхм... учительницу. Что книга вроде бы была популярной (хотя информацию о продажах мне найти не удалось). Что скорее всего где-то там торчат уши от Devilman. Вот вроде бы и всё. Ну и то что по мотивам книги выпустили игру конечно же. В общем читал что-то когда-то на вики, да в интернете.

Тут же мне стало интересно, а какой же могла быть такая игра, тем более ещё и выпущенная на 8-битной консоли? Конечно я мог бы просто посмотреть геймплей на Ютюбе и успокоиться. Но мне захотелось понять как именно она игралась, ведь по сути с неё началась целая франшиза, значит должно было в ней быть что-то? А при просмотре видео такие вещи хуже ощущаются. Поэтому я захотел попробовать сыграть в неё. И я пошёл гуглить. Rom игры и эмулятор само собой найти было несложно. Я запустил игру, посмотрел коротенький ролик, раскидал наугад статы и увидел это:

На текстуры пола и потолка, видимо, бюджета не хватило.
На текстуры пола и потолка, видимо, бюджета не хватило.

Я походил по коридорам, потыкался в стены и закрыл эмулятор, даже не став спускаться на следующий этаж. Где-то тут я и собирался всё закончить. Игра выглядела не очень, да и разбираться что здесь к чему мне было лень. Я стал копаться в интернете, искать информацию о книге, в общем пытался разобраться откуда у франшизы ноги растут. И мне попался её любительский перевод. Я решил его немного почитать из любопытства. Составить небольшое впечатление, так сказать. Книга, в итоге, оказалась короткой (прочёл её за пару часов) и не сказать чтобы очень хорошей. По мне так ничего такого, из-за чего стоило бы заморачиваться с созданием игры. Но тем не менее по книге ведь ещё и аниме сделали. Возможно в Японии 80-х она и правда была достаточно популярной.

И я решил, что может мне стоит поиграть немного подольше. Может быть даже попробовать дойти до первого босса. Но была одна проблема - Rom который я скачал был японским, а японского я не знаю. Поэтому я полез искать версию на английском, в надежде что она вообще существует. Она, конечно же, существует (в виде фанатского перевода), хотя и прошлось её немного поискать. И я начал занаво, теперь уже в английскую версию.

Игра начинается с коротенького ролика где в свете молнии показывают силуэт какого-то зверя с красными глазами. Скорее всего Цербера, но в самой игре глаза у него вроде не красные, так что я не уверен. Дальше нажимаем Start и распределяем статы у персонажей, их всего двое - Акеми Накадзима и Юмико Сирасаги (персонажи из книги). Статов - пять: Сила (STR), Мудрость (WIS), Атака (ATT), Ловкость (AGI) и Удача (LUK), такой перевод у них был по крайней мере. Я правда сперва не совсем сообразил, чем сила отличается от атаки и за что тут отвечает удача. Возможно не совсем правильный перевод. Как я понял уже позже из вики, сила отвечает за уровень здоровья, а атака, соответственно за силу атаки. Удача вроде бы отвечает за шанс первого удара и успешный вариант побега из битвы. Но всего этого я не проверял и вообще мне показалось, что практически без разницы какие статы качать, ведь к 61 уровню можно вкачать их все до упора. А набрать 61 уровень проблем у меня не составило, даже при том что на поздних этапах попадались враги способные понижать уровень партии и при том что специально я качался только в начале, а после просто проходил игру, ничем таким не занимаясь.

Никак не могу решить, что же лучше прокачать.
Никак не могу решить, что же лучше прокачать.

Поначалу всё было неплохо: я бродил по коридорам, разбирался с монстрами, искал проходы на нижние этажи и уговаривал присоединяться демонов к партии. И это, кстати, одна из важных особенностей игры. Поскольку основная партия состоит только из двух человек, увеличивать её размер можно только за счёт призванных демонов. В игре большинство встречаемых врагов можно завербовать в свою группу. Для этого нужно начать с ним разговор, но это возможно только если демон остался один. С группой демонов договориться не выйдет, соответственно нужно будет уничтожить всех кроме одного. Проще всего когда нападает только один демон, тогда можно начинать "вербовку" сразу же. Заниматься этим мне в целом понравилось. Цель состоит в том, что нужно определить последовательность ответов, при которой "переговоры" закончатся удачно. Иногда демон может отказаться говорить, иногда просто убежать, иногда попросить деньги или магицит и убежать, или даже напасть, но если повезёт и "переговоры" пройдут успешно, то он присоединится к вашей партии. Хотя есть и такие которых завербовать нельзя вообще, но по ощущениям их меньше.

Для призыва демонов необходим магицит, который рандомно выпадает из некоторых врагов и деньги на счету швейцарского банка. Деньги тратятся для призыва. Обычно чем сильнее демон, тем больше требуется денег. Магицит же нужен для эмм... поддержания их жизни. Дело в том что во время исследования подземелья он постепенно тратится и когда закончится полностью, демоны начнут терять здоровье. Поэтому иногда их приходится отзывать. Хотя за всю игру магицит у меня закончился только один раз - на пути к финальному боссу. В остальное время недостатка в нём я не испытывал.

Призванные демоны опыт в боях не получают, он у них фиксированный и повысить его никак нельзя. Выгнать из партии его тоже никак нельзя - только отозвать. Убрать из партии демонов можно двумя способами: дождаться пока он погибнет, после чего запросить пароль на сохранение и загрузиться по нему (слишком мудрёно), либо использовать Fuse, то есть смешать его с другим демоном. На выходе можно получить более сильного демона или Дриаду (получается если демонов нельзя смешать). Техника, существующая и в серии Персона (хотя вначале я не до конца понял принцип смешивания и у меня почти всегда получалась Дриада), но на поздних этапах я собирал пати именно через Fuse. Так, по крайней мере, всегда можно было увидеть уровень и характеристики демона, а при вербовке демона через разговор всегда был шанс взять Некомату в мешке. Да и на поздних этапах демоны становятся более несговорчивыми, а так всегда можно "намешать" себе демона уровнем повыше. Из некритичных минусов - набор заклинаний у них всегда одинаковый и никак не меняется. Иногда очень не хватало возможности создать, как в Персоне, нужного демона с нужным заклинанием.

В общем, пройти до конца игры не набирая демонов в партию будет довольно сложно, даже скорее всего невозможно. И, забегая вперёд, скажу, что делать игру сложнее, чем она уже есть, вам вряд ли захочется.

Это я иду договариваться с демонами.
Это я иду договариваться с демонами.

Но как я и сказал, сначала играть было довольно просто и я даже втянулся. Хотя всё-таки одна ложка дёгтя на тот момент уже была. А именно: в игре нельзя сохраняться. Нигде. Ни. Одного. Сейвпойнта.

Да, всё правильно - это JRPG без сохранений. Если вам когда-нибудь было интересно: "Существуют ли JRPG без сохранений?", то вот - одна есть.

"Но как же так?" - подумает кто-нибудь - "Это же игра на несколько десятков часов, разве можно там вообще без сохранений?" Нууу... Как оказывается, можно. Просто вместо сохранений в игре используется система паролей, которые выдаёт специальный NPC, а позже, по достижении 17-18 уровня у Юмико появится заклинание, для получения пароля, что называется, "на ходу". Но я этой системой не пользовался. Конечно я пару раз попробовал "играть по-честному" и использовать пароли, но... Боже, как же это всё неудобно!

А поскольку я всё-таки играл на эмуляторе, то я просто использовал "Save State" - в дальнейшем мне это несколько раз сберегло нервы. Конечно это не совсем оригинальный экспириенс, всё-таки на Famicom такого не было, но записывать каждый раз 40-значный пароль мне не хотелось, да в общем-то и негде было.

Хотя разработчики всё же немного компенсировали этот "небольшой недостаток" с сохранениями и если в игре происходит "геймовер", то после этого в главном меню можно нажать "Continue" и партия появляется в стартовой локации не теряя набранного опыта, но при этом отнимают половину накопленных денег. Но денег в игре выпадает достаточно, а тратить их в основном не на что, только на снаряжение и призыв демонов, а магазинов в игре не очень много и ассортимента там - пара мечей. Даже хилки не продают - их нужно выбивать с врагов. Так что серьёзных проблем с деньгами в игре я не испытывал.

И при такой системе меньше переживаешь когда наступает Game Over. Это же немного помогает на начальных этапах, в прокачке уровня. Так же помогает в прокачке и то что погибший сопартиец всё равно продолжает получать опыт. Жаль что в других JRPG такую систему не применяют. В общем это я тоже могу занести в плюсы.

До первого босса, Минотавра, дойти проблем не составило. Да и по времени это заняло может пару часов. Сказать о нём особо нечего - он несложный. Ну можно упомянуть что боссфайт начался ВНЕЗАПНО и я, не подготовившись, проиграл, после чего мне пришлось идти к нему ещё раз. Следующий босс, Медуза, тоже довольно простая её, правда, пришлось немного поискать и битва с ней тоже началась внезапно. Но тоже ничего сложного. Немного забавно, но вспоминая битвы со всеми боссами, я могу сказать, что бой ни с одним из них не вызвал у меня больших проблем, даже с финальным. Гораздо больше проблем вызывали другие вещи.

После победы над Медузой у меня появился доступ в летающий город Sky City. И... он летает. Что это за город такой, почему он летает и как вписывается в типа "реалистичный" Токио 80-х я так и не понял. В первой книге ничего такого не было и в самой игре про это ничего не объясняется. Да и сюжета как такого здесь тоже нет. Во всей игре по сути есть только две "катсцены" - одна в начале и одна в конце. О начальной можно вообще не узнать. Чтобы её не пропустить, нужно секунд 10 посидеть в главном меню, только после этого она запустится. В ней даётся краткая предыстория к игре, но без особых подробностей. В финальной же катсцене показывают разрушение пирамиды, говорят "пасибки" и всё. Больше в игре чего-то сюжетного не будет.

Sky City, кстати, не единственный "город" в этой пирамиде. Хотя, наверное, правильнее назвать их "поселениями" Всего их где-то штуки три. И названия их я уже даже и не помню. Обычно это поселения, в котором сидит торговец, иногда с лекарем, и может пару NPC торчат на уровне, но поскольку торговцы и тем более NPC могут иногда сидеть просто посреди буквально ничего, то я так и не понял чем именно эти "города" отличаются от остального лабиринта. Просто какая-то локация называется "городом", а какуя-то нет.

При помощи Sky City можно получить доступ ещё в две локации: Mazurka Path и The Infini Palace. И-и-и... Тут и начинается чуть ли не самая раздражающая и сложная часть игры. Я даже могу сказать, что игра делится для меня на две части: до того как я начал исследовать Mazurka Path и после. И ощущения от этих двух частей сильно различаются. Людям даже с небольшими признаками топографического кретинизма можно бросать игру прямо здесь, ибо отсюда для них начинается просто какой-то ад.

Восемь запутанных этажей, соединённых иногда в каком-то, наверное одним разработчикам понятном, порядке. На нижние этажи с верхних можно пройти двумя путями (я понял это не сразу). Разблокировать подъёмник нужно на шестом этаже, а не на восьмом (до этого разблокировка проискодила на нижнем этаже). До него нужно спуститься пешком. Чтобы найти его и/или проход вниз нужно обыскать миллиард комнат. Пятый этаж с запутанной структурой на котором несложно заблудиться (легче только на седьмом и в подвале). Третий этаж на котором есть невидимый секретный босс, которого лучше найти и убить, чтобы можно было воспользоваться подъёмником. Причём подъёмника два, один из них на втором этаже, но вторых этажей тоже два: один в огне, другой нет и на обоих есть подъёмники, но оба они ведут в разные места и нумерация у того, который на обычном втором (не том который в огне) в обратном порядке, то есть там он тебя не поднимает на шестой этаж, а спускает на него, хотя это даже не тот же шестой этаж, на котором находится первый подъёмник. А на третьем кроме этого есть два прохода вниз, которые тоже ведут в разные места и желательно запомнить какой куда, чтобы лишний раз не бегать по этим коридорам. И это я ещё не рассказал как я несколько раз потерялся на седьмом этаже, пока искал Гайю...

Mazurka Path, как я её вижу.
Mazurka Path, как я её вижу.

Но и это не всё. NPC, которые выдают тебе нужную информацию расставлены иногда как попало. Да ещё нужно понять к чему относится та информация которую они выдают, потому что выражаться яснее - это картридж треснет, да ещё к тому же иногда она может оказаться уже бесполезной.

Например, один NPC, сообщивший мне "важную" информацию попался через пару часов, после того как я самостоятельно, методом перебора (спасибо Save State) решил задачку, для которой эта информация и была нужна. Или ещё пример: одна из целей игры - спасти богиню Идзанами, заточённую где-то в пирамиде. В определённый момент в игре встречается NPC, который сообщает, что она "где-то на востоке". Но при этом не сообщает что она ДАЖЕ НЕ НА ЭТОМ ЭТАЖЕ!!!!! Правильно, пусть игрок зря побегает полчаса по локации, где всей партии наносится постоянный урон. А когда ты её находишь... То вот где мне искать NPC, который расскажет в каком порядке нужно расставлять камни (спасибо Save State опять)? И с информацией от NPC здесь почти всегда так - она либо не очень информативна, либо уже просроченная. В общем одна сплошная боль.

Это Идзанами - бесполезная богиня. Та самая Megami, которая упоминается в названии.
Это Идзанами - бесполезная богиня. Та самая Megami, которая упоминается в названии.

Ещё одной небольшой проблемой для меня стала невозможность посмотреть характеристики брони и оружия. Ты никогда не знаешь лучше ли по статам меч (да и непонятно есть ли у него статы вообще), который продаётся у торговца, чем тот который у тебя есть, так что приходится ориентироваться на цену, надеясь, что раз дороже, то и лучше. Хотя, кажется, более дорогое снаряжение и правда лучше. Просто это немного странно. Но в целом это не проблема. Проблемой это может стать только если продать лучший меч в игре и купить вместо него что-то похуже. Правда об этом можно тоже не узнать, потому что статов ты всё равно не знаешь, а о том, что это "лучший меч в игре" говорит только один NPC, которого можно и не встретить. Да и шанс найти "лучший меч в игре" без гайдов очень мал, потому что не все смогут пройти путь к нему. Вернее пройти смогут не только лишь все, мало кто сможет это сделать, ведь путь до него разработчики снабдили таким количеством невидимых дыр в полу и невидимых телепортов, что я используя "Save State" чуть ли не каждом шагу, потратил на прохождение локации около 10 минут и чуть с ума не сошёл. Не представляю даже, как это всё проходили на обычной консоли без вот этого всего. Я думаю тем, кто проходил (и прошёл) это на Famicom, используя только пароли, Atlus должна высылать какие-нибудь награды или компенсацию, или сеанс у психолога

Видишь телепорт? И я не вижу. А он есть!
Видишь телепорт? И я не вижу. А он есть!

Предпоследний босс - Сет, немного сложнее предыдущих, но серьёзных проблем он у меня тоже не вызвал. Гораздо сложнее было его найти. Точнее чтобы его найти, сначала нужно было найти особого демона, который бы указал тебе на скрытый проход, который ведёт в локацию, в которой и будет находиться Сет. К чему такие заморочки. И это сюжетный босс. Ну вроде как... Всё-таки после убийства Медузы появляется доступ и к той локации где находится финальный босс, но для уровня партии сразу после убийства Медузы там будут слишком сильные враги, и скорее всего, придётся качаться и искать оружие/броню получше. Плюс если не найти специальный камень, то финальный босс будет себя лечить, что тоже наверняка усложнит бой с ним. То есть лечение на себя он будет кидать и с этим камнем, просто оно не будет срабатывать. Так что наверное Сет всё же сюжетный босс.

Насколько мне известно в комплекте к картриджу с оригинальной игрой шла инструкция. А ещё по игре гайд был. Уж не знаю шёл он в комплекте или покупался отдельно. Возможно в них всё это объяснялось, возможно даже сюжет там рассказывался со всеми этими "летающими городами".

Последняя локация перед финальным боссом - The Infini Palace. Огромная, запутанная, с бесячими поворачивающими платформами и невидимыми ловушками, так что двигаться там приходилось медленно и постоянно поглядывать на компас. Иначе можно было идти, например на юг, а в итоге прийти на восток. И поход к финальному боссу это тоже та ещё заморочка. Нужно сначала спуститься вниз определённым путём, потом подняться вверх определённым путём, при этом пройти через этаж на котором ничего не видно. Буквально. Но я к этому моменту уже проходил, сверяясь с картой из интернета, потому что без неё прохождение этой локации думаю сильно затянулось бы. На самом деле с картой и гайдом я начал сверяться еще перед предыдущим боссом, потому что... ну я выше уже всё объяснил.

Финальный босс - Люцифер, ничего особенного, просто чуть толще остальных, бьёшь, иногда лечишься и минут через 20 - победа, радость от того что прошёл, легкое разочарование, от того что он не особо челленджевый (я его победил сильно потасканной партией, но в партии всё равно никто не погиб). Хотя может это и к лучшему - идти до него довольно сомнительное удовольствие. Ну и финальный ролик - Накадзима и Юмико спаслись, башня рушится, а Идзанами и Идзанаги зыркают откуда сверху.

Финальный босс.
Финальный босс.

Итак, какие же у меня в итоге ощущения от игры? Довольно неоднозначные. С одной стороны мне понравилось убалтывать демонов, заниматься фьюзом, пытаясь сделать себе суперпокемона, система при которой мёртвые персонажи всё ещё получают опыт, а ты его не теряешь при геймовере. Музыка, в целом, понравилась, хотя на уровнях мелодии крутятся по кругу и через какое-то время надоедают но всё равно многие из них мне понравились. Да и до того как я пошёл в Mazurka Path ходить по лабиринтам мне тоже в принципе нравилось.

С другой же стороны сложность практически во всей второй половины игры какая-то неадекватная, причём даже не из-за сложности монстров, а из-за какой-то ненормальной архитектуры уровней, раздражающего бэктрекинга, кучи невидимых дыр, телепортов и ловушек, всех этих поворачивающих платформ. Сохранений опять же нет... В игре на несколько десятков часов.

Это, кажется, единственная на моей памяти JRPG тех лет вышедшая на картридже без батарейки, потому что всякие Final Fantasy, Dragon Quest или Phantasy Star давали возможность сохраняться. Нет даже каких-нибудь простеньких чекпойнтов после победы над боссом, так что в случае смерти партии, полученный опыт сохранить конечно можно, вот только начинать играть нужно с самой первой локации. И бежать обратно придётся долго. Расскажите мне теперь про Dark Souls.

А ещё в игре баги есть. И с ними можно бороться.
А ещё в игре баги есть. И с ними можно бороться.

Стоит ли играть в Famicom версию в 2020 году и позже (раз уже почти конец года)? Тут конечно пусть сам каждый решает насколько ему такое интересно, но я бы посоветовал поберечь нервы. Тем более играть без гайда сомнительное удовольствие. Хотя существуют и другие версии и порты, которые наверное можно попробовать.

Помимо версии для PC88, MSX и т.д, которая вообще другая игра, но с тем же названием, в 1995 для Super Famicom выходил сборник Kyūyaku Megami Tensei, содержащий в себе графически улучшенные версии первой и второй части. В 2004 в Японии выходил порт на телефоны. В 2012 году Kyūyaku Megami Tensei выходил на Wii через Virtual Console. И 3 октября 2020 года оригинальная версия вышла на Switch в составе Namcot Collection. Мне не удалось найти никакой информации о выпуске хоть одной из этих версий на Западе, так что единственный способ поиграть в неё судя по всему англифицированная версия, через эмулятор. Либо учить японский. 

Что в итоге. Понял ли я почему этот экспериментальный "помотивчик" вырос во франшизу? Не совсем. Но интересные идеи там были и интерес к Shin Megami Tensei у меня не пропал. Возможно я бы даже попробовал сыграть в первую SMT. Когда-нибудь.

P. S Хотел поставить оценку игре, но оказывается её даже на сайте нет.


Лучшие комментарии

Восемь запутанных этажей, соединённых иногда в каком-то, наверное одним разработчикам понятном, порядке. На нижние этажи с верхних можно пройти двумя путями (я понял это не сразу). Подъёмник находится на шестом этаже, а не на восьмом. До него нужно спуститься пешком. Чтобы найти его и/или проход вниз нужно обыскать миллиард комнат. Пятый этаж с запутанной структурой

...

Чет, у меня от одного этого описания мозг в трубочку сворачивается.

Никогда не жаловался на топографический кретинизм… Но есть одна вещь… Она пугает меня…

Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также