Существуют такие игры, за которыми тянется шлейф неприятия сообществом. Фанаты ждали того же самого только побольше и поширше, а вышло переосмысление или игра в другом жанре. Например, DMC. Многим не понравился вид главного героя да и геймплей уже не тот. Наслушался таких мнений и не стал в неё играть на старте, а в прошлом году прошёл и норм. И я подумал, у меня такое же отношение к Fallout Tactics. Вдруг все эти годы я был под влиянием ложного мнения?
Первое впечатление
По началу никаких подвохов не заметил, выглядит как Fallout, играется так же. По умолчанию стоят пошаговые бои, звучит точь-в-точь, SPECIAL присутствует, добавились напарники да некоторые тактические возможности, но в обучении их было маловато.
Что же такое Fallout Tactics?
Начну с того что это не фоллаут и почти не тактикс. Пусть не вводит в заблуждение похожая, хотя и улучшенная графика, и переработанный под команду, но всё тот же интерфейс. Здесь почти нет квестов. Они сводятся к заданиям типа: вылечи или найди НПС. Игра линейна, и позволяет выбрать только одну миссию из двух возможных и то не всегда. Здесь нет диалогов, совсем нет, только брифинги, иногда кто-то скажет несколько фраз, а в ответ — тишина, главгерой не умеет говорить. Но харизма, как ни странно, присутствует, она влияет на цены, товары у торговцев, количество рекрутов и отношение к протагонисту.
Разработчики пытались сделать интерфейс удобным: приделали миникарту слева, тактические кнопки справа, переключаться между предметами в руках стало проще. Вот только зачем-то убрали выпадающее меню на ПКМ, поэтому лучше выучить несколько горячих клавиш.
Игра гибридная, бои в реальном времени с возможностью переключения на пошаговый режим в любой момент, причём очки хода тратятся и там, и там. На лёгком и обычном уровне сложности смешанный геймплей предпочтителен — так как врагов много, пошаговые бои затягивают игру. Да ещё комп думает очень медленно. На уровнях выше пауза и очерёдность хода — необходимость, в таком режиме успеваешь среагировать и не потерять половину отряда.
Что осталось от фоллаута так это система SPECIAL. Её обрезали, но она всё ещё работает. Настраивать характеристики своего бойца, мучительно выбирая куда распределить очки, выбрать специализацию и играть именно тем стилем каким хочешь всё так же увлекательно.
Заметны изменения. Нет навыка «красноречие» (speech), зато добавили «пилот» (pilot). Прикрутили визуальную кастомизацию.
Тактика говорите
В обучении показывают засады, но пользоваться ими приходится редко, потому что из врагов патрулируют единицы, по большей части они стоят на месте и стреляют издалека, а рукопашники сами к вам бегут и попадают под град пуль. Да и врагов много, так что игра длинная и без засад, а с ними ещё дольше. Можно забираться на верхние этажи и точность оружия будет выше. Ещё позволяется менять положение тела: лежать, сидеть и стоять — тоже влияет на точность и чем ниже, тем сложнее по вам попадать. Есть мины, которыми вы будете пользоваться только в определённых местах, ведь как уже сказано большинство врагов стоят и стреляют. Иногда попадаются миссии, где мины пригодятся, но их мало. Сидеть в машине и стрелять, я тактическим приёмом не считаю.
Техническое состояние
Из-за проблем с частотой кадров случайные битвы на карте встречаются чаще, чем следовало бы, иногда каждый миллиметр попадается кто-то. Это при том что уже на старте жаловались на их количество. А если не прокачан «натуралист» (outdoorsman), столько боёв пройдёт перед миссиями, что можно и расхотеть играть дальше.
Искусственный интеллект напарников туп. Надо обязательно ставить их в формацию иначе расстрел друг друга из пулемёта станет обыденностью. Но построение иногда мешает, поэтому от дружеского огня совсем не избавиться. А ещё пути прописаны через одно место. Все везде застревают, не проходят через дверь, не слушаются команд. Если конечная точка у стены, половина группы встанет перед ней, а вторая за ней, во время боя это смертельно.
Типичный баг. Уничтоженный робот перегородил единственный путь, никто не может пройти. Проблема решается только перезагрузкой.
Уровни в миссиях большие, конечно, иногда выдают транспорт, но он медленный, и дорог нормальных никто не сделал. Машина постоянно застревает. И невозможно понять, если проехать через эту маленькую травку, застрянет или нет?
Хорошее в игре есть?
Система SPECIAL. Хотя есть проблемы с отыгрышем, со специализацией бойцов всё в порядке. Вариантов много, как и раньше. Плюс добавили дополнительных перков.
Напарники — их большое количество, есть из кого выбирать. Попадаютcя специалисты, например, медик, ремонтник, вор, скаут. И ещё они могут нести груз. Пять человек в команде это много лута, а его здесь действительно дофига: враги с тяжёлым оружием, сундуки, шкафчики. Жаль только хлама, который ничего не стоит, если его продавать в большом количестве, то он ещё и в цене упадёт.
Количество вояк готовых к вам присоединится немалое. Но в команду можно взять только пятерых.
Ещё плюс — игру не запрещено проходить в одиночку, не брать напарников. Больше опыта и челенжа.
Пасхалки, они тут есть. Некоторые веселят. От других только мысль: что это было? Попадаются продавцы с полезными редкими товарами и книгами для прокачки.
Да, насчёт торговли, в братстве и вне его валюту принимают разную. И получить деньги пустошей не так-то просто. В основном все покупки совершаются в братстве, патроны медикаменты можно и на поле боя найти, а вот уникальное оружие и броня — это только у них. Стоит всё дорого, если нет кого-то с прокаченным бартером. Выглядит это странно, главгерой — член организации, успешно выполняет для неё задания, а оружие и экипировку всё равно надо покупать. Как-то не по-братски. Ладно, в постапокалипсисе свои законы.
Что ещё хорошего, оружия много, на любой вкус: от кустарных копий с динамитом до Гаусс пушки. Различной дальности и скорострельности. Рукопашников тоже не обделили. А ещё есть танк, из которого можно стрелять, но он появляется во второй половине прохождения.
Только в этой игре понял фишку препаратов. Так как сразу вынуждают прокачать «натуралист», ввязываться в неудобные стычки вне заданий, с негативным статусом, уже не нужно, да и по времени не ограничивают. Поэтому ходишь по карте, пока ломка не пройдёт, и снова накачиваешься таблетками. А закинуться здесь есть чем, наркоты стало больше, бонусы от неё разнообразнее. Так что из любого доходяги можно слепить бойца.
Автотранспорт, здесь его больше чем в Fallout 2, одной машинкой всё не ограничивается. Находить технику можно на миссиях, где надо что-то доставить или забрать с поля боя. И эти уровни сделаны специально для транспорта. Как жаль, что их по пальцам можно пересчитать. Управлять разрешено сразу несколькими машинами. За руль лучше сесть персонажу с высоким навыком вождения. В чём преимущество транспорта: по карте передвижение быстрее, а в бою, это дополнительная броня. У машин есть свои очки здоровья, которые восстанавливаются ремкомплектом и персонажем с навыком ремонт. Техника бывает лёгкая и маловместительная — такая едет быстрее, но и повредить её проще, а поломать в этой игре раз плюнуть. Другой тип побольше и потяжелее — едет медленно, но зато прочнее, а если ещё есть пушка со снарядами… Жаль запас ограничен. И ещё одно преимущество техники — бесконечный багажник. Да в машину можно запихать всё что угодно.
Парк техники доступной в игре. Стационарная пушка только на танке. Хаммер с орудием — это графический баг.
Разнообразие фракций, кроме уже знакомых рейдеров, супермутантов и гулей, добавились бистлорды, каргокультисты и роботы. Над последними поработали лучше всего. Тут вам и типичные человекоподобные, вездесущие пауки, турели, танки огромные «бегемоты», попортившие немало нервов «летающие» роботы.
Hover Bot, как же он бесит. Маленький, вовремя не заметишь. Стреляет ракетами далеко и больно. После удачного залпа можно сразу перезагружаться. Хорошо хоть боезапас ограничен.
Сюжет
Сказать о нём почти нечего. Ролики скудные: два паршивеньких синематика в начале игры. Основное повествование идёт через чёрно-белые рисунки с закадровым голосом. Во время геймплея только брифинги, да от НПС прозвучит несколько реплик. Всего один персонаж хоть как-то прописан — это генерал Барнаки. В конце ещё можно наткнутся на терминалы с записями. Честно говоря возникает ощущение, что сюжет просто лором заменили. Само наполнение на шедевр не тянет, опять надо спасти человеков. Из-за отсутствия диалогов подробности узнать не удастся. А ещё здесь нет говорящих голов, только текст.
Набор перелистывающихся картинок, так подаётся история в игре.
Музыка и атмосфера
От саундтрека получаешь удовольствие. Меланхолично-гнетущие композиции в меню сразу задают тон всей игре. Местный эмбиент усиливает его, а динамичные треки во время боёв передают напряжение так, как и должны. Жаль, что «The Generic Battle» повторяется слишком часто. Серьёзно, в сотый раз это уже задалбывает слушать. Вот если бы написали ещё парочку композиций под ту же ситуацию, а так, оставили каплю дёгтя в бочке мёда.
Если говорить об атмосфере, помимо музыки, то игра сразу даёт понять: вы не в том постапокалипсисе где уцелевшие люди пытаются налаживают мирную жизнь, здесь всё по-другому. Тут идёт война всех против всех, а вы — терминатор вырезающий всё живое и неживое на пути. Ядерного опустошения тоже нет. Заброшенных радиоактивных городов или баз кот наплакал. Да я даже ни разу не использовал антирадиационные препараты, радиация есть, но она не чувствуется, броня от неё защищает. Оборудования полно, сразу хаммер выдают, а все враги с тяжёлым и энергетическим оружием. Народа в этой местности столько, что сомневаешься, я точно в пустошах? Хорошо это или плохо? Если смотреть на игру как продолжение серии, то, да, плохо — отход от канона, а если закрыть на такое положение вещей глаза всё-таки спин-офф со своим лором — пойдёт.
Вывод
Стоило мне слушать хейтеров? Ответ — нет. На тот момент я был знаком с небольшим количеством игр и вспоминая что мне тогда попадалось на дисках, Fallout Tactics была лучше многого. Сейчас я бы предпочёл для прохождения что-нибудь другое. Положительные стороны ничем её не выделяют. Недоделанность, техническое исполнение, обрезанность не дают ей насладиться. Только система SPECIAL спасает от разгрома. За последние 19 лет вышло немало игр похожих и выглядящих получше, поэтому можно пройти мимо Fallout Tactics и ни о чём не пожалеть.
Тем кто хочет в любом случае пройти игру, я могу дать несколько полезных советов:
Совет 1
Почти все секретные локации расположены попарно. Если вам удалось найти одну, побегайте вокруг неё — возможно, сразу или немного погодя рядом откроется другая.
Совет 2
Серьёзной проблемой является вынос добра с поля боя. Ставим на выходе с уровня своего бойца, загружаем его под завязку, не обращая внимания на «перегрузку» (encubered) и «паралич» (immobile) и просто выходим с локации. На глобальной карте двигаемся как обычно.
Совет 3
Две отмычки в руках повышают уровень взлома. Не понимаю, как это работает, но очень помогает с замками.
Совет 4
Когда вы найдёте в бункере Гамма торговца оружием, который слишком азартен для служителя братства, проблема денег для вас перестанет существовать. Этот парень готов поставить на кон всё что продаёт. При этом с навыком gambling, прокачанным до 37, мне даже не пришлось перезагружаться при неудавшихся попытках, так как их не было. Для верности можно прокачать удачу препаратами.
Совет 5
Торговцы в пустошах продают яд, полезная вещь для скрытных убийств. Если нужно убить дружеского НПС, а карму терять не хочется. Возьмите яд, подкрадитесь, вколите его и быстренько выйдите из локации и через несколько дней вернитесь. НПС будет мёртв, и никто на вас не подумает.
Совет 6
Рекруты, которых вы не взяли в отряд, прокачиваются самостоятельно, при этом бестолково. Чтобы этого не происходило, интересующих вас бойцов необходимо включать в свой отряд. Не распределяйте очки навыков сразу, а подождите, пока им дадут полезные перки. В итоге получите сильных компаньонов.
Совет 7
Навык «наука» (science) нужен только в последней трети игры, чтобы точнее по роботам стрелять и взломать несколько терминалов. Лучше его прокачивать книгами и не тратить очки.
Лучшие комментарии
Для своего времени игра не шедевр, но играть можно. Сейчас особо смысла нет. Хотя у игры есть фанаты которые считают, что это лучший фоллаут.
В своё время прошёл её с удовольствием. Дважды. Да, конечно, это был даже близко не второй фаллаут. Но с другой стороны и не четвёртый с 76-м.
Есть занятный комикс Fulcrum, использующий эстетику Tactics.
Интересный обзор. В целом игра была не плохая. Напоминает Icewind dale 2.Та тоже была больше про сражения чем baldurs gate. Если бы не баги то играть было бы можно. Сам к сожалению играл ровно один раз только потому что больше интересовали номерные части а из тактических увлекался Jaged alience 2
Неудивительно. Тактических игр в декорациях постапокалипса и сейчас не очень много. А тогда вообще не было.
я пиздец как заинтересовался, но игра до жути сейчас кривая на современных мониторах и вот сейчас устоновлю редукс и пойду проходить может даже залью на свои канал
«Типичный баг. Уничтоженный робот перегородил единственный путь, никто не может пройти» — вы наговариваете. Такого бага нет. Мертвый робот проходится насквозь, хоть бот, хоть бегемот. А вот если он вырублен и без сознания, то да. Он преграждает путь.
Я вот не понимаю. Кому я не предлагал поиграть в мультиплеер tactics, все поголовно говорят:" Я не буду играть в это неканоничное говно"
Только один единственный человек согласился, и он просто сидел охреневал. В какой ещё игре можно заминировать собаку и взорвать ею весь вражеский отряд? Это же отличная тактическая игра, с минами, со снайперами, тяжёлой пехотой и прочим.
Я считаю этой игре очень нужен был сиквел, который всё отполировал бы. Да даже сейчас яб не отказался от второй части.
Слишком она отличалась, и слишком её засрали тогда. Не назвали бы фоллаутом, всё могло быть по-другому.
Если рассматривать как переход к следующей игре серии (НЕ ОТ ПЕПЕЗДЫ КОНЕЧНО), то охрененная часть игры. Для любителей пошаговых боев это был шедевр. Да есть минусы с видимостью на разных этажах. Спрайты подглючивали. Первые уровни скучноватые. Но это мелочи. Пошаговый бой был уже вылизан и затмевал первые две части.
Автор явно не играл в tactics, либо пошаговые бои аля Fallout не для него.
Не нравится игра — зачем писать о ней статью? Не понимаю таких авторов. Это как доказывать, что твоя жена лучше, а всех остальных я не зря пропустил.
Желаю удачи.
Да, да, не нравится игра — закрой пасть. Я вас понял.
И первый и второй Фоллаут я проходил не единожды. Я как раз 3дешные не трогал)
Помотивчик забавный. Персонажи раскрыты лучше чем в игре)